Научная статья на тему 'Когнитивные возможности и показатели мозгового кровообращения у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией'

Когнитивные возможности и показатели мозгового кровообращения у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
282
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ / АРТЕРИАЛЬНАЯ ГИПЕРТЕНЗИЯ / МОЗГОВОЕ КРОВООБРАЩЕНИЕ / КОГНИТИВНАЯ ФУНКЦИЯ / ADOLESCENTS / ARTERIAL HYPERTENSION / CEREBRAL BLOOD FLOW / COGNITIVE FUNCTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Садыкова Динара Ильгизаровна, Лутфуллин И. Я., Хабибрахманова З. Р., Булатов В. П.

При реоэнцефалографическом исследовании мозгового кровообращения у 101 подростка с повышением артериального давления обнаружены значительные нарушения перфузии ткани головного мозга, затрагивающие различные звенья кровообращения и зависящие от тяжести артериальной гипертензии. Выявлено снижение способности к концентрации внимания у подростков со стабильной артериальной гипертензией, что позволяет считать когнитивные возможности личности функцией-мишенью для повышенного артериального давления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Садыкова Динара Ильгизаровна, Лутфуллин И. Я., Хабибрахманова З. Р., Булатов В. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive opportunities and rates of cerebral blood flow in adolescents with essential arterial hypertension

The study included 101 adolescents with increased blood pressure (BP). They undergo rheoencephalography, which showed considerable disorders of cerebral tissue perfusion, affecting different parts of blood flow, and depending on severity of arterial hypertension (AH). It was detected, that the ability of concentration of attention was lowered in adolescents with stabile AH, which allow considering cognitive abilities of personality as a target function to increased AH

Текст научной работы на тему «Когнитивные возможности и показатели мозгового кровообращения у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией»

Оригинальная статья

Д.И. Садыкова, И.Я. Лутфуллин, З.Р. Хабибрахманова, В.П. Булатов

Казанский государственный медицинский университет

Когнитивные возможности и показатели мозгового кровообращения у подростков с эссенциальной артериальной гипертензией

Контактная информация:

Садыкова Динара Ильгизаровна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной педиатрии с курсами поликлинической педиатрии и последипломного образования Казанского государственного медицинского университета Адрес: 423000, Казань, ул. Оренбургский тракт, д. 140, тел.: (843) 269-67-69 Статья поступила: 01.04.2009 г., принята к печати: 10.08.2009 г.

51

При реоэнцефалографическом исследовании мозгового кровообращения у 101 подростка с повышением артериального давления обнаружены значительные нарушения перфузии ткани головного мозга, затрагивающие различные звенья кровообращения и зависящие от тяжести артериальной гипертензии. Выявлено снижение способности к концентрации внимания у подростков со стабильной артериальной гипертензией, что позволяет считать когнитивные возможности личности функцией-мишенью для повышенного артериального давления.

Ключевые слова: подростки, артериальная гипертензия, мозговое кровообращение, когнитивная функция.

Значительные изменения в возможности контроля сердечно-сосудистых заболеваний, произошедшие в Европе в 70-80-х годах XX века (известные как «сердечно-сосудистая революция»), к сожалению, мало коснулись России на демографическом уровне. Сегодня в России сердечно-сосудистая заболеваемость оста-

ется почти в 4 раза выше, чем в индустриально развитых странах. На долю кардиоваскулярной патологии приходится 52-55% всей смертности [1]. Наибольший удельный вес среди заболеваний сердечно-сосудистой системы составляет артериальная гипертензия (АГ). По данным популяционных исследований, в России

D.I. Sadykova, I.Ya. Litfullin, Z.R. Khabibrachmanova, V.P. Bulatov

Kazan' State Medical University

Cognitive opportunities and rates of cerebral blood flow in adolescents with essential arterial hypertension

The study included 101 adolescents with increased blood pressure (BP). They undergo rheoencephalography, which showed considerable disorders of cerebral tissue perfusion, affecting different parts of blood flow, and depending on severity of arterial hypertension (AH). It was detected, that the ability of concentration of attention was lowered in adolescents with stabile AH, which allow considering cognitive abilities of personality as a target function to increased AH.

