Научная статья на тему 'КОГНИТИВНАЯ ПРОСТОТА И КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ В ДИЗАЙНЕ'

КОГНИТИВНАЯ ПРОСТОТА И КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ В ДИЗАЙНЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
132
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИТИВНАЯ ПРОСТОТА / КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ / КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ДИЗАЙН / COGNITIVE SIMPLICITY / COGNITIVE COMPLEXITY / COGNITIVE PSYCHOLOGY / DESIGN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колодяжная Е.К.

В статье рассматривается феномен когнитивной простоты и когнитивной сложности, анализируются научные подходы к определению когнитивной простоты и когнитивной сложности в дизайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE SIMPLICITY AND COGNITIVE COMPLEXITY IN DESIGN

The aticle deals with the phenomenon cognitive simplicity and cognitive complexity, scientific approaches are analyzed to definition of cognitive simplicity and cognitive complexity in design.

Текст научной работы на тему «КОГНИТИВНАЯ ПРОСТОТА И КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ В ДИЗАЙНЕ»

УДК 159

Колодяжная Е.К. студент магистратуры факультет Психологии ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Петров И.К., к.психол.н.

профессор, доцент кафедра психологии Россия, г. Симферополь

КОГНИТИВНАЯ ПРОСТОТА И КОГНИТИВНАЯ СЛОЖНОСТЬ

В ДИЗАЙНЕ

Аннотация: в статье рассматривается феномен когнитивной простоты и когнитивной сложности, анализируются научные подходы к определению когнитивной простоты и когнитивной сложности в дизайне.

Ключевые слова: когнитивная простота, когнитивная сложность, когнитивная психология, дизайн.

Kolodyazhnaya E.K. graduate student Faculty of Psychology and pedagogy Crimean engineering pedagogical University

Russia, Simferopol Scientific leader: Petrov I.K.

PhD in psychology

Professor of psychology Department, associate Professor COGNITIVE SIMPLICITY AND COGNITIVE COMPLEXITY IN

DESIGN

Abstract: The aticle deals with the phenomenon cognitive simplicity and cognitive complexity, scientific approaches are analyzed to definition of cognitive simplicity and cognitive complexity in design.

Keywords: cognitive simplicity, cognitive complexity, cognitive psychology, design.

В настоящее время можно говорить о том, что в нашем обществе происходят значительные изменения: меняется социально-экономическая обстановка, углубляется информатизация общества, происходят изменения в сфере человеческих взаимоотношений. Если еще несколько десятилетий назад человек не был погружен в такой огромный поток информации, то сегодня отмечается большое количество самой разнообразной информации, с которой ежедневно сталкивается индивид. Последнее оказывает влияние на восприятие людьми окружающей действительности, в том числе дизайнерских технологий. В частности, М.И. Белова и А.С. Михайлова отмечают, что, начиная с середины XX века в дизайне отмечаются следующие тенденции: подчеркнутый отказ от традиций в пользу нового, отказ от декоративности в пользу функциональности, изменилось восприятие людьми дизайна множества предметов, отмечается [1, с. 121].

В связи с этим актуальным на сегодняшний день для дизайнерской науки становится создание дизайнерских идей и технологий, учитывающих и отражающих потребности современного общества: высокая степень информационной перегруженности, стремление человека оптимизировать материальное пространство вокруг себя с минимальной затратой на это сил и времени, потребность в гибкости и функциональности предметов и пространства. Все эти изменения привели к актуализации в сфере дизайна когнитивной психологии, помогающей изучить восприятие и установки человека для дальнейшего применения полученных знаний в ходе создания различных вещей.

Когнитивная психология, по мнению Е.Ю. Новиковой, акцентирует процесс получения человеком информации о мире, ее отражение в сознании, хранение в памяти и преобразование в знания и поведение. Положения когнитивной психологии распространяются на весь спектр психических процессов, включая ощущение и восприятие, распознавание образов, внимания, обучение, память, формирование понятий, мышление, воображение, запоминание, язык, эмоции и процессы развития; они охватывают всевозможные сферы поведения [5, с. 13].

Изучением когнитивной психологии в дизайне занимались такие ученые, как С. Круг, И. Маркотт, Д. Норман. Работы перечисленных авторов связаны с дизайном промышленных товаров, предметов повседневного использования, веб-дизайна.

Однако, нельзя не отметить, что применение когнитивной психологии в дизайне основано на теории личностных конструктов Дж. Келли. Согласно этой теории, каждый человек имеет систему личностных конструкций разной степени сложности. В зависимости от этого у нее выражен тот или иной стиль. Он используется при интерпретации, прогнозировании и оценке действительности на основе определенным образом организованного субъективного опыта. Конструкт выполняет функции обобщения (установления сходства) и противопоставления (установление различий). Это двухполюсная субъективно-измерительная шкала, с помощью которой человек получает информацию об объектах действительности. Этот способ получения информации может отличаться когнитивной простотой и характеризоваться упрощенным восприятием или когнитивной сложностью и отличаться системностью и многоплановостью [2, с. 89].

Дж. Келли указывает, что личностные конструкты могут быть использованы при оценке личностью себя, теоретических и практических понятий, явлений и предметов окружающей действительности [2, с. 91].

