Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ'

КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
677
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЙ СТИЛЬ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / ПОЛЕЗАВИСИМОСТЬ / ПОЛЕНЕЗАВИСИМОСТЬ / ГИБКОСТЬ / РИГИДНОСТЬ / ИМПУЛЬСИВНОСТЬ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / ADAPTATION / COGNITIVE STYLE / TOLERANCE TO UNCERTAINTY / INTOLERANCE TO UNCERTAINTY / FIELD DEPENDENCE / FIELD INDEPENDENCE / FLEXIBILITY / RIGIDITY / IMPULSIVITY / REFLEXIVITY / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лазюк Ирина Викторовна, Белоглазова Юлия Андреевна

В современном мире общество хочет от человека продуктивного решения повседневных и специальных задач для эффективного и успешного существования в эпохе постоянной конкуренции. Переход системы образования на новый федеральный государственный образовательный стандарт значительным образом отражается на требованиях, предъявляемых к обучающимся. В ВУЗах решающим фактором успешности обучения становится компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Каждый день человек сталкивается с огромным потоком информации, с которым ему приходится взаимодействовать. Задачи, которые предстоит решать впервые, представляют для человека некую неопределенность. То, каким способом человек решает данные проблемные ситуации с недавних пор изучают психологи в рамках когнитивных стилей. Прогнозирование ситуаций и самой личности становится все сложнее и сложнее. Именно поэтому сейчас, в наши дни, представляется необходимым изучать особенности личности, толерантной к неопределенности, исследовать ее психологическую структуру, для того чтобы искать механизмы развития терпимости, повышая благополучие современного человека, тем самым способствуя его адаптации. Толерантность личности к неопределенности взаимосвязана с успешностью обучения, индивидуальным когнитивным стилем работы студента с информацией, взаимодействием с преподавателем. Личность, интолерантная к неопределенности, в условиях перемен и неясного будущего испытывает внутреннее напряжение, неуверенность в себе, депрессивное состояние, что приводит к пассивности, стремлению избежать неприятностей и снижению адаптации. В статье приведены результаты исследования взаимосвязи между уровнем толерантности к неопределенности, когнитивными стилями и социально - психологической адаптацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE STYLES AND TOLERANCE TO UNCERTAINTY AS FACTORS OF STUDENTS ADAPTATION TO UNIVERSITY EDUCATION

In the modern world, society wants a person to have a productive solution to everyday and special tasks for effective and successful existence during the era of constant competition. The transition of the education system to the new federal state educational standard has a significant impact on the requirements to the students. The decisive factor of the success of studding in universities is competence - availability of knowledge and experience, which are necessary for effective working in the relevant field. Every day, a person is facing a huge information flow to interact with. The tasks to be solving for the first time cause uncertainty for a person. The way a person solves these problem situations has recently been studding by psychologists as a part of cognitive styles. Predicting situations and the personality itself is becoming more and more difficult. That is why in our days, it seems necessary to study the personality traits tolerant to uncertainty, to study its psychological structure in order to search mechanisms of tolerance development, increasing the well-being of a modern person, there by contributing to his adaptation. Tolerance to uncertainty is connected with the success of studding, the individual cognitive style of student work with information, interaction with the teacher. A person who is intolerant to uncertainty, under conditions of changes and an uncertain future,feels internal stress, self-doubt, depression, which leads to passivity, intention to avoid troubles and reducing of adaptation. The article presents the results of a study of the interconnection between the level of tolerance to uncertainty, cognitive styles and social and psychological adaptation.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ»

УДК 159.9

DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0078

КОГНИТИВНЫЕ СТИЛИ И ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ КАК ФАКТОРЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ

© 2020

SPIN: 2181-1216

AuthorlD: 1073103

ORCID: 0000-0001-9512-9816

Лазюк Ирина Викторовна, старший преподаватель кафедры психиатрии, наркологии, психотерапии и клинической психологии, аспирант кафедры психологии и педагогики Белоглазова Юлия Андреевна, студентка 5 курса специальности «Клиническая психология» Новосибирский государственный медицинский университет (630099, Россия, Новосибирск, улица Красный проспект, 52, e-mail: [email protected])