Key words: adolescents, arterial hypertension, cerebral blood flow, cognitive function.

Оригинальная статья

не менее 42 млн человек старше 15 лет страдают АГ [2]. С середины 90-х годов прошлого века распространенность АГ среди подростков также непрерывно растет; это опасная тенденция, так как истоки заболевания часто лежат именно в детском и подростковом возрасте [3, 4]. Повреждающее действие повышенного АД приводит к ремоделированию сосудистой стенки, сопровождается ее утолщением и, нередко, последующей облитерацией части артериол с нарушением микроциркуляции. Уменьшение растяжимости сосудистой стенки приводит к увеличению скорости пульсовой волны и в конечном счете к возрастанию гемодинамического удара, под действием которого еще более активируются фибробласты, увеличивается число коллагеновых волокон в медии, а также механически травмируется эндотелиальная выстилка стенки сосуда [5-7]. Доказано, что ишемические изменения головного мозга наступают задолго до появления клинических признаков неврологического дефицита и обусловливают начало развития энцефалопатии [8-10]. Исподволь развивающееся повреждающее действие повышенного АД на сосудистую систему и вещество головного мозга формирует симптоматику гипертензивной энцефалопатии с характерным для нее снижением когнитивных способностей [11]. В литературе представлены результаты нейропсихологического тестирования, продемонстрировавшего наличие когнитивного дефицита у взрослых пациентов с АГ [12-15]. Крайне актуально выяснить этот аспект течения эссенциаль-ной АГ у подростков, поскольку чем раньше начинается повышение АД, тем выше риск развития когнитивных нарушений в последующем [16]. Тем не менее работ, посвященных этой проблематике в подростковом возрасте, в литературе немного. Имеющиеся данные показывают, что высокий уровень АД в подростковом возрасте сопровождается нарушением ряда когнитивных функций. При длительном течении у школьников эссенциальной АГ отмечены более низкие математические, творческие способности и мануальные навыки, чем у их здоровых ровесников [17].

Целью настоящего исследования явилось изучение когнитивных возможностей у подростков с повышенным АД во взаимосвязи с показателями мозгового кровообращения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обследован 101 подросток с повышением АД в возрасте от 14 до 17 лет (39 девушек и 62 юноши). Контрольную группу составили 38 практически здоровых подростков того же возраста. Подростков с симптоматической АГ в исследование не включали. На суточное мониториро-вание АД направляли пациентов, у которых по результатам 3 измерений во время 3-кратных визитов к врачу показатели систолического и (или) диастолического АД были равны или превышали значения 95-го перцентиля с учетом соответствующих пола, возраста и роста. Измерялись средние значения систолического и диастолического АД в разные периоды суток, индексы времени гипертензии, вариабельность и организация циркадного ритма АД. В соответствии с современными рекомендациями [18] по результатам суточного мониторирования АД подростков объединили в 3 группы: со стабильной АГ, лабильной АГ и феноменом «гипертензии белого халата». Для оценки состояния сосудистого русла головного мозга всем подросткам проводили реоэнцефалографию. Этот метод используется для оценки тонуса, эластич-

ности сосудистой стенки и реактивности сосудов мозга, периферического сосудистого сопротивления, величины пульсового кровенаполнения [19]. Исследование проводили методом биполярной реоэнцефалографии на аппарате «Рео-Спектр-2/Р» (Россия) в положении подростка сидя. Учитывали наиболее информативные и биофизически обоснованные показатели: реографический индекс (отн. ед.), максимальную скорость быстрого наполнения (Ом/с), время запаздывания реоволны (с), модуль эластичности (%), диастолический индекс (%), дикротический индекс (%) и коэффициент асимметрии (%).

