Научная статья на тему 'Когнитивные способы обработки информации при решении профессионально-образовательных задач специалистами по социальной работе'

Когнитивные способы обработки информации при решении профессионально-образовательных задач специалистами по социальной работе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специалист по социальной работе / когнитивные способы обработки информации / чувствительность к информационным изменениям / таксономичность / профессионально-релевантные задачи / social work specialist / sensitivity to information changes / cognitive methods of information processing / taxonomics / professionally relevant tasks

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Горбачева Анаит Санасаровна, Казарян Мария Юрьевна, Сотников Владислав Андреевич, Коробко Андрей Иванович

Целью исследования является изучение когнитивных способов обработки информации при решении профессионально-образовательных задач специалистами по социальной работе, педагогами высшей школы и врачами. Большое количество трудовых действий и функций данных специалистов ориентированы на сбор, обработку и анализ информации, а применение информационных и коммуникационных технологий является важным аргументом для развития экономики и социальной сферы. Исследование проводилось с помощью программно-аппаратного комплекса по оценке глазодвигательных движений. Выявлено, что у специалистов по социальной работе по сравнению с врачами и преподавателями высшей школы наблюдается более низкий уровень сформированности чувствительности к информационным изменениям по критерию фиксации взгляда на противоречии в профессионально-релевантной информации при решении профессиональных задач, в то же время для них характерна высокая чувствительность к информационным изменениям по критерию совпадения фиксаций взгляда с аргументом выбора, что является показателем обоснованного принятия профессионально значимого решения. Также отмечается, что уровень таксономичности при решении профессиональнорелевантных задач, проявляющийся в применении критериально-целесообразного принципа отбора поступающей информации, имеет недостаточно высокий показатель сформированности у специалистов по социальной работе. Проведенное исследование когнитивных способов обработки информации (чувствительность к информационным изменениям и таксономичность) показало, что уровень сформированности данных способов обработки информации влияет на эффективность решений профессионально-релевантных задач специалистами по социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Горбачева Анаит Санасаровна, Казарян Мария Юрьевна, Сотников Владислав Андреевич, Коробко Андрей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive methods of information processing in solving professional and educational tasks by social work specialists

The purpose of the study is to investigate cognitive methods of information processing in solving professional and educational tasks by social work specialists, higher education teachers and doctors. A large number of work actions and functions of these specialists are focused on collecting, processing and analysis of information, and the use of information and communication technologies is an important argument for the development of the economy and the social sphere. The study was conducted using a hardware and software complex for evaluating oculomotor movements – the Tobii EyeX gaze control controller, GazeControl software. As a result of the study, it was revealed that social work specialists, compared to doctors and higher education teachers, have a lower level of sensitivity to information changes according to the criterion of fixing their gaze on contradictions in professionally relevant information when solving professional tasks. At the same time, they are characterized by high sensitivity to information changes according to the criterion of coincidence of the gaze fixations with the argument of choice. This is an indicator of the reasoned adoption of a professionally significant decision. It is also noted that the level of taxonomy in solving professionally relevant tasks, manifested in the application of the criterionappropriate principle of selecting incoming information, has an insufficiently high level of development among social work specialists. The study of cognitive methods of information processing (sensitivity to information changes and taxonomy) showed that the level of formation of these methods of information processing affects the effectiveness of solving professionally relevant tasks by social work specialists.

Текст научной работы на тему «Когнитивные способы обработки информации при решении профессионально-образовательных задач специалистами по социальной работе»

Педагогическая психология

DOI: 10.31862/2500-297X-2024-1-151-167 УДК 159.9.07

A.С. Горбачева, М.Ю. Казарян,

B.А. Сотников, А.И. Коробко

Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова, 117997 г. Москва, Российская Федерация

Когнитивные способы обработки информации при решении профессионально-образовательных задач специалистами по социальной работе

Целью исследования является изучение когнитивных способов обработки информации при решении профессионально-образовательных задач специалистами по социальной работе, педагогами высшей школы и врачами. Большое количество трудовых действий и функций данных специалистов ориентированы на сбор, обработку и анализ информации, а применение информационных и коммуникационных технологий является важным аргументом для развития экономики и социальной сферы. Исследование проводилось с помощью программно-аппаратного комплекса по оценке глазодвигательных движений. Выявлено, что у специалистов по социальной работе по сравнению с врачами и преподавателями высшей школы наблюдается более низкий уровень сформированности чувствительности к информационным изменениям по критерию фиксации взгляда на противоречии в профессионально-релевантной информации при решении профессиональных задач, в то же время для них характерна

