Научная статья на тему 'КОГО ВЫБИРАЮТ ЖЕНЩИНЫ ИТАЛИИ (О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ ЖЕНСКОГО ЭЛЕКТОРАТА)'

КОГО ВЫБИРАЮТ ЖЕНЩИНЫ ИТАЛИИ (О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ ЖЕНСКОГО ЭЛЕКТОРАТА) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
194
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИТАЛИЯ / КОНТЕ / ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЖЕНСКИЙ ЭЛЕКТОРАТ / ITALY / CONTE / ELECTORAL BEHAVIOR / FEMALE ELECTORATE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Маслова Елена Александровна

Статья посвящена политическим предпочтениям женского электората в Итальянской Республике. В частности, рассматриваются основные факторы, которые влияют на электоральное поведение женщин, приводятся данные по гендерному предпочтению на последних парламентских выборах 2018 г. и европейских 2019 г. Автором сделан вывод о том, что основный тренд - низкая вовлеченность женщин в политическую жизнь страны сохраняется со времен Первой Республики. Учитывая это, женский электорат представляет нереализованный ресурс, который могут использовать политические силы и партии Италии в борьбе за голоса избирателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ITALIAN WOMEN IN FRONT OF THE BALLOT BOX (ON THE POLITICAL PREFERENCES OF THE FEMALE ELECTORATE)

The paper focuses on the political preferences of the female electorate in the Italian Republic. In particular, the main factors that affect the electoral behavior of women are considered, data on gender preference are given in the last parliamentary elections of 2018 and European 2019. The author concludes that the main trend - the low involvement of women in the political life of the country has remained since the First Republic. Given this, the female electorate represents an unrealized resource that can be used by political forces and Italian parties in the struggle for voter votes.

Текст научной работы на тему «КОГО ВЫБИРАЮТ ЖЕНЩИНЫ ИТАЛИИ (О ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРЕДПОЧТЕНИЯХ ЖЕНСКОГО ЭЛЕКТОРАТА)»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ, ГЛОБАЛЬНОГО И РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ 23.00.04

УДК 323.22/.28

Маслова Е. А.

МГИМО МИД России; Институт Европы РАН Москва, Российская Федерация e-mail: [email protected]

Кого выбирают женщины Италии

(о политических предпочтениях женского электората)

DOI: 10.33693/2658-4654-2020-2-4-81-85

Аннотация. Статья посвящена политическим предпочтениям женского электората в Итальянской Республике. В частности, рассматриваются основные факторы, которые влияют на электоральное поведение женщин, приводятся данные по тендерному предпочтению на последних парламентских выборах 2018 г. и европейских 2019 г. Автором сделан вывод о том, что основный тренд - низкая вовлеченность женщин в политическую жизнь страны сохраняется со времен Первой Республики. Учитывая это, женский электорат представляет нереализованный ресурс, который могут использовать политические силы и партии Италии в борьбе за голоса избирателей. Ключевые слова: Италия, Конте, электоральное поведение, женский электорат.

Для цитирования: Маслова Е. А. Кого выбирают женщины Италии (о политических предпочтениях женского электората) // История и современное мировоззрение. 2020. Т. 2. №4. С. 81-85. DOI: 10.33693/2658-4654-2020-2-4-81-85

POLITICAL ISSUES OF INTERNATIONAL RELATIONS, GLOBAL AND REGIONAL DEVELOPMENT 23.00.04

E. A. Maslova

MGIMO University; Institute of Europe of the RAS Moscow, Russian Federation e-mail: [email protected]

Italian women in front of the ballot box

(on the political preferences of the female electorate)

Abstract. The paper focuses on the political preferences of the female electorate in the Italian Republic. In particular, the main factors that affect the electoral behavior of women are considered, data on gender preference are given in the last parliamentary elections of 2018 and European 2019. The author concludes that the main trend - the low involvement of women in the political life of the country has remained since the First Republic. Given this, the female electorate represents an unrealized resource that can be used by political forces and Italian parties in the struggle for voter votes. Key words: Italy, Conte, electoral behavior, female electorate.

