УДК 159
Колодяжная Е.К. студент магистратуры факультет Психологии ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет»
научный руководитель: Петров И.К., к.психол.н.
профессор, доцент кафедра психологии Россия, г. Симферополь
КОГНИТИВНАЯ ПРОСТОТА И КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ
В ДИЗАЙНЕ
Аннотация: в статье рассматривается феномен когнитивной простоты и когнитивной сложности, анализируются научные подходы к определению когнитивной простоты и когнитивной сложности в дизайне.
Ключевые слова: когнитивная простота, когнитивная сложность, когнитивная психология, дизайн.
Kolodyazhnaya E.K. graduate student Faculty of Psychology and pedagogy Crimean engineering pedagogical University
Russia, Simferopol Scientific leader: Petrov I.K.
PhD in psychology
Professor of psychology Department, associate Professor COGNITIVE SIMPLICITY AND COGNITIVE COMPLEXITY IN
DESIGN
Abstract: The aticle deals with the phenomenon cognitive simplicity and cognitive complexity, scientific approaches are analyzed to definition of cognitive simplicity and cognitive complexity in design.
Keywords: cognitive simplicity, cognitive complexity, cognitive psychology, design.
В настоящее время можно говорить о том, что в нашем обществе происходят значительные изменения: меняется социально-экономическая обстановка, углубляется информатизация общества, происходят изменения в сфере человеческих взаимоотношений. Если еще несколько десятилетий назад человек не был погружен в такой огромный поток информации, то сегодня отмечается большое количество самой разнообразной информации, с которой ежедневно сталкивается индивид. Последнее оказывает влияние на восприятие людьми окружающей действительности, в том числе дизайнерских технологий. В частности, М.И. Белова и А.С. Михайлова отмечают, что, начиная с середины XX века в дизайне отмечаются следующие тенденции: подчеркнутый отказ от традиций в пользу нового, отказ от декоративности в пользу функциональности, изменилось восприятие людьми дизайна множества предметов, отмечается [1, с. 121].
В связи с этим актуальным на сегодняшний день для дизайнерской науки становится создание дизайнерских идей и технологий, учитывающих и отражающих потребности современного общества: высокая степень информационной перегруженности, стремление человека оптимизировать материальное пространство вокруг себя с минимальной затратой на это сил и времени, потребность в гибкости и функциональности предметов и пространства. Все эти изменения привели к актуализации в сфере дизайна когнитивной психологии, помогающей изучить восприятие и установки человека для дальнейшего применения полученных знаний в ходе создания различных вещей.
Когнитивная психология, по мнению Е.Ю. Новиковой, акцентирует процесс получения человеком информации о мире, ее отражение в сознании, хранение в памяти и преобразование в знания и поведение. Положения когнитивной психологии распространяются на весь спектр психических процессов, включая ощущение и восприятие, распознавание образов, внимания, обучение, память, формирование понятий, мышление, воображение, запоминание, язык, эмоции и процессы развития; они охватывают всевозможные сферы поведения [5, с. 13].
Изучением когнитивной психологии в дизайне занимались такие ученые, как С. Круг, И. Маркотт, Д. Норман. Работы перечисленных авторов связаны с дизайном промышленных товаров, предметов повседневного использования, веб-дизайна.
Однако, нельзя не отметить, что применение когнитивной психологии в дизайне основано на теории личностных конструктов Дж. Келли. Согласно этой теории, каждый человек имеет систему личностных конструкций разной степени сложности. В зависимости от этого у нее выражен тот или иной стиль. Он используется при интерпретации, прогнозировании и оценке действительности на основе определенным образом организованного субъективного опыта. Конструкт выполняет функции обобщения (установления сходства) и противопоставления (установление различий). Это двухполюсная субъективно-измерительная шкала, с помощью которой человек получает информацию об объектах действительности. Этот способ получения информации может отличаться когнитивной простотой и характеризоваться упрощенным восприятием или когнитивной сложностью и отличаться системностью и многоплановостью [2, с. 89].
Дж. Келли указывает, что личностные конструкты могут быть использованы при оценке личностью себя, теоретических и практических понятий, явлений и предметов окружающей действительности [2, с. 91].
В контексте нашей работы, интересным представляется анализ когнитивной простоты и когнитивной сложности в дизайне.
Когнитивная простота в дизайне, по мнению Д. Нормана, основана на следующих принципах:
- концептуальная модель, положенная в основу разрабатываемой вещи, должна быть простой и понятной для окружающих, транслировать опыт, практику;
- дизайн должен наглядно отражать функции изделия;
- информация о предмете дизайна должна предоставляться потребителю в доступной форме [6, с. 67].