© Горбачева А.С., Казарян М.Ю., Сотников В.А., Коробко А.И., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License

высокая чувствительность к информационным изменениям по критерию совпадения фиксаций взгляда с аргументом выбора, что является показателем обоснованного принятия профессионально значимого решения. Также отмечается, что уровень таксономичности при решении профессионально-релевантных задач, проявляющийся в применении критериально-целесообразного принципа отбора поступающей информации, имеет недостаточно высокий показатель сформированности у специалистов по социальной работе. Проведенное исследование когнитивных способов обработки информации (чувствительность к информационным изменениям и таксо-номичность) показало, что уровень сформированности данных способов обработки информации влияет на эффективность решений профессионально-релевантных задач специалистами по социальной работе. Ключевые слова: специалист по социальной работе, когнитивные способы обработки информации, чувствительность к информационным изменениям, таксономичность, профессионально-релевантные задачи

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Когнитивные способы обработки информации при решении профессионально-образовательных задач специалистами по социальной работе / Горбачева А.С., Казарян М.Ю., Сотников В.А., Короб-ко А.И. // Педагогика и психология образования. 2024. № 1. С. 151-167. DOI: 10.31862/2500-297Х-2024-1-151-167

DOI: 10.31862/2500-297X-2024-1-151-167

A.S. Gorbacheva, M.Y. Kazaryan, V.A. Sotnikov, A.I. Korobko

N.I. Pirogov Russian National Research Medical University, Moscow, 117997, Russian Federation

Ф CK T X

Cognitive methods of information processing in solving professional and educational tasks by social work specialists

<5 The purpose of the study is to investigate cognitive methods of information

o ^

fe g processing in solving professional and educational tasks by social work

^ 5 specialists, higher education teachers and doctors. A large number of work

1 actions and functions of these specialists are focused on collecting, processing

and analysis of information, and the use of information and communication technologies is an important argument for the development of the economy and the social sphere. The study was conducted using a hardware and software complex for evaluating oculomotor movements - the Tobii EyeX gaze control controller, GazeControl software. As a result of the study, it was revealed that social work specialists, compared to doctors and higher education teachers, have a lower level of sensitivity to information changes according to the criterion of fixing their gaze on contradictions in professionally relevant information when solving professional tasks. At the same time, they are characterized by high sensitivity to information changes according to the criterion of coincidence of the gaze fixations with the argument of choice. This is an indicator of the reasoned adoption of a professionally significant decision. It is also noted that the level of taxonomy in solving professionally relevant tasks, manifested in the application of the criterion-appropriate principle of selecting incoming information, has an insufficiently high level of development among social work specialists. The study of cognitive methods of information processing (sensitivity to information changes and taxonomy) showed that the level of formation of these methods of information processing affects the effectiveness of solving professionally relevant tasks by social work specialists.

Key words: social work specialist, sensitivity to information changes, cognitive methods of information processing, taxonomics, professionally relevant tasks

CITATION: Gorbacheva A.S., Kazaryan M.Y., Sotnikov V.A., Korobko A.I. Cognitive methods of information processing in solving professional and educational tasks by social work specialists. Pedagogy and Psychology of Education. 2024. No. 1. Pp. 151-167. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2024-1-151-167

Введение

Усложнение передаваемой информации, увеличение объемов ее передачи, рост информационной ценности, значимость информационных технологий для современного общества напрямую влияют на изменение | профессиональных задач, стоящих перед специалистами по социальной ш к работе. Опережающий рост информационных технологий по сравнению Е о с общественным и человеческим восприятием приведет к развитию тех- ш >< нологий обработки информации. Появление и развитие цифровых тех- ^ 5 нологий вносит существенные инновации в традиционную практику. *

По данным исследования, проведенного компанией IDC The Digitization of the World - From Edge to Core («Глобальная цифровизация: от периферии к центру») при поддержке Seagate Technology, глобальная инфосфера (количественная оценка всей совокупности созданных, собранных и воспроизведенных данных по всему миру) к 2025 г. может вырасти до 175 зеттабайт, а вектор развития индустрий финансовых услуг, промышленности, здравоохранения и социальной сферы свидетельствует о переходе в новую эру роста объема данных, которые необходимо структурировать и обрабатывать [9].