Аннотация. В современном мире общество хочет от человека продуктивного решения повседневных и специальных задач для эффективного и успешного существования в эпохе постоянной конкуренции. Переход системы образования на новый федеральный государственный образовательный стандарт значительным образом отражается на требованиях, предъявляемых к обучающимся. В ВУЗах решающим фактором успешности обучения становится компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Каждый день человек сталкивается с огромным потоком информации, с которым ему приходится взаимодействовать. Задачи, которые предстоит решать впервые, представляют для человека некую неопределенность. То, каким способом человек решает данные проблемные ситуации с недавних пор изучают психологи в рамках когнитивных стилей. Прогнозирование ситуаций и самой личности становится все сложнее и сложнее. Именно поэтому сейчас, в наши дни, представляется необходимым изучать особенности личности, толерантной к неопределенности, исследовать ее психологическую структуру, для того чтобы искать механизмы развития терпимости, повышая благополучие современного человека, тем самым способствуя его адаптации. Толерантность личности к неопределенности взаимосвязана с успешностью обучения, индивидуальным когнитивным стилем работы студента с информацией, взаимодействием с преподавателем. Личность, интолерантная к неопределенности, в условиях перемен и неясного будущего испытывает внутреннее напряжение, неуверенность в себе, депрессивное состояние, что приводит к пассивности, стремлению избежать неприятностей и снижению адаптации. В статье приведены результаты исследования взаимосвязи между уровнем толерантности к неопределенности, когнитивными стилями и социально - психологической адаптацией.

Ключевые слова: адаптация, когнитивный стиль, толерантность к неопределенности, интолерантность к неопределенности, полезависимость, поленезависимость, гибкость, ригидность, импульсивность, рефлексивность, социально - психологическая адаптация.

COGNITIVE STYLES AND TOLERANCE TO UNCERTAINTY AS FACTORS OF STUDENTS ADAPTATION TO UNIVERSITY EDUCATION

© 2020

Lazyuk Irina Viktorovna, senior teacher of Department «Psychiatry, narcology, psychotherapy and clinical psychology», postgraduate student of Department of psychology and pedagogy Beloglazova Yulia Andreevna, student of the 5th course specialty «clinical psychology»

Novosibirsk State Medical University (630099, Russia, Novosibirsk, avenue Krasny prospekt, 52, e-mail: [email protected])

Abstract. In the modern world, society wants a person to have a productive solution to everyday and special tasks for effective and successful existence during the era of constant competition. The transition of the education system to the new federal state educational standard has a significant impact on the requirements to the students. The decisive factor of the success of studding in universities is competence - availability of knowledge and experience, which are necessary for effective working in the relevant field. Every day, a person is facing a huge information flow to interact with. The tasks to be solving for the first time cause uncertainty for a person. The way a person solves these problem situations has recently been studding by psychologists as a part of cognitive styles. Predicting situations and the personality itself is becoming more and more difficult. That is why in our days, it seems necessary to study the personality traits tolerant to uncertainty, to study its psychological structure in order to search mechanisms of tolerance development, increasing the well-being of a modern person, there by contributing to his adaptation. Tolerance to uncertainty is connected with the success of studding, the individual cognitive style of student work with information, interaction with the teacher. A person who is intolerant to uncertainty, under conditions of changes and an uncertain future,feels internal stress, self-doubt, depression, which leads to passivity, intention to avoid troubles and reducing of adaptation. The article presents the results of a study of the interconnection between the level of tolerance to uncertainty, cognitive styles and social and psychological adaptation.

Keywords: adaptation, cognitive style, tolerance to uncertainty, intolerance to uncertainty, field dependence, field independence, flexibility, rigidity, impulsivity, reflexivity, social and psychological adaptation.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире общество хочет от человека продуктивного решения повседневных и специальных задач для эффективного и успешного существования в эпохе постоянной конкуренции. Переход системы образования на новый федеральный государственный образовательный стандарт значительным образом отражается на требованиях, предъявляемых к обучающимся. В ВУЗах решающим фактором успешности обучения становится компетентность - наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области. Каждый день человек сталкивается с огромным потоком информации, с которым ему приходится взаимодействовать. Задачи, которые предстоит решать впер-

вые, представляют для человека некую неопределенность. То, каким способом человек решает данные проблемные ситуации с недавних пор изучают психологи в рамках когнитивных стилей. Прогнозирование ситуаций и самой личности становится все сложнее и сложнее. Именно поэтому сейчас, в наши дни, представляется необходимым изучать особенности личности, толерантной к неопределенности, исследовать ее психологическую структуру, для того чтобы искать механизмы развития терпимости, повышая благополучие современного человека, тем самым способствуя его адаптации [1].

Анализ современных исследований и публикаций показывает достаточно широкий интерес к изучению адаптации студентов в процессе обучения, формиру-

ются программы оптимизации образования. Кузнецова А.А. считает необходимым в процессе подготовки будущих специалистов учитывать особенности когнитивных стилей, в частности, такие как поленезависимость, рефлексивность, практичность, гибкость, логичность [2]. Необходимо развивать и по возможности формировать вышеуказанные когнитивные стили, что реализуемо через применение интерактивного обучения и активных методов обучения. Когнитивные стили во многом определяют отражение как внешней информации (поступающей из предметного и межличностного миров), так и внутренней (связанной с самоощущением и Я-концепцией личности). Менее адаптивными являются лица, имеющие крайнюю степень выраженности любого из когнитивных стилей в отличие от тех, кто располагается в среднем диапазоне. Люди, способные в зависимости от ситуации менять настройки своего когнитивного аппарата, являются самыми адаптивными [3].