For citation: Maslova E. A. Italian women in front of the ballot box (on the political preferences of the female electorate) // History and modern perspectives. 2020. Vol. 2. №4. P. 81-85. (in Russ.) DOI: 10.33693/2658-4654-2020-2-4-81-85

1 февраля 1945 г. постановлением правительства И. Боно-ми (по предложению П. Тольятти и А. Де Гаспери) женщины Италии получили право голоса1. Конституция уже республиканской Италии 1948 г. признавала равенство полов и предусматривала всеобщее избирательное право (как право избирать, так и право быть избранным), и первые парламентские выборы в апреле 1948 г. прошли с участием женского электората.

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ ЖЕНЩИН

Во-первых, необходимо отметить, что существующие исследования [Tuorto, 2006; Cerrutto, 2012] указывают на главный тренд женского участия в итальянской политике -это низкая вовлеченность и заинтересованность в политике; некоторые исследователи называют этот феномен «электоральной апатией». Этот тренд особенно характерен для Первой Республики Италии (1946 - нач.1990-х гг.) и идет вразрез с другим - активным участием и высокой явкой мужского электората, особенно в первые тридцать лет существования республики [Cerrutto, 2012].

Главным образом выделяются следующие факторы, которые влияют на поведение электората, в особенности женского: религиозность и частота посещения церкви (cattolicita), уровень образования, возраст, уровень дохода, степень вовлеченность в домашнее хозяйство (casalinghita), принадлежность или связь с той или иной политической традицией [Sani, 1973]. При этом можно говорить о том, что религиозность, а также ведение домашнего хозяйства как основное занятие имели не только наибольшее влияние на электоральное поведение, но и были опосредованы друг другом.

Так, во времена Первой Республики ситуация выглядела следующим образом: 72% домохозяек никогда не интересовались политикой, 62% не читали газет, 90% никогда не участвовали в каких-либо политических акциях (хотя бы манифестациях). При этом, главным источником информации для 60% домохозяек служило телевидение [Sani, 1973].

Итальянских домохозяек Первой Республики объединяла религиозность - 94% считали себя католичками и более 50% посещали мессу как минимум один раз в неделю. Исследования указывают на то, что существует четкая корреляция между частотой посещения церкви и голосованием за Христианско-демократическую партию (ХДП) - 70% домохозяек симпатизировали ХДП [Weber, 1981]. Для других партий ситуация была обратная - чем ниже религиозность женщины, тем больше вероятность голосования за партии, отличные от ХДП. Например, 42% домохозяек не посещавшие церковную службу никогда, отдавали свои голоса Итальянской коммунистической партии, а 32% - Итальянской социалистической партии [Weber, 1981]. Подобное влияние религии на электоральные предпочтения женщин связывается с низкой политической заинтересованностью и осведомленностью.

С течением времени и трансформацией социальной, политической и экономической жизни Италии, начинают приобретать все больший вес другие факторы, отличные от религиозных. Тем не менее, низкая вовлеченность женщин в политику (не говоря уже о прямом участии) продолжает сохраняться и по сей день.

При этом также можно говорить о том, что домохозяйки представляют отдельную страту итальянского общества и составляют больше четверти взрослого женского населения страны [Le Casalinghe in Italia, 2017]. При этом, они характеризуются низкой политической заинтересованностью, отсутствием опыта работы (около половины никогда не работали), в большинстве своем отсутствием высшего образования, главным образом получая информацию по радио или интернету2.

Таким образом, учитывая низкую вовлеченность женской половины населения Италии в политику, женщины, в особенности домохозяйки, представляют ресурс, который могут использовать политические силы и партии Италии в борьбе за голоса избирателей.

ВЫБОРЫ 2018 И 2019 ГГ.: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ

Обратимся к результатам последних парламентских выборов в Италии, которые состоялись в 2018 г., а также к выборам в Европейский парламент 2019 г., которые также можно считать барометром партийно-политических настроений Италии.

