Научная статья на тему 'Колбановский Ю. А. Эпизоды военных лет'

Колбановский Ю. А. Эпизоды военных лет Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
63
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
НефтеГазоХимия
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Колбановский Ю. А. Эпизоды военных лет»

Ему - 91! Он с легкостью поднимается по огромным ступенькам на третий этаж старого корпуса Института нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева каждый рабочий день вот уже 63 года. После войны за праздничным столом 9 Мая в этих стенах собиралось 56 фронтовиков. Сейчас из них остался он один - ученый в области физической и технической химии, доктор химических наук, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, ветеран Великой Отечественной войны Юлий Абрамович Колбановский. Мало остается тех, у кого можно узнать, как это было тогда, 70 лет

назад, - о чем плакали, чему радовались, как

НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.OG-CHEMISTRY.RU

КО ЛЕТ ПОБЕДЫ!

Юлий Колбановский:

«Мне была подарена интересная жизнь»

Беседовала Елена Володина

- Юлий Абрамович, помните, как вы узнали о конце войны?

- Очень хорошо помню. У нас рации не было, а у танкистов была. Они нам и сообщили эту новость: «Все, ребята, капитулировали фрицы! Давайте отметим!» Собрали все съестные запасы, какие были, а тут командир части едет. Увидел нас, остановился и кричит: «Это вы что затеяли? Вам что, война кончилась?» Мы хором: «Кончилась!!!»

Вот так мне и запомнилось окончание войны. В этот же день, 9 мая, я попал на завод Оптикотехна в Пршерове. Оказалось, что я был первым русским офицером в этом городе. Руководство в знак благодарности подарило мне артиллерийский бинокль. Я его храню до сих пор.

Уже после войны в журнале «Советская литература» (он выходил на многих языках) чешской редакцией стала заведовать моя одноклассница. Я написал туда очерк об этих днях. Вы удивитесь, но его прочитали в Чехии, на заводе меня вспомнили и написали об этом в своей многотиражке. А в Москву в редакцию журнала пришло доброе письмо с благодарностью за публикацию воспоминаний. Мою одноклассницу руководство наградило премией!

9 Мая, конечно, я праздную каждый год. Для меня это большой праздник.

- Вы награждены орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги»...

- Да. Когда нам на фронте вручали награды, то давали сам знак и небольшой листочек. Только в 1946-м стали обменивать эти бумажки на орденские книжки. Вместе с наградой мы получали некоторые льготы, например право один раз в год проехать в мягком вагоне скорого поезда туда и обратно в любом направлении. Еще была «денежная» книжечка, по которой платили за награды. Награжденные орденом Ленина получали 25 рублей в месяц. Позднее эти выплаты отменили...

- А расскажите, пожалуйста, поподробнее, где вы воевали.

- Начинал я в Курской области, прошел через всю Украину. Это был Воронежский фронт, потом нас переименовали в 1-й Украинский. Занимался технической разведкой. На войне кто-то должен взять образец вооружения противника, изучить и доложить, как с ним обращаться. Для этих целей в конце 1943 года организовали группу технической разведки. Конечно, эта работа требовала внимания, определенных навыков и терпения. Например, приходит письмо из разведывательного отдела армии: «По имеющимся сведениям, в войсках противника появился новый образец смазки стволов зенитных орудий, которая значительно увеличивает срок их службы. Примите меры к обнаруже-

нию и доставке образца». И начинаешь думать, где искать и кто видел.

В наши руки как-то попали фаустпатроны - противотанковые ручные мины. Это была новинка для нас. В каждом ящике лежала записка на немецком языке: «Осторожно, ни в коем случае не должно попасть в руки врага». И дру-

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

9 Мая 1945 года вечером в Москве прогремел Салют Победы — самый масштабный в истории СССР: из тысячи орудий было дано 30 залпов. Мало какой праздник в истории нашего народа отмечался так, как День Победы. Люди на улицах поздравляли друг друга, обнимались, целовались и плакали.

Первый День Победы прошел без военного парада. Впервые это торжественное шествие состоялось на Красной площади только 24 июня. К нему готовились тщательно и долго — на протяжении полутора месяцев. На следующий год парад стал неотъемлемым атрибутом торжества.

