Научная статья на тему 'КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЗНАНИЙ О МИРЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ'

КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЗНАНИЙ О МИРЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цветовой континуум / концепция / семантика / когнитивно-дискурсивный подход / интеграция.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Базарбаева Альбина Мингалиевна

Анализ концептов не ограничивается рассмотрением их как единиц культуры; также важным является аспект ментальной информации, заключенной в этих концептах, относительно объектов и/или явлений действительности. Когнитивистика подчеркивает тесную связь между языком и человеческой способностью восприятия, что проявляется в организации поступающей информации в соответствии с принципом антропоцентричности. Следовательно, когнитивный подход к анализу цветообозначений направлен на раскрытие особенностей языковой концептуализации цвета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЗНАНИЙ О МИРЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ»

КОГНИТИВНЫЕ АСПЕКТЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ЗНАНИЙ О МИРЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦВЕТООБОЗНАЧЕНИЙ Базарбаева Альбина Мингалиевна

Узбекский государственный университет мировых языков PhD, доцент https://doi.org/10.5281/zenodo.10675906

Аннотация. Анализ концептов не ограничивается рассмотрением их как единиц культуры; также важным является аспект ментальной информации, заключенной в этих концептах, относительно объектов и/или явлений действительности. Когнитивистика подчеркивает тесную связь между языком и человеческой способностью восприятия, что проявляется в организации поступающей информации в соответствии с принципом антропоцентричности. Следовательно, когнитивный подход к анализу цветообозначений направлен на раскрытие особенностей языковой концептуализации цвета.

Ключевые слова: цветовой континуум, концепция, семантика, когнитивно-дискурсивный подход, интеграция.

Согласно когнитивному подходу, язык рассматривается как универсальный когнитивный инструмент, представляющий собой систему символов, которые служат для представления (кодирования) и трансформации информации. Эта система одновременно является объектом, внешним и внутренним для субъекта, созданным независимо от него и подлежащим усвоению в процессе онтогенеза. Такая двойственность языка выделяет его среди других форм когнитивной деятельности [Croft, Cruse 2004: 17-18].

Исследования в этой области "дают ключ к раскрытию человеческой когниции в целом" [Deane 1992: 1], особенно механизмов категоризации и концептуализации.

Когнитивная наука установила тесную взаимосвязь между языком и человеческой способностью восприятия, что проявляется в организации внешней информации в соответствии с принципом ориентации на человека. Таким образом, когнитивный подход к анализу цветовых терминов направлен на выявление особенностей языкового восприятия цвета.

Категоризация как определяющий механизм отражения действительности.

При изучении цветовых прилагательных важно учитывать, что физиологические процессы цветового восприятия играют значительную, но не единственную роль в представлении о цвете. Процесс категоризации цвета представляет собой гибкий механизм, подверженный воздействию когнитивных факторов; следовательно, акцент в исследовании должен быть смещен в сторону изучения механизмов, связывающих внешний мир с ментальными представлениями человека.

Понятие категоризации следует рассматривать как ключевое в области когнитивной лингвистики. Дж. Лакофф подчеркивал, что "изучение процессов категоризации чрезвычайно важно для понимания того, как мы мыслим и взаимодействуем. Перемещаясь в физическом мире, мы неосознанно категоризируем людей, животных и физические объекты" [Lakoff 1987: 5-6].

Существенным аспектом является формирование категорий в результате взаимодействия с окружающим миром. Это взаимодействие осуществляется через физическое тело человека, что подчеркивает, что основой для формирования категорий является физический опыт. Такой подход был назван Дж. Лакоффом "эмпирический реализм" [Lakoff 1987: 56]. Из этой перспективы концептуальная система ограничена

возможностями восприятия, физического взаимодействия и социального взаимодействия. Абстрактное мышление и воображение, хотя и не прямо связаны с физическим опытом, играют роль через механизмы, такие как метафора, метонимия и аналогия. Например, понятие "времени" абстрактно воспринимается метафорически как движение.

М. Джонсон также указывает, что существуют определенные структуры, организующие наш опыт и наше понимание окружающего мира. Такие структуры он называет образами - схемами (image schemata) и определяет их как "состоящие из небольшого числа ролей и отношений, благодаря которым они способны структурировать бесконечно много ощущений, образов, событий. Образ - схема действует на уровне ментальной организации" [Johnson 1987: 29].

Можно сделать вывод, что категоризация — это ментальный процесс, основанный на физическом опыте и структурированный абстрактной "образ-схемой". Данный процесс может быть представлен следующим образом:

Принципы структурирования (image schemata) проистекают из взаимодействия тела с реальным миром, служа посредником между объективной реальностью и нашим пониманием её. Длинные стрелки указывают на то, что концептуальные категории представляют собой ментальные единицы, косвенно связанные с окружающим миром (обозначено штрихпунктирными линиями) и основанные на восприятии человеком действительности.

Среди наиболее значимых образных схем выделяются следующие: схема "вместилище", которая возникает из представления о том, что человеческое тело является своего рода контейнером, с одной стороны, и объектом, находящимся внутри контейнера, например в комнатах, с другой; схема "часть - целое", проистекающая из восприятия человеком своего тела как целого, состоящего из отдельных частей; а также схема "центр -

периферия", которая основана на рассмотрении человеческого тела с точки зрения наличия центральных и периферийных частей.

Присутствие центра и периферии оказывает определенное воздействие на способ восприятия реальности. Например, все основные названия цветов рассматриваются как центры категорий, при этом менее важные цветовые обозначения воспринимаются как периферийные.

Кроме того, семантика цветолексем также основывается на противопоставлении "центр - периферия", где в качестве центрального выступает прямое номинативное значение, являющееся базой для образования переносных значений, располагающихся на периферии.

Таким образом, структурирование окружающей действительности человеком под влиянием его мышления обусловлено его физической организацией, поскольку он ориентируется на свойства собственного тела для понимания характеристик внешнего мира. Таким образом, принципы, применяемые человеком для организации окружающей среды, базируются на восприятии себя как образца для структурирования связей и отношений.

REFERENCES

1. Lakoff G., Johnson M. Metaphors We live by. - Chicago, London: The University of Chicago Press, 1980. - 242 p.

2. Lakoff G. Women, Fire, and Dangerous Things: What categories reveal about the mind. -Chicago and London: The University of Chicago Press, 1990. - 607 p.

3. Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация / Под. ред. В.И. Герасимова. М.: Прогресс, 1989. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.