Научная статья на тему 'Когнитивный метод исследования и управления системой формирования и воспроизводства инвестиционного потенциала территории'

Когнитивный метод исследования и управления системой формирования и воспроизводства инвестиционного потенциала территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Учет и статистика
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивный метод исследования и управления системой формирования и воспроизводства инвестиционного потенциала территории»

Щербакова Т.А.

КОГНИТИВНЫЙ МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ФОРМИРОВАНИЯ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ИНВЕСТИЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ТЕРРИТОРИИ

Актуальность темы исследования и основные определения. Инвестиционный спад периода радикальных ре-

форм стал критичным для современного состояния основных производственных фондов России. Так, в настоящее время

производственные фонды в промышленности изношены более чем на половину — на 55%, в том числе машины и оборудование — на 70%. Доля оборудования в возрасте до 5 лет сократилась до 10%.

Рост доли устаревшего оборудования непосредственно определяет низкую конкурентоспособность российской экономики, в значительной степени снижает экспортный потенциал страны и повышает ее зависимость от импорта из промышленно развитых стран.

Другим негативным результатом сокращения потока инвестиций в технологически сложные отрасли российской промышленности (авиационно-космический комплекс, энергетика, транспортные и коммуникационные системы и т.п.) может явиться возникновение и развитие техногенных катастроф различной тяжести и последствий.

Проблема дефицита инвестиций, инвестиционного потенциала (финансовых, материальных и интеллектуальных ресурсов) в отечественной экономике как ключевых факторов экономического роста в настоящее время обозначилась во всей полноте и стала предметом широкого обсуждения среди экономистов, политиков, ученых.

Так, президент России В. Путин заявил, что при реализации стратегии экономического роста «на первое место... следует поставить повышение инвестиционной активности. Если эта идея осуществится, если усилия государства не на словах, а на деле будут направлены на создание благоприятного климата в стране и окажутся успешными, то предпосылки интенсивного подъема реального производства в России будут созданы».

Но, несмотря на множество внедренных идеологических разработок, текущее состояние основных производственных и непроизводственных фондов России продолжает подтверждать острую нехватку инвестиционных ресурсов и необходимость разработки новых подходов и механизмов к данному процессу. Именно поэтому исследования, направленные на построение и изучение закономерно-

стей системы формирования и воспроизводства инвестиционного потенциала территории, на разработку соответствующих методов ее анализа, а также на разработку стимулирующих ее механизмов (для внедрения на практике) являются весьма важными.

Метод когнитивного моделирования системы формирования и воспроизводства инвестиционного потенциала. Из многообразия существующих методов системного анализа автор выбрал применение к исследуемой слабоструктурированной предметной области метод когнитивного моделирования организационных систем. Это объясняется тем, что:

- данный метод разработан в институте проблем управления Российской Академии наук, как универсальный научный инструмент понимания сложных систем: экономических, социальных, политических;

- несмотря на популярность применения данного метода в научных исследованиях, в экономической литературе, посвященной проблемам инвестиционного развития, данной тенденции пока не прослеживается, либо прослеживается, но слабо.

Синтез полученных в научной и практической деятельности знаний позволил автору сформировать свою методику когнитивного анализа системы формирования и воспроизводства инвестиционного потенциала (СФ и ВИП) муниципальных образований, включающую следующие этапы:

Первый этап «Погружение в проблему, идентификация проблемы».

1. Формулировка задачи и цели исследования СФ и ВИП.

2. Теоретическое изучение системы (процесса) формирования и воспроизводства инвестиционного потенциала с позиции поставленной цели:

2.1. Выделение в исследуемом процессе подпроцессов с позиции поставленной цели;

2.2. Изучение каждого подпроцесса согласно следующим этапам:

2.2.1. Выделение основных характеристических признаков изучаемого процесса и выявление взаимосвязей между ними; определение действий основных объективных законов (экономических, социальных, политических, международных) развития исследуемого процесса, что позволит выделить объективные зависимости и тенденции в процессах, происходящих в ситуации.

2.2.2. Определение присущих исследуемому процессу требований, условий, ограничений.

2.2.3. Выделение основных социально-политических субъектов, связанных с ситуацией, определение их субъективных интересов в развитии данной ситуации, что позволит определить возможные изменения в объективном развитии ситуации, выделить факторы, на которые реально могут влиять субъекты ситуации.

2.2.4. Определение путей, механизмов действия, реализации экономических и политических интересов основных социально-политических субъектов, что позволит в дальнейшем определить стратегии поведения и предотвращения нежелательных последствий развития ситуации.