Когнитивные функции у обследуемых подростков оценивали с помощью Stroop color word test (в русскоязычной литературе — Струп-тест). Метод позволяет судить о концентрации внимания при информационных нагрузках. Струп-тест начал разрабатываться с 1935 г. и в настоящее время признан «золотым стандартом» при изучении таких показателей, как внимание и когнитивная активность [20]. К 2003 г. опубликовано более 40 тыс. работ, посвященных этому тесту; методика его проведения описана в специальной литературе [21]. Мы учитывали так называемый Струп-эффект — время, необходимое пациенту для обработки конгруэнтной и неконгруэнтной информации 1 Чем продолжительнее Струп-эффект, тем ниже когнитивные возможности, способность к концентрации внимания испытуемого. Этот тест используется для изучения селективности настройки произвольного внимания [22].

Статистический анализ результатов исследования выполнен с помощью программы Excel пакета Microsoft Office 2003. Количественные показатели представлены в виде среднего арифметического значения ± стандартное отклонение. Сравнение количественных показателей проведено с помощью t-критерия Стьюдента для независимых выборок. Связь количественных признаков оценивали с помощью корреляционного анализа по Пирсону с вычислением коэффициента корреляции r. Статистически значимыми считали различия при p < 0,05.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты изучения мозгового кровообращения у подростков с повышением АД представлены в табл. 1 и 2. Нами обнаружена зависимость реографического индекса (амплитудный показатель реограммы, характеризующий систолическое кровенаполнение головного мозга в исследуемом отведении от вида АГ) от уровня АД, повышение которого приводило к снижению пульсового кровенаполнения. Статистически достоверное снижение реографического индекса и в правом, и в левом полушариях, а также в каротидном и в вертебробазилярном бассейнах отмечалось у подростков со стабильной АГ (по сравнению с контролем). У подростков этой группы в каротидном бассейне реографический индекс справа в среднем составил 0,10 отн. ед. (р < 0,05), слева — 0,09 отн. ед. (р < 0,05), в вертебробазилярном бассейне — 0,08 отн. ед. (р < 0,05) с обеих сторон, в то время как в контрольной группе реографический индекс в каротидном бассейне составлял 0,16 отн. ед. с обеих

1 Конгруэтная информация — 2 одновременно поступающих сигнала несут одинаковый смысл (например, слово «красный» написано красными чернилами), неконгруэнтная информация — сигналы противоречивы (например, слово «красный» написано синими чернилами).

Таблица 1. Показатели мозгового кровообращения у подростков с разными уровнями АД по данным реоэнцефалографии во фронто-мастоидальном отведении

Показатель Контрольная группа, п = 29 Феномен «гипертензии белого халата», п = 30 Лабильная АГ, п = 31 Стабильная АГ, п = 30

Л П Л П Л П Л П

РИ, отн. ед. 0,16 ± 0,02 0,16 ± 0,03 0,16 ± 0,04 0,14 ± 0,03 0,12 ± 0,03 0,13 ± 0,02 0,09 ± 0,04* 0,10 ± 0,03*

МСБН, Ом/с 1,8 ± 0,2 1,7 ± 0,3 1,8 ± 0,1 1,6 ± 0,3 1,5 ± 0,4 1,4 ± 0,3 2,0 ± 0,2 1,9 ± 0,3

ВЗР с 0,13 ± 0,04 0,14 ± 0,02 0,14 ± 0,04 0,15 ± 0,03 0,12 ± 0,02 0,14 ± 0,05 0,13 ± 0,05 0,16 ± 0,06

МЭ, % 15,2 ± 2,0 15,4 ± 2,3 12,7 ± 2,7 13,2 ± 2,9 17,3 ± 3,2 16,8 ± 4,8 20,7 ± 2,7* 19,9 ± 3,0*

ДСИ, % 69,1 ± 10,3 68,8 ± 9,1 71,2 ± 9,6 70,6 ± 10,3 73,1 ± 8,4 74,4 ± 9,7 73,2 ± 11,2 76,2 ± 10,1

ДКИ, % 62,3 ± 5,4 64,4 ± 6,1 76,2 ± 7,1* 72,5 ± 6,5* 76,4 ± 6,3** 74,9 ± 5,1** 79,5 ± 8,3** 80,6 ± 9,1**

КА, % 9,2 ± 2,1 15,4 ± 3,5* 19,1 ± 5,7** 18,2 ± 4,3**

Примечание.

