JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 2 - P. 130-135
УДК: 613.693 DOI: 10.12737/article_5947d31883a317.59170809
КОГНИТИВНАЯ ДЕЯИТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ЕЁ ГЕМОДИНАМИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В.В. АНДРИАНОВ*, Н.А.ВАСИЛЮК**, Е.В. БИРЮКОВА*
* Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М.Сеченова Минздрава России, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, Москва, 119991, Россия **** Научно-исследовательский институт нормальной физиологии имени П.К. Анохина, ул. Моховая, 11, строение 4, Москва, 125009, Россия
Аннотация. В работе изучалась динамика ряда психофизиологических показателей и показателей кровообращения у студентов в процессе осуществления когнитивной деятельности. Учебное задание состояло из решения 30 тестовых компьютерных вопросов разной степени сложности по курсу нормальной физиологии, представленных в трех вариантах построения. Время решения вопросов тестов не ограничивалось. После выполнения задания на экране монитора появлялась общая оценка результата - «задание выполнено» или «задание не выполнено». В процессе анализа выявлены «функциональные сопряженные пары», компоненты которых включали показатели вариабельности сердечного ритма, гемодинамические и психофизические показатели, а также время и эффективность выполнения учебного задания. В процессе выполнения испытуемыми учебного задания сопряженные пары в большинстве случаев оставались устойчивыми. Наряду с ними, у испытуемых наблюдался как распад пар, существовавших до процедуры компьютерного учебного тестирования, так и возникновение новых пар. При этом у более результативных испытуемых, в отличие от менее результативных, до выполнения задания имело место большее количество устойчивых сопряженных пар. Можно предположить, что особенности сердечного ритма и гемодинамики определяются различиями метаболизма нервных центров лиц, обладающих разной эффективностью при достижении конечного полезного результата.
Ключевые слова: гемодинамика, вариабельность сердечного ритма, тестирование.
COGNITIVE ACTIVITY OF THE STUDENTS AND ITS HAEMODYNAMIC ENSURING V.V. ANDRIANOV*, N.A. VASILYUK**, E.V. BIRYUKOVA*
*Sechenov First Moscow State Medical University, Street Trubetskaya, 8, p. 2, Moscow, 119991, Russia
** P.K. Anohin Institute of Normal Phisiology, Mokhovaya street, 11, building 4, Moscow, 125009, Russia
Abstract. Haemodynamic and psycho-physiological status of the medical students during cognitive activity before and after solving 30 multiple choice computer questions were explored. The time of solving tests did Mt limited. After solving the tests the result was shown on monitor. The «conjugated functional pairs» were exposed. These pairs included parameters of the heart rhythm, haemodynamic and psychophy-siological parameters, time and effectiveness of solving tests. During solving tests the greater part of conjugated functional pairs stayed stable. Another part of these pairs destroyed. Parallel with these changes the formation of the new conjugated functional pairs were observed. More resultative students had more stable pairs before solving tests than less resultative students. We can suppose that the features of the heart rhythm and haemodynamic are determined by differences in metabolism of psychophysiological and cardiovascular centers of more resultative and less resultative students.
Key words: haemodynamics, heart rhythm, test questions.
В настоящее время, когда в высшей школе широко применяется компьютеризация, крайне необходимы исследования механизмов психофизиологического напряжения, сопровождающих когнитивную деятельность студентов в
процессах обучения [3,5]. Согласно представлениям о системной организации физиологических функций, разработанным в научной школе академика П.К. Анохина, поведение человека и животных осуществляется при постоянной
поддержке со стороны вегетативной нервной системы [1]. Участие последней заключается в адекватном обеспечении работы внутренних органов и головного мозга. Это относится и к когнитивной деятельности человека, результатом которой могут быть как очевидные, так и скрытые результаты [10]. Одна из вегетативных функций, а именно функция кровообращения, рассматривается в качестве показателя состояния и деятельности аппаратов управления организма в целом [4].
Цель работы - исследование динамики ряда показателей кровообращения, а также некоторых психофизиологических показателей студентов при выполнении ими учебного компьютерного задания.
