УДК: 796.01:612+004
DO110.53742/1999-6799/1_2023_ с.
КОГНИТИВНО-КОРРЕКЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ СПОРТСМЕНОВ В КИБЕРСПОРТЕ
Г.И. Водолажский1, доктор биологических наук, доцент, профессор кафедры физической культуры факультета физической культуры и спорта,
С.М. Ахметов2, доктор педагогических наук, профессор кафедры управления в спорте и образовании, Г.Д. Алексанянц2, доктор медицинских наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе,
М.Г. Водолажская1, доктор биологических наук, профессор, профессор кафедры коррекционной психологии и педагогики.
Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь.
2Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего образования «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», г. Краснодар. Контактная информация для переписки:355009, Россия, г. Ставрополь, ул. Пушкина, 1; e-mail: [email protected].
Аннотация
Актуальность. Функциональная активация когнитивной оси мозга лежит в основе психоней-рокоррекции церебральных и многих других дисфункций. В литературе встречаются предпосылки наличия психонейрокор-рекционных свойств киберспор-та, связанных с воздействием на агрессивную эмоциональность через когнитивную сферу - как методического приёма и как элемента физической культуры. Данных об этом недостаточно, хотя детализация сведений могла бы внести вклад в арсенал профилактических и коррекционных средств. Назрела необходимость пополнения представленной междисциплинарной проблематики новыми физиологическими фактами.
Цель исследования - выявление психофизиологических фактов, подтверждающих когнитивно-коррекционный потенциал киберспорта.
Методы. Стандартизация индивидуальной ки-берточности, корреляционный анализ, биологическая обратная связь (БОС): психокоррекционный альфа-тета-БОС-тренинг по ЭЭГ, модифицированный опросник врождённых форм агрессивности с расчётом индексаглубинной агрессивности.
Результаты. Показатель стандартизированной индивидуальной киберточности игрока юношеского периода онтогенеза положительно коррелирует с параметрами коррекционного альфа-тета-БОС-
тренинга:индексом и мощностью альфа-ритма в центральном затылочном отведении (одним из маркёров когнитивной активности), мощностью тета-активности, индексом тета-активности на финальном этапе сеанса биоуправления, индексом и мощностью пользовательского диапазона, величиной параметра итоговой эффективности психокоррекции. 2) Фоновый показатель физической и косвенной агрессивности субъекта положительно связан с его киберточностью и с индексом тета-активности ЭЭГ финального этапа психокоррекции.
Заключение. Выявлены психофизиологические факты о наличии когнитивно-коррекционного потенциала киберспорта, доступного в формате формирования физической культуры личности: 1) по мере роста киберточности игрока растут величины электроэнцефалографических параметров коррекционного альфа-тета-БОС-тренинга: индекс и мощность альфа-активности, мощность тета-активности, индекс тета-активности на финальном этапе сеанса биоуправления, индекс и мощность пользовательского диапазона, итоговая эффективность коррекции. 2) Индивидуально более выраженная физическая и косвенная агрессивность одновременно способствуют: достижению киберспортивного результата и повышению индекса тета-активности ЭЭГ финального этапа психокоррекционного тренинга, сублимации пове-
денческой агрессивности в формирование физической культуры личности.
Ключевые слова: киберспорт, киберточность, психокоррекция, когнитивность, агрессивность, глубина церебрального генератора, физическая культура
Для цитирования: Водолажский Г.И., Ахметов С.М., Алексанянц Г.Д., Водолажская М.Г. Когнитивно-кор-рекционный потенциал спортсменов в киберспорте // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2023. - №1. - С.
For citation: Vodolazhsky G., Akhmetov S., Aleksanyants G., Vodolazhskaya M. Cognitive and correctional potential of eSports as an element of physical culture of the individual. Fizicheskaja kul'tura, sport -nauka i praktika [Physical Education, Sport - Science and Practice], 2023, no 1, pp. (in Russian).
