Научная статья на тему 'Когнитивные и адаптивные способности детей с психическими нарушениями'

Когнитивные и адаптивные способности детей с психическими нарушениями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
418
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ИНТЕЛЛЕКТ / COGNITIVE ABILITIES / INTELLIGENCE / ADAPTATION
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Алексеева А. М., Щелкова О. Ю., Бурина Е. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивные и адаптивные способности детей с психическими нарушениями»

Ключевые слова: здоровье, профилактика, заболеваемость, дети, подростки, население, окружающая среда, социальные факторы.

Key words: health, preventive measures, morbidity, children, teenagers, population, environment, social factors.

УДК 159.972

А.М. Алексеева, О.Ю. Щелкова, Е.А. Бурина

КОГНИТИВНЫЕ И АДАПТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ12

Санкт-Петербургский государственный университет,

med@psy.spbu. ru

Современное общество обеспокоено наблюдающимся в последнее время ростом психических расстройств в детском и подростковом возрасте со значительными нарушениями адаптации. Проблема совершенствования научнотеоретического аппарата комплексного психологического обследования ребенка с психическими нарушениями, направленного на диагностику особенностей социальной адаптации, с целью создания индивидуализированных коррекционных программ, обеспечивающих полноценное развитие личности такого ребёнка, остра и своевременна. В связи с этим представляется актуальным выявление взаимосвязи между когнитивными способностями и уровнем социальнопсихологической адаптации детей и подростков различных нозологических групп. Цель исследования: выявление особенностей интеллектуального развития и социально-психологической адаптации детей различных клинических групп с помощью комплекса психодиагностических методов, а также предварительная апробация новой зарубежной шкалы адаптивного поведения для оцен-киуровня социализации в важнейших сферах жизнедеятельности ребенка.

Материал исследования. Исследование проведено на базе СПбГКУЗ ЦВЛ «Детская психиатрия» им. С. С. Мнухина. Всего обследовано 100 детей и подростков с психическими расстройствами в возрасте от 8 до 14 лет, находящихся на лечении в стационаре (из них 50% — младший школьный возраст, от 8 до 10

Исследование проведено при поддержке фонда РГНФ. Рег.№ 11-06-01096 от 01.01.2011 2Alekseeva A. M., Schelkova O. Y., Burina E. A.Cognitive and adaptive abilities of children with mental disabilities.

лет и 50% — подростковый возраст, от 11 до 14 лет). В группе обследованных детей значительно преобладали мальчики — 90%. По характеру нозологической принадлежности все обследованные были разделены на две группы: 1 группа (53% детей) - расстройства, характеризующиеся преимущественным нарушением познавательных (когнитивных) функций (умственная отсталость, атипичный аутизм с умственной отсталостью, слабоумие вследствие эпилепсии), 2 группа (47% детей) - преимущественно личностные (характерологические) и поведенческие расстройства, обусловленные органическим поражением головного мозга.

Методы исследования. Клинико-психологический метод реализовался с помощью изучения медицинской документации и составления на каждого ребенка медико-психолого-социального анамнеза по специально разработанной схеме, для психометрической оценки уровня и структуры интеллекта использовалась «Шкала Векслера для исследования интеллекта детей» [1], для психо-

метрической оценки уровня социально-психологической адаптации изученных детей, а также с целью апробации в русскоязычной среде была использована новая шкала адаптивного поведения «VmelandAdaptiveBehavюrScale» (VABS), разработанная специально для исследования лиц с психическими расстрой-ствами[2]. Математико-статистическая обработка данных осуществлена с помощью SPSS-20.

Результаты исследования. Обнаружено значительное снижение основных показателей уровня развития интеллекта, а также низкие результаты по все-мсубтестам методики WISC в первой экспериментальной группе. Полученные результаты являются психометрическим подтверждением соответствия нозологической квалификации, осуществляемой клинически врачами-психиатрами.

Было выявлено снижение показателей специализированных шкал методики УЛБ$, идентифицирующих развитие коммуникативных возможностей, навыков самообслуживания, межличностного взаимодействия и преодоления фрустрирующих ситуаций, развитость психомоторики, а так же преобладание признаков дезадаптивного поведения в группе детей с нарушениями интеллекта, что позволило сделать вывод о том, что интеллектуальная недостаточность является определяющим фактором нарушения социально-психологической адаптации.

Таким образом, выявленная взаимосвязь когнитивных и адаптивных способностей у детей и подростков со сниженными интеллектуальными функция-

ми позволяет прогнозировать успешность использования «Шкалы адаптивного поведения» (VABS) для получения качественной и многомерной картины адаптивных возможностей детей с нарушениями интеллекта.

Литература:

1. Ильина М. Н. Психологическая оценка интеллекта у детей. СПб.: Питер, 2006. 368 с.

2. Sparrow S. S., Cicchetti D. V., David A., Balla D. A. Vineland-II, Vineland Adaptive Behavior Scales: Survey Forms Manual. Bloomington: NCS Pearson, Incorporated, 2005. 330 р.

Ключевые слова: адаптация, когнитивные способности, интеллект.

^y word: cognitive abilities,intelligence, adaptation.

УДК 614.212.

Т.М. Алексеева, М.Г. Соколова ПЕДИАТРИЧЕСКАЯ ПАЛЛИАТИВНАЯ ПОМОЩЬ1

Северо-западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова, Санкт-Петербург, sokolova.m08@mail.ru

Введение.В основе паллиативной помощи лежит междисциплинарный подход, в процесс вовлекаются пациент, его близкие и общественность. Главная задача - предупреждение и облегчение страданий пациента благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и купированию тягостных физических симптомов, а также оказание психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким [1, 2]. Паллиативная помощь детям — это область медицины, предполагающая комплексный: физический, эмоциональный, медицинский, социальный и духовный подход к больному ребенку, имеющему ограниченный срок жизни вследствие наличия неизлечимого заболевания, когда возможности специализированного лечения ограничены или исчерпаны [3]. Паллиативная педиатрия должна обеспечить наилучшее качество жизни ребенка с терминальным состоянием, оказывать поддержку семье в процессе ухода за боль-

1Alekseeva T.M., Sokolova M.G. Pediatric palliative help.

235

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.