Исследовательское агентство Ipsos приводит следующие данные, которые были получены в ходе опросов, и отражают приблизительное гендерное распределение голосов.

Парламентские выборы 2018 г. (Палата депутатов)

Всего из них: из них: из них:

голосов женщи- мужчи- домохо-

(%) ны (%) ны (%) зяйки

Движение 5 звезд 32,9 32,9 32,8 36,1

Демократическая партия 18,8 18,7 18,9 15,4

Лига 17,4 17,6 17,1 19,8

Вперед, Италия 14 14,1 13,8 15,7

Братья Италии 4,3 4,1 4,6 3,5

Свободные и равные 3,4 3,4 3,5 1,8

Остальные 3,8 3,7 4,0 3,6

Источник: Ipsos. 2018. Elezioni Politiche 2018. [online] Available at: <https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2018-03/elezioni politiche 2018 - analisi_post-voto_ipsos-twig_0.pdf> [Accessed 5 November 2020].

Выборы в Европейский парламент в 2019 г. в исследовании Ipsos представлены следующим образом:

1 Вопрос о женском избирательном праве впервые поднимался на обсуждение в итальянском парламенте при обсуждении законопроекта министра Мингетти в 1861 г. (статья 13 предусматривала делегирование своего голоса на местных выборах). См. подробнее: Camera dei deputati (1965) Il voto alle donne. Le donne dall'elettorato alla partecipazione politica. Roma.

2 Необходимо отметить, что доля людей с высшим образованием в Италии - как среди женщин, так и среди мужчин - остается крайне низкой.

Выборы в Европейский парламент (2019 г.):

Всего голосов (%) из них: женщины (%) из них: мужчины (%) из них: домохозяйки

Лига 34,3 34,6 34,1 39,1

Демократическая партия - Мы европейцы 22,7 22,5 22,9 22,1

Движение 5 звезд 17,1 16,9 17,3 15,2

Вперед, Италия, С.Берлускони 8,8 8,9 8,7 8,1

Братья Италии, Дж. Мелони 6,5 6,5 6,4 6,4

+Европа 3,1 3,3 2,8 2,3

Зеленая Европа 2,3 2,3 2,3 2,1

Левая 1,7 1,6 1,9 1,4

Другие 3,0 3,4 3,6 3,3

Источник: составлено автором по: Ipsos. 2019. Elezioni Europee 2019. [online] Available at: <https://www.ipsos.com/sites/default/files /ct/news/documents/2019-05/elezioni_europee_2019_-_analisi_post-

voto_ipsos-twig.pdf> [Accessed 5 November 2020].

Представленные данные свидетельствуют о том, что самая популярная партия среди женщин - «Лига», за которую проголосовало 34,6% всех женщин, пришедших на выборы. В то же время, в среднем, в 2019 г. женщины скорее предпочитали умеренные левые силы (более 30%).

Как уже было отмечено, одна из долгосрочных тенденций, которую фиксируют с середины 1970-х гг. состоит в низком уровне участия женщин в голосовании (причем, это относится к выборам любого уровня - местных, национальных и общеевропейских). Так, на парламентских выборах в марте 2018 г. явка мужчин составила около 76%, явка женского электората - 70,7%. На европейских выборах в мае 2019 г. мужчины также были более активны - 58% против 54,3% для женщин [in Genere, 2019].

Однако уровень женского участия в выборах неодинаков по стране и, по сути, отражает давнюю дихотомию Севера и Юга. Чем южнее, тем участие женщин в голосованиях ниже, и тем больше разрыв по сравнению с «мужским голосованием». Выборы в Европейский парламент 2019 г. в очередной раз продемонстрировали, что фактически все десять провинций с наибольшим гендерным разрывом находятся к югу от Рима, в частности на Сицилии в таких городах как Энна (-7,8%) и Тра-пани (-6,9%). В провинции Кальтаниссетта зафиксирована наименьшая женская явка по всей стране - только 30,6%, в Агридженто (Сицилия) - наибольший разрыв между явкой мужчин и женщин (-8,3%) [inGenere, 2019].

