Научная статья на тему 'Когнитивный потенциал трудовых ресурсов села'

Когнитивный потенциал трудовых ресурсов села Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
109
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивный потенциал трудовых ресурсов села»

инвестиции для поддержки существующего дела. Расширение бизнеса зачастую затруднено проблемами со сбытом произведенной продукции или неподготовленностью самозанятого к увеличению производства.

Потенциал развития самозанятости во многом связан со стремлением сельского населения к лучшей жизни и использованию любых возможностей для применения частной инициативы. В связи с этим наибольших успехов в сфере самостоятельной занятости добиваются индивиды обладающие высокой мотивацией к труду, к предпринимательской деятельности, к освоению инноваций, к самореализации. Среди самозанятых высока доля тех, кто указывает на «достиженческие» и предпринимательские мотивы — желание быть себе хозяином, ожидание более высокого дохода, стремление к самореализации. Возможность работать совместно с членами семьи, гибкий график также выступают серьезными мотивами для самозанятых. В качестве важного фактора они указали на то, что не смогли найти соответствующую их требованиям работу по найму. Самозанятость, таким образом, действительно выступает серьезной альтернативой безработице.

Наблюдаемый рост возможностей адаптации самозанятых сельских жителей преимущественно связан с внутренними личностными ресурсами, а не с проводимыми реформами. Внутренние личностные ресурсы являются основой адаптационных возможностей самозанятых сельских жителей.

КОГНИТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ СЕЛА

Былина С.Г., к.э.н., с.н.с.

ФГБУ науки Институт аграрных проблем Российской академии наук Инновационный путь развития российской экономики, заявленный в Концепции социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, предъявляет особые требования к качеству трудовых ресурсов. Для агропромышленного комплекса страны от количественных и качественных характеристик трудовых ресурсов села зависят темпы роста и эффективность сельскохозяйственного и перерабатывающих производств.

Между тем, демографическая ситуация, сложившаяся в российском селе, характеризуется снижением численности населения в трудоспособных возрастах, обусловленным как высоким уровнем смертности, так и миграционным оттоком из села. За последние годы, благодаря активным мерам государственной социальной и демографической политики коэффициент смертности сельского населения снизился с 18,6 чел. на 1000 населения в 2005 году до 15,2 чел. в 2011 году, а в трудоспособных возрастах с 9,4 чел. на 1000 населения до 7,1 чел. Тем не менее, показатели смертности сельского населения продолжают превышать показатели рождаемости. Миграционный отток из села, особенно лиц молодого и трудоспособного возрастов, в 2010-2011 гг. существенно вырос с 13 чел. на 10000 населения в 2009 году до 61-40 чел. в 2010-2011 гг. [1]. В 2007 году был пройден пик численности трудоспособного сельского населения, а в 2008 г. - занятого сельского населения (рис. 1). От пиковых значений к 2012 году численность трудоспособных в селе сократилась на 5,6%, занятых в экономике - на 2,6%.

2008 2009

годы

□ численность трудоспособного населения

□ численность занятых в экономике

23019

2011

2012

Рисунок 1. Динамика численности трудоспособного и занятого в экономике

сельского населения, тыс. чел.

Согласно демографическим прогнозам, полученным в Институте аграрных проблем РАН [2], тенденция снижения численности трудоспособного сельского населения является долговременной. В условиях сокращения предложения рабочей силы остро встает вопрос о качестве трудовых ресурсов села, о подготовке рабочих кадров, обладающих знаниями наукоемких технологий, с опытом работы на технике нового поколения, владеющих современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), а также эффективных менеджеров в сфере АПК.

В создавшейся ситуации определяющим для инновационной экономики, по мнению исследователей [3], будет уровень развития когнитивного потенциала населения. Под когнитивным потенциалом как составной частью человеческого капитала понимается уровень накопленных знаний и стремление человека к познавательной деятельности [4]. Роль знаний в современной экономике становится ведущей. Так, результаты расчетов, проведенных специалистами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), свидетельствуют, что повышение образовательного уровня общества на один академический год обеспечивает прирост экономики стран, входящих в ОЭСР, на 5% в краткосрочной перспективе и на 2,5% - в долгосрочной [3].

