Итак, калифорнийский текст представляет собой синтетическое единство таких элементов, как собственно текст Калифорнии, текст Голливуда и текст Лос-Анджелеса. Калифорния в зарубежной рок-поэзии - неспокойное место. Герой, попадающий туда, рискует потерять моральный облик, пройти через множество испытаний. Калифорния - крайне желанное место, все хотят туда попасть, но мало кто не разочаруется в своих утопических представлениях, оказавшись непосредственно там. Позитивные черты этого штата достаточно стереотипны и свойственны географическим текстам других городов. Лос-Анджелес снаружи выглядит привлекательнее, чем внутри; позитивную роль играют погодные и ландшафтные явления: море, нежаркое солнце, луна на ясном небе, лес и др. Негативные же понятия чаще всего тесно связаны с уникальными чертами, присущими именно Калифорнии: жаркий климат, огромный и страшный город, в котором легко заблудиться, опасности большого города, присущие только таким с виду привлекательным городам, как Лос-Анджелес. Отдельное место в калифорнийском тексте занимает текст голливудский, который, с одной стороны, создает позитивный миф о Калифорнии как о месте, где легко достичь успеха, а с другой - как о грязном и порочном месте.
1 Топоров В.Н. Петербург и «Петербургский текст» русской литературы. II. Петербургский текст: его генезис и структура, его мастера // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М., 1995. - С. 259-367.
2 Там же. С. 273.
3 Там же. С. 275.
4 Там же. С. 281.
5 Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: IV. Петербург и Петербургский текст: мир, язык, предназначение // Миф. Ритуал. Символ. Образ: Исследования в области мифопоэтического: Избранное. - М., 1995. - С. 314.
© П. А. Волошин
В.А. ГАВРИКОВ
Брянск
КОГО ЧАЩЕ ВСЕГО ЦИТИРУЮТ В РОССИЙСКИХ РОК-ДИССЕРТАЦИЯХ? (Библиография для начинающего роковеда)
Введение. Изучение русского рока началось еще в 80-х, правда, поначалу на него внимание обращали в основном журналисты, музыковеды, социологи... Словом, нефилологи. Первая отечественная диссертация о роке, судя по всему, принадлежит перу Н.Д. Саркитова (философские науки), защищена она в 1987 году, то есть ровно четверть века назад (я пишу это в ноябре 2012-го). Правда, нельзя сказать, что до 1987-го на рок-искусство учёные внимания не обращали. Например, в диссертации И. Д. Земзаре (Взаимодействие серьёзных и массово-развлекательных жанров в европейской музыке первой половины XX века: дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1984) немало внимания уделено и рок-проблематике.
За минувшее время российская рок-наука породила около ста диссертаций, так или иначе связанных с рок-искусством (список таковых см. в конце настоящей статьи). Только в 1997 году - через десять лет после Сар-китова! - была защищена первая филологическая диссертация по року: это была работа Т.Е. Логачевой (ныне - Виноградовой). Правда, потом филологи попытались наверстать упущенное, и к 2012 году количество литературоведческих и лингвистических диссертаций по року перевалило за тридцать (около трети от общего числа). Таковы самые общие сведения о ро-кологии последних двух десятилетий (точнее - о её диссертационной части).
Обозреть весь массив рок-диссертаций в рамках статьи, разумеется, невозможно. Поэтому я решил сконцентрироваться на библиографии. Выбрав 33 диссертации, в которых рассматривается преимущественно русский рок, я выявил наиболее цитируемые работы (вот список авторов исследуемых трудов: Авилова Е.Р., Аксютина О. А., Алексеев И.С., Васильева А.А., Гавриков В.А. (кандидатская), Гуляева Г.Е., Доманский Ю.В., Ерёмин Е.М., Иванов А.С., Иванов Д.И., Калуженина Д.В., Касьянова Е.В., Клюева Н.Н., Ковальчук И.В., Кожевникова Т.С., Колчина О.М., Логачева Т.Е., Невская Т.Н., Нефёдов И.В., Никитина О.Э., Новикова Ю.В., Пи-люте Ю.Э., Солодова М.А., Ступников Д.О., Темиршина О.Р., Тугуше-ва А.Р., Чебыкина Е.Е., Чечева А.В., Шевердяев А.В., Шеметова Т.Н., Шинкаренкова М.Б., Ярко А.Н.). Таким образом, для начинающего (да и не только) рок-исследователя настоящая работа будет интересна с точки зрения подбора литературы по интересующей тематике. А для маститых ученых главная интрига - увидеть себя в «рейтинге авторитетов»; узнать, кого из рокологов цитируют чаще всего.
Минусы статьи. Среди множества таковых укажем на два, заботящие автора более всего. Во-первых, данная ниже статистика грешит тем, что я не рассматриваю количество диссертаций, в которых появляются ссылки на то или иное имя. Например, некий учёный может попасть в верхнюю часть составляемого мной рейтинга только на основании высокой цити-руемости в библиографии некоторой диссертации. Однако, думается, этот нюанс не способен в корне повлиять на результаты настоящего исследования, так как наиболее активно цитируемые учёные «набирают очки» из библиографии в библиографию, поэтому в любом случае превосходят по цитируемости «разовых» авторов. Иными словами, лидеры столь очевидны, что никакие расклады на уровне некоторой одной работы на общую картину существенно повлиять не в силах.
Второй минус в том, что нет прямой зависимости между нахождением в списке использованной литературы и реальным цитированием. Работа может присутствовать во множестве библиографий, но ни разу не быть процитированной. Правда, и здесь лидеры всё-таки берут свое. Чтобы как-то сгладить этот нюанс, я выбрал из представленного выше списка пять диссертаций разных лет (Логачева, 1997; Касьянова, 2003; Темирши-
на, 2006; Д. Иванов, 2008; Ерёмин, 2010) и провёл анализ сносок, который дал в целом те же результаты, что и представленные в «большой статистике». Но об этом - в самом конце. А пока приступим к результатам анализа тех 33 диссертаций, что были указаны выше.
