Научная статья на тему 'Когнитивный подход к ранней диагностике суицидального поведения'

Когнитивный подход к ранней диагностике суицидального поведения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
340
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДВИЖЕНИЯ ГЛАЗ / КОГНИТИВНЫЕ ДИСФУНКЦИИ / ДИАГНОСТИКА / SUICIDAL BEHAVIOUR / COGNITIVE DYSFUNCTIONS / VISUAL SEARCH / PSYCHOLOGICAL DIAGNOSTICS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Зотов Михаил Владимирович, Дмитриева Дина Олеговна, Долбеева Клара Арленовна

В исследовании изучались параметры глазодвигательной активности здоровых лиц и пациентов с суицидальным поведением при выполнении двух экспериментальных методик, связанных с задачами визуального поиска нейтральных целевых раздражителей среди аффективно значимых отвлекающих стимулов. Установлено, что в условиях предъявления стрессогенной информации у лиц с суицидальным поведением отмечаются дисфункции как ранних компонентов поисковой активности, связанные с дезорганизацией ее пространственной структуры, так и поздних компонентов поиска, связанные с трудностями актуализации визуальных репрезентаций в оперативной памяти и их сличения с воспринимаемой информацией. Полученные результаты имеют важное практическое значение для разработки системы ранней диагностики суицидального поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Early diagnostics of suicidal behaviour: a cognitive approach

Parameters of eye movements were studied in healthy subjects and in patients with suicidal behaviour. A method of visual identification of neutral target stimuli amongst emotionally distracting ones was used. Patients displaying suicidal behaviour showed dysfunctions in some early visual search components due to disorganization of their spatial structure. This group also demonstrated impairments in the late components of the visual search that might be explained by failures in retrieval and comparison of visual representations by working memory. Results of this research are important for early diagnostics of suicidal behaviour.

Текст научной работы на тему «Когнитивный подход к ранней диагностике суицидального поведения»

М. В. Зотов, Д. О. Дмитриева, К. А. Долбеева

КОГНИТИВНЫЙ ПОДХОД К РАННЕЙ ДИАГНОСТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

В настоящее время Российская Федерация занимает второе место в мире по числу завершенных самоубийств, что свидетельствует об актуальности задач, связанных с ранним выявлением лиц с высоким суицидальным риском и осуществлением с ними эффективных профилактических мероприятий. Между тем успешное решение этих задач затрудняется рядом проблем, обусловленных, во-первых, склонностью лиц с суицидальным поведением активно диссимулировать свои переживания, во-вторых, тем фактом, что на ранних этапах развития суицидального поведения пациенты по своим клинико-психологическим характеристикам существенно не отличаются от здоровых лиц. Это определяет необходимость поиска новых методических подходов к диагностике суицидального поведения.

Предыдущие исследования показали, что в условиях воздействия специфической стрессогенной информации у лиц с суицидальным поведением отмечаются кратковременные дисфункции когнитивного контроля, проявляющиеся в снижении устойчивости к аффективным отвлекающим стимулам (дистракторам) в слуховой и зрительной модальностях [5, 6].

Было предложено несколько методических подходов, основанных на принципе моделирования когнитивных процессов человека в условиях воздействия стрессогенных раздражителей, специфичных для различных видов поведенческих расстройств. Один из них, реализованный в методике оценки суицидального риска «Сигнал» [7], предполагает одновременное выполнение испытуемым двух задач: задачи поиска целевых грамматических элементов (ошибок) в текстовых фрагментах нейтральной и специфической суицидальной тематики и дополнительной сенсомоторной задачи, состоящей в реагировании на звуковые сигналы, периодически предъявляемые испытуемому в процессе просмотра текстовых фрагментов. Установлено, что при просмотре текстов суицидальной тематики у лиц с высоким риском суицидального поведения, в отличие от здоровых испытуемых, отмечаются нарушения поисковой активности, проявляющиеся в увеличении времени поиска целевых стимулов и резком возрастании времени моторных реакций на звуковые сигналы, свидетельствующем об увеличении когнитивных ресурсов, затрачиваемых на переработку текстовой информации.

