МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
3. Понимасов, О.Е. Компилированное объединение элементов техники прикладного плавания на основе использования замещающих упражнений интегрирующей направленности / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 1014. - № 5 (111). - С. 136-139.
4. Понимасов, О.Е. Проектирование одновременно-симметричного идеального комбинационного типа техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 1015. - № 1 (119). - С. 139-141.
5. Понимасов, О.Е. Обучение плаванию студентов посредством использования индивидуального двигательного опыта / О.Е. Понимасов // Символ науки. - 1015. - № 8. - С. 154-155.
© О.Е. Понимасов, 1015.
УДК 378
Раскачкина Елена Владимировна
преподаватель кафедры иностранных языков Пензенского артиллерийского инженерного института, г. Пенза, РФ
E-mail: [email protected]
КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ
ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые вопросы ориентирования современного высшего образование на поиск универсальных профессиональных качеств личности. Речь идёт о содержании и структуре профессиональных ценностей. Автор статьи предлагает определение, виды, содержание, структуру и показатели когнитивного компонента типологических профессиональных ценностей студентов технического вуза.
Ключевые слова
Профессиональные ценности, профессиональная направленность личности, когнитивный компонент профессиональных ценностей студентов технического вуза, ценности-цели, ценности-средства, показатели когнитивного компонента профессиональных ценностей студентов технического вуза
Кардинальные изменения, произошедшие в российском обществе в конце XX - начале XXI вв., коснулись всех сфер жизнедеятельности: социальной, экономической, культурной, этнополитической и др. Это обусловило необходимость изменений в системе высшего профессионального образования путем повышения эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов.
В исследованиях Ю.В. Фролова, В.Д. Шадрикова и др. отмечается, что современному и эффективно действующему специалисту необходимо уметь трансформировать полученные знания в технологии профессиональной самореализации; обладать навыками самообразования и повышения квалификации; уметь работать в команде, адаптироваться к переменам; обладать необходимыми профессиональными ценностями.
Профессиональные ценности студентов рассматриваются нами, вслед за В.А. Сластениным, как одно из ведущих образований личности, определяющее ее целостность, активную социальную позицию, а также избирательное отношение к будущей профессии, к окружающим, к самому себе [5].
Обобщение имеющихся в психолого-педагогическом знании определений профессиональных ценностей (И.Б. Буртонова [1], Е.В. Коротаева [1], С.М. Маркова [3]) позволило сделать вывод о том, что профессиональные ценности студентов технического вуза определяют целостность, активную социальную позицию личности, ее готовность к проектной, производственно-технологической, оценочной и консалтинговой деятельности, к оценке существующих технических условий и стандартизации проектов, а также избирательное отношение к будущей профессии инженера, к окружающим, к самому себе и включают в себя когнитивный, деятельностно-творческий и эмоционально-ценностный компоненты.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
Понятие профессиональные ценности студентов близко понятию профессиональная направленность личности, которое понимается как достаточно осознанная и эмоционально выраженная ориентация личности на определенный род и вид профессиональной деятельности (В.А. Сластенин, В.С. Мерлин). Профессиональную направленность В.С. Мерлин характеризует как «самое существенное в характеристике личности человека, то, от чего зависит общее направлении его жизни, знаний, умений, творческой деятельности» [4]. С этим положением трудно не согласиться. Д.Н. Узнадзе считает профессиональную направленность более или менее устойчивым комплексом установок в отношении различных сторон той или иной профессиональной деятельности [6].
На успешность будущей профессиональной деятельности большое влияние оказывает уровень сформированности профессиональных ценностей индивида. Профессиональные ценности можно рассматривать в двух аспектах. Во-первых, под профессиональными ценностями можно понимать ориентацию личности на профессиональную деятельность, на ценность профессиональной деятельности как таковой (в отличие от других видов деятельности - досуга, быта). Во-вторых, профессиональные ценности можно рассматривать с точки зрения ценностей конкретной профессии.
Профессиональные ценности, выступающие в качестве мотива и стремления к самоопределению, саморазвитию и самореализации, придают учебной деятельности студента высокий уровень личностного смысла, который заключается в ценностном отношении к будущей профессиональной деятельности.
Опираясь на исследования современных педагогов и психологов мы делаем вывод о том, что профессиональные ценности универсальны по составу и содержанию, но индивидуальны по характеру конкретной профессиональной деятельности.
