Научная статья на тему 'Когнитивные факторы производства: проблема определения базовых понятий'

Когнитивные факторы производства: проблема определения базовых понятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
253
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / COGNITIVE PRODUCTION FACTORS / РЕСУРСНАЯ ТЕОРИЯ / RESOURCE THEORY / СИСТЕМНАЯ ПАРАДИГМА / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / EVOLUTIONARY ECONOMICS / СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / SUBJECT-OBJECT APPROACH / ТИПОЛОГИЯ / TYPOLOGY / ВНУТРЕННЯЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / INTERNAL ECONOMIC EFFECTIVENESS / HIGH-TECHNOLOGY ENTERPRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горлачева Евгения Николаевна

В статье обоснована актуальность исследования и концептуального развития понятийного аппарата феномена когнитивных факторов производства. В настоящее время, ввиду многообразия концепций факторов производства и наличия плюрализма в экономической науке, дискуссионным вопросом являются соотношения классических и новых понятий, что затрудняет операционализацию теоретических построений; не определены содержание, объем и границы базовых понятий, лежащих в основе концепций факторов производства. В статье проведен анализ известных подходов, позволяющих разграничить содержание понятий «ресурсы», «способности», «факторы». С использованием субъект-объектного подхода определена двойственная природа когнитивных факторов производства, которые могут рассматриваться и как пассивный элемент источник ренты, и как активный движущая сила. Распространение современных информационно-коммуникационных технологий определяет требования к качеству человеческих ресурсов, выделив интеллектуальную составляющую в когнитивный фактор производства. На основе выбранных критериев предложена типология когнитивных факторов производства, позволяющая их использовать в практике высокотехнологичного наукоемкого предприятия. Сформулированные свойства когнитивных факторов производства обеспечивают формирование конкурентных преимуществ и создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Приведены выводы, подтверждающие актуальность и необходимость исследования когнитивных факторов производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE PRODUCTION FACTORS: THE PROBLEM OF BASIC CONCEPTS DEFINITION

The paper postulates the relevance of the research and conceptual development of the scientific framework in cognitive production factors phenomenon. Currently due to the variety of production factors concepts and the presence of pluralism in economic science, a controversial issue is the relation of classical and new concepts, which complicates the operationalization of theoretical constructions; the content, volume and boundaries of the basic concepts underlying the concepts of production factors. In the present paper the analysis of the well-known approaches distinguishing the content of the concepts of “resources”, “ability”, “factors” is given. On the base of the subject-object approach, the dual nature of cognitive production factors is determined, that can be considered as a passive element a source of rent, and as an active one a driving force. The spread of modern information and communication technologies determines the requirements for the quality of human resources, highlighting the intellectual component in the cognitive production factor. On the basis of the selected criteria the typology of cognitive production factors is proposed, allowing their usage in practical activity of high-technology scientific intensive enterprises. The formulated properties allow providing the competitive advantages and the creation of high value added products. The conclusions confirming the relevance and necessity of the study of cognitive production factors are formulated.

Текст научной работы на тему «Когнитивные факторы производства: проблема определения базовых понятий»

Gorlacheva Evgeniya Nikolaevna COGNITIVE PRODUCTION ...

economic sceinces

УДК 334.78

КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВЫХ ПОНЯТИЙ

© 2018

Горлачева Евгения Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Промышленная логистика» Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет) (105005, Россия, Москва, 2-я Бауманская, 5, стр.1, e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье обоснована актуальность исследования и концептуального развития понятийного аппарата феномена когнитивных факторов производства. В настоящее время, ввиду многообразия концепций факторов производства и наличия плюрализма в экономической науке, дискуссионным вопросом являются соотношения классических и новых понятий, что затрудняет операционализацию теоретических построений; не определены содержание, объем и границы базовых понятий, лежащих в основе концепций факторов производства. В статье проведен анализ известных подходов, позволяющих разграничить содержание понятий «ресурсы», «способности», «факторы». С использованием субъект-объектного подхода определена двойственная природа когнитивных факторов производства, которые могут рассматриваться и как пассивный элемент - источник ренты, и как активный - движущая сила. Распространение современных информационно-коммуникационных технологий определяет требования к качеству человеческих ресурсов, выделив интеллектуальную составляющую в когнитивный фактор производства. На основе выбранных критериев предложена типология когнитивных факторов производства, позволяющая их использовать в практике высокотехнологичного наукоемкого предприятия. Сформулированные свойства когнитивных факторов производства обеспечивают формирование конкурентных преимуществ и создание продуктов с высокой добавленной стоимостью. Приведены выводы, подтверждающие актуальность и необходимость исследования когнитивных факторов производства.

