Научная статья на тему 'Количественная оценка востребованности образовательных программ в условиях уровневого образования'

Количественная оценка востребованности образовательных программ в условиях уровневого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
428
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / УРОВНЕВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петров В. Л., Гончаренко С. Н.

Приведены количественные характеристики востребованности образовательных программ уровневого образования, определен круг системных задач в области обеспечения финансовой устойчивости вузов, освещены принципиально новые аспекты высшего образования, обеспечивающие универсальность, фундаментальность, практическую направленность и способствующие повышению уровня конкурентоспособности и интеграции образовательных программ в мировое образовательное пространство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Петров В. Л., Гончаренко С. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Количественная оценка востребованности образовательных программ в условиях уровневого образования»

© В.Л. Петров, С.Н. Гончаренко, 2011

УДК 622:378.022

В.Л. Петров, С.Н. Гончаренко

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ВОСТРЕБОВАННОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В УСЛОВИЯХ УРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Приведены количественные характеристики востребованности образовательных программ уровневого образования, определен круг системных задач в области обеспечения финансовой устойчивости вузов, освещены принципиально новые аспекты высшего образования, обеспечивающие универсальность, фундаментальность, практическую направленность и способствующие повышению уровня конкурентоспособности и интеграции образовательных программ в мировое образовательное пространство.

Ключевые слова: образовательные программы, уровневое образование, количественные характеристики, траектории обучения, рынок труда, контрольные цифры.

~П настоящее время в России сложилась и действует система

-И-М высшего профессионального образования, в которой возможна как подготовка дипломированных специалистов (срок обучения 5 и 5,5 года), так и с присвоением выпускнику степени бакалавра (срок обучения 4 года), степени магистра (срок обучения 1-2 года после получения степени бакалавра) или квалификации специалиста. Если в 2000 г. выпуск бакалавров и магистров составил 52,5 тыс. человек по всем формам обучения (47,5 тыс. - по дневной форме обучения), то, за последние 10 лет их выпуск удвоился.

Вместе с тем в настоящее время обучение в магистратуре нередко рассматривается лишь как возможность увеличения сроков подготовки по специальности, а бакалавриат становится в таком случае формальным уровнем образования при фактическом отсутствии выпуска специалистов на рынок труда. Однако в современных условиях для повышения качества высшего образования бакалавриат и магистратура должны стать самостоятельными ступенями образования, каждая из которых имеет определенные цели и задачи.

Безусловно, принятие закона о уровневом высшем образовании повлечет за собой мощные институциональные изменения не только в самой системе высшего образования, но и в системе взаи-

моотношений с работодателями, как самих выпускников, так и вузов.

В настоящее время очевиден устойчивый рост спроса на специалистов высокой квалификации. Рынок диктует необходимость постоянного повышения требований к специалистам, их квалификации, способности адаптироваться к новым запросам в горнопромышленном комплексе (ГПК), что существенно затрудняет прогнозирование развития сферы образования.

В этих условиях расширение уровневой системы высшего образования, направленной на обеспечение гибкости программ и стимулирование академической мобильности.

Успех и результативность преобразований высшей школы при переходе на уровневую систему зависят как от решения внутрисистемных задач - обеспечения финансовой устойчивости вузов, разработки принципиально новых стандартов образования, обеспечивающих универсальность, фундаментальность образования и его практическую направленность, - так и от стратегических усилий: повышения конкурентоспособности и интеграции в мировое образовательное пространство.

Стратегии развития подавляющего большинства вузов России слабо учитывают сложившееся на рынке труда соотношение между спросом и предложением по конкретным специальностям. Фактически функции по оценке этого соотношения возложены на Министерство образования и науки РФ, которое принимает на себя все риски по расходованию бюджетных средств. В настоящее время такое регулирование осуществляется с помощью контрольных цифр приема, которые:

• формируются с учетом потребностей горнопромышленного комплекса (ГПК) в квалифицированных кадрах, обеспечения воспроизводства и развития инновационного потенциала экономики, создания условий для развития научных школ в профессиональном образовании;

• разрабатываются на основе анализа рынка труда и прогнозной потребности в специалистах на среднесрочную перспективу для ГПК с учетом складывающейся демографической ситуации.