* — p < 0,05; ** — p < 0,01 — по сравнению с показателем в контрольной группе; РИ — реографический индекс;

МСБН — максимальная скорость быстрого наполнения; ВЗР — время запаздывания реоволны; МЭ — модуль эластичности; ДСИ — диастолический индекс; ДКИ — дикротический индекс; КА — коэффициент асимметрии; Л — левое полушарие;

П — правое полушарие (здесь и в табл. 2).

53

Таблица 2. Показатели мозгового кровообращения у подростков с разными уровнями АД по данным реоэнцефалографии во окципито-мастоидальном отведении

Показатель Контрольная группа, п = 29 Феномен «гипертензии белого халата», п = 30 Лабильная АГ, п = 31 Стабильная АГ, п = 30

Л П Л П Л П Л П

РИ, отн. ед. 0,12 ± 0,02 0,13 ± 0,04 0,14 ± 0,03 0,13 ± 0,04 0,10 ± 0,02 0,11 ± 0,03 0,08 ± 0,02* 0,08 ± 0,03*

МСБН, Ом/с 1,7 ± 0,3 1,9 ± 0,2 1,3 ± 0,4 1,6 ± 0,3 1,5 ± 0,2 1,8 ± 0,3 1,7 ± 0,4 1,8 ± 0,2

ВЗР, с 0,12 ± 0,04 0,14 ± 0,02 0,14 ± 0,05 0,15 ± 0,03 0,12 ± 0,05 0,13 ± 0,03 0,13 ± 0,02 0,14 ± 0,04

МЭ, % 15,6 ± 2,4 14,4 ± 3,0 14,1 ± 2,7 15,2 ± 2,3 16,2 ± 2,1 15,3 ± 1,8 17,8 ± 3,1 18,0 ± 2,5

ДСИ, % 68,4 ± 6,3 70,2 ± 5,2 75,2 ± 9,4 74,8 ± 9,9 78,1 ± 4,3* 77,2 ± 6,1* 71,5 ± 10,1 73,6 ± 9,3

ДКИ, % 63,4 ± 8,3 62,5 ± 7,1 73,2 ± 11,9 70,1 ± 12,1 71,7 ± 18,4 75,2 ± 17,5 77,8 ± 6,3** 76,3 ± 7,7**

КА, % 9,8 ± 3,2 16,1 ± 4,1* 17,4 ± 4,9** 17,0 ± 4,1**

сторон, а в вертебробазилярном — 0,12 отн. ед. слева и 0,13 отн. ед. — справа. В группах лабильной АГ и феномена «гипертензии белого халата» значения данного показателя не отличались от контрольных (в каротидном бассейне соответственно 0,12 и 0,17 отн. ед., в вертебробазилярном — 0,10 и 0,11 отн. ед.). Систолическое кровенаполнение в этих группах также было ниже (тенденция статистически недостоверная).

Показатели максимальной скорости быстрого наполнения и времени запаздывания реоволны в меньшей степени связаны с мозговым кровотоком. В первую очередь они характеризуют эластичность сосудистой стенки магистральных артерий («сосуды распределения»), а также эффективность работы сердца. Нами не обнаружено

достоверных различий в значениях этих показателей между группами обследованных.

