Научная статья на тему 'Когнитивная лингвосинергетика новый этап в науке о языке и мышлении'

Когнитивная лингвосинергетика новый этап в науке о языке и мышлении Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
798
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИНГВОСИНЕРГЕТИКА / КОГНИТИВНАЯ ЛИНГВОСИНЕРГЕТИКА / ЯЗЫК / КОГНИЦИЯ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СИСТЕМА / СРЕДА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Бронник Лариса Васильевна

В современной науке отмечается становление новой трансдисциплинарной методологии синергетики. В статье рассматривается возможность приложения синергетического подхода к изучению языковой когниции, предпринимается попытка наметить границы и основные задачи новой области исследований, для номинации которой вводится понятие «когнитивная лингвосинергетика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Когнитивная лингвосинергетика новый этап в науке о языке и мышлении»

УДК 81’1 ББК 81.0 Б 88

Л.В. Бронник

Когнитивная лингвосинергетика -новый этап в науке о языке и мышлении

(Рецензирована)

Аннотация:

В современной науке отмечается становление новой трансдисциплинарной методологии - синергетики. В статье рассматривается возможность приложения синергетического подхода к изучению языковой когниции, предпринимается попытка наметить границы и основные задачи новой области исследований, для номинации которой вводится понятие «когнитивная лингвосинергетика».

Ключевые слова:

Лингвосинергетика, когнитивная лингвосинергетика, язык, когниция, взаимодействие, система, среда, экологический контекст.

Экспансия синергетической методологии охватывает все новые области языкознания: разрабатывается синергетическая теория метафоры, изучается энергетика поэтического языка и текста, синергетические принципы переводческой, дискурсивной, риторической деятельности, переинтерпретируется понятие системности применительно к языку и речи, в новом свете предстает механизм языкового развития в диахронии. Все эти работы объединяет стремление познать и объяснить не бытие, но становление, не изоляцию, но взаимодействие, не идеализированную простоту, но реальную сложность различных феноменов языка и речи. Синергетика как трансдисциплинарная методология позволяет включить эти и многие другие измерения в лингвистические исследования. Мы убеждены, что когнитивная лингвистика не должна остаться в стороне от лингвосинергетического движения. Когниция и язык являются сложными системами, динамика и многомерность которых не поддается описанию и объяснению средствами существующих теорий. Но это уже будет иная наука, отличная от традиционной. Чтобы подчеркнуть особенность новой области исследования, в которой реализовывался бы синергетический подход к изучению языка и когниции, мы предлагаем назвать ее когнитивной лингвосинергетикой.

Когнитивная лингвосинергетика - это раздел лингвосинергетики, изучающий взаимодействие языка и мышления в экологическом контексте. В чем отличие предметной области когнитивной лингвосинергетики от объектов, представляющих интерес для лингвокогнитологов? Как известно, когнитивная лингвистика занимается изучением языка как когнитивного инструмента - системы знаков, играющих роль в репрезентации (кодировании) и в трансформировании информации [1: 53]. В центре внимания находятся отношения в системе «язык - когниция», и понимание сути этих отношений фундаментально для когнитивных исследований языка.

Что предлагает традиционная лингвокогнитивная парадигма? В когнитивной лингвистике язык рассматривается как интегративная часть человеческой когниции [2: 1]. Детерминируемость языка ментальными процессами опирается на два тезиса: язык как продукт мысли и язык как инструмент мысли. Язык является концептуальным инструментом человека, выполняет когнитивные функции - интерпретирует, упорядочивает, фиксирует и выражает человеческий опыт [2: 189], он функция, производное от сознания. Функциональный подход комбинируется с вычислительным (когнитивизмом в классическом смысле). Язык есть система репрезентаций-символов, или лексикон, фиксирующий информацию о мире. Речемыслительная деятельность уподобляется работе центрального процессора компьютера, производящего над

языковыми репрезентациями различные операции в соответствии с определенным набором грамматических правил.

