Keywords: consciousness, values, ethos, aesthesis, rationality, truth, usefulness, conditions, traditions, axiology, mind control
Citation Link: Suvorova, G. M. (2022) Kognitivnyye voprosy soznaniya: tsennosti etosa i estezisa [Cognitive questions of consciousness: the values of ethos and esthesis], Noos-fernyye issledovaniya [Noospheric Studies], vol. 2, pp. 41—46.
Изучение... распределения сознания показывает, что оно именно таково, какое мы могли бы ожидать у органа, добавленного для управления нервной системой, ставшей слишком сложной, чтобы регулировать себя автономно.
Уильям Джеймс (James), 1890
«Язык окружает наше бытие как сплошная среда, вне которой ничто не может произойти в нашей жизни. Ни на секунду мы не можем остановить спонтанный поток сознания, но также не можем мы остановить, прервать движение языка в нашем сознании. Равным образом не можем мы остановить совершающийся вне нас, вместе с нами, помимо нас поток языковой коммуникации в обществе. Более того, чем ближе мы к информационному обществу, тем значительней воздействия на нас языковых текстов, специально созданных, чтобы повлиять на наше сознание и заставить нас совершать (или не совершать) те или иные действия в пользу сил о происхождении и тенденциях развития которых мы подчас ничего не знаем» [Портнов, 1998: 3]. Так обосновал значимость исследования уровней организации семиотических механизмов сознания и их взаимосвязи со структурой сознания и личности профессор А. Н. Портнов.
Семиотика — сложная структура, которая диктует правила своей организации единицам, построенным на ее базе, объясняет переход от структурности языка к структурности литературных текстов. Она развивалась, изучая вторичные моделирующие системы. Триада «сознание — мышление — язык» в философии сознания играет особую методологическую роль: осуществляет свое космическое развертывание основной ноосферный закон «информация генерирует энергию, энергия структурирует вещество» [Дмитревская, Портнов, Смирнов, 2001: 7, 10, 57]. Сознание запускает антропологические энергетические потоки информации. При этом важно отметить, что, «придавая большое значение моти-вационному уровню, то есть, в конечном счете, системе ценностей и норм сознания личности, мы отдаем себе полный отчет в том, что выявление именно этого компонента ... представляет собой гораздо более сложную задачу.» [Портнов, 2006: 159].
Сознание, в свою очередь, предстает как способность идеального воспроизведения действительности, а также специфические механизмы и формы такого воспроизведения на разных его уровнях. Оно как свойство высокоорганизованной материи является психическим отражением действительности осознанного бытия, свойственного общественно развитому человеку. Сознание носит субъективный образ объективного мира, проявляется в индивидуальной и общественной формах. Сознание при наличии соответствующей социальной нормы, укорененной в реальности в рамках «языковой игры», есть природное явление, реально существует [Стожко, 2021]. Также сознание определяется как совокупность событий, о которых можно сообщить с достаточной, допускающей
проверку точностью и заявить, что они сознаются при оптимальных условиях отчетности. Здесь определяющую роль играют когнитивные теории, объектом которых является полная система обработки информации человеком, а не ее частные подсистемы, такие как кратковременная память, язык или зрение [Вирго, 2015].
Цель нашего исследования — составление категориальной карты «Когнитивные вопросы сознания: ценности этоса и эстезиса». Основу карты составляют понятия: сознание, этос, эстезис, когнитивные ценности, взаимосвязи.
По Аристотелю этос есть способ изображения характера человека через стиль его речи и через целенаправленность как основной признак человеческой деятельности. Понятие «этос» помогает соотносить класс индивидуальных качеств с привычными формами общественного поведения. Термин «этос» в античной философии обозначал привычки, нравы, характеры, темпераменты, обычаи. Предметную область этоса составлял особый срез человеческой реальности (определенный класс индивидуальных качеств, соотнесенных с определенными привычными формами общественного поведения). Этос противопоставлялся природе человека, которая полагалась неподвластной ему, неизменной. Сегодня под «этосом» часто понимают стиль жизни какой-либо общественной группы, ориентацию ее культуры, принятую в ней иерархию ценностей; и в этом смысле этос выходит за пределы морали. Этос, в отличие от морали, концентрирует в себе такие нравственные начала, которые не проявляются в повседневной жизни, свидетельствуя о неистребимой человеческой потребности в признании нравственного порядка в мире, даже если он плохо согласуется с житейским опытом людей.
