Научная статья на тему 'Когнитивное обучение в контексте развития взаимодействия субъектов образовательного процесса'

Когнитивное обучение в контексте развития взаимодействия субъектов образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2546
179
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ЗНАНИЙ / КОГНИТИВНАЯ ГОТОВНОСТЬ К ИННОВАЦИЯМ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ РЕСУРС / ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ К НОВОВВЕДЕНИЯМ / COGNITIVE LEARNING / INTERACTION / COMPETENCE / REPRESENTATION OF KNOWLEDGE / COGNITIVE READINESS TO INNOVATIONS / INTELLECTUAL RESOURCES / INNOVATIVE THINKING / TOLERANCE FOR INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Ю.В., Камнева О.А.

В статье когнитивное обучение рассматривается с позиции изучения взаимодействия субъектов образовательного процесса. Определяется необходимость разработки новых форм, методов работы, а также формирования современной образовательной стратегии, направленной на повышение эффективности при усвоении знаний. Подчеркивается идея изменения устоявшихся способов управления образовательным процессом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive training in the context of development of interaction of subjects of educational process

The article cognitive training is considered from the point of view of studying of interaction of subjects of educational process. Determined the need to develop new forms, methods of work, as well as the formation of the modern educational strategy aimed at improving the efficiency in the assimilation of knowledge. Emphasizes the idea of changing the established methods of management of educational process.

Текст научной работы на тему «Когнитивное обучение в контексте развития взаимодействия субъектов образовательного процесса»

КОГНИТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Кузнецова Ю.В., Камнева О.А.

Астраханский государственный университет, г. Астрахань, Российская Федерация

В статье когнитивное обучение рассматривается с позиции изучения взаимодействия субъектов образовательного процесса. Определяется необходимость разработки новых форм, методов работы, а также формирования современной образовательной стратегии, направленной на повышение эффективности при усвоении знаний. Подчеркивается идея изменения устоявшихся способов управления образовательным процессом.

Ключевые слова: когнитивное обучение; взаимодействие; компетентность; репрезентация знаний; когнитивная готовность к инновациям; интеллектуальный ресурс; инновационное мышление; толерантность к нововведениям.

COGNITIVE TRAINING IN THE CONTEXT OF DEVELOPMENT OF INTERACTION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS

Kuznetsova Yu. V., Kamneva O.A.

Astrakhan state University, Astrakhan, Russian Federation

The article cognitive training is considered from the point of view of studying of interaction of subjects of educational process. Determined the need to develop new forms, methods of work, as well as the formation of the modern educational strategy aimed at improving the efficiency in the assimilation of knowledge. Emphasizes the idea of changing the established methods of management of educational process.

Keywords: cognitive learning; interaction; competence; representation of knowledge; cognitive readiness to innovations; intellectual resources; innovative thinking; tolerance for innovations.

Преобразования, происходящие в настоящее время в политике, экономике, а также последствия экономического кризиса не могут не оказывать влияние на жизнь государства в целом. Так как развитие образования является неотъемлемой частью государственной политики, то и оно претерпевает в последние годы, а то и десятилетия ряд значимых изменений. Повышаются требования к подготовке профессионала в той или иной области знаний. Стране требуются не только образованные, но и способные критически мыслить специалисты,

готовые к адаптации в информационных потоках современного времени и продиктованных им условиях. Именно когнитивное обучение способно предложить новый вектор развития образовательного процесса, решить ряд ключевых задач, связанных с запросами общества, государства.

Как отмечают Лоарер Э. и Юто М. возобновление в настоящее время интереса к когнитивному обучению в значительной степени вызвано кризисом системы обучения и образования. Два серьезных факта явно способствовали тому, что когнитивное обучение стало восприниматься как возможный выход из этого кризиса: с одной стороны, некоторое укрепление позиции педагогики, с другой - начавшееся недавно развитие когнитивной психологии. Опираясь на работы по биологии и социологии, стали развиваться идеология функционирования и развития познавательных способностей способствовало разработке процедур, предназначенных для контроля или активизации этого функционирования и развития [5].