Таким образом, отметим следующие типологические профессиональные ценности студентов технического вуза (соответствуют ФГОС ВПО по направлению подготовки 110700 «Землеустройство и кадастры» квалификация (степень) «бакалавр» (утв. Приказом Министерства образования и науки РФ от 18 ноября 1009 г. №634)):
- ценности-цели:
1 ) ценности, связанные с утверждением своей роли в социальной и профессиональной среде, с определенным профессиональным статусом;
1) ценности, связанные с самосовершенствованием, развитием творческой индивидуальности;
- ценности-средства:
3) ценности, связанные с удовлетворением потребности работать в коллективе;
4) ценности, связанные с самовыражением, самореализацией.
Когнитивный компонент профессиональных ценностей студентов технического вуза оценивается с позиции приращения, пополнения знаний, увеличения объема понятий, актуализации знаний, применения их в нестандартных условиях.
Мы выделяем следующие показатели когнитивного компонента профессиональных ценностей студентов технического вуза:
1) стремление к интеллектуальному развитию;
1) проявление эрудиции и общей культуры;
3) стремление к познанию научных достижений. Все эти показатели когнитивного компонента профессиональных ценностей преподавателю высшей школы необходимо формировать у студентов технического вуза в процессе изучения различных дисциплин.
Список использованной литературы
1. Буртонова, И.Б. Формирование профессиональных ценностей у будущих социальных работников средствами учебной дисциплины «Социальная педагогика» [Текст] / И.Б. Буртонова // Вестник Бурятского государственного университета. - 1014. - №5. - С. 113-116.
2. Коротаева, Е.В. Профессиональные ценности профессии педагога: понятия и классификации [Текст] / Е.В. Коротаева // Педагогическое образование в России. - 1011. - №3. - С. 11-15.
3. Маркова, С.М. Профессиональные ценности в условиях непрерывного многоуровневого образования [Текст] / С.М. Маркова // Вестник Мининского университета. - 1013. - №3(3). - С. 10.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
4. Мерлин, В.С. Очерк интегрального исследования личности [Текст] / В.С. Мерлин. - М., 1986.
5. Сластенин, В.А. Педагогика [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов // Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Изд. центр «Академия», 1007. - 576 с.
6. Узнадзе, Д.Н. Общая психология [Текст] / Д.Н. Узнадзе. - СПб.: Питер, 1004. - 413 с.
© Е.В. Раскачкина, 1015
УДК 37
Сейд Хасан Захраии, кандидат филологических наук,
Кафедра русского языка, Тегеранский государственный университет г. Тегеран, Иран
hzahraee@ut. ас. ir Муса Абдоллахи, аспирант, Кафедра русского языка, Тегеранский государственный университет, г. Тегеран, Иран
mousaabdollahi@ut. ас. ir
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ВИДЕОМАТЕРИАЛАМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ STEPS OF PROCESSING OF FILM IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE LEARNING
Introduction
В статье рассмотрены вопросы использования кино как наглядного средство обучения. В ходе работы мы четко определили этапы работы с видеоматериалами как источником языковых и не языковых информаций для достижения главной цели процесса преподавания иностранным языкам, формирования коммуникативной компетенции.
The article discusses the use of cinema as a visual learning tool. During the work we have clearly defined stages of work with video as a source of linguistic and non-linguistic information to achieve the main goal of teaching foreign languages, the formation of the communicative competence.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция, обучения, иностранный язык, культура, цель.
Keywords
communicative competence, learning a foreign language, the culture, the goal.
Изменения в общественном сознании в течение веков привело к тому, что стало необходимо переосмыслить основные тенденции образования. В последние годы, в исследовательских работах, на конференциях и семинарах много говорится о связи обучения с реальной жизнью и о его практическом направлении. Иными словами, сегодня обучение и образование, средством и полученные знания лишь инструменты. Конечная цель процесса обучения любому предмету, сегодня, формированием компетенции использовать знания и превратит их в практику.
В любой системе, самый главный компонент- эта цель. Поскольку от поставленной цели зависит выбора всех других элементов данной системы. Этот закон действителен в процессе обучения иностранным языкам. Цель выбирается в зависимости от потребности и заказа общества. «Цель определяется как потребность, которая удовлетворяется деятельностью, как предмет, на который направлена деятельность в качестве непосредственного результата» [1, с. 140].
Специалисты вычисляют разные цели для процесса обучения иностранным языкам. В зависимости от, того на чем мы делаем акцент в процессе обучения, изменяются все элементы процесса обучения иностранным языкам.