Основу контрольных цифр приема составляет численность студентов, принимаемых на первый курс. Контрольные цифры приема в магистратуру в настоящее время не превышают 5% от общего объема, что явно недостаточно для обеспечения Таблица 1 14

2000 2001 2001 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Выпуск магистров, человек 8427 9418 9379 9669 10642 11053 10986 11474 11962 12451

Отклонение в % относительно предыдущего года 28,1 11,8 -0,4 3,1 10,1 3,9 -0,6 4,4 4,3 4,1

Г осударствен-ные и муниципальные вузы, человек 8202 9185 9233 9627 10454 10989 10910 11429 11947 12465

Отклонение в % относительно предыдущего года 29,7 12,0 0,5 4,3 8,6 5,1 -0,7 4,7 4,5 4,3

Негосударственные вузы, человек 225 233 146 42 188 64 86 91 100 118

Отклонение в % относительно предыдущего года -11,8 3,6 -37,3 -71,2 347,6 -66,0 34,4 5,8 9,5 18,8

восполнения кадров, предназначенных для обеспечения научных исследований, проектных и конструкторских разработок, профессорско-преподавательского состава вузов, для развития предприятий ГПК. Вопрос о том, какова должна быть численность магистров и бакалавров в российских вузах для потребности предприятий ГПК, может быть решен только при условии четкого понимания, что же представляют они собой как специалисты.

Исторически в России сложилась система высшего профессионального образования, которая состоит из двух подсистем: непрерывная подготовка дипломированных специалистов по 500 специальностям (срок обучения, как правило, 5 лет) и ступенчатая подготовка с присвоением выпускнику степени (квалификации) бакалавра (срок обучения 4 года) и магистра (срок обучения 6 лет) по 120 направлениям. Практическая реализация этих подсистем в России осуществляется по разным схемам:

•независимые траектории обучения по подсистемам бакалавров и специалистов;

Таблица 2

Сравнение относительных показателей вузов Рособразования 2008 и 2009 г

Годы Доля численности магистров в общей численности студентов очной формы, обучающихся за счет средств федерального бюджета, % Доля приема магистров в общей численности студентов очной формы, обучающихся за счет средств федерального бюджета, % Доля приема магистров в общей численности приема студентов очной формы, обучающихся за счет средств федерального бюджета, %

2008 1,5 0,8 3,8

2009 1,8 1,0 4,6

•совмещенные траектории обучения с первого по второй или третий курс с последующим разведением потоков специалистов и бакалавров на старших курсах, чему способствуют государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования, введенные в 2000 г.

Динамика выпуска магистров в 2000-2009 гг. по всем вузам России свидетельствует о его неуклонном росте в государственных и муниципальных вузах начиная с 2002 г., темп этого роста несколько снижается в 2005 и 2006 гг. (табл. 1).

В негосударственных вузах численность магистров пока крайне незначительна, а динамика их выпуска носит неустойчивый характер. Мы не имеем точных данных о динамике выпуска магистров после 2009 г., однако есть основания предполагать, что наметилась тенденция к его росту.

Насколько невелико число обучающихся в вузах на магистерских программах, можно убедиться, сопоставив численность студентов магистратуры и их прием с общим контингентом студентов (табл. 2). Данные приведены по вузам, подведомственным Рособразованию, по студентам, обучавшимся очно за счет средств федерального бюджета.

Представляется, что выпускники магистратур предназначаются для следующих основных направлений деятельности:

1) исследовательская работа в научных институтах и научных подразделениях ГПК;

2) конструкторские и проектные разработки в ГПК;

Рассмотрим более подробно все эти направления. В настоящее время численность персонала, занятого исследованиями и разработками в сфере технических наук, составляет около 240 тыс. человек (табл. 3).