Но празднование Дня Победы продолжалось всего лишь на протяжении трех лет. В 1948 году о войне было велено забыть и все силы бросить на восстановление народного хозяйства. Выделять из бюджета немалые средства для пышных торжеств и предоставлять дополнительный выходной день власти отказались. И лишь в 1965 году, уже в эпоху Брежнева, празднику было вновь воздано по заслугам. В 20-летний юбилей великой Победы день 9 Мая вновь стал выходным, возобновились парады и масштабные салюты во всех городах.

70 ЛЕТ ПОБЕДЫ

Монумент «Танковый таран», г. Свидник, Словакия

гой ящик, в котором находились предметы в форме больших электрических лампочек с желто-зеленой жидкостью с надписью: «Осторожно! Ослепляющая жидкость». Никто не знал, что это такое.

Наша задача была выяснить, что это и как применяется. Я тогда был совершенно неопытный. Но мы быстро поняли, что каждое действие кто-то должен записывать. Начинаешь фаустпатрон разбирать, выдернул одну чеку -кто-то должен обязательно записать, что выдергиваем чеку сверху. Не взорвался - значит, можно дальше двигаться. А если взорвался, то уже второй этого не сделает, прочитав запись. По этому установленному порядку проверяли все новинки.

- Война для вас закончилась в Чехословакии. Как относились к вам в Европе тогда?

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

Карпатско-Дуклинская операция длилась с 8 сентября по 28 октября 1944 года и была одной из самых кровопролитных во Второй мировой войне. Всего за два месяца Карпатско-Дуклинской операции, прошедшей в исключительно тяжелых и кровопролитных сражениях в горно-лесистой местности, подразделения 1-го Украинского фронта продвинулись на 40-50 км. Они не смогли пробиться в район партизанских действий словацких повстанцев. Несмотря на незавершенность, данная операция все же сыграла свою роль. Опасаясь потери Словакии, немецкое командование перебросило сюда крупные силы, что помогло советскому наступлению в Венгрии и обороне Сандомирского плацдарма в Польше.

По данным Военной энциклопедии издания 2005 года, общие потери составили 56 800 человек, из которых 41 500 убитых и раненых, 1800 — пропавших без вести, 13 500 — больных и обмороженных.

Память о битве сохранена в Дуклинском историческом музее (Польша), где на территории выставлена военная техника (танки, самолет, артиллерийские орудия и др.). На вершине перевала находится памятник павшим в Дуклинской битве, а вдоль шоссе также выставлена военная техника.

- Надо понимать, что наше государство встретило 1941 год с обезглавленной армией. В годы сталинских репрессий выкосили весь командный состав. Гитлер говорил, что не надо откладывать нападение на СССР, сейчас у них нет комсостава. Я недавно купил два тома (!) со списками репрессированной элиты РКА.

Что было в России после войны с Наполеоном 1812 года? Появились декабристы. Что было после того, как русские войска во время Великой Отечественной войны освободили Европу? Ведь миллионы русских солдат увидели другую жизнь - что и как устроено за границей. Это вызывало подозрение у руководства страны: с чем вернулись, с каким взглядом на жизнь? Специфика была у каждого времени.

Но тогда и поляки, и чехи, и словаки относились к нам очень хорошо. Ведь много солдат и офицеров полегло за эти земли. Чего стоит только Дуклинский перевал!

29 августа 1944 года в Словакии началось восстание против профашистского правительства. Однако силы были неравны, вскоре фашисты начали теснить повстанцев. Словацкие повстанцы 31 августа обратились за помощью к правительству СССР. В связи с этим Ставка Верховного главнокомандования приказала провести наступательную операцию силами левого фланга 1-го Украинского фронта. Раз братья-славяне восстали, надо помочь.

С военной точки зрения это была трудновыполнимая операция в горных условиях. Потери были огромные. За высоту теряли стрелковый полк, за село - танковую бригаду. Испокон веков Дуклинский перевал был дорогой из Балтики в Венгрию.

НАШ САЙТ В ИНТЕРНЕТЕ: WWW.OG-CHEMISTRY.RU

КО ЛЕТ ПОБЕДЫ!

Такое стратегическое значение обеспечило ему печальную историю. Кровавая история этого пути существовала много лет.

Как-то меня вызвало командование и сообщило, что едет чехословацко-советская делегация возлагать венки на перевал. А подбитые танки по всей дороге стоят. Надо бы их убрать. Что можно было, танкисты на СПАМ свезли. Это сейчас спам - компьютерный мусор. В то время это означало «сборный пункт аварийных машин».

