Научная статья на тему 'Колесо здоровья'

Колесо здоровья Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
234
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Андрей Москаленко

Михаил Препелицкий — выходец из СССР, выросший и получивший образование в США, два года назад вернулся в Россию с высокой целью оздоровить историческую родину. Для начала он предложил ей первый (и до сих пор единственный) массовый образец устройства m-health (мобильное здравоохранение) отечественной разработки. Изобретением «колеса» дело не ограничилось. Комплект «запчастей» уже пополнился «умными»: тонометром, пульсометром, глюкометром, термометром и весами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колесо здоровья»

Ч-ФАКТОР

¥

® © ©

АНДРЕЙ МОСКАЛЕНКО

КОЛЕСО

ЗДОРОВЬЯ

Михаил Препелицкий — выходец из СССР, выросший и получивший образование в США, два года назад вернулся в Россию с высокой целью -оздоровить историческую родину. Для начала он предложил ей первый (и до сих пор единственный) массовый образец устройства т-Ьеа1Ш (мобильное здравоохранение) отечественной разработки. Изобретением «колеса» дело не ограничилось. Комплект «запчастей» уже пополнился «умными»: тонометром, пульсометром, глюкометром, термометром и весами.

Семья Михаила Препелицкого уехала в Америку в конце 80-х годов, когда он ещё был ребёнком. Поначалу обосновались в Нью-Йорке, потом перебрались в Нью-Джерси, где Михаил впоследствии и поступил на факультет бизнеса и управления университета Монмут. Диплом, правда, после перевода, получал уже по специальности «Международные отношения». Стажировался в администрации штата, работал в ряде промоутерских компаний. Позже, накопив опыт, вместе с другом зарегистрировали венчурный фонд Мшк. Вложившись в пару стартапов, он понял: хочешь сделать что-то хорошо, делай это сам! «Глядя, как стартаперы неумело распоряжаются деньгами инвесторов, я осознал, что надо искать свой собственный проект, который буду вести так, как считаю нужным, и как мне кажется правильно», — вспоминает Михаил.

Идею подкинула сама жизнь. Михаил признаётся: до 30 лет даже не задумывался о вопросах здоровья, был очень полным и неспортивным. «После предупреждения врачей, что из-за такого избыточного веса (под 150 кг) мне грозит ранняя смерть, пришлось срочно полностью менять весь образ жизни», — говорит он. Желая прийти в форму, Михаил следовал модным диетам, принимал таблетки, занимался на тренажёрах, обзавёлся кучей фитнесс-трекеров. Но все было бесполезно. Достигнуть успеха помогла лишь строгая программа питания и тренировок. В течение двух лет ему удалось сбросить свыше 60 кг и привести здоровье в порядок. При этом привычный к ведению финансовой отчётности, он записывал все свои активности и результаты, которые они приносят, рисовал графики, сводил данные в единые таблицы. Так в итоге и пришла мысль создать продукт, способный

автоматизировать всё, что он до этого делал вручную. «Как видите, я прекрасно понимаю людей, борющихся с лишним весом, поэтому и захотел помочь им следить за здоровьем с помощью современных технологий, — рассказывает Михаил. — А исследование рынка «умных» браслетов показало, что самые огромные возможности для развития такого бизнеса сейчас в России».

В 2014 году, продав свою долю в Mirik, Михаил возвращается в Россию, а в январе 2015 года запускает новый проект — OneTrak. Сейчас в штате компании около 40 человек: программисты, инженеры, дизайнеры и прочие специалисты. А количество пользователей носимого гаджета от Препелицкого исчисляется десятками тысяч россиян.

«Это много, если принимать во внимание, что мы — на ставшем уже довольно конкурентным рынке (в основном на нём представлены китайские производители, — «БЖ») — всего около двух лет, но мало, если сравнивать с ёмкостью, скажем, американского, который больше в тысячу раз, — самокритично отмечает Михаил. — К сожалению, в России люди пока просто менее осознанно относятся к своему здоровью». И изменить такое положение дел — вызов гораздо сложнее разработки качественного технологичного продукта. Но создателя OneTrak, заявленной миссией которой стала концепция «Здоровая нация — сильная Россия», это не пугает.

