Научная статья на тему 'Когнитивный капитализм как новая социально-экономическая концепция'

Когнитивный капитализм как новая социально-экономическая концепция Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1322
509
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ / "ОБЩЕСТВО ЗНАНИЯ" / КОГНИТИВНЫЙ КАПИТАЛИЗМ / ТРУД / ПРОИЗВОДСТВО ЗНАНИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ТОВАР / SCIENTIFIC KNOWLEDGE / "KNOWLEDGE SOCIETY" / COGNITIVE CAPITALISM / LABOR / KNOWLEDGE PRODUCTION / EDUCATION / GOODS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Даниелян Наира Владимировна

Рассматривается проблема усиления роли научного знания при переходе к «обществу знания», в котором движущей экономической силой становится производство знания. Приводятся доказательства, что при подобном подходе возникает необходимость соотнесения мыслей и поступков каждого члена общества с общегуманистическими ценностями и целями. Дается определение когнитивного капитализма как новой социально-экономической концепции, трактующей знание в качестве основного источника прибыльности предприятия. Проводится анализ основных изменений при переходе к «обществу знания» в сферах организации и природы труда, в процессе трансформации производства, при превращении знания в товар, в системе образования. Делается вывод об актуальности перехода к когнитивному капитализму и необходимости осмысления затронутых вопросов и возможных последствий происходящих и будущих трансформаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive Capitalism as New Socio-Economic Concept

The author examines the problem of strengthening the scientific knowledge role at the transition to “knowledge society”. Knowledge production is becoming a driving economic force in this process. The author believes that every member of the society is facing a necessity to coordinate his or her ideas and actions with the global humanistic values and targets. The definition of cognitive capitalism as a new socio-economic concept considering knowledge as the main source of profitability is given further. The author did the analysis of major changes in such spheres as labor nature and its arrangement, production organization, knowledge proprietary, knowledge turning into goods, and has concluded that the transition to cognitive capitalism has already started in the society and is accelerating nowadays that witnesses the importance of the issues touched upon and the urgency to understand all possible consequences.

Текст научной работы на тему «Когнитивный капитализм как новая социально-экономическая концепция»

УДК 1:330.1

Когнитивный капитализм как новая социально-экономическая концепция

Н. В. Даниелян

Национальный исследовательский университет «МИЭТ»

Рассматривается проблема усиления роли научного знания при переходе к «обществу знания», в котором движущей экономической силой становится производство знания. Приводятся доказательства, что при подобном подходе возникает необходимость соотнесения мыслей и поступков каждого члена общества с общегуманистическими ценностями и целями. Дается определение когнитивного капитализма как новой социально-экономической концепции, трактующей знание в качестве основного источника прибыльности предприятия. Проводится анализ основных изменений при переходе к «обществу знания» в сферах организации и природы труда, в процессе трансформации производства, при превращении знания в товар, в системе образования. Делается вывод об актуальности перехода к когнитивному капитализму и необходимости осмысления затронутых вопросов и возможных последствий происходящих и будущих трансформаций.

Ключевые слова: научное знание; «общество знания»; когнитивный капитализм; труд; производство знания; образование; товар.

Сегодня широко распространена концепция «общества знания», основной характеристикой которой является переход от информации к знанию как главной производственной силе, поскольку именно знание начинает исполнять более важную роль по сравнению с материальными составляющими продукта или услуги в процессе получения прибыли. Для превращения информации в знание необходима работа мысли, основанная на когнитивных способностях субъекта познания — как на теоретическом, так и на критическом восприятиях. Следовательно, в отличие от информации знание носит рефлексивный характер субъективного суждения, прошедшего определенную проверку, т. е. является продуктом познания человека и принадлежит ему. Нико Штер, отмечая приоритетность

© Даниелян Н. В.