Толерантность к неопределенности — это многомерный конструкт, генерализованное личностное свойство, заключающееся в стремлении к изменениям, новизне, оригинальности, в предпочтении более сложных задач, в способности действовать самостоятельно и выходить за рамки ограничений [4]. Сложность многомерной структуры данного феномена, связь толерантности к неопределенности с другими личностными чертами и эмоциональной устойчивостью позволяют предполагать наличие связи толерантности к неопределенности не только с уровнем профессиональной компетентности специалистов, но также и с уровнем их социально-психологической адаптации: толерантность к неопределенности трактуют как устойчивую черту, в то время как психическая адаптивность имеет динамический характер [5]. Таким образом, можно говорить о влияния толерантности к неопределенности на адаптивность индивида. Показано, что адаптационная готовность, адаптивность и готовность к изменениям являются предикторами наличия такого личностного свойства, как толерантность к неопределенности [6].

Неопределенность может быть рассмотрена как объективное отражение внешнего мира и как субъективное восприятие человеком той или иной ситуации. Неопределенность как объективная характеристика внешнего мира полностью не может быть устранена, и связана в большей степени с неопределенностью будущего, хотя в то же время она проявляется и на границе будущего с настоящим. Субъективная сторона неопределенности может проявляться и как ситуативная, временная характеристика, и как личностное, устойчивое качество [7]. Толерантность личности к неопределенности будет влиять на успешность обучения, на особенности учебной деятельности студентов, их индивидуальный когнитивный стиль работы с информацией, взаимодействие с преподавателем. Личность, интолерантная к неопределенности, в условиях перемен и неясного будущего испытывает внутреннее напряжение, страхи, неуверенность в себе, депрессивное состояние, что приводит к пассивности, стремлению избежать неприятностей и снижению адаптации [8].

Однако изучением взаимосвязи между уровнем толерантности к неопределенности и психической адаптацией, а также когнитивными стилями до настоящего времени не занимались.

Когнитивные стили - это устойчивые структурно-динамические особенности познавательной деятельности, отражающие индивидуальные различия во внутренней организации процессов переработки информации человеком. Данные особенности включают в себя взаимодополняющие звенья интеллектуального процесса, создающие целостную систему. Поэтому нам представляется необходимым рассмотреть «когнитивный стиль» с точки зрения различных психологических концепций и определить его роль в системе познавательной деятельности личности с тем, чтобы выявить его потенциал для

адаптации студентов в новой социальной и учебной ситуации. В современных исследованиях понятие когнитивного стиля используется, с одной стороны, для обозначения индивидуальных различий в процессах переработки информации и, с другой, для выделения типов людей в зависимости от особенностей организации их когнитивной сферы [9].

Гриненко Д.Н. рассматривает проблему когнитивных стилей через призму работ Уиткина Г., Нарциссовой С.Ю., Холодной М.А. и других ученых. Ею были выделены две тенденции в понимании когнитивных стилей на сегодняшний день - это стиль. как способ решения задач, в узком смысле и как устойчивые индивидуально-своеобразные различия в восприятии, отборе и переработке информации в более широком понимании [10]. В нашей работе мы рассмотрим 3 когнитивных стиля: полезависимость/поленезависимость, импульсивность -рефлексивность, ригидность - гибкость.

Куликова О.С. рассматривает полезависимость/по-ленезависимость, как одну из наиболее распространенных когнитивно-стилевых характеристик, отражающую способность преодолевать влияние сложноорганизован-ного контекста, и выделяет ее как фактор, от которого зависит социальная адаптация личности. В своем проявлении этот стиль выражается в 2 полюсах: ориентация на окружающие источники, преобладание фона восприятия и его целостность, тенденция к игнорированию малозаметных черт изучаемого явления, объекта с одной стороны (полезависимость) и, наоборот, способность к быстрому преодолению контекста (фона), склонность к большему обращению к внутренним источникам и критериям оценки окружающего на основе знаний и опыта (поленезависимость) [11].

Ильин Е.П. отмечает, что каждая из полярностей стиля обладает своими характерными особенностями: по-ленезависимость связывают с высокими показателями образного мышления, лёгкостью решения задач на сообразительность, более высокой обучаемостью, успешностью в обучении, гибкостью установок, независимостью от среды, стабильностью внутренней структуры личности, объективностью в оценке действительности. Помимо этого у данных личностей возникают трудности при решении межличностных задач, они хуже ладят с людьми, им трудно подойти к консенсусу при попытке разрешить конфликт, так как они склонны к стремлению манипулировать, так же отмечается менее позитивная оценка себя и окружающих. В свою очередь, полезави-симые личности обладают более развитым вербальным компонентом личности, они легче поддерживают контакт с окружающими, обладают позитивной оценкой себя, легче разрешают межличностные конфликты на основе анализа внешней ситуации [12].