Отечественные учёные, с русским роком не связанные. Среди них выделяется Ю.М. Ломан, на труды которого в 33-х библиографиях обнаружено 63 ссылки! На втором месте - с результатом почти вдвое меньшим «чемпионского» - М.М. Бахтин: 36 ссылок. Далее идёт А.Ф. Лосев - 28 упоминаний. Следом (более дюжины упоминаний) - Е.М. Мелетинский, Д.С. Лихачев - 25; Н.Д. Арутюнова - 20; Ю.Н. Давыдов, В.Н. Топоров -18, Е.С. Кубрякова - 17; В.И. Тюпа, P.O. Якобсон - 16; Ю.Н. Тынянов, Б. А. Успенский - 15, М.Л. Гаспаров - 14, Н.С. Болотнова, Ю.Н. Караулов, А. А. Потебня - 13.
И статистика начала «первой дюжины». 12 упоминаний: Виноградов В.В., Григорьев В.П., Левикова С.И., Степанов Ю.С.; 11: Веселов-ский А.Н., Иконникова С.Н., Пищальникова B.A., Пропп В.Я., Фоменко И.В.; 10: Бондарко А.В., Бройтман С.Н., Воркачев С.Г., Гинзбург Л.Я., Красных В.В., Томашевский Б.В.; 9: Афанасьев А.Н., Бабенко Л.Г., Белый А., Васильев И.Е., Казарин Ю.В., Мяло К.Г., Попова З.Д., Роднян-ская И.Б., Сорокин П.А., Сохор А.Н., Стернин И.А., Фрейденберг О.М., Яковлева Е.С.; 8: Борев Ю.Б., Гак В.Г., Запесоцкий А. С., Каган М.С., Леонтьев А. А., Путилов Б.Н., Чернейко Л.О.; 7: Гачев Г. Д., Ермакова О.П., Жирмунский В.М., Земская Е.А., Кон И. С., Крысин Л.П., Минц З.Г., Омельченко Е.А., Семёнов В.Е., Хализев В.Е., Чудинов А.П., Шмелёв А.Д., Эпштейн М.Н.; 6: Апресян Ю.Д., Ахманова О.С., Бердяев Н.А., Гришунин А.Л., Демъянков В.З., Карасёв Л.В., Карасик В.И., Ковтуно-ва И.И., Колшанский Г.В., Костомаров В.Г., Цукерман B.C., Ямполь-ский М. Б.
Ради справедливости отметим, что вместе с мэтрами иногда высокий индекс цитирования получают учёные, которые не так известны научной общественности. Среди таких могут быть авторы, активно пишущие на музыковедческие, молодёжные, контр- или субкультурные и тому подобные темы, актуальные для рок-исследований; высокий балл иногда получают и учёные, так или иначе связанные с авторами диссертаций (например, могут «густо» цитироваться научные руководители диссертантов, авторитетные представители родного вуза...).
Зарубежные ученые. Первое, что бросается в глаза, - это низкая ци-тируемость зарубежных исследователей (лидер отечественного рейтинга Бахтин почти в четыре раза превосходит самого популярного иностранца Элиаде). Причины тому могут быть разные: начиная от некоторой самоуглубленности российской науки («буржуи хорошему не научат») и заканчивая узостью тематики некоторых работ (вряд ли даже передовая зарубежная мысль дотянется до бурятского панка). Итак, среди иностранцев лидируют: Элиаде М. - 17 упоминаний, Барт Р. - 15, Юнг К.Г. - 13. Далее сле-
дуют: Леви-Строс К. - 11, Адорно Т. - 10, Вежбицкая А. - 9, Ортега-и-Гассет X. - 8, Лакофф Дж. - 7, Ницше Ф. - 7, Фрейд З. - 7, Фромм Э. - 7, Фуко М. - 7, Бодрийяр Ж. - 6, Хёйзинга И. - 6.
Интервью, сборники текстов русских рок-поэтов. Самая популярная фигура у исследователей, безусловно, Борис Гребенщиков. Я обнаружил 45 ссылок на его интервью и поэтические сборники. Это, в общем, не удивило. БГ посвящено несколько диссертаций, да и в обзорных он, как правило, называется среди основных имен. Безоговорочное второе место у Александра Башлачева - 30 упоминаний. Далее следует Макаревич с 17-ю пунктами. А четвёртое место, что еще удивительнее, у «нерокера» Высоцкого - 11. Немногим меньше упоминаний о Егоре Летове (10), Кинчеве и Науменко (9).
Диссертации. Самая первая по времени защиты филологическая диссертация оказалась и самой цитируемой (9 упоминаний). Да и вторая по популярности - тоже родом из девяностых. Так что во многом цитируе-мость обусловлена временем появления труда. Оглашаю весь список:
9. Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-х - 1990-х гг. в социокультурном контексте: дис. ... канд. филол. наук. М., 1997.
8. Васильева А. А. Российская рок-музыка 1970-х - 1990-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа: дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 1999.
6. Алексеев И.С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2003.
6. Шинкаренкова М. Б. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005.
5. Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2003.
5. Солодова М.А. Текст и метатекст молодежной субкультуры в лин-гвокультурологическом аспекте: На материале текстов песен отечественных рок-групп и рецензий на них: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2002.
5. Чебыкина Е.Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный аспекты: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2007.