Таблица 4

Удельный вес выпускников вузов в численности

исследователей (%) и потребность в выпускниках для пополнения штатов исследователей

Удельный вес выпускников вузов в численности исследователей, % Численность выпускников вузов, которые должны быть направлены на исследовательскую работу

Реальный показатель Нормативный показатель

В государственном секторе 1,7 808 1379

В предпринимательском секторе 2,9 5532 5532

В период с 1990 по 1997 г. существенно сократилась численность занятых в таких отраслях, как наука и научное обслуживание, — на 49%. Численность исследователей продолжает сокращаться и в настоящее время. При этом следует отметить, что, начиная с 2002 г. численность исследователей снижается более высокими темпами, чем в 1998-1999 гг.

Если считать, что выпускник вуза, поступивший на работу в вуз, НИИ и КБ, должен отработать до достижения пенсионного возраста в среднем 35 лет (женщины несколько меньше, а мужчины больше), то средняя доля выпускников в общей численности исследователей должна составлять около 2,9%. В предпринимательском секторе этот уровень выдерживается, а вот в государственном удельный вес выпускников существенно ниже (табл. 4).

Данные о численности ППС по отраслям знаний, к сожалению, в образовательной статистике отсутствуют. Поэтому для оценки приблизительной численности ППС по техническим наукам воспользуемся данными о доле студентов по техническим группам специальностей. Безусловно, в подготовке студентов технических специальностей участвуют преподаватели общих дисциплин, поэтому цифры будут несколько завышенными, но представляется, что для целей исследования это искажение данных не является критическим.

Данные о численности, приеме и выпуске студентов по техническим специальностям приведены в табл. 5.

Таблица 5

Данные о численности, приеме и выпуске студентов по техническим специальностям в государственных и муниципальных вузах, человек

Всего Прием Выпуск

Численность студентов 7 064 577 1 372 461 978 384

В том числе:

геодезия и землеустройство 23539 5765 3398

геология, разведка и разработка полезных ископаемых 78 011 18 288 11 285

энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 137 788 30 449 21956

металлургия, машиностроение и металлообработка 158 983 33 737 25 800

авиационная и ракетно/ космическая техника 32 302 6380 4852

оружие и системы вооружения 3611 730 561

морская техника 30 841 6678 3402

транспортные средства 97 806 46 300 29 365

приборостроение и оптотехника 44 340 9136 7118

электронная техника, радиотехника и связь 93 076 20 149 15 143

автоматика и управление 78 510 17 369 11390

информатика и ВТ 130 001 31395 17 653

химическая промышленность и биотехнологии 68 905 13414 10715

воспроизводство и переработка лесных ресурсов 38 019 8207 5871

технология продовольственных продуктов и потребительских товаров 108 680 24 208 17 634

строительство и архитектура 216 349 50 901 29 362

Итого 1 440 761 323 106 215 505

Доля студентов по техническим специальностям 20,4 23,5 22,0

В негосударственных вузах доля студентов, обучающихся по техническим специальностям, не достигает одного процента.

Исходя, как и для исследователей, из необходимости ежегодного пополнения численности ППС на 2,9 %, можно

Таблица 6

Потребность в выпускниках магистратуры в секторе высшего образования

Государственные и муниципальные вузы Негосударственные вузы

Численность ППС, человек 322 122 36 734

Доля студентов по техническим специальностям, % 20,4 0,9

Примерная численность ППС по техническим специальностям, человек 65713 331

Потребность в пополнении ППС выпускниками магистратуры, человек 1906 10

рассчитать потребность в выпускниках магистратуры для поступления на работу в вузы (табл. 6).

Средний возраст исследователей и профессорско-преподавательского состава при описанных выше условиях (35 лет работы после окончания вуза) должен составлять 40-42 года. При условии, что доктора наук практически всегда достаточно долго работают после достижения пенсионного возраста, возьмем большее из этих значений — 42 года. То есть снижение возраста должно составить порядка 6 лет, а это более 17% нормальной (до наступления пенсионного возраста) продолжительности трудовой деятельности. Следует ожидать, что с дальнейшим улучшением экономической ситуации в стране размер пенсий достигнет уровня, обеспечивающего достойную жизнь. Это позволит большему числу специалистов по достижении пенсионного возраста оставлять работу.

Для снижения среднего возраста научных работников и преподавателей вузов необходимо показатель пополнения штатов этих категорий работников увеличить с 2,9 до 3,4%. Следовательно, потребность в выпускниках магистратуры по техническим специальностям составит 10,3 тыс. человек.