Я попытался сказать, что пусть делегация видит, как достался этот перевал. Но в ответ услышал: «Вы, старший лейтенант, не умничайте, а выполняйте приказ». В общем, мы их взорвали. До сих пор жалею.

Позже я попал на торжественный прием в Праге в честь ухода наших войск с территории Чехословакии. Генерал-полковник Алексей Семенович Жадов произнес тост: «Наша армия выполнила свой долг по освобождению Чехословакии и уходит. Но не забывайте, господа, что 100 000 наших воинов отдали за это свои жизни».

- С кем-то из фронтовых друзей поддерживали отношения или жизнь разбросала вас по разным уголкам земли?

- Самый близкий мой фронтовой друг Ваня Семенов погиб в октябре 1944 года по дороге как раз на Дуклинский перевал. Все другие однополчане были не из Москвы. Когда кто-то приезжал в столицу, конечно, с удовольствием встречались, вспоминали молодость, своих товарищей.

К сожалению, время безжалостно над нами. Когда я пришел на работу в свой институт, 9 Мая за столом собиралось 56 фронтовиков. Сейчас я остался один из тех, кто был на войне.

- У вас на столе лежат книги о войне, справочники. До сих пор интересуетесь этой темой?

- Как сказал писатель Виктор Астафьев, «всю правду о войне знает только наш народ. Нам надо выйти на середину страны и попросить у него прощения». Но иногда меня огорчают некоторые публикации. Недавно читал статью одного ученого мужа в «Вестнике РАН». Я поражаюсь тому, что этот человек написал. Перепутал белорус-

ского разведчика-партизана с одним московским профессором - и даже в библиографических ссылках его указал! Пишет, что потери партизан и народного ополчения были отнесены к потерям гражданского населения. Но дивизии народного ополчения были преобразованы в стрелковые дивизии Красной армии по штатам военного времени. У меня отец был в ополчении, я это прекрасно знаю. Конечно, пусть читатели судят о том, что правда, а что неправда, но мне кажется, что при передаче исторического материала необходимо быть точным в определениях, давать больше фактов, спрашивать у тех, кто еще может рассказать об этом времени...

- Вы помните мельчайшие детали событий, которые произошли очень давно. Как вы можете объяснить такое свойство памяти?

- Память научного работника постоянно тренируется. Вы не можете работать в науке, если не обладаете отличной памятью. Прочли новую статью, публикацию - должны понять, что из нее можно взять для анализа. Очень многое основано на ассоциациях. Ассоциации, как говорят французы, одно из величайших завоеваний человеческого разума. (Улыбается.)

- Юлий Абрамович, вы были совсем юным, когда началась война. Практически со школьной скамьи ушли на фронт. Наверное, молодость брала свое даже в это непростое время?

- Тогда над всем господствовала война. Но, конечно, мы и влюблялись, и дети рождались. Много было и хорошего, и сложного, и страшного. Люди поддерживали друг друга как могли. Помню, я уже был курсантом, и вдруг получаю известие, что мама плохо ходит - у нее стали отекать ноги. Профессор Яблоков помог: «Это у вас, голубушка, голодный отек. Я вас положу в госпиталь, чтобы немного подкормить».

Война накладывала определенные ограничения на образ жизни и восприятие действительности. Это постоянный недостаток продовольствия, ограничение в передвижении. Ведь еще в 1940 году издали указ о запрете самовольного

ухода с рабочего места. За опоздания строго наказывали. У нас не было документов. Когда человек приходил на завод, паспорт у него забирали и выдавали удостоверение личности Наркомата вооружений.

Я окончил Тульское ору-жейно-техническое училище Красной армии, которое было эвакуировано в Томск. Стал работать на Оптико-механическом заводе № 353 им. Ф.Э. Дзержинского. В 1942 году, как и все ребята моего года рождения, получил повестку «явиться с вещами» из военкомата, но с завода меня не отпустили. Только в августе мне удалось вступить в ряды РККА и стать курсантом артиллерийского училища.

Эта фотография мне особенно дорога, потому что это мой ближайший друг Ваня Семенов. Мы фотографировались в августе 1944 г, а в сентябре его убили

70 ЛЕТ ПОБЕДЫ

СТРОКИ БИОГРАФИИ

В 1952 г. Ю.А. Колбановский окончил химический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова по специальности «Физическая химия» и с этого времени работает в ИНХС РАН (ранее — Институт нефти АН СССР).