Энциклопедии. Самая популярная рок-энциклопедия принадлежит перу А. Кушнира: 100 магнитоальбомов советского рока. Избранные страницы истории отечественного рока. 1977-1991: 15 лет подпольной звукозаписи (14 ссылок). И на втором месте творение того же автора: Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата / Сост. Кушнир А. (10), а также книга: Поэты русского рока / Сост. Соя А., Гудков И. (10). Достаточно часто исследователи обращались к энциклопедиям: Рок-музыка в СССР: опыт популярной энциклопедии / Сост. Троицкий А.К. (8), Кто есть кто в советском роке. Иллюстрированная энциклопедия отечественной рок-музыки / Сост. Алексеев А., Бурлака А., Сидо-
ров А. (7). Для полноты картины стоит упомянуть и о таких изданиях: Рок-энциклопедия: популярная музыка в Ленинграде-Петербурге / Сост. Бурлака А. (6); Альтернатива: Опыт антологии рок-поэзии / Сост. Бехтин П. (5), Золотое десятилетие рок-поэзии / Сост. Дидуров А. (4), Кто есть кто в российской рок-музыке: энциклопедия / Сост. Алексеев А., Беляев И., Должанский В. (4), Панк-рок от «А» до «Я» / Кокарев А.И. (4), Панк: Энциклопедия: Всё, что вы хотели узнать о панке, хардкоре, сайкобилли, ска и альтернативе, но некого было спросить / Сост. Бочаров О. (3).
Рейтинг рокологов. Прежде чем дать его, нужно оговорить некоторые нюансы. Во-первых, я не стал разделять собственно ученых, журналистов, «беллетристов» и прочих исследователей - они сконцентрированы в одном рейтинге. Во-вторых, в него также включены и «бардоведы», так как не всегда возможно провести чёткую границу между ними и роколога-ми; кроме того, встречается немало и общетеоретических работ, охватывающих всю песенную парадигму. В-третьих, я принимаю в расчёт все цитирующиеся работы некоего «песневеда», даже если среди них есть те, что с роком и песенностью не связаны (последних практически всегда меньшинство).
Комментарии к рейтингу возможны, но он и без того красноречив, так что я от них воздержусь (перед фамилией исследователя дано количество ссылок):
103. Доманский Ю.В.
62. Свиридов С.В.
47. Козицкая Е.А.
34. Троицкий А. К.
31. Смирнов И.
29. Сурова О.
28. Давыдов Д.М.
27. Никитина О.Э.
26. Житинский А.Н.
25. Бурлака А. А.
24. Логачева Т.Е.
24. Чередниченко Т.В.
23. Щепанская Т. Б.
22. Нежданова Н.К.
19. Кнабе Г.С.
19. Конен В. Д.
19. Ступников Д.О.
18. Кормильцев И.
18. Толоконникова С.Ю.
17. Константинов А.В.
17. Константинова С.Л.
17. Нугманова Г.Ш.
17. Сыров В.Н. 17. Цвигун Т.В. 16. Капрусова М.Н. 16. Козлов А. С. 15. Кулагин А. В. 15. Шидер М. 14. Милюгина Е.Г. 13. Дидуров А. А. 13. Зайцев В. А. 13. Щербенок А.В. 12. Егоров Е.А. 12. Ивлева Т.Г. 12. Черняков А.Н. 11. Горбачев О. А. 11. Курбановский А. А. 11. Набок И. Л. 11. Полупанов В. 11. Снигирев А.В. 11. Темиршина О.Р. 11. Шаулов С. С. 10. Васильева А. А. 10. Николаев А.И. 10. Солодова М.А. 09. Феофанов О. А. 08. Гавриков В. А. 08. Ковалев П. А. 08. Лосев В .В. 08. Петрова С.А. 08. Рыбин А.В. 08. Чебыкина Е.Е. 08. Шадурский В.В. 08. Шинкаренкова М.Б. 07. Аксютина O.A. 07. Барановская Н. А. 07. Гаккель В.
07. Иеромонах Григорий (Лурье В.М.)
07. Квятковский Г.Ю.
07. Кихней Л.Г.
07. Кошелев В. А.
07. Ничипоров И.Б.
07. Орлицкий Ю.Б.
07. Павлова Е.В.
07. Саркитов Н.Д.
07. Свириденко Е.В.
07. Скворцов А.Э. 07. Ткачев А.Л. 07. Шакулина П. С. 06. Бачуров В. 06. Задерий С. 06. Иванов Д.И. 06. Карпов В. А. 06. Ковальчук Е.Г. 06. Крылов А.Е. 06. Кушнир А. 06. Михайлова В.А. 06. Назарова И.Ю. 06. Нефёдов И.В. 06. Никитина Е.Э. 06. Палий О.В. 06. Прокофьев Д.С. 06. Савицкая Е.А. 06. Сафарова Т.В. 06. Снигирева Т.А. 06. Урубышева Е.В. 06. Ухов Д. 06. Федоров Е.В. 06. Чижова И.А. 06. Чумакова Ю.А. 05. Арустамова А. А. 05. Войткевич Е.В. 05. Касьянова Е.В. 05. Садовски Я. 05. Соколов Д.Н. 05. Соколова И.А. 05. Тимашева М. 05. Тугушева А.Р. 05. Шевердяев A.B. 05. Шостак Г.В.
Десять самых популярных статей о русском роке. За прошедшее с начала исследования русского рока время сформировался небольшой массив статей, которые уже можно назвать «классикой отечественного роко-ведения». Эти работы цитируются из диссертации в диссертацию, и для начинающего роковеда именно они - та база, с которой стоит начинать познавать азы формирующейся науки о русском (да и не только) роке. Приведём здесь десять самых цитируемых работ (перед названием статьи - количество упоминаний):
19. Кормильцев И., Сурова О. Рок-поэзия в русской культуре: возникновение, бытование, эволюция // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. Тверь, 1998.