ПЕРСОНИФИКАЦИЯ ИТАЛЬЯНСКОЙ ПОЛИТИКИ И РОСТ ПОПУЛЯРНОСТИ ДЖ.КОНТЕ НА ФОНЕ ПАНДЕМИИ

Политическая система Второй республики в Италии характеризуется, кроме прочего, усилением фрагментации политических сил, когда партии приобретают персонифицированный характер и, по сути, становятся партиями одного лидера («партия Сальвини», «партия Ренци», «партия Берлускони»). В конечном итоге это не способствует устойчивости самой системы, а значит кресло премьер-министра занимает тот, кто способен договориться с большинством политических сил и создать широкую коалицию.

С начала эпидемии Covid-19 на Апеннинах весной 2020 г., несмотря на кризис системы здравоохранения и введение строгих ограничительных мер, председателю правительства Джузеппе Конте удалось набрать политические очки и завоевать уважение и даже любовь своих граждан.

Согласно данным опроса начала апреля 2020 г., 57% граждан одобряли действия правительства - это на 15% больше, чем в момент введения карантина, и на 17% больше с начала эпидемии. В апреле 2020 г., когда страна переживала драматические события, на вопрос «насколько вы уверены в премьере?» 17% респондентов ответили «очень», 40% «довольно», 26% «мало» и 17% «нет» [Il Fatto Quotidi-ano. 2020a]. Рейтинг Дж. Конте как лидера нации неизменно рос с февраля 2020 г. (48%), достигнув наивысшего показателя (более 60%) за весь период его пребывания в кресле премьера. На конец октября 2020 г. рейтинг премьера составлял 58% [Il Fatto Quotidiano. 2020b].

Ввиду того, что премьер Конте является беспартийным, отсутствуют какие-либо данные, указывающие на его тендерную поддержку. Тем не менее, нельзя не заметить, что с начала «локдауна» в Италии в различных социальных сетях (Instagram, Facebook, Twitter, TikTok) начинают появляться многочисленные аккаунты, посвященные личности Джузеппе Конте. При этом главной аудиторией и подписчиками этих страниц являются именно женщины.

ФЕНОМЕН «LE BIMBE DI CONTE»

Традиционно в Италии у крупных политиков есть свои политические прозвища, которые широко используются в общественном дискурсе и СМИ (С. Берлускони - «Кавалер», М. Сальвини - «Капитан»). С момента прихода в большую политику преподаватель права Дж. Конте получил прозвище «Адвокат».

Однако с распространением пандемии Covid-19 в Италию в начале 2020 г., введением карантинных ограничительных мер, имидж Дж. Конте подвергся трансформации. Начиная с марта 2020 г. в различных социальных сетях начинают появляться многочисленные аккаунты, посвященные Джузеппе Конте, на страницах которых премьер скорее представляется не как политик, а как «идеал мужчины», который привлекателен, элегантен, рассудителен и любит животных. Например, аккаунт «Le Bimbe di Giuseppe Conte» (дословно - «Малышки Джузеппе Конте») имеет 334 тыс. подписчиков в Instagram и 118 тыс. в Facebook (при этом аккаунты не являются симметричными)3. Помимо, существует десяток подобных аккаунтов, но все их объединяет то, что они транслируют симпатию к национальному лидеру - Джузеппе Конте от лица женского населения Италии.

Не исключено, что хотя бы некоторая часть этих аккаунтов являются частью коммуникационной стратегии Конте и его соратников по привлечению именно женского электората -который более подвержен эмоциональному выбору и политически пассивен. Хотя в опубликованных интервью с создательницами подобных страниц, посвященных Дж. Конте, говорится, что страницы были созданы «по велению сердца».

3 Для сравпепия - официальный аккаунт Дж. Копте в Facebook имеет 4,3 млп подписчиков.

