Научная статья на тему 'Колебания упругого днища с протекающей жидкостью'

Колебания упругого днища с протекающей жидкостью Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
89
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Тэйн У.

Рассмотрена задача о малых колебаниях упругого перфорированного днища топливного бака с протекающей жидкостью, частично заполняющей жесткую оболочку вращения. Задача рассмотрена в линейной квазистационарной постановке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Oscillations of Elastic Bottom with Flowing Liquid

A problem of small oscillations is discussed for the elastic perforated fuel tank bottom with the flowing liquid that partly fills a rigid shell of rotation. The problem is considered in the linear quasi-stationary statement. Refs.4. Tabs.l.

Текст научной работы на тему «Колебания упругого днища с протекающей жидкостью»

УДК 532.528

У. Т э й н

КОЛЕБАНИЯ УПРУГОГО ДНИЩА С ПРОТЕКАЮЩЕЙ ЖИДКОСТЬЮ

Рассмотрена задача о малых колебаниях упругого перфорированного днища топливного бака с протекающей жидкостью, частично заполняющей жесткую оболочку вращения. Задача рассмотрена в линейной квазистационарной постановке.

Колебания упругого днища топливного бака с жидкостью, частично заполняющей жесткую оболочку, ранее рассматривали в работах [1-4 ]. В настоящей работе тонкостенный топливный бак представляет собой конструкцию, состоящую из жесткой оболочки, стыковочного шпангоута и частично перфорированного упругого днища, имитирующего заборное устройство. Подобная задача актуальна при исследовании продольных колебаний ракеты с топливными баками, содержащими внутрибаковые элементы (ВБЭ) и заборные устройства (ЗУ). Влияние ВБЭ и ЗУ на колебания упругого днища с жидкостью учитывается обобщенными коэффициентами гидравлического сопротивления, приведенными к поверхности ЗУ.

Постановка задачи. Введем цилиндрическую систему координат Охгп с началом в середине невозмущенной свободной поверхности Г0.

За невозмущенное состояние жидкости принимается установившееся напорное течение вязкого несжимаемого жидкого топлива, характеризуемое средней постоянной скоростью опускания У0 невозмущенной свободной поверхности Г0 и средней постоянной скоростью на поверхности слива Е, а также потерями напора на местные сопротивления и трение жидкости по длине топливного бака. К элементам, которые влияют на потерю энергии по длине топливного отсека, можно отнести тоннельную трубу, радиальные ребра, обечайку бака. Очевидно, такие ВБЭ, как кольцевые ребра, шпангоуты, перфорированные пластины и другие элементы влияют на диссипацию энергии, обусловленную местными гидравлическими сопротивлениями. За невозмущенное состояние упругой конструкции принимается состояние, отвечающее решению статической задачи о равновесии упругой конструкции под действием давления, вызванного невозмущенным движением жидкости.

При рассмотрении возмущенного движения жидкость предполога-ется идеальной, совершающей малые безвихревые волновые движения и имеющей потенциал смещения х(х,£). Дно полости считается

настолько пологим, что при определении потенциала смещения жидкости граничные условия можно перенести на плоскость х = —Н, совпадающую с поверхностью слива, что позволяет рассматривать днище как упругую пластину или упругое кольцо.

Уравнения возмущенного движения. Задача о малых возмущенных движениях рассмотриваемой механической системы может быть сформулирована в следующем виде:

ДХ = 0; х = 0 на Г0; | =0 на 5; ^ = 7 (Ц — -д) » (!)

БААтд + = на Е, (2)

(3)

д2—д д2 х = —Р~д¥

где х(х, г,Ь) — потенциал малых смещений частиц жидкости в возмущенном движении; —д(г,Ь) — нормальное перемещение днища; Ю — цилиндрическая жесткость; 8Я — толщина днища; рд,р — плотность материала днища и жидкости; 7 = — обобщенный коэффициент гидравлических потерь; — приведенный коэффициент сопротивления топливного бака; Е — модуль упругости материала днища; V — коэффициент Пуассона. Потенциал смещений х(х,г,Ь) представляется в виде суммы х = Фг + ф2, где

те те

фг = Е [х + Е СзпХп(х)Яп(г)^ Ц(Ь);

}=1 п= 1

Ф2 = Е ? Дп(г)^п (х)дп(гу, Хп (х) = ^^хН) ■

п=1 п^ '

Здесь п^(Ь), дп(Ь) — обобщенные координаты днища и жидкости;

т-> / \ _ ^0(кпг) 7 , \ __кпх

Яп (г) = -Щ)'1 2п(х) = ык~н;

го

Сзп = ~2 У (г)Я,п(г)гд,г;

г0 ■)

о

£п — корень функции Бесселя (^(С) = 0); г0 — радиус цилиндрической обечайки; У^ (г) — полная система функций (0 ^ г ^ г0), замкнутая по отношению к V д(г, Ь).

