Научная статья на тему 'Когнитивно-авторский подход к исследованию художественного текста как социокультурного феномена и объекта креативной деятельности'

Когнитивно-авторский подход к исследованию художественного текста как социокультурного феномена и объекта креативной деятельности Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГНОСЕОЛОГИЯ / ИНСАЙТ / КОГНИЦИЯ / КОГНИТИВНО-АВТОРСКИЙ ПОДХОД / АВТОРСКИЙ КОНЦЕПТ / КОГНИТЕМА / COGNITHEME / COGNITION / COGNITIVE-CREATIVE APPROACH / CREATIVE CONCEPT / EPISTEMOLOGY / INSIGHT

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Линниченко Светлана Игоревна

Статья посвящена исследованию гносеологических процессов в художественном творчестве в контексте когнитивно-авторского подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE-CREATIVE APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE LITERARY TEXT AS SOCIAL-CULTURAL PHENOMENON AND OBJECT OF THE CREATIVE ACTION

The article is devoted to the epistemological processes in art creation within the context of cognitive-creative approach.

Текст научной работы на тему «Когнитивно-авторский подход к исследованию художественного текста как социокультурного феномена и объекта креативной деятельности»

УДК (82-3)

КОГНИТИВНО-АВТОРСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА И ОБЪЕКТА КРЕАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2015 С.И.Линниченко

Самарский государственный институт культуры

Статья поступила в редакцию 10.02.2015

Статья посвящена исследованию гносеологических процессов в художественном творчестве в контексте когнитивно-авторского подхода.

Ключевые слова: гносеология, инсайт, когниция, когнитивно-авторский подход, авторский концепт, ког-нитема.

Онтологические вопросы, связанные с осознанием себя, своего места в мире, сущности универсума и его судьбы, с новой силой волнуют современного человека. Наука XXI в., допускающая существование иных измерений, по-новому трактующая пространственно-временной континуум, а также глобальные изменения в социальной сфере, в которой информация сама по себе становится основной ценностью и постоянно требует более современных способов обработки, стирание политических границ как следствие глобализации - всё это способствует формированию качественно нового искусства.

Человечество обставляет свою жизнь всё большими удобствами, совершенствует индустрию развлечений, поклоняется машинам, упрощающим быт, но при этом экзистенциональный голод эпохи становится всё сильнее. «Свободное время ощущается как пространство, которое надо чем-то заполнить...»1. Имея доступ к огромному количеству данных глобальной сети, мы, тем не менее, не можем найти ответы на самые важные вопросы в мире, где однозначный ответ, в принципе становится чрезвычайно редким явлением. Существование на зыбкой грани между постулатами прошлого и культурным хаосом современности обусловливает глубокие перемены в моральных и нравственных убеждениях. Если наши предки искали опору в религии, служении обществу и др., то в обществе XXI в. мыслящему человеку трудно найти основу, в то время как обособление бытия от трансцеденции грозит уничтожить мир вечных ценностей. Возможно, поэтому развлечения, осуществимые благодаря

° Линниченко Светлана Игоревна, кандидат филологических наук, доцент кафедры лингвистики и межкультурных коммуникаций. E-mail: s.linnichenko@gmail.com

1 Лем, С. Сумма технологии / С.Лем. - М.: АСТ: Аст-рель: Полиграфиздат, 2012. - С. 377 - 428.

многообразным техническим новинкам, становятся так популярны, подменяя стремление к познанию через литературу, живопись, театр. На смену устаревшим формам творческого самовыражения приходят инсталляции, ТтоИег-поэмы, 3 Б и многое другое.

Стремительность культурных инноваций существенно затрудняет изучение философских, психологических, социальных основ современной когниции. Однако проникновение в сущность феномена «концепт» позволило бы приоткрыть завесу тайны над современной гносеологией.