Модуль эластичности — показатель тонуса стенки артерий малого и среднего калибра («сосуды сопротивления») — достоверно выше контрольных значений в группе подростков со стабильной АГ во фронтомастоидальных отведениях (левое полушарие — 20,7%, правое — 19,9%; в контроле — соответственно 15,2 и 15,4%; р < 0,05). В вертебробазилярном бассейне показатель у подростков со стабильной АГ не отличался от такового у подростков контрольной группы (левое полушарие — 17,8%, правое — 18,0%; в контрольной группе — 15,6 и 14,4% соответственно). Несколько иная картина наблюдалась в группах подростков с лабильной

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2009/ ТОМ 8/ № 4

Оригинальная статья

АГ: в данной группе кривая распределения была «двугорбой», т. е. без однозначной направленности изменений модуля эластичности. При этом у 11 (36%) подростков отмечена тенденция к повышению модуля эластичности (> 17%) в одном из отведений, в то время как у 7 (23%) наблюдалась обратная тенденция (модуль эластичности < 14%) в одном из отведений. Лишь у 13 (42%) обследованных значения модуля эластичности соответствовали норме. На наш взгляд, такие изменения можно охарактеризовать как дистонические. В группе подростков с феноменом «гипертензии белого халата» достоверных отличий от контроля мы не обнаружили, однако имелась тенденция к более низким значениям показателя (в каротидном бассейне: левое полушарие — 12,7%, правое — 13,2%, в вертебробазилярном бассейне — соответственно 14,1 и 15,2%).

Показатель диастолического индекса (характеризует состояние оттока крови в вены и тонус стенок вен) был достоверно более высоким в группе подростков с лабильной АГ в вертебробазилярном бассейне, чем в контрольной группе (левое полушарие — 78,1%, правое — 77,2%, в контроле соответственно 68,4 и 70,2%; р < 0,05); в каротидном бассейне величина показателя в сравниваемых группах не различалась (левое полушарие — 73,1%, правое — 74,4%; в контроле — 69,1% и 68,8%). У подростков со стабильной АГ и феноменом «гипертензии белого халата» средние значения данного показателя не различались.

Дикротический индекс (показатель, характеризующий состояние тонуса стенок артериол, определяющих периферическое сосудистое сопротивление) был достоверно выше контрольных значений в группе подростков со стабильной АГ во фронтомастоидальных отведениях (левое полушарие — 79,5%, правое — 80,6%; в контроле соответственно 62,3 и 64,4%; р < 0,01), а также в вертебробазилярном бассейне (левое полушарие — 77,8%, правое — 76,3%; в контроле 63,4 и 62,5%; р < 0,05). У подростков с лабильной АГ дикротический индекс во фронтомастоидальном отведении также был выше, чем в контрольной группе (левое полушарие — 76,4%, правое полушарие — 74,9%; р < 0,05). Для окципито-мастоидального отведения разница оказалась статистически недостоверной (левое полушарие — 71,7%, правое — 75,2%). В группе с феноменом «гипертензии белого халата» значение дикротического индекса было выше, чем у подростков контрольной группы, в каротидном бассейне левого полушария (76,2 против 62,3%; р < 0,05). В других отведениях различий отмечено не было.

Коэффициент асимметрии (показатель, характеризующий разницу в кровоснабжении между полушариями; условной границей нормы и патологии для подросткового возраста считается значение, не превышающее 15%; повышение коэффициента асимметрии связано с дизрегуляцией механизмов межбассейнового перераспределения церебрального кровотока и является проявлением сосудистой дистонии) был повышенным у подростков из группы со стабильной АГ в каротидном (18,2 против 9,2% в контроле; р < 0,01) и вертебро-базилярном (17,0 против 9,8% в контроле; р < 0,01) бассейнах. Аналогичные изменения выявлены у подростков с лабильной АГ: в каротидном бассейне коэффициент асимметрии составил 19,1% (р < 0,05), в вертебробазилярном — 17,4% (р < 0,05). У подростков группы с феноменом «гипертензии белого халата» также выявлен высокий коэффициент асимметрии (15,4% в каро-

Рис. 1. Продолжительность Струп-эффекта в группах подростков с нормальным и повышенным АД

66,4 ± 7,2

Контрольная ФГБХ Лабильная Стабильная

группа АГ АГ

Примечание.

ФГБХ — феномен «гипертония белого халата»; АГ — артериальная гипертензия.