Подставив потенциалы смещений в уравнения (1) и (2), получим систему уравнений возмущенного движения:

д2V) 2Н Г д2V) л Я (г)

ЮАА— + Рд^д~оЦ2 = —Р2гн у ~оЦ2 гйг — Рго Е ЯТ-<1п(Ь) —

r2 z—' v I dt2 / kn cth kn H

0 n= 1

ro

d2U „ 2

- (pÄ8 + pH) —; Cn = -2 I Y(r)Rn(r)rdr; (4)

r

0

те те те

£ Дп(г)^-1 + 7 £ Яп(г)^1 кпИс1п - ^ Оп1тп(т) = 0. (5)

п=1 п=1 п=1

Собственные колебания. Предположим, что

Цг,*) = У(г)и(*); и(*) = и^*; дп = дп(6)

У (го) = Уг'(го) = 0; У (п) = У;(п) = 0 ()

тогда, подставив соотношения (6) в выражения (4) и (5), можно получить уравнения, содержащие параметры и0 и дп, а исключив из преобразованных уравнений дп, прийти к интегродифференциально-му уравнению для функции У (г):

ro

/d2 1 d \ 2 2 Г

4dr2 + 2 Y(r) + P^^(r) = -PH.2Y(r)rdr-

о

ro

- £ Rn(r)(kn cth knH + -)-1 i Y(r)Rn(r)rdr. (7)

ro v 1' J

о

Решение уравнения (7), удовлетворяющее граничным условиям, приводит к трансцендентному уравнению для определения числа £, которое для сплошной пластины имеет вид

ЧС,) + /0(С)

Ji(Z) ii(Z)

те £

1 «2-pro(cth^ + -§4) + 1

4 , (8)

z

1+-P=i)

proH/i

где <5 = 8/г0\ И = И/г0; 7 = (Y/a)v/Г—V2; Л = ¿С = Л2Е/(рдг02(Г - V2)).

Трансцедентное уравнение для кольца ввиду громоздкости здесь не приводится.

Результаты расчета при < = Г/375, р/рд = 0,363, И = 3, V = 0,3, а = 5000 м/с, Е = 7,2 • Г010 Н/м2, I = г1 /г0 приведены в таблице.

4

4

Таблица

Топливный бак

сухой с жидкостью

1 без слива со сливом (y = 1)

Zi Ai Zi Ai Zi Ai

0 3,19 0,523-10-3 0,8134 0,509-10-3 ±0,0065±0,8177i ±8,18-10-6±0,5146-10-3i

0,2 5,88 0,02664 4,947 0,018839 ±0,19540-3±1,54i ±0,463-10-6±0,00183i

0,4 7,87 0,04763 7,1103 0,03892 ±0,75-10-3±1, 559i ±0,18M0-6±0,00187i

Вывод. В результате расчетов выявлено, что наличие ВБЭ и ЗУ может качественно и количественно повлиять на динамические характеристики топливного отсека с жидкостью.

Автор выражает благодарность доценту А.Н. Темнову за полезные консультации и внимание к работе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

¡.Колесников К. С. Продольные колебания ракеты с ЖРД. - М.: Машиностроение, 1971. - 260 с.

2. Пожалостин А. А. Определение параметров механического аналога для осесимметричных колебаний упругого цилиндрического сосуда с жидкостью. // Инж. журнал МТТ. - 1966. - № 5. - С. 157-159.

3. Пожалостин А. А. Свободные колебания жидкости в жестком круговом цилиндрическом сосуде с упругим плоским дном // Изв. вузов. Сер. "Авиационная техника". - 1963. - № 4.

4. Пожалостин А. А. Свободные колебания жидкости в жестком круговом цилиндрическом сосуде с упругим дном в виде пологой сферической оболочки. Изв. вузов. Сер. "Авиационная техника". - 1967. - № 2.

Статья поступила в редакцию 25.03.2008

У Тэйн родился в 1975 г., окончил магистратуру МГТУ им. Н.Э. Баумана в 2004 г. Аспирант кафедры "Космические аппараты и ракеты-носители МГТУ им. Н.Э. Баумана". Специализируется в области механики жидкости и газа и ракетно-космической технологии.

U. Tane (b. 1975) graduated from the Bauman Moscow State Technical University (master's degree) in 2004. Post-graduate of "Spacecrafts and Launch Vehicles" department of the Bauman Moscow State Technical University. Specializes in mechanics of liquids and gases and rocket and space technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.