13. Свиридов С. В. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. Тверь, 2002. Вып. 6.
12. Кнабе Г.С. Феномен рока и контркультура // Вопросы философии. 1990. №8.
12. Щербенок А.В. Слово в русском роке // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. Тверь, 1999. Вып. 2.
11. Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: проблемы и пути изучения // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. Вып. 2.
11. Нежданова Н.К. Русская рок-поэзия в процессе самоопределения 70-80-х годов // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. Тверь, 1998.
11. Сурова О. «Самовитое слово» Дмитрия Ревякина // Новое литературное обозрение. 1997. № 28.
10. Доманский Ю.В. Циклизация в русском роке // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. Тверь, 2000. Вып. 3.
10. Козицкая Е.А. Субъязыки и субкультуры русского рока // Русская рок-поэзия: Текст и контекст. Тверь, 2001. Вып. 5.
10. Константинова С.Л., Константинов А.В. Дырка от бублика как предмет «русской рокологии» // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, 1999. Вып. 2.
Тематические группы. Отдельно скажу о самых популярных направлениях рокологии и о самых авторитетных их «разработчиках». Здесь человек, занимающийся, например историей русского рока, может узнать о самых авторитетных исследователях и фундаментальных работах, посвя-щённых интересующей теме. Обратим внимание на то, что чем книга старше, тем больше у нее шансов стать активно цитируемой. Например, глубокая и обстоятельная монография Олеси Темиршиной (Темирши-на О.Р. Символистские универсалии и поэтика символа в современной поэзии: Случай Б. Гребенщикова. М, 2009) упоминается всего 4 раза в связи с тем, что книга вышла сравнительно недавно. Понятно, что некоторые ещё более поздние работы вообще могут оказаться за пределами нашего обзора, что не умаляет их достоинств. В данном параграфе мы указываем на наиболее цитируемые книги по той или иной теме в независимости -биографическое, научное или ещё какое-нибудь это исследование.
Истоки, история и сущность рока: Бурлака А. (см. в частности книгу: В ритме эпохи: очерки истории музыки рок), Дидуров А. (Солдаты русского рока), Доманский Ю.В.; Житинский А.Н. (Путешествие рок-дилетанта), Козлов А. С. (Рок: Истоки и развитие), Кормильцев И., Набок И. Л., Нежданова Н.К., Саркитов Н.Д. (Рок-музыка: сущность, история, проблемы (краткий очерк социальной истории отечественной рок-музыки)), Смирнов И. (Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока), Сурова О.,
Сыров В.Н. (Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей» музыке), Троицкий А. (Рок в союзе), Чижова И. А.
Методология роковедения: Доманский Ю.В., Козицкая Е.А., Свиридов С.В., Константинова С.Л., Константинов А.В., Свириденко Е.В., Ступ-ников Д.О., Цвигун Т.В., Щербенок А.В.
БГведение: Гаккель В., Егоров Е.А., Ивлева Т.Г., Карпов В.А., Логачева Т.Е., Никитина О.Э., Нугманова Г.Ш., Смирнов И. (Прекрасный дилетант: Борис Гребенщиков в новейшей истории России), Темиршина О.Р.
Башлачевистика: Гавриков В. А. (Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева), Доманский Ю.В., Лосев В.В., Николаев А.И., Нугманова Г.Ш., Свиридов С.В., Шаулов С.С.
Рок в сравнении с другими направлениями, течениями, идеологиями и т.д.: Давыдов Д.М., Доманский Ю.В., Козицкая Е.А., Милюгина Е.Г., То-локонникова С.Ю., Шакулина П.С.
Циклизация (объединение песен в альбомы): Доманский Ю.В., Ор-лицкий Ю.Б., Свиридов С. В.
Науменковедение («майковедение» звучит как-то не очень.): Капру-сова М.Н., Павлова Е.В., Шидер М.
Цоеведение: Нежданова Н.К., Петрова С.А., Рыбин А.В. («Кино» с самого начала и до самого конца).
Шевчуковедение: Логачева Т.Е., Михайлова В.А., Шидер М.
Летовистика: Цвигун Т.В., Черняков А.Н.
Рейтинг на основе сносок. Теперь сравним результаты библиографий с тем, что нам открылось при изучении сносок. Только отметим некоторый крен в сторону Гребенщикова и БГведения в связи с тем, что две диссертации (Темиршиной и Ерёмина) из пяти посвящены творчеству лидера группы «Аквариум».
Отечественные ученые, с русским роком не связанные. Лотман побеждает и в «малом рейтинге» - 20 ссылок. Идущий в «большом рейтинге» вторым Бахтин сдал позиции и оказался на девятом месте с 5 упоминаниями. Третий в обоих рейтингах А. Ф. Лосев. За пределами первой десятки оказались Мелетинский и Лихачёв, которые в «большом рейтинге» поделили 4-5 места. Нет ссылок вовсе на Арутюнову, зато следующие за ней в «большом рейтинге» Топоров и Давыдов заняли второе и пятое место соответственно... Словом, в целом результаты сопоставимы, есть некоторый примат ученых, занимающихся мифами и «околомифической тематикой» (Топоров, Лосев, Минц, Фрейденберг...), что обусловлено особенностями пяти рассмотренных диссертаций.
Зарубежные ученые. В принципе и здесь рейтинги сопоставимы. Правда, три лидера - Элиаде (в «малом рейтинге» - 2 ссылки), Барт (1 ссылка) и Юнг (0) - потеснены Леви-Стросом, который выигрывает с большим отрывом (16 ссылок против 4 у занявшего второе место Лакоф-фа). Причина победы Леви-Строса та же, что и в случае с Топоровым, Лосевым, Минц.