Проанализирована динамика охвата сельского населения средним общим, а также средним специальным и высшим профессиональным образованием по сельскохозяйственным специальностям, то есть тех возрастных групп, которые в перспективе должны составить трудовой потенциал агропромышленного производства. Анализ данных официальной статистики [5] показывает снижение численности учащейся молодежи всех уровней обучения с 2005 по 2011 гг. Так, численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях в сельской местности снизилась на 20,8%, выпуск квалифицированных рабочих и служащих с начальным профессиональным образованием по специальности сельское хозяйство - на 44,3%, выпуск специалистов среднего профессионального образования по специальности сельское и рыбное хозяйство - на 26,2%, выпуск специалистов высшего профессионального образования по сельскохозяйственным специальностям - на 4,3%. Снижение численности контингента учащейся молодежи всех рассматриваемых уровней обучения объясняется сложившейся демографической ситуацией в российском селе, которая характеризуется деформированностью возрастной пирамиды, прогнозируемым уменьшением доли молодых возрастов и ростом числа пенсионеров. Динамика выпуска специалистов сельскохозяйственных специальностей со всей очевидностью показывает рост дефицита квалифицированных кадров, особенно рабочих и служащих с начальным профессиональным образованием. Кроме абсолютного снижения численности обучающейся сельской молодежи, снизилась ее доля в общей численности сельского населения с 2005 по 2011 гг. на 18,4%. Это означает, что уменьшение численности обучающихся всех уровней образования для потребностей агропромышленного комплекса происходит более быстрыми темпами, чем снижение численности всего сельского населения.

Между тем, уровень квалификации работников, занятых в аграрном секторе, ниже, чем в экономике в целом. Так, в 2006 году доля работников сельского и лесного хозяйства с высшим образованием была в 3,2 раза меньше, чем в целом по экономике (7,9% против 27,3%). К 2010 году разрыв между данными показателями не изменился. Как показывает динамика структуры занятого сельского населения по уровню образования [6], с 2005 по 2011 г. доля занятых в экономике сельских жителей с высшим образованием выросла на 46,2 %, со средним профессиональным - на 4,2%, с начальным профессиональным - на 13,2%. В то же время доля занятых в сельском хозяйстве, имеющих высшее и среднее специальное образование, с 2008 по 2010 гг. снизилось почти на 2% [7]. Следовательно, дефицит кадров в аграрном секторе экономики обуславливается, в том числе, перетеканием квалифицированной рабочей силы в другие сферы экономической деятельности в связи с низкой конкурентоспособностью данной отрасли на рынке труда.

О динамике изменения когнитивного потенциала сельского населения можно судить по потребности сельских жителей в приобретении новых знаний, навыков, стремлении

повысить свою профессиональную квалификацию. В настоящее время непрерывное обучение является одним из существенных факторов повышения качества человеческого капитала. При этом большая часть знаний приобретается самостоятельно посредством использования обучающих программ, специальной литературы и т.д.

Исследована потребность сельских жителей в получении новых знаний и повышении своей профессиональной квалификации. Источником информации послужили исходные данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (RLMS-ШЕ) за период 14-20 волн (2005-2011 гг.) [8].

Анализ результатов мониторинга RLMS-HSE по отдельным вопросам, касающимся продолжения обучения, позволяет оценить потребности сельских жителей в новых знаниях и повышении своей профессиональной квалификации (рис. 2). Выбраны показатели, характеризующие когнитивную составляющую качества человеческого капитала, которые могут служить индикаторами социальной и профессиональной мобильности, характеризовать способность человека к новым начинаниям. Рассматривалась возрастная категория сельских жителей старше 22 лет, когда послешкольное образование в основном уже закончено. Результаты показали следующее.

Доля респондентов, желающих продолжить свое образование в возрасте старше 22 лет, с 2005 по 2010 гг. выросла в 2,3 раза, но в 2011 снизилась на 27%. Среди лиц, изъявивших желание к продолжению образования, более половины составляют респонденты до 30 лет, что вполне объяснимо, но за рассматриваемый период более чем в 2 раза выросла доля респондентов в возрасте от 30 до 40 лет. Подавляющее число респондентов, желающих продолжить образование по данным за 2011 год, среди побудительных причин называют желание повысить свою квалификацию (80%) с целью получения более высокого заработка (29%) и более качественного выполнения имеющейся работы (51,7%).