Когнитивный стиль импульсивность - рефлексивность содержит в себе индивидуальные особенности или относительно стабильную тенденцию субъекта проявлять в ситуациях с высокой неопределенностью медленную либо быструю реакцию, при, наличии и отсутствии подготовки, склонности анализировать или отвечать спонтанно. Это понятие введено Дж. Каганом и использовалось для обозначения различий в поведении при решении тех или иных задач [13]. Сиповская Я.И. указывает, что данный стиль наиболее выражен в ситуациях, где задание имеет множество вариантов, а единственно верным является лишь одно решение, и человеку необходимо провести выбор. Тенденция к проявлению импульсивности или же рефлексивности, проявляется в выраженности и соотношении 2 явлений - это стремление к скорейшему достижению успеха и страха потерпеть неудачу и тревогой, вызванная опасением допуска ошибки. Соответственно при достаточно выраженной тревоге, человек будет склонен к отсроченному ответу, проработанному посредством тщательной его обработки посредством рефлексивного стиля. Но, если же личностью руководит в большей степени стремле-

ние к достижению успеха, то действовать он будет незамедлительно, то есть, импульсивно [14]. Айзенк Г. в своей теории интеллекта предполагал о значительном влиянии скорости обработки поступающей информации на результативность интеллектуальной деятельности. Холодная М.А. продолжившая исследования в этой области утверждает что испытуемые, которые имеют тенденцию к замедленному темпу поиска решения, имеют большую интеллектуальную продуктивность при выполнении поставленных задач, чем респонденты, которые склонны быстро принимать решения [15].

Таким образом, стоит предположить, что в условиях обучения, наиболее полезным для адаптации студента будет рефлексивный когнитивный стиль реагирования и обработки информации.

Характеристикой такого когнитивного стиля как ригидность - гибкость познавательного процесса является степень легкости или трудности смены типа способа выполнения интеллектуальной задачи при переключения с одной информационной единицы анализа на другой. Затруднения переключаемости ведут к тому, что осуществляемый познавательный контроль деятельности становится ограниченным и негибким. Данное понятие было предложено Кеттеллом Р. для обозначения навязчивого способа действий, мыслительных операций при переходе с одной задачи на другую. В исследовании Корниловой Т. В., направленном на изучение ригидности, толерантности к неопределенности и креативности в системе интеллектуально-личностного потенциала человека выявили значительное влияние когнитивного стиля ригидность - гибкость на креативность мышления молодых людей. Общая ригидность выступает значимым отрицательным предиктором креативности. Таким образом, степень ригидность мыслительных операций может негативно влиять на продуктивность обучения студентов в вузе [12].

Одним из главных признаков нашего времени становится состояние пребывания в неопределенности, которая со временем усиливается не только во внешних проявлениях, но и во внутренних. Данное явление - это один из главных составляющих общественного прогресса.

Современная система образования увеличивает неопределенность своего развития. В итоге, вопрос неопределенности современного бытия стоит достаточно остро. Главным фактором успешного выживания в таких условиях становится готовность и способность к изменениям - то есть, толерантность к неопределенности.

Изучение данного феномена во многом связано с высокими темпами изменений, происходящими во всех звеньях современного общества, постоянным изменением характера коммуникаций, вследствие множественного непрекращающегося потока ситуаций межличностного взаимодействия, а так же появлением все большего количества социальных явлений, не входящих в рамки имеющегося у человека опыта.

При решении задач профессиональной деятельности, а также в трудных жизненных обстоятельствах отсутствие необходимой информации, неясные критерии результативности и вероятностный характер развития ситуации порождают неопределенность.

Толерантность к неопределенности включает в себя особенность поведенческих проявлений личности в ситуациях неопределенности, а именно, её готовность активно воздействовать (толерантность) на эту ситуацию, или же склонность к реакции избегания по отношению к ней (интолерантность) [16].

