Научная статья на тему 'Когнитивные вызванные потенциалы Р300 у детей с высоким уровнем тревожности'

Когнитивные вызванные потенциалы Р300 у детей с высоким уровнем тревожности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3340
295
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ТРЕВОЖНОСТЬ / ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ P300

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кожевникова Ирина Сергеевна, Джос Ю. С.

В статье представлены результаты исследования слуховых когнитивных вызванных потенциалов (ВП) Р300 у детей 8-11 лет с высоким и нормальным уровнем тревожности. Обследованы 296 детей: 135 с высоким уровнем тревожности и 161 с нормальным. Установлено, что значения латентных периодов N1, P2, N2 и P3, амплитуды N2, интервала N2-P3 ВП Р300 статистически значимо больше у тревожных детей, чем у детей контрольной группы. Дети 8-9 лет с высоким уровнем тревожности допускают значимо большее количество ошибок при выполнении задания по методике ВП Р300. Результаты исследования ВП Р300 дают основание полагать, что у детей с высоким уровнем тревожности нарушаются нейрофизиологические механизмы активного направленного внимания и затрудняется использование полного объема оперативной памяти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кожевникова Ирина Сергеевна, Джос Ю. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивные вызванные потенциалы Р300 у детей с высоким уровнем тревожности»

УДК [612.821.3:616.89-008.441]-053.2

КОГНИТИВНЫЕ ВЫЗВАННЫЕ ПОТЕНЦИАЛЫ Р300 У ДЕТЕЙ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ТРЕВОЖНОСТИ*

© 2011 г. И. С. Кожевникова, Ю. С. Джос

Поморский государственный университет им. М. В. Ломоносова, г. Архангельск

На сегодняшний день проблема тревожности междисциплинарна. Ей посвящено значительное количество исследований в психологии, психиатрии, физиологии и философии [3, 11]. Тревожность является одним из факторов, способствующих развитию у человека нервнопсихических расстройств, а также психосоматических заболеваний и рассматривается как один из детерминантов снижения стрессоустой-чивости [5]. Имеются также данные о физиологических механизмах различных видов тревожности, связанных с изменением организации биопотенциалов мозга [4].

В настоящее время под термином «тревожность» понимают и определенное состояние индивида в ограниченный момент времени (ситуативная тревожность), и устойчивое свойство личности человека (личностная тревожность) [4]. Личностная тревожность связана с генетически детерминированными свойствами функционирующего мозга человека, обусловливающими постоянно повышенный уровень эмоционального возбуждения. Эта форма тревожности усиливает ситуативную тревожность, тем самым приводя к различным нарушениям психического и соматического спектра [2].

Исследования показывают, что высокая тревожность может наблюдаться у детей с трехлетнего возраста, а в дальнейшем выявляться в той или иной степени в кризисные периоды жизни [12]. При переходе детей из детского сада в начальную школу, в связи с изменением окружающей обстановки, привычных условий, сферы общения и ритма жизни, повышением требований к самостоятельности и ответственности, интенсивными умственными и физическими нагрузками, возрастает число детей с высоким уровнем тревожности, отличающейся повышенным беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Следует подчеркнуть, что особенно часто повышение уровня тревожности связано с экзаменационными испытаниями, письменными контрольными работами, ответами у доски, опросами, публичной оценкой знаний, конфликтом с учителем, недоброжелательным отношением сверстников и отмечается на начальных этапах систематического обучения [9]. Известно, что выраженная тревожность препятствует эффективному обучению, снижает способность к концентрации внимания, ухудшает воспроизведение информации и ассоциативное мышление [12]. Когнитивные структуры учащихся с меньшей тревожностью отличаются более тонкой системой анализа стимулов, большей дифференцированностью, обособлением и ростом автономности подструктур, отвечающих за переработку сложной информации [13]. Чем выше уровень тревожности, тем более выражено ее дезорганизующее

* Работа поддержана аналитической ведомственной целевой программой «Развитие научного потенциала высшей школы (2009—2011 годы) № 2.2.3.3/9711».

