Труды Карельского научного центра РАН № 6.2012. С. 29-33
УДК 338. 24:332.1
КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЛОКАЛЬНОМ СООБЩЕСТВЕ М. В. Сухарев
Институт экономики Карельского научного центра РАН
В статье рассмотрена организующая роль комплекса институтов в процессах принятия планов регионального развития, бюджетов различных уровней. Выявлено, что эти процессы являются формой распределенного мышления или, в терминах когнитивного подхода, региональным когнитивным процессом. Предлагается проводить анализ и конструирование системы законов с позиций когнитивной науки.
Ключевые слова: управление, регион, законодательство, институционализм, когнитивный,принятие решений.
M. V. Sukharev. REGIONAL INSTITUTIONAL ENVIRONMENT AND COGNITIVE PROCESSES IN THE LOCAL COMMUNITY
The organizing role of the set of institutions that affect collective decision-making in the regional community is considered. Such processes include the adoption of regional development plans, budgets of different levels. It is demonstrated that these processes are a form of distributed reasoning, or, speaking in terms of the cognitive approach, a regional cognitive process. We suggest that the system of laws governing decisionmaking in the region be analyzed and designed from the standpoint of cognitive science.
Key words: government, region, legislation, institutionalism, cognitive, decision making.
Принятие решений, затрагивающих социальное и экономическое будущее региона или города, является сложным когнитивным (мыслительным) процессом1, который использует определенные представления об устройстве общества, его экономике, демографии, окружающей среде и так далее. Общественная мысль идет при этом по известному логическому пути от абстрактного к конкретному. Процесс социального мышления, который связан с самосознанием локального сообщества, его рефлексией, осознанием своей роли в мире,
1 Роль мышления, механизмов принятия решений, роль знаний в экономике экономисты начали изучать только в последние годы в рамках нового направления -когнитивной экономики [McCain, 1992; Egidi, Rizzello, 2004; Walliser, 2008].
выработкой и принятием решений о текущем и будущем поведении региона, о его развитии, будет здесь называться региональным когнитивным процессом. Управление регионом требует предвидения, т. е. создания научно обоснованной картины будущего, чем должна была бы заниматься футурология.
Правила совершения наиболее важных для общества действий со времен изобретения письменности записываются, причем часто эти тексты имеют особый - нормативный статус. Это законы, постановления, стандарты и другие обязательные для исполнения документы. Согласование интересов, планирование будущего и методы воздействия на мышление масс играют важнейшую роль в обществе. Их важность была давно осознана, и люди создали
различные системы правил для регулирования этих процессов (не осознавая, что эти правила управляют не только поведением людей, но и общественным мышлением). Когда эти правила сохранялись в устной форме, то и дело возникали дебаты по поводу процедур принятия решений, а именно, кто и сколько может выступать, кому и как разрешено задавать вопросы, как проводить подсчет голосов. Известно, что в некоторых городах Древней Греции решение принималось в пользу той части собравшихся граждан, которая громче кричала «за!» [Фукидид, 1981]. Сформировались письменные тексты правил обсуждений и принятия решений (законы).
В новейшее время все эти процессы осознаны людьми с политической точки зрения, но практически не осознаны как определенные рамки, регулирующие процесс коллективного мышления. Тем не менее, именно мыслительный (когнитивный) процесс, постоянно протекающий в общественном сознании, ведет к принятию решений по управлению. Мысль индивида разворачивается внутри него; и этого достаточно, если действие совершается им единолично и не затрагивает интересы других людей. Социальное действие, будучи согласованным действием множества людей, прежде чем свершиться, должно быть согласовано между ними в мысли. Развитие региона происходит на основе множества проектов различных уровней, которые разрабатывают отдельные люди и группы людей. Правильная организация этого коллективного мышления играет важную роль в развитии региона и требует исследований.