При рассмотрении понятия «когнитивное обучение», рассмотрим определения данного феномена в отечественной и зарубежной психологической науке. Ядровская М.В. отмечает, что когнитивное обучение - это обучение, опирающееся на принципы сознательности и активности обучения и состоящее в развитии мыслительных способностей, интеллекта обучающихся. Когнитивные методы обучения обусловлены различными психологическими концепциями, их появление имеет практическую направленность. Все методы имеют общие признаки: «завышают значимость процедур и стратегий по сравнению с знаниями», большее значение уделяют когнитивным факторам по сравнению с аффективными и мотивационными, «отводят большую роль метапознанию и процессам социального опосредования» [10]. Иначе говоря, в центре когнитивных методов обучения находится развитие обучающегося, осуществляемое в деятельности, формирование у него метазнаний, которые «должны обеспечить субъекта общими стратегиями, которые позволили бы ему правильно направлять свою когнитивную деятельность и тем самым делать ее более эффективной».

Л.В. Ахметова отмечает, что когнитивное обучение — «не совокупность различных приемов, способов обучения, а динамическая система, в основе которой модель биопсихосоциальной организации индивида». Такая система должна быть направлена не только на «развитие рефлексивной деятельности учащихся и на формирование интеллектуальных навыков, необходимых для решения учебных задач», но и на «сенсорно-перцептивные каналы различной модальности, а также чувственно-интуитивные способы получения новых знаний» [1].

Когнитивное обучение — это обучение, опирающееся на принципы сознательности и активности обучения и состоящее в развитии мыслительных способностей, интеллекта обучающихся [5].

Кочерова С.А., рассматривая процесс геометрического моделирования в рамках когнитивного обучения, полагает, что когнитивный подход в образовании реализуется различными

средствами, в том числе используется когнитивное обучение. Когнитивное обучение состоит как в получении самой простой информации, так и в нахождении решения самых сложных, творческих проблем. Общая характеристика когнитивного обучения определяет его следующие методы. Традиционное заучивание состоит в обучении ассоциации между двумя или более понятиями. У студента есть определённый задел знаний и, столкнувшись с новым понятием, он начинает искать подобную информацию в имеющей области знаний (ищет ассоциацию). Найдя ассоциацию между новым понятием и имеющимися знаниями, студент производит надстройку над своими знаниями, т.е. его область знаний расширяется [4].

Наиболее сложной формой когнитивного обучения автор считает рассуждение - логически последовательный ряд мыслей, суждений, умозаключений на какую-либо тему.

Рассматривая представления о проектном обучении с позиции когнитивного подхода Кай-городов Б.В., Кузнецова Ю.В., Халифаева O.A. подчеркивают, что проводимые системные изменения в образовании закладывают основу в процесс подготовки специалиста, которая характеризуется способностью выпускника к актуализации и мобилизации в конкретной профессиональной ситуации полученных знаний и сформированных компетенций. А это в свою очередь подразумевает активность субъекта в процессе профессиональной подготовки, которая должна быть направлена на решение конкретной когнитивной задачи. Данная когнитивная задача может решаться в рамках более общей задачи, связанной с будущей профессией, которая может приобретать форму подготовки и реализации проекта. Подготовка и реализация проекта предполагает организацию и разворачивание проектного обучения [3].

Авторы уверены, что в когнитивных моделях важна репрезентация знаний. Как будет представлена информация, таким образом, будет и решаться проблема.

В процессе коммуникации происходит репрезентация знаний, которые стимулируется поставленными перед участниками задачами. Так осуществляется обмен знаниями, которые трансформируются в конкретные действия каждого участника. Действия, направленные на получение конкретного результата. Участники характеризуются личностными и социально-психологическими особенностями, что позволяет им выполнять в команде определенную роль.

