Научная статья на тему 'Когнитивная вооруженность при рационализации эмоций'

Когнитивная вооруженность при рационализации эмоций Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
437
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ВООРУЖЕННОСТЬ / COGNITIVE KNOWLEDGE / РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ЭМОЦИЙ / RATIONALIZATION OF EMOTIONS / ЭМОТИВНАЯ ЛИНГВОЭКОЛОГИЯ / EMOTIVE LINGVOECOLOGY / АГРЕССИЯ / AGGRESSION / ПОЗИТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ / POSITIVE COMMUNICATION / ПАРАМЕТРЫ ЭКОЛОГИЧНОСТИ / ECOLOGICAL PARAMETERS / СОДЕРЖАНИЕ ПОЗИТИВНЫХ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА / VALUE OF POSITIVE HUMAN QUALITIES

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шаховский Виктор Иванович

Констатируется факт повышенной агрессивности современного коммуникативного общества, рассматриваются некоторые его причины, приводятся конкретные факты, мотивирующие эту агрессивность. Показывается превалирование социальных факторов негативных процессов в обществе, провоцирующих вербальную и невербальную агрессию СМИ и речевых партнеров. Обсуждаются данные Института Психологии РАН об ухудшении психических характеристик современного человека и о росте тенденции к массовым убийствам. Обобщаются некоторые достижения современной науки в профилактике этой тенденции. Перечисляются новые направления в различных профессиональных сферах психологии, педагогике, медицине, лингвистике, экологии, разрабатывающие формы и методы экологического воспитания человека. Объясняется содержание концепта «когнитивная вооруженность» при рационализации эмоций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шаховский Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cognitive Knowledge for Rationalization of Emotions

The paper states a fact ofincreasingsocialaggressivenessinmoderncommunicativesociety, considerssomeofits reasons,presentsconcretefactswhich motivate thisaggressiveness. The prevailing social factors of negative processes in society provoking verbal and non-verbal aggressiveness of mass media and speech partners are demonstrated. RAS Psychological Institute data about psychic degradation of human behavior and the growth of massacres are discussed. Some modern science achievements in improving the tendency are summed up. New scientific schools in psychology, pedagogy, medicine, linguistics, ecology, which research methods of human ecological education are listed in the article. New concepts ‘cognitive knowledge' and ‘rationalization of emotions' are explained.

Текст научной работы на тему «Когнитивная вооруженность при рационализации эмоций»

В.И. Шаховский

УДК 81'23

КОГНИТИВНАЯ ВООРУЖЕННОСТЬ ПРИ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ

ЭМОЦИЙ

Констатируется факт повышенной агрессивности современного коммуникативного общества, рассматриваются некоторые его причины, приводятся конкретные факты, мотивирующие эту агрессивность. Показывается превалирование социальных факторов негативных процессов в обществе, провоцирующих вербальную и невербальную агрессию СМИ и речевых партнеров. Обсуждаются данные Института Психологии РАН об ухудшении психических характеристик современного человека и о росте тенденции к массовым убийствам. Обобщаются некоторые достижения современной науки в профилактике этой тенденции. Перечисляются новые направления в различных профессиональных сферах — психологии, педагогике, медицине, лингвистике, экологии, — разрабатывающие формы и методы экологического воспитания человека. Объясняется содержание концепта «когнитивная вооруженность» при рационализации эмоций.

Ключевые слова: когнитивная вооруженность, рационализация эмоций, эмотивная лингвоэкология, агрессия, позитивное общение, параметры экологично-сти, содержание позитивных качеств человека.

Vladimir I. Shakhovskiy COGNITIVE KNOWLEDGE FOR RATIONALIZATION OF EMOTIONS

The paper states a fact ofincreasing social aggressiveness inmoderncommunicative society, considers some of its reasons, presents concrete facts which motivate this aggressiveness.

The prevailing social factors of negative processes in society provoking verbal and non-verbal aggressiveness of mass media and speech partners are demonstrated. RAS Psychological Institute data about psychic degradation of human behavior and the growth of massacres are discussed. Some modern science achievements in improving the tendency are summed up. New scientific schools in psychology, pedagogy, medicine, linguistics, ecology, which research methods of human ecological education are listed in the article. New concepts 'cognitive knowledge' and 'rationalization of emotions' are explained.

Keywords: cognitive knowledge, rationalization of emotions, emotive lingvoecology, aggression, positive communication, ecological parameters, value of positive human qualities.

1 Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся

большему осуждению,

2 ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек со-

вершенный, могущий обуздать и все тело. 3 Вот, мы влагаем удила в рот коням, чтобы они повиновались нам, и

управляем всем телом их.

'Язык - неудержимое зло. 13Мудрость свыше чиста, мирна...

4 Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются, куда хочет кормчий;

5 так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой

огонь как много вещества зажигает!

6 И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи

сам воспаляем от геенны.

7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских живот-

ных укрощается и укрощено естеством человеческим,

8 а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он

исполнен смертоносного яда.

9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных

по подобию Божию.

10 Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия

мои, сему так быть.

11 Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?

12 Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

13 Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведе-

нием с мудрою кротостью.

14 Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не

хвалитесь и не лгите на истину.

15 Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

16 ибо где зависть и сварливость, там неустройство и всё худое.