Второй этап «Построение когнитивной (графовой) модели исследуемого процесса».

1. Выделение факторов, по мнению экспертов, характеризующих проблемную ситуацию:

1.1. Выделение базисных (основных факторов), описывающих суть проблемы.

1.2. Выделение в совокупности базисных факторов целевых факторов.

1.3. Выделение в совокупности базисных факторов управляющих факторов, которые в модели будут являться потенциально возможными рычагами воздействия на ситуацию.

2. Определение связей между факторами:

2.1. Определение направления влияний и взаимовлияний между факторами, т.е. выявление цепочки: «причина-следствие»;

2.2. Определение позитивности влияния (положительное «+», отрицательное «-»).

3. Построение когнитивной карты (графа) ситуации.

4. Составление уравнений когнитивной модели ситуации.

5. Проверка адекватности модели.

Третий этап «Практическое изучение процессов посредством сбора, систематизации и анализа существующей статистической и качественной информации по проблемам».

Четвертый этап «Моделирование».

Применение разработанной методики когнитивного анализа к выбранной многогранной предметной области позволило автору построить и проанализировать ряд когнитивных карт, иллюстрирующих функционирование системы формирования и воспроизводства инвестиционного потенциала. Далее приведем несколько примеров построения карт.

Примеры построенных когнитивных карт. Из теоретических основ известно, что при всем многообразии источников и методов финансирования, в конечном счете, инвестиционные механизмы можно свести к трем основным формам. Первая включает механизмы инвестиционной деятельности, осуществляемые за счет внутренних средств предприятия (уставный капитал, прибыль, амортизация), вторая — за счет внешних источников финансирования (кредиты банков, государственное финансирование, благотворительные взносы и т.д.), третья включает сочетание первых двух.

Уставный капитал. Очевидно, что возможность решения инвестора учредить предприятие на данной территории (У1) будут зависеть от нижеследующих факторов.

Экономический потенциал территории, на которой планируется расположить предприятие (У2):

- благоприятное географическое положение территории с позиции планируемого бизнеса (У3);

- уровень развития транспортной инфраструктуры территории (У4);

- наличие достаточных и высокоэффективных природных ресурсов (У5);

- уровень развития социальной инфраструктуры территории (У6);

- цена факторов производства на рассматриваемой территории (У7);

- научно-технический, интеллектуальный потенциал территории (У8);

- уровень и качество жизни населения территории (У9);

- емкость потребительского рынка

(У10);

- деловой климат (У11);

- уровень деловой активности

(У12);

- уровень налогообложения (У13);

- размер ставок по местным налогам и сборам (У14);

- благоприятная политика местной власти по отношению к бизнесу (У15);

- муниципальные гарантии соблюдения законных прав и интересов инвесторов, защиты инвестиций (У16).

Финансово-экономическая перспективность разработанного бизнес-плана предприятия (¥17):

- ожидаемый уровень прибыли

(У18);

- срок окупаемости проекта (У19);

- возможности дальнейшего саморазвития (У20).

Органы власти всех уровней должны учитывать влияние учреждаемого предприятия на социально-экономическое развитие территории и ее безопасность. Основными факторами здесь служат:

Экономическая эффективность планируемого проекта для данной территории с позиции муниципального управления (¥21):

- возможность эффекта «импорто-замещение» (У22);

- возможность обновления основных производственных фондов территории (У23);

- возможность мультипликативного воздействия развития вида деятельности на все народное хозяйство (У24).

Социальная эффективность проекта (V25):

- число новых рабочих мест (V26);

- средняя заработная плата работника (V27).

Бюджетная эффективность проекта для территории (¥28):

- планируемый объем налоговых платежей в федеральный, региональный и местный бюджет в долгосрочной и краткосрочной перспективе (V29).

Все вышеизложенные факторы являются набором базисных факторов, влияющих на возможность решения инвестора учредить предприятие на данной территории.

Целевыми факторами являются:

- возможность решения инвестора учредить предприятие на данной территории (V1);

- уровень обновления основных производственных фондов территории (V23).

Управляющими факторами являются:

- ставки по местным налогам и сборам (V14);

- муниципальные гарантии соблюдения законных прав и интересов инвесторов, защиты инвестиций (V16).