В современной риторике этос — аффективное состояние получателя информации, возникающее в результате воздействия на него какого-либо сообщения [Новейший философский словарь, 1999: 857]. Выделяют три разновидности этоса: ядерный этос, используемый при возвеличивании некоторых ценностей эстезиса; автономный этос, связанный с психологическими и социологическими факторами; контекстуальный этос, связанный с текстом в виде пространства, в котором необходимо изучить взаимозависимости, соответствия, связи.
Эстезис — исследовательский конструкт, как раз и призванный фиксировать это слепое пятно в сознании, не выявляемое посредством логических процедур и дефиниций. Э. Гуссерль называл эстезис «имманентным восприятием», образующим нераздельное целое, как деятельность, предметом которой выступают чувственные данные. П. В. Соболев рассматривал эстезис как «психический комплекс обеспечивающий восприятие, познание и оценивание действительности» [Соболев, 1997]. Эстезис — это способность к чувственному восприятию, ощущениям и сам процесс чувственного восприятия: визуального, тактильного, слухового, вкусового. «Эстезис» есть миропонимание, но и как форма свободного смыслотворчества эмпирических, теоретических и технологических знаний. Эстезис — это проявление смысла формы в чувственном переживании, приобщенное к эстетическому миропониманию. В. Дильтей призывал поставить человека «во всем многообразии его сил, как желающее, чувствующее, представляющее существо — в основу объяснения познания», в пользу философии жизни как она есть. Эстезис как сфера пересечения онтологии и гносеологии и как механизм ощущении неизбежно связан с телом, делающим, тем не менее, возможным наше восприятие и мышление. В эстезисе,
связанным с чувственным восприятием, мир не распадается на «внешнюю форму и внутреннее содержание». Сама форма становится прозрачным носителем внутреннего содержания. Это чувственное восприятие в формах и звуках, непосредственно схватывающее «невидимое» и «неслышимое» содержание. Эстезис становится интегральной структурой миропонимания, импульса творчества, волевых усилий. Развитие эстезиса, по М. Бахтину, есть воспитание «положительно-приемлющего» отношения к миру (см.: [Щедрина, 2002]).
Когнитивные ценности есть представления о целях и результатах познавательной деятельности, требованиях (стандартах), которым должны удовлетворять продукты этой деятельности (эмпирические, теоретические и технологические знания). К числу общих когнитивных ценностей относятся рациональность, истинность, доказательность, полезность. Содержание этих ценностей формируется объективно в ходе конкретной практики познания частично стихийно, но во многом благодаря сознательной рефлексивной деятельности выдающихся ученых и философов. Исторический опыт развития научного познания выявил, что содержание когнитивных ценностей изменчиво и обусловлено тремя основными факторами: социокультурными условиями, философской рефлексией содержания этих ценностей, преобладающим типом объектов познавательной деятельности [Ценностно-смысловое самоопределение личности, 2019].
Когнитивные ценности конкретизированы в виде идеалов и норм научного исследования. Анализом всего многообразия когнитивных ценностей, природы, факторов изменчивости, инвариантности, системного характера занимаются гносеология, аксиология, философия науки. Понимание идеалов, норм, содержания весьма изменчиво и разнообразно как в аспекте исторической науки бытия, так и в естествознании, в математических, технических науках.
В личности сплетаются в потоке сознания сознательное и бессознательное содержание. Находящиеся во внимании образы этоса и эстезиса соотнесены с принципиальной темой: человек этический и человек эстетический сменяют друг друга в зависимости от изначально представляемой парадигмы описания. Взаимодействие между ними имеет значение при решении вопроса ценности этоса и эстезиса. Сознательное содержание используется для получения доступа к новым источникам информации, тогда как бессознательные контексты имеют дело с рутинными элементами. Произвольный контроль действия можно рассматривать как особый вид решения вопроса ценности этоса и эстезиса.
