Научная статья на тему 'Количественная оценка конкурентоспособности сельскохозяйственного трактора на основе расчета удельной стоимости моточаса'

Количественная оценка конкурентоспособности сельскохозяйственного трактора на основе расчета удельной стоимости моточаса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПРОДУКЦИИ / МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ / МОДЕЛЬ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРАКТОРА / THE COMPETITIVENESS OF INDUSTRIAL PRODUCTS / MODELING OF PRODUCT COMPETITIVENESS / THE MODEL OF THE COMPETITIVENESS OF THE AGRICULTURAL TRACTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мартыненко Оксана Владимировна

Статья посвящена представлению результатов авторского исследования, целью которого явилось моделирование конкурентоспособности сельскохозяйственных тракторов на основе современных количественных методов. В работе были применены методы статистического наблюдения и функционально-стоимостного анализа, обеспечившие построение количественной модели конкурентоспособности образцов продукции. Итогом исследования стали расчеты конкурентоспособности сельскохозяйственных тракторов трех тяговых классов, а также рейтинг конкурентоспособности по показателю удельной стоимости моточаса. Рассчитанный показатель конкурентоспособности объективно характеризует сравнительную потребительскую ценность конкретного образца сельскохозяйственного тракторостроения, позволяет выявить и охарактеризовать средний уровень и проблемные зоны текущих и перспективных образцов в части технического уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Quantitative Assessment of Competitiveness of Agricultural Tractors on the Basis of Calculation of Cost of Work's Hour

Article is devoted to representation of results of author's research which purpose was modeling of competitiveness of agricultural tractors on the basis of modern quantitative methods. In work the methods of statistical supervision and the functional and cost analysis with creation of quantitative model of competitiveness of product samples were applied. The outcome of the research was the calculation of the competitiveness of agricultural tractors, and the rating of competitiveness on the basis of cost of work's hour. The calculated competitiveness indicator objectively characterizes the comparative consumer value of a concrete model of agricultural tractor construction, allows to reveal and characterize the average level and problem zones of the current and perspective samples regarding a technological level.

Текст научной работы на тему «Количественная оценка конкурентоспособности сельскохозяйственного трактора на основе расчета удельной стоимости моточаса»

КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ТРАКТОРА НА ОСНОВЕ РАСЧЕТА УДЕЛЬНОЙ СТОИМОСТИ МОТОЧАСА

Мартыненко Оксана Владимировна,

к. э. н., доцент, доцент кафедры менеджмента, Калининградский филиал Российского университета кооперации (236022, Россия, г. Калининград, ул. К. Маркса, д. 17) omartinenko@rucoop.ru

Статья посвящена представлению результатов авторского исследования, целью которого явилось моделирование конкурентоспособности сельскохозяйственных тракторов на основе современных количественных методов. В работе были применены методы статистического наблюдения и функционально-стоимостного анализа, обеспечившие построение количественной модели конкурентоспособности образцов продукции. Итогом исследования стали расчеты конкурентоспособности сельскохозяйственных тракторов трех тяговых классов, а также рейтинг конкурентоспособности по показателю удельной стоимости моточаса. Рассчитанный показатель конкурентоспособности объективно характеризует сравнительную потребительскую ценность конкретного образца сельскохозяйственного тракторостроения, позволяет выявить и охарактеризовать средний уровень и проблемные зоны текущих и перспективных образцов в части технического уровня.

Ключевые слова: конкурентоспособность промышленной продукции, моделирование конкурентоспособности продукции, модель конкурентоспособности сельскохозяйственного трактора.

Российское сельскохозяйственное машиностроение является стратегической отраслью промышленности, призванной сформировать и обеспечить системную модернизацию активной части основных фондов агропромышленного производства.

К числу ключевых тенденций рассматриваемого рынка необходимо отнести следующие существенные аспекты:

♦ сохранение технического и технологического задела отраслевого уровня только в сегменте производства комбайнов, деградация отраслевого потенциала производства сельскохозяйственных тракторов и навесной техники;

♦ существенная потеря ценовой конкурентоспособности импорта из-за девальвации национальной валюты при одновременном росте привлекательности экспорта сельскохозяйственной машиностроительной продукции;

♦ наличие на внутреннем рынке крупных международных производителей, локализованные предприятия которых обладают значительными конкурентными преимуществами в сравнении с российскими производителями;

♦ сильное региональное лоббирование и атомизация отрасли, при том что наибольший эффект от функционирования на рассматриваемых рынках имеют даже не национальные, а именно глобальные компании;

♦ негативная конъюнктура условий ведения бизнеса в отрасли. Крупнейшие игроки отрасли.