В статье представлены результаты исследования слуховых когнитивных вызванных потенциалов (ВП) Р300 у детей 8-11 лет с высоким и нормальным уровнем тревожности. Обследованы 296 детей: 135 с высоким уровнем тревожности и 161 с нормальным. Установлено, что значения латентных периодов N1, Р2, N2 и Р3, амплитуды N2, интервала N2^3 ВП Р300 статистически значимо больше у тревожных детей, чем у детей контрольной группы. Дети 8-9 лет с высоким уровнем тревожности допускают значимо большее количество ошибок при выполнении задания по методике ВП Р300. Результаты исследования ВП Р300 дают основание полагать, что у детей с высоким уровнем тревожности нарушаются нейрофизиологические механизмы активного направленного внимания и затрудняется использование полного объема оперативной памяти. Ключевые слова: дети, тревожность, вызванные потенциалы Р300.

влияние на интеллектуальную деятельность [12]. В связи с этим изучение тревожности как личностной характеристики у детей младшего школьного возраста оправданно именно на ранних этапах социальной жизни ребенка для своевременной профилактики и коррекции возможных негативных проявлений тревожности в поведении и деятельности.

Особую роль в нейрофизиологических исследованиях мозговых механизмов высших психических функций, в объективной диагностике когнитивных нарушений, оценке эмоциональных реакций играют методы оценки электрической активности мозга, в частности методика вызванных потенциалов [6]. Одним из наиболее информативных методов вызванных потенциалов (ВП) является метод Р300, который позволяет судить о состоянии когнитивных функций, эмоциональных нарушениях у человека [6]. Потенциал Р300 регистрируется при предъявлении значимых стимулов, требующих концентрации внимания, поэтому трактуется как коррелят процессов, связанных с опознанием, принятием решения, направленным вниманием и оперативной памятью. Метод ВП Р300 может быть использован для изучения особенностей мозговых механизмов при различных эмоциональных нарушениях, так как отражает нейрональные процессы, связанные с вовлечением регуляторных ретикулоталамических систем, лимбических и неокор-тикальных структур, обеспечивающих направленное внимание и кратковременную память [7].

М. Boudarene и М. Timsit-Berthier [17] показали в своих исследованиях увеличение потенциала Р300 у высокотревожных испытуемых. I. Ivanami et а1. [18] зарегистрировали увеличение амплитуды ранних компонентов N1 и N2 на значимые стимулы, N1 на незначимые стимулы и увеличение амплитуды Р3 когнитивных ВП Р300 при тревожных расстройствах. У высокотревожных испытуемых при исследовании слуховых когнитивных ВП Р300 зафиксирована статистически значимо более низкая амплитуда Р3, искажение ее габитуации и удлинение латентного периода Р3 [8, 10].

Таким образом, изучение характеристик когнитивных ВП Р300 позволяет говорить о центральных (мозговых) проявлениях тревожности, дает прогностические возможности профилактике и коррекции эмоциональных нарушений для предотвращения клинически выраженных нарушений.

Целью настоящей работы явилось изучение характеристик когнитивных вызванных потенциалов Р300 у детей 8—11 лет с высоким уровнем тревожности.

Методы

Изучение мозговых проявлений тревожности было проведено с помощью методики исследования когнитивных слуховых ВП Р300. В исследовании принимали участие 296 детей (148 мальчиков и 148 девочек) 8—11 лет. Все дети обучались в начальных (1—4) классах общеобразовательных школ города Архангельска и Архангельской области и не имели

нарушений интеллекта, выраженной неврологической патологии и патологии слуха. Родители учащихся и администрация школы были информированы о целях обследования и дали согласие на его проведение. Дети участвовали в исследованиях на добровольной основе.

Уровень личностной тревожности определялся по тесту «Шкала явной тревожности для детей 8— 12 лет» (CMAS) в адаптации А. М. Прихожан [15], тесту «Многомерная оценка детской тревожности» [14] и тесту Люшера. Высокий уровень личностной тревожности также подтверждался данными клинического обследования и характеризовался высокой эмоциональной напряженностью, беспокойством, склонностью испытывать тревогу и страх даже в привычных ситуациях.

В результате обследования выявлено 135 детей с повышенным уровнем личностной тревожности. Были выделены две возрастные группы: 8—9 лет (74 мальчика и 81 девочка) и 10—11 лет (74 мальчика и 67 девочек). В группе 8—9 лет было 77 детей (35 мальчиков и 42 девочки) с повышенным уровнем тревожности и 78 (39 мальчиков и 39 девочек) с нормальным. В группе 10—11 лет — 58 детей (21 мальчик и 37 девочек) с повышенным уровнем тревожности и 83 ребенка (53 мальчика и 30 девочек) с нормальным.