Ключевые слова: высокотехнологичное предприятие, когнитивные факторы производства, ресурсная теория, системная парадигма, эволюционная экономика, субъект-объектный подход, типология, внутренняя экономическая эффективность.

COGNITIVE PRODUCTION FACTORS: THE PROBLEM OF BASIC CONCEPTS DEFINITION

© 2018

Gorlacheva Evgeniya Nikolaevna, candidate of economic sciences, associate professor of Industrial Logistics Department Bauman Moscow State Technical University (National Research University) (105005, Russia, Moscow, 2-ndBaumnaskaya street, 5, building 1, e-mail: [email protected])

Abstract. The paper postulates the relevance of the research and conceptual development of the scientific framework in cognitive production factors phenomenon. Currently due to the variety of production factors concepts and the presence of pluralism in economic science, a controversial issue is the relation of classical and new concepts, which complicates the operationalization of theoretical constructions; the content, volume and boundaries of the basic concepts underlying the concepts of production factors. In the present paper the analysis of the well-known approaches distinguishing the content of the concepts of "resources", "ability", "factors" is given. On the base of the subject-object approach, the dual nature of cognitive production factors is determined, that can be considered as a passive element - a source of rent, and as an active one - a driving force. The spread of modern information and communication technologies determines the requirements for the quality of human resources, highlighting the intellectual component in the cognitive production factor. On the basis of the selected criteria the typology of cognitive production factors is proposed, allowing their usage in practical activity of high-technology scientific intensive enterprises. The formulated properties allow providing the competitive advantages and the creation of high value added products. The conclusions confirming the relevance and necessity of the study of cognitive production factors are formulated.

Keywords: high-technology enterprises, cognitive production factors, resource theory, evolutionary economics, subject-object approach, typology, internal economic effectiveness.

В настоящее время существенно изменилась структура факторов производства высокотехнологичных наукоемких предприятий. В экономике знаний определяющими факторами становятся не столько материальные и финансовые ресурсы, сколько научные исследования и разработки, ноу-хау, технологии организации производства. «Машинные» технологии уступают место интеллектуальным. Ведущими становятся когнитивные факторы производства (КФП) [1-3].

Возникает необходимость исследования понятийного аппарата, выделение типов когнитивных факторов производства, определение их свойств, направленных на повышение внутренней экономической эффективности высокотехнологичных наукоемких предприятий (далее - ВНП).

Целью настоящей статьи является разграничение сходных по содержанию понятий: «ресурсы», «способности», «факторы», т.к. в большинстве теоретических исследований эти понятия рассматриваются как синонимы [4-6]. Однако четкость в определении базовых понятий любой концепции является необходимым условием ее успешного развития.

Согласно экономическому словарю [7], «ресурсы» -это источники, средства обеспечения производства, используемые в хозяйственной деятельности. «Факторы» - всякий ресурс, необходимый для выпуска продукции. «Способности» - индивидуальные свойства предприятия, являющиеся условием успешного выполнения какой-либо деятельности. Стоит отметить, что термин «способности» в наибольшей степени используется в области стратегического менеджмента, тогда как «факторы» и «ресурсы» чаще используются в экономике промышленности. В таблице 1 представлены определения исследуемых понятий, наиболее часто встречающихся в экономической научной литературе [8-12].