Взаимные интересы инвесторов и органов власти территории можно изобразить когнитивной картой на рис 1 . Анализируя рис. 1, а именно причинноследственные цепочки ^.V2, V17, V1;

6.V14,V13, V11, V2, V1, V22, V21; в^14, V13, V11, V2, V1, V26, V25; nV14, V13, V11, V2, V1, V29, V28), можно придти к следующему выводу:

Органы власти всех уровней, пропагандируя благоприятный экономический климат и потенциал территории, устанавливая гарантии соблюдения законных прав и интересов инвесторов, а также защиты инвестиций, имея на руках перспективные в финансово-экономическом плане инвестиционные проекты (как для территории, так и для инвесторов), устанавливая при этом льготный налоговый режим, могут повлиять на мнение инвесторов учредить предприятие на данной территории.

164

Благоприятное

геограЦЩЙІв

положение їерриторші, с позиции планируемого бизнеса,V3

Уровень развития транспортной Инфраструктуры территории, У4

Наличие достаточны^ д; высокоэффективных природных ресурсов, V5

Уровень развития сациальнбй инфраструктуры территории, ~Ч6,

Цена факторов производства на расе матрив аемой территории, V7

Де юном к. шмат территории, VI1

+ W~T~

ШМономтеСкий потенщіал территории, 1'Щ

Уровень й качество жизни населения территории, V9

Научно-технический и .интеллектуальный потенциал территории, VN

Емкость

потребительского рынка, У10

Уровень деловой активности, VI2

Уровень нал огообложения, У13

+

Размер, ставок по налогам и сборам, V14

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

+

Финансово-эконолшчеСкая перспективность разработанного бизнес плана предприятия VI?

©Жидаемый уровень прибыли; VI8

Срок окупаемости проекта, УШ

Возможность, решения инвестора учредить предприятие на данной территории, VI

+

Благоприятная политика местной власти по отношению К Гнпнесу. VI5

+

Муниципальные гарантии соблюдения законных прав и интересов инвесторов, защиты инвестиций, 116

Число рабочих месі. V26

-----[

Средняя заработная плата,У27

Возможность саморазвития, %

4=----------* + L

Социальная, эффективность JSS

Возможность эффекта «импортозамещение>> на данной территории, ¥22

L

Возможность обновления основных производственных фондов территории,У23

Возможность ’Мультипликативного воздействия на все народное хозяйство, У24

+

-±-

■Щкономическая эффективность планируемого проекта дяя территории, с позиции муниципального управления ¥21

Планируемый объем платежей во все уровни + Бюджетная эффективность

бкйжетов^, У29 проекта для тертітоти.Р28

Рис. 1. Когнитивная карта факторов, влияющих па решение инвестора учредить предприятие на данной территории

Прибыль, амортизация. Опишем процесс воспроизводства основных производственных фондов за счет собственных средств, формируемых в ходе деятельности предприятия, нижеследующими базисными факторами:

- воспроизводство основных производственных фондов предприятия (покупка либо строительство зданий, сооружений, покупка современного оборудования) (VI);

- объем выпускаемой продукции

(VI);

- объем оборотных средств (У3);

- численность персонала предприятия (У4);

- уровень безработицы на рассматриваемой территории (У5);

- социальная эффективность реализуемого проекта для территории (У6);

- качество производимого товара

(V);

- конкурентоспособность товара

^8);

- спрос на производимый товар

^9);

- цена на товар (У10);

- экономический эффект реализуемого проекта для территории (VII);

- объем выручки (У12);

- себестоимость продукции (У13);

- материальные затраты (У14);

- заработная плата (У15);

- начисления на заработную плату ^16);

- налоги и сборы, уплачиваемые предприятием (без учета налога на прибыль) (У17);

- ставки по налогам и сборам (У18);

- бюджетный эффект реализуемого проекта для территории (У19);

- объем прибыли (У20);

- налог на прибыль (У21);

- ставка по налогу на прибыль ^22);

- чистая прибыль (У23);

- норма амортизации (У24);

- объем отчислений в амортизационный фонд (У25);

- инвестиционный фонд предприятия (У26).

Целевыми факторами являются:

- инвестиционный фонд предприятия (У26).

Управляющими факторами являются:

- ставки по налогам и сборам (У14);

- ставка по налогу на прибыль (У22);

- норма амортизации (У24).