Во время регистрации ВП ребенок располагался в кресле в удобном положении. Непосредственно перед исследованием ВП Р300 определялась величина слухового порога отдельно для левого и правого уха. В качестве стимула использовался щелчок длительностью 0,1 мс и интенсивностью 70 дБ. Стимулы предъявлялись через аудиологические наушники отдельно в левое и правое ухо в два приема: с частотой 10,1 Гц, затем 20,1 Гц.

Регистрация Р300 осуществлялась по стандартной методике исследования в ситуации случайно возникающего события («oddball» paradigm). Применялась слуховая стимуляция с наличием отдельных триггеров для запуска и усреднения редких (значимых) стимулов

— тоновых щелчков с частотой наполнения 2 000 Гц и частых (незначимых) стимулов — щелчков с частотой наполнения 1 000 Гц. Стимулы длительностью 50 мс и интенсивностью 80 дБ подавались бинаурально и появлялись с частотой 2,1 Гц в псевдослучайной последовательности с вероятностью появления 30 % для значимых и 70 % для незначимых стимулов. Испытуемому предлагалось реагировать нажатием на кнопку пульта в ответ на редкий, значимый, стимул. Для регистрации использовались монопо-лярные отведения Fp1—M1 и Fp2—M2 (от лобных долей правого и левого полушария ипсилатерально относительно сосцевидных отростков височных костей) по международной системе 10—20, с расположением заземляющего электрода в точке Fpz. Для усиления и усреднения ВП Р300 использовался аппаратный комплеск «Нейрон-Спектр-4/ВПМ»

(«Нейрософт», Россия), программа «Нейро-МВП». Чувствительность усилителя составляла 20 мкВ/ дел при записи, 5 мкВ/дел — при усреднении. Полоса частот — 0,5—35,0 Гц, эпоха анализа 700 мс. Переходное сопротивление электродов не превышало 5 кОм. Количество усреднений для значимых стимулов составляло 26—29. Для оценки воспроизводимости ВП у каждого испытуемого исследование Р300 проводилось дважды в независимых временных сериях, которые потом суперпозировались.

Измеряли латентности пиков N1, Р2, N2, Р3, амплитуды пиков N2, Р3 как межпиковые амплитуды Р2-Ш, Ш-Р3 соответственно; интервал Ш-Р3 как межпиковая латентность №-Р3. Каждый параметр анализировался отдельно для значимого и незначимого стимула, также фиксировались поведенческие параметры когнитивных ВП Р300: среднее время реакции и процент верных нажатий.

Данные обрабатывались с помощью статистического пакета программ SPSS 13. Производилась оценка распределения признаков на нормальность с использованием критерия Колмогорова — Смирнова. Для выявления различий между показателями у сравниваемых групп с нормальным распределением использовали критерий ^Стьюдента, в тех случаях, когда распределение не соответствовало критериям нормальности, применялся его непараметрический аналог — критерий Манна — Уитни. Критический уровень значимости (р) при проверке статистических гипотез в исследовании принимали равным 0,05. Для описательной статистики признаков использовали

медиану (Ме) и интервал значений от первого ^1) до третьего ^3) квартиля.

Результаты

При исследовании слуховых когнитивных ВП Р300 в возрастной группе 8—9 лет (табл. 1) у детей с высоким уровнем тревожности по сравнению с группой контроля были зарегистрированы статистически значимо более длительный латентный период пиков Р2 (р = 0,016), N2 (р = 0,001) и Р3 (р < 0,001) в ответ на значимый стимул и более длительный латентный период пиков N1 (р = 0,034), Р2 (р = 0,009), N2 (р < 0,001), Р3 (р < 0,001) в ответ на незначимый стимул. В группе 10— 11 лет зафиксирован статистически значимо более длительный латентный период пика Р3 в ответ на значимый (р < 0,001) и незначимый (р < 0,001) стимул.

Анализ результатов межпиковой латентности (интервала) №-Р3 слуховых когнитивных ВП Р300 у тревожных испытуемых и детей контрольной группы показал, что у детей 8 — 9 лет с высоким уровнем тревожности был зафиксирован статистически значимо более длинный интервал №-Р3 в ответ на значимый (р = 0,003) и в ответ на незначимый (р < 0,001) стимул, в группе детей 10—11 лет с высоким уровнем тревожности также был зафиксирован статистически значимо более длинный интервал №-Р3 в ответ на значимый (р = 0,002) и незначимый (р =

0,001) стимул.