Введение. Источником происхождения культуры личности мыслится, прежде всего, внутренняя культура субъекта, здоровая иерархия глубинных эмоций, высокий уровень его духовно-нравственного развития [13, с. 331]. Всё перечисленное по принципу церебральной вертикали в направлении «Снизу - вверх» [11, с. 168] детерминирует проявления внешней культурной человеческой деятельности, культуру поведения, физическую культуру, культуру здоровья, стремление к познанию (когнитивная активность), творчеству[16, с. 157]. Отсюда следует психофизиологическая родственность когнитивной деятельности и эмоциональной сферы, генерируемой диэнцефально [8, с. 36]. Именно эта «когнитивная ось» при её функциональной активизации (например, усилению когерентности ЭЭГ по направлению «левый лоб - правое темя» и обратно, но не исключительно конвекситально, а через субкортикальные эмоцигенные слои [22, с. 455]) лежит в основе актуальной на сегодняшний день новой возможности психонейрокорреции церебральных и многих других дисфункций [2, с. 16]. В единичных публикациях последних лет встречаются предпосылки наличия пси-хонейрокоррекционных свойств киберспортивной деятельности, связанных с коррекцией агрессивной эмоциональности [9, с. 7; 12, с. 71; 15, с. 958; 17, с. 54;18, с. 97], и как методического приёма для оптимизирующих воздействий такого рода, и одновременно, как элемента физической культуры личности [19, с. 514]. Но данных об этом недостаточно, хотя более подробные сведения о когнитивно-коррекционных возможностях киберспорта могли бы, на наш взгляд, внести существенный вклад в арсенал профилактических средств, а также - средств коррекции дефектов, в том числе в инклюзивной сфере. Ведь цифровизация образовательного пространства уверенно расширяется, проникает практически во все компоненты жизни обучающегося. И физическая культура представляется благодатной почвой для реализации таких замыслов. Тем более, что в настоящее время обсуждается проведение нового широкомасштабного цифрового тестирования в обра-
зовании для мониторинга физического развития, измерения уровня физической подготовленности школьников, студентов, юных спортсменов [1, с. 62] с целью их адаптации к условиям обучения [14, с. 416; 20, с. 746]. Не исключена также перспектива применения кибер-спортивных технологий (среди прочих предлагаемых подходов) для реабилитации после спортивных травм [3, с. 101], в том числе, в плане осуществления идеомо-торной тренировки. Всё перечисленное требует пополнения представленной междисциплинарной проблематики новыми, прежде всего, физиологическими сведениями.
Цель исследования - выявление психофизиологических фактов, подтверждающих когнитивно-коррек-ционный потенциал киберспорта.
Материалы и методы. Исследование проведено на 195 нормотипичных испытуемых обоего пола 19-22 лет, студентах вузов. Применялся унифицированный подход, выявляющий неспецифическую общность относительно здоровых участников обследования на предмет их возможной фундаментальной восприимчивости к психокоррекции с помощью тренировочных элементов киберспорта, моделируемых в условиях практических занятий по физической культуре. Психокоррекционный альфа-тета-БОС-тренинг по ЭЭГ на портативном приборе «Реакор-Т» («Медиком», г. Таганрог) проводился после киберспортивных тренировочных сессий и представлял собой сеанс ней-робиоуправления. Измеряли: эффективность коррек-ционного альфа-тета-БОС-тренинга в процентах на финальном этапе; итоговую эффективность; величину мощности альфа- и тета-волнн ЭЭГ, пользовательского диапазона 6-9 Гц и соответствующие индексы ЭЭГ-активности в отведении О2, усреднённые по ходу тренинга и зарегистрированные на финальных его этапах. Предпочтение было отдано именно этойтехнологии потому, что её психо-нейро-коррекционная цель - усиление корково-подкорковых взаимодействий [2,с.17], -достигается исходя из уровня локализации церебральных пейсмекеров альфа и тета-колебаний ЭЭГ [5, с. 62; 21, с.678]. Альфа-ритм частотой 8-13 Гц, генерируемый преимущественно в неокортексе (когнитивный компонент [22, с. 464], во время прохождения тренинга, в том числе при наличии вербального биоуправления со стороны клинического нейрофизиолога, неоднократно плавно переходит в частотный диапазон 4-7 Гц, то есть трансформируется в тета-ритм и обратно. Церебральные пейсмекеры тета-волн во время бодрствования имеют подкорковое септо-гиппокампаль-ное расположение [5, с. 61; 21, с. 679]. В процессе таких трансформаций и ретрансформаций естественным образом, и в то же время, с помощью потенцирующего психокоррекционного воздействия, - достигается усиление функционального взаимодействия между корой и подкоркой головного мозга испытуемого. В нём и заключается точка приложения коррекционного эффекта. И происходит это за счёт достижения промежуточного частотного «пользовательского» диапазона
6-9 Гц. При этом генератор низкой частоты основного ритма (8-9 Гц) в центральных затылочных отведениях, как известно, располагается в глубоких неокортикальных слоях, непосредственно контактирующим с лимби-ческими структурами подкорки. А генератор высокой частоты гиппокампального тета-ритма (6-7 Гц), наоборот, локализуется в высокой подкорке, тесно взаимодействующей, прежде всего, с нижележащей корой. Так достигается основная цель биоуправления - нейроп-сихокоррекция путём усиления корково-подкорковых взаимодействий, и основная цель методической составляющей настоящей работы - выявление когнитив-но-коррекционного потенциала киберспорта, доступного в формате формирования физической культуры личности.