Некоторые исследования указывают, что пандемия коро-навируса Covid-19 еще более усугубила гендерный разрыв, который существовавал и до распространения пандемии. Риски, связанные с карьерой, для женщин намного выше, чем для мужчин, где и так зафиксирован один из самых низких уровней занятости женщин в Европе (53,8% по сравнению со средним показателем 67,4% в ЕС). Недавние оценки показывают, что более 400 тыс. женщин потеряли работу из-за пандемии и что 70% из тех, кто вернулся к работе после карантина, были мужчинами [Ipsos, 2020].

ОСНОВНЫЕ ВЫВОД Ы

Некоторые исследователи ставят вопрос о существовании отдельной женской политической культуры, которая характеризует в т.ч. электоральное поведение [As & Perry, 1975], которое определяется следующими чертами: эмоциональность, пассивность, низкая склонность к политическому участию.

В Италии эти три тренда также проявляются. Во времена Первой Республики голосование за ХДП среди женского электората было опосредовано религиозным фактором, когда немалое влияние имела католическая церковь, при этом женщины не интересовались политикой. Постепенно помимо религиозного фактора начинают приобретать все большую роль и другие переменные. Тем не менее, фиксируется, что к основным факторам, которые определяют выбор современной итальянки, относятся: религиозность и частота посещения церкви (cattolicita), уровень образования, возраст, уровень дохода, степень вовлеченность в домашнее хозяйство (casalinghita), принадлежность или связь с той или иной политической традицией

Политическая апатичность среди женщин широко распространена, когда почти половина итальянок не ходят на выборы. При этом наибольший разрыв между женским и мужским голосованием наблюдается в южных областях страны, особенно на Сицилии.

Одним из важнейших моментов выборов в Италии становится способность политических партий привлечь женский электорат. Пока это наиболее удается партии «Лига» и ее лидеру М. Сальвини. В то же время за 2020 г. беспартийному премьеру Дж. Конте удалось заручиться беспрецедентной поддержкой своих граждан (более 60%). Это совпало с появлением в социальных сетях десятка страниц, посвященных личности Дж.Конте, где итальянки признаются в любви к премьеру.

В современной Италии, где стирается грань межу правыми и левыми силами, все большее значение приобретает фигура лидера. В конечном итоге это проявляется персонификацией партий и излишней фрагментацией политической системы страны.

Возможности женского электората пока еще слабо используются итальянскими политическими партиями, что в немалой степени объясняется «неустойчивостью» политических предпочтений женщин и импульсивностью (эмоциональностью) их выбора. Однако, с другой стороны, эти качества при умелом использовании современных технологий «прямого» обращения к избирателям и создания различных групп фан-поддержки в социальных сетях, могут быть важным политическим ресурсом на выборах разного уровня.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 87,54%.

Список литературы / Reference list

1. As, B. and Perry, C., 1975. On Female Culture an attempt to formulate a theory of women's solidarity and action. Acta Sociologica, 18(2-3), pp.142-161.

2. Cerruto, M., 2012. La partecipazione elettorale in Italia. Quaderni di Sociologia, (60), pp.17-39.

3. Il Fatto Quotidiano. 2020a. Sondaggi, Sale Il Gradimento Di Conte: E Al 57%. Lega Stabile Al 26% (-8 Dalle Europee), I Renziani Al 2. Restrizioni? Giuste Per Il 91% - Il Fatto Quotidiano. [online] Available at: <https://www.ilfattoquotidiano.it/2020/04/08/sondaggi-sale-il-gradimento-di-conte-e-al-57-lega-stabile-al-26-8-dalle-europee-i-renziani-al-2-restrizioni-giuste-per-il-91/5763706.> [Accessed 5 November 2020].