Толерантность и интолерантность к неопределенности подразумевают под собой качественно противоположное восприятие и отношение многозначным, неясным ситуациям. В первом случае, мы имеем дело с позитивной оценкой, видение неопределенности, как возможности проверить, испытать себя в чем-то новом для себя, и на основе этого выстраивать действие, по-

средством последовательно принимаемых решений, при этом ориентация в условиях ситуации может быть неполной, недостаточной для адекватного восприятия. Во втором же мы сталкиваемся с ровно обратным явлением: негатив, отношение к неопределенности, как к угрозе, чувство неустойчивости положения и стремление к скорейшему прояснению неоднозначности. Если толерантность выглядит как способность к внутренней регуляции при работе познавательных процессов, то интолерантность связана, в большей степени, с личностными свойствами. Таким образом, со временем сложилась тенденция к пониманию толерантности и интоле-рантности не как полярных сторон одного свойства, а характеристик сравнительно независимых друг от друга. Воздействие данных установок на познавательные и личностные процессы, активно изучаются в наше время. Успешность профессиональной подготовки будущих специалистов требует от специалистов быстрого и своевременного принятия альтернативных решений, гибкости мыслительной деятельности и способностей анализировать большой объем информации, системности анализа информации, высокого уровня автоматизации познавательных функций. Важным становится изучение индивидуально - когнитивных характеристик личности, однако нельзя сказать, что та или иная когнитивная стратегия является единственно верной для адаптации человека, нужно помнить о необходимости учёта разных когнитивно-стилевых характеристик в образовательной практике [17] .

Цель исследования: исследовать когнитивные стили и степень толерантности к неопределенности у студентов как факторов адаптации.

МЕТОДОЛОГИЯ.

В исследовании приняли участие 30 студентов высших учебных заведений г. Новосибирска, средний возраст - 18±0,9 лет, из них 15 человек имеют высокий уровень адаптации, 15 респондентов имеют низкий уровень адаптации по результатам методики К.Роджерса - Р.Даймонд. В исследовании были использованы следующие методики: тест «Сравнение похожих рисунков» Дж. Кагана для выявления когнитивного стиля импульсивность - рефлексивность; тест фигур К. Готтшальдта для исследования когнитивного стиля личности в полярности полезависимость/поленезависимость; методика словесно-цветовой интерференции, предназначенная для диагностики когнитивного стиля гибкость/ригидность когнитивного контроля; шкала интолерантности к неопределённости Баднера; методика диагностики социально-психологической адаптации К.Роджерса -Р.Даймонд. Статистическая обработка проводилась в программе «Statistica 12.0». Для оценки достоверности различий использован и-критерий Манна-Уитни, для изучения взаимосвязи между показателями использовался коэффициент корреляции Спирмена.

РЕЗУЛЬТАТЫ

По результатам методик, направленных на исследование когнитивные стили реагирования, а именно теста «Сравнения похожих рисунков» Кагана, методики фигур К. Готтшальдта и словесно-цветовой интерференции были выявлены некоторые групповые особенности. При исследовании параметра «полезависимость/поленезави-симость» с помощью методики «Фигуры Готтшальдта», испытуемые с низким уровнем адаптации демонстрируют преимущественно «поленезависимость» - 80% (12 человек), 20% (3 человека) - «полезависимость». В группе с высокими показателями адаптации 87% испытуемых (13 человек) оказались «полезависимыми» и 13% (2 человека) - «поленезависимыми». Таким образом, прослеживается большая приверженность студентов с низким уровнем адаптации к поленезависимому типу когнитивного стиля. В свою очередь, у студентов группы высокого уровня адаптации обнаруживается более выраженная полезависимость.

По результатам теста «Сравнения похожих рисун-

ков» Дж. Кагана, испытуемые распределились между собой по параметру «рефлексивность/импульсивность» следующим образом: 60% испытуемых (9 человек) с низким уровнем адаптации рефлексивны и 40% (6 человек) импульсивны; в группе с высоким уровнем адаптации 13% испытуемых (2 человека) являются рефлексивными, 47% (7 человек) - импульсивными, 40% (6 человек) -быстрыми/точными.

В этой группе деятельность носит более продуктивный характер у (количество ошибок меньше у параметра «быстрые/точные», однако это является проявлением импульсивности).

По результатам изучения параметра «ригидность/ гибкость» методики словесно-цветовой интерференции 87% испытуемых (13 человек) группы с низким уровнем адаптации продемонстрировали ригидность когнитивного процесса и 13% (2 человека) - гибкость. В группе с высоким уровнем адаптации 93% испытуемых (14 человек) оказались гибкими, 7% (1 человек) - ригидными.

По результатам статистического анализа получены достоверные различия между группами по всем заявленным параметрам когнитивных стилей (Таблица 1). Выраженность полезависимости (р=0,00) в группе с высокими результатами адаптации намного выше (0,8±0,3), чем в группе неадаптивных (0,2±0,4), которые демонстрируют преимущественно поленезависимость и ориентацию на внутренние установки при решении повседневных ситуаций, задач. Студенты с высоким уровнем адаптации в отличие от студентов с низким уровнем адаптации более гибкие (р=0,00), быстрее переключаются в заданиях разного по модальности характера, однако склонны решать их импульсивно (р=0,03), но с меньшим количеством ошибок и большей степенью продуктивности.