Общее снижение численности исследователей в государственном секторе составило 6964 человека, из них по техническим специальностям — 2375 человек. Соответствующие цифры для предпринимательского сектора составляют 115 226 и 86 578 человек. Следовательно, чтобы восполнить за пять лет научнотехнический потенциал России, необходимо в течение этого времени ежегодно направлять в соответствующие сектора 17,8 тыс. выпускников магистратуры.

Количество выпускников необходимо увеличить хотя бы на 25 %, поскольку вполне вероятно, что часть из них передумает за-

ниматься научными исследованиями и разработками или идти на преподавательскую работу в вуз. Следовательно, общая потребность в выпускниках составит примерно 35,1 тыс. человек, или около 28 % численности выпускников-бакалавров по техническим специальностям, обучающихся за счет бюджетных средств, в настоящее время. Это составляет около 16,3 % общего числа вы-пускников-бакалавров по техническим специальностям. Можно предположить, что кардинальных изменений в численности студентов и выпускников вузов, их распределении по основным направлениям подготовки не произойдет: динамика за последние годы по приему и выпуску незначительная.

Поэтому соответствующее количество будущих магистров необходимо принимать на обучение на конкурсной основе за счет бюджетных средств. Кроме этого, безусловно, обучение на магистра (специалиста) может производиться и с полным возмещением затрат. Но соотношение платных и бесплатных студентов будет, очевидно, совершенно другое, чем при подготовке бакалавров, поскольку стоимость подготовки магистра (специалиста) значительно выше, чем стоимость подготовки бакалавра. В этом случае оплата возможна за счет работодателя: выше отмечено, в предпринимательском секторе работает 86 % исследователей в области технических наук.

Как показывают результаты экспертного опроса среди представителей ГПК, доля студентов магистратуры, обучающихся с полным возмещением затрат, вряд ли составит более 8-10 %. Следовательно, общая доля выпускников магистратуры по техническим специальностям должна составлять 20-25 % от численности выпускников бакалавриата.

Взгляды руководителей ведущих предприятий в ряде технических отраслей в отношении бакалавров и магистров резко расходятся. Часть из них считает, что бакалавры - это «недоученные» специалисты. Другие четко осознают, что «в конструкторском отделе магистратура - это неплохо». Однако многие жалуются, что молодые специалисты, пришедшие работать на предприятия, часто вскоре уходят из-за «маленькой заработной платы». В ведущих зарубежных технических фирмах сотрудники научных и конструкторских подразделений относятся к категории наиболее высоко оплачиваемых специалистов. Иначе эти фирмы просто окажутся неконкурентоспособными на современном рынке. И ес-20

ли этот факт не осознают российские ведущие предприятия, никакого прорыва в выпуске высокотехнологичной продукции в России не произойдет, сколько бы магистров ни готовили вузы.

Таким образом, такой подход представляется вполне оправданным и может быть принят за основу и в России. Положение вуза, учитывающее качество образования, уровень проводимых научных исследований, опыт в подготовке научных кадров, публикации в России и за рубежом, достаточно полно отражается в рейтинге вузов каждой категории, определяемом по данным Минобрнауки РФ. Однако, спектр специальностей, по которым готовят студентов разные вузы, относящиеся к категории «технические и технологические вузы», настолько широк, что представляется необходимым группировать их в соответствии со специализацией (например, связанные с энергетикой и электротехникой), прежде чем осуществлять выбор вузов, которые должны в первую очередь вести подготовку магистров. Кроме того, в большинстве вузов, которые называются политехническими, подготовка производится по широкому кругу специальностей. При этом в одном и том же вузе, как правило, есть сильные и слабые факультеты. Такой политехнический институт вполне обоснованно может готовить магистров по одним специальностям, в то время как по другим специальностям такую подготовку ему совершенно не стоит доверять.

При определении, какие вузы должны получить право подготовки магистров для ГПК, представляется целесообразным исходить из следующих основных критериев:

• наличие аспирантуры по специальности, по которой предполагается подготовка магистров;

• наличие лицензированных магистерских программ;

• достаточное число профессорско-преподавательских кадров соответствующей квалификации;

• нормативный размер учебных площадей;

• наличие современной лабораторной базы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• налаженные связи с предприятиями и организациями соответствующей сферы экономики.