Несмотря на многолетний опыт исследования и использования перечисленных базовых понятий, экономисты исходят из разных представлений и об объеме этих понятий. Выделим два преобладающих подхода, первый из которых объединяет понятия «ресурсы» и «способности», а второй - разграничивает те же самые понятия

[4].

В первом случае используется расширенная трактовка ресурсов, при которой способности предпри-

126

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)

экономические науки

Горлачева Евгения Николаевна КОГНИТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ...

ятия рассматриваются как разновидность ресурсов. Так, Б. Вернерфельт определил ресурсы как «что-либо, что может быть принято как сильные или слабые стороны конкретного предприятия» [10]. Ряд исследователей применяют термин «ресурсы» для описания практически всего, что позволяет предприятию порождать и ре-ализовывать конкурентные преимущества предприятия, способствующие повышению его эффективности.

Таблица 1

Понятие Определение Представители научных школ

умение создавать или распознавать возможности, приводящие к конкурентными преимуществам. Д.Дж. Тис (стратегический менеджмент);

Способность потенциал группы ресурсов в осуществлении определенной задачи или вида деятельности Р. Грант (стратегический менеджмент)

регулярно повторяющиеся и предсказуемые способы ведения деятельности. Р. Нельсон, С. Дж. Уинтер (эволюционная экономическая теория)

источник экономической ренты, определяющий конкурентные преимущества предприятия Д. Рикардо (классическая экономическая теория) Й. Шумпетер (эволюционная экономическая теория)

Ресурс «.. .все, что может быть определено как сильная или слабая сторона какой-либо фирмы.» Б. Вернерфельт (стратегический менеджмент)

активы, которые привязаны к фирме на постоянной основе, обеспечивающей ей уникальность Э. Пенроуз (классическая экономическая теория)

Фактор специфические для предприятия активы, которые определяют основной бизнес предприятия и при этом трудно воспроизводимые конкурентами Д. Рикардо (классическая экономическая теория) К. Маркс (классическая экономическая теория) Й. Шумпетер (эволюционная экономическая теория)

Второй подход, предложенный Э. Пенроуз, основывается на разграничении понятий «ресурсов» и «способностей». По Э. Пенроуз, «предприятие может извлекать ренту не потому, что обладает лучшими ресурсами, а, вследствие наличия отличительной способности, позволяющей лучше использовать эти ресурсы» [11]. Понятие способностей достаточно полно определено в [13] как регулярно повторяющиеся и предсказуемые способы ведения деятельности, являющиеся последовательностью скоординированных действий индивидов.

Р. Грант развил эту идею, отметив, что «в то время как ресурсы являются источником способностей предприятий, способности есть основной источник его внутренней эффективности и конкурентных преимуществ...» [6]. Помимо этого различия сторонники второго подхода считают существенным организационную природу способностей. Эта особенность создания способностей делает абсолютно невозможной их куплю-продажу отдельно от предприятия. Согласно этой логике, именно встроенные в предприятия способности, а не доступность ценных физических или нематериальных ресурсов оказывается определенным условием конкурентных преимуществ. Проанализированные подходы показывают, что используемые понятия расплывчаты, часто одно понятие выражается через другое.

Для разграничения содержания исследуемых понятий используем субъект-объектный подход [14]. В соответствии с ним, объект исследуется исходя из представлений субъекта. Согласно этому подходу, ресурсы представляют собой пассивные элементы - объектное

начало («на что воздействуем, что изменяется»), способности представляют собой активные элементы - субъектное начало («кто/что воздействует, изменяет») [9]. Объединяющим понятием выступает понятие «фактор» (от лат. - действующий, преобразующий), которое обладает двойственной субъект-объектной природой.

Фактор можно рассматривать и как источник, и как движущую силу, посредством которой ВНП достигает внутренней эффективности. Таким образом, в качестве базового понятия будем использовать понятие «факторы производства». Использование субъект-объектного подхода позволило уточнить, что фактор производства, обладает двойственной субъект-объектной природой и может рассматриваться и как пассивный элемент - источник ренты, и как активный элемент - движущая сила в хозяйственном кругообороте ВНП.