В gрофессиональном стандарте «Специалист по социальной работе» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 июня 2020 года № 351н) указаны 39 трудовых действий, которыми должен владеть специалист (https:// docs.cntd.ru/document/565311605?ysclid=lty1x1az54512824759). Из них 11 (28%) - это трудовые действия, направленные на сбор, анализ, обработку и хранение информации. Часть из них направлены на работу с современными информационными технологиями, электронными и цифровыми документами. Понятийный аппарат исследования:

- профессионально-релевантная информация - информация, соответствующая профессиональной деятельности и являющаяся значимой для решения профессиональных задач;

- когнитивные способы обработки информации - это ментальные способы дифференциации информации по различным основаниям, влияющие на эффективность ее обработки.

В контексте данной научной работы мы рассмотрим два способа обработки информации: чувствительность к информационным изменениям, характеризующаяся способностью выделять и идентифицировать релевантную информацию из общего объема данных; таксономич-ность - способность группировать и дифференцировать релевантную информацию.

Мы предполагаем, что уровень сформированности когнитивных способов обработки информации (чувствительность к информационным изменениям и таксономичность) оказывает влияние на эффектив-¡1 ность решений профессионально-образовательных задач специалистами ш к по социальной работе.

[Е ¡5 Исследование было направлено на решение следующего противоре-^ о чия: связаны ли когнитивные способы обработки информации со специ-^ и фикой выполнения профессиональных задач и обоснованием принятия

решений специалистами по социальной работе.

Материалы и методы

В исследовании приняли участие 60 испытуемых в возрасте от 20 до 29 лет.

Испытуемые были разделены на три группы:

1) экспериментальная группа - специалисты по социальной работе, 25 человек;

2) контрольная группа 1 - преподаватели высшей школы, 19 человек;

3) контрольная группа 2 - врачи, 16 человек.

Для изучения когнитивных способов обработки информации применялись теоретические, эмпирические (программно-аппаратные и опросные) методы и методы количественно-качественной обработки данных (описательная и сравнительная статистика).

Для проведения исследования когнитивных способов обработки информации при решении профессионально-образовательных задач использовался программно-аппаратный комплекс по оценке глазодвигательных движений - окулограф [7; 8]. Характеристики оборудования: контроллер управления взглядом ТоЬи ЕуеХ, ПО GazeControl (Швеция).

Первый этап исследования включал беседу с испытуемым, подписание информированного согласия, сбор анкетных данных.

Второй этап (эмпирическое исследование) состоял из двух компонентов: исследование чувствительности к информационным изменениям [5; 6; 10] и исследование таксономичности/отношения [4]. Оба этапа проводились с использованием окулографа [1-3]. По завершению оку-лографического исследования с испытуемыми было проведено послете-стовое интервью.

На третьем этапе (интерпретационном) проводилась количественно-качественная обработки данных.

Для изучения чувствительности к информационным изменениям испытуемым на экране монитора при помощи программно-аппаратного комплекса по оценке глазодвигательных движений GazeControl последовательно предъявлялись 5 специально разработанных анкет потенциальных приемных родителей (анкеты разрабатывались на основании минимальных требований, предъявляемыми к усыновителям).

Каждая анкета включала в себя графическую и текстовую информацию. | Графическая информация была представлена фотографиями семейной & к пары, текстовая - анкетными данными о семье, которые включали в себя Е о следующую информацию: ФИО, возраст, образование родителей, общий ^ | ежемесячный доход семьи, условия проживания семьи, рабочий график, ^ 5 количество лет в браке, наличие хронических заболеваний (рис. 1).

1

Milieu ли |м-.1Пг.Ш1 прочими peGmna

*Wi,wf*fi _______

ft CI mi mm rft*. um ■ nwWfrri. □ П *■ ИР? ■ т-Л -IM

■ bi^ uH« штышш

Рис. 1. Примеры стимульного материала для оценки чувствительности к информационным изменениям

и

ф CK

Т X

iE <5

Ü § 2- х

X

ш ¡5

С 1=

С помощью окулографа осуществлялась регистрация следующих показателей: количество фиксаций и их распределение по параметрам предъявляемой на экране информации. По каждому предъявляемому информационному стимулу выстраивалась тепловая карта, на которой были отмечены фиксации в виде цветовых пятен желтого цвета (рис. 2).

Время предъявления каждого стимула - 20 с, общее время предъявления - 1 мин 40 с.

Перед испытуемыми ставилась профессиональная задача «Изучить анкеты и принять решение: какую из этих семейных пар Вы бы выбрали в качестве семьи для приемного ребенка?».