знания по отношению к информации, писал: «Знание означает способность к действию, тогда как информация есть знание, обработанное для решения прикладных задач» [1, с. 241]. Процесс получения нового знания продиктован необходимостью его применения для дальнейшего развития общества, т. е. связан с представлениями о социальных потребностях и потенциальных потребителях конечного продукта. В этом принципиальное отличие «общества знания» от общества информационного типа, в котором производство информации влияет на материальный и духовный мир человека (в связи с ее переработкой), но не формирует стратегию его дальнейших действий.

Здесь интересно привести мнение М. Эрла [2], согласно которому знание состоит из трех компонентов:

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

63

Проблемы общественного развития и образования

наука (парадигмальные законы, теории), субъективное мнение (вероятностные параметры, эвристическая составляющая) и опыт (исторические и экспериментальные данные, используемые для обоснования мнения). Опыт именуется потенциальным знанием, мнение — знанием на этапе его реализации, а наука — общепринятым знанием. По мере перехода от опыта к науке возрастает степень достоверности и определенности, а также ценности полученного познавательного результата.

Что касается экономики знаний, то в ее основе лежит производство нового товара как приращение нового знания, что невозможно без постоянного развития науки и технологий. Бернар Польре назвал эту новую экономическую тенденцию когнитивным капитализмом и предположил, что его «следует понимать как общество знания, управляемое и организованное по капиталистическим принципам. Кроме того, когнитивный капитализм следует понимать как такой вид капитализма, в котором знание является основным источником стоимости, откуда и вытекает его противопоставление капитализму промышленному» [3, с. 66].

18 ноября 2015 г. на философском факультете Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова состоялась конференция «Образование и наука: современные аспекты интеграции», на которой в рамках секции «Наука, образование и общество знания» обсуждались образовательные технологии общества нового типа, проблемы интеграции образования и науки, соотношение науки и бизнеса. Результаты обсуждения докладов показали исключительную роль науки в «обществе знания». Выступающие отметили, что важнейшие изменения, связанные с его

возникновением, не сводятся исключительно к экономике знания, так как затрагивают все сферы жизнедеятельности людей. Производство и передача знания осуществляются как в контексте, так и вне рыночных отношений, что приводит к коммерциализации науки, культуры и образования, столь ощутимой уже сегодня. Однако появляется трудность в получении вознаграждения и авторского права на когнитивную продукцию. Нельзя не согласиться с мнением Анри Горца: «Знание — это не обычный товар, его стоимость невозможно определить, его можно бесконечно бесплатно размножать, поскольку оно поддается компьютерной обработке, распространение повышает его плодотворность, приватизация снижает ее и противоречит самой сути знания» [4, с. 82].

На конференции неоднократно подчеркивалось, что применительно к «обществу знания» образование рассматривается более с позиции соответствия квалификации выпускника социальным потребностям общества, а также в качестве профессионального, культурного и воспитательного средства формирования личности. Подобный подход оправдан, так как в нем отображены базовые функции системы образования, но не несет принципиальной новизны с позиции трактовки образования, независимой от того, произошел ли переход к новому типу общества или нет. Новизна содержится непосредственно в подходе к обучению как процессу, длящемуся в течение всей профессиональной деятельности. Образование, ранее считавшееся пожизненным, в связи с постоянным производством нового знания и, как следствие, бурным развитием науки и культуры устаревает за короткий период [5]. Диплом превращается в «социальную квалификацию», имеющую ограниченный срок действия. Сегодня

64

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

Даниелян Н. В.

в высшей школе все более ощущается необходимость в обновлении программ читаемых курсов в течение 2—3 лет, так как в противном случае они перестают отвечать современным научным тенденциям и потребностям рынка. Как отмечается в докладе ЮНЕСКО «К обществам знания», «...обучение становится ключевой ценностью. <...> Фундаментальные знания будут включать не сумму сведений и фактов, но язык, когнитивные способности исследовательского типа, математику (как исчисление, поиск закономерностей, причинно-следственных связей), культурные, художественные способности» [6, с. 64]. Особое внимание на конференции было уделено тому факту, что сегодня в системе преподавания в высшей школе необходимо ставить вопрос об интеллектуальном капитале, возникающем в процессе самосовершенствования и воображения индивида, так как «человек — носитель собственного капитала» [7, с. 10]. К таким формам можно отнести возможность воспроизводства себя как профессионала в различных сферах деятельности в результате получения соответствующего образования, т. е. положительной характеристикой продуктивного знания становится «вкладывание в самого себя».