Моделирование киберспортивной деятельности осуществлялось по многократно апробированной нами методике [6, с. 16; 9б с. 5; 12, с. 71]. Каждый испытуемый при не менее, чем 10-кратном повторении, проходил компьютерную игру в качестве тренировочного этапа киберспорта. Применены следующие 15 игровых технологий: Homescapes, Genshinlmpact, SubwaySurfers, MasterChef, PhantomofOpera, FoodTruckChef, Cyberpunk 2077, SonicMania, Genshinlmpact, SmashHit, Genshinlmpact, Minecraft, Crazyjuicer, Временное событие «Хякунин икки», Временное событие «Рыбалка». Реальные результаты успешности игры (индивидуальная киберточность) стандартизировали в процентах. За 100% принимали максимально возможный результат. С помощью стандартного пакета Excel проводили корреляционный анализ вариационных рядов данных: изучалась взаимосвязь индивидуальной киберточно-сти (в %) с ЭЭГ-показателями коррекционного альфа-тета-тренинга, а также - с показателями врожденной агрессивности.
Восемь форм агрессивности измерялись предварительно (до проведения сеанса биоуправления) модифицированным методом Басса-Дарки с расчетом индекса глубинной агрессивности (ИГА), представляющим собой среднее арифметическое суммы баллов, полученных в тесте за те формы агрессивности характера, которые имеют преимущественно субкортикальную локализацию их генератора, то есть с учётом глубины церебрального уровня залегания генератора конкретного эмоционального состояния [5, с. 63; 21, с. 670].
Исследования проводились в соответствии с требованиями Конвенции Совета Европы «О правах человека и биомедицине» (1997) и протоколом к Конвенции в части биомедицинских исследований (2005), на основе информированного согласия обследуемых испытуемых.
Результаты исследования и их обсуждение. Как видно из таблицы 1, индивидуальная киберточность игроков положительно коррелировала с величинами измеряемых параметров коррекционного альфа-те-та-тренинга (Р<0,05). Знак и значение коэффициентов корреляций указывали на следующую закономерность. Те игроки, которые справлялись с тренировочными ки-берспортивными сессиями более успешно, обладали
большей мощностью маркёра когнитивной активности - основного ритма ЭЭГ и большей его доле в общем скальповом представительстве набора частотных диапазонов ЭЭГ. У них же усиливалась мощность тета-ак-тивности, косвенно свидетельствуя об индивидуальном повышении творческого креативного потенциала и о вовлечённости септо-гиппокампальных уровней подкорки в реализацию достижения киберспортивно-го результата.
Но ещё более, на наш взгляд, важным для достижения цели настоящего исследования, явился факт достоверной связи стандартизированной киберточности: с индексом тета-активности на финальном этапе, с индексом и мощностью пользовательского диапазона, а также - с итоговой эффективностью коррекционного тренинга (табл. 1).
Таблица 1.
Корреляции ^ при п = 195) между электроэнцефалографическими показателями коррекционного альфа-тета-тренинга и стандартизированной киберточностью (в %)
Параметры ЭЭГ R
Мощность альфа-активности, мкВ2/с 0,23*
Индекс альфа-активности, % 0,22*
Мощность тета-активности, мкВ2/с 0,19*
Индекс тета-активности на финальном этапе, % 0,20*
Мощность пользовательского диапазона 6-9 Гц, мкВ2/с 0,17*
Индекс пользовательского диапазона 6-9 Гц, % 0,18*
Итоговая эффективность коррекционного тренинга, % 0,16*
Примечание: * - Р<0,05.