Масштабами производства более 100 ед. в год в российском тракторном сельскохозяйственном машиностроении характеризовались 15 промышленных предприятий (ТД «МТЗ-ЕЛАЗ», ООО «ТД ХТЗ», ООО «Джон Дир Русь», ОАО «ПО «Елабужский автомобильный завод», ООО «СиЭнЭйч Камаз индустрия», «САРЭКС»,

ЗАО «Петербургский тракторный завод», ООО «КЛААС», ООО «Рост-сельмаш», ОАО «СмолСпецТех», ОАО «Бузулукский механический завод», ОАО «Брянский арсенал», ОАО «Комбайнмашстрой», ОАО «Камский тракторный завод», ОАО «Череповецкий литей-но-механический завод».

Большинство российских производителей сельскохозяйственных тракторов собирает и выпускает образцы Минского тракторного завода (по экспертным оценкам, доля рынка этих моделей на внутреннем рынке превышает 55%), техника характеризуется отработанным качеством производства, ценовой диапазон (1 200 и более тыс. руб.) обеспечивает ценовое лидерство, среди конкурентных преимуществ — надежность в эксплуатации, доступность технического обслуживания, широкий спектр выполняемых работ, приспособленность для работы на всех видах почв и в большинстве почвен-но-климатических зон России.

Альтернативной группой тракторов является продукция «Харьковского транспортного завода», собираемая в режиме локализации в Белгородской области. Техника также приспособлена для осуществления полного комплекса сельскохозяйственных работ, нечувствительна к отсутствию дорог, может выполнять транспортные функции.

В производстве тракторов российские предприятия в состоянии разработать и предложить рынку продукцию, конкурентоспособную как в пределах внутренней локации, так и на международном уровне.

Проектирование перспективных образцов сложной сельскохозяйственной техники требует разработки и внедрения современных количественных моделей, способных обеспечить расчет и прогноз конкурентоспособности прототипов в сравнении с продукцией, представленной на рынке, уже на стадии НИОКР. Более того, подобные модели могут и должны служить объективным экономи-

ческим обоснованием при планировании обновления парка сельскохозяйственной техники для всех потребителей — от частных предпринимателей/индивидуальных фермерских хозяйств до многопрофильных сельскохозяйственных объединений.

Следует отметить, что существующие методы и модели оценки конкурентоспособности продукции до сих пор отличаются приблизительностью, недостатком маркетинговой и экономической составляющих. Сложные образцы машиностроительной продукции являются многопараметрическими объектами, конкурентоспособность которых зависит как от качественных и стоимостных характеристик деталей и узлов в их составе, так и от общей функциональности конкретного образца в типовых ситуациях потребления.

Существующий научный инструментарий может быть успешно адаптирован для решения прикладных задач моделирования конкурентоспособности текущих и перспективных образцов слож-

ной сельскохозяйственной техники с учетом корректировки, обеспечивающей расчет конкретных показателей:

♦ удельных чистых дисконтированных затрат на жизненный цикл функционирования — при оценке конкурентоспособности сельскохозяйственных тракторов одного тягового класса;

♦ удельных чистых дисконтированных затрат, пересчитанных на образец-эквивалент — при оценке конкурентоспособности и сравнении показателя сельскохозяйственных тракторов разных тяговых классов;

♦ чистой текущей стоимости — при оценке конкурентоспособности зерноуборочных комбайнов и аналогичной сельскохозяйственной техники.

Авторская визуализация алгоритма расчета количественной модели конкурентоспособности сельскохозяйственного трактора приведена на рисунке 1.

Из рисунка видно, что основным параметром конкурентоспособно-

Рис. 1. Алгоритм расчета количественной модели конкурентоспособности сельскохозяйственного трактора

сти конкретного образца сельскохозяйственного трактора в конкретном тяговом классе является удельная стоимость моточаса его работы, сформированная с учетом инвестиционных и текущих эксплуатационных затрат в течение жизненного цикла использования трактора. При этом мы исходили из предположения о рациональности потребительского выбора в части приобретения образца с наименьшей стоимостью основного эксплуатационного параметра при сравнимых остальных показателях качества.