В настоящее время концепт находится на пересечении различных наук и представляет собой центральное связующее звено. В психологии концепт рассматривается с точки зрения влияния на структуру личности. Для философа важным представляется взаимосвязь концептов, их пересечение и взаимовлияние в истории знания и мысли. В лингвистике существуют различные подходы к проблеме концепта, которые перемещают фокус исследования на социальные стороны данного явления. В рамках лингвокогнитив-ного подхода концепт рассматривается, прежде всего, как мыслительная единица. Лингвокуль-турологический подход делает акцент на его культурной составляющей. В качестве самостоятельного понятия рассматривается художественный концепт, который определяется как единица индивидуально-авторской картины мира. Все подходы к концепту тесно связаны друг с другом, что способствует оформлению концептов в более крупные образования и формированию концептосферы.

Возможность интеграции в концептуальную картину мира автора не только социокультурных, но и сугубо индивидуальных репрезентаций, даёт когнитивно-авторский подход к проблеме функционирования концепта в художест-

Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 17, №1(2), 2015

венном тексте, представляющий собой конкретизацию изучения культурных концептов с точки зрения их языкового компонента, личностного миропонимания и авторской интерпретации2. Когнитивно-авторский подход предполагает изучение индивидуального способа познания действительности через художественный текст, что ставит его в один ряд с лингвокогнитивными исследованиями. Авторская когниция формирует уникальную картину мира, т.е. образ универсума, смоделированный сквозь призму сознания художника как результат его духовной активности. Картина мира автора объективируется в создаваемых им текстах, в едином текстовом пространстве.

Его специфика состоит в том, что на первый план выходит образность концепта, выраженная в эксплицитных, а также имплицитных экспрессивных средствах на всех уровнях языка и обусловленная особенностями авторского мировоззрения. В рамках данного подхода рассматривают авторский концепт, т.е. особый тип культурного концепта, в котором фиксируется культурно-значимый лингвокогнитивный опыт, выраженный в индивидуальной творческой интерпретации автора через художественный текст3. В связи с этим, концепт реализуется в творчестве писателя, или в рамках конкретного произведения / ряда произведений и существует как фиксация культурного опыта, реализация ценностей, присущих культуре, но в том многообразии смыслов, которые придаёт им автор. Таким образом, данный тип концепта складывается, с одной стороны на основе восприятия действительности писателем, а с другой стороны, из общественного осмысления. Авторский концепт включает в себя не только смысловые, но и оценочные, образные, личностные компоненты, тесно соприкасающиеся с его общей когнитивной направленностью, что в свою очередь определяет способы языковой реализации, которая подразумевает не только ключевые слова, свойственных писателю, но всю языковую картину, отражающую авторское видение мира. Другими словами, авторский концепт представляет собой смысловой элемент художественного текста и содержит универсальный опыт литературной личности. Данный концепт обладает определён-

2 Линниченко, С.И. Когнитивная структура и способы языковой реализации авторского концепта «смерть» в лирике Г.Бенна: монография / С.И.Линниченко. -Самара: СГИК, 2013. - С. 23 - 24.

3 Дербенёва, С.И. Концепт «смерть» в лирике Г.Бенна:

когнитивно-авторский подход / С.И.Дербенёва // Известия Самарского научного центра РАН. - 2010. -Том 12. - № 5 (37). - С. 179.

ной дискретностью, т.к. художественный смысл не может быть однозначен, но неизбежно включает в себя множество смыслов.

Поэтому в состав авторского концепта включены когнитемы, взаимодействующие друг с другом и раскрывающие многомерность лингво-когнитивного опыта писателя, специфику его эстетической деятельности и языкового своеобразия произведения. Когнитема представляет собой единицу авторской картины мира, отражающую способ познания определённой стороны концепта, его культурную значимость, индивидуальное осознание и реализующуюся в языке художественного текста4. Языковое выражение когнитем в составе концепта различно, т.к. неизбежны расхождения в содержательной структуре. Таким образом, языковые единицы, входящие в их состав, пересекаются друг с другом и в тоже время открывают новые стороны функционирования авторского концепта, что является крайне важным для расширения границ интерпретации художественного произведения.