Несмотря на слабые, но всё же статистически значимые (Р<0,05) связи данный факт достоверно свидетельствовал о наличии коррекционного потенциала тренировочных этапов киберспорта, коль скоро тета-волны ЭЭГ, а также пользовательский диапазон 6-9 Гц, в который входил и низкочастотный альфа-ритм, оказались вовлечены в достижение цели даже однократного сеанса биоуправления. Очевидно, когнитивный неокортикальный (альфа) и глубинный лимбико-подкорковый (тета) церебральные уровни обеспечивают реализацию результативности игрока, в то же время, оказывая деликатный психонейрокоррекционный эффект.
Для уточнения и проверки психофизиологического механизма такой взаимосвязи, а также для подтверждения предполагаемой нами точки приложения возможного коррекционного эффекта киберспорта проведён смысловой анализ результатов измерения корреляций между показателями врожденной агрессивности, ЭЭГ-параметрами финального этапа коррекционного альфа-тета-тренинга и стандартизированной
Таблица 2.
Корреляции (Р при п = 195) между показателями врожденной агрессивности,электроэнцефалографич ескими параметрами финального этапа коррекционного альфа-тета-тренинга и стандартизированной
киберточностью
Показатели агрессивности, баллы Индекс тета-активности на финальном этапе коррекционного тренинга, % Стандартизированная киберточность, %
Физическая агрессивность 0,22* 0,16*
Вербальная агрессивность 0,21* 0,001
Раздражительность -0,07 0,21*
Подозрительность 0,19* 0,02
Негативизм 0,03 0,40* парабола с КТ в ЧСМ 2
Косвенная агрессивность 0,17* 0,37*
Обидчивость -0,07 0,08
Чувство вины 0,18 0,12
Индекс глубинного агрессивности 0,06 0,13*
Примечание: * - Р<0,05.
киберточностью (табл. 2).Выяснилось, что не только индивидуальный параметр киберточности положительно коррелировал с выраженностью агрессивных форм (в баллах), но также - индекс тета-активности на финальном этапе тренинга (в %). Так, игроки с персонально более выраженной физической агрессивностью успешнее достигали киберспортивного результата (R=0,16; P<0,05). Они же обладали большей долей скальпово-го представительства тета-волн ЭЭГ (локализованных гиппокампально) на финальном этапе коррекционного тренинга^=0,22; Р<0,05).Физическая агрессивность - одна из наиболее церебрально поверхностных неокортикальных форм всего агрессивного спектра, как выяснилось, оказалась вовлеченной в психокоррек-ционной механизм киберспортивных действий. Эта же эмоциональная форма, как известно, обеспечивает сублимацию энергии при физической активности на уровне внешнего поведения, например, на занятиях по физической культуре.
Детская либо юношеская драчливость имеет шанс трансформироваться в спортивную злость, направленную на достижение состязательного результата, включая киберспортивный результат, на что указывает настоящие факты. Схожая закономерность установлена относительно косвенной агрессивности (табл. 2).
Интересно, на наш взгляд, следующее: отсутствие аналогии с предыдущей тенденцией. Так, игроки с персонально более выраженной вербальной агрессивностью (еще одной поверхностно локализованной неокортикальной формой) тоже обладали большей долей скальпового представительства тета-волн ЭЭГ-на финальном этапе коррекционного тренинга^=0,21; Р<0,05). Однако такая врождённая склонность, судя по нашим данным, отнюдь не приводила к успешности достижения киберспортивного результата (R=0,001; Р>0,05), точнее, не участвовала в механизме его обе-
спечения. Отсюда можно предположить, что крики и нелицеприятные (низкокультурные, неспортивные) высказывания в момент игры психофизиологически и социально бесполезны. Тем не менее, определённая доля экстраверсии всё же обладает психокоррекцион-ным потенциалом (вне социальной результативности, как показывают данные). Схожая закономерность наблюдалась относительно подозрительности, обратная - относительно ИГА и негативизма (табл.2). Подчеркнём, что величина расчётного параметра ИГА была едва заметно, статистически значимо (R=0,13; Р<0,05) вовлечена в достижение высокой киберточности, но зеркально предыдущей картине: не способствовала психокоррекционному эффекту. Ведь глубинная подкорковая агрессивность (искажения на уровне внутренней культуры личности), как известно, наоборот, детерминирует дефекты развития [4, с. 35; 7, с. 166; 10, с. 35], а не купируют их. Вероятно, нейрокоррекция такого рода эмоционально-мировоззренческих искажений (генератор которых локализован диэнцефально) требует многократных адресно направленных реабилитационных действий, включая киберспортивные соревновательные условия. Справедливости ради, отметим, что резко завышенных глубинных агрессивных свойств у нормотипичных студентов не было выявлено. Можно предположить, что наличие психо-эмоционального дефекта, обусловленного завышенной глубинной агрессивностью (в случае её выявления в нейродефектологи-ческой практике), имеет шанс быть скорректированным целенаправленной киберспортивной деятельностью. Во всяком случае, отдельные компоненты ИГА, как показало настоящее исследование, вовлечены в когнитивно-коррекционный механизм реализации игры.