В синергетической онтологии взаимодействие языка и мышления предстает в качественно ином свете. В основе синергетики, теории совместного действия, лежит принцип взаимодействия, по-гречески «синергия» (от греч. «син» - совместный, «эргос» -действие). Напомним, что синергетический подход акцентирует внимание на сложном системном характере явлений и процессов, механизме их возникновения и развития. Источником развития считается взаимодействие составляющих компонентов, подсистем. Признание эмерджентного характера ментального позволяет объяснить, как интерактивное поведение подсистем, часто описываемое через кооперацию или когерентность, приводит к появлению новой целостности. Когнитивная область неоднородна, среди прочих в ней выделяют концептуальную систему и язык. Приводимая в активное состояние источником внутренней (например, эмоции, интенции) или внешней (например, исходящий от другого вопрос) энергии (информации), когнитивная система приходит в неравновесное состояние. Выход из беспорядочного (хаотического) состояния происходит за счет когерентного, согласованного поведения ее частей - концептуальной и языковой подсистем. В результате рождается новое когнитивное состояние (мысль, идея, образ и т.п.), которое получает внешнее или речевое, выражение. Таким образом, если в классической модели связь между языком и мышлением определяется функционально и инструментально, то здесь взаимодействие играет роль движущей силы их преобразования.

В процесс взаимодействия вовлечена не только когнитивная система, ее подсистемы (например, язык), но и внешнее окружение, называемое средой, или контекстом. Незамкнутость, принципиальная открытость систем языка и мышления составляет еще одно существенное отличие предмета когнитивной лингвосинергетики от предмета классической лингвокогнитологии. В традиционном смысле язык и мышление -автономные, изолированные системы. Когнитивистская традиция накладывает существенные ограничения на возможность изучать когницию как процесс, происходящий в локальном, субъективном, социально конструируемом пространстве. Одна из ключевых установок когнитивизма допускает, что при изучении когнитивных структур и процессов можно сознательно отвлечься от воздействующих на них эмоциональных, культурологических, и исторических фактов. При этом, однако, отмечается временный характер такого ограничения [3: 60].

Следствием признания принципиальной открытости когниции, а значит и языка, является методологическое предписание, противоположное когнитивистскому, учитывающее роль среды в динамике ментальных и языковых/речевых процессов, что и находит отражение в предлагаемой дефиниции. Среда включает все. что не входит в систему, но, тем не менее, взаимодействует с ней. Среда понимается достаточно широко -от биофизических основ когниции до социокультурного окружения. Контекстуальность когниции интерпретируется как взаимообусловленность, взаимодействие с характеристиками внешней среды - физического, социального, культурного плана. Оригинальным в синергетической методологии является возможность включить временное измерение в исследование, а значит объяснить, как взаимодействуют когнитивные (в том числе языковые) процессы и среда в пространственно-временном континууме, постоянно изменяясь и влияя друг на друга. Взаимодействие понимается как процесс взаимозависимого изменения параметров состояния системы и среды, растянутый во времени.

Среда не просто пассивный «фон» для языка и мышления, но и активный участник процессов их развития, оказывающий влияние на реализацию когнитивных актов через ряд средовых параметров биофизической, социальной и культурной природы. Такое понимание контекста созвучно экологическому направлению в современной науке, разрабатывающему проблемы взаимоотношений субъекта и среды. Желая подчеркнуть

важность взаимообусловленности языковой когниции и среды, мы ввели в дефиницию когнитивной лингвосинергетики понятие экологического контекста.

С развитием когнитивной лингвосинергетики можно ожидать решения следующих теоретических задач:

1) снять эпистемологические и методологические ограничения, налагаемые когнитивизмом, предлагая альтернативную онтологию взаимоотношений языка и мышления, в которой основной упор делается на их взаимодействие;

2) перейти от изучения бытия к изучению становления когнитивно-языковых сущностей, от описания их статики к объяснению их динамики;

3) приблизиться к пониманию сложности когнитивных (языковых) явлений и процессов, не ограничиваясь больше лишь констатацией их многомерности;

4) повысить степень объективности исследований языковой когниции путем

внедрения достижений естественнонаучной парадигмы на основе единого

синергетического метаязыка.

Безусловно, с более активным внедрением синергетических идей в когнитивные исследования языка проблемное поле нового направления не только приобретет более ясные очертания, но и значительно расширится. Являясь частью междисциплинарного лингвосинергетического, и шире - трансдисциплинарного синергетического движения, когнитивная лингвосинергетика может использовать его синергетический

инструментарий, адекватный для решения новых задач, расположенных сегодня вне зоны компетенции классического когнитивистского подхода.

Примечания:

1. Демьянков В.З., Кубрякова Е.С. Когнитивная лингвистика // Краткий словарь

когнитивных терминов. М., 1997.

2. Croft W., Сгизе DA. Соgnitivе linguistics. Саmbridge, 2004. 372 p.; Rastier F.

Linguistics // Dictionary of Cognitive Science: Neuroscience, Psychology, Artificial

Intelligence, Linguistics and Philosophy. N. Y., 2004.

3. Кубрякова Е.С. Когнитивная наука // Краткий словарь когнитивных терминов М.,

1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.