тидном бассейне и 16,1% — в вертебробазилярном; р < 0,05 по сравнению с группой контроля).

Результаты изучения когнитивных возможностей по данным Струп-теста показали (рис. 1), что его максимальная продолжительность наблюдается в группе подростков со стабильной АГ, минимальная — в контрольной группе ф < 0,05).

При изучении результатов теста с учетом пола достоверных различий между группами не выявлено: средняя продолжительность Струп-эффекта для юношей составила 56,7 с, для девушек — 58,2 с. При анализе с учетом возрастного критерия статистически достоверной разницы также не наблюдалось: в возрастной группе

14-летних средний результат теста был равен 54,6 с;

15-летних — 58,3 с; 16-летних — 51,3 с; 17-летних — 52,4 с; 18-летних — 44,5 с. Таким образом, продолжительность Струп-эффекта не зависела ни от возраста, ни от пола подростка.

Количество ошибок, допущенное при проведении данного теста, менялось с той же закономерностью, как и продолжительность Струп-эффекта: 5,3 — у подростков со стабильной АГ; 5,9 — при лабильной АГ; 4,8 — в группе с феноменом «гипертензии белого халата» и 4,1 — в контрольной группе, однако тенденция к увеличению по мере нарастания степени АГ количества ошибок не достигала достоверных значений.

При изучении коррелятивных связей когнитивных возможностей с показателями суточного мониторирования АД и реоэнцефалографии отмечена достоверная корреляция продолжительности Струп-эффекта со средним суточным и дневным систолическим АД соответственно (г = 0,33 и 0,41; p < 0,05), дневным индексом времени систолического АД (г = 0,52; p < 0,05), а также со средним ночным диастолическим АД (г = 0,48; p < 0,05). Выявлена также корреляция с рядом показателей мозгового кровообращения: усредненным значением рео-графического индекса в каротидном и вертебробази-лярном бассейнах (г = -0,27 и 0,34 соответственно; p < 0,05); усредненным дикротическим индексом в каротидном бассейне (г = 0,29; p < 0,05) и усредненным значением модуля эластичности в каротидном и вертебробазилярном бассейнах, соответственно (г = 0,34 и 0,30; p < 0,05) (рис. 2).

Таким образом, изучение особенностей мозгового кровообращения у подростков с разными уровнями АД показало, что наиболее значительные изменения обнаруживаются при стабильной АГ. В этой группе отмечены снижение пульсового кровенаполнения, уменьшение эластичности стенок артерий мелкого калибра, повышение общего периферического сосудистого сопротивления и значительная межполушарная асимметрия церебрального кровотока. У подростков с лабильной АГ преобладали дистонические изменения тонуса стенок артерий среднего и малого калибра, нарушения венозного оттока, повышение общего периферического сопротивления, а также межполушарная асимметрия церебрального кровотока. Подобные изменения выявлены и у подростков группы с феноменом «гипертензии белого халата». Изучение нейрокогнитивного функционирования у подростков с разными формами АГ продемонстрировало снижение показателей когнитивной функции при стабильной АГ. Это позволяет считать когнитивные функции своего рода функцией-мишенью при АГ (по аналогии с понятием «орган-мишень»). Изучение корреляционных взаимоотношений между когнитивными возможностями и показателями инструментальных методов обследования показало, что на когнитивные возможности влияет сложный комплекс факторов, относящихся и к уровню АД, и к параметрам мозгового кровообращения.

Рис. 2. Корреляционные связи между характеристиками когнитивной функции, по данным Струп-теста и клинико-инструментальными показателями

Примечание.

СМАД — суточное мониторирование АД;

РЭГ — реоэнцефалография; ДАД — диастолическое АД; САД — систолическое АД; ИВ — индекс времени;

РИ — реографический индекс; МЭ — модуль эластичности; ДКИ — дикротический индекс.

55

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Леонтьева И. В. Проблема артериальной гипертензии у детей и подростков // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2006. — № 5. — С. 7-18.