Наличие аспирантуры по специальности, по которой предполагается подготовка магистров, свидетельствует о том, что в вузе есть высококвалифицированные кадры по данной специальности

и ведутся научные исследования по этому направлению. Это будет способствовать подготовке магистров на современном научном уровне, ознакомлению их с новейшими достижениями в данной области.

Наличие лицензированных магистерских программ абсолютно необходимо для обеспечения качества магистерских программ, поскольку характеризует их соответствие современным требованиям.

Достаточное количество профессорско-преподавательс-кого состава соответствующей квалификации делает возможной индивидуальную работу со студентами высококвалифицированных специалистов, что необходимо для качественной подготовки магистров. Поэтому следует установить требование, что на каждого преподавателя, начиная с должности старшего преподавателя, должно приходиться не более пяти аспирантов и магистров.

Нормативный размер учебных площадей. Значительная доля индивидуальных занятий или занятий в малых группах при подготовке магистров накладывает на вузы, в которых будет открыта магистратура, дополнительные требования по размеру площадей.

Наличие современной лабораторной базы необходимо любому техническому вузу для обеспечения качественного образовательного процесса. Эта необходимость возрастает при подготовке магистров, поскольку обучение методам проведения научных исследований, проектных разработок без современного оборудования, в том числе испытательного, невозможно.

Налаженные связи с предприятиями и организациями соответствующей сферы экономики, особенно находящимися на передовом рубеже науки, вузам, осуществляющим подготовку магистров, крайне необходимы, поскольку такая подготовка должна быть ориентирована на потребности конкретных научных институтов и центров, конструкторских и проектных организаций или подразделений крупных компаний.

В настоящее время нормативы финансовых затрат на предоставление государственных услуг в сфере высшего профессионального образования при финансировании вузов не используются, а применяются только материальные нормы и общие для всех бюджетных учреждений финансовые нормативы. Объем финансирования рассчитывается вузами по каждой статье расходов на основании упомянутых выше материальных и финансовых норм. 22

1. Петров В.Л., Гончаренко С.Н. Модель планирования образовательных программ высшего профессионального образования. Обозрение прикладной и промышленной математики. - М.: «ОПиПМ». - Т. 16, вып. 3.- 2009.

2. Петров В.Л., Ярощук И.В., Гончаренко С.Н. Концептуальные подходы к разработке модели формирования кадрового потенциала промышленных предприятий. Обозрение прикладной и промышленной математики. - М.: «ОПиПМ». - Т. 16, вып.5.- 2009.

3. Гончаренко С.Н., Ярощук И.В. Разработка имитационной модели формирования кадрового потенциала промышленных предприятий. Обозрение прикладной и промышленной математики. - М.: «ОПиПМ». - Т. 16, вып.5.- 2009 .

4. Гончаренко С.Н., Ярощук И.В. Разработка системы менеджмента качества образования кафедры вуза.// Горный информационно-аналитический бюллетень. - М.: МГГУ, отдельный выпуск 2, 2009.

5. Богословский В.А., Караваева Е.В., Ковтун Е.Н., Максимов Н.И., Петров В.Л. Модели нормативно-методического обеспечения реализации основных образовательных программ ВПО. -М.: МГГУ, 2009. ISBN 978-5-9945-0009-5

6. Богословский В.А., Петров В.Л., Максимов Н.И., Караваева Е.В. и др. Проектирование основных образовательных программ, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (методические рекомендации для руководителей и актива учебнометодических объединений вузов). М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Координационный совет учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, 2009.

7. Куркин Е.Б. Управление образованием в условиях рынка. - М.: Новая школа, 1997.- 141 с.

8. Татур Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. -М.: Университетская книга; Логос,- 256 с. шгд=1

КОРОТКО ОБ АВТОРАХ ---------------------------------------------------------

Петров В.Л. - доктор технических наук, профессор,

Гончаренко С.Н. - доктор технических наук, доцент,

Московский государственный горный университет Moscow State Mining University, Russia, umo@msmu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.