В анкетах было заложено противоречие. Например, было указано, что у семьи есть собственный дом, но его площадь менее 30 м2, что не соответствует нормам жилой площади для усыновителей.

После ознакомления с анкетами потенциальных приемных родителей и принятия решения о выборе одной из семейных пар, испытуемым предлагалось ответить на вопросы анкеты.

- Как Вы аргументируете свой выбор?

- Осуществляя выбор кандидатов, учитывали фотографии?

- Осуществляя выбор кандидатов, учитывали анкету?

- Какие факторы были решающими?

- Заметили ли Вы, что собственный дом менее 30 м2?

Рис. 2. Пример тепловой карты для оценки чувствительности к информационным изменениям

Далее был изучен уровень таксономичности/отношения. Испытуемым на экране монитора при помощи окулографа последовательно предъявлялись слайды с тремя словами (рис. 3). Все слайды со словами были разделены на две группы: профессионально-релевантные слова и профессионально-нерелевантные слова. Между ними предъявлялось фоновое интерферирующее изображение серого цвета.

Время предъявления каждого слайда со словами - 7 с. Время предъявления фонового изображения составляло также 7 с, общее время предъявления - 1 мин 52 с.

Задача, которая ставилась перед испытуемыми на данном этапе, ш к заключалась в выборе одного лишнего слова из трех предложенных. Е о После осуществления выбора лишнего слова испытуемым было необ- ^ ^ ходимо объяснить сделанный выбор. Выбранное лишнее слово и объяс- ^ 5 нения записывались в анкету.

Автобус Наркомания

Колесо Расстройство

Машина Алкоголизм

Книга Приют

Журнал Бездомность

Бумага Бродяжничество

Рис. 3. Пример стимульного материала для оценки таксономичности/отношения

£ 5 го

ч

Ol

С 1=

Результаты исследования

Анализ ответов испытуемых показал, что в группе специалистов по социальной работе из 25 испытуемых противоречие заметили 8 человек (32%), не заметили - 17 человек (68%). В группе врачей из 16 испытуемых противоречие заметили 7 человек (43,75%), не заметили -9 (56,25%). В группе преподавателей высшей школы из 19 испытуемых на противоречие обратили внимание 7 человек (36,8%), не обратили -12 (63,2%).

Результаты исследования показали, что во всех трех группах испытуемые больше склонны не замечать заложенное в анкете противоречие. Они обращают внимание на основной параметр «собственный дом» и не фиксируют взгляд на уточнении площади этого дома.

Полученные результаты свидетельствуют о низкой чувствительности к информационным противоречиям в профессионально релевантной информации. Несмотря на высокую значимость информации для решения профессиональных задач специалистов по социальной работе и нормативно-правовую фиксацию обозначенных критериев, выявлена невнимательность к информационным изменениям.

Продолжая исследование чувствительности к информационным изменениям, испытуемым было предложено сделать профессиональный выбор в пользу одной из пяти пар потенциальных приемных родителей. По всей совокупности критериев пара № 3 имела наибольшее количество шансов быть выбранной. Пара № 1 также производила впечатление о наиболее предпочитаемой, однако в анкету данной пары были заложены лох профессионально-релевантные информационные противоречия: собст-^ 5 венный дом менее 30 м2 и наличие хронического заболевания у одного

1из родителей.

В результате проведенного исследования выявлены следующие тенденции.

1. В группе специалистов по социальной работе наиболее предпочитаемой парой оказалась пара № 3, ее выбрали 52% испытуемых. Пару № 1 выбрали 32% испытуемых, пару № 2 - 12%, пару № 4 - 4%. Пару № 5 не выбрал никто из испытуемых.

В послетестовом интервью, объясняя свой выбор, респонденты аргументом предпочтения называли: общий ежемесячный доход семьи, условия проживания семьи, образование родителей и рабочий график.

2. В группе врачей наиболее предпочитаемой парой аналогично со специалистами по социальной работе оказалась пара № 3, ее выбрали 44% испытуемых. Пару № 1 выбрали 31% испытуемых, пару № 2 - 13%, пару № 4 - 6% и пару № 5 - 6% испытуемых.

Аргументом предпочитаемого выбора врачи чаще всего называли: образование родителей, общий ежемесячный доход семьи, условия проживания семьи, рабочий график и наличие хронических заболеваний.