СЕЙЧАС ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ ПЫТАЕТСЯ «ЗАМКНУТЬ» ЭТИ ГАДЖЕТЫ В ЕДИНУЮ ЭКОСИСТЕМУ. СОЗДАВ ЭТОТ «ВЕЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ» — МИХАИЛ ПОЛУЧИТ ИННОВАЦИОННУЮ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКУЮ «МАШИНУ», РАБОТАЮЩУЮ НА ПЕРСПЕКТИВНОМ ТОПЛИВЕ «ИНТЕРНЕТА ВЕЩЕЙ» (Ю1). С ЕЕ ПОМОЩЬЮ ОН И РАССЧИТЫВАЕТ УБЕДИТЬ РОССИЯН В НЕОБХОДИМОСТИ ДЕРЖАТЬ СВОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОД ПОСТОЯННЫМ КОНТРОЛЕМ. А СТАВ ЧЛЕНОМ ГЕНСОВЕТА «ДЕЛОВОЙ РОССИИ», УЖЕ НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ ПОКАЗЫВАЕТ «КОЛЛЕГАМ ПО ЦЕХУ», ЧТО НАШ БИЗНЕС СПОСОБЕН ОБОГАТИТЬ РОССИЙСКИЙ ИТ-РЫНОК САМОСТОЯТЕЛЬНО, НЕ ПОВТОРЯЯ ИДЕЙ ИНОСТРАННЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ.

Ч-ФАКТОР

О перспективах российского рынка ш-Ьеа№ и о том, каково быть пионером в этой области, мы беседуем с Михаилом в офисе ОпеТгак, затерявшемся в пром-зоне на окраине севера Москвы. На стене в кабинете руководителя — панно из берёзовых поленьев с надписью: «Разработано на Родине». «Мы патриотичны и хотим работать в первую очередь для соотечественников, — поймав мой взгляд, поясняет Препелицкий. — Наш «умный» браслет, над созданием которого труди-

«Патриотичный подход» Препелицкого быстро заметили, что было отмечено первой национальной премией «Приоритет-2015». Тогда ОпеТгак получил награду за развитие импортозамещающих технологий в сфере спорта и здорового

образа жизни.

лись молодые русские парни и девушки, — первый российский образец ш-НеаИЬ массового производства, разработанный с учётом наших реалий и менталитета. Суть устройства состоит в слежении за состоянием здоровья пользователя.

Технология браслета проста: в ремешок из гипоал-лергенного силикона помещён чувствительный датчик, который круглосуточно считывает показатели жизнедеятельности пользователя. Практически вся информация о его жизни — сколько спит, что ест и насколько подвижен, остаётся в памяти устройства. Чтобы оценить своё состояние, владельцу браслета нужно лишь синхронизировать «умную капсулу» с мобильным приложением ОпеТгак. При этом последнее — «мозг» гаджета — работает только на русском языке. И это не банальная русификация со смешными автопереводами и адаптацией иностранных сервисов под тот или иной языковой регион.

Техподдержка также находится в России. Наши сотрудники постоянно поддерживают контакт с пользователями и учитывают их пожелания и замечания. Одним словом, вместе с владельцами браслетов мы придумываем идеи для усовершенствования продукта. Да и само устройство практически полностью производятся здесь. Какие-то минимальные детали приходится заказывать за рубежом, но только из-за того, что в нашей стране ещё их просто не делают. Импортозамещение, к сожалению, ещё не достигло должного уровня».

«Тогда почему название-то на английском?» — вопрошаю я. «Потому что ОпеТгак — всё-таки международный бренд, который делает приборы для России, — отвечает Михаил. — И мы не хотим ограничиваться только внутренним рынком. Мы понимаем, что наша идеология и концепция — это будущее всего человечества. Просто мы оказались первыми, по определённым причинам. И я уверен, Россия может сделать классный электронный продукт. Возьмите Касперского, Yota — мы хотим продолжить этот список. Да, отечественным технологиям есть куда ещё развиваться, и нашим ИТ-специалистам предстоит долгий путь в достижении высоких результатов. Главное, что в России нет кризиса идей или нежелания создавать инновационные продукты, не уступающие зарубежным аналогам ни по качеству, ни по дизайну».

«Всё уже давно глубже и конкретнее, — подключается к нашему разговору на правах наставника отец Михаила Игорь (не только как родитель, но и как бизнесмен, более опытный в ведении дел в России / Препелицкий-старший владеет компанией — одной из лидеров рынка отечественной автоэлектроники, — «БЖ»). — Мой сын вернулся в Россию, чтобы построить здесь высокотехнологичный, инновационный бизнес. Бизнес с интересной концепцией и социальной идеологией. Бизнес, нуждающийся в высококвалифицированных российских программистах, способных конкурировать на международном рынке. При этом особо хочу отметить, что Михаил не изобрёл «колесо» (браслет), он придумал и создал «автомобиль», частью которого является «колесо». Весь его проект подразу-

мевает появление целой мониторинговом экосистемы, позволяющей обнаружить болезнь на самой ранней стадии и предотвратить её развитие. И если ему удастся внедрить и популяризовать этот проект в России, то нашей стране будет чем гордиться».