Второй подход основан на методике детекции изменений в парадигме «мерцания» (change detection in the flicker paradigm) [4]: испытуемому попеременно предъявляются изображение А и изображение А', где изменен один или несколько элементов, в перерыве между ними предъявляется маскировочный стимул, задача испытуемого состоит в обнаружении изменений. В одном из экспериментов в качестве изображений А и А' здоровым лицам и больным наркотической зависимостью, находящимся в стадии ремиссии, предъявлялись фотографии реалистичных жизненных сцен, включающих объекты, связанные с психопатологическими переживаниями пациентов. Установлено, что в отличие от здоровых лиц, пациенты обнаруживают выраженные трудности обнаружения изменений в «нейтральных» участках изображений, проявляющиеся в увели© М. В. Зотов, Д. О. Дмитриева, К. А. Долбеева, 2010

чении числа ошибок и резком возрастании времени поиска элементов, второстепенных по отношению к смыслу сцен [8].

Таким образом, лица с суицидальным поведением испытывают трудности при выполнении задач на визуальный поиск «нейтральных» целевых стимулов среди аффективно значимых отвлекающих раздражителей (дистракторов). В основе этих трудностей могут лежать два когнитивных механизма. Первый механизм связан с нарушениями преимущественно ранних компонентов визуального поиска: внимание индивида периодически «захватывается» аффективными дистракторами, что приводит к дезорганизации пространственной структуры поиска. Второй механизм связан с нарушениями преимущественно поздних компонентов поиска: предъявление стрессогенной информации провоцирует у индивида руминативные мыслительные процессы (мысли, ассоциации и воспоминания, связанные с прошлым суицидальным опытом), что повышает нагрузку на оперативную память и нарушает процесс сличения воспринимаемой информации с удерживаемыми в памяти характеристиками целевых стимулов. Другими словами, больные смотрят на целевые стимулы, но не «видят» их, что вызвано их чрезмерной «загруженностью» нерелевантными задаче мыслями и ассоциациями.

Цель представленного исследования состояла в изучении параметров глазодвигательной активности здоровых лиц и пациентов с суицидальным поведением при выполнении задач визуального поиска «нейтральных» целевых стимулов среди аффективно значимых дистракторов. Исследование проводилось с помощью системы бесконтактной регистрации движений глаз Tobii X120 (частота смены кадров 120 Гц) на базе факультета психологии СПбГУ и городской психиатрической больницы № 6 (г. Санкт-Петербург).

Контрольную группу составили 20 здоровых испытуемых в возрасте 19-37 лет, экспериментальную — 19 лиц в возрасте 19-47 лет, в анамнезе которых отмечались эпизоды суицидального или самоповреждающего поведения.

Исследование проводилось в два этапа: на первом участники выполняли модифицированный вариант методики «Сигнал», на втором — задачу детекции изменений. Обработка параметров движений глаз проводилась при помощи программного обеспечения «Tobii Studio v.2.1.8».

Эксперимент 1. Участники получали инструкцию быстро просматривать текстовые фрагменты длительностью 21-23 слов с целью поиска грамматических ошибок, при этом стараться не вчитываться в содержание текста. Анализировались средние показатели затраченного времени, количества зрительных фиксаций и их длительности при просмотре текстовых фрагментов нейтральной и аффективно значимой тематики.

2-факторный дисперсионный анализ показал достоверное влияние факторов Группа (экспериментальная, контрольная) (F = 31, p < 0, 000) и Тема текста (нейтральная, аффективно значимая) (F = 33, p < 0,000) и их взаимодействия (F = 23, p < 0, 000) на показатель времени просмотра текстовых фрагментов. Если у лиц с суицидальным риском время просмотра фрагментов аффективного содержания (21,5 ± 1,09 с) достоверно больше времени просмотра нейтральных фрагментов (14,3 ± 0,98 с), то у здоровых лиц эти показатели существенно не отличаются (соответственно 11,06 ± 1,0 и 10,01 ± 0,95 с). Сходные результаты были получены для числа зрительных фиксаций: у пациентов количество фиксаций во время просмотра аффективных фрагментов (66,3 ± 3,3) достоверно больше количества фиксаций при просмотре нейтральных фрагментов (43,5 ± 2,2), в отличие от здоровых лиц, у которых эти показатели составили, соответственно 44,5 ± 3,2 и 41,6 ± 2,1.