Интервью, сборники текстов русских рок-поэтов. Благодаря обильному цитированию Шевчука Ивановым, лидер «ДДТ» вышел на 1 место с почти 100 ссылками, далее - без сюрпризов: Гребенщиков - 64, Башла-чев - 34, Кинчев - 29, Макаревич - 11, Цой - 10, Науменко - 7.
Энциклопедии. 4 раза встречается «100 магнитоальбомов советского рока...» А. Кушнира, 2 раза - его же «Золотое подполье. Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата». И всё. Кушнир, как и в «большом рейтинге», занял первые две строчки.
Рейтинг рокологов. Тут две небольшие неожиданности: то, что всех опередил Свиридов; и то, что в его спор с Доманским смогли вмешаться Сурова и Кормильцев - благодаря той статье, написанной в соавторстве, что заняла в рейтинге десяти самых цитируемых в рокологии первое место. Она и здесь безоговорочно побеждает. А в целом же «малый рейтинг» рокологов выглядит так (в общем - всё те же лица):
37. Свиридов С.В.
36. Кормильцев И.
36. Сурова О.
34. Доманский Ю.В.
26. Смирнов И.
12. Козицкая Е.А.
10. Темиршина О.Р.
09. Логачёва Т.Е.
Список диссертаций, касающихся рок-искусства. Конечно, мы вряд ли собрали здесь все работы, защищённые в России, которые так или иначе затрагивают «роковую тему». Тем не менее это явно подавляющее их большинство. Интересно отметить, что рок-искусства в своих диссертациях коснулись представители 10 специальностей. Вот их список: искусствоведение, история, культурология, медицина, педагогика, психология, социология, филология, философия и даже есть один кандидат технических наук. Из более чем ста диссертаций, данных ниже, только 14 - докторские. Из них непосредственно посвящены року - две: И.Л. Набока и В.Н. Сырова, обе, кстати, защищены в девяностые годы. Есть три филологических докторских, связанных с роком. Одна посвящена исключительно песенной поэзии - работа В. А. Гаврикова (здесь частично затрагиваются и «барды»). Вторая принадлежит перу Ю. В. Доманского, но там только одна из трех глав посвящена непосредственно авторской песне и року. Кроме того, в работе 2012 года Олеси Темиршиной есть некоторый блок, посвященный творчеству Бориса Гребенщикова.
Среди тем ста диссертаций, связанных с роком, немало весьма неожиданных. Так, экзотично смотрится работа С.И. Кулагина (не путать с одним из ведущих исследователей авторской песни А.В. Кулагиным!) «Использование музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков», из которой можно узнать, например, об «особенностях использования громкой рок-музыки с мощной низкочастотной состав-
ляющей на восприимчивость гиревиков к печёночному болевому синдрому» (глава 3, §10); любопытно и исследование Т.Н. Маляренко «Пролонгированное информационное воздействие как немедикаментозная технология оптимизации функций сердца и мозга», где указывается, что тяжелый рок «негативно воздействует на психоэмоциональное состояние, инте-гративную функцию мозга, реализацию сенсомоторных реакций и регуляцию СР»... Словом, есть что почитать. И почитать с интересом. Итак, список диссертаций:
1. Абросимова Е.А. Семиотика бардовской песни: дис. ... канд. фи-лол. наук. Омск, 2006.
2. Авилова Е.Р. Традиции поэтического авангарда 1910-х гг. в русской рок-поэзии: дис. ... канд. филол. наук. М., 2010.
3. Адаева Н. А. Музыка и нравственное развитие человека: К истории и теории проблемы: дис. ... канд. филос. наук. Саранск, 2000.
4. Аксютина О.А. Панк как феномен молодежной контркультуры в постсоветском пространстве: дис. ... канд. культурологии. М., 2003.
5. Алексеев И.С. Рок-культура в публичном пространстве Санкт-Петербурга 1990-х годов: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2003.
6. Андреева И. А. Использование разножанровой молодежной музыки в обучении монологической речи учащихся-подростков: Английский язык, старшие классы средней общеобразовательной школы: дис. ... канд. пед. наук. Пятигорск, 2002.
7. Андрущенко Е.Ю. Мюзиклы Э. Ллойда-Уэббера конца 1960-1980-х годов: Сюжеты. Жанр. Стилистика: дис. ... канд. искусствоведения. Ростов н/Д, 2007.
8. Балунова Е.Н. Методика обучения детей в акробатическом рок-н-ролле: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2009.
9. Баталина-Корнева Е.В. Подготовка педагога-музыканта к формированию ценностных ориентаций подростков в массовой музыкальной культуре: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003.
10. Бахтин А. А. Синтез искусств как основа мюзикла для взрослых и детей: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2006.
11. Белобрагин В. В. Половозрастные различия восприятия подростками имиджа музыкальных кумиров: дис. ... канд. психол. наук. М., 2005.
12. Боброва М.С. Отечественный мюзикл и рок-опера в контексте жанровых взаимодействий в музыке второй половины ХХ - начала ХХ1 века: дис. ... канд. искусствоведения. Ростов н/Д, 2011.
13. Бокарев В.В. Социальные взгляды, общественно-политическая и творческая деятельность Дж. Леннона в период «молодежной революции» на Западе (1966-1973 гг.): дис. ... канд. истор. наук. М., 2009.
14. Бондаренко А.И. Контркультура в социальном развитии: философский анализ: дис. ... канд. филос. наук. Уфа, 2011.
15. Борисова Е.Б. Музыка как фактор формирования молодежных субкультур: социологический анализ: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2005.