Развитие личности, включающее потребности, интерес, цель, поведение, с подросткового возраста не ограниченное уровнем и возможностями сознания, может иметь тесную связь с бессознательной сферой, что представляет огромный интерес для исследования этоса и эстезиса. В зависимости от уровня научного мировоззрения в личности формируется гармония рационального и эмоционального (этоса и эстезиса) как неотделимая форма. Содержание бессознательного в развитии личности может проявлять себя опосредованно, выступая как «базисный процесс». Взаимодействие сознания и бессознательного понимается через единство сознания и бессознательного [Адыкулов, 2020]. Образовательное пространство школы и творчества ориентировано на постижение смысла как ценности на формирование личностного образа мира. В пространственной среде есть контроль над окружающей обстановкой и общением, структурирование окружения, в котором обществом допуск к информации контролируется. Понять сущность контроля сознания невозможно без основного
представления о процессах влияния: модификация поведения, групповой конформизм и подчиненность авторитету. В социальной психологии основные элементы контроля сознания — это контроль поведения, мыслей, эмоций, поступающей информации. Контроль сознания иногда предстает в виде процесса создания и навязывания новой идентичности, а также ее «закрепления». Негативная сторона контроля заключается в подавлении самостоятельности и индивидуальности.
Таким образом, сознание в повседневных проявлениях есть «факт», порождающий фундаментальные вопросы о природе ценности этоса и эстезиса. Сознание направлено на познание, проявляется в избирательности восприятия, в абстрагирующей деятельности мысли, в актах воображения, связанного с созданием новых идей и идеалов, в управлении практической деятельностью. Когнитивные ценности — рациональность, истинность, полезность — в этосе и эсте-зисе различны, что обусловлено тремя основными факторами: социокультурными условиями осуществления познавательной деятельности, философской рефлексией содержания этих ценностей и преимущественным типом объектов познавательной деятельности. При исследовании осознания ценности этоса и эстезиса для успешной реализации в жизни установлено, что индивидуальность обусловливает это в меньшей степени, а в основном — подчинение требованиям коллектива, традиции общества.
Библиографический список /References
Адыкулов А. А. Бессознательное в развитии личности подростков как педагогический ресурс в контексте экопсихологического подхода // Экопсихологические исследо-вания-6: экология детства и психология устойчивого развития. 2020. № 6. С. 94— 98. DOI: 10.24411/9999-044A-2020-00019. (Adykulov A. A. The unconscious in the development of the personality of adolescents as a pedagogical resource in the context of an ecopsychological approach, Ecopsychological Research - 6: Ecology of Childhood and Psychology of Sustainable Development, 2020, no. 6, pp. 94—98. DOI: 10.24411/9999-044A-2020-00019. — In Russ.)
Вирго Р. Э. Современные теории сознания // Молодой ученый. 2015. № 16 (96). С. 494— 497
(Virgo R. E. Modern theories of consciousness, Young scientist, 2015, no. 16 (96), pp. 494— 497. — In Russ.)
Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Д. Г. Ноосферная динамика России: философские и культурологические проблемы // Ноосферные исследования. 2002. Вып. 2. 149 с.
(Dmitrevskaya I. V., Portnov A. N., Smirnov D. G. Noospheric Dynamics of Russia: Philosophical and Culturological Problems, Noospheric Studies, 2002, iss. 2, 149 p. — In Russ.)
Новейший философский словарь / под ред. А. А. Грицанова. Минск: Книжный Дом, 1999. 896 с.
(Gritsanov A. A. (ed.) The latest philosophical dictionary, Minsk, 1999, 896 p. — In Russ.)
Портнов А. Н. Взаимосвязь языка и сознания в философии XIX—XX веков: методологический анализ основных направлений исследования: автореф. дис. ... д-ра философ. наук. Иваново, 1998. 58 с.
(Portnov A. N. Interrelation of language and consciousness in philosophy of the XIX-XX centuries: methodological analysis of the main research directions: Abstract. diss. ... doc. philosopher of sciences. Ivanovo, 1998, 58 p. — In Russ.)
Портнов А. Н. Языковое сознание и языковая личность Мартина Хайдеггера (опыт реконструкции) // Вестник гуманитарного факультета ИГХТУ. 2006. № 1. С. 157— 172.
(Portnov A. N. Linguistic Consciousness and Linguistic Personality of Martin Heidegger (Experience of Reconstruction), Bulletin of the Faculty of Humanities of IGHTU, 2006, no. 1, pp. 157—172. — In Russ.)
Соболев П. В. Программа курса «Основы эстетики» // Эстетика, культура, образование.
СПб: Изд-во РХГИ, 1997. С. 273—274. (Sobolev P. V. The program of the course "Fundamentals of Aesthetics", in Aesthetics, Culture, Education. St. Petersburg, 1997, pp. 273—274. — In Russ.)
Стожко Д. К. Культура самоуправления личности: философские аспекты исследования // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Философские науки. 2021. Вып. 3 (35). DOI: 10.25688/2078-9238.2020.35.3.09. (Stozhko D. K. Culture of self-management of personality: philosophical aspects of research.