И на этом пути OneTrak действительно не собирается ограничиваться лишь «умным» браслетом, в компании уже разработаны и проходят сертификацию ряд других мобильных диагностических приборов с интеллектуальной начинкой, которые в будущем будут интегри-рованны в общую платформу. По замыслу Михаила, все эти гаджеты будут собирать консолидированную статистику, система будет анализировать данные и выдавать персональные предписания владельцам устройств. Удалённо следить за этими параметрами и вовремя принимать профилактические меры смогут и лечащие доктора или родственники.

Нишу «Интернета вещей» 1 создатель «умных браслетов» выбрал не случайно. Наибольший потенциал спроса на технологии персонального IoT в России, по его мнению, имеет как раз сектор медицинских «носимых» устройств и систем мониторинга здоровья. По всем отчётам аналитиков рынка, к 2018 году таким гаджетам прогнозируется глобальный рост в 300%. А согласно прогнозам Brookings, Россия уже в этом году может занять шестое в мире по объёму выручки (с показателем $800 млн) от реализации технологий мобильного здравоохранения.

«Превентивная медицина, телемедицина — это то, куда двигается весь мир», — подчеркивает Михаил. И эта индустрия в целом, по его словам, только зарождается, именно поэтому у России есть все шансы стать мировым лидером в этом направлении.

1 Понятие «Интернет вещей» (IoT) определяется консалтинговой компанией Gartner, специализирующаяся на рынке информационных технологий, как вычислительная сеть физических объектов, оснащенных встроенными технологиями для взаимодействия друг с другом или с внешней средой.

«Между прочим, в моем офисе я самый старый, что свидетельствует о том, что в сфере носимой электроники работают люди очень молодые, энергичные», — отшучивается он.

К слову, команда Препелицкого стала регулярно получать письма от американских, немецких, китайских компаний с предложением продать программное обеспечение. «Но мы категорически настроены внедрить задуманное именно в России», — отрезает Михаил. И это при том, что сейчас отечественного рынка высокотехнологичных носимых гаджетов фактически не существует. Для существования рынка и его анализа необходимо конкурентная среда. «А мы тут пока одни из российских компаний в этом направлении, — поясняет глава ОпеТгак. — Мы стремимся сделать всё, чтобы заполнить нишу как можно быстрее. Но для этого одного нашего желания и компетенций мало. Необходима помощь государства. И не в выделении финансов нам или кому-то ещё, а в популяризации здорового образа жизни, бережном отношении к себе с помощью технологий».

С этой целью Препелицкий «стучится во все двери». По его мнению, сидеть и ждать, что тебя заметят, — это путь в никуда, могут ведь и не заметить. «Мы готовы сотрудничать со всеми, мы пришли надолго! — констатирует Михаил. — Я хочу построить бренд, который смогу передать детям и внукам. И это совсем другой подход к бизнесу: я не собираюсь просто «впарить» миллионы своих устройств и пропасть».

«Патриотичный подход» Препелицкого, между прочим, быстро заметили, что было, к примеру, отмечено первой национальной премией «Приоритет-2015». Тогда ОпеТгак получил награду за развитие импортозамещающих технологий в сфере спорта и здорового образа жизни. Буквально после награждения Михаилу предложили стать членом генерального совета «Деловой России», чтобы он своим примером побуждал и других отечественных предпринимателей осваивать это поле деятельности. Став бизнесменом-общественником Препелицкий уже принял участие в «мозговом штурме» «Новый бизнес в России — реализованные возможности», прошедшем в прошлом году под председательством премьер-министра Дмитрия Медведева в рамках Сочинского инвестиционного форума. Михаил, в частности, рассказал собравшимся, с какими задачами ему приходилось сталкиваться при запуске нового производства, а также поделился своим видением, как обеспечить качественный рост своего присутствия на рынке и реализовать потенциал работы на внешние рынки. А учитывая то, какими темпами растёт количество медицинских смарт-девайсов в стране (с 200 тысяч в 2013 году до прогнозируемых 2 млн в 2018-м), Препелицкий предложил создать ИТ-центр, который будет собирать, анализировать и систематизировать данные с подобных гаджетов.

Отвечая на его предложение, министр здравоохранения Вероника Скворцова сообщила, что при Минздраве уже создан Координационный совет, занимающийся в том числе и вопросами медицинских гаджетов, и пригласила Михаила войти в состав совета и заняться реализацией своих идей в рамках его работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.