2. Барсуков А. В. Клинико-патогенетические аспекты вариабельности артериального давления при артериальной гипертензии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2003. — № 2. — С. 82-85.

3. Белоконь H. A., Кубергер М. Б. Болезни сердца и сосудов у детей: руководство для врачей. — М.: Медицина, 1987. — Т. 2. — 205 с.

4. Леонтьева И. В., Агапитов Л. И. Метод суточного монитори-рования артериального давления в диагностике артериальной гипертензии у детей // Российский вестник перинатологии и педиатрии. — 2000. — № 2. — С. 32-38.

5. Boulanger C. Vanhoutte R M. The role of the endothelium in the regulation of vasomotor activity // Arch. Mal. Coeur. Vaiss. — 1991. — V. 84, № 1. — Р. 150-156.

6. Repine C., Celermajer D., Drexler H. Vascular health as a therapeutic target in cardiovascular disease. — University of Florida, 1998. — 146 р.

7. Michael J. NO and Cardiovascular Homeostasis. Paris: Menarini In ternational Industrie Farmaceutiche Riunite s. r.l. — 1999. — 122 р.

8. Суслина З. А., Варакин Ю. Я., Верещагин Н. В. Сосудистые заболевания головного мозга / Под ред. З. А. Суслиной. — М.: Медкнига, 2006. — 254 с.

9. Яхно Н. Н., Захаров В. В. Сосудистые когнитивные расстройства // РМЖ. — 2005. — № 12. — С. 789-793.

10. Смоленская О. Г., Комельских О. Г. Структурные изменения головного мозга и значение церебропротекции при лечении артериальной гипертонии // Кардиология. — 2008. — № 4. — С. 38-41.

11. Гуревич М. А. Артериальная гипертензия, когнитивные расстройства и мозговой инсульт: особенности терапии // Фарматека. — 2006. — № 8. — С. 22-26.

12. Конради А. О. Антигипертензивная терапия в профилактике и коррекции когнитивных расстройств // Артериальная гипертензия. — 2005. — № 11. — С. 160-163.

13. Киландер Л., Ниман Н., Боберг М. и др. Взаимосвязь артериальной гипертензии с когнитивными нарушениями: Результаты 20-летнего наблюдения 999 пациентов // Обзоры клинической кардиологии. — 2005. — № 2. — С. 37-49.

14. Сервилла Д. А., Принс М., Лавстоун С. и др. Долгосрочные предикторы результатов оценки когнитивных функций в когорте пожилых лиц, страдающих артериальной гипертензией // Обзоры клинической кардиологии. — 2005. — № 2. — С. 2-12.

15. Singh-Manoux A., Marmot M. High blood pressure was associated with cognitive function in middle-age in the Whitehall II study // J. Clin. Epidemiol. — 2005. — V. 58, № 12. — Р 1308-1315.

16. Остроумова О. Д. Артериальная гипертония и когнитивные нарушения: возможности антигипертензивной терапии // Сердце. — 2005. — № 4. — С. 328-332.

17. Lande M., Kaezorwski J., Auinger R et al. Elevated blood pressure and decreased cognitive function among school-age children and adolescents in the United States // J. Rediatr. — 2003. — V. 143, № 6. — Р 720-724.

18. Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертензии у детей и подростков. Рекомендации ВНОК и Ассоциации детских кардиологов // Педиатрия (Приложение 1). — 2003. — № 2. — 31 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Зенков Л. Р, Ронкин М. А. Функциональная диагностика нервных болезней. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 492 c.

20. Macleod C. The Stroop task: the «gold standard» of attention measures // J. Exper. Rsych. General. — 1992. — № 121. — Р 12.

21. Сидоренко Г. И., Фролов А. В., Воробьев А. П. Психоэмоциональные тесты и перспективы их применения в кардиологии // Кардиология. — 2004. — № 6. — С. 59-63.

22. Stroop J. Studies of interference in serial verbal reactions // J. Exp. Rsychol. — 1935. — № 18. — Р. 643-662.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2009/ ТОМ 8/ № 4

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.