Философ Юрген Хабермас обратил внимание на то, что добиться участия многих людей в реализации единого плана можно двумя методами: в первом нужных действий от людей добиваются внешним способом, с помощью угроз или денег, исполнители при этом могут и не знать исполняемого плана и не быть с ним согласными; во втором случае согласованных действий множества людей добиваются внутренним способом, когда «...акторы идут на то, чтобы внутренне согласовать между собой планы своих действий и преследовать те или иные цели только при условии согласия относительно данной ситуации и ожидаемых последствий». При этом «. другой может соединить свои действия с действиями Я (вашего - редактор)» [Хабермас, 2001].
Согласование планов сложных действий требует обширной коммуникации. Одновременно высказываться все не могут; отсюда с древних
пор возникает регламент выступлений и технологии принятия решений путем голосований. Существует ряд социальных институтов (Д. Норт), обеспечивающих коллективное мышление (по Г. П. Щедровицкому). Люди, когда им нужно принять коллективное решение, собирают собрание, выбирают председателя или ведущего, явно или неявно устанавливают порядок выступлений и регламент. Эти глубоко укоренившиеся простые правила социального поведения [Нельсон, Уинтер, 2000] существуют в общественном сознании всех народов.
Принятие решений о будущем развитии региона вовлекает в себя знания философии, социологии, антропологии, биологии, психологии, экономики и т. д., потому что развитие региона должно быть вписано в развитие России и мира. Разумеется, среди региональных планировщиков существуют группировки и течения, имеющие различное представление о том, каким должно быть будущее региона. Разумеется, они выбирают среди многообразия мировой информации и концепций то, что соответствует интересам и устремлениям этих группировок. Раньше чем начнется экономическое соревнование или силовая борьба государств и регионов, происходит война сценариев, битва возможных вариантов лучшего будущего за общественное сознание [Громыко, 2004].
Но именно из позиционирования себя, своего региона в рамках мирового процесса явно или неявно исходят интеллектуалы-планировщики в выборе приоритетов развития своего региона. Отсутствие «фильтрации» дает равные когнитивные возможности представителям разных течений в борьбе сценариев. Это разнообразие обеспечивается законом о свободе печати и слова. Для применения какой-либо концепции к своему региону нужно обсудить ее с множеством специалистов. Для этого требуется проводить семинары - что обеспечивается статьей Конституции о свободе собраний. Важнейшую роль в эволюции региона играет идущий там региональный когнитивный процесс, и этот процесс регламентируется целой группой (матрицей [Кирдина, 2000]) социальных институтов, формальных и неформальных.
Когнитивная наука возникла в последние десятилетия XX в. Причиной ее зарождения стали принципиально новые возможности в исследовании мышления. Но эти возможности стали не только средством; они изменили сам принцип исследования, само понимание того, что есть мышление. Новая наука в полном соответствии с одним из тезисов теории научных революций Т. Куна [Кун, 2001] основана на новом научном сообществе.
Главной причиной того, что исследователи не смогли «вписаться» в рамки конвенциальной философской науки, было не различие в фундаментальных принципах, которыми они руководствовались, а принципиальная разница в методах исследования. Метод когнитивной науки - это метод естественных наук, метод построения структурных моделей и экспериментального исследования. Если философия исследовала мышление изнутри, от лица мыслящего субъекта и даже, еще точнее, не от субъекта, как физического существа, а от самой чистой мысли, чистого «Я», которое как бы существует изначально и лишь затем открывает себе тело, в котором существует («мыслю, следовательно, существую» Декарта), то в когнитивной науке мыслящий субъект превращается в физический и биологический объект исследования. Исследуются процессы, лежащие в основе мышления.
Дело не в том, что философы были неконструктивны, а в том, что в своем развитии естественные науки от исследования простых объектов и объектов с беспорядочной сложностью, типа газа, перешли к исследованию все более сложных упорядоченных систем (организмов, машин, сообществ [Рапопорт, 1969]) и в этом движении поднялись до исследования самого мышления. Люди научились создавать настолько сложные и точные когнитивные модели, что сложность этих моделей стала сравнима со сложностью своих создателей.