Влияние фактора Тема текста на среднюю длительность фиксаций оказалось не значимым, однако были выявлены достоверные межгрупповые различия ^ = 21,4, р < 0,000): средняя длительность фиксаций пациентов (330±14мс) была достоверно большей, чем длительность фиксаций здоровых лиц (243 ± 13 мс), независимо от тематики текстовых фрагментов. По-видимому, эти данные объясняются психомоторной заторможенностью, отмечающейся у многих обследованных пациентов и обусловленной наличием депрессивного состояния либо принимаемым медикаментозным лечением.

На рис. 1 представлен пример движений глаз пациента с суицидальным поведением в процессе поиска ошибок в нейтральном и аффективно значимом текстовых фрагментах. Видно, что при просмотре нейтрального текста испытуемый последовательно сканирует строки слева направо, при этом наблюдаются регрессивные движения глаз к целевым элементам текста, где отмечаются ошибки (рис. 1, А). Сходная картина отмечается у здоровых лиц при просмотре текстов как нейтральной, так и аффективной тематики.

Рис. 1. Пример движений глаз индивида с суицидальным риском при поиске ошибок в текстовых фрагментах нейтрального (А) и аффективно значимого ф) содержания

Между тем при восприятии аффективной информации у лиц с суицидальным риском отмечаются изменения пространственной организации поиска, выражающиеся в увеличении количества регрессивных движений глаз к нерелевантным цели выполняемой деятельности, но эмоционально значимым элементам текста (рис. 1, В).

С целью подтверждения отмеченной закономерности был проведен дисперсионный анализ с межгрупповым фактором Группа (экспериментальная, контрольная) и двумя внутригрупповыми факторами Тема текста (нейтральная, аффективно значимая) и Тип элементов текста (релевантный, нерелевантный цели деятельности). Установлено, что на количество зрительных фиксаций достоверно влияет взаимодействие факторов Группа Х Тема текста ^ = 23, р < 0, 000), а также Группа Х Тема Х Тип элементов текста ^ = 5,06, р < 0, 05). У испытуемых контрольной группы число зрительных

фиксаций на релевантных цели деятельности текстовых элементах (словах с ошибками) достоверно выше, чем на нерелевантных при просмотре текстов как нейтрального, так и аффективно значимого содержания (рис. 2, справа). Сходная картина отмечается у испытуемых экспериментальной группы при просмотре нейтральных текстовых фрагментов (рис. 2, слева). Однако в условиях просмотра текстов аффективного содержания у лиц с суицидальным риском отмечается резкое возрастание числа зрительных фиксаций на несущественных для цели выполняемой деятельности эмоционально значимых текстовых элементах, периодически «захватывающих» их визуальное внимание.

Таким образом, результаты эксперимента свидетельствуют, что у лиц с суицидальным риском в условиях восприятия специфической эмоционально нагруженной текстовой информации отмечаются нарушения пространственной организации визуального поиска, проявляющиеся в многократных регрессивных движениях глаз к несущественным для цели поиска, но связанным с психопатологическими переживаниями элементам текста.

4 -

3 -

-о- Текст аффективно значимого содержания Текст нейтрального содержания

Экспериментальная группа 6 - Контрольная группа

- 5 -

- 4 - 1 \

3 -

і 2 -1 - і

Релевантные

Нерелевантные Релевантные

Элементы текста

Нерелевантные

Рис. 2. Влияние содержания текстовой информации на количество зрительных фиксаций на целевых и нецелевых элементах текста у испытуемых экспериментальной и контрольной группы

Эксперимент 2. Участники получали инструкцию как можно быстрее найти различие между двумя попеременно сменяющими друг друга изображениями А и А', представляющими собой комбинации из фотографий четырех сцен нейтральной, эмоционально положительной, эмоционально негативной и суицидальной тематики. В каждой сцене присутствовало изменение, связанное со второстепенными, не несущими смысловой нагрузки элементами. Изображения демонстрировались испытуемым в последовательности, представленной на рис. 3, до тех пор, пока испытуемый не обнаружит хотя бы одно изменение, после чего предъявлялась новая серия изображений. Анализировались показатели времени поиска, тип выявленного изменения, количество и характер зрительных фиксаций в процессе выполнения задачи.