В команде происходит взаимодействие. В процессе взаимодействия осуществляется обмен знаниями благодаря репрезентации знаний, которая достаточно полно рассмотрена в когнитивной психологии, где четко сказано, что репрезентация знаний осуществляется благодаря поставленной задаче.

Содержанием репрезентации всегда является определенное знание (практическое, научное, мировоззренческое). Если знание есть содержание, то у него обязательно должна быть своя форма, которая и устанавливается в процессе репрезентации.

В ходе обмена информацией репрезентация знаний аккумулируется в результате проекта, в качестве новых идей, услуг, продуктов деятельности, что дает основу для получения нового знания. Это в свою очередь усложняет репрезентацию знаний. И в дальнейшем также ведет к образованию нового знания.

Основная цель когнитивного обучения, по мнению исследователей, заключается в развитии всей совокупности умственных способностей и стратегий, делающих возможным процесс обучения и адаптации к новым ситуациям. В условиях когнитивного мастерства фокус образовательного процесса направлен не на поглощение информации, а на постижение внутренних отношений исследуемых предметов, побуждает учащихся к диалоговому, исследовательскому размышлению, повышает концентрацию ментальной активности. При таком подходе к обучению осознанное и обоснованное рассуждение сопряжено с серьезной и трудной когнитивной работой, способствует высокоэффективному росту мыслительной деятельности [1].

При рассмотрении данной проблематики, мы опираемся на предположение о том, что когнитивное обучение зависит, прежде всего, от формы его внедрения в образовательный процесс. Эффективное взаимодействие субъектов образовательного процесса является условием реализации когнитивного обучения. Существуют разные формы взаимодействия субъектов когнитивной деятельности, в том числе групповые формы работы, организационные формы сотрудничества, такие как деловые, ролевые игры, совместно-распределенная деятельность, работа в триадах, тренинговые формы работы. При этом сотрудничество предполагает прежде всего взаимодействие самих студентов.

В качестве одной из проблем современного высшего образования можно считать использование в образовательном процессе устоявшейся модели взаимодействия преподаватель-студент, когда информация поступает от первого ко второму. Более современной и продуктивной можно считать те формы взаимодействия, при которых информация идет от преподавателя к студенту и возвращается в форме обратной связи в виде дискуссий, вопросов, диалоговых видах работ. И самой продуктивной и эффективной моделью взаимодействия выступают интерактивные формы работы, когда информация передается также между студентами. Большое значение в данном контексте приобретает готовность самого преподавателя к инновационной деятельности, к использованию новых форм работы, новых образовательных технологий.

В своей статье, посвященной применению когнитивно-визуального подхода к обучению студентов работе в команде, Фадина А.Г. отмечает, что система образования во многом ориентирована на репродуктивный тип обучения, при котором акцент делается на подаче готовых знаний, их запоминании и воспроизведение. Вместе с тем, объемы и мощность современных

информационных потоков, постоянное обновление, расширение и углубление научных данных обуславливают трудности восприятия, переработки и, в конечном счете, применения студентами знаний в процессе решения учебных и профессиональных задач. Кроме того, несмотря на все увеличивающийся объем учебного материала, время занятия, отводимое на его изучение, остается фиксированным и весьма ограниченным. Доминирование же словесных методов обучения увеличивает и без того высокую нагрузку на механизмы умственной деятельности. На наш взгляд, решение данной проблемы лежит в объединении командных форм организации занятий с реализацией когнитивно-визуального подхода, что предполагает разработку новых технологий обучения [9, с. 207].

Когнитивная готовность к инновациям может пониматься как наличие определенного инновационного потенциала, предполагающего интеллектуальный ресурс и толерантность субъектов деятельности к нововведениям, что в свою очередь включает открытость его новому и непривычному, а значит кретивность и творческое мышление. Воспитать у учащегося чувствительность к новым идеям, способам их приложения, к их доработке и к самостоятельному инновационному мышлению - цель развития когнитивной готовности к инновациям [6, с. 93].

Посредством взаимодействия происходит обмен между взаимодействующими сторонами, их взаимное изменение и развитие, формирование гуманистических качеств личности. Благодаря эффективному взаимодействию возникает комфортное состояние студента в группе, принятие, взаимное уважение.

Рассматриваемые проблемы можно обозначить следующими противоречиями: между устоявшимися способами управления образовательным процессом и современными положениями науки и практики; между потребностью в современном развитии взаимодействия «преподаватель-студент», «студент-студент», «преподаватель-преподаватель», «преподаватель-студент-преподаватель», «студент-преподаватель-студент» и недостаточной разработанностью научных оснований данных процессов.

Развитие взаимодействия проявляется в новой образовательной реальности - студенто-центрированности образования, обладающей как позитивным потенциалом для развития каждого из субъектов образовательного процесса университета, так и рисками образовательного характера. Потенциал взаимодействия способствует реализации инновационных идей модернизации высшего образования в соответствии с требованиями времени. Баланс традиций и инноваций в образовательном взаимодействии способствует устранению возможных рисков [2].

Подводя итог, отметим, что современная система образования требует введения новых форм и методов работы, разработки продуктивных технологий, методик обучения. Неотъемлемой

частью проведения подобного рода исследования должна выступать направленность на более

глубокое и подробное изучение взаимодействия субъектов образовательного процесса.

Список литературы

1. Ахметова Л.В. Когнитивная сфера личности — психологическая основа обучения / Л.В. Ах-метова // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 9. С. 108-115.

2. Витвицкая J1.A. Развитие взаимодействия субъектов образовательного процесса университета : диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01 / Витвицкая Лариса Антоновна; Оренбург, 2012. 421 с.

3. Кайгородов Б.В., Кузнецова Ю.В., Халифаева О.А. Представление о проектном обучении с позиции когнитивного подхода в условиях современного образования / Б.В. Кайгородов, Ю.В. Кузнецова, О.А. Халифава // Наука в современном информационном обществе. Материалы V международной научно-практической конференции. Из-во CreateSpace, USA, 26-27 января 2015. С. 118.

4. Кочерова С.А. Формирование оптимальной обучающей технологии как средства воздействия на процесс изучения гометрического моделирования в рамках когнитивного обучения / С.А. Кочерова // Казанский педагогический журнал. Сер. 14. Педагогика. 2011. № 5. С. 28-32.

5. Лоарер Э., Юто М. Когнитивное обучение: история и методы. URL: http://evgenysavin.ru/ load/juto_m_loarer_m_kognitivnoe_obuchenie_istorija_i_metody/6-1-0-51 (дата обращения: 9.03.2016)

6. Психолого-педагогическое сопровождение реализации инновационных образовательных программ / Под ред. Ю.П. Зинченко, И.А. Володарской. М.: Изд-во МГУ, 2007.

7. Солсо Р. Когнитивная психология / Р. Солсо. 6-е изд. СПб.: Питер, 2006. 589 е.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

8. Табаченко Т.С. Проблемы когнитивного обучения в педагогическом образовании / Т.С. Та-баченко // Среднее профессиональное образование. Москва. Сер. 14. Педагогика. 2007. № 2. С. 2-4.

9. Фадина А.Г. Применение когнитивно-визуального подхода к обучению студентов работе в команде / А.Г. Фадина // Грани познания. 2015. № 7. С. 207-210.

10. Ядровская М.В. Моделирование в реализации когнитивного обучения / М.В. Ядровская // East-European Subgroup of International Forum «Educational technology and Society» [Электронный ресурс]. 2012. T.15, № 2. С. 602-618. - Режим доступа к журналу: http://ifets.ieee. org/russian/ (дата обращения: 10.03.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.