16. Бороздина О.О. Результирующее влияние общеобразовательной школы на музыкальную культуру учеников: дис. . канд. пед. наук. Елец, 2004.
17. Бурнос В.А. Протестные настроения в молодежной среде СССР (1965 - 1985 гг.): дис. ... канд. истор. наук. М., 2005.
18. Василенко Н.Н. Социализация молодежи в условиях социокультурного кризиса: дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2004.
19. Васильева А. А. Российская рок-музыка 1970-х - 1990-х гг. как социокультурное явление: опыт культурологического анализа: дис. ... канд. культурологии. Челябинск, 1999.
20. Виниченко А.А. Внеевропейские факторы в музыкальном искусстве начала XX века: дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2006.
21. Власова Г.Б. Рок-культура - феномен XX века: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2001.
22. Гавриков В. А. Мифопоэтика в творчестве Александра Башлачева: дис. ... канд. филол. наук. Брянск, 2007.
23. Гавриков В.А. Русская песенная поэзия второй половины XX -начала XXI веков как текст (проблема взаимодействия литературы с другими видами искусства): дис. . докт. филол. наук. Иваново, 2012.
24. Глинчиков В.С. Феномен авторской песни в школьном изучении: А. Галич, В. Высоцкий, А. Башлачев: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 1997.
25. Гончарова Н.Б. Специфика социализации подростков современного крупного города: вхождение в рок-культуру: дис. ... канд. социол. наук. Ростов н/Д, 2002.
26. Горюнова Л.О. Социокультурные аспекты формирования музыкальных предпочтений современной российской молодежи: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2004.
27. Григорьева О.В. Метафорическое моделирование дихотомии «свое-чужое» в контркультурной рок-лирике США и СССР: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009.
28. Григорьева Т.А. Стереотипность шлягера как текста массовой культуры: дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2003.
29. Грицай В.В. Развитие альтернативных форм молодежного движения в СССР (1945 - 1960-е гг.): дис. ... канд. истор. наук. М., 2005.
30. Гуляева Г.Е. Концептуализация неба и небесных тел в рок-поэзии (на материале текстов К. Кинчева и В. Цоя): дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2009.
31. Давлетшина Д.М. Музыкальная культура как фактор формирования духовных ценностей студенческой молодежи в современных условиях: На материалах Республики Татарстан: дис. ... канд. социол. наук. Казань, 1998.
32. Давыдов С.Г. Становление и развитие неформального молодежного движения в СССР, 1945-1985 гг.: дис. ... докт. истор. наук. М., 2002.
33. Доманский Ю.В. Вариативность и интерпретация текста (парадигма неклассической художественности): дис. ... докт. филол. наук. М., 2006.
34. Доронин В.В. Рок-культура как современное воплощение традиции героев: дис. ... канд. филос. наук. Тюмень, 2011.
35. Дюжева М.Б Лингвокультурологические аспекты англоязычных названий музыкальных групп: дис. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2007.
36. Ежова Л. А. Принципы интерпретации и отбора дидактического материала в условиях общего музыкального образования старших школьников: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2006.
37. Ерёмин Е. М. Стратегии освоения библейского текста в творчестве Б. Гребенщикова: дис. ... канд. филол. наук. М., 2010.
38. Западная К.В. Заимствованные языковые единицы в современной рок-поэзии: структурно-семантический и функционально-стилистический аспекты: дис. ... канд. филол. наук. Ростов н/Д, 2010.
39. Земзаре И.Д. Взаимодействие серьезных и массово-развлекательных жанров в европейской музыке первой половины XX века: дис. ... канд. искусствоведения. Л., 1984.
40. Зырянов М.В. Повышение эффективности алгоритмов компрессии цифровых аудиоданных на основе учета временной маскировки: дис. ... канд. технич. наук. СПб., 2007.
41. Иванов А.С. Лирика Александра Башлачева в контексте авторской песни 1970-1980-х годов: дис. ... канд. филол. наук. М., 2011.
42. Иванов Д.И. Рок-альбом 1980-х годов как синтетический текст Ю. Шевчук «Пластун»: дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 2008.
43. Игнатьев Ф.И. Эндрью Ллойд-Уэббер как феномен современной художественной культуры: дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2004.
44. Калуженина Д.В. Художественный гиперконцепт ПРОСТРАНСТВО в поэзии конца ХХ века (на материале лирики К. Кинчева, Д. Ревякина, Ю. Кузнецова и А. Кушнера): дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2008.
45. Касьянова Е.В. Рок-культура в контексте современной культуры: дис. ... канд. филос. наук. СПб., 2003.
46. Каштанова Е.Е. Лингвокультурологические основания русского концепта «любовь» (аспектный анализ): дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 1997.
47. Квятковский Г.Ю. Рок-культура как объект социологического анализа: дис. ... канд. социол. наук. Челябинск, 2002.
48. Киласония Э.Н. Музыкальная культура 60-х годов XX века в России от традиций к инверсиям: дис. ... канд. искусствоведения. Саранск, 2005.
49. Клюева Н.Н. Метрико-ритмическая организация русской рок-поэзии 1980-х годов: дис. ... канд. филол. наук. М., 2008.
50. Ковальчук И.В. Влияние рок-музыки на формирование стиля жизни российской молодежи: дис. ... канд. социол. наук. М., 2002.
51. Ковшова И. В. Философско-теоретическая модель контркультуры: дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2007.
52. Кожевникова Т.С. Базовая тематика русской рок-поэзии в творчестве авторов мейнстрима: дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2012.
53. Колчина О.М. Диалог культур в структуре языковой личности: На материале поэзии Б. Гребенщикова: дис. ... канд. филол. наук. Н. Новгород, 2004.
