Научная статья на тему 'Когнитивно-прагматические особенности употребления субстантивного словосочетания в функции газетного заголовка (на материале региональных СМИ)'

Когнитивно-прагматические особенности употребления субстантивного словосочетания в функции газетного заголовка (на материале региональных СМИ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
229
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кубанова А. З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-прагматические особенности употребления субстантивного словосочетания в функции газетного заголовка (на материале региональных СМИ)»

© 2006 г. А.З. Кубанова

КОГНИТИВНО-ПРАГМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СУБСТАНТИВНОГО СЛОВОСОЧЕТАНИЯ В ФУНКЦИИ ГАЗЕТНОГО ЗАГОЛОВКА (НА МАТЕРИАЛЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СМИ)

В последние годы в лингвистике, в том числе и в русистике, наметилось совершенно очевидное смещение научно-исследовательских акцентов в область антропоцентризма, в частности - изучения речевых фактов с точки зрения языковой личности говорящего. Традиционные единицы языка получают новое осмысление не только вследствие вскрытия их функционально-прагматических особенностей употребления в тексте, но и благодаря осознанию их дискурсивно-когнитивного потенциала.

Проблема озаглавливания текста представляет большой интерес и разрабатывается во многих лингвистических трудах ХХ-ХХ1 вв. в разных аспектов: лексико-семантическом (Л.В. Терентьева, С.В. Ляпун), синтаксическом (В.И. Фоминых, А. С. Попов, Н.Е. Бахарев, В.М. Ронгинский, О.И. Богуславская, Л. А. Манькова), стилистическом (М.Н. Кожина, Г.Г. Хазагеров, Э.А. Лазарева, И.А. Сыров), социолингвистическом (И.П. Лысакова) и др. В современной лингвистике заголовок рассматривается сквозь призму ее антропоцентрической специфики, теории языковой личности, номинации как средства обозначения фрагментов картины мира определенного региона в целом и автора текста - в частности, анализа функций заголовка, а также возможностей изучения синтеза всех этих факторов. Попытаемся рассмотреть лек-сико-семантические, синтаксические и функциональные особенности заглавий как текстообразующих элементов и средств акцентологизации темы текста и определить специфику газетного заголовка в целом и особенности заголовка, выраженного словосочетанием (далее - ССЧ) субстантивного типа -в частности, уточнить его роль как средства метаорганизации в произведениях газетного жанра (на материалах заголовков региональных СМИ Кавказских Минеральных Вод).

В конце ХХ - начале ХХ1 в. целью СМИ является донесение информации до максимально широкой аудитории и воздействие на потенциального адресата эмоционального, психического, идеологического и другого плана [1]. Так, через газету осуществляется (или по меньшей мере, предполагается) реализация диалога «автор-читатель», а в самом пространстве современного газетного заголовочного наименования часто возникает «круг», так сказать «заголовок в себе»: в максимально сжатой формулировке одновременно содержится и указание на проблему, и обобщение информации, содержащейся в тексте. Например: Чечня в разрезе мирных перемен (Пятигорская правда (далее - ПП), 2003.15.04.), «Гипертония - немой убийца» (ПП, 2004.20.01.) и др. Имя текста задает импульс процессу восприятия информации и успешного/неуспешного выполнения коммуникативного

намерения говорящего. Для положительного решения данного вопроса необходимо, чтобы заголовок был максимально насыщен информацией и, соответственно, оформлен наиболее эффективными языковыми средствами. Несмотря на разные по модели и выбору семантико-синтаксических средств выражения заголовков текста, представляется возможным выделить основные их функции: 1) номинативная: Живая вода Кавминвод (ПП, 2004. 27.01); 2) информативная: Индустрия здоровья: итоги и перспективы (ПП, 2004.5.02); 3) рекламно-экспрессивная: Деньги в руки - круши гранит науки! (ПП, 2003.5.04.); 4) побудительно-убеждающая: Атмосферу праздника - в торговлю (ПП, 2003.23.12.) и 5) графически-выделительная: Пятигорск: год прошел. Как дальше жить будем? (ПП, 2004.27.01).