Естественнонаучным базисом когнитивной науки были нейрофизиология, антропология, этнография, кибернетика, теория информации, психология, лингвистика, компьютерная наука (computer science), и в особенности, исследования по искусственному интеллекту.
«Современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований ...восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, языковые функции, психология развития, мышление и решение задач, человеческий интеллект и искусственный интеллект; каждую из них мы рассмотрим отдельно» [Солсо, 2002].
Одним из неявных постулатов когнитивной науки является положение о том, что субъектами познания могут быть не только люди, но и автоматы (роботы), и коллективы людей, и иные разумные существа. То есть разум - это свойство особым образом организованной материи (К. Маркс, В. И. Ленин), и вопрос состоит в том, каким образом она должна быть организована.
«Общим для всех „когнитивистов“ является интерес к тому, как люди получают информацию, перерабатывают ее, хранят, используют
или забывают. Исходным пунктом служит положение о том, что любая деятельность, исполняемая человеком, требует существования у него представлений - репрезентаций, ориентируясь на которые он - сознательно или нет -планирует свое поведение. В качестве метафоры для когнитивных структур, которыми люди пользуются, чтобы организовывать свои знания о мире и создавать на их основе новые, часто употребляется слово „теории"» [Солсо, 2002. С. 34].
Одним из первых исследователей, предложивших парадигму распределенного познания, был Эдвин Хачхинс. В начале 1980-х гг. Хачхинс с коллегами проводил исследования работы команды корабля. К идее распределенного мышления их привело осознание того факта, что решения, необходимые для навигации и безопасности лайнера, не производились каким-либо одним человеком, а являлись продуктом системы из нескольких человек и комплекта соответствующих приспособлений.
Льюис и Сикара [Lewis, Sycara, 1993] назвали «распределенной моделью» (shared model) «.более всестороннюю модель рассматриваемой ситуации . которая включает опыт многих людей. Распределенная между агентами модель подразумевает общий словарный запас, благодаря которому эти агенты могут находиться в рациональной коммуникации». Распределенное мышление - это не какая-то специфическая ветвь когнитивной науки, относящаяся только к человеко-машинным системам. Этот подход имеет общее значение для всей когнитивной науки (заметим, и для всей человеческой культуры тоже).
«С этой точки зрения, познание расширяется от индивидуальной инициативы к распределенной активности. ... В этой модели, единицами анализа чаще являются не ментальные структуры в индивидуальных сознаниях, но взаимодействия в „реальном времени" между участниками и их окружающей средой» [Johnson, 2001]. К распределенным когнитивным процессам относится и региональный когнитивный процесс.
На уровне домохозяйств люди планируют будущее своей семьи - в хозяйственном, образовательном, социальном, демографическом и других аспектах. Уже на этом уровне оказываются задействованы глобальные концепции развития человечества. Выбирая направление образования для детей, пытаясь сориентировать их в выборе профессии, люди ориентируются на то представление о будущем, которое они смогли составить себе на основе различных источников - от телеви-
зионных передач и чтения фантастики до чтения серьезных журналов и произведений ведущих футурологов мира. Конечно, и на этом уровне большую роль играют обсуждения с друзьями и коллегами - т. е. задействуется коллективное мышление.
На уровне организаций планируется будущее как коммерческих, так и общественных. Все эти планы и происходящие в результате их реализации изменения вносят свой вклад в развитие территории, но играют роль в рамках своих интересов. Эти планы не должны (за исключением планов организаций, играющих важные социальные роли) согласовываться на уровне региона или района. Чтобы планировать будущее региона, надо иметь в объединенном сознании как модель объекта, будущее состояние которого мы хотим спланировать (своего региона), так и модель его окружающей среды, чтобы убедиться в том, что измененный или вновь созданный объект реализуем и сможет существовать в этой среде.