Исследование концепта в рамках художественного текста является отправной точкой для выявления когнитем и, такими образом, ведет к определению общей смысловой структуры произведения. Анализ языкового выражения когни-тем, которое может быть, как эксплицитным, так и имплицитным, способствует определению индивидуальных характеристик целостного авторского концепта.

Объединение индивидуального и культурного компонентов в рамках концепта позволяет выявить всю совокупность художественных смыслов и проследить пути их становления. Все гносеологические процессы, происходящие внутри художественного текста, можно разделить на следующие типы: 1) формирование инновационных идей в результате обращения к культурному коду и его дальнейшей переработки; 2) порождение нового смысла через язык; 3) инсайт.

Процесс первого типа предполагает переработку культурно-значимого для автора лингво-когнитивный опыта, выражаемого в индивидуальной творческой интерпретации. Обращение к интертексту мировой культуры приводит к тому, что означаемое становится множественным. Переосмысление культурных феноменов основано на их сопоставлении друг с другом и с реальностью настоящего. Автор наделяет традиционные концепты особым художественным

4 Дербенёва С.И. Способы языковой реализации концепта «смерть» в лирике Г.Бенна: автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04 / Дербенёва Светлана Игоревна. - Самара, 2010. - С. 6.

значением, что позволяет открыть новые грани общепринятых категорий и выйти на иной уровень восприятия.

С другой стороны, сами языковые структуры могут открыть путь к новому видению того или иного явления, например, деструктивный синтаксис Г.Бенна, тяготеющий к нарушению структуры предложения или строки и включающий в себя такие риторико-структурные особенности, как элементы прозаического текста, разбивка одного предложения на несколько строк / одной строки на несколько предложений, постепенное сокращение длины строки от начала стихотворения - к его концу / контрастное чередование длинных и коротких строк, эллипсисы, особое графическое оформление, восклицательные предложения. Деструктивный синтаксис создаёт в лирических текстах данного автора обобщённый образ распада на уровне тела, духа и универсума5.

Инсайт или озарение как результат уникального состояния человеческой психики остаётся одним из наиболее загадочных гносеологических феноменов. Опыт интерпретации современных лирических текстов даёт возможность предположить, что языковая когниция также

может выступать причиной инсайта, т.к. каждый авторский неологизм, лексический или грамматический является результатом озарения.

Художественная реальность представляет собой совокупную информационно-семиотическую систему текстов и образов, которая фиксирует мир в его целостности. При этом писатель выступает как генератор опыта, знаний и информации.

Исследовательский аппарат по изучению проблемы когнитивных процессов, сопровождающих интерпретацию художественного текста и формирующих инновационный смысл, на данный момент не сформирован. Однако дальнейшая разработка когнитивно-авторского подхода позволит уточнить процедуры анализа смысло-порождающих процессов, свойственных творцам прошлого, а также современным креаторам, создающим новые информационные миры на основе культуротекста и социальной действительности.

5Дербенёва С.И. Слот «Мёртвое тело в системе концепта «смерть» и его лингвистическое своеобразие / С.И.Дербенёва // Известия Самарского научного центра РАН. - 2009. - Т. 11. - № 4. - С. 1529.

COGNITIVE-CREATIVE APPROACH TO THE ANALYSIS OF THE LITERARY TEXT AS SOCIAL-CULTURAL PHENOMENON AND OBJECT OF THE CREATIVE ACTION

© 2015 S.I.Linnichenko°

Samara State Institute of Culture

The article is devoted to the epistemological processes in art creation within the context of cognitive -creative approach.

Key words: cognitheme, cognition, cognitive-creative approach, creative concept, epistemology, insight.

Svetlana Igorevna Linnichenko, Сandidate of philology, Associate professor of Department of linguistics and intercultural communication. E-mail: s.linnichenko@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.