17 Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

18 Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

Новый Завет, Соборное послание святого апостола Иакова, 3 глава.

Не зря существует поговорка: «Язык мой - враг мой». Известно также: «Человек учится говорить 3-4 года, а молчать учится до конца дней своих». Трудно, конечно, молчать, когда вокруг тебя много раздражителей, трудно не реагировать на несправедливость, на обман, на непорядочность, на пакости, на предательство, на оскорбление (очное и заочное), сплетни, слухи, скандалы вокруг твоего имени, игнорирование, замалчивание твоих заслуг, различного рода другие унижения, манипулирования тобой и обливания грязью и прочую хулу, особенно от близких тебе людей и тем более от твоих учеников, которым ты дал должность, все ученые степени и звания [Шаховский 2012(б): 90-112]. Как в свое время людям рекомендовал Э. Кант, «нельзя использовать человека в качестве средства для достижения своих целей». Другими словами, он осуждает шег'о£ а их в современной рыночной жизни расплодилось у нас с излишеством - это мое личное мнение, основанное на наблюдениях.

Помимо этого многочисленны раздражители, социально-экономические и политические, происходящие в стране и вызывающие отрицательный кластер эмо-

ций у людей, которые смотрят ТВ и следят за СМИ (см. об этом ниже). Многие россияне уже отказываются, в целях сохранения своего здоровья, следить за этим негативом. Кроме того, многие люди отказываются и общаться с другими людьми, чтобы не получить лишнюю отрицательную энергетику, которой заражено современное общество. В.Г. Гак неоднократно утверждал, что коммуникации без эмоций не бывает [Гак 1998]. Тем более что лингвистикой эмоций доказан тезис о том, что человек не homo sapiens, а homo sentiens.

Одним из доказательств этого факта является неистребимость мата и бесполезность всякой борьбы с ним [Шаховский 2012(а)]. В связи с этим нельзя не упомянуть мучительную коммуникативно-этическую проблему русского мата. Проблема, что делать с матом, в настоящее время неразрешима: да, он есть, он не экологичен, не этичен, но широко используется с древних времен, и у него есть и положительные функции [Шаховский 2012(б)]. В 2014 г. Госдума своим законом запретила мат в общественных местах, в художественной литературе, но на улицах этот закон не сработал: как матерились, так и матерятся даже дети дошкольного возраста, не говоря уже о взрослом населении, включая политиков всех уровней.

Но уже в январе 2015 г. Министерство культуры само внесло законопроект в Думу о смягчении наказания за мат и о его разрешении в кинофильмах. Мат не обязательно является формой выражения эмоций, он может быть просто и специфическим русским артиклем или связкой. И тем не менее мы, лингвисты, в своих научных работах и в своих публичных выступлениях матом не пользуемся. И не только мы. Следовательно, без него в принципе можно обойтись.

Британские лингвисты из Бристольского университета, проанализировав английскую литературу ХХ века, пришли к выводу, что общественные умонастроения и политическая обстановка в различные времена по-разному отражаются в выборе слов, сообщает немецкая газета «Süddeutsche Zeitung». Как говорится в статье, учёным удалось установить, что к концу ХХ века в литературе снизились почти все эмоции, кроме страха. В своём исследовании учёные, изучив свыше пяти миллионов книг, сконцентрировали внимание на шести различных категориях настроений: гневе, антипатии, страхе, радости, удивлении и печали. Частота появления в тексте слов с позитивным или отрицательным значением колебалась в зависимости от того, были ли написаны книги во времена социальной беззаботности или же в неспокойные годы. Так, больше всего слов, означающих радость, можно найти в произведениях 1920-х и 1960-х годов прошлого века [URL: http://suche.sueddeutsche. de/ (дата обращения 15.01.2015)].

Эмоционализация мира, и прежде всего российского общества, приводящая к трансформации личности, его психоэмоционального здоровья и психологии поведения, очень встревожила не только психологов, но и психолингвистов. В основном, как известно, коммуникация человека осуществляется вербально. Но, как показывает последнее пятилетие, существенное место в вытеснении вербального общения занимает теловая и акциональная коммуникация.

В литературе уже неоднократно утверждалось, что цивилизация началась якобы с того момента, когда дикарь, не говорящий ещё ни на каком языке, впервые вместо того, чтобы отомстить своему соплеменнику за обиду камнем или дубинкой, издал угрожающий звук. Похоже, что в настоящее время теловые и сопутствующие им акциональные (с помощью тела) мщения нередко выдвигаются из периферии в центр межличностной коммуникации. Кроме того, все большее распространение

получают теловые и акциональные типы общения на групповом, институциональном и даже межгосударственном уровнях.

Подтверждением этой мысли является статья Т. Владыкиной «Сейчас взорвусь» [URL: http://www.rg.ru/2013/12/10/portret.html], книга М.А. Кронгауза «Русский язык на грани нервного срыва» [Кронгауз 2013]. На мой взгляд, в последнее время российское коммуникативное общество уже перешло эту грань и находится далеко за ее пределами. В указанной статье Т. Владыкиной делается краткий обзор психоэмоционального состояния российского общества, отмечается его возросшая до предела агрессия, называются причины деформации общества в целом и его культуры. Что касается вербального неэкологичного поведения, то оно уже тоже перешло все грани агрессивности и в настоящее время носит деструктивный характер и даже отражает коммуникативный садизм [Волкова 2014]. В сфере психоэмоционального общения возник и такой феномен, как девербализация эмоций [Клушина 2013], или девербализация, как отказ от словного общения и возврат к эпохе дикарской довербальной коммуникации. Примеров тому в нашей теперешней жизни предостаточно. Некоторые факты приведены в этой статье, увы, далеко не все. Так, киллеры убивают людей без всяких эмоций, так как они не испытывают их по отношению к назначенной жертве, с которой они, как правило, даже не знакомы. Это тип рационального убийства человека.