Исследование амплитуд (табл. 2) выявило, что в группе детей 8—9 лет у тревожных испытуемых по сравнению с детьми контрольной группы статистиче-

Латентности пиков N1, Р2, N2, Р3 и интервал N2^3 слуховых когнитивных вызванных потенциалов Р300

на значимый и незначимый стимулы, мс, Ме (р1-р3)

Таблица 1 у детей 8— 11 лет

Латентность, интервал Возраст, лет Тревожные дети Контрольная группа р-уровень

N1 8-9 125,0 (86,9-159,0) 115,0 (81,3-135,2) 0,092

10-11 114,5 (92,5-131,2) 110,0 (97,0-124,0) 0,152

Р2 8-9 206,0 (176,0-233,5) 178,0 (154,7-220,5) 0,016

10-11 163,5 (145,5-185,2) 167,0 (148,0-196,0) 0,630

N2 8-9 291,0 (250,0-325,0) 249,5 (220,7-299,2) 0,001

10-11 243,5 (215,2-277,0) 235,0 (116,0-270,0) 0,582

Р3 8-9 379,0 (346,5-398,0) 325,5 (307,2-348,2) <0,001

10-11 360,0 (335,7-381,0) 331,0 (312,0-349,0) <0,001

N1* 8-9 124,0 (91,4-153,5) 114,0 (85,5-135,2) 0,034

10-11 112,0 (99,9-130,7) 111,0 (93,8-126,0) 0,211

Р2* 8-9 214,0 (171,0-230,0) 194,0 (158,0-219,0) 0,009

10-11 159 (144,7-201,2) 165,0 (145,0-196,0) 0,722

N2* 8-9 309,0 (242,0-342,0) 262,5 (220,7-301,5) <0,001

10-11 233,5 (213,7-298,5) 231,0 (211,0-267,0) 0,194

Р3* 8-9 389,0 (367,0-409,5) 326,0 (313,2-347,0) <0,001

10-11 364,5 (342,5-393,2) 334,0 (316,0-349,0) <0,001

Ш-Р3 8-9 85,9 (62,5-113,5) 69,4 (50,0-104,0) 0,003

10-11 115,5 (81,2-136,2) 85,9 (61,7-111,0) 0,002

Ш-Р3* 8-9 105,0 (75,0-143,0) 70,1 (48,0-105,2) <0,001

10-11 118,5 (79,7-139,5) 90,2 (64,6-122,5) 0,001

Примечание.

незначимые стимулы.

& _

Таблица 2

Амплитуды пиков Р2, N2 и Р3 слуховых когнитивных вызванных потенциалов Р300 на значимый и незначимый стимулы, мкВ

Ме (д1-д3)

Амплитуда Возраст, лет Тревожные дети Контрольная группа р-уровень

N2 (Р2-Щ) 8-9 12,45 (7,85-18,07) 9,7 (5,4-15,3) 0,012

10-11 10,55 (5,5-13,1) 10,15 (6,57-13,05) 0,805

Р3 (Ш-Р3) 8-9 7,1 (3,9-13,75) 5,9 (3,3-11,45) 0,253

10-11 9,85 (6,07-15,05) 10,70 (5,9-14,5) 0,521

N2 (Р2-Ш)* 8-9 13,3 (8,4-18,1) 11,2 (6,0-15,65) 0,048

10-11 12,55 (7,27-16,03) 11,5 (5,1-15,7) 0,289

Р3 (Ш-Р3)* 8-9 6,2 (2,35-11,7) 5,0 (3,0-12,8) 0,738

10-11 14,05 (6,65-19,55) 12,0 (4,8-18,25) 0,377

Примечание. * - незначимые стимулы.

Таблица 3

Среднее время реакции и процент верных нажатий вызванных потенциалов Р300 у детей 8—11 лет Ме (р1-р3)

Параметр Возраст, лет Тревожные дети Контрольная группа р-уровень

Среднее время реакции, мс 8-9 318,0 (277,5-371,5) 346,0 (297,0-380,5) 0,148

10-11 273,5 (239,7-316,0) 276,0 (247,0-340,0) 0,615

Процент верных нажатий 8-9 41,7 (28,4-55,5) 47,3 (36,7-58,95) 0,05

10-11 57,7 (43,2-71,0) 61,9 (50,0-72,4) 0,667

ски значимо больше амплитуда пика N2 в ответ на значимый стимул (р = 0,012) и незначимый стимул (р = 0,048). По величине амплитуды Р3 между экспериментальной группой и группой контроля статистически значимых различий обнаружено не было в обеих возрастных группах.