В течение ряда лет он работал в области исследования влияния ядерных излучений на химические реакции, защитил кандидатскую (1961) и докторскую (1969) диссертации по радиационной химии, в 1983 г. утвержден в звании профессора по специальности «Физическая химия».

В 1976 г. Ю.А. Колбановский организовал и возглавил лабораторию физико-химии импульсных процессов, не имеющую аналогов в России и за рубежом. В этой лаборатории был проведен комплекс обширных исследований химических реакций в условиях импульсного сжатия. Одновременно разрабатывалась аппаратура для лабораторных исследований и химической промышленности.

В 1996 г. Ю.А. Колбановскому с сотрудниками впервые на примере метиленцикло-пропана удалось спектрально наблюдать равновесие между кекулевской и некекулев-ской структурами углеводорода. Их статьи по этой тематике получили премию МАИК за1996 г.

В 1995-1996 гг. под научным руководством Ю.А. Колбановского разработан и запатентован (совместно с ОИВТ РАН) процесс парциального окисления метана воздухом в реакторе на базе дизельного двигателя с целью получения синтез-газа. Процесс предназначен для получения метанола непосредственно на магистральных газопроводах в районах вечной мерзлоты. Он был принят для реализации в РАО «Газпром».

Ю.А. Колбановский — автор более 250 научных работ (в том числе соавтор монографий «Радиолиз углеводородов», «Применение вычислительной математики в физической и химической кинетике» и «Импульсное сжатие газов в химии и технологии») и изобретений, запатентованных в России и за рубежом.

Среди его учеников 17 кандидатов и один доктор наук.

- Война формирует какие-то определенные человеческие качества?

- Мне запомнился один эпизод. Черновцы - старинный университетский город. Политуправление фронта на встрече с местной интеллигенцией, которую вел Андрей Малыш-ко - известный украинский поэт, корреспондент фронтовой газеты. Кто-то из зала рассказывает ситуацию: «Люди стояли с карточками за хлебом. Один мальчик захотел получить его без очереди. Милиционер мальчика оттолкнул. Он упал и расшиб коленку. Как может представитель власти так поступать?» Андрей Малышко ответил: «Вы совершенно правы, представитель власти так поступать не должен. Мы всегда в состав милиции отбирали самых лучших людей, но сейчас война, и все самые лучшие люди на фронте».

В разных обстоятельствах человеческие качества проявляются по-разному. Но нельзя сказать, что тогда все были хорошие, а сейчас все плохие. Количество и тех и других во все времена одинаковое.

- Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились со своей женой.

- Как поется в одной песенке, «что на свете есть любовь? Веселый разговор». Познакомились мы с женой в МГУ им. М.В. Ломоносова. Это был набор 1947 года. Мы подружились и вместе уже 65 лет.

- После окончания университета вас сразу распределили в Институт нефтехимического синтеза им. А.В. Топчиева?

- В то время наш институт назывался «Институт нефти АН СССР». Пять человек сюда направили. Среди нас были две девушки-испанки. Их вывезли из Испании в СССР во время гражданской войны (1936-1939).

- И всю жизнь проработали в одном месте?

- Пока всего лишь 63 года. К сожалению, работающих фронтовиков никого, кроме меня, не осталось.

- Недавно отпраздновал столетие актер В.М. Зельдин, который до сих пор поет и танцует на сцене. Юлий Абрамович, вы, наверное, тоже знаете секрет долголетия?

- Все очень просто. Первое - это наследственность. Второе - это спорт. Я, например, до войны играл в баскетбол в юношеской команде «Спартака», в студенческие годы - в команде МГУ. Тогда этот вид спорта был не так популярен. Любил футбол. Привычка нагружать себя физически еще с того времени осталась. Третье - это судьба. К сожалению или к счастью, только один из всех пунктов зависит от человека.

Могу ли я себя считать счастливым человеком? С войны фронтовиков 19221924 года рождения вернулось всего три процента. А мне была подарена такая интересная жизнь. Вот и судите сами.

- Здоровья вам! Желаем прожить тысячу лет!

- Не надо тысячу. Как говорил Ленин, «пролетариат на каждом этапе ставит перед собой только разрешимые задачи». (Улыбается.)

Использованы фотоматериалы из архива Юлия Колбановского, ИТАР-ТАСС, Татьяны Шкериной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.