В качестве допущений к данной модели были использованы:

♦ одинаковый коэффициент технической готовности, равный единице;

♦ одинаковый уровень загрузки мощности трактора (в соответствии с нормативом, приведенным в Справочнике экономиста

сельскохозяйственной организации — 1 012 моточасов в год [1]);

♦ полное и точное выполнение нормативов технического обслуживания и межсервисных интервалов по всем образцам, используемым для моделирования конкурентоспособности;

♦ инвестиционные и текущие затраты применительно к конкретным образцам сельскохозяйственных тракторов приведены в ценах и валютных курсах августа 2015 года.

Для моделирования конкурентоспособности сельскохозяйственных тракторов были рассмотрены три наиболее распространенных тяговых класса, в которых представлены наиболее активно продаваемые модели сельскохозяйственных тракторов (тяговый класс 1,4 — таблица 1, тяговый класс 3 — таблица 2, тяговый класс 5 — таблица 3).

Глубинное исследование особенностей финансирования деятельности по приобретению и использованию сельскохозяйственных тракторов, проведенное с привлечением данных сельскохозяйственных организаций — эксплуатантов, производителей и дилеров позволило сформировать массивы экономических показателей по каждому моделируемому образцу в основных тяговых классах (тяговый класс 1,4 — таблица 4, тяговый класс 3 — таблица 5, тяговый класс 5 — таблица 6). При этом иностранная техника характеризовалась необходимостью понесения инвестиционных затрат на дообучение персонала и места хранения.

Итоговые модельные характеристики конкурентоспособности образцов сельскохозяйственной тракторной техники, взятых к расчету, приведены на рисунке 2.

Таблица 1

Технические параметры тракторов-образцов, тяговый класс 1,4

Показатель МТЗ 80/82 Claas ARION 430-410 New Holland Серия TD5 John Deere серия 6D

Тяговый класс по ГОСТ 27021 1,4 1,4 1,4 1,4

Двигатель:

модель Д243/Д243С DPS Iveco серии 8000 PowerTech Plus

тип двигателя без турбонаддува технология впрыска Common Rail, внутренняя рецикуляция выхлопных газов, турбокомпрессор с охладителем нагнетаемого воздуха трубонаддув, промежуточное охлаждение система впрыска топлива с топливной рамой высокого давления (HPCR)

число и расположение цилиндров 4, рядное, вертикальное 4, рядное, вертикальное 4, рядное, вертикальное 4, рядное, вертикальное

рабочий объем цилиндров, л 4,75 4,525 2,930-3,908 4,5

Мощность двигателя:, кВт

номинальная 59,6-60 74-98 49-81 97

эксплуатационная 57,4 70-85 45-75 95

удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/(Квт*ч) 235-244 140-175 212 266

Число передач

переднего хода 18 16 12 9

заднего хода 4 16 4 9

Масса трактора, кг

конструкционная 3 520+100 4 600+100 2 450-3 450 4 500

эксплуатационная с балластом 3 770+100 4 800+100 2 650-3 650 4 700

Срок службы 10 15 15 15

Межсервисный интервал, м/ч 125 500 300 500

Таблица 2

Технические параметры тракторов-образцов, тяговый класс 3

Показатель Claas Axion 820 John Deere 7030 New Holland Серия 7000 TERRION АТМ 3180M Беларус 1523 ХТЗ 150 К

Тяговый класс по ГОСТ 27021 3 3 3 3 3 3

Двигатель:

модель DPS PowerTech Plus New Holland Deutz BF 6M 2012 C (Германия) Д-260.1С ЯМЗ-236Д-3, ОАО ■Автодизель»,

тип двигателя технология впрыска Common Rail, внутренняя реци-куляция выхлопных газов, CommonRail, 4 клапана на цилиндр, электронное управление впрыском Турбонаддув с охлаждением воздух- воздух с водяным охлаждением, турбон-наддув и интеркулер Четырехтактный, рядный, с турбо-надду- У-образный мотор, жидкостного остывания с системой чистки кислорода

число и расположение цилиндров 6, рядное, вертикальное 6, рядное, вертикальное 6, рядное, вертикальное 6, рядное, вертикальное 6, рядное, вертикальное 6, У-образное, вертикальное

рабочий объем цилиндров, л 6,788 6,8 6,728 6,05 6 11,15

Мощность двигателя:, кВт

номинальная 145-175 136 215-242 136 114 128,7

эксплуатационная 139-171 113 167-213 136 114 128,7

удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/(Квт*ч) 200-230 210-230 200-230 208 220 232