В информационном обществе система образования строится на принципах максимальной формализации образовательного процесса: модульное обучение, замена лекций и семинаров самостоятельной работой с предоставлением студентам теоретического и практического материала в электронном пространстве вуза или на электронной странице преподавателя, оценка знаний посредством компетенций. Это сказывается самым отрицательным образом на качестве образования. Однако в «обществе знания» происходит возврат к «живому знанию»,

т. е. конкретному знанию конкретной личности, что ранее было характерно для классического образования. Следовательно, ведущую роль должна исполнять не формализованная информация, а «несистематизируемое обиходное знание и умение, существующее часто как неявное знание» [8, с. 106].

Рассмотрим основные изменения, возникающие при переходе к новому типу общества. Как отмечалось выше, основным источником производительности становятся знания и информация. Они также получают господствующее положение в обществе и в качестве предмета накопления. В результате нематериальный труд начинает занимать ведущее положение по отношению к материальному. Появляется понятие «социальное время» как критерий измерения стоимости труда, обозначающее то, что имеет непосредственное отношение к социальной реальности, присутствует в качестве экономической составляющей, определяет систему организации труда. Наступает новый тип прогресса с приоритетностью гуманистических ориентиров в стратегиях научного поиска и модернизации производства.

Обратим внимание, что в «обществе знания» понятие «труд» приобретает более экстенсивный характер, выходит за отведенные ему пределы, поскольку начинает распространяться на все сферы жизни. «Жизнь, — констатирует А. Горц, — становится “самым дорогим капиталом”. Граница между частной жизнью и работой размывается, причем не потому, что рабочая и нерабочая деятельность требуют одних и тех же умений, а потому, что вся жизнь оказывается в плену экономического расчета и стоимости» [4, с. 35]. В таком обществе «рациональный труд превращается в основополагающий фактор в жизни человека» [8, с. 98].

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

65

Проблемы общественного развития и образования

В современном мировом научном сообществе преимущественный акцент делается на временных проектах с привлечением для их реализации специалистов различных отраслей знаний. Основное внимание уделяется условиям, которые делают возможным краткосрочное сотрудничество ученых всего мира в целях решения специальной задачи, а именно создания относительно стабильного сообщества исследователей на короткий срок с привлечением соответствующей материальной и социальной базы. Гибкость задействованного коллектива позволяет привлекать наиболее полезных для конкретной стадии проекта специалистов и приглашать новых на последующих стадиях. С этой целью проводятся всемирные конгрессы и конференции, на которых ученые получают возможность в кратчайшие сроки продемонстрировать свою работу, заинтересовать коллег и предложить свои достижения международной науке. Такой подход является яркой иллюстрацией когнитивного труда в контексте глобальной научной кооперации и повышения общего уровня интеллектуальности мирового сообщества.

Дальнейшее следствие нового типа отношений — значительное сокращение прямого рабочего времени, отводимого для производственной деятельности. Грань между свободным и рабочим временем, так же как между рабочим пространством на производстве и вне его, все более стирается, что опять же соответствует приведенной концепции А. Горца и проистекает из наблюдаемых сегодня трансформаций в природе и характере труда.

Лидеры ведущих мировых держав в докладах по стратегии развития отмечают необходимость подчинять научные исследования экономической составляющей, выделяя инновационные отрасли

как наиболее приоритетные. Особое внимание в современном мире обращается на системность, организованность и программируемость усложняющейся научной и технической деятельности, наряду с эффективными методами управления ею.