Статья «Сейчас взорвусь» приводит следующие факты, полученные в 2014 г. в Институте Психологии РАН: «россияне стали конфликтнее, злее, наглее и во многом потеряли способность к самоконтролю» (за последние полтора-два года эта агрессивность еще более усилилась в связи с событиями на Украине и вокруг нее. - В.Ш.); «важнейшей характеристикой агрессивности является статистка убийств, по которой Россия в четыре раза превосходит США и примерно в десять раз большинство стран Западной Европы» и «около 80 процентов убийств у нас совершаются в состоянии спонтанной агрессивности»; «криминальная культура оказывает огромное влияние на наше общество еще с конца 1980-х годов»; «политические телепередачи формируют довольно агрессивное отношение к некоторым странам, создают образ окружающего нашу страну мира как враждебного и опасного» [URL: http://www.rg.ru/2013/12/10/portret.html].

Недовольство властью тоже порождает агрессию. Как известно, «любая власть стоит на двух ногах: строгость и справедливость» (Б. Акунин «Звездуха», интернет-радио. - В.Ш.). А если власть строга к одним слоям населения и добра к другим, закрывает глаза на их преступления в различных проявлениях, то такая власть несправедлива и вызывает недовольство. И чем выше несправедливость власти, тем агрессивнее становится общество от этой несправедливости.

По нашему мнению, многим представителям населения чужды такие понятия, как эмоциональный интеллект, эмоциональный тьюнинг, экологический интеллект, экологическое мышление, так как в государственной системе образования отсутствует воспитательный элемент, а некоторые наши СМИ, смакующие происходящие бесчисленные катастрофы, уносящие десятки и сотни тысяч людей, вызывают кластеры отрицательных эмоций у населения.

Приведу далеко не полный список таких катастроф и происшествий: Пуга-чево, Бирюлево, три подряд теракта в Волгограде и многие другие теракты (в Московском метро, в Дагестане, в Грозном и т.д.), катастрофы в Московском

метро, наводнение на Дальнем Востоке, авиакатастрофа малазийского «Боинга» над Донбассом и другие авиакатастрофы на внутренних линиях России (в Смоленске, Иркутске, московских аэропортах), взрыв «Невского экспресса», серийные убийства на автодорогах в Подмосковье, взрывы на шахтах, пожар в ночном клубе «Хромая лошадь», в детских домах, домах престарелых, в жилых домах (и везде с человеческими жертвами - В.Ш.), пожар в московском театре, трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС (тоже с многочисленными человеческими жертвами -В.Ш.), пожар в библиотеке «ИНИОН», (уничтоживший более 2 млн. раритетных изданий - В.Ш.), а перед этим Курск, Норд-Ост, Беслан, разорение турфирм/крах турбизнеса, нераскрытые убийства журналистов, самоубийство вице-адмирала, серийные убийства в Краснодаре, гибель туристического теплохода «Булгария» около Казани, полицейские пытки арестованных со смертельным исходом в СИЗО, бунты в тюрьмах, эмиграция молодежи за границу (реальная и потенциальная -В.Ш.), сладкая парочка «минобороны» (Сердюков — Васильева), санаторный домашний арест Васильевой VS жесткий домашний арест Навального, трехмесячный домашний арест Евтушенкова, ежедневный заработок миллиардера Сечина (5 млн. руб. в день), диссернет (Пархоменко): разоблачение плагиатных диссертаций министров и депутатов Госдумы, активизация деятельности РЦП в политической жизни страны, многочисленные запретные законы Госдумы, интриги вокруг возникновения ЛНР и ДНР, закон Магницкого, посмертное преследование Магницкого, закон Димы Яковлева, депутаты-дебоширы в авиаполётах и в Госдуме, золотой пистолет у депутата Госдумы, золотой унитаз и батон Януковича, шеститысячная акция протеста врачей в Москве, изгнание телеканала «Дождь» с Арбата, демонстрация сексуальных сцен известных артистов по НТВ (Королёва, Тарзан, Слава и др.), задержание министра финансов Подмосковья Кузнецова, сити-менеджеры (city managers), губернаторы-жулики и воры, санкции/антисанкции (в связи с украинскими событиями - В.Ш.), голодовки подсудимых, а также находящихся в СИЗО и тюрьмах, вирус Эбола, отзыв у многочисленных кредитных организаций лицензий на осуществление банковских операций и др. Все эти события и факты являются эмоциогенными и аксиогенными, что не в пользу позитивного общения и позитивных коммуникативно-эмоциональных ситуаций.