В контексте нашей работы, интересным представляется анализ когнитивной простоты и когнитивной сложности в дизайне.

Когнитивная простота в дизайне, по мнению Д. Нормана, основана на следующих принципах:

- концептуальная модель, положенная в основу разрабатываемой вещи, должна быть простой и понятной для окружающих, транслировать опыт, практику;

- дизайн должен наглядно отражать функции изделия;

- информация о предмете дизайна должна предоставляться потребителю в доступной форме [6, с. 67].

Вместе с тем, Д. Норман отмечает, что в дизайне невозможно отражать только когнитивно простые задачи, существует необходимость использования и когнитивной сложности в дизайне. В частности, он указывает, что при создании дизайна предмета наглядность функций изделия необходимо сочетать с дополнительными механизмами: важны косвенные датчики, таблоиды, сигналы, получаемые при работе предмета, что в совокупности обеспечит качество и результативность применения изделия [6, с 102].

Когнитивная простота и когнитивная сложность в дизайне также изучалась Л.Н. Рожиной. Исследование Л.Н. Рожиной показало, что при восприятии одних и тех же предметов дизайна одни люди запечетляют о нем узкий круг сведений, а другие фиксируют большое число его характеристик и создают целостное представление о предмете [5, с. 14].

То есть, пишет Д. Норман, при создании дизайна предмета важно сочетать принципы когнитивной простоты и когнитивной сложности, так как, во-первых, предмет, как правило, рассчитан на широкую аудиторию, следовательно, он должен быть доступным для человека, обладающего с точки зрения когнитивной психологии, простотой восприятия предметной действительности и понятным для людей с когнитивно сложным типом мышления [6, с. 98].

Другой подход отражен в работах Д. Рамс, который говорит о том, что современный потребитель организован скорее на простоту в восприятии вещей и явления, поэтому считает, что любой товар, над которым работает дизайнер должен быть ориентирован на когнитивную простоту и включать в себя как можно меньше деталей. В своих работах Д. Рамс пишет, что предметы дизайна должны быть минимально оснащены кнопками, переключателями, должны иметь простую форму и минимум надписей [7, с. 72].

То есть в работах Д. Рамса акцент делается на когнитивную простоту в дизайне, как основу для ясного и четкого восприятия предмета.

Стоит отметить, что точка зрения Д. Рамса поддерживается в настоящее время многими представителями современной дизайнерской науки, среди которых можно назвать И. Маркотта, С. Круга и др.

Например, С. Круг в своей книге «Веб-дизайн, или не заставляйте меня думать» пишет, что дизайнеру не нужно перегружать познавательные процессы пользователя, не «заставлять думать». В соответствии с таким подходом он предлагает следующие принципы дизайна: 1) использовать ясную для потребителя визуальную иерархию разделов сайта; 2) использовать «обычаи» и «условности», которые существуют в культуре при работе с текстами, например, чтение строки слева направо, привычные рубрики -классификаторы и др.; 3) разбить страницы на четко разделенные области; 4) ярко выделять фрагменты сайта, на которые можно щелкать

мышью; 5) уменьшить визуальный шум. Чем важнее элемент, тем заметнее он должен быть на странице - указывает С. Круг [3, с. 189].

В свою очередь, И. Маркотт отмечает, что дизайнеры зачастую предоставляют потребителям много излишних операций, которые не связаны с эффективностью и создают лишь чрезмерную нагрузку на когнитивную сферу личности. Так, посещение некоторых сайтов требует скачивания программных продуктов, результат действия которых пользователь так и не увидит. Это удобно для дизайнера, но не нужно самому пользователю. По мнению И. Маркотта, такой дизайн является нежелательным для потребителя и не сможет способствовать продвижению продукта [4, с. 18].

То есть, можно сказать, что С. Круг и И. Маркотт имеют сходную позицию и утверждают, что дизайнерский продукт должен быть максимально упрощенным для окружающих.

Анализируя различные точки зрения ученых на проблему когнитивной простоты и сложности в дизайне, мы можем сделать вывод, что в научной литературе существуют различные подходы к пониманию сущности этого вопроса. Однако, большинство современных исследователей делает акцент на когнитивной простоте дизайна, как эффективного способа рационализации и оптимизации времени и личностных ресурсов человека.

Использованные источники:

1. Белова М.И., Михайлова А.С. История дизайна. - М.: Союз дизайнеров России, 2002. - 279 с.

2. Келли Дж. А. Теория личности. Психология личностных конструктов. -Спб..: Речь, 2000. - 249 с.

3. Круг С. Веб-дизайн, или не заставляйте меня думать. - СПб.: Символ -плюс, 2012. - 215 с.

4. Маркотт И. Отзывчивый веб-дизайн. - М.: Просвещние, 2012 - 163 с.

5. Новикова Е.Ю. Когнитивная психология в дизайне // Дизайн. Материалы. Технология. - 2013. - № 3. - С. 11-15

6. Норман Д. Дизайн привычных вещей. - М.: Вильямс, 2006 - 361 с.

7. Рамс Д. дизайн: история и теории. - М.: Знание, 2010. - 231 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.