Разработка новых продуктов и научных подходов совершается в условиях коллективного творчества, при финансовой поддержке академических и университетских исследований, с последующей реализацией на предприятиях. Необходимо отметить возрастающую актуальность вертикальной интеграции, объединяющей фундаментальные и прикладные исследования в единый цикл, вследствие чего происходит сближение государства, промышленности и лаборатории с образованием новой экономической единицы. Особо хотелось бы подчеркнуть, что университетская и академическая наука в «обществе знания» выходит за традиционные рамки собственной деятельности — принимает участие в развитии глобальной экономики.

Проведенный анализ показал, что в ходе трансформаций все отчетливее заметна несостоятельность мировоззренческих ориентиров, присущих техногенной цивилизации, а переход к обществу огромных рисков сопровождается обострением глобальных кризисов. В связи с этим острой становится проблема выработки новой стратегии человеческой жизнедеятельности, основанной на разумном управлении природой и использовании ее богатств. Именно в «обществе знания» осознанный подход к применению научно-технологических достижений, четкое представление их положительных и отрицательных сторон, выработка новых социально-экономических моделей (о которых речь шла выше),

66

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

Даниелян Н. В.

разумно-философский подход каждого специалиста к своей работе с пониманием меры ответственности за ее конечный результат помогут избежать глобальной экологической катастрофы.

Решение может быть найдено непосредственно в научном знании, способствующем трансформации материального покорения природы в научно контролируемый процесс. «С одной стороны, научное знание в форме естественно-научного знания трансформируется в технологии и рационализирует отношение общества к природе, а с другой стороны, социально-гуманитарное знание трансформируется в действие в контексте принятия решений, рационализируя таким образом интерпретативную систему, т. е. культуру общества» [8, с. 103]. В результате социально-экономические компоненты системы все более организуются в соответствии с принципами научного знания.

Таким образом, с переходом к «обществу знания» ломаются базисные ценности предыдущих типов общества. Возникают кризисные ситуации, обостряются социально-экономические противоречия, поскольку приращение нового знания быстрыми темпами подразумевает неограниченное вмешательство в естественную среду обитания, что может привести к катастрофическим последствиям.

В заключение подчеркнем, что процесс перехода к новому виду социально-экономических отношений,

рассмотренному в данной статье, с каждым днем набирает все более быстрые темпы, что свидетельствует о необходимости осмысления возможных последствий и трансформаций, возникающих под его влиянием.

Литература

1. Stehr N. Arbeit, Eigentum und Wissen: Zur Theorie von Wissengesellschaften. Frankfurt-am-Main: Suhrkamp, 1994. 622 S.

2. Earl M. J. Knowledge Strategies: Propositions from Two Contrasting Industries // Information Management: The Organizational Dimension / Ed. by M. J. Earl. Oxford: Clarendon Press, 1996. P. 36—52.

3. Польре Б. Когнитивный капитализм на марше // Политический журнал. 2008. № 2 (179). С. 66—72.

4. Горц А. Нематериальное: знание, стоимость и капитал / Пер. М. М. Сокольской. М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2010. 208 с.

5. Даниелян Н. В. Трансформация представлений об образовании в концепции «общества знания» // Экономические и социально-гуманитарные исследования. 2014. № 3—4. С. 89—95.

6. К обществам знания: Всемирный доклад ЮНЕСКО. Париж: Изд-во ЮНЕСКО, 2005. 239 с.

7. Горц А. Знание, стоимость и капитал. К критике экономики знаний // Логос. 2007. № 4 (61). С. 5—63.

8. Даниелян Н. В. Информационное общество — сетевое общество — «общество знания». М.: МГОУ, 2014. 112 с.

9. Ефременко Д. В. Концепция общества знания как теория социальных трансформаций: достижения и проблемы // Вопросы философии. 2010. № 1. С. 49—61.

Даниелян Наира Владимировна — доктор философских наук, профессор кафедры философии, социологии и политологии (ФСиП) МИЭТ. E-mail: vend22@yandex.ru

Экономические и социально-гуманитарные исследования № 1 (9) 2016

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.