Выполняя инструкцию по методике ВП Р300 (реагировать нажатием кнопки на значимый стимул), тревожные испытуемые 8-9 лет совершают статистически значимо большее количество ошибок (р =

0,05) по сравнению с детьми контрольной группы (табл. 3), в то время как значимых различий у детей 10-11 лет по данному параметру выявлено не было. Статистически значимых различий между группами по среднему времени реакции также не выявлено.

Обсуждение результатов

Анализ результатов исследования показал, что тревожные дети реагировали на предъявляемый стимул более длительно и совершали большее количество ошибок при выполнении задания, возможно, потому, что обстановка исследования оценивалась тревожными детьми как угрожающая, что приводило к повышению эмоциональной активации. При высокой фоновой активации мозговых структур воздействие физиологической силы раздражителя увеличивается. Соответственно реактивность детей с повышенной тревожностью на одинаковые по внешней величине воздействия больше, чем у детей с нормальным уровнем тревожности. Как следствие, тревожные дети быстрее достигают и предельного уровня активации, что приводит к снижению эффективности деятельности [9].

При этом можно говорить о наличии у тревожных лиц в результате высокой эмоциональной активации

непродуктивной напряженности, не соответствующей реальной сложности ситуации [4]. Для тревожных школьников характерна повышенная симпатическая и сниженная парасимпатическая реактивность гипоталамических структур. В литературе имеются данные о том, что избыточный тонус симпатического отдела вегетативной нервной системы оказывает сильное отрицательное влияние на обучение, нарушает устойчивость внимания [5]. Таким образом, в результате увеличения времени центральных процессов опознания, извлечения из памяти и принятия решения высокотревожным детям необходимо больше времени для выбора правильного ответа, чем детям с нормальным уровнем тревожности.

Согласно данным литературы [6, 7] ВП Р300 является сложной гетерогенной волной, отражающей электрофизиологические корреляты когнитивных процессов. Более короткий латентный период и большая амплитуда пика Р300 характерны для лиц с лучшими когнитивными способностями [7]. В работах по изучению тревожных расстройств у взрослых указывается на статистически значимое увеличение латентного периода компонента Р300 в группе испытуемых с паническим расстройством. По мнению одних исследователей [6, 7], это происходит в результате нарушения ранней обработки информации. Другие же авторы [5, 7] интерпретируют это явление как признак повышенной возбудимости корковых нейронов и усиления ориентировочной реакции.

Потенциалы Р300 трактуются как коррелят процессов, связанных с опознанием, дифференцировкой стимула, уровнем направленного внимания, принятием решения, запоминанием или уровнем оперативной памяти, ориентировочной реакцией и т. д. Основными структурами, принимающими участие в генерации

Р300, считаются гиппокамп, лобная доля, теменная область, а также ряд подкорковых структур, прежде всего неспецифические ядра таламуса. Изменения Р300 не являются нозологически специфичными, они носят скорее синдромальный характер и связаны прежде всего с нарушениями направленного внимания и кратковременной памяти [1, 7, 8].

Пик Р3 (Р300) связывают с разными психическими явлениями, такими, как привлечение внимания к стимулу, появление ориентировочного рефлекса, возрастание неопределенности ожидаемой ситуации, усложнение задания на дифференцирование стимулов, принятие решения, рост уверенности субъекта в правильности идентификации сигнального стимула. Отмечено, что компонент Р300 является показателем не столько процесса обновления рабочей памяти, сколько торможения, являющегося следствием принятия решения о стимуле, его категоризации. Пик Р3 также чувствителен к физическим параметрам стимула, в частности, ответ Р3 возникает раньше для звуковых стимулов, чем для визуальных [16].