Установлено, что в условиях предъявления аффективно значимой информации у лиц с суицидальным риском время обнаружения изменений (14 ± 2,3 с) было достовер-

Рис. 3. Порядок предъявления стимульной информации в задаче детекции изменений

но большим (F = 13,6, p < О, ОО1), чем у испытуемых контрольной группы (5,4 ± Q,6). Также обнаружено, что если у здоровых лиц вероятность обнаружения изменений в различных типах сцен существенно не отличалось, то у испытуемых экспериментальной группы вероятность обнаружения изменений во второстепенных деталях сцен, связанных с суицидальной тематикой, была существенно меньшей, чем вероятность обнаружения изменений в других типах сцен.

Исследование параметров глазодвигательной активности испытуемых показало, что зрительные фиксации в области изменяющегося элемента сцены непосредственно предшествовали его обнаружению в 1QQ% случаев. Это подтверждает имеющиеся данные, что фиксация взора на изменяющемся элементе, а не направленность на него «скрытого» внимания (covert attention), является основным условием обнаружения изменений в реалистичных сценах [2].

Пример движений глаз пациента с суицидальным риском при выполнении задачи детекции изменений представлен на рис. 4, из которого видно, что в процессе обнаружения изменений индивид значительно чаще фиксирует взгляд на сцене, связанной с суицидальной тематикой, чем на других типах сцен.

Был проведен дисперсионный анализ с факторами Группа (экспериментальная, контрольная) и Тема сцены (суицидальная, негативная, нейтральная, позитивная). Установлено достоверное влияние на количество зрительных фиксаций факторов Группа (F = 1Q,3, p < О, О1), Тема сцены (F = 21,Q5, p < О, ООО) и их взаимодействия (F = 16,5, p < О, ООО) (рис. 5).

Как видно из рис. 5, испытуемые контрольной группы систематически исследуют изображения на предмет поиска изменений. Количество зрительных фиксаций на различных типах сцен у них существенно не различается. Напротив, у испытуемых с высоким суицидальным риском отмечается резкое возрастание числа зрительных фиксаций на сценах, связанных с их психопатологическими переживаниями, по сравнению с другими типами сцен.

Необходимо отметить, что, как показали результаты предварительного эксперимента, данная закономерность не наблюдается при свободном 4-секундном рассматривании изображений. В этих условиях количество фиксаций на сценах с суицидальной тематикой у пациентов достоверно не отличается от числа фиксаций на других типах сцен,

Рис. 4- Пример движений глаз индивида с суицидальным риском при выполнении задачи детекции изменений

Рис. 5. Количество зрительных фиксаций на сценах различной тематики у испытуемых экспериментальной и контрольной группы

что, по-видимому, объясняется наблюдаемой у некоторых больных склонностью к активному визуальному избеганию эмоционально негативного материала.

Проведенный эксперимент выявил феномен, который можно обозначить как «аффективная слепота к изменениям» (affective change blindness). Несмотря на то, что пациенты в среднем в два раза чаще фиксируют взгляд на сценах, ассоциирующихся с суицидальной тематикой, им значительно сложнее обнаружить изменения во второстепенных деталях этих сцен, чем изменения в других, менее аффективно нагруженных сценах. Детальный анализ показал, что изменения не обнаруживаются даже в тех случаях, когда индивиды непосредственно фиксируют свой взор на тех визуальных областях, где они происходят. Например, в случае изображения на рис. 4, у 73,6% пациентов отмечались зрительные фиксации в области меняющейся второстепенной детали аффективно значимой сцены (исчезновение браслета на левом запястье лежа-

щей женщины), однако лишь 10% пациентов оказались способны обнаружить данное изменение.