Из множества обнаруженных здесь достоверных корреляций в предыдущих наших исследованиях показана линейная связь киберточности с косвенной
агрессивностью и параболическая - с негативизмом [9, с. 9]. И дана трактовка объективизированных явлений с позиции эмоционального обеспечения разновидностей «спортивной злости» - состояния отнюдь не глубинного церебрального уровня залегания генератора. Перспективным, на наш взгляд, является дальнейшее выяснение характера установленных связей для расшифровки причинно-следственных иерархических взаимоотношений между исследуемыми психофизиологическими явлениями.
Заключение. Выявлены следующие психофизиологические факты, подтверждающих наличие когни-тивно-коррекционного потенциала киберспорта: 1) По мере роста киберточности игрока юношеского периода онтогенеза растут величины электроэнцефалографических параметров коррекционного альфа-тета-БОС-тренинга: индекс и мощность альфа-активности, мощность тета-активности, индекс тета-активности на финальном этапе сеанса биоуправления, индекс и мощность пользовательского диапазона, итоговая эффективность коррекции. 2) Индивидуально более выраженная физическая и косвенная агрессивность одновременно способствуют: достижению киберспор-тивного результата и повышению индекса тета-актив-ности ЭЭГ финального этапа психокоррекционного тренинга, сублимации поведенческой агрессивности в формировании физической культуры личности. 3) Точка приложения коррекционного воздействия тренировочных этапов киберспорта - фоновый агрессивный потенциал во взаимосвязи с когнитивной сферой.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Базанова О.М. Нейробиоуправление: аргументы за и против // IX Всероссийская конференция «Клиническая нейрофизиология и нейрореабилитация». СПб., 2021. С. 15-17.
2. Вирник В.Л., Алексанянц Г.Д. Морфо-функциональ-ные механизмы ускорения восстановительных процессов в тканях после травматических повреждений в спорте // Физическая культура, спорт наука и практика. 2022. №3. С. 97-102.
3. Водолажская М.Г., Водолажский Г.И. Возрастная динамика электроэнцефалографических параметров здоровых людей с разным уровнем агрессивности // Вестник АГУ. Серия «Естественно-математические и технические науки». 2020. №1. С. 34-42.
4. Водолажская М.Г., Водолажский Г.И. Нейрофизиологические предпосылки к новой классификации отрицательных эмоциональных состояний // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. 2018. №2-(221). С. 57-63.
5. Водолажская М.Г., Водолажский Г.И. Образовательная программа курса «Киберспорт как средство социально-психологической реабилитации лиц с инвалидностью и ОВЗ»по направлению 44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование». СКФУ. 2020. 17 с.
6. Водолажская М.Г., Водолажский Г.И. Образовательная технология для развития жизненного потенциала // Образовательные технологии для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в он-лайн-формате: коллективная монография. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2021. 161 с.
7. Водолажская М.Г., Водолажский Г.И. Фундаментально-профилактический подход к оценке биохимического анализа в дефектологии: монография. Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2022. 263 с.
8. Водолажская М.Г., Водолажский Г.И., Алейникова А.В. Киберспортивная траектория развития инклюзии в условиях цифровизации социального пространства // Инклюзивные процессы в международном образовательном пространстве: материалы VI Международного интернет-симпозиума (20 ноября - 25 декабря 2020 г.). Ставрополь: Изд-во СКФУ, 2020. С. 3-8.
9. Водолажская М.Г., Ишкова В.В. Взаимосвязь агрессивного статуса родителей с наличием и степенью выраженности дефекта у детей // Психологическое здоровье личности: теория и практика: сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ставрополь: Изд-во СКФУ,
2020. С. 33-36.
10. Водолажский Г.И. Хронобиологический взгляд на развитие мозга человека. 10 лет поиска. Germany, Saarbrücken; LAP Lambert Academic Publishing, 2012. 179 с.