Материалы и методы исследования. Обследовано 32 студента-медика: 16 юношей и 16 девушек в возрасте 19-22 лет. Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:
1. Психофизиологические показатели - определение право-левополушарного доминирования по тесту «художник-мыслитель», определение психологической установки по Айзен-ку, определение личностной и ситуационной тревожности по Спилбергеру, выполнение сен-сомоторных задач. Сенсомоторными задачами являлись, во-первых, простая сенсомоторная реакция, при которой необходимо было максимально быстро нажимать одну выбранную испытуемым клавишу клавиатуры компьютера при неожиданном и нерегулярном появлении квадрата белого цвета размером 2 на 2 см в фиксированной области черного монитора компьютера, при количестве предъявлений равном 100. Результативность оценивалась по скорости реакции на появляющийся на экране квадрат. Во-вторых, реакция на двигающийся объект, при которой необходимо было точно попадать подвижным маленьким крестиком в неподвижный большой крест, учитывая неизменный ход первого по кругу с постоянной скоростью. При этом нажатие определенной клавиши клавиатуры компьютера инициировало движение маленького крестика, а, соответственно, отпускание клавиши приводило к его остановке. Результаты оценивались по количеству точных попаданий подвижного элемента в статичный крест.
2. Определение гемодинамических показателей: частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического артериального давления (СД), диастолического давления (ДД), среднего дина-
мического давления (СДД), пульсового давления (ПД), длительность сердечного цикла (СЦ), ударного объема (УО), минутного объема кровотока (МОК), периферического сопротивления сосудов (ПСС). Определения проводились до и сразу после выполнения задания.
3. Определение интегральных показателей ритма сердца в процессе регистрации кардио-интервалограммы в течение пяти минут до и сразу после решения тестового задания. Анализ сердечного ритма проводился путем оценки его статистической структуры - построение вариационных кривых и скатерграмм, показывающих значение дисперсии кардиоинтерва-лов («кучности»), определение среднеквадратичного отклонения (БЮММ) и различие между длительностью соседних кардиоинтервалов (ЯМББЮ), коэффициента вариации (СУ), числа кардиоинтервалов, различающихся более чем на 50 мс (рММ50) и амплитуды моды (АМо50). Оценка периодических компонентов кардио-интервалов производилась в трех диапозонах: высокочастотные колебания (0,5-0,15 Гц) ЯF, низкочастотные колебания (0,15-0,05 Гц) ЬР, сверхнизкочастотные колебания (0,05-0,015 Гц) VLF. В работе рассчитывались индекс централизации IC=ЯF+LF/VLF, также стресс-индекс напряжения Б1. Заключения по анализу кар-диоинтервалограмм составлялись в соответствии с методикой для лиц, возраст которых был не менее 16 лет. В работе использовался аппаратно-программный комплекс «Варикард».
Перед выполнением задания студентам давалась инструкция по решению тестов. Само учебное задание состояло из последовательного решения 30 тестовых компьютерных вопросов разной степени сложности по курсу нормальной физиологии, представленных в трех вариантах построения. Каждый вопрос имел один или несколько правильных ответов. Время решения вопросов тестов не ограничивалось. После выполнения задания на экране монитора появлялся процент правильных ответов и общая оценка результата - «задание выполнено» или «задание не выполнено». Задание считалось выполненным, если количество всех правильных ответов равнялось 50% и более. Обработка материала проводилась пакетом программ «Statistica 6». В работе использовались: критерии Стьюдента, Манна-Уитни, Уилкоксона, метод ранговой корреляции по Спирмену. Поскольку правильность выполнения тестового задания оценивалась преподавателями, как правило, по произвольной шкале,
10иККЛЬ ОБ ОТШ МЕБТСЛЬ ТЕСЫК0ШЫЕ8 - 2017 - V. 24, № 2 - Р. 130-135
то в настоящей работе строился рейтинг успеваемости всех испытуемых студентов.
Результаты и их обсуждение. В настоящем исследовании рейтинг эффективности выполнения студентами учебного задания имел диапазон от 19,3 до 65%. Верхнюю половину шкалы рейтинга занимали 16 студентов со средней эффективностью 53,34%, а нижнюю - 16 студентов со средней эффективностью 33,76%.