Эти данные согласуются с наблюдениями зарубежных исследователей, что фиксация взора на изменяющемся объекте не является достаточным условием для обнаружения изменений [3], «слепота к изменениям» часто возникает в результате неудач актуализации и сравнения визуальных репрезентаций в оперативной памяти [1].

Обсуждение результатов. Исследование подтвердило данные, что лица с суицидальным поведением обнаруживают трудности при поиске «нейтральных» целевых стимулов среди дистракторов, связанных с их психопатологическими переживаниями, и показало наличие нарушений как ранних, так и поздних компонентов визуального поиска.

Установлено, что у лиц с высоким уровнем суицидального риска отмечаются нарушения пространственной организации поиска, вызванные их неспособностью сопротивляться периодическим «захватам» визуального внимания со стороны эмоционально значимых отвлекающих раздражителей.

Полученные результаты также свидетельствуют о снижении способности больных к произвольному торможению нерелевантных цели деятельности мыслей и ассоциаций, что приводит к возникновению «аффективной слепоты к изменениям»: пациенты фиксируют взор на целевых стимулах, но не «видят» их, что обусловлено трудностями актуализации целевых репрезентаций в оперативной памяти и их сличения с воспринимаемой зрительной информацией.

Рассмотренные нарушения ранних и поздних компонентов визуального поиска, проявляющиеся в условиях воздействия аффективно значимых дистракторов, связаны с временным ослаблением функций произвольной регуляции когнитивных процессов, которое играет ключевую роль в механизмах развития состояний суицидального кризиса [6]. В ситуациях стресса психологически уязвимый индивид на какое-то время теряет способность произвольно контролировать свои когнитивные процессы: его внимание «захватывается» исключительно негативными аспектами ситуации (феномен «туннельного зрения»), он неспособен сопротивляться «наплывам» негативных мыслей и воспоминаний. Эти нарушения искажают процессы субъективной оценки и интерпретации происходящих событий, что приводит к дальнейшему нарастанию стрессового состояния и прогрессирующему снижению способности человека справляться с аутоагрессивными импульсами.

В целом исследование показало, что анализ характеристик когнитивной деятельности человека в условиях воздействия специфических стрессогенных раздражителей может использоваться в качестве методической основы психологической диагностики поведенческих расстройств. Оценка характера и степени возникающих в подобных условиях нарушений произвольного контроля когнитивных процессов позволяет прогнозировать вероятность «срывов» произвольной регуляции поведения в стрессовых ситуациях в реальной жизни.

Литература

1. Hollingworth A. Failures of Retrieval and Comparison Constrain Change Detection in Natural Scenes // Journal of Experimental Psychology: Human Perception and Performance. 2003. Vol. 29, N 2. P. 388-403.

2. Hollingworth A., Schrock G., Henderson J. M. Change detection in the flicker paradigm: The role of fixation position within the scene // Memory & Cognition. 2001. N 29. P. 296-304.

3. O’Regan J. K., Deubel H., Clark J. J., Rensink R. A. Picture changes during blinks: Looking without seeing and seeing without looking // Visual Cognition. 2000. N7. P. 191-212.

4. Rensink R. A., O’Regan J. K., Clark J. J. To see or not to see: The need for attention to perceive changes in scenes // Psychological Science. 1997. Vol. 8, N 5. P. 368-373.

5. Зотов М. В. Методологические основы ранней диагностики пограничных нервно-психических расстройств // Вестн. С.-Петерб. ун-та. 2009. Сер. 12. Вып. 4. С. 250-257.

6. Зотов М. В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. СПб., 2006. 144с.

7. Зотов М. В., Петрукович В. М., Сысоев В. Н. Методика экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал». СПб., 2003. 25с.

8. Петрова Н. А. Когнитивно-поведенческие факторы развития рецидивов у больных с героиновой зависимостью: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2009. 21с.

Статья поступила в редакцию 26 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.