Вместе с тем, Д. Норман отмечает, что в дизайне невозможно отражать только когнитивно простые задачи, существует необходимость использования и когнитивной сложности в дизайне. В частности, он указывает, что при создании дизайна предмета наглядность функций изделия необходимо сочетать с дополнительными механизмами: важны косвенные датчики, таблоиды, сигналы, получаемые при работе предмета, что в совокупности обеспечит качество и результативность применения изделия [6, с 102].
Когнитивная простота и когнитивная сложность в дизайне также изучалась Л.Н. Рожиной. Исследование Л.Н. Рожиной показало, что при восприятии одних и тех же предметов дизайна одни люди запечетляют о нем узкий круг сведений, а другие фиксируют большое число его характеристик и создают целостное представление о предмете [5, с. 14].
То есть, пишет Д. Норман, при создании дизайна предмета важно сочетать принципы когнитивной простоты и когнитивной сложности, так как, во-первых, предмет, как правило, рассчитан на широкую аудиторию, следовательно, он должен быть доступным для человека, обладающего с точки зрения когнитивной психологии, простотой восприятия предметной действительности и понятным для людей с когнитивно сложным типом мышления [6, с. 98].
Другой подход отражен в работах Д. Рамс, который говорит о том, что современный потребитель организован скорее на простоту в восприятии вещей и явления, поэтому считает, что любой товар, над которым работает дизайнер должен быть ориентирован на когнитивную простоту и включать в себя как можно меньше деталей. В своих работах Д. Рамс пишет, что предметы дизайна должны быть минимально оснащены кнопками, переключателями, должны иметь простую форму и минимум надписей [7, с. 72].
То есть в работах Д. Рамса акцент делается на когнитивную простоту в дизайне, как основу для ясного и четкого восприятия предмета.
Стоит отметить, что точка зрения Д. Рамса поддерживается в настоящее время многими представителями современной дизайнерской науки, среди которых можно назвать И. Маркотта, С. Круга и др.
Например, С. Круг в своей книге «Веб-дизайн, или не заставляйте меня думать» пишет, что дизайнеру не нужно перегружать познавательные процессы пользователя, не «заставлять думать». В соответствии с таким подходом он предлагает следующие принципы дизайна: 1) использовать ясную для потребителя визуальную иерархию разделов сайта; 2) использовать «обычаи» и «условности», которые существуют в культуре при работе с текстами, например, чтение строки слева направо, привычные рубрики -классификаторы и др.; 3) разбить страницы на четко разделенные области; 4) ярко выделять фрагменты сайта, на которые можно щелкать
мышью; 5) уменьшить визуальный шум. Чем важнее элемент, тем заметнее он должен быть на странице - указывает С. Круг [3, с. 189].
В свою очередь, И. Маркотт отмечает, что дизайнеры зачастую предоставляют потребителям много излишних операций, которые не связаны с эффективностью и создают лишь чрезмерную нагрузку на когнитивную сферу личности. Так, посещение некоторых сайтов требует скачивания программных продуктов, результат действия которых пользователь так и не увидит. Это удобно для дизайнера, но не нужно самому пользователю. По мнению И. Маркотта, такой дизайн является нежелательным для потребителя и не сможет способствовать продвижению продукта [4, с. 18].
То есть, можно сказать, что С. Круг и И. Маркотт имеют сходную позицию и утверждают, что дизайнерский продукт должен быть максимально упрощенным для окружающих.
Анализируя различные точки зрения ученых на проблему когнитивной простоты и сложности в дизайне, мы можем сделать вывод, что в научной литературе существуют различные подходы к пониманию сущности этого вопроса. Однако, большинство современных исследователей делает акцент на когнитивной простоте дизайна, как эффективного способа рационализации и оптимизации времени и личностных ресурсов человека.
Использованные источники:
1. Белова М.И., Михайлова А.С. История дизайна. - М.: Союз дизайнеров России, 2002. - 279 с.
2. Келли Дж. А. Теория личности. Психология личностных конструктов. -Спб..: Речь, 2000. - 249 с.
3. Круг С. Веб-дизайн, или не заставляйте меня думать. - СПб.: Символ -плюс, 2012. - 215 с.
4. Маркотт И. Отзывчивый веб-дизайн. - М.: Просвещние, 2012 - 163 с.
5. Новикова Е.Ю. Когнитивная психология в дизайне // Дизайн. Материалы. Технология. - 2013. - № 3. - С. 11-15
6. Норман Д. Дизайн привычных вещей. - М.: Вильямс, 2006 - 361 с.
7. Рамс Д. дизайн: история и теории. - М.: Знание, 2010. - 231 с.