Для современного этапа экономического развития характерен рост информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также качественные изменения типов общественно-значимой деятельности человека: труд, характерный для индустриального общества, заменяется творчеством в постиндустриальном обществе [15; 16]. Внедрение современных ИКТ обусловили особые требования к качеству человеческих ресурсов, выделив в них интеллектуальную составляющую и сделав их самостоятельным фактором производства [17; 18].

Таким образом, можно отметить, что когнитивные факторы производства, задействованные в деятельности хозяйствующих субъектов довольно многообразны, в связи с чем возникает вопрос об их типологии.

Для определения идентификационных и классификационных характеристик КФП необходимо ответить на два основных вопроса [19, 20]:

1. В чем состоит различие между типами КФП?

2. Есть ли естественная «система координат», в которой можно было бы разместить типы КФП в виде непересекающихся множеств?

Учитывая, что в постиндустриальной экономике ВНП используют большое число нематериальных факторов производства: цифровые двойники продуктов, патенты, лицензии, ноу-хау, в качестве основного критерия разграничения выделим степень овеществленности / неовеществленности или дихотомию «материальные/ нематериальные».

По степени использования КФП могут быть активно задействованы в хозяйственном кругообороте, либо же представлять собой потенциальные возможности (ин-тенциональные КФП). Вторая используемая дихотомия «активные/интенциональные».

Все это говорит о том, что наличие/отсутствие материальной/нематериальной и активной/интенциональной характеристик является естественным признаком дифференциации КФП. Таким образом, в зависимости от предложенных критериев можно выделить четыре типа КФП (рис.1).

Рисунок 1 - Типология когнитивных факторов производства

К первому типу - материальные активные (МА) относятся основные фонды, овеществленные предметы и средства труда. Ко второму типу - нематериальные активные (НМА) относятся системы отношения с клиен-

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2018. Т. 7. № 2(23)

127

Gorlacheva Evgeniya Nikolaevna economic

COGNITIVE PRODUCTION ... sceinces

тами, поставщиками, дистрибьюторами, патенты, ноу-хау, лицензии и т.д. К третьему типу - материальные интенциональные (МИ) относятся уровень квалификации сотрудников. К четвертому типу - нематериальные интенциональные (НМИ) относится организационная культура.

В целом КФП являются той непрерывной, воспроизводящейся основой, на которой выстраивается внутренняя эффективность ВНП. При этом особенности внутренней эффективности ВП обусловлены свойствами КФП.

Сформулируем основные свойства КФП:

релятивность - в процессе хозяйственной деятельности КФП видоизменяются, трансформируются, появляются новые, исчезают старые. Перечень КФП никогда не является исчерпывающим;

разнообразие - различие в экономических результатах предприятий, действующих на одном товарном рынке, обусловлено разнообразием КФП, которыми располагает ВНП. Разнообразие КФП обеспечивает конкурентные преимущества;

взаимодополняемость - в процессе хозяйственной деятельности КФП используются совместно, поэтому уместно говорить о пропорциях и соотношениях. В конкретных экономических условиях факторы производства применяются в разнообразном сочетании и в разнообразных пропорциях. Такая взаимозаменяемость и количественная переменность являются типичными. С одной стороны, они связаны с ограниченностью ресурсов, а с другой - с эффективностью их использования. В реальных условиях ВНП стремятся найти такое сочетание факторов производства, при котором обеспечивается наибольший выход продукции при наименьших затратах. Скорость технологического прогресса и сокращение сроков полезного использования материальных КФП может компенсироваться за счет использования нематериальных КФП (репутации, финансовой устойчивости, социальной ответственности и т.д.);

неистощаемость - информационная природа КФП является бесконечно возобновляемой субстанцией, способная в определенном смысле преодолевать ограничения всех прочих ресурсов;

проактивность - использование КФП позволяет проектировать способы, средства и условия, требуемые для свершения необходимых событий, постановки и решения атипичных задач.