Число передач

переднего хода 24 20 18 24 24 36

заднего хода 24 20 4 24 12 4

Масса трактора, кг

конструкционная 7 148-7 248 7 850 6 650 7 240 6 000 8 000

эксплуатационная с балластом 7 448-7 548 8 050 6 850 8 000 6 400 8 750

Срок службы 15 15 15 15 10 10

Межсервисный интервал 500 500 300 300 125 125

Таблица 3

Технические параметры тракторов-образцов, тяговый класс 5

Показатель Беларус 3022.2 Claas Axion 920 John Deere серия 8R New Holland Серия T8 Кировец К744

Тяговый класс по ГОСТ 27021 5 5 5 5 5

Двигатель:

модель БР06М1013Р0 DPS PowerTech FIAT POWER TRAIN BF 6М 1015 С

тип двигателя 6-ти цилиндровый, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха технология впрыска Common Rail, внутренняя рецикуляция выхлопных газов, турбокомпрессор CommonRail, 4 клапана на цилиндр, электронное управление впрыском, турбокомпрессор Турбонаддув с охлаждением воздух- воздух четырехтактный, шестицилиндровый, с турбонаддувом, 4 клапана на цилиндр

число и расположение цилиндров 6 рядное вертикальное 6, рядное, вертикальное 6, рядное, вертикальное 6, рядное, вертикальное 6, рядное, вертикальное

рабочий объем цилиндров, л 7,146 8,71 9 8,7 11,88

Мощность двигателя, кВт

номинальная 223 236 210-271 219-286 257

эксплуатационная 223 232 191-246 189-250 200

удельный расход топлива при эксплуатационной мощности, г/(Квт*ч) 248+12,5 215 220 221-238 270

Число передач

переднего хода 36 Бесступенчатая КПП CMATIC 16 18 16

заднего хода 24 5 4 8

Масса трактора, кг

конструкционная 12 000 6 100 10 000 10 675 12 500

эксплуатационная с балластом 14 000 8 100 12 346 12 000 12 800

Срок службы 10 15 15 15 10

Межсервисный интервал, м/ч 125 600 500 600 125

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 4

Экономические параметры образцов, тяговый класс 1,4

Экономический показатель Тяговый класс 1,4

МТЗ 80/82 Claas ARION 430-410 New Holland Серия TD5 John Deere серия 6D

Стоимость приобретения, тыс. руб. (лето 2015 г.) 970 2 761,84 2 901,65 4 428,41

Годовой норматив загрузки сельскохозяйственного трактора, ч (с. 134) 1 205 1 205 1 205 1 205

Инвестиционные затраты:

дообучение персонала, тыс. руб. 0 250 250 250

оборудование ангара для техники, тыс. руб. 0 500 500 500

Текущие затраты

заработная плата тракториста, тыс. руб. в год 250 500 500 500

затраты на топливо, тыс. руб. в год 560,24 515,16 597,27 1 017,04

затраты на расходные материалы (резина, аккумуляторы), тыс. руб. в год 50 95 120 145

количество комплексов работ по технической эксплуатации трактора, ед. в год 10 2 4 2

стоимость комплекса работ по технической эксплуатации трактора, тыс. руб. 25 100 95 150

общая стоимость технического обслуживания трактора в год, тыс. руб. в год 241 241 381,6 361,5

Итого текущие затраты за год, тыс. руб. 1 101,24 1 351,16 1 598,85 2 023,54

Срок эксплуатации, лет 10 15 15 15

Полные текущие затраты за срок эксплуатации, тыс. руб. 11 012,38 20 267,42 23 982,73 30 353,13

Полные текущие затраты за срок эксплуатации 15 лет, тыс. руб. 16 518,57 20 267,42 23 982,73 30 353,13

Дисконтированные полные текущие затраты за срок эксплуатации, лет 6 439,35 7 900,74 9 349,06 11 832,40

Полные инвестиционные затраты за срок эксплуатации 15 лет, тыс. руб. 1 210 3 511,84 3 651,65 5 178,4124

Дисконтированные полные затраты за срок эксплуатации, лет 7 649,35 11 412,58 13 000,71 17 010,81