Такой же эмоционально-негативный эффект вызывают и многочисленные кинофильмы, демонстрируемые по современному ТВ. Одно лишь их название уже вызывает недобрые, неэкологичные предчувствия (антиципации) об их контенте. Приведу названия таких кинофильмов из программы ТВ (исключая кабельное ТВ) с 12 по 18 января 2015 года: «Палач»; «Бой с тенью 2: реванш»; «Засуди меня»; «Не ври мне»; «Улицы разбитых фонарей»; «Давай разведёмся»; «Земля мёртвых»; «Универ. Новая общага»; «Хлеб. Золото. Наган»; «Самый пьяный округ в мире»; «Пыльнаяработа»; «Стриптиз»; «Щупальцы»; «Девушка из воды»; «Дети сексу не помеха»; «Пока не сыграл в ящик»; «Мой парень - псих»; «Попса»; «7 психопатов»; «Следствие по телу»; «Порочные связи»; «Мартовские иды»; «Напряги извилины»; «12 катастроф»; «Кома»; «Западня»; «Охотники на ведьм»; «Наёмные убийцы»; «Человек-паук»; «Женщина-кошка»; «Комната страха»; «Вловушке времени»; «3 часа на побег»; «Кошки против собак»; «Кот в мешке»; «Смерть на взлёте»; «Не твоё тело».

Данный перечень негативных событий и телевизионных фильмов (далеко не

полный), естественно, «оречевляется при помощи языковых знаков» [Тарасов 2014: 25], вызывает вербальные комментарии разных СМИ, а также комментарии этих комментариев и т.д. до бесконечности. Эти комментарии и сами события не могут не вызывать негативные отношения как к самим событиям, так и к комментариям о них и словам, их номинирующим. Это разрушает экологию языка и культуры речи, а также экологию здоровья граждан и экологический имидж страны как внутри нее, так и за её пределами. Как отмечает проф. Е.Ф. Тарасов, языковое сознание представляет собой опосредованный языком образ мира той или иной культуры, т.е. «совокупность перцептивных, концептуальных и процедурных знаний носителя культуры об объектах реального мира» [Тарасов 1996: 187]. В другой своей статье Е.Ф. Тарасов справедливо замечает, что алфавит эталонов сенсорных качеств человека никто еще не разработал и их перечень даже еще не дефинирован [Тарасов 2014].

Возникает вопрос: какие знания о мире, какие образы возникают у человека после перцептивного восприятия таких событий и таких комментариев о них? Можно ли при этом говорить о кооперативном, доброжелательном общении людей друг с другом, власти с народом и народа с властью? Пояснения на этот счет дает нам В.З. Демьянков: «чем кооперированнее общение людей, тем более согласованны их действия: когда мы наблюдаем адресность высказываний, в действиях собеседников наблюдается системность, одни высказывания приводят к другим. Именно в таких случаях поведение собеседников согласованно, «кооперированно», в значении: направлено на выполнение одной общей задачи. Поэтому-то, видимо, и говорят об "общении"» [Демьянков 2005: 31]. Исходя из вышеизложенного, со всей очевидностью можно утверждать, что ни о каком системном общении, ни о какой согласованности в решении единой задачи в современных условиях коммуникации не может идти речи.

Перед современной наукой всерьёз встал вопрос об исследовании проблемы рационализации эмоций. Об агрессии, о деструктивном общении, о ненависти, о мести, о поругании, о проклятьях и о многих других аспектах этой проблемы написаны сотни кандидатских и докторских диссертаций. Медики обратили внимание на ухудшение здоровья населения, на повышение смертности по этой причине, на увеличение числа психиатрических больных. Появилось специальное исследование о шизореальности [Руднев 2010]. Написаны тысячи статей об изменении ценностей — и культурных, и духовных, и физиологических; о процессах деградации человека как личности, о деформации языковой личности под влиянием Интернета и других гаджетов. Даже в Госдуме уже раздаются голоса с требованием ограничить подачу негативной информации в СМИ до одной трети. Там тоже поняли деструктивное воздействие не только на имидж страны, но и на ментальное и психическое здоровье населения России в силу отрицательной эмоциогенности такой информации.

В лингвистике эмоций под влиянием негативной психоэмоциональной ситуации зародилось новое направление - эмотивная лингвоэкология (в недрах волгоградской школы лингвистики эмоций). Участились периодические научно-практические конференции на тему «Язык и экология» (Тамбов, Пенза, Красноярск, Волгоград - ВГСПУ и ВолГУ). В 2013 г. появился новый журнал «Экология языка и коммуникативная практика» (Красноярск, ред. проф. А.П. Сковородников). Открыты новые направления в науке об оздоровлении психоэмоциональной ситуации

в стране — эколингвистика, педагогическая экология, психологическая экология, экология медицины и др. Таким образом, лингвистика занялась проблемой рационализации эмоций, у неё имеются уже значительные наработки по экологизации эмоций, т.е. по их обузданию, сдерживанию. И теперь дело за государственными структурами всех уровней — поинтересоваться этими наработками и рекомендациями психолингвистов, лингвистов, лингвоэкологов, психоэкологов, педагогических и медицинских экологов.