Bulletin of the Moscow City Pedagogical University. Series: Philosophical sciences, 2021, iss. 3 (35). — In Russ.)
Ценностно-смысловое самоопределение личности в системе жизненных отношений: сборник научных статей по итогам проведения международного круглого стола. Белгород, 19 апреля 2019 года. Белгород: Эпицентр, 2019. 108 с. (Value-semantic self-determination of the individual in the system of life relations: a collection of scientific articles based on the results of the international round table, Belgorod, April 19, 2019, Belgorod, 2019, 108 p. — In Russ.)
Щедрина Г. К. Эстезис художественной культуры // Культурологические исследования: направления, школы, проблемы / отв. ред. Л. М. Мосолова. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 1998. С. 323—330. (Shchedrina G. K. Aesthesis of artistic culture, in Mosolov L. M. (ed.) Culturological research: directions, schools, problems, Saint Petersburg, 1998, pp. 323—330. — In Russ.)
Статья поступила в редакцию 23.04.2022; одобрена после рецензирования 16.05.2022; принята к публикации 01.06.2022.
The article was submitted 23.04.2022; approved after reviewing 16.05.2022; accepted for publication 01.06.2022.
Информация об авторе /Information about the author
Суворова Галина Михайловна — кандидат педагогических наук, доцент, председатель совета Ярославского отделения Всероссийской общественной и культурно-просветительской экологической организации, педагог, Санаторно-лесная школа имени В. И. Шарова, Ярославль, Российская Федерация, [email protected]
Suvorova Galina Mikhailovna — Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor, Chairman of the Council of the Yaroslavl Branch of the All-Russian Public, Cultural and Educational Ecological Organization, teacher, Sanatorium-forest school named after V. I. Sharov, Yaroslavl, Russian Federation, [email protected]
ПРИКЛАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ СОЗНАНИЯ
Научная статья УДК 1:316
DOI: 10.46724/NOOS.2022.2.47-54 Е. В. Шелкопляс
О СОЦИАЛЬНОСТИ И МНОГОМЕРНОЙ СИСТЕМНОСТИ СОЗНАНИЯ С ПОЗИЦИЙ ТЕОРИИ ОПТИМУМА РАЗВИТИЯ
Аннотация. В фокусе внимания автора — загадки философии языка и философии разума, осмысливаемые через призму идей М. Хайдеггера, Л. Витгенштейна, Ж. Дерриды и других философов ХХ века. Заявлено, что сложность анализа структуры сознания и речи объясняется узостью подходов в исследования этих сложных системных объектов. В этом контексте подвергнуты анализу масштабные синтетические подходы новейшей истории — тектология, теории биосферы, ноосферы, пневматосферы, интро-сферы и гуманосферы. Поставлены и отвечены экзистенциальные вопросы философии сознания нового столетия. Показано, что авторская теория оптимума развития дает возможность принципиально нового, более глубокого и точного описания сознания и речи, высоко достоверной интерпретации информации, заключенной в устной и письменной речи с помощью «нового психологизма XXI столетия». Сделан вывод о том, что будущее социальных наук связано с возрастанием роли синтетических учений, в том числе холистической психологии и метафизики.
Ключевые слова: системный подход, теория оптимума развития, философия и психология сознания и речи, способы и перспективы научного анализа речи
Ссылка для цитирования: Шелкопляс Е. В. О социальности и многомерной системности сознания с позиций теории оптимума развития // Ноосферные исследования. 2022. Вып. 2. С. 47—54.
Original article E. V. Shelkoplyas
ON SOCIALITY AND MULTIDIMENSIONAL SYSTEMIC OF CONSCIOUSNESS FROM THE STANDPOINT
OF THE OF OPTIMUM DEVELOPMENT THEORY
Abstract. The author focuses on the mysteries of the philosophy of language and the philosophy of mind, comprehended through the prism of the ideas of M. Heidegger, L. Wittgenstein, J. Derrida and other philosophers of the twentieth century. It is stated that the complexity of the analysis of the structure of consciousness and speech is explained by the narrowness of approaches to the study of these complex systemic objects. In this context, large-scale synthetic approaches of recent history are analyzed — tectology, theories of the biosphere,
© Шелкопляс Е. В., 2022 Ноосферные исследования. 2022. Вып. 2. С. 47—54 •