Ресурс трактора (за 15 лет), моточасов 18 075 18 075 18 075 18 075

Таблица 5 Экономические параметры образцов, тяговый класс 3

Экономический показатель Тяговый класс 3

Claas Axion 820 John Deere 7030 New Holland Серия 7000 TERRION АТМ 3180M Беларус 1523 ХТЗ 150 К

Стоимость приобретения, тыс. руб. (лето 2015 г.) 9 848,14 15 506 8 200,132 5 793,00 2 600 2 974,8

Годовой норматив загрузки сельскохозяйственного трактора, ч (с.134 ) 1 205 1 205 1 205 1 205 1 205 1 205

Инвестиционные затраты:

дообучение персонала, тыс. руб. 250 250 250 250 0 0

оборудование ангара для техники, тыс. руб. 500 500 500 500 0 0

Текущие затраты

заработная плата тракториста, тыс. руб. в год 500 500 500 500 250 250

затраты на топливо, тыс. руб. в год 1 356,35 1 003,54 1 640,33 1 141,92 1 012,42 1 198,75

затраты на расходные материалы (резина, аккумуляторы), тыс. руб. в год 210 190 240 290 100 80

количество комплексов работ по технической эксплуатации трактора, ед. в год 2 2 4 4 10 10

стоимость комплекса работ по технической эксплуатации трактора, тыс. руб. 150 210 135 95 40 35

общая стоимость технического обслуживания трактора в год, тыс. руб. в год 361,5 506,1 542,25 381,58 385,6 337,4

Итого текущие затраты за год, тыс. руб. 2 427,85 2 199,64 2 922,58 2 313,50 1 748,02 1 866,15

Срок эксплуатации, лет 15 15 15 15 10 10

Полные текущие затраты за срок эксплуатации, тыс. руб. 36 417,72 32 994,54 43 838,75 34 702,49 17 480,1 18 661,53

Полные текущие затраты за срок эксплуатации 15 лет, тыс. руб. 36 417,72 32 994,54 43 838,75 34 702,49 26 220,2 27 992,29

Дисконтированные полные текущие затраты за срок эксплуатации, лет 14 196,53 12 862,09 17 089,43 13 527,89 10 221,30 10 912,09

Полные инвестиционные затраты за срок эксплуатации 15 лет, тыс. руб. 10 598,14 16 255,82 8 950,13 6 543,00 3 250,00 3 704,80

Дисконтированные полные затраты за срок эксплуатации, тыс. руб. 24 794,67 29 117,91 26 039,56 20 070,89 13 471,30 14 616,89

Ресурс трактора (за 15 лет), моточасов 18 075 18 075 18 075 18 075 18 075 18 075

Таблица 6

Экономические параметры образцов, тяговый класс 5

Экономический показатель Тяговый класс 5

Беларус 3022.2 Claas Axion 920 John Deere серия 8R New Holland Серия T8 Кировец К744

Стоимость приобретения, тыс. руб. (лето 2015 г.) 7 500 14 289 12 768,6 11 839,00 5 102

Годовой норматив загрузки сельскохозяйственного трактора, ч (с. 134) 1 205 1 205 1 205 1 205 1 205

Инвестиционные затраты:

дообучение персонала, тыс. руб. 250 500 500 500 0

оборудование ангара для техники, тыс. руб. 0 500 500 500 0

Текущие затраты

заработная плата тракториста, тыс. руб. в год 360 600 600 600 360

затраты на топливо, тыс. руб. в год 2 250,49 2 013,53 1 998,19 2 135,44 2 179,85

затраты на расходные материалы (резина, аккумуляторы), тыс. руб. в год 150 320 450 390 120

количество комплексов работ по технической эксплуатации трактора, ед. в год 10 2 2 2 10

стоимость комплекса работ по технической эксплуатации трактора, тыс. руб. 70 210 280 250 60

общая стоимость технического обслуживания трактора в год, тыс. руб. в год 674,8 421,75 674,8 502,08 578,4

Итого текущие затраты за год, тыс. руб. 3 285,29 3 035,28 3 272,99 3 237,52 3 118,25

Срок эксплуатации, лет 10 15 15 15 10

Полные текущие затраты за срок эксплуатации, тыс. руб. 32 852,88 45 529,21 49 094,87 48 562,86 31 182,45

Полные текущие затраты за срок эксплуатации 15 лет, тыс. руб. 49 279,32 45 529,21 49 094,87 48 562,86 46 773,68

Дисконтированные полные текущие затраты за срок эксплуатации, лет 16 488,10 17 748,41 19 138,39 18 931,00 15 649,75