Взаимные интересы инвесторов и

органов власти всех уровней можно изобразить когнитивной картой на рис 2. Анализируя рис. 2, а именно причинноследственные цепочки (а.У1, У7, У8, У9, У10, У12, У20; б.У1, У3, У2, У12, У20;

в.У14, У13, У20; г.У15, У13, У20; д.У15; У6; е.У16, У13, У20; ж.У18, У17, У19; к.У22, У21, У19; л.У20, У23, У26, У1,У4, У5,У6; м.У24, У25, У26, У1, У4, У5, У6), можно придти к следующему выводу:

При понижении ставок налогов органами власти всех уровней (в пределах их компетенции) у предприятия появляется возможность реинвестировать сумму льгот для последующего развития, что приведет к социально-экономическому и бюджетному развитию территории. Гибкая амортизационная политика государства также послужит развитию основных производственных фондов. Так, если занижать нормы амортизации, то фонд амортизации не возмещает износа основного капитала, подрывает возможность развития производства.

Внешние источники (на примере кредитов коммерческих банков). Опишем процесс воспроизводства основных производственных фондов за счет кредитов коммерческих банков следующими базисными факторами:

- воспроизводство основных производственных фондов предприятия (покупка либо строительство зданий, сооружений, покупка современного оборудования) (У1);

- объем выпускаемой продукции

(У2);

- объем оборотных средств (У3);

- численность персонала предприятия (У4);

- уровень безработицы на территории (У5);

- социальная эффективность реализуемого проекта для территории (У6);

- качество производимого товара

^7);

- конкурентоспособность товара

^8);

- спрос на производимый товар

^9);

- цена на товар (У10);

- экономический эффект реализуемого проекта для территории (У11);

- объем выручки (У12);

- себестоимость продукции (У13);

- материальные затраты (У14);

- заработная плата (У15);

- начисления на заработную плату ^16);

- налоги и сборы, уплачиваемые предприятием (без учета налога на прибыль) (У17);

- ставки по налогам и сборам (У18);

- бюджетный эффект для территории реализуемого проекта (У19);

- объем прибыли (У20);

- налог на прибыль (У21);

- ставка по налогу на прибыль (V22);

- чистая прибыль (У23);

- норма амортизации (У24);

- объем отчислений в амортизационный фонд (У25);

- инвестиционный фонд предприятия (V26);

- объем инвестиционных кредитов к/б, привлекаемых предприятиями (У27);

- объем субсидирования % ставки по кредитам к/б органами власти всех уровней (У28);

- объем платежей за кредит к/б ^29);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- размер процентной ставки по кредиту к/б (У30);

Целевыми факторами являются:

- воспроизводство основных производственных фондов предприятия (покупка либо строительство зданий, сооружений, покупка современного оборудования) (У1).

Управляющими факторами являются:

- ставки по налогам и сборам (У18);

- ставка по налогу на прибыль (У22);

- норма амортизации (У24);

- объем субсидирования % ставки по кредитам к/б органами власти всех уровней (У28).

Взаимные интересы инвесторов и органов власти всех уровней можно изобразить когнитивной картой на рис. 3. Анализируя когнитивную карту, а именно причинно-следственную цепочку (У28, У30, У29, У27, У1), можно придти к следующему выводу:

Управление органами власти всех уровней банковской процентной ставкой по инвестиционным кредитам, например, в форме безвозмездной оплаты части кредитных платежей предприятия банкам (так называемое субсидирование процентной ставки по кредитам коммерческих банков за счет средств всех уровней бюджетов) повысит инвестиционную активность предприятий территории.

Практическое изучение СФ и ВИП на примере территории Ростовской области позволило сделать следующие выводы:

Действительно, основные принципы государственного управления изучаемого процесса сформулированы и в региональной инвестиционной политике рассматриваемой территории, и в других ее нормативно-правовых документах и включают практически такой же методологический подход, раскрытый автором при построении когнитивных карт.

Но по причине того, что не разрабатывались и не закреплялись законодательно финансово-экономические модели, показывающие наиболее актуальные стратегии инвестиционного и социальноэкономического развития территории, при реализации стимулирующих факторов, условий внедрение последних оказалось неэффективным.

Построение когнитивной модели СФ и ВИП, а также ее моделирование на примере территории г. Таганрога при реализации стимулирующих условий позволило разработать эффективную стратегию развития города и внедрить по-

следнюю в административную практику в форме 7 нормативно-правовых документов.

Список литературы

1. Горелова Г.В., Захарова Е.Н., Ги-нис Л.А. Когнитивный анализ и моделирование устойчивого развития социально-экономических систем. — Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2005. — 288 с.

2. Горелова Г.В., Джаримов Н.Х. Региональная система образования, методология комплексных исследований. — Майкоп, 2002. — 360 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.