3. В группе преподавателей высшей школы выбор наиболее предпочитаемой пары разделился между парой № 1 - ее выбрали 48% испытуемых и парой № 3, предпочтение которой отдали 47% респондентов. Пару № 2 выбрали 5%. Пару № 4 и пару № 5 не выбрал никто.

Отдавая предпочтение паре № 1 в абсолютном большинстве случаев (48%), респонденты группы преподавателей высшей школы в послете-стовом интервью в качестве аргумента выбора называли собственный дом, которым владеет семейная пара. Также аргументом выбора они указывали общий ежемесячный доход семьи, образование, график работы и количество лет в браке.

Аргументами выбора преподавателями пары № 3 стали условия проживания семьи, общий ежемесячный доход, образование родителей и отсутствие хронических заболеваний.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что специалисты по социальной работе, обрабатывая профессионально-релевантную информацию, представленную на слайде, в большинстве своем осуществляли правильный выбор в пользу пары № 3 (52%). Однако, также выбирая и пару № 1 (32%), они не замечали противоречие в характеристике жилищных условий и состоянии здоровья родителей (наличие | хронического заболевания у одного из родителей). ш к

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полученные данные свидетельствуют о низком уровне чувствитель- Е о ности к информационным противоречиям в профессионально реле- ^ ^ вантной информации. Несмотря на высокую значимость обрабатывае- ^ 5 мой информации для решения профессиональных задач специалистов

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2024. No. 1

по социальной работе, выявлена невнимательность к информационным противоречиям.

Преподаватели, не замечая противоречие, выбирали пару № 1, т.к. для них данная информация о нормах жилья не является профессионально-релевантной.

Анализ средних значений количества фиксаций взгляда на содержании анкеты в группах испытуемых позволил упорядочить изучаемые параметры от максимального значения к минимальному (табл. 1).

Таблица 1

Таблица ранжирования средних значений количества фиксаций взгляда на характеристиках анкеты приемных родителей

го

^

и

Ol

^ X

X |_

о

о ^

|_ о

го X

ч X

Ol и

с с

Ранг количества фиксаций в порядке убывания Показатели анкеты (по группам испытуемых)

Специалисты по социальной работе Преподаватели высшей школы Врачи

1 Образование родителей Образование родителей Образование родителей

2 Рабочий график Общий ежемесячный доход семьи Общий ежемесячный доход семьи

3 Общий ежемесячный доход семьи Рабочий график Условия проживания семьи

4 Условия проживания семьи Условия проживания семьи Рабочий график

5 Количество лет в браке Количество лет в браке ФИО, возраст

6 ФИО, возраст ФИО, возраст Количество лет в браке

7 Наличие хронических заболеваний Наличие хронических заболеваний Наличие хронических заболеваний

По трем группам испытуемых в качестве общей тенденции выявлено максимальное и минимальное количество фиксаций взгляда на текстовом содержании, отражающем такие критерии выбора, как «образование родителей» (максимальное количество фиксаций) и «наличие хронических заболеваний» (минимальное количество фиксаций).

В качестве специфических особенностей у специалистов по социальной работе выявлено значимое преобладание количества фиксаций взгляда на параметрах анкеты «образование родителей» и «рабочий график» при относительной равномерности распределения фиксаций на других параметрах. Врачи и преподаватели высшей школы характеризуются равномерностью распределения количества фиксаций взгляда на параметрах анкеты, отражающих критерии выбора.

Полученные результаты исследования чувствительности к информационным изменениям как когнитивного способа обработки информации при решении профессионально-образовательных задач специалистами по социальной работе свидетельствуют о том, что они, решая профессиональную задачу, при осуществлении выбора выстраивают критерии по степени их значимости, т.к. данная информация является для них профессионально релевантной. Равнозначность критериев в группах врачей и преподавателей высшей школы объясняется нерелевантностью данной информации для указанных профессиональных групп.

Сравнивая аргументы выбора предпочитаемой пары по послетестово-му интервью с наличием фиксаций взгляда на этих же параметрах анкеты приходим к выводу, что процент совпадений аргументов и фиксаций взгляда у специалистов по социальной работе составляет 87,2%.

Данный вывод можно рассматривать как аргумент достаточно высокого уровня сформированности чувствительности к информационным изменениям как когнитивного способа обработки информации.

На стимульном материале, помимо анкетных данных, являющихся профессионально значимой информацией, были представлены фотографии семейной пары, на которых также фиксировался взгляд испытуемых. Фотографии семейной пары являлись аргументом выбора только у 7% испытуемых, при этом фиксации взгляда на фотографиях были в 88% случаев.