Таблица 1 - Достоверные различия когнитивных стилей у студентов с различным уровнем адаптации

Когнитивный стиль Студенты с низким уровнем СПА Студенты с высоким уровнем СПА p-level

М SD М SD

По л ен ез а внсиыо сть .Пол ез ави сим о сть 0,2 0,4 0,8 оз 0,00

Рефлексивность t Импульсивность 0=4 0,5 0,9 0,4 0,06

Ригидность Гибкость 0,6 02 0,9 02 0,00

Примечание: М - средние значения; SD - стандартное отклонение; СПА - социально - психологическая адаптация

Демонстрируется склонность студентов с низким уровнем адаптации демонстрировать поленезависи-мость, при решении задач ориентируются на внутренние источники информации и менее подвержены влиянию перцептивного поля. Их восприятие более аналитично и дифференцировано. Свойственная им рефлексивно-стьопределяет, что на восприятие и переработку информации, поступающей первой, тратят больше времени, чем импульсивные, тем самым, обеспечивая точное и эффективное кодирование первого стимула, что должно создавать благоприятные условия для правильного понимания и безошибочного решения, но, вместе с тем, для студентов с низким уровнем адаптации свойственны трудности переключаемости при непосредственной работе с задачей.

Студентам с высоким уровнем адаптации свойственно выполнять мыслительные операции импульсивно, легко переходить с одного типа деятельности на другой при ориентации на внешние изменения ориентируются на внешние источники информации и поэтому из-за влияния фона испытывают трудности при решении перцептивных задач. Восприятие их характеризуется целостностью, глобальностью и недифференцированностью. У импульсивных испытуемых времени тратится меньше на восприятие и переработку информации, в отличие от рефлексивных, что создает менее благоприятную ситуацию для продуктивного решения задачи [18].

По результатам шкалы интолерантности к неопределённости Баднера получены достоверные различия между группами по и - критерию Манна - Уитни (р=0,00 при

р<0,05).: в группе с низким уровнем адаптации (среднее значение интолерантности б0,93±7,1) 20% (3 человека) готовы действовать в ситуациях неопределенности, 80 % (12 человек) негативны по отношению к ним. Они воспринимают ситуацию новизны в негативном ключе, преобладает установка на избегание, следовательно, приспособиться к новым условиям труднее, они теряются в ситуациях неопределенности, чаще воспринимают их как стрессовые и фрустрирующие факторы. В группе с высокими показателями адаптации (среднее значение интолерантности 53,5±6) 60% (9 человек) - толерантны к неопределенности, 40% (6 человек) - нет. Студенты данной группы склонны к ситуациям новизны, неопределенности, готовы активно решать задачи с неопределенным алгоритмом выполнения действий.

Для исследования взаимосвязей между когнитивными стилями, интолерантностью к неопределенности и социально - психологической адаптацией использовался коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Обнаружены следующие значимые корреляции (рис.1):

1. Прямая корреляция между адаптацией и когнитивными параметрами «полезависимость» (г = 0,61), «гибкость» (г = 0,64) и «импульсивность» (г = 0,60). Таким образом, вы видим, что высокий уровень адаптации способствует низкой степени субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта, происходит быстрый и легкий переход от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу высокой степени их автоматизации. Чем выше уровень адаптации студента, тем более он полеза-висим.

Такие субъекты оперируют информацией, полученной из внешнего пространства, они быстрее в этом окружении ориентируются, поскольку склонны воспринимать ситуацию более целостно, опираться на непосредственно увиденное внешнее поле, таким образом, им легче определить характер предъявляемого материала, и соответственно деятельность выстраивается быстрее. Они более социально эффективны, больше зависят от отрицательного внешнего подкрепления, они более склонны быть внимательными к социальным воздействиям, подвержены социальным источникам информации, чутки по отношению к другим людям, обычно держат более короткую физическую дистанцию при реальном общении, надеются на помощь и поддержку окружающих, им гораздо легче отвечать на вопросы, слыша одобрительные оценки своих ответов, больше предпочитают коллективные формы действия, при наличии других людей они улучшают показатели своей деятельности, меньше участвуют в конфликтах, склонны изменять свои взгляды в соответствии с позицией авторитетов, производят впечатление высокоадаптивных. В то же время высокая адаптивность создает необходимость быстрее реагировать на изменяющиеся условия среды, склонность к внешней ориентации побуждает человека сразу же отвечать на предъявляемый стимул, что ведет к импульсивному поведению. Как правило, импульсивные действия являются малопродуктивными. В данном случае, большинство респондентов с успешной адаптацией относились к категории быстрых и точных, это означает, что большинство респондентов не только быстро принимают решения, но и совершают меньшее количество ошибок. Таким образом, выполняемые импульсивные действия способствовали успешному выпо-лению задания.;

2. Обратная корреляция выявлена между адаптацией и интолерантностью к неопределенности (г = - 0,40). Студенты с высоким уровнем адаптации имеют более низкие показатели интолерантности, они легче ассимилируют противоречивую информацию, более свободны в поведенческих проявлениях, легче идут на контакт, используют информацию извне, от окружающих для разрешения ситуации неопределенности, однако не известно, будет ситуация преодолена успешно или нет.