Сформулированные свойства КФП позволяют обеспечивать внутреннюю эффективность ВП за счет сочетания уникальных характеристик, обеспечивающих создание ценности и реализацию конкурентных преимуществ.

Таким образом, анализ известных подходов позволил разграничить понятия «фактор производства», «ресурсы», «способности», определить двойственную субъект-объектную природу когнитивных факторов производства. На основе известных критериев предложена типология КФП, включающая материально-активные, нематериально-активные, материально-интенциональ-ные, нематериально-интенциональные. Формирование конкурентных преимуществ ВНП происходит за счет реализации выявленных свойств КФП.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Клейнер Г.Б. Системная экономика как платформа развития современной экономической теории // Вопросы экономики. 2013, № 6, С. 4-27.

2. Маевский В. И., Малков С.Ю., Рубинштейн А.А. Новая теория воспроизводства капитала: развитие и практическое применение. М.; СПб., Нестор-История, 2016, 256 с.

3. Горлачева Е.Н. Когнитивные факторы производства: постановка проблемы исследования // Вестник МГОУ. Серия Экономика. 2018, № 2, С. 14-20.

4. Катькало В.С. Место и роль ресурсной концепции в развитии теории стратегического управления // 128

Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент. 2003, Вып. 3 (24), С. 3-17.

5. Прахалад К.К., Хамел Г. Ключевая компетенция корпорации // Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент. 2003. Вып. 3 (24), С. 18-46.

6. Грант Р.М. Ресурсная теория конкурентных преимуществ: практические выводы для формирования стратегии // Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент. 2003, Вып. 3 (24), С. 47-75.

7. Большой экономический словарь: более 20000 терминов и определений / авт. и сост. А. Б. Борисов. М.: Книжный мир, 2010, 895 с.

8. Тис Д.Дж. Выявление динамических способностей: природа и микрооснования (устойчивых) результатов компании // Российский журнал менеджмента. 2009, Т.7, №4, с.59-108.

9. Гребнев Л.С. Ресурсы и факторы производства: тождество, различие или противоположность? // Вопросы экономики. 2010, № 4, С. 135-150.

10. Вернерфельт Б. Ресурсная трактовка фирмы // Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент. 2006, Вып. 1, С. 103-118.

11. Катькало В.С. Ресурсная концепция стратегического управления: генезис основных идей и понятий // Вестник СПбГУ. Серия Менеджмент. 2004, Вып. 4 (32), С. 20-42.

12. Барни Дж.Б. Может ли ресурсная концепция принести пользу исследованиям в области стратегического управления? - Да // Российский журнал менеджмента. 2009, Т. 7, № 2, С. 71-92.

13. Нельсон Р., Уинтер С.Дж. Эволюционная теория экономических изменений. М.: Дело, 2002, 535 с.

14. Степин В.С. Саморазвивающиеся системы и пост-неклассическая рациональность // Вопросы философии. 2003, № 8, С. 5-17.

15. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А. Системная сбалансированность экономики. М.: Из-во «Научная библиотека», 2017, 320 с.

16. Брижань А.В., Фалько С.Г. Проблемы внедрения управленческих инноваций на предприятиях // Инновации в менеджменте. 2017, № 4, С. 4-9.

17. Беккер Г. Человеческое поведение. Экономический подход. Избранные труды по экономической теории: пер. с англ./ сост., науч. Ред., послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин. М., ГУ ВШЭ, 2003, 672 с.

18. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.: Акад. нар. хоз-ва: Дело, 1994, 687 с.

19. Вайдлих В. Социодинамика: системный подход к математическому моделированию в социальных науках: пер. с англ. / под ред. Ю.С. Попкова, А.Е. Семечкина. М.: Едиториал УРСС, 2004, 480 с.

20. Клейнер Г.Б. Системные основы цифровой экономики // Философия хозяйства. 2018, № 1 (115), С. 131-143.

Статья поступила в редакцию 29.04.2018

Статья принята к публикации 25.06.2018

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2018. Т. 7. № 2(23)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.