Основные тезисы о региональном когнитивном процессе:
1. Необходимая для планирования модель территориальной социально-экономической системы представляет собой систему, но идеальную, причем распределенную в сознании множества людей.
2. Стратегическое планирование в обществе является средством ускорения эволюции общества за счет моделирования будущего и сужения спектра мутаций (нежелае-мых изменений).
3. От моделей требуется соответствовать, быть изоморфными организации и движению объективных систем на входах и на выходах.
4. Ментальные модели («образы») в голове отдельного человека являются определенной организацией движения материи мозга, реализуемой тренированными нейронными сетями.
5. Модель регионального социума должна представлять собой целостную, холическую систему, связанную различными взаимодействиями в единый механизм, основным назначением которого является поддержание развития региона.
6. Когнитивная модель сложного объекта только отчасти представляет собой систему, выраженную в явном виде и зафиксированную письменно.
7. Региональные когнитивные модели имеют свою историю.
8. Когнитивные модели, как и предметы объективного мира, имеют иерархическое строение, т. е. строятся из относительно стандартных элементов на основе общих принци-
пов, заменяющих в отражении законы объективного мира1.
9. Мышление является одним из механизмов создания нового в природе и механизмом социальной эволюции.
10. В точной модели каждому элементу и связи объекта должны соответствовать элемент и связь модели.
Общая схема стратегического планирования. В самом общем смысле планирование представляет собой создание модели будущего некого системного объекта. Планировщики вынуждены отталкиваться от современного состояния объекта. При этом используются переведенные в информационную форму данные об объекте. Однако чаще всего достаточно полная модель региона отсутствует. Для ускорения процесса планирования и повышения его качества желательно создание постоянно действующей информационной модели объекта (региона). Гораздо выгоднее один раз создать такую модель и затем обновлять и уточнять ее.
На следующем этапе происходит коррекция субпланов, подвергающихся критике. Происходит новая сборка плана и так далее, до того момента, когда уровень замечаний не становится приемлемым (хотя, чаще всего, просто заканчиваются сроки).
Таким образом, имеем схему, аналогичную схеме Карла Поппера [Поппер, 2000]:
Р1 — ТТ —— ЕЕ —— Р2 (только вместо теорий фигурируют планы).
Планировщики пользуются двумя основными приемами: или просто изменяют количественные параметры уже имеющихся, или комбинируют имеющиеся в регионе элементы с новыми, известными им. Поскольку развитие региона происходит всегда с отклонениями от плана, то при планировании желательно иметь в сознании планировщиков наиболее богатый набор идей. Принципиальная схема планирования повторяет общую схему эволюции. Но имеются существенные отличия: во-первых, мы имеем исходную организованность, идею - в общем, когнитивную модель нашего объекта (региона); во-вторых, имеется возможность генерировать варианты, отклоняющиеся от этой исходной модели.
В отличие от биологической эволюции в региональных системах не создаются физические
1 В отличие от объективного мира, когнитивные модели индивида и общества эклектичны. Общий ментальный мир индивида разделен на множество зон, соответствующих типам деятельности, и каждая из зон строится на своих принципах. Так, например, мы наблюдали людей, общественная деятельность которых строилась на принципах марксизма, а бытовая - на принципах домостроя и накопительства.
реализации мутированных структур. Регион не может попробовать измениться сначала согласно одному плану, а затем - согласно другому, пятому, десятому, с тем, чтобы выбрать наилучший вариант. Поэтому отбор планов, т. е. вариантов развития, производится на промежуточном уровне отбора, а именно - на уровне общественного обсуждения.