Дисконтированные полные текущие затраты за срок эксплуатации 15 лет 19 210,30 17 748,41 19 138,39 18 931,00 18 233,53

Полные инвестиционные затраты за срок эксплуатации 15 лет, тыс. руб. 9 600 15 289 13 769 12 839 6 352

Дисконтированные полные затраты за срок эксплуатации, тыс. руб. 28 810,30 33 037,30 32 906,99 31 770,00 24 585,53

Ресурс трактора (за 15 лет), моточасов 18 075 18 075 18 075 18 075 18 075

2 1,8 1,6 1,4 1,2 1 0,8 0,6 0,4 0,2 0

1,828 1,821

1,758

1,611

0,941

0,423

1,11

0,745 0,809

о«4»

^ ^ лО^ А О®

a.<0* ^ ^ О^ л

лС.® „а®

Рис. 2. Рейтинг конкурентоспособности образцов сельскохозяйственных тракторов, смоделированный на основе расчета удельной стоимости моточаса использования конкретного образца в тяговом классе

1,594

1 AAl

1,36

0,719

Приведенные модельные характеристики позволяют сделать следующие выводы: ♦ в тяговом классе 1,4 безусловным лидером по конкурентоспособности является семейство тракторов МТЗ 80/82 и их модификаций, неслучайно эта марка является самым продаваемым в России сельскохозяйственным

трактором, который сочетает минимальную стоимость приобретения и наименьшую удельную стоимость моточаса использования. Иностранные аналоги из дальнего зарубежья отставали от лидера по конкурентоспособности на 50—100%, удельная стоимость моточаса у самой дорогой модели доходила до

0,941 тыс. руб. (в 2,22 раза выше наиболее конкурентоспособного образца); ♦ в тяговом классе 3 по показателю конкурентоспособности лидирует трактор марки «Беларус» с удельной стоимостью моточаса 0,745 тыс. руб. (самый дорогой образец конкурентов превысил этот показатель в 2,16 раза);

♦ в тяговом классе 5 по показателю конкурентоспособности на первом месте оказался российский сельскохозяйственный трактор «Кировец» с удельной стоимостью моточаса 1,360 тыс. руб. (самый дорогой образец конкурентов превысил этот показатель в 1,34 раза).

Приведенная модель конкурентоспособности является в значи-

тельной степени универсальной и может быть рассчитана для любого образца сельскохозяйственного трактора при наличии достаточного массива исходных технических и экономических параметров. Рассчитываемый показатель конкурентоспособности объективно характеризует сравнительную потребительскую ценность конкретного образца сельскохозяйственного

тракторостроения, позволяет выявить и охарактеризовать средний уровень и проблемные зоны текущих и перспективных образцов в части технического уровня, инвестиционных и текущих затрат, перейти к научно обоснованной формулировке направлений роста конкурентоспособности отечественной тракторной техники.

ИСТОЧНИК

1 Справочник экономиста сельскохозяйственной организации. М: Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, 2012.

Quantitative Assessment of Competitiveness of Agricultural Tractors on the Basis of Calculation of Cost of Work's Hour

Martinenko Oksana Vladimirovna,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Candidate of science (economy), docent, docent of chair of management Kaliningrad's filial of Russian university of cooperation; 17 K. Marks street, Kaliningrad, 236022, Russia (omartinenko@rucoop.ru)

Article is devoted to representation of results of author's research which purpose was modeling of competitiveness of agricultural tractors on the basis of modern quantitative methods. In work the methods of statistical supervision and the functional and cost analysis with creation of quantitative model of competitiveness of product samples were applied. The outcome of the research was the calculation of the competitiveness of agricultural tractors, and the rating of competitiveness on the basis of cost of work's hour. The calculated competitiveness indicator objectively characterizes the comparative consumer value of a concrete model of agricultural tractor construction, allows to reveal and characterize the average level and problem zones of the current and perspective samples regarding a technological level.

Keywords: the competitiveness of industrial products, modeling of product competitiveness, the model of the competitiveness of the agricultural tractor.

REFERENCE

1 Spravochnik ekonomista selskokhozyaystvennoy organizatsii[Handbook of agricultural economist of the organization]. Moscow, Ministerstvo selskogo khozyaystva Rossiyskoy Federatsii [Ministry of agriculture of the Russian Federation] Publ., 2012, p. 134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.