Комплекс Р1-Ш-Р2 связан с восприятием поступающей информации. Пик N2 когнитивных ВП Р300 связывают с началом опознания стимула, его интерпретацией и дифференцировкой, следовательно, полученные нами данные об увеличении латентного периода на значимый и незначимый стимул и амплитуды на незначимый стимул пика N2 у тревожных испытуемых 8-9 лет могут говорить о затруднении опознания стимульной информации, увеличении времени опознания, а также об увеличении затраченных мозговых ресурсов. В группе испытуемых 10-11 лет подобные закономерности не были зафиксированы, вероятно, потому что структуры центральной нервной системы у них более устойчивы и дифференцированы.

В. В. Гнездицкий [6] указывает на связь интервала Ш-Р3 ВП Р300 с объемом оперативной памяти у испытуемого. Возможно, при высоком уровне тревожности затрудняется использование полного объема оперативной памяти. Удлинение латентности Р3 происходит также за счет слабости процессов опознания и дифференцировки, а также за счет снижения используемого объема оперативной памяти.

Количество ошибок при выполнении сенсомотор-ных тестов прежде всего связано с концентрацией внимания. Оно также может зависеть и от других факторов, например переключения и объема внимания. Анализ результатов исследования показал, что количество ошибок, допущенных в процессе выполнения инструкции к пробе ВП Р300, у тревожных детей в возрастной группе 8-9 лет статистически значимо больше по сравнению с их сверстниками с нормальным уровнем тревожности.

Полученные данные подтверждают дезорганизующее влияние повышенной тревожности на процессы когнитивной деятельности в целом, а в первую очередь

- на процессы внимания. Ошибки при выполнении тестов могут быть связаны также с неправильным

принятием решения в процессе выбора, что может быть обусловлено как нарушением непосредственно самих когнитивных процессов, так и трудностями в регуляции психофизиологических процессов, обеспечивающих когнитивную деятельность [12].

Вероятно, при высоком уровне тревожности формируется состояние перевозбуждения в центральной нервной системе, которое и оказывает влияние на изменение свойств направленного внимания. Под влиянием эмоционального напряжения уменьшается способность к распределению и переключению внимания, сокращается его объем, а снижение концентрации внимания характерно для тревоги: самые низкие показатели объема внимания наблюдались у людей в состоянии тревоги и страха [4, 6]. При направленном внимании избирательный отбор сенсорных импульсов происходит при участии механизмов избирательной модуляции активности корковых зон и торможении процессов обработки иррелевантной информации [5]. Поскольку при повышении уровня тревоги любая информация может оцениваться как важная, уменьшаются процессы торможения сенсорного потока и незначимый фон оценивается тревожными детьми дольше, при этом снижаются избирательность, устойчивость и концентрация внимания [8, 16].

Таким образом, резюмируя полученные данные, можно сказать, что у высокотревожных детей в возрасте 8—9 лет по сравнению с контрольной группой фиксируется статистически значимо более длительный латентный период пиков Р2, N2, Р3 слуховых когнитивных ВП Р300 в ответ на значимый стимул и более длительный латентный период пиков N1, Р2, N2, Р3 в ответ на незначимый стимул. В группе детей 10— 11 лет зафиксировано статистически значимое увеличение латентности пика Р3 на значимый и незначимый стимул у тревожных испытуемых. Анализ значений амплитуды пика N2 в ответ на незначимый стимул выявил статистически значимые отличия между группами тревожных испытуемых и детей контрольной группы 8—9 лет. Интервал N2—P3 слуховых когнитивных ВП Р300 в ответ на значимый и незначимый стимул тревожных испытуемых и детей контрольной группы показал, что у детей с высоким уровнем тревожности был зафиксирован статистически значимо более длинный интервал N2—P3 в ответ на значимый и незначимый стимул в обеих возрастных группах. Тревожные испытуемые совершают статистически значимо большее количество ошибок по сравнению с контрольной группой.

Полученные данные свидетельствуют о дезорганизующем влиянии тревожности на деятельность человека. Зафиксированные изменения характеристик вызванных потенциалов Р300 дают основание говорить о нарушении нейрофизиологических механизмов активного направленного внимания, затруднении использования полного объема оперативной памяти у высокотревожных детей.

Список литературы

1. Алешина Е. Д. Когнитивный вызванный потенциал Р300: методика, опыт применения, клиническое значение / Е. Д. Алешина // Журнал неврологии и психиатрии. -2009. - № 8. - С. 77-83.