Это говорит о том, что, осуществляя профессиональный выбор, специалисты по социальной работе фиксируют взгляд на профессионально-нерелевантной информации, но при принятии решения данная нерелевантная информация значения не имеет.

Проведя анализ полученных данных количества фиксаций на фотографиях мужчин и женщин при изучении анкеты, выявлено, что в груп- | пе специалистов по социальной работе данные показатели практически ш к равны, в группе преподавателей высшей школы испытуемые чаще фик- Е о сируют взгляд на лицах мужчин, нежели женщин, но разница незначи- ^ ^ тельна. В группе врачей количество фиксаций на лицах женщин больше, ^ 5 чем на лицах мужчин (рис. 4).

0,0

Специалисты по социальной работе

Преподаватели

Врачи

высшей школы

Количество фиксаций на фотографиях мужчин

Количество фиксаций на фотографиях женщин

Рис. 4. Гистограмма средних значений по количеству фиксаций

на фотографиях мужчин и женщин по группам испытуемых

1- о

Р ^

^ о

2- х

X

ш ¡5

С 1=

Осуществляя анализ количества фиксаций на фотографиях мужчин и женщин по группам испытуемых, статистически значимые различия выявлены в группе врачей (Т = 115,5; р = <0,05). Значимо чаще врачи фиксируют взгляд на фотографиях женщин, нежели мужчин.

В группах специалистов по социальной работе (Т = 20; р = <0,05) и педагогов высшей школы (Т = 90,5; р = <0,05) в количестве фиксаций на фотографиях мужчин и женщин статистически значимых различий не выявлено. Таким образом, можно сделать вывод о том, что специалисты по социальной работе, осуществляя выбор пары потенциальных приемных родителей, смотрят в равной степени на фотографии мужчины и женщины. В то время как врачи больше фиксируют взгляд на фотографиях женщин.

Анализ ответов испытуемых и объяснения сделанного выбора показали, что помимо таксономичности/отношения как способа обработки информации, объяснения, которые предлагали испытуемые, не подходили ни в одну, ни в другую категорию. В связи с этим было принято решение выделить еще одну категорию: «ошибки ответов». В результате изучения тепловых карт испытуемых специфических особенностей не выявлено, поэтому данный параметр фиксации взгляда на стимуль-ном материале оказался неинформативен. Все испытуемые при чтении слов смотрели в центр изображения.

В результате проведенного исследования такономичности/отношения выявлено, что при обработке профессионально-нерелевантной информации специалистами по социальной работе доля выборов по основанию

таксономичности составляет 42%, доля выборов по основанию отношения - 48%. Испытуемые допускали 10% ошибок ответов. При обработке профессионально-релевантной информации специалистами по социальной работе доля выборов по основанию таксономичности составляет 45%, доля выборов по основанию отношения - 35%. Испытуемые допускают 20% ошибок ответов.

В группе врачей при обработке профессионально-нерелевантной информации доля выборов по основанию таксономичности составила 67%, доля выборов по основанию отношения - 29%. Количество ошибок ответов составило 4%. В группе преподавателей высшей школы при обработке профессионально-нерелевантной информации выявлены следующие тенденции: доля ответов по основанию таксономич-ности - 71%, доля ответов по основанию отношения - 26%, ошибки ответов - 3%.

Осуществляя анализ полученных результатов, приходим к выводу, что при обработке профессионально-релевантной и профессионально-нерелевантной информации по основанию таксономичности и отношения доля выборов у специалистов по социальной работе значимо не отличается (ф*эмп = 1,243), тогда как доля ошибок ответов значимо увеличивается при обработке профессионально-релевантной информации (ф*эмп = 2,45).

Таксономичность как способ обработки информации в большей степени проявилась у группы педагогов. Доля выборов при обработке профессионально-нерелевантной информации у специалистов по социальной работе и педагогов высшей школы по основанию таксономичности и по основанию отношения значимо отличается (ф* = 2,537). Также

эмп

у преподавателей высшей школы оказался наименьший процент ошибок ответов.

Анализ полученных результатов сравнения обработки профессионально-нерелевантной информации в группе специалистов по социальной работе и группе врачей показал, что полученное эмпирическое значение (ф* = 1,97) находится в зоне неопределенности (р < 0,05).