54. Колчинская В.Ю. Самодеятельное музыкальное творчество как фактор социализации молодежи: дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2001.
55. Комарова Н.И. Стиль рок как социальное явление 80-х - начала 90-х годов: дис. ... канд. социол. наук. М., 1992.
56. Коровина Е. М. Происхождение американского блюза как проблема культурологического понимания: дис. ... канд. культурологии. Екатеринбург, 2005.
57. Кострюкова О.С. Текст современной популярной лирической песни в когнитивном, коммуникативном и стилистическом аспектах: дис. ... канд. филол. наук. М., 2007.
58. Кузнецов В.Г. Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка: дис. . докт. пед. наук. М., 2005.
59. Кузьмина В. А. Становление «психоделического искусства»: Между архаикой и современностью: дис. ... канд. культурологии. М., 2006.
60. Кулагин С.И. Использование музыкального сопровождения в учебно-тренировочном процессе гиревиков: дис. ... канд. пед. наук. Малаховка, 2002.
61. Куликов Е.М. Музыкальные предпочтения как дифференцирующий и интегрирующий фактор российской молодежной субкультуры: дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь, 2004.
62. Курленя К.М. Парадигмы развития региональной отечественной культуры (на примере репрезентативных явлений музыкального искусства Новосибирска 70-х - начала 90-х гг. ХХ столетия) : дис. ... докт. искусствоведения. СПб., 2008.
63. Лелеко В.В. Мифопоэтика советской массовой музыкальной культуры: дис. ... канд. культурологии. СПб., 2011.
64. Лисица И.В. Рок-поэзия Великобритании прагматический и лин-гвокультурологический аспекты (на материале текстов рок-групп 19601970-х годов): дис. ... канд. филол. наук. Иркутск, 2009.
65. Логачева Т.Е. Русская рок-поэзия 1970-х - 1990-х гг. в социокультурном контексте: дис. ... канд. филол. наук. М., 1997.
66. Маляренко Т.Н. Пролонгированное информационное воздействие как немедикаментозная технология оптимизации функций сердца и мозга: дис. ... канд. мед. наук. Пятигорск, 2005.
67. Мамукина Г.И. Неформальные объединения города, как объект социального управления: дис. ... канд. социол. наук. М., 2004.
68. Марченко Ю.Г. Русская культура в XX веке трансформация системообразующих оснований: дис. ... докт. культурологии. Новосибирск, 2009.
69. Мельникова О.А. Интердискурсивность как коммуникативный феномен (на материале поздних альбомов Pink Floyd): дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2004.
70. Мешкова А. С. Формы существования музыки в культуре европейской традиции и их проявления во второй половине XX века: дис. ... канд. искусствоведения. Екатеринбург, 2007.
71. Мизко О. А. Молодежная субкультура российской провинции: На примере г. Хабаровска: дис. ... канд. культурологии. Комсомольск-на-Амуре, 2006.
72. Миндолина М.В. Контркультура: сущность и существование: дис. ... канд. филос. наук. Белгород, 2006.
73. Митницкая Е.В. Государственная власть и молодежное движение в Российской Федерации в 1990-е гг.: дис. ... канд. истор. наук. М., 2007.
74. Моргунова Г.Е. Социокультурная среда города как фактор формирования современной молодежной субкультуры: дис. ... канд. культурологии. Кемерово, 2010.
75. Морозова Е.В. Поэтическое творчество Д. Леннона и П. Маккартни 1960-1970 гг.: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2010.
76. Моряхин В.А. Синтезированный музыкально-художественный проект как явление культуры рубежа XX - XXI веков: дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2009.
77. Музалевская Ю.Е. Стритстайл как художественное явление молодежной моды Вторая половина XX - начало XXI веков: дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2006.
78. Мякотин Е.В. Рок-музыка. Опыт структурно-антропологического подхода: дис. ... канд. искусствоведения. Саратов, 2006.
79. Набок И.Л. Рок-культура как эстетический феномен: дис. ... докт. филос. наук. М., 1993.
80. Невская Т.Н. Эволюция рок-культуры в России: дис. ... канд. культурологии. СПб., 2009.
81. Нефёдов И.В. Языковые средства выражения категории определенности-неопределенности и их стилистические функции в отечественной рок-поэзии: дис. ... канд. филол. наук. Ростов-н/Д., 2004.
82. Никитина О.Э. Биографический миф как литературная проблема: на материале русского рока: дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2006.
83. Никонова С.И. Государственная политика в области идеологии и культуры в контексте советской действительности (середина 60-х - середина 80-х годов XX века): дис. ... докт. истор. наук. Казань, 2009.
84. Новиков И. А. Рок-н-ролл (Опыт метафизической реконструкции): дис. ... канд. филос. наук. Томск, 1994.
85. Новикова Ю.В. Бард-рок культура в аспекте языковой картины мира: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2010.
86. Норлусенян В.С. Макаронизмы английского происхождения в современном русском языке: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2000.
87. Овчаров И.В. Импровизация в музыке: сущность, структура, методы формирования и профессионального совершенствования в процессе музыкальных занятий: дис. ... канд. пед. наук. Белгород, 2011.
88. Пилюте Ю.Э. Немецкоязычная и русскоязычная рок-поэзия: проблемы типологии: дис. ... канд. филол. наук. Калиниград, 2010.
89. Плотницкий Ю.Е. Лингвостилистические и лингвокультурные характеристики англоязычного песенного дискурса: дис. ... канд. филол. наук. Самара, 2005.
90. Приходько О.Е. Особенности концептосферы англоязычного песенного метал-дискурса: дис. канд. филол. наук. Уфа, 2011.
91. Райхштат А.О. Молодежные субкультуры в российском обществе: теоретические подходы и современные практики: дис. ... канд. социол. наук. Казань, 2006.