Сравнение психофизиологических показателей испытуемых, выполнивших тестовое задание с различной эффективностью, выявило следующие особенности. Лица из верхней половины рейтинга выполняли простую сенсомоторную реакцию быстрее, чем из нижней половины (среднее время 276,4 мс и 307,4 мс соответственно). У них же реакция «точно» на движущийся объект составляла 12,8% против 4,75% у лиц из нижней половины рейтинга эффективности.
При анализе гемодинамики и сердечного ритма у менее и более результативных студентов было показано, что до выполнения задания гемодинамические характеристики и показатели вариабельности сердечного ритма в обеих группах достоверно не отличались (табл. 1). У менее результативных студентов после выполнения задания снижались систолическое, ДД и СДД, а также ПСС при увеличении УО. У них же наблюдалось снижение высокочастотных волн и стресс-индекса при увеличении сверхнизкочастотных волн и уровня централизации. У менее результативных студентов наблюдалось большее значение мощности сверхнизкочастотных колебаний, чем у более результативных. После выполнения задания у более результативных студентов снижалось систолическое давление и число кардиоинтервалов, различающихся более чем на 50 мс (NN50). В целом, у менее рузульта-тивных студентов по окончании учебного тестирования чаще наблюдалась отрицательная динамика большего числа исследуемых показателей, чем у более результативных.
При проведении корреляционного анализа выявлены функциональные пары, компоненты которых включали в себя различные гемоди-намические и психофизические показатели, а также показатели вариабельности сердечного ритма, время и эффективность выполнения учебного задания. Такие пары обозначались как сопряженные. Установлено, что наибольшее число сопряженных пар включало в себя
два показателя вариабельности сердечного ритма, затем пары с показателем сердечного ритма и гемодинамическим показателем, далее - пары с психофизическим показателем и показателем состояния сердечно-сосудистой системы и, наконец, пары с двумя гемодинамиче-скими показателями (табл. 2).
Таблица 1
Гемодинамические характеристики и показатели вариабельности сердечного ритма студентов до и после выполнения задания
Показа ели До п[,гт1 олнонпя заданий После выполнения заданий
Группа 1. Менее ]м?1ультя-тприие ;т_у | ■ 1.-12. Полре реэультд тайные Группа 5. Меиер результд тайные Группа 4. Более ¡¡езульта ■ : ивные
СД (мм.рт.сг.) 125,88'± 14,73 119,5±18.15 115,63113,25
ДД (мм.рт.ст,] 73.M-i8.7i 68,7517,49 68,44110,76 67,6315,999
ЧСС (уд'мкн) 67,916,49 68,9111,96 66.3ifi.99 69.8il2.S6
СДД(м.ч.рт.ет,) чц.чч—± [0.И 86,32+8.54 85,46112,52 83.63i7.44
УО (мл) 65,81'±6.39 68,816,33 68,0617.39 66,8916,44
МОК (мщЬшн) 4485=789,34 4745,94=1006,25 4514=725,09 4683,88=1061,51
ПСС "(днн.г.см ¡) 1681.3 -444,94 1507,81320,25 1559.6i409.29 1502.61405,75
ЙИШ) (мс) 56,06*22,63 64,94+34,94 53.94+15,13 62,19+31,9
¡>NN50 31,95^19,1 35.6-=21.99 32.5+116.53 29.54*19.77
и>т (мг1 67*31*21,35 74,13*28.48 70.44*11.47 81.06*56,17
СУ № 7,674,9 8,39.12,41 8,0511.3 9,2413.11
/Ши50 <«) 54,16!12,7 32,53112,7! 31,76+7,95 33.3+12.46
31 79,69 162,44 72,63154,74 53,81^21,64 68.94i35.82
ш= (») 42,3'± 17.67 40.88-16.35 31.73+13.13 33.94+12.58
Ш (*) 43,48114,66 44,011-12,74 42,6119,84 47,23» 11,05
еш (Ж) 14,19—15,53 15,13+8,55 25,65+9,98 18,8+9,04
1С 1.Я1 ±1,24 1,964,54 3.0312,55 2.2711.03
Примечание: стрелка - указывает на достоверное увеличение или уменьшение средней величины анализируемого параметра. + - р<0,05 при сравнении с группой 3; +++ - р<0,001 при сравнении с группой 3; * - р<0,05 при сравнении с группой 4
В процессе выполнения испытуемыми учебного задания сопряженные пары в большинстве случаев оставались устойчивыми. Наряду с ними, у испытуемых наблюдался как распад пар, существовавших до процедуры компьютерного учебного тестирования, так и возникновение новых пар (табл. 3). При этом у более результативных испытуемых, в отличие от менее результативных, до выполнения задания имело место большее количество устойчивых сопряженных пар. Следует отметить, что формирование сопряженных пар до и после выполнения задания, как правило, не было связано с положительным или отрицательным значением
корреляции между их компонентами.