Обсуждение результатов и выводы

Проведенное исследование было направлено на изучение когни- | тивных способов обработки информации при решении профессио- ш ^ нально-образовательных задач специалистами по социальной работе Е о в связи с усложнением передаваемой информации, увеличением объ- §

емов ее передачи, ростом информационной ценности и значимости информационных технологий в социальной сфере.

с

Трудовые действия и функции в деятельности специалистов по социальной работе связаны с необходимостью переработки больших объемов информации, следовательно, качество и эффективность выполнения профессиональных задач зависит от уровня сформированности когнитивных способов обработки информации.

В результате исследования выявлено, что у специалистов по социальной работе наблюдается низкий уровень сформированности чувствительности к информационным изменениям по критерию фиксации взгляда на противоречии в профессионально-релевантной информации при решении профессиональных задач.

Также приходим к выводу, что для специалистов по социальной работе характерна высокая чувствительность к информационным изменениям по критерию совпадения фиксаций взгляда с аргументом выбора, что является показателем обоснованного принятия профессионально значимого решения.

Уровень таксономичности при решении профессионально-релевантных задач, проявляющийся в применении критериально-целесообразного принципа отбора поступающей информации, имеет недостаточно высокий показатель сформированности у специалистов по социальной работе.

Полученные результаты приводят нас к выводу, что в процессе обучения специалистов по социальной работе, а также во время их профессиональной деятельности, необходимо разрабатывать и внедрять методические рекомендации и программы повышения квалификации по повышению уровня сформированности когнитивных способов обработки информации, т.к. именно их сформированность оказывает влияние на эффективность решений профессионально-образовательных задач специалистами по социальной работе.

Заключение

Проведенное исследование было направлено на изучение когнитивных способов обработки информации при решении профессионально-образовательных задач специалистами по социальной работе в связи с усложнением передаваемой информации, увеличением объемов ее передачи, ростом информационной ценности и значимости ия информационных технологий. о Выделив два способа когнитивной обработки информации - чувст-лох вительность к информационным изменениям и таксономичность/отно-пси шение - в исследовании были показаны основные характеристики обра-^ ботки информации и принятия решения специалистами по социальной

работе. Несмотря на высокую значимость информации для решения профессиональных задач специалистами по социальной работе, выявлена невнимательность к информационным противоречиям при сформированном показателе чувствительности к информационным изменениям как когнитивном способе обработки информации. Исследование таксо-номичности при решении профессионально-релевантных задач показало, что уровень таксономичности недостаточно сформирован у специалистов по социальной работе.

Полученные результаты приводят нас к необходимости разработки образовательных программ повышения квалификации специалистов по социальной работе и методических рекомендаций по оптимизации когнитивных способов обработки информации.

Библиографический список / References

1. Авдеева И.Н., Букач Б.А., Лихачева Э.В. Возможности использования окулометрических технологий для проведения социально-политических и демографических исследований // Человеческий капитал. 2020. № 11 (143). С. 193-201. DOI: 10.25629/HC.2020.11.17 [Avdeeva I.N., Bukach B.A., Lihacheva E.V. The possibilities of using oculometric technologies for conducting socio-political and demographic research. Human Capital. 2020. No. 11 (143). Pp. 193-201. (In Rus.) DOI: 10.25629/HC.2020.11.17]

2. Акиньшин В.Д. Метод айтрекинга. Применение айтрекинга для оценки качества графического интерфейса пользователя // Colloquium-journal. 2020. № 9-1. С. 12-16. [Akinshin V.D. The tracking method. The use of tracking to assess the quality of the graphical user interface. Colloquium-journal. 2020. No. 9-1. Pp. 12-16. (In Rus.)]

3. Барабанщиков В.А. Айтрекинг. Методы регистрации движений глаз в психологических исследованиях и практике. М., 2014. [Barabanshchikov V.A. Aytreking. Metody registratsii dvizheniy glaz v psikhologicheskikh issledo-vaniyakh i praktike [Eye tracking. Methods of recording eye movements in psychological research and practice]. Moscow, 2014.]

4. Знаков В.В. Аналитичность и холистичность во взглядах А.В. Брушлин-ского и О.К. Тихомирова // Вопросы психологии. 2013. № 4. С. 135-146. [Znakov V.V. Analyticity and holism in the views of A.V. Brushlinsky and O.K. Tikhomirov. Questions of Psychology. 2013. No. 4. Pp. 135-146. (In Rus.)]