В последнее время наблюдается упрощение синтаксических конструкций [2]. Если в Х1Х - начале ХХ в. употреблялись сложные синтаксические конструкции, распространенные предложения, то современный газетный заголовок характеризуется простыми, чаще всего нераспространенными предложениями. В заголовках газеты «Пятигорская правда» достаточно часто используются именные ССЧ разного типа: субстантивные: За цыганской звездой (2004.25.02), Во избежание заболеваний (2002.15.07), Примирение на вершине (2003.31.07), Женщины года (2003.25.01), Амулет здоровья (2003.18.01.); с наречием в роли главного слова: На страже закона (2002.11.01); адъективные: Новое в обеспечении работающих средствами индивидуальной защиты (2003.20.03); с именем числительным в роли главного слова: Второе рождение мастера (2003, 29.01); с местоимением в роли главного слова: Несколько часов с Высоцким (2003.25.01); наречные ССЧ с именем существительным в роли главного слова: В ногу со временем (2003.12.07) и т.д.

Безусловно, когнитивно-прагматическая характеристика заголовка как типа текста определяется сферой коммуникации, типовой ситуацией общения, коммуникативной установкой заголовка, средствами, используемыми для ее реализации, функциями, интенциями автора и средствами ее выражения и т.д. Правильное отображение реальных явлений в языке - вот тот исходный тезис, который должен лежать в основе анализа структуры языка и элементов его системы. Рассмотрение способности языка репрезентировать всю полноту познавательного содержания, добытого человеком в практической и теоретической деятельности, предполагает необходимость изучения языка в целом, т.е. организации и состава его элементов [3]. Здесь многое определяется соотношением субъективных и объективных факторов, которое регулирует те моменты, посредством которых происходит формирование и проявление связности текста (речи).

Слово как номинативный знак не является представителем предмета, а лишь выражает наше представление о нем. По замечанию А.А. Бурова, «номинация как оформление языковой материей смысла предметов (денотатов) является важнейшим звеном, связывающим человека с окружающим

миром посредством его языка, позволяющим сформировать мысль в соответствии с авторской установкой и тем самым обеспечить коммуникацию» [4]. Так, структурные типы выражения этого звена и его функциональная специфика явно не исчерпываются возможностями лексического уровня и неизбежно обращены и к сфере сочетаемости, и к сфере синтаксиса. Синтаксическая номинация характеризуется более высоким уровнем взаимодействия плана содержания и плана выражения (семантика и прагматика), чем лексическая номинация. Феномен синтаксической номинации состоит в задействовании естественных возможностей сочетаемости и дистрибуции словарных единиц, синтаксически организованных и способных принимать участие в дескрипционном обозначении [5].

ССЧ осознается нами как единица номинации прежде всего благодаря употреблению в тексте, где оно решает ряд важных задач, а именно: 1) ком -муникативную (участие в реализации цели сообщения определенной информации за счет структурно-семантической организации высказывания определенной синтаксической позиции); 2) когнитивную (передача определенных знаний о предмете высказывания, представляющегося важным с точки зрения говорящего); 3) лингвокультурологическую (выражение в пространстве единицы определенного факта культуры, которая закрепляется в определенной языковой картине мира, в том числе и региональной); 4) тек-стообразующую (определение «места» единицы в организации дискурса, соединяющего текстовые и внетекстовые факторы) [4].

Специфика субстантивного ССЧ в данном случае определяется семиотическим потенциалом единицы - ее способностью в пространстве определенной синтаксической модели выразить определенное денотативное (предметное) содержание и стоящие за ним культурно-языковые факты и артефакты и решить определенные функциональные задачи исходя из прагматической специфики того микрожанра (миниконтекста), в пространстве которого выступает рассматриваемая нами единица.

Мы предпочитаем интерпретировать субстантивное ССЧ как соединение носителя атрибутивного признака и атрибутивного признака, как выражение сложного, комплексного понятия и явления. Само ССЧ рассматриваемого типа может быть рассмотрено как единица синтаксической номинации динамичного характера в условиях конкретного коммуникативного акта [4]. Специфика субстантивной номинации заключается в четкой мор-фолого-синтаксической выраженности весьма сложной денотации (сфера предметов, понятий, явлений, символики, образности и др.). В тексте категория предметности представлена субстантивными наименованиями различной структуры - от слова до предложения, причем эти наименования осуществляют не только развернутую номинацию, - они также участвуют в создании единства текста и его развития - т.е. связности.

Образование синтаксической номинации является естественным результатом качественной трансформации конверсионного типа на уровне

диктума (план содержания, отражающий объективную действительность), который раскрывается в определенных ситуациях на уровне модуса (индивидуальное ощущение и восприятие плана выражения и оценка), по Ш. Балли [5, с. 6]. Если в лексической номинации значение (план содержания) и употребление (план выражения) динамически уравновешены, сбалансированы, то в синтаксической номинации это динамическое равновесие нарушено, так как здесь четко проявляются черты частей коммуникативного целого, формируя его, а также и связный текст.