Таблица 2
Основные группы и состав сопряженных пар исследуемых показателей до и после выполнения учебного задания у менее и более результативных испытуемых
Состав пар Группа менее результативных Группа более результативных
до выполнения после выполнения до выполнения после выполнения
С- С 37* 26* 38* 34*
Г- С 1 10 5 13
Г - Г 8 8 7 6
С - ПФ 1 4 17 15
Г - ПФ 4 1 0 3
ПФ -ПФ 1 1 0 1
ПФ - Э 1 1 1 1
С - Э 0 0 1 0
Г - В 0 0 1 1
Всего 53 51 70 74
Примечание: (* - достоверные различия для данных в столбце группы), С - показатель вариабельности ритма сердца, Г - показатель гемодинамики, ПФ -психофизиологический показатель, В - время выполнения учебного задания, Э - эффективность выполнения учебного задания
Таблица 3
Динамика формирования числа сопряженных
пар исследуемых показателей до и после выполнения учебного задания у менее и более результативных студентов
Число пар ДО выполнения задания
Динамика пар Группа менее результативных Группа более результативных
распавшиеся 18+ 12+
устойчивые 35* 58
возникшие - -
всего 53 70
Число пар ПОСЛЕ выполнения задания
распавшиеся - -
устойчивые 35+ 58+
возникшие 16 16
всего 51 74
Примечание: * - достоверные различия между группами, + - достоверные различия внутри групп
В настоящей работе также исследовано участие отдельных психофизиологических параметров индивидуумов в центральной интеграции выполнения данной формы целенаправленной деятельности. У более результативных студентов из регистрированных психофизиологических параметров показатель
простой сенсомоторной реакции наиболее широко вовлечен в формирование сопряженных пар. Количество сопряженных пар с данным показателем было различным не только между группами менее и более результативных студентов, но и в каждой группе до и после тестирования. Корреляционная связь простой сен-сомоторной реакции с такими показателями, как Ато50, ТР, СУ в группах менее и более результативных студентов имела противоположную направленность.
Проведенное исследование показало, что у менее результативных студентов решение учебного компьютерного задания осуществлялось при отрицательной динамике большего числа показателей деятельности сердечно-сосудистой системы с одновременным увеличением общего уровня напряжения. Из литературы известно, что улучшение показателей умственной работоспособности (увеличение объема памяти, снижение числа ошибок, рост уровня функциональных возможностей и сокращение латентного периода зрительно-моторной реакции) сопровождается ростом напряжения регуляторных систем организма [3]. В работе некоторых авторов отмечается, что во время умственной нагрузки наблюдалось нарастание симпатико-адреналовой активности [9]. Описана связь состояния сердечно-сосудистой системы с психоэмоциональным статусом [6,8]. Отмечено, что изменение сердечного ритма и артериального давления, отражают влияние симпатической нервной системы на работу сердца во время решения задач вербально-логического типа [7]. Вместе с тем, в нашем исследовании чаще наблюдалось снижение кровяного давления и периферического сопротивления сосудов, а также стресс-индекса после выполнения задания, особенно выраженные у менее результативных студентов. Эти факты могут быть рассмотрены как проявление снятия психо-эмоционального напряжения при достижении результата. Однако снижение при этом мощности высокочастотного, повышение мощности сверхнизкочастотного компонента сердечного ритма и индекса централизации свидетельствуют о неоднозначности природы этого явления. В связи с низким уровнем эффективности выполнения учебного задания данной группой студентов можно предположить, что последнее определялось эмоциональным состоянием, связанным с отрицательной субъективной оценкой низкой результативности выполнