Научная статья на тему 'Когнитивно-прагматический анализ использования оппозиций грамматических категорий в дискурсе СМИ'

Когнитивно-прагматический анализ использования оппозиций грамматических категорий в дискурсе СМИ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
118
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Русистика
ВАК
Ключевые слова
ОСЬ СЕЛЕКЦИИ / ОСЬ КОМБИНАТОРИКИ / ОППОЗИЦИИ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ / КОММУНИКАТИВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ / КАТЕГОРИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ / AXIS OF SELECTION / AXIS OF COMBINATORICS / GRAMMAR CATEGORIES OPPOSITIONS / COMMUNICATIVE MEANING / CATEGORY OF INTENSITY / GRAMMAR TROPES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Самигулина Фанира Габдулловна

В статье рассматриваются прагматические возможности оппозиций грамматических категорий. Основное внимание уделяется функциональному и коммуникативному аспекту оппозиций грамматических категорий как феномена дискурса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive and pragmatic analysis of the usage of grammar categories oppositions in mass-media discourse

Pragmatic opportunities of grammar categories are considered in the article. Main attention is paid to functional and communicative aspects of grammar categories oppositions as a discourse phenomenon.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-прагматический анализ использования оппозиций грамматических категорий в дискурсе СМИ»

КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОППОЗИЦИЙ ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ В ДИСКУРСЕ СМИ

Ф.Г. Самигулина

Кафедра русского языка Южный федеральный университет ул. Пушкинская, 150, Ростов-на-Дону, Россия, 344006

В статье рассматриваются прагматические возможности оппозиций грамматических категорий. Основное внимание уделяется функциональному и коммуникативному аспекту оппозиций грамматических категорий как феномена дискурса.

Ключевые слова: ось селекции, ось комбинаторики, оппозиции грамматических категорий, коммуникативное значение, категория интенсивности, грамматические фигуры.

Необходимость изучения языка в его реальном функционировании в различных сферах человеческой деятельности стала общепризнанной. Этому способствовала смена парадигмы знания в современной лингвистике, повлекшая за собой постановку новых вопросов исследования, новый ракурс их изучения. На новом уровне познания интерес исследователей смещается в сторону анализа самых различных дискурсивных практик человека, что, в свою очередь, требует использования иных подходов при анализе языковых единиц и категорий. Выявление когнитивной и коммуникативной природы грамматического значения, лежащего в основе грамматических категорий, как категории дискурса является целью настоящей статьи. В данной статье в качестве предмета анализа послужили прагматические возможности оппозиций грамматических категорий, в связи с чем в ней представлен анализ изменения семантики грамматических категорий (ГК), актуализирующихся в актах коммуникации с целью воздействия на восприятие адресата. Одновременная актуализация виртуальной парадигмы значений ГК в дискурсе СМИ служит реализации прагматической цели — сформировать установку на восприятие определенного смысла сообщения. Установка — это готовность индивида к определенной форме реагирования. Активность установки (как системной особенности деятельности) не достигает уровня сознания, однако это не мешает ей играть существенную роль. Установка является закономерным компонентом деятельности именно как неосознаваемое системное качество [6]. Неосознаваемые установки остаются активными силами, направляющими деятельность или понимание смысла человеком в ту или иную сторону. На языковом уровне существует огромное разнообразие средств формирования установки, но менее изученными остаются средства грамматического уровня языка, в частности оппозиции ГК, актуализируемые с этой целью в полном объеме на оси комбинаторики в дискурсивной деятельности.

Известно, что язык, реализуя свои когнитивные функции, служит не только для передачи мысли, но и для выражения эмоций и чувств человека. В свою очередь, эмоции, эмоциональность являются содержательным ядром экспрессивности

языка. Они присутствуют в любом высказывании, обусловливая его экспрессивный потенциал. Сила экспрессивности высказывания влияет на формирование установки его восприятия: чем более экспрессивно высказывание, тем оно более действенно, способно к формированию коммуникативной установки. Анализ языка средств массовой коммуникации показывает, что эмоции и чувства человека отображаются в семантике всех уровней языковой системы и проявляются в речи, поэтому для создания экспрессивности высказывания текста могут привлекаться разнообразные средства языковой выразительности. Особенно интересна в связи с этим роль грамматических единиц, их коммуникативная функция. В дискурсе СМИ (устном или письменном) часто встречаются оппозиции ГК, реализующие не столько грамматическое значение (ГЗ), сколько коммуникативное: «Дорогие друзья! Уже давно нет с нами Миши Горина, но мы ощущали, ощущаем и будем ощущать себя его современниками!» (М. Захаров); «Мера о вывозе российских семей преувеличена. Всем известно, что русским в Грузии никогда не угрожали, не угрожают и не будут угрожать» (М. Саакашвили). В этих примерах наблюдается одновременная актуализация трех членов ГК времени. В данном случае оппозиции ГК, кроме характерных для них ГЗ, передают и дополнительную эмоциональную информацию. Для анализа экспрессивности на речевом уровне необходимо рассмотреть те психические процессы человека, которые лежат в основе данного явления (эмоции, ощущение, внимание), так как когнитивно-дискурсивный подход к анализу языковых явлений требует привлечения знаний, полученных не только в лингвистике, но и в психологии, социологии и др.

Эмоции возникли как аппарат целенаправленной деятельности человека. Эта функция роднит их с мышлением, так как эмоции и мышление — это внутренняя деятельность, в которой первичная информация о действительности подвергается определенной переработке, в результате которой формируется установка к действию. При этом функцией эмоций человека является оценка. Экспрессивности на языковом уровне свойственны все качества, присущие эмоциям, в том числе и оценка. Как отмечает Е.М. Вольф, «оценка, очевидно, является универсальной категорией: вряд ли существует язык, в котором отсутствует представление о „хорошо/плохо“» [2. С 9]. В языке оценочное значение наблюдается и в грамматике. Например, в ряде средств выражения оценочных значений исследователи выделяют «особые употребления категориальных морфологических форм» [4. С. 71]. Количественная характеристика эмоций (или интенсивность) также является одним из наиболее значимых параметров их классификации. Соответственно, все данные качества эмоций проецируются на языковые средства их выражения. При этом существует прямо пропорциональная зависимость — чем ярче, сильнее эмоция, тем интенсивнее она передается языковыми средствами, тем экспрессивнее высказывание в целом. Следовательно, количественной характеристикой экспрессивности является интенсивность, которая выступает «в качестве меры экспрессивности» [5].

На морфологическом уровне категория интенсивности может репрезентироваться в оппозициях различных ГК: числа, степени сравнения, вида, лица, времени, залога, наклонения. В дискурсе СМИ чаще встречается интенсификация

оппозиций ГК времени. В данном случае экспрессивность создается при помощи целенаправленного усиления высказывания за счет грамматических средств языка и рассчитана на определенную реакцию адресата. Как известно, экспрессивные элементы позволяют оптимально выразить, передать содержание сообщения, способствуют достижению психологических целей. Это характерно и для использования в речи оппозиций ГК. Данные экспрессивные средства подчеркивают, усиливают содержательный сигнал сообщения, позволяют его услышать. В результате интенсификации высказывания за счет употребления одновременно трех членов оппозиции ГК времени предложение приобретает новый смысл, а именно: уверенность, убежденность говорящего в сказанном, например: «Мусор в прессе — это всегда было, всегда есть и всегда будет» (А. Мигранян). Здесь наблюдается проявление коннотативного (или коммуникативного) значения (КЗ) у оппозиции ГК времени в дополнение к основному грамматическому: «Но, к сожалению, до суда эти преступления не доходили, не доходят и не дойдут» (ТВ).

Во всех приведенных примерах глагольные формы по отдельности сообщают о времени протекания действия, а в совокупности «убеждают», что это действие будет происходить постоянно: «Нет, мы брали, берем и будем брать с Вас пример» (ТВ). Как видим, ГК помимо собственно ГЗ способны нести дополнительную семантическую нагрузку. Дополнительное экспрессивное приращение появляется только в результате использования нескольких членов оппозиции в речевой последовательности в одно время, а ГЗ в это время отходит на второй план, становясь неактуальным в определенной коммуникативной ситуации. Здесь реализуется такой способ образования экспрессивности, как прием нарушения вероятности. Эффективность данного приема обеспечивается спецификой психических процессов, в частности характером внимания человека. Так, появление каждого нового элемента подготовлено предшествующим, и при появлении элемента малой вероятности возникает нарушение непрерывности. Все это «фиксирует внимание на форме», так как «на элементах низкой предсказуемости декодирование замедляется» [1. С. 71]. В психологии выделяются следующие факторы, которые способствуют активизации внимания: характер раздражителя (сила, новизна, контраст); структурная организация; отношение раздражителя к потребностям. Как на базе лексической, так и на базе грамматической семантики экспрессивные средства на базе языкового материала создаются обычно с учетом первых двух факторов. Например, путем отбора и комбинирования ГЗ одной ГК: «Учителя — это самые главные персонажи в нашей жизни. Они всегда были, есть и будут, по крайней мере, в моей жизни...» (С. Мазаев). Таким способом удается привлечь внимание, акцентировать важное смысловое звено сообщения с последующей целью воздействия на мысли и чувства воспринимающего высказывание. При обычном построении предложения, фразы глагол употребляется в одной временной форме, следовательно, появление в одной речевой цепочке либо двух, либо всех трех членов временной оппозиции является нарушением вероятности: «Диаспора должна быть органичной частью того общества, где находится. Мы из этого исходили, исходим и будем исходить» (В. Путин). Величина информации тем больше, чем менее вероятна комбинация знаков, из которых строится сообщение [3]. Дей-

ствительно, в данных примерах оппозиция ГК времени передает большее количество информации: она не только реализует свое основное ГЗ, но и передает новую дополнительную информацию (убежденность в сказанном): Сердце — это самый важный орган у человека. О сердце много говорили, говорят и будут говорить (ТВ).