В.Н. Телия своими фундаментальными лингвистическими исследованиями смогла проникнуть в семантическую/смысловую глубь слова и ФЕ, «раскопать» и вытянуть на поверхность (эксплицировать) культурный код русского языка, который абсолютно лишен всякой агрессии и деструкции [Телия 2006]. Достижения отечественной и мировой лингвистики в исследовании эмоций [The Language of Emotions 1997] убедительно доказывают, что эмоции являются центральным фактором личности человека, а мои собственные исследования и исследования моих учеников убедили меня в том, что человек далеко не homo sapiens, а homo sentiens [Шаховский 2008(а)], ибо все его ментальные, вербальные, теловые и акциональ-ные поступки мотивируются и движутся эмоциональными инстинктами и чувствованиями.

Следовательно, рационализация эмоций действительно является глобальной и очень тяжёлой проблемой, которую, тем не менее, надо решать сообща. Выше я уже упоминал о дикаре, который рационализировал свой инстинкт нечленорадлель-ным звуком, ставшим со временем фонематичным семиотическим знаком угрозы. Но за истекшие миллионы лет, как показывает коммуникативная практика, человек практически от эмоциональных звуков перешел к эмоциональным словам, которые со временем зарядил разрушительной энергией [Шаховский 2008(б)].

В настоящий период homo sentiens фактически возвращается на исходную дикарскую позицию и сопровождает свои вербальные угрозы, вплоть до нецензурщины на всех уровнях, киданием в своего врага, но уже не камня, а снарядов и хитроумных (фосфорных) бомб, не говоря уже о ядерных. Неужели мир действительно развивается по пресловутой спирали и человек, достигший фантастических успехов в научно-техническом прогрессе, деградирует до дикаря, обвешанного технологичными гаджетами и хакерскими изощрениями? Данный вопрос требует срочного лингвохирургического вмешательства, потому что слово обладает значительно большей убойной силой, чем вся военная техника. Правильное владение словом способно было и, я уверен, в настоящее время может изменить ситуацию, если журналисты всех СМИ будут специально подготовлены и вооружены технологией возврата слову позитивной прагматической силы. Другими словами, надо научиться рационализировать свои эмоции.

Рационализацией, я полагаю, можно считать такой уровень контроля над своими эмоциями, который позволял бы человеку обуздать их, воздержаться от них или, как минимум смягчить их и перевести из чувственной сферы в этом мире бушующем в фактуально-логическую сферу. А под когнитивной вооружённостью (термин Тарасова. - В.Ш.) [Тарасов 2014: 28] я понимаю системные знания всех коммуникантов о способах, средствах, приёмах, методиках и методах овладения своими эмоциями и регулирования/моделирования эмоций собеседника (слушающего/пишущего/ смотрящего). Ниже я попытаюсь кратко, можно сказать, пунктир-

но перечислить некоторые из тех знаний, которыми наука уже обладает и которые уже можно внедрить в соответствующий курс обучения, а также те задачи/проблемы, которые необходимо в ближайшее время решать сообща как гражданскому обществу в целом, так и государственным структурам.

Начнём с того, что первой ступенью рационализации эмоций является их номинация. Рационализованными являются эмоции и в песенных стихах, и в художественной литературе о любви и ненависти, грусти, печали и пр. эмоциях. Тексты этих художественных произведений могут быть эмоциогенными, но сами по себе эмоции в них рационализованы, потому что они осмыслены авторами и исполнителями, которые уже не переживают их и не выражают, а описывают. Описание эмоций - это ещё одна ступень их рационализации. Аналогично вся мировая художественная литература, посвящённая страстям человеческим, представляет собой их рационализацию, так как здесь они уже не спонтанны, не инстинктивны, а обдуманы авторами и персонажами. Выражение эмоций в них, сколь бы грубым оно ни было, тоже уже рационализовано, т.к. выражено в осмысленных словах (правда, это осмысление имеет разную степень глубины).

Но речь должна идти о такой рационализации эмоций, которая не является эмоциогенной, которая не разрушает ни язык, ни здоровье коммуникантов. Известно, что человек, выражающий даже уже рационализованные им эмоции, может разрушать себя изнутри тем, что загоняет свои истинные и инстинктивные эмоции вовнутрь себя. В таких ситуациях он их может подменять, смягчать. Другое дело в случае их имитации и симуляции. Здесь воспроизводится только их оболочка, которую говорящий не переживает, а слушающий может декодировать их с эмоциональной «начинкой», зарядом, нагрузкой.

Напомню, что психология уже давно предложила коммуникативному миру методику тренинга айкидо [Литвак 2008]. Но эта методика, к сожалению, в учебных заведениях при подготовке специалистов разных профилей не используется. В учебных программах всех образовательных учреждений отсутствуют предметы «Коммуникология» [Матьяш 2011] и «Речевая практика», которые могли бы способствовать решению проблемы позитивной коммуникации.

Психологией также разработана и практикуется методика выведения человека из стрессовой ситуации, когда он входит в ступор, - это, как правило, бывает при различного вида катастрофах, терактах и в других случаях гибели близких людей. Приведем примеры некоторых таких рекомендаций:

«Если близкий вам человек находится в ступоре (остановившийся взгляд, неподвижность и т.п.) — не отпускайте его одного. Обнимите и поезжайте домой вместе с ним, рассказывая о своих планах словами: «Сейчас сядем в такси, поедем домой, я всё время буду с тобой» и т.д.

