УДК 001.8(07): 378 ББК 73р: 74.48
Чарыкова Светлана Владимировна
аспирант
кафедры информатики и методики преподавания информатики Челябинский государственный педагогический университет
г. Челябинск Charykova Svetlana Vladimirovna Post-graduate
Chair of Computer Science and Methods of Computer Science Teaching Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk
Количественные параметры формирования ключевых компетенций учащихся в процессе обучения информатике Quantitative Variables of the Pupils’ Key Competences Forming in the Process of Computer Science Teaching
Статья посвящена изучению количественных характеристик формирования ключевых компетенций в процессе обучения информатике. Определены и проиллюстрированы статистические данные, полученные в ходе анализа примерных программ основного общего образования, среднего (полного) общего образования (базовый и профильный уровни) по информатике и информационным технологиям, позволяющие выявить долю сформированности каждого блока ключевых компетенций в ходе изучения непрерывного курса информатики.
The article is dedicated to the research of the quantitative variables of the pupils’ key competences forming in the process of computer science teaching. We identified and illustrated the statistic results, achieved in the process of analysis of the Exemplary Programs of the Fundamental General Education, Secondary (Comprehensive) General Education (baseline and profile line) in Computer Science and Information Communication Technologies. These data allowed us to reveal the share forming the each block of key competences in the uninterrupted process of computer science teaching.
Ключевые слова: компетентностный подход в образовании, ключевые компетенции, требования к уровню подготовки выпускников.
Key words: competence approach in education, key competences, requirements to the qualification level of school leavers.
В намечающихся контурах будущего общества образованность и интеллект всё больше относятся к разряду национальных богатств, а духовное здоровье человека, разносторонность его развития, широта и гибкость профессиональной подготовки, стремление к творчеству и умение решать нестандартные задачи превращаются в важнейший фактор прогресса страны.
Очевидно, что основополагающим аспектом вышеуказанных положений является современная система образования, несущая высокий уровень форма-
лизации педагогических знаний. Однако проблема внесения этих знаний в общество сохраняет свою актуальность.
Идея компетентностно ориентированного образования - один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования. Формирование компетенций учащихся, т.е. способность применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования [1].
Что касается определений таких главенствующих понятий, как «компетенция» и «компетентность», то количество трактовок достаточно велико. Все они по-своему верны и отражают ту или иную грань достаточно обширного понятия. Однако мы опираемся на характеристики, предложенные А.В. Хуторским [4, 5]. Мы считаем, что именно они являются максимально содержательными и применимыми в педагогических исследованиях. Таким образом, компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [4].
Определив понятие образовательных компетенций, следует выяснить их иерархию. В соответствии с разделением содержания образования на общее ме-тапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета), автор предлагает трехуровневую иерархию компетенций. Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования, общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
В связи с этим список ключевых компетенций выглядит следующим образом: ценностно-смысловые компетенции, общекультурные компетенции, учебно-познавательные компетенции, информационные компетенции, коммуникативные компетенции, социально-трудовые компетенции, а также компетенции личностного самосовершенствования [4].
Очевидно, что в ходе непрерывного образовательного процесса у учащегося должны быть сформированы все представленные блоки компетенций. Интересным нам представляется их распределение по учебным дисциплинам. Изучение этого феномена и стало краеугольным камнем нашего исследования. Мы попытались вычислить долю, которая приходится на школьный предмет «Информатика и ИКТ» в формировании ключевых компетенций.
Для того, чтобы определить показатели по каждому блоку компетенций, мы воспользовались следующими нормативными документами: «Примерная программа основного общего образования по информатике и информационным технологиям», «Среднее (полное) общее образование. Примерная программа по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень», а также «Среднее (полное) общее образование. Примерная программа по информатике и информационным технологиям. Профильный уровень».
Обязательные результаты изучения данных курсов приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Рубрика «знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися. Выпускники должны понимать смысл изучаемых понятий, принципов и закономерностей. Рубрика «уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой. В рубрике «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки конкретного учебного предмета и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач [5].
Именно эти важнейшие характеристики и послужили предметом нашего анализа. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников, обра-
зовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов [3].
Исходя из этого, структурными компонентами любой ключевой компетенции являются знания, умения, навыки, а также способы деятельности ученика, необходимые ему для успешного решения проблем в различных сферах жизни и профессиональной деятельности.
На основании данной характеристики мы составили схему, в которой проследили наличие или отсутствие того или иного структурного компонента в каждом блоке ключевых компетенций. Данный шаблон заполнялся для 7 блоков ключевых компетенций, определенный процент которых формируется в процессе обучения информатике на всех его ступенях.