4. Il Fatto Quotidiano. 2020b. Sondaggi: La Classifica Aggiornata Dei Leader Piu Apprezzati Dagli Italiani. [online] Available at: <https://www.ilfattoquotidiano.it/2020/10/30/sondaggi-zaia-aggancia-conte-in-testa-alla-classifica-dei-leader-piu-apprezzati-piu-della-meta-degli-intervistati-ha-fiducia-nel-governo/5985262/> [Accessed 5 November 2020].

5. inGenere. 2019. Donne Che Votano Salvini. [online] Available at: <https://www.ingenere.i1/articoli/donne-che-votano-salvini> [Accessed 5 November 2020].

6. Ipsos. 2018. Elezioni Politiche 2018. [online] Available at: <https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/201

8-03/elezioni_politiche_2018_-_analisi_post-voto_ipsos-twig_0.pdf> [Accessed 5 November 2020].

7. Ipsos. 2019. Elezioni Europee 2019. [online] Available at: <https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/201

9-05/elezioni_europee_2019_-_analisi_post-voto_ipsos-twig.pdf> [Accessed 5 November 2020].

8. Ipsos. 2020. Il Covid-19 Ha Aumentato Il Gender Gap In Italia. [online] Available at: <https://www.ipsos.com/it-it/il-covid-19-ha-aumentato-il-gender-gap-italia> [Accessed 5 November 2020].

9. Istat. 2017. Le Casalinghe In Italia. [online] Available at: <https://www.istat.it/it/files//2017/07/Le-casalinghe-in-Italia-2016.pdf> [Accessed 5 November 2020].

10. Sani, G., 1973. FATTORI DETERMINANT! DELLE PRE-FERENZE PARTITICHE IN ITALIA. Italian Political Science Review/Rivista Italiana di Scienza Politica, 3(1), pp.129-143.

11. Tuorto, D., 2006. Apatia O Protesta?. 1st ed. Bologna: Il Mulino.

12. Weber, M., 1981. LA PARTECIPAZIONE POLITICA FEMMINILE IN ITALIA: EVOLUZIONE, DETERMINANTI, CARATTERISTICHE. Italian Political Science Review/Rivista Italiana di Scienza Politica, 11(2), pp.281-311.

Статья поступила в редакцию 02.10.2020, принята к публикации 23.10.2020 The article was received on 02.10.2020, accepted for publication 23.10.2020

РЕЦЕНЗИЯ

на статью кандидата политических наук Е. А. Масловой «Кого выбирают женщины Италии (о политических предпочтениях женского электората)»

Представленная рукопись Е.А. Масловой представляет собой краткое исследование об электоральном поведении женщин в Италии. Автор комплексно рассматривает основные тенденции, характерные дал итальянских женщин, а также факторы, которые влияют на политические предпочтения. Рассматривается эволюция женского электорального поведения в Италии - начиная со Первой Республики и до наших дней.

Особый интерес и новизну представляет часть, посвященная современной ситуации в Италии на фоне коронавируса и борьбу за политическое лидерство Дж. Конте.

Работа написана с привлечением иностранной литературы и источников, которые ранее не вводились в научный оборот.

Кроме этого, необходимо отметить творческий оригинальный подход автора к рассматриваемому предмету исследования и новаторство. Выводы, представленные автором, логичны и представляют интерес для научной дискуссии.

Принимая во внимание оригинальность, новизну и актуальность представленной рукописи, рекомендую статью для публикации в журнале «История и современное мировоззрение».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Старший научный сотрудник Института международных отношений МГИМО МИД России Денисов Игорь Евгеньевич

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Маслова Елена Александровна, кандидат политических наук, доцент, старший научный сотрудник МГИМО МИД России; старший научный сотрудник Института Европы РАН; Москва, Российская Федерация, AuthorlD (Scopus): 57197806963; AuthorlD (РИНЦ): 683669, e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Elena A. Maslova, Cand. Sci. (Polit.), Associate Professor, senior research fellow, MGIMO University; senior research fellow, Institute of Europe of the RAS, Moscow, Russian Federation, AuthorlD (Scopus): 57197806963; AuthorlD (PHH^: 683669, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.