11. Кат Т.М., Даутов Ю.Ю. Вселенная. Человек. Любовь. Династия врачей, творящих добро. Майкоп: Изд-во Качество, 2020. 532 с.
12. Кашина Ю.В. Прогноз адаптации студентов к учебному процессу // Медицинский вестник Северного Кавказа. 2021. Т.16, № 4. С. 415-417.
13. Короткова О.М., Зезюков И.Д. Влияние компьютерных игр, содержащих образы насилия и агрессии на физиологическое состояние ЦНС и вегетативную нервную регуляцию у студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко // Научный аспект. 2019. Т. 8, № 1. С. 957-961.
14. Лаврентюк Г.Н. Зависимость нашего здоровья от нравственности или как быть здоровым душой и телом. СПб.: Изд-во Береста, 2013. 247 с.
15. Метеочувствительность спортсменов с разным уровнем агрессивности / Г.И. Водолажский, Т.Л. Боташева, О.П. Заводнов [и др.] // Человек. Спорт. Медицина.
2021. Т. 21, № 3. С. 46-55. DOI: 10.14529/hsm210306.
16. Олёмкинская П.М. Интерактивные компьютерные игры в подготовке спортсменов с поражением опорно-двигательного аппарата в стрельбе из лука // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2019. Т.4. №3. С. 97-100.
17. Особенности физического развития мальчиков и девочек 6-10 лет г. Краснодара / Г.Д. Алексанянц, Ю.А. Кудряшова, М.Г. Половникова [и др.] // Физическая культура, спорт наука и практика. 2022. №3. С. 61-67.
18. Пащыев Ш.Б. Киберспорт как средство развития личности / Science Time. 2020. С. 512-515.
19. Фрагмент онтогенетической динамики результативности игрока в ходе киберспортивной тренировки / Г.И. Водолажский, С.М. Ахметов, Г.Д. Алексанянц, М.Г. Водолажская // Физическая культура, спорт наука и практика. 2022. №2. С. 70-76.
20. Kashina J.V. Assessment of the level of anxiety as an indicator of regulatory-adaptive capabilities of students to educational load in higher educational institution / J.V. Kashina, I.V. Gluzman, M.A Vaskov., АЛ^^кт, O.S.Melikova, N.K. Gafiatulina// PalArch's Journal of Archaeology of Egypt: Egyptology. 2020, V. 17.N 6. P.743-752.
21. Knyazev G.G. EEG delta oscillations as a correlate of basic homeostatic and motivational processes / G.G. Knyazev // Neurosci. Biobehav. Rev. 2012. V.36. №1. P. 677-695.
22. Zhavoronkova L. Why voluntary postural training improves recovery of mental and motor functions in patients with traumatic brain injury?/ L.Zhavoronkova, A. Zharikova, O. Maksakova // J.Behavioral and Brain Sciences. 2013. N.3. P. 463-473.
COGNITIVE-CORRECTIONAL POTENTIAL OF ATHLETES IN ESPORTS
G. Vodolazhskiy1, Doctor of Biological Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Physical Culture of the Faculty of Physical Culture and Sports,
S. Akhmetov2, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Management in Sports and Education,
G. Aleksanyants2, Doctor of Medical Sciences, Professor, Vice-Rector for Research,
M. Vodolazhskaya1, Doctor of Biological Sciences, Professor, Professor of the Department of Correctional
Psychology and Pedagogy.
1Severo-Caucasian Federal University, Stavropol.
2Federal state educational budgetary institution of Higher Education "Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism", Krasnodar.
Contact information for correspondence: 1 Pushkin str., Stavropol, 355009, Russia; e-mail: [email protected].
Annotation
Relevance. Functional activation of the cognitive axis of the brain underlies the psychoneurocorrection of cerebral and many other dysfunctions. In the literature, there are prerequisites for the presence of psychoneurocorrectional properties of esports associated with the impact on aggressive emotionality through the cognitive sphere - as a methodical technique and as an element of physical culture. There is not enough data on this, although detailed information could contribute to the arsenal of preventive and corrective means. There is a need to supplement the presented interdisciplinary problems with new physiological facts.
The purpose of the study is to identify psychophysiological facts confirming the cognitive-correctional potential of esports.