Рассмотрим в качестве примера блок социально-трудовых компетенций, структурные компоненты которого фрагментарно отображены в таблице 1.
Таблица 1.
Социально-трудовые компетенции учащихся
Элемент схемы Рубрика из «Требований к уровню подготовки выпускников»
Базовый уровень Профильный уровень
Требование Ступень обучения Требование Ступень обучения
Знания 1. Знать средства автоматизации информационной деятельности 11 класс 1. Знать назначение и области использования основных ИКТ 11 класс
Умения / Навыки 1. Уметь создавать информационные объекты 2. Искать информацию с применением правил поиска в различных информационных источниках 3. Уметь выбирать способ представления информации в соответствии с поставленной задачей 8 класс 9 класс 11 класс 1. Уметь создавать информационные объекты 2. Искать информацию с применением правил поиска в различных информационных источниках 3. Уметь выделять информационный аспект в деятельности человека 8 класс 9 класс 11 класс
Способы
деятель-
ности
1, 2, 3, 4. Создание простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
1, 2, 3, 4. Создание простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ
5. Поиск и отбор информации, в частности, относящейся к личным познавательным интересам, связанной с самообразованием и профессиональной ориентацией
6. Представление информации в виде мультимедиа объектов с системой ссылок
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс
10 класс
11 класс
Таким образом, показатели структурных компонентов соответственно равны 1,3,3,4 (при изучении предмета на базовом уровне) и 1,3,3,6 (при изучении предмета на профильном уровне).
Определив количественные показатели того, насколько каждый блок ключевых компетенций должен формироваться у учащихся в процессе обучения информатике в соответствии с Государственным общеобразовательным стандартом, мы получили сводные таблицы. Это позволило вычислить процент, приходящийся на каждый структурный компонент ключевой компетенции в рамках реализации одного блока, представленный на рисунках 1 и 2.
Полученные нами количественные характеристики являются пока теоретической формализацией педагогического процесса. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть таковых показателей в процессе обучения, кажется нам весьма практичным. Использование инновационных образовательных технологий, а также различных методов и форм обучения должно послужить толчком для реализации намеченных планов. И только тогда данная схема станет действительно полезной для учителей, помогая им в освоении основных направлений развития современной системы образования и упрощая их ежедневный филигранный труд.
12
10
Ё
5
4
2
О
Базовый уровень
I ЗНАНИЯ и УМЕНИЯ У НАВЫКИ У СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
лГ
<у
■ 1
1.1 и , 1 1 1
■ 1С 11 1 1 II
Л Я- Чр X / / / * / / , / <Г .с® У */ с / / 0 ф * / /
Рис. 1. Показатели сформированности ключевых компетенций учащихся в процессе обучения информатике на базовом уровне
Профильный уровень
12
10
ЗНАНИЯ и УМ ЕН И Я У НАВЫКИ ■ СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У I I
у
-г
&
,С' & ,
/ -у ■?
чр л° |-------^^----------------------£-
^ [Горизонтальная ось (категорий)
ЯР
&
Рис. 2. Показатели сформированности ключевых компетенций учащихся в процессе обучения информатике на профильном уровне
Библиографический список.
1. Бобиенко, О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций [Тескт] / О.М. Бобиенко. - Казань: Издательский центр ТИСБИ, 2006. - 179 с.
2. Примерная программа основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37208/11-1-s.pdf - 25.12.2008.
3. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля. - Режим доступа: www.eidos.ru/journal - 21.10.2008.
4. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. -Режим доступа: www.eidos.ru/journal - 11.11.2008.
Bibliography
1. Bobienko, O.M. Theoretical Approaches to the Key Competences Problems [Text] / O.M. Bobienko. - Kazan: Publishing Centre of TESBE, 2006. - 179 p.
2. Exemplary Program of the Basic General Education [Electronic Resource]. - Access Mode: http://window.edu.ru/window_catalog/files/r37208/11-1-s.pdf - 25.12.2008.
3. Khutorskoy, A.V. Key Competences and Educational Standards [Electronic Resource] / A.V. Khutorskoy // Internet-Journal “Eidos”. - 2002. - April, 23. - Access Mode: www.eidos.ru/journal - 21.10.2008.
4. Khutorskoy, A.V. Technology of Key and Subject Competences Projecting [Electronic Resource] / A.V. Khutorskoy // Internet- Journal “Eidos”. - 2005. - December, 12. - Access Mode: www.eidos.ru/journal - 11.11.2008.