Свои коммуникативные функции ГК выполняют благодаря своей природе, структуре, обусловленной системной организацией языка. Языковая система, как известно, представляет собой иерархию уровней, элементы которых находятся друг с другом в двух фундаментальных типах отношений: парадигматических и синтагматических. Они базируются на двух способах мыслительных операций: селекции и комбинации. При этом селекция и комбинация языковых знаков осуществляется еще до реализации в речи, в которой зримо представлена лишь одна сторона мыслительных операций — комбинация единиц. Экспрессивность в данном случае возникает в результате нарушения границ, когда парадигма превращается в синтагму, что и происходит при использовании в речи всех ГЗ какой-либо ГК. В данном случае наблюдается упомянутое отклонение от грамматической нормы. Причем главным нарушением является переход оппозиции (типа отношений на оси селекции) на ось комбинаторики. При передаче рациональной информации на оси комбинаторики актуализируется лишь один член виртуальной оппозиции какой-либо категории. Нечто иное произойдет, если создать высказывание, употребив, например, одномоментно две временные формы одного глагола: «Этого не произошло и не произойдет. Я вас уверяю, есть масса вещей не просто неизвестных, а в какой-то степени непознаваемых нашими современными методами» (газ.). Проблема подобного перехода оппозиции на ось комбинаторики представляет большой интерес для морфологии, которая имеет дело с единицами ГЗ. Здесь «наложение» друг на друга языковых осей влечет за собой видимые изменения смысла. Грамматическая категория в экспрессивной функции может реализовываться в любой парадигматической системе словоформ, но минимальная граница — двучленность. Это позволяет располагать на оси комбинаторики члены оппозиции ГК в виде грамматических фигур антитезы и градации. На базе оппозиций ГК времени чаще строится грамматическая градация: «Наш театр был, есть и будет духовным источником нашей жизни» (газ.).

Грамматические фигуры направлены на то, чтобы придать высказанной мысли определенную выразительность, их общей целью является усиление воздействия на адресата (достигаемое при помощи КЗ). Эта функция (передача уверенности, убежденности) важна во всех видах речи, особенно в ораторской, где для теории доводов значимым является «состояние оратора, как уверенность и неуверенность» [7. С. 79]. В последнее время данное «средство убеждения» особо часто встречается в рекламной коммуникации: «Современная магия виртуальных пространств и древнейшие традиции колдовства, использовавшиеся во благо, помогли многим. Помогут и вам!»; «Мы побеждали в прошлом, победим и сейчас»; «Скидки были, есть и будут. Потому что мы вас любим» (магазин мебели); «Для тех, кто говорил, говорит и будет говорить» (МТС). В приведенных образцах успешно выполняется один из главных советов риторов — не показы-

вать хотя бы малейшего сомнения (благодаря применению оппозиции ГК в качестве экспрессивного средства), усиливающего убедительность любого сообщения, что способствует формированию определенной установки его восприятия. В связи с этим данный прием довольно распространен в публицистике, известной своей эмоциональностью и желанием воздействовать, так как использование оппозиций ГК времени придает категоричность всему высказыванию.

Таким образом, языковая система способна перестраиваться в соответствии с целями общения, как только она начинает функционировать в реальных условиях коммуникации. Это связано с тем, что задача любого сообщения состоит не в простой передаче какого-либо содержания, но и в том, чтобы воздействовать на сознание или эмоции адресата. Поэтому в динамике функционирования оппозиции грамматических категорий часто используются на оси комбинаторики в прагматических целях (с целью эмоционального воздействия или манипуляции).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. — М.: Иностранная литература, 1990.

[2] Вольф Е.М. Функциональная семантика оценки. — М.: Наука, 1985.

[3] Киселёва Л.А. Язык как средство воздействия. — Л.: ЛГУ, 1971.

[4] Лопатин В.В. Оценка как объект грамматики // Русский язык. Проблемы грамматической семантики и оценочные факторы в языке. — М.: Наука, 1992.

[5] Туранский И.И. Семантическая категория интенсивности в английском языке. — М.: Высшая школа, 1990.

[6] Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологической установки. — Тбилиси: Изд-во АН Гр.ССР, 1961.

[7] Хазагеров Т.Г., Ширина Л.С. Общая риторика. — Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 1994.

COGNITIVE AND PRAGMATIC ANALYSIS OF THE USAGE OF GRAMMAR CATEGORIES OPPOSITIONS IN MASS-MEDIA DISCOURSE

F.G. Samigulina

Chair of Russian language Southern federal universsity

Pushkiskaya str., 150, Rostov-on-Don, Russia, 344006

Pragmatic opportunities of grammar categories are considered in the article. Main attention is paid to functional and communicative aspects of grammar categories oppositions as a discourse phenomenon.

Key words: Axis of selection, axis of combinatorics, grammar categories oppositions, communicative meaning, category of intensity, grammar tropes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.