Чем шире требования к качеству планирования будущего, чем больше людей со своими ментальными моделями региона привлекаются к экспертизе, чем лучше организована коммуникация между ними, тем выше качество стратегий и планов на будущее, тем меньше риск невыполнения планов. Таким образом: точность исходной модели будущего региона, сложность модели требуют соответствующей среды для планирования. Такая среда в современных условиях образуется средствами хранения информации (баз данных), программного обеспечения, достоверной информацией о регионе, системой ГИС, математическим моделированием трендов развития наиболее значимых субъектов экономики региона и хорошо организованной работой группы планировщиков.
Наличие в составе проектировщиков экспертов с сильным инновационным чутьем, находящихся в курсе новейших технологических, экономических и социальных тенденций.
Развитые средства сужения спектра мутаций: наличие в составе проектировщиков экспертов с широким кругозором, представляющих диалектику социально-экономического развития различных регионов мира, историю успеха и неудач.
Использование возможностей человеко-машинной системы проектирования, обеспечивающую быструю и точную конкретизацию планов (вплоть до технических деталей) на основе исходных концептуальных решений.
Развитую многоуровневую систему обсуждения предложенных планов на основе подключения все более широких кругов специалистов и населения по мере конкретизации плана.
Для поддержания целостности перспективной модели региона необходима совершенная организация коммуникации между создающими ее планировщиками.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Сухарев Михаил Валентинович
старший научный сотрудник, к. э. н.
Институт экономики Карельского научного центра РАН пр. А. Невского, 50, Петрозаводск, Республика Карелия, Россия, 185030
эл. почта: misukharev@gmail.com тел.: (8142) 572090
Современные информационные технологии предлагают возможности значительного усовершенствования регионального когнитивного процесса за счет создания постоянно действующего сообщества экспертов-планировщи-ков, взаимодействующих через сеть Интернет.
Осознание и анализ регионального планирования и управления с точки зрения распределенного когнитивного процесса разработок оптимальных моделей будущего позволяет обнаружить «узкие места» и значительно повысить уровень их практической реализации.
Литература
Громыко Ю. В. Сценарная паноплия. Сценарий для России: русский путь. Новая повестка дня для Президента. М., 2004. 400 с.
Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000. 213 с.
Кун Т. Структура научных революций. М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. 608 с.
Нельсон Р., Уинтер С. Эволюционная теория экономических изменений. М.: ЗАО «Финстатинформ», 2000. 474 с.
Поппер К. Эволюционная эпистемология // Эволюционная эпистемология и логика социальных наук. М.: Эдиториал УРСС, 2000. С. 57-74.
Рапопорт А. Различные подходы к общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1969. С. 55-79.
Солсо Р. Когнитивная психология. СПб.: Питер, 2002. 592 с.
Фукидид. История. Л.: Наука, 1981. 543 с.
Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 380 с.
Egidi M., Rizzello S. Cognitive economics. Cheltenham. UK.: E. Elgar Pub., 2004. 452 p.
McCain R. A. A framework for cognitive economics. Westport, Conn.: Praeger, 1992. 317 p.
Walliser B. Cognitive Economics. Berlin Heidelberg: Springer-Verlag, 2008. 182 p.
Hutchins E. L., Klausen T. Distributed cognition in an airline cockpit // Cognition and Communication at Work. N.Y.: Cambridge University Press, 1996. P. 15-34.
Johnson C. M. Distributed primate cognition: a review // Animal Cognition. 2001. N 4. P. 167-183.
Lewis C. M., Sycara K. Reaching Informed Agreement in Multispecialist Cooperation // Group Decision and Negotiation. 1993. Vol. 2(3). P. 279-300.
Tomasello М. Primate Cognition: Introduction to the Issue // Cognitive Science. 2000. Vol. 24. P. 351-361.
Sukharev, Mikhail
Institute of Economic Studies, Karelian Research Centre, Russian Academy of Sciences
50 A. Nevsky St., 185030 Petrozavodsk, Karelia, Russia e-mail: misukharev@gmail.com tel.: (8142) 572090