Если в ступоре находится незнакомец, вы можете ему помочь, просто подойдя поближе, взяв за руку, начав разговаривать: «Кто вы? Могу ли я чем-то вам помочь?» Можно похлопывать человека по плечу, прикрыть чем-то тёплым, если началась дрожь, побуждать разговаривать. Слёз бояться не следует: выражение эмоционального аффекта — это гораздо лучше, чем ступор» [URL:http://www. miloserdie.ru/articles/pravila-pervoj-psihologicheskoj-pomoshhi/print].

К сожалению, эти рекомендации не всегда эффективны для снятия агрессии человека и других эмоций, входящих в кластер гнева. В литературе имеется специ-

альная работа, посвящённая проблеме утешения, в которой приводятся и другие рекомендации, как поступать с человеком вербально в его несчастьях и других эмоциональных кризах [Романов, Немец 2006]. Все вышеперечисленные источники приводят рекомендации по психологической реабилитации человека, попавшего в эмоциональную ситуацию, в том числе и коммуникативную.

В статье «Сейчас взорвусь» предлагаются несколько путей снятия агрессивной напряжённости в российском обществе:

- курсы обучения контролю над агрессией;

- позитивная психология;

- конечно же, возникает проблема реформирования системы образования и воспитания для создания позитивного образа своей страны и народа, в том числе и патриотического. Для этого необходимо повсеместное создание центров патриотического воспитания с разъяснением смыслового содержания концепта «патриотизм» и приведения этого содержания в соответствии с жизнью в стране.

Для этого, прежде всего, нужно изъять из коммуникативного обращения во всех СМИ и из лексики политиков понятие «образ врага», как внешнего, так и внутреннего. А этим сейчас грешат все государственные структуры. Человек не может быть дружелюбным и жить без страха, если ему всё время твердят о том, что все страны - враги, и о том, что внутри страны существует «пятая колонна». Такая информация получила название «сбитый фокус» в её восприятии и понимании.

Как в стране, так и во всех коллективах людей необходимо воспитание позитивной психологии, позитивного мышления / сознания, интеллекта и позитивного коммуникативного поведения. Для этого необходимо научить людей притормаживать, сдерживать, скрывать свои эмоции в соответствующих коммуникативных ситуациях и переводить их стрелки на неодушевленные предметы.

В последние несколько лет этой проблеме посвящён ряд очень интересных публикаций о позитивном общении [см., напр.: Леонтович 2015 и др.], а также работы о конфликтологии и о способах и приёмах предупреждения конфликта и выхода из него [Кара-Мурза 2013]. Речь идёт, конечно же, не только о межперсональных конфликтах, но и о групповых, а также о межгосударственных конфликтах, которые мы наблюдаем в последние десятилетия с особой тревогой, если не сказать больше. И такая ситуация не способствует экологизации взаимоотношений людей друг с другом как на вербальном, так и на паралингвистическом, акциональном уровнях коммуникации.

Позитивное общение, конечно же, предполагает толерантность. Без толерантности невозможно позитивное общение. Мало освободить человека от того, что делает его несчастным - неврозов, фобий, депрессий и всех эмоциональных рисков, нужно ещё и специально развивать позитивные состояния самого человека. Конечно, для этого необходимо с раннего детства развивать в ребёнке, в подростке, в студентах и во всех трудовых / профессиональных коллективах такие позитивные качества характера, как добродетель, совесть, порядочность, доброжелательность, милосердие, правдивость, честь, сочувствие, верность во всех своих параметрах, преданность, вежливость, искренность, чистоплотность, дружественность, целомудрие, терпеливость, великодушие, сдержанность, скромность, отзывчивость, благородство, достоинство, гармоничность, взаимопонимание, добропорядочность, солидарность, уважение к старшим, любовь к природе, к Родине, тяга к чтению, этичность, способность к покаянию (признанию своей вины), умение искренне из-

виниться и др. Возможно, для этого человека необходимо когнитивно вооружить правильными, этичными формами извинения.

Без когнитивной вооруженности невозможно избежать конфликтов, скандалов, судебных исков о защите чести и достоинства, которые сейчас проникли во все сферы жизнедеятельности человека. К моему большому сожалению, они сейчас процветают и в мире нашей лингвистики и других наук в связи с её коммерциализацией и личной неприязнью некоторых учёных друг к другу (завистью и местью).

Напомню, что имеется сравнительно новое и фундаментальное исследование Д. Гоулмана об эмоциональном интеллекте и его пяти конституэнтах ^о1етап 1995]. С помощью этой монографии разработаны 5 практических шагов адаптивной коммуникации людей друг с другом, которые названы «эмоциональный тьюнинг» [Шаховский 2008(в)]. В связи с этим напомню слова древнегреческого мыслителя Аристотеля о гневе, который он считал самой разрушительной эмоцией не только для того, на кого он был направлен, но и для того, кто гневается.

В связи с этим на ум приходит социальная улыбка американцев. От неё приятно даже неприятному собеседнику, но что на самом деле чувствует улыбающийся, никому неизвестно. К сожалению, социальная улыбка в России ни в одном учреждении так и не привилась, так как в русском сценарии эмоций она не предусмотрена изначально и, следовательно, её тоже нужно прививать с детства, чтобы не видеть вокруг себя угрюмые, злобные, грустные лица. Но привить улыбку на лице без изменения позитивной ситуации в обществе не удастся.