5. Кувалдина М.Б. Ошибки невнимания в слепоте по невниманию // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социоло- ^ гия. Педагогика. 2013. № 3. С. 10-21. [Kuvaldina M.B. Errors of inattention и ^ in inattention blindness. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology. g £ Sociology. Pedagogy. 2013. No. 3. Pp. 10-21. (In Rus.)] о °

6. Кувалдина М.Б., Ямщинина П.А. Движения глаз в динамической пара- g g дигме слепоты по невниманию // Вестник Санкт-Петербургского уни- ^ ¡^ верситета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2013. № 2.

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2024. No. 1

С. 3-14. [Kuvaldina M.B., Yamshchinina P.A. Eye movements in the dynamic paradigm of blindness due to inattention. Vestnik of Saint Petersburg University. Psychology. Sociology. Pedagogy. 2013. No. 2. Pp. 3-14. (In Rus.)]

7. Ballenghein U., Kaakinen J.K, Tissier G., Baccino T. Cognitive engagement during reading on digital tablet: Evidence from concurrent recordings of postural and eye movements. QJExp Psychol (Hove). 2020. No. 73 (11). Pp. 1820-1829. DOI: 10.1177/1747021820931830

8. Crick N.R., Dodge K.A. A review and reformulation of social information-processing mechanisms in children's social adjustment. Psychological Bulletin. 1994. No. 115. Pp. 74-101. DOI: 10.1037/0033-2909.115.1.74

9. Reinsel D., Gantz J., Rydning J. The digitization of the world from edge to core. Framingham, MA, 2018.

10 Usher M., Bronfman Z.Z., Talmor S. et al. Consciousness without report: Insights from summary statistics and inattention 'blindness'. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences. 2018. No. 373 (1755). DOI: 10.1098/rstb.2017.0354.

Статья поступила в редакцию 03.10.2023, принята к публикации 14.11.2023 The article was received on 03.10.2023, accepted for publication 14.11.2023

Сведения об авторах / About the authors

Горбачева Анаит Санасаровна - начальник учебного отдела Института клинической психологии и социальной работы, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, г. Москва

Anait S. Gorbacheva - Head at the Educational Department of the Institute of Clinical Psychology and Social Work, N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow E-mail: anaitik13@mail.ru

Казарян Мария Юрьевна - кандидат психологических наук; доцент кафедры педагогики и педагогической психологии, заместитель директора Института клинической психологии и социальной работы, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, г. Москва

Maria Yu. Kazaryan - PhD in Psychology; associate professor at the Department of Pedagogy and Pedagogical Psychology, Deputy Director of the Institute of Clinical Psychology and Social Work, N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow E-mail: mariakaz-n@rambler.ru

Сотников Владислав Андреевич - кандидат психологических наук; заведующий кафедрой общей психологии и психологии развития Института клинической психологии и социальной работы, Российский национальный

1- о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р ^

^ о

S х

х

ш ¡5

С 1=

исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, г. Москва

Vladislav A. Sotnikov - PhD in Psychology; Head at the Department of General Psychology and Developmental Psychology of the Institute of Clinical Psychology and Social Work, N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow E-mail: lifastraton@yandex.ru

Коробко Андрей Иванович - кандидат военных наук; заведующий кафедрой педагогики и педагогической психологии Института клинической психологии, Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова Минздрава России, г. Москва

Andrey I. Korobko - PhD (Military Sciences); Head at the Department of Pedagogy and Pedagogical Psychology of the Institute of Clinical Psychology and Social Work, N.I. Pirogov Russian National Research Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation, Moscow E-mail: korobko_ai@rsmu.ru

Заявленный вклад авторов

Горбачева А.С. - планирование исследования, сбор и анализ первичных данных, участие в подготовке текста статьи

Казарян М.Ю. - общее руководство направлением исследования, планирование исследования, анализ первичных данных, подготовка рукописи статьи

Сотников В.С. - разработка дизайна исследования, анализ первичных данных, участие в подготовке текста статьи

Коробко А.И. - разработка концепции исследования, планирование исследования, участие в подготовке текста статьи

Contribution of the authors

A.S. Gorbacheva - research planning, collection and analysis of primary data, participation in the preparation of the text of the article

M.Y. Kazaryan - general management of the research direction, research planning, analysis of primary data, preparation of the manuscript of the article

V.S. Sotnikov - development of the design of the study, analysis of primary data, participation in the preparation of the text of the article ro

u

A.I. Korobko - development of the research concept, research planning, g

participation in the preparation of the text of the article E o

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи <в

All authors have read and approved the final manuscript

с 1=

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.