%

35,0 30,0 25,0 20,0 15,0 10,0 5,0 0,0

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

□ желающие продолжить образование Ш повышающие свою квалификацию

годы

3 использующие Интернет для учебы

Рисунок 2. Динамика показателей когнитивного потенциала сельского населения,

% от числа ответивших В квалификационном разрезе среди желающих продолжить образование с целью повышения своей квалификации большинство составляют специалисты высшего (36,7%) и среднего уровня (28,9%) квалификации. Специалисты с высшим образованием доминирующей причиной получения дополнительного образования называют желание получить другую должность, со средним специальным образованием - найти другую работу. Таким образом, среди сельских жителей с высоким и средним уровнем квалификации в возрасте до 40 лет преобладающими причинами для продолжения обучения является желание смены места работы или должности на более высокооплачиваемые, что в большинстве своем означает миграцию из села. Данные выводы подтверждаются результатами ежегодного мониторинга социально-трудовой сферы села [9], которые

показывают, что молодое поколение в большинстве своем не планирует связывать свою жизнь с селом и сельскохозяйственной деятельностью. Вернуться в село после получения специального образования предполагают лишь 35,9% респондентов, и только 13% выпускников средних сельских школ имеют намерение получать сельскохозяйственные рабочие специальности.

Исследование использования возможностей Интернета для образования показало, что с 2005 по 2011 гг. наблюдается уменьшение доли респондентов из возрастной группы старше 22 лет почти на 34%, использующих ИКТ для продолжения обучения. За рассматриваемый период на 65,8% снизилась доля лиц, желающих повысить свою квалификацию от числа опрошенных сельских жителей. Данное явление можно объяснить снижением уровня мотиваций, как к продолжению образования, так и повышению своей квалификации.

Таким образом, анализ образовательного и познавательного уровня трудовых ресурсов села за период 2005-2011 гг. позволяет сделать вывод о наличии тенденции к снижению его когнитивного потенциала. Подобную тенденцию отмечают и исследователи ИСЭРТ РАН, отмечающие сокращение уровня когнитивного потенциала населения СевероЗападного федерального округа [10]. Причинами данного явления называют снижение базового уровня основного общего образования и нарушение преемственности в развитии профессиональных знаний и навыков. Одной из доминирующих причин данного явления, как показали исследования, является снижение мотивации к новым начинаниям, повышению квалификационного уровня.

Необходимым условием интенсивного развития агропромышленного комплекса является закрепление и привлечение квалифицированных рабочих кадров, что возможно лишь при создании высокоэффективной многофункциональной производственной сферы на селе, включающей не только сельхозпредприятия, но и организации по переработке, транспортировке, хранению сельхозпродукции, а также интенсивное развитие социальной и транспортной инфраструктуры. Осуществление мероприятий, обозначенных в Концепции устойчивого развития сельских территорий, могло бы в значительной мере способствовать созданию новых рабочих мест квалифицированного труда, а, следовательно, росту когнитивного потенциала трудовых ресурсов села.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Демографический ежегодник России.2012: Стат.сб./ Росстат.-М., 2012. - 535 с.

2. Блинова, Т.В., Былина, С.Г. Прогноз и альтернативные сценарии демографического развития российского села / Т.В. Блинова, С.Г.Былина // Социология. М.: МГУ и РоСА. - 2009. - № 4. - С. 14-27.

3. Карпенко, М.Н. Когномика / М.Н.Карпенко. Монография. - М., - СГУ, 2009. - 225 с.

4. Нуреев Р.М. Человеческий капитал и проблемы его развития в современной России. // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rustem-nureev.ru/wp-content/uploads/2011/01/ 333.pdf.

5. Российский статистический ежегодник. 2012: Стат.сб./Росстат. - М., 2012. - 786 с.

6. Обследования населения по проблемам занятости. 2012 год. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/regl/b12_30/Main.htm.

7. Труд и занятость в России. 2011: Стат. сб./Росстат - М., 637 с.

8. Российский мониторинг экономического положения и здоровья населения. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hse.ru/rlms/spss.

9. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию: Ежегодный доклад по результатам мониторинга. 2010 г. (12 выпуск). М.: ФГПУ «Росинформагротех». 2011.

10. Ильин, В.А., Гулин, К.А., Ускова, Т.В. Интеллектуальные ресурсы как фактор инновационного развития / В.А. Ильин, К.А. Гулин, Т.В.Ускова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2010. № 3(11). - С. 14-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.