Полагаю, что при всей практической трудности преодоления внешнего негативного проявления эмоций общество должно дать человеку когнитивную вооруженность самостоятельно сопротивляться желанию своего языка к злобным высказываниям и взаимным оскорблениям. Конечно, существуют в изобилии медицинские препараты седативного характера, притупляющие чувственные реагирования человека на внешний мир и, следовательно, смягчающие речевые формы эмоционального реагирования. Но в данной работе проблему предлагается решать внутренним сознательным воздействием на свой эмоциональный / экологический интеллект, на эмоциональное / экологическое мышление и его речевую презентацию через эмоциональный тьюнинг. Для этого необходимо воспитание и самовоспитание в человеке внутренней лингвоэкологической рецензии своего вербального поведения.

Поэтому, конечно же, надо вводить в коммуникативную компетенцию человека не только знания о языке, но и знания о культуре вообще и о речеязыковой культуре в частности. Кроме того, необходимы знания каждым коммуникантом таких составляющих коммуникативной компетенции, как эмоциональная, эмотивная, экологическая и человеческая компетенции.

Лингвистикой эмоций разработано содержание таких компетенций. Эмо-тивной лингвоэкологией предложено понятие экологического мышления и экологического интеллекта и выработаны параметры экологического общения людей: доброжелательность, вежливость, кооперативность, этичность, сочувствие, адаптивность и др. [Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве 2013].

В стране давно уже работает Гильдия лингвистов-экспертов по докумен-

тационным и информационным спорам («ГЛЭДИС»), организатором и руководителем которой является проф. М.В. Горбаневский. По образцу данной Гильдии в двадцати семи субъектах РФ созданы центры лингвистов-экспертов, участвующих в судебных исках и направляющих свои заключения правоохранительным и судебным органам об экологичном / неэкологичном вербальном поведении подследственных. На таких процессах, как правило, присутствует большое количество зрителей, которые познают, в чём заключается неправильность (неэкологич-ность) вербального поведения; кроме того, эти процессы активно комментируются в СМИ. Тем самым коммуниканты получают необходимую компетенцию и делятся ею со своими коллегами и родственниками. Таким образом, данная Гильдия проводит воспитательно-просветительскую работу по экологическому воспитанию граждан страны, а также ориентирует и конфликтующие стороны на экологичное коммуникативное поведение.

Для всеобщего воспитания граждан в этом аспекте необходима согласованность со всеми учебными заведениями, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая специальными курсами повышения квалификации в позитивном общении. Современной психологии в дидактиках всех типов образовательных учреждений по аналогии с дресс-кодом нужно ввести и этико-эмоциональный код культуры позитивного общения людей друг с другом. И прежде всего, власть должна научить своих многочисленных чиновников позитивно общаться с народом: не вымогать, не хамить, вести приём граждан по графику, выполнять обещания, своевременно реагировать на все запросы и жалобы, а не заниматься пустыми, формальными отписками, не запускать эти отписки по бесконечным чиновничьим кругам.

Разумеется, полная рационализация эмоций невозможна, потому что человек есть не homo sapiens, а homo sentiens. Но какие-то культурно-этические нормы эмоционального общения, понижающие градус его напряжённости, должны быть введены как обязательные в коммуникативном обществе.

Хорошо понимаю трудность разрешения проблемы рационализации эмоций, особенно в практическом плане. Но это не значит, что эту проблему надо замалчивать. Её нужно продвигать с периферии в центр научно-исследовательской тематики, к ней необходимо привлекать общественное мнение и мнение государственных структур. Этой цели и посвящена данная работа.

Кроме предложенных выше мер можно создать на каждом предприятии отдел психологов, обученных на специальных тренинговых психологических курсах формам, методам и способам профилактики негативных эмоций, реагирования на них в этичной упаковке [Ионова 2013: 323-332]. А этим психологам вменить в обязанность проводить в трудовых и учебных коллективах дидактические занятия по профилактике выражения негативных эмоций.

Отсюда возникает проблема воспитания толерантности к психоэмоциональным проявлениям общества и ко всем видам коммуникативных групп. Это не значит воспитывать безмолвных или равнодушных членов общества (в духе всепо-корности, что делала власть в романе Дж. Оруэлла «1984» или его варианте Влад. Войновича «Москва-2040»). Речь идёт об очень сложном психолингвистическом процессе речепорождения и овнешнения его результатов. Другими словами - о воспитании воздержания внешнего проявления бушующих в твоей душе и голове и рвущихся на твой язык эмоций. Вспомним о существовании такого неологизма, как злобро. Оно обозначает, что в языке всё-таки есть и доброе начало. Вот и нужно

человеку говорящему отталкиваться во всех своих речевых поступках от доброго начала.

Как говорил Ландау, «лучше притворяться счастливым, чем чувствовать себя несчастным». Действительно, лучше казаться, чем быть. Но это для других, а не для себя. И в этом трудность решения данной проблемы. Тем более что на мнение Ландау известно мнение Шекспира: «Уж лучше быть, чем слыть».

Прошу читателя не ожидать от предлагаемых в этой статье чужих и моих собственных рекомендаций по обузданию своих и чужих эмоций быстрого положительного результата.