92. Родионов С.В. Молодежные электронные субкультуры как социокультурный феномен: дис. ... канд. культурологии. Саратов, 2000.
93. Руднева Л.В. Педагогические условия формирования у дошкольников готовности к обучению двигательным действиям: дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2003.
94. Рыбакова Е.Л. Развитие музыкального искусства эстрады в художественной культуре России: дис. ... докт. культурологии. СПб., 2007.
95. Рыжов Ю.В. Новая религиозность в современной культуре: дис. ... докт. культурологии. М., 2007.
96. Савицкая Е. А. Принципы стилеобразования в рок-музыке (на материале зарубежного хард- и арт-рока 60-70 гг.): дис. ... канд. искусствоведения. М., 1999.
97. Самушенок Д.В. Роль неофициальной музыкально-песенной культуры в формировании социально-политических ориентаций советской молодежи 1960-х - 1980-х годов: дис. ... канд. филос. наук. Тверь, 2004.
98. Саркитов Н. Д. Социальные функции рок музыки и ее место в молодежной субкультуре (Критика буржуазной социологической концепции рок музыки): дис. ... канд. филос. наук. М., 1987.
99. Сахаров Д.С. Пространственная организация электрической активности неокортекса человека при распознавании зашумлённых зрительных образов в сопровождении музыки: дис. ... канд. биол. наук. М., 2006.
100. Сахарова А.В. Музыкальный театр Эндрю Ллойд Уэббера жан-рово-стилевые модели массовой и академической музыки: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2008.
101. Сенченко Н. А. Социально-педагогическая помощь старшеклассникам-представителям юношеских субкультур: дис. ... канд. пед. наук. Кострома, 2005.
102. Скворцов А.Э. Литературная и языковая игра в русской поэзии 1970 - 1990-х годов: дис. ... канд. филол. наук. Казань, 2000.
103. Соколов Г.В. Ударная установка: дис. ... канд. искусствоведения. М., 2010.
104. Солодова М.А. Текст и метатекст молодежной субкультуры в лингвокультурологическом аспекте: На материале текстов песен отечественных рок-групп и рецензий на них: дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2002.
105. Сосновский Н.А. Отражение идеологии культурного национализма в молодежной субкультуре африканской диаспоры («культура рас-гафари»): дис. ... канд. истор. наук. М., 1992.
106. Ступников Д.О. Традиционная и авторская символика в современной поэзии: Юрий Кузнецов и московские рок-поэты: дис. ... канд. филол. наук. М., 2004.
107. Сыров В. Н. Стилевые метаморфозы рока или путь к «третьей музыке»: дис. ... докт. искусствоведения. М., 1998.
108. Таюшев С.С. Тенденции массовизации классической музыкальной культуры на рубеже XX - XXI вв.: дис. ... канд. культурологии. М., 2010.
109. Темиршина О.Р. «Символизм как миропонимание»: линия Андрея Белого в русской поэзии последних десятилетий ХХ века: дис. ... докт. филол. наук. М., 2012.
110. Темиршина О.Р. Поэтическая семантика Б. Гребенщикова: дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.
111. Ткаченко В. В. Проблемы рок-оперы (на примере музыкально-сценических сочинений А. Рыбникова): дис. ... канд. искусствоведения. М., 1993.
112. Тугушева А.Р. Философско-культурологический аспект анализа молодежной рок-культуры: дис. ... канд. филос. наук. Саратов, 2006.
113. Федулов А.Н. Неофициальная культура в СССР во второй половине 60-х - 80-х годах XX века: дис. ... канд. истор. наук. Элиста, 2010.
114. Цапко М.С. Рок как социокультурный феномен: дис. ... канд. культурологии. М., 1998.
115. Цукер А. Проблема взаимодействия академических и массовых жанров в современной советской музыке: дис. ... докт. филол. наук. М., 1991.
116. Чебыкина Е.Е. Русская рок-поэзия: прагматический, концептуальный и формо-содержательный аспекты: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2007.
117. Чечева А.В. Панк-движение как феномен современной неформальной молодежной субкультуры (на материале Республики Бурятия): дис. ... канд. культурологии. Улан-Удэ, 2010.
118. Чибисова О.В. Взаимодействие молодежных субкультур Хабаровского края: дис. ... канд. культурологии. Комсомольск-на-Амуре, 2011.
119. Чижова И. А. Рок-музыка как культурно-исторический феномен: дис. ... канд. искусствоведения. М., 1993.
120. Шак Т.Ф. Музыка в структуре медиатекста (на материале художественного и анимационного кино): дис. ... докт. искусствоведения. Ростов н/Д, 2010.
121. Шаповалов С.В. Динамика социокультурных ценностей рок-музыки: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д, 2010.
122. Шевердяев А.В. Неформальные сообщества художников и рок-музыкантов Санкт-Петербурга: социокультурное развитие и взаимодействие: дис. ... канд. социол. наук. СПб., 2004.
123. Шевченко О.В. Лингвосемиотика молодежного песенного дискурса: дис. . канд. филол. наук. Волгоград, 2009.
124. Шеметова Т.Н. Панк-хардкор субкультура: эстетика и идеология: дис. ... канд. культурологии. М., 2007.
125. Шинкаренкова М.Б. Метафорическое моделирование художественного мира в дискурсе русской рок-поэзии: дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2005.
126. Ярко А.Н. Вариативность рок-поэзии (на материале творчества Александра Башлачёва): дис. ... канд. филол. наук. Тверь, 2008.
127. Ястремский Т. С. Танцевальная электронная музыка в художественной культуре рубежа XX - XXI веков: дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2006.
© В. А. Гавриков