Рисунок 1 - Взаимосвязи адаптации с когнитивными

стилями и интолерантностью к неопределенности

Примечание:

- прямые связи,

- обратные связи (все связи на уровне значимости 0,05)

Как отмечает Леонов И.Н. увеличение толерантности к неопределенности (снижение интолерантности к неопределенности) способствует росту вероятности проявления ассертивных действий. Под таким поведением понимают, действия направленные на преодоление трудностей, снижая вероятности избегания как пассивной стратегии преодоления и ухода из сложившейся ситуации. При непосредственном разрешении проблем человек способствует восстановлению стабильности окружающей среды, таким образом, активно адаптируясь в ней [19, 20].

ВЫВОДЫ

1.Для студентов с низким уровнем социально - психологической адаптации характерны поленезависи-мость, рефлексивность и ригидность.При решении задач студенты ориентируются на внутренние источники информации и менее подвержены влиянию перцептивного поля. Их восприятие более аналитично и дифференцировано. Свойственная им рефлексивностьопределяет, что на восприятие и переработку информации, поступающей первой, тратят больше времени, чем импульсивные, тем самым, обеспечивая точное и эффективное кодирование первого стимула, что должно создавать благоприятные условия для правильного понимания и безошибочного решения, но, вместе с тем, для студентов с низким уровнем адаптации свойственны трудности переключаемо-сти при непосредственной работе с задачей. Студентам с высоким уровнем адаптации свойственны полезави-симость, импульсивность и гибкость. Восприятие их характеризуется целостностью, глобальностью и недиф-ференцированностью, они ориентируются на внешние источники информации и поэтому из-за влияния фона испытывают трудности при решении перцептивных задач. Им свойственно выполнять мыслительные операции импульсивно, легко переходить с одного типа деятельности на другой.

2.По результатам шкалы интолерантности к неопределённости Баднера получены достоверные различия между группами по и - критерию Манна - Уитни (р=0,00 при р<0,05).: в группе с низким уровнем адаптации студенты чаще воспринимают ситуацию новизны в негативном ключе, преобладает установка на избегание, следовательно, приспособиться к новым условиям труднее, они теряются в ситуациях неопределенности, чаще воспринимают их как стрессовые и фрустрирующие факторы. В группе с высокими показателями адаптации студенты чаще склонны к поиску ситуаций новизны, неопределенности, готовы активно решать задачи с неопределенным алгоритмом выполнения действий.

3.Обнаружены значимые корреляции между адаптацией и когнитивными параметрами «полезависимость» (г = 0,61), «гибкость» (г = 0,64) и «импульсивность» (г

= 0,60). Таким образом, вы видим, что высокий уровень адаптации способствует низкой степени субъективной трудности в смене способов переработки информации в ситуации когнитивного конфликта, происходит быстрый и легкий переход от вербальных функций к сенсорно-перцептивным в силу высокой степени их автоматизации. Высокая адаптивность создает необходимость быстрее реагировать на изменяющиеся условия среды, склонность к внешней ориентации побуждает человека сразу же отвечать на предъявляемый стимул, что ведет к импульсивному поведению. Как правило, импульсивные действия являются малопродуктивными. В данном случае, большинство респондентов с успешной адаптацией относились к категории быстрых и точных, это означает, что большинство респондентов не только быстро принимают решения, но и совершают меньшее количество ошибок. Таким образом, выполняемые импульсивные действия способствовали успешному выпо-лению задания; корреляция выявлена между адаптацией и интолерантностью к неопределенности (r = - 0,40). Студенты с высоким уровнем адаптации имеют более низкие показатели интолерантности, они легче ассимилируют противоречивую информацию, более свободны в поведенческих проявлениях, легче идут на контакт, используют информацию извне, от окружающих для разрешения ситуации неопределенности, однако не известно, будет ситуация преодолена успешно или нет.