Из цитаты, приведенной в эпиграфе к данной работе, явствует, каким злом является для человека его собственный язык. А поскольку человек - существо биосоциальное, этой враждебностью невольно может быть пронизано и всё общество, если не требовать от человека подчиняться этическим и экологическим нормам общения друг с другом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Литература

БФСРЯ - Телия В.Н. Большой фразеологический словарь русского языка. Значение. Употребление. Культурологический комментарий / Отв. ред. д-р филол. наук В.Н. Телия. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 784 с. - (Фундаментальные словари).

Владыкина Т. Сейчас взорвусь. Психологи нарисовали портрет современного россиянина. [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/12/10/portret.html (дата обращения: 29.01.2015).

Волкова Я.А. Деструктивное общение в когнитивно-дискурсивном аспекте: дис. ...д-ра филол. наук: 10.02.19. - Волгоград, 2014.

Гак В.Г. Языковые преобразования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1998. - 768 с.

Демьянков В.З. Кооперированность общения и стремление понять собеседника // Общение. Языковое сознание. Межкультурная коммуникация: сб. статей / Институт языкознания РАН. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2005. - С. 2836.

Ионова С.В. Неэкологичное эмоциональное общение в «приличной» упаковке // Человек в коммуникации: от категоризации эмоций к эмотивной лингвистике: сб. науч. трудов, посвящённый 75-летию проф. В.И. Шаховского. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2013. - С. 323-332.

Кара-Мурза Е.С. Лингвоконфликтология: основные понятия и вузовские варианты // Журналистика и культура русской речи. Научно-практический журнал. - М., 2011. № 2 (58). - С. 64-79; Продолжение. № 3 (59). - С. 54-73; Заключение. № 4 (60). - С. 64-79.

Клушина Н.И. Девербализация эмоций в современной медиакультуре // Эмо-тивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: кол. мо-ногр. / науч. ред. проф. В.И. Шаховский. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013. - 450 с.

Кронгауз М.А. Русский язык на грани нервного срыва. 3D. М.: Астрель: CORPUS, 2013. - 480 с.

Леонтович О.А. Позитивная коммуникация: постановка проблемы // Вестник РУДН. Серия «Лингвистика». № 1. - М., 2015 (в печати).

ЛитвакМ.Е. Психологический вампиризм: анатомия конфликта - Ростов н / Д: Издательский дом «Феникс», 2008. - 411 с.

Матьяш О.И. и др. Межличностная коммуникация: теория и жизнь. СПб.: Речь, 2011. - 560 с.

Подольская О. Правила первой психологической помощи при ЧС и терактах [Электронный ресурс] URL: http://www.miloserdie.ru/articles/pravila-pervoj-psihologicheskoj-pomoshhi/print (дата обращения: 23.01.2015).

Романов А.А., Немец Н.Г. Дискурс утешения: Лингвопсихологический анализ. - М.: ИЯ РАН, ТвГУ ТГСХА издательство «Агросфера», 2006. - 144 с.

Руднев В. Введение в шизореальность. - М.: Аграф, 2010. - 224 с.

ТарасовЕ.Ф. К построению теории речевой коммуникации // Теоретические и прикладные проблемы речевого общения. - М., 1979.

Тарасов Е.Ф. Межкультурное общение - новая онтология анализа языкового сознания // Этнокультурная специфика языкового сознания. - М., 1996. - C. 7-22.

Тарасов Е.Ф. Пролегомены к теории языкового сознания // Вопросы психо-лигвистики. - № 4 (22). - 2014. - С. 24-35.

Шаховский В.И. Лингвистическая теория эмоций. М.: Гнозис, 2008а. - 416 с.

Шаховский В.И. Энергетическая мощность эмоций и дискурсивные нормы // Вопросы психолингвистики. № 7. 2008б. - С. 39-43.

Шаховский В.И. Эмоциональный тьюнинг в речевом общении // Язык - сознание - культура - социум: сб. докл. и сообщ. Междунар. науч. конф. памяти проф. И.Н. Горелова. - Саратов: Изд. центр «Наука», 2008в. - С. 478-481.

Шаховский В.И. Русский мат как коммуникативная «приправа» // Голос эмоций в языковом круге homo sentiens. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012а. - С.

Шаховский В.И. Функциональная амбивалентность русского мата как проблема эмотивной лингвоэкологии // Экология языка и речи: мат-лы Междунар. науч. конф. (17-18 ноября 2011 г.) / отв. ред. А.С. Щербак; Мин.-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г.Р. Державина, 2012б. - С. 38-41.

Шаховский В.И. Семиотика и семантика оскорбления в конфликтной коммуникативной ситуации // Голос эмоций в языковом круге homo sentiens. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012в. - С. 90-112.

Эмотивная лингвоэкология в современном коммуникативном пространстве: кол. моногр. / науч. ред. проф. В.И. Шаховский. - Волгоград: Изд-во ВГСПУ «Перемена», 2013. - 450 с.

Goleman D. Emotional intelligence. - Bantam Books, 1995. - 352 p.

The Language of Emotions. Amsterdam/Philadelphia, John Benjamins Publishing House. 1997. - P. 195-208.

Süddeutsche Zeitung [Электронный ресурс] URL: http://suche.sueddeutsche.de/ (дата обращения: 15.01.2015).

112-123.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.