Вслед за А.А. Буровым мы предполагаем, что сопоставление лексического и синтаксического способов выражения субстантивной номинации предметных денотатов в русском языке позволяет судить о них как об интенсиональном (накопление номинационного потенциала) и экстенсиональном (реализация номинационного потенциала) способах обозначения [5, с. 116]. Собственно единицей любую единицу языка делает ее внутреннее содержание, получающее возможность раскрыться, привести к определенному результату. В случае с номинацией - это раскрытие номинационного потенциала в процессе употребления в тексте, связанного с решением определенных функциональных задач. Проникновение в суть денотации является целью любого наименования.

Заголовочные субстантивные ССЧ как семиологический факт проявляют все типичные для знакового образования признаки. Семантическая сторона обусловлена спецификой денотативной соотнесенности (субстантивная семантика); синтактика определяется особенностями синтаксической системы русского языка (ее сочетаемостно-дистрибутивными свойствами); прагматический же момент связан с решением тех конкретных задач репрезентации явлений действительности, которые индивидуально ощущаемы в текстовой ситуации [6].

В речи (тексте) субстантивное ССЧ осуществляет номинативную функцию, будучи фактом номинационно-синтаксического семиозиса, когда непредикативная единица (ССЧ) выходит на уровень словаря текста (словаря синтаксических наименований, по А.А. Бурову). Употребляясь в позиции того же заглавия, субстантивное ССЧ выступает лишь аналогом номинативного предложения, поскольку употребляется на квасинтаксическом уровне: это уже не субстантивное ССЧ, но в то же время и не собственно назывное предложение, хотя берет на себя роль аналога квазипредложения, выступая единицей связного текста, текстемой [5].

Мы рассматриваем субстантивное ССЧ в качестве коммуникативного аналога так называемых «номинативных, назывных предложений... неспрягаемого глагольно-именного класса», специфика которых заключается в предикативной основе, образуемой именем существительным в начальной форме [7, с. 358] с общим значением бытия предмета речи [8, с. 125]. Например: Зима; Мороз; Воскресенье; Праздник; Тишина; Война; Крик; Выстрел; Мгла; Голод и др. [7, с. 358]. Сравним: Святки (ПП, 2005.11.02),

С Рождеством! (ПП, 2005.05.01.) и др. Безусловно, сохраняется главное различие между ССЧ и предложением - признак предикативности у предложения и его отсутствие - у ССЧ.

Мы видим, что при употреблении в тексте динамическое равновесие, присущее лексической номинации, нарушается. Вместе с тем актуальное для словаря языка понятие лакунности на уровне словаря текста не имеет смысла, так как синтактика потенциально неисчерпаема в плане форм и средств выражения денотации. Наименование с помощью определенной синтаксической единицы открывает выход в активную коммуникацию; формируя мысль, мы формируем и облик номинационного знака. Используя пространственную динамику синтаксической единицы, в нашем случае - субстантивного ССЧ, представляется возможность выбрать из ассоциативного «пучка» (банка данных) тот атрибутивный вариант наименования, который представляется адекватным денотату, включенному той или иной стороной в коммуникацию. Исходя из вышесказанного мы полагаем, что номинационно-синтаксический семиозис позволяет максимально полно раскрыться лексико-семантическим свойствам субстантивного ССЧ в роли газетного заголовка. Активность употребления заголовочного наименования данного типа обусловлена, видимо, тем, что они обладают наиболее высоким лингвопрагматическим коэффициентом семантической емкости, структурной лапидарности и функциональной эффективности, что создает предпосылки для адекватного использования этих синтаксических моделей в современных СМИ.

Литература

1. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. М., 2002.

2. Акимова Г.Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М., 1990.

3. Гак В.Г. Языковые преобразования. М., 1998.

4. Буров А.А. Функции субстантивных местоименно-соотносительных придаточных в тексте: Автореф. дис. ...канд. филол. наук. М., 1979.

5. Буров А.А. Синтаксические аспекты субстантивной номинации в современном русском языке: В 3 ч. Ч. 1. Пятигорск, 1999.

6. Кубрякова Е. С. Части речи в ономасиологическом освещении. М., 1978.

7. Русская грамматика. В 2 т. Т. 2. М., 1980.

8. Диброва Е.И. Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. Ч. 2: Морфология. Синтаксис. М., 1997; 2002.

Пятигорский государственный лингвистический университет 3 октября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.