2. Аракелов Г. Г. Психофизиологический метод оценки тревожности / Г. Г. Аракелов // Психологический журнал.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- 1997. - Т. 18, № 2. - С. 102-113.

3. Астапов В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов.

- М. : ПЭР СЕ, 2001. - 156 с.

4. Афтанас Л. И. Эмоциональное пространство человека: психофизиологический анализ / Л. И. Афтанас. -Новосибирск : Изд-во СО РАМН, 2000. - 126 с.

5. Вербицкий Е. В. Психофизиология тревожности / Е. В. Вербицкий. - Ростов н/Д : Изд-во Рост. ун-та, 2003. - 192 с.

6. Гнездицкий В. В. Вызванные потенциалы мозга в клинической практике / В. В. Гнездицкий. - М. : МЕДпресс-информ, 2003. - 264 с.

7. Гордеев С. А. Особенности биоэлектрической активности мозга при высоком уровне тревожности человека / С. А. Гордеев // Физиология человека. - 2007. - Т. 33, № 4. - С. 11-17.

8. Гордеев С. А. Применение метода Эндогенных связанных с событиями потенциалов мозга Р300 для исследования когнитивных функций в норме и клинической практике /

С. А. Гордеев // Физиология человека. - 2007. - Т. 33, № 2. - С. 121-133.

9. Криволапчук И. А. Психофизиологические показатели у детей 6-8 лет при информационной нагрузке в зависимости от тревожности как устойчивой индивидуальной характеристики / И. А. Криволапчук // Физиология человека. - 2006. - Т. 32, № 6. - С. 13-18

10. Латентное время сенсомоторных реакций у детей 10-11 лет с высоким уровнем тревожности / А. В. Грибанов, И. С. Кожевникова, А. Н. Нехорошкова, Ю. С. Джос // Экология человека. - 2011. - № 1. - С. 46-50.

11. Мэй Р. Смысл тревоги / Роло Мэй. - М. : Класс,

2001. - 384 с.

12. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. - М. : Московский психолого-социальный институт ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЕК», 2000. -304 с.

13. Ратанова Т. А. Связь школьной тревожности с когнитивными особенностями младших школьников / Т. А. Ратанова // Психологический журнал. - 2009. -Т. 30, № 3. - С. 39-51.

14. Ромицина Е. Е. Методика «Многомерная оценка детской тревожности» / Е. Е. Pомицина. — СПб. : Pечь, 2006. — 112 с.

15. Шкала явной тревожности CMAS (адаптация А. М. Прихожан) // Диагностика эмоциональнонравственного развития / И. Б. Дерманова. — СПб.,

2002. — С. 60—64.

16. Сысоева О. В. Отражение длительности стимула в характеристиках вызванного потенциала / О. В. Сысоева, А. В. Вартанов // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25, № 1. — С. 101 — 110.

17. Boudarene M., Timsit-Berthier M. // Encephale. — і997. — Vol. 23. — P. 237—250.

18. Ivanami A., Isono N., Okajima Y., Kamijita K. // Eur. Arch. Phychiatry Clin. Neurosci. — і997. — Vol. 247.

— P. 107—111.

COGNITIVE EVOKED POTENTIALS P300 IN CHILDREN WITH HIGH LEVEL OF ANXIETY

I. S. Kozhevnikova, Yu. S. Dzhos

Pomor State University named afterM. V. Lomonosov, Arkhangelsk

In the article, there have been presented the results of the study of auditory cognitive evoked potentials (EP) P300 in children aged 8-11 years with high and normal levels of anxiety. 2g6 children have been studied: 135 with a high level of anxiety and 161 - with a normal level of anxiety. It has been established that values of the latent periods N1, P2, N2, P3, amplitude N2, interval N2-P3 EP P300 were reliably bigger in the anxious children than in their peers from the control group. The children aged 8^ years with a high level of anxiety made significantly more mistakes during solution of tests with the use of the method EP P300. The results of the study of EP P300 allow to suggest that the children with a high level of anxiety have broken neurophysiological mechanisms of active direct attention, they have difficulties in use of full volume of operative memory.

Key words: children, anxiety, evoked potentials P300.

Контактная информация:

Кожевникова Ирина Сергеевна — аспирант кафедры физиологии и патологии развития человека Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова

Адрес:163045, г. Архангельск, проезд Бадигина, д. 3

E-mail:kogevnikovais@yandex.ru, icd@pomorsu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.