Успешность адаптации к учебно-профессиональной деятельности является первой ступенью на долгом пути овладения профессией. Молодые люди, поступившие в университет, приобретают новый социальный статус «студента», а вместе с ним, и большую степень свободы и ответственности. Именно в этот период неопределенность ситуации становится одним из самых влиятельных факторов в повседневной жизнедеятельности студента: новая социальная ситуация, новые знакомства со сверстниками, новая группа, новые преподаватели с индивидуальной системой требований, новые знания. Все эти факторы требуют от студента активного включения в среду и интенсивной работы с предъявляемой ему информацией. Этот процесс осуществляется непосредственно через присущие данной личности когнитивные стили. Нам удалось выделить ригидность, поле-независимость, рефлексивность как когнитивные стили способствующие процессу дезадаптации студента, и гибкость, полезависимость, импульсивность - как механизмы адаптации. Так же было установлено, что толерантность к неопределенности является условием адаптации личности в новых условиях. При этом на адаптацию действуют все три представленных когнитивных стиля и толерантность к неопределенности. Так, перед нами предстает единый механизм, влияющий на приспособленность студента к окружающей действительности. Проведенное исследование позволяет подойти к разработке дополнительных форм и методов организации обучения, возможных методов профилактики дезадаптации при обучении в ВУЗе, выстроенных с учетом индивидуальных особенностей студентов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Сараева Е. В., Николаев С. Г. Связь толерантности к неопределенности и мотивации достижения // Вестник ВятГУ. — 2014. — №7. — С.129-134.

2. Кузнецова А.А. Влияние когнитивных стилей на академическую успеваемость // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 11-1. — С. 35-36; https://www.expeducation.ru/m/article/view?id=8283

3. Азаров Б.Б. Психологическое содержание когнитивных стилей //Психология когнитивных процессов. — 2015. - № 5. — С. 8-12

4. Корнилова Т. В. Толерантность к неопределенности и эмоциональный интеллект при принятии решений в условиях подсказки // Психология. Журнал ВШЭ. — 2014. — №4.— С.19-36.

5. Ковалева М.Е., Булыгина В.Г., Носс И.Н., Кабанова Т.Н. Влияние толерантности к неопределенности на психическую адаптацию военнослужащих // Экспериментальная психология. 2019. Т. 12. № 2. С. 145— 161. doi:10.17759/exppsy.2019120211

6. Шамионов Р.М. Соотношение толерантности к неопределенности и адаптационной готовности личности к изменени-

ям // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2016. - Т. 3. - С. 28—39.

7. Клюева Н.В., Геращенко О.Ю. Толерантность к неопределенности в профессиональной деятельности психолога консультанта (теоретический анализ) // Ярославский психологический вестник. — 2019. - № 3 (45). - С. 84-86. https://elibrary.ru/item.asp?id=42362151

8. Рябинкина А.Н. Толерантность студентов к неопределенности // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: гуманитарные и социальные науки. — 2018. - № 1 (78). — С.295-297. https://elibrary.ru/item.asp?id=35053031

9. Обдалова О.А., Соболева А.В., НайманЕ.А. Понятие когнитивного стиля и его роль в функционировании познавательной сферы личности при обучении иностранному языку // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 366. С. 126—131.

10. Гриненко Д.Н. Взаимосвязь параметров когнитивных стилей и саморегуляции у студентов организаций профессионального образования //Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2016.— № 4 (27). — С. 39-41.

11. Куликова О. С. Полезависимость - поленезависимость как фактор социальной адаптации на инициальном этапе параноидной шизофрении // Вестник психиатрии и психологии Чувашии. — 2016.

— №1. — С.104-119.

12. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. — СПб.: Питер, 2011. — 701 с.

13. Баландина Л. Л. Особенности проявления когнитивного стиля «Импульсивность-рефлексивность» и его взаимосвязь с интеллектом и личностными характеристиками дошкольников //Вестник ПГГПУ. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. — 2015. — №1.

— С.55-65

14. Сиповская Я. И. Понятийные, метакогнитивные и интенцио-нальные способности в структуре интеллектуальной компетентности: автореф. дис. канд. психол. наук:19.00.01 /Институт психологии Российской академии наук. — М., 2016. — 27 с.

15. Дюпина С. А. Различия в запоминании бессмысленного материала студентами при расщеплении полюсов когнитивного стиля «Импульсивность/рефлексивность» // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — №2. — С. 100-104.

16. Stoycheva K. Tolerance for ambiguity, creativity, and personality // Bulgarian Journal of Psychology (SEERCP 2009 Conference Papers, Part Two). — 2010. — Vol.1-4. —P. 178-188.

17. Евтух Т.В. Адаптация студентов к обучению в связи с особенностями их когнитивных стилей // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2015. № 1. С. 98-104.

18. Жердева Л.А. Психолого — педагогическое сопровождение тревожных детей и подростков с нарушениями в развитии когнитивного стиля «импульсивность - рефлексивность» //Психолого — педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии / Научные труды участников IV Международной научно-практической конференции. Орел, 2015. — С. 110-116

19. Леонов И. Н. Толерантность к неопределенности как психологический феномен: история становления конструкта // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». — 2014. — №4. — С.43-52.

20. Леонов И. Н. Влияние толерантности к неопределенности на стратегии совладающего поведения у менеджеров // Изв. Сарат. унта Нов.сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. — 2015. — №3 (15). — С.259-262.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Статья поступила в редакцию 26.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.