Methods. Standardization of individual cyber-accuracy, correlation analysis, biofeedback (BOS): psychocorrective al-pha-theta-BOS training on EEG, modified questionnaire of innate forms of aggressiveness with calculation of index-depth aggressiveness.
Results. The indicator of standardized individual cyber-accuracy of the player of the youthful period of ontogenesis positively correlates with the parameters of correctional alpha-theta-BOS training:the index and power of the alpha rhythm in the central occipital lead (one of the markers of cognitive activity), the power of theta activity, the index of theta activity at the final stage of the biofeedback session, the index and power of the user range, the value of the parameter of the final effectiveness of psychocorrection. 2) The background indicator of physical and indirect aggressiveness of the subject is positively associated with his cyber-accuracy and with the index of theta activity of the EEG of the final stage of psychocorrection.
Conclusion. The psychophysiological facts about the presence of cognitive-correctional potential of esports, available in the format of the formation of physical culture of the individual, are revealed: 1) as the cyber accuracy of the player
increases, the values of the electroencephalographic parameters of the corrective alpha-theta-BOS training increase: the index and power of alpha activity, the power of theta activity, the index of theta activity at the final stage of the biofeedback session, the index and power of the user range, the final effectiveness of correction. 2) Individually more pronounced physical and indirect aggressiveness simultaneously contribute to: achieving an esports result and increasing the EEG theta activity index of the final stage of psychocorrective training, sublimation of behavioral aggressiveness into the formation of physical culture of the individual.
Keywords: esports, cyber-accuracy, psychocorrection, cognitiveness, aggressiveness, depth of the cerebral generator, physical culture
References:
1. Bazanova O.M. Neurobiocontrol: arguments for and against. IX Vserossiiskaya konferentsiya «Klinicheskaya neirofiziologiya i neiroreabilitatsiya» [IX All-Russian Conference "Clinical neurophysiology and neurorehabilita-tion]". St. Petersburg, 2021, pp. 15-17. (in Russian)
2. Virnik V.L., Aleksanyants G.D. Morpho-functional mechanisms of acceleration of regenerative processes in tissues after traumatic injuries in sports. Fizicheskaya kul'tura, sport nauka i praktika [Physical Culture, Sport Science and Practice]. 2022. No. 3. pp. 97-102. (in Russian)
3. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskii G.I. Age dynamics of electroencephalographic parameters of healthy people with different levels of aggressiveness. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki [Bulletin of ASU. "Natural-Mathematical and Technical Sciences"]. 2020, no. 1, pp. 34-42. (in Russian)
4. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskii G.I. Neurophysiologi-cal prerequisites for a new classification of negative emotional states. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Estestvenno-matematicheskie i tekhnicheskie nauki [Bulletin of ASU. "Natural-Mathematical and Technical Sciences"]. 2018, no. 2-(221), pp. 57-63. (in Russian)
5. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskii G.I. Obrazovatel'naya programma kursa «Kibersport kak sredstvo sotsial'no-psikhologicheskoi reabilitatsii lits s invalidnost'yu i OVZ»po napravleniyu 44.04.03 «Spetsial'noe (defektologicheskoe) obrazovanie» [Educational program of the course "Esports as a means of socio-psychological rehabilitation of persons with disabilities and disabilities" in the direction 44.04.03 "Special (defectological) education"]. NCFU. 2020, 17 p.
6. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskii G.I. Educational technology for the development of life potential. Obrazovatel'nye tekhnologii dlya obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v onlain-formate [Educational technologies for students with disabilities in online format]. Stavropol: Publishing house of NCFU, 2021, 161 p. (in Russian)
7. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskii G.I. Fundamental'no-profilakticheskii podkhod k otsenke biokhimicheskogo analiza v defektologii [Fundamental and preventive approach to the assessment of biochemical analysis in de-fectology]. Stavropol: Publishing house of NCFU, 2022, 263 p.
8. Vodolazhskaya M.G., Vodolazhskii G.I., Aleinikova A.V. The esports trajectory of inclusion development in the conditions of digitalization of social space. Inklyuzivnye protsessy v mezhdunarodnom obrazovatel'nom prostrans-tve: materialy VI Mezhdunarodnogo internet-simpoziuma (20 noyabrya - 25 dekabrya 2020 g.) [Inclusive Processes in The International Educational Space: Materials of the VI International Internet Symposium (November 20 - December 25, 2020)]. Stavropol: NCFU Publishing House, 2020. pp. 3-8. (in Russian)
9. Vodolazhskaya M.G., Ishkova V.V.The relationship of the aggressive status of parents with the presence and severity of the defect in children. Psikhologicheskoe zdorov'e lichnosti: teoriya i praktika: sbornik statei Vser-ossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii s mezhdun-arodnym uchastiem [Psychological Health of Personality: Theory and Practice: Collection of Articles of The All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation]. Stavropol: Publishing House of NCFU, 2020, pp. 33-36. (in Russian)
10. Vodolazhskii G.I. Khronobiologicheskii vzglyad na razvitie mozga cheloveka. 10 let poiska [Chronobiological view on the development of the human brain. 10 years of searching]. Germany, Saarbrücken; Academic publishing house of LAP Lambert, 2012, 179 p.
11. Kat T.M., Dautov Yu.Yu. Vselennaya. Chelovek. Lyubov'. Dinastiya vrachei, tvoryashchikh dobro [The universe. Human. Love. A dynasty of doctors doing good]. Maykop: Publishing house Quality, 2020, 532 p
12. .Kashina Yu.V. Forecast of students' adaptation to the educational process. Meditsinskii vestnik Severnogo Ka-vkaza [Medical Bulletin of the North Caucasus]. 2021, vol.16, no. 4, pp. 415-417. (in Russian)
13. Korotkova O.M., Zezyukov I.D. The influence of computer games containing images of violence and aggression on the physiological state of the central nervous system and autonomic nervous regulation in students of N.N. Burdenko VSMU. Nauchnyi aspekt [Scientific Aspect]. 2019, vol. 8, no. 1, pp. 957-961. (in Russian)
14. Lavrentyuk G.N. Zavisimost'nashego zdorov'ya otnravst-vennostiilikakbytzdorovym dushoi i telom [Dependence of our health on morality or how to be healthy in mind and body]. St. Petersburg: Beresta Publishing House, 2013, 247 p.
15. Vodolazhskii G.I., Botasheva T.L., Zavodnov O.P. [et al.] Meteosensitivity of athletes with different levels of aggressiveness. Chelovek. Sport. Meditsina [Man. Sport. Medicine]. 2021, vol. 21, no. 3, pp. 46-55. DOI: 10.14529/ hsm210306.
16. Olemkinskaya P.M. Interactive computer games in the preparation of athletes with a lesion of the musculo-skeletal system in archery. Fizicheskaya kul'tura. Sport. Turizm. Dvigatel'nayarekreatsiya [Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation]. 2019, vol.4, no. 3, pp. 97100. (in Russian)
17. Aleksanyants G.D., Kudryashova Yu.A., Polovnikova M.G. [et al.] Features of physical development of boys and girls 6-10 years old in Krasnodar. Fizicheskaya kul'tura, sportnauka ipraktika [Physical culture, sport science and practice]. 2022, no.3, pp. 61-67. (in Russian)
18. Pashchyev Sh.B. Esports as a means of personal development. Time of Science. 2020, pp. 512-515.
19. Vodolazhskii G.I., Akhmetov S.M., Aleksanyants G.D., Vodolazhskaya M.G. Fragment of the ontogenetic dynamics of a player's performance during esports training / G.I. Vodolazhsky, S.M. Akhmetov, G.D. Aleksanyants, M.G. Vodolazhskaya // Fizicheskaya kul'tura, sport nauka ipraktika [Physical culture, sport science and practice]. 2022, no. 2, pp. 70-76. (in Russian)
20. Kashina Yu.V., Gluzman I.V., Vaskov M.A., Bulavkin M.A., Melikova O.S., Gafiatulina N.K. Assessment of the level of anxiety as an indicator of the regulatory and adaptive capabilities of students to the academic load in a higher educational institution. Palarch's Journal. from the archaeology of Egypt: Egyptology. 2020, vol. 17, n. 6, pp. 743-752.
21. Knyazev G.G. Delta-oscillations of the EEG as a correlate of the main homeostatic and motivational processes. Neurology. Biobehav. Rev. 2012, v.36, no. 1, pp. 677-695.
22. Zhavoronkova L., Zharikova A., Maksakova O. Why does voluntary posture training improve the recovery of mental and motor functions in patients with traumatic brain injury? J. Behavioral and Brain Sciences. 2013. No. 3. pp. 463-473.
Поступила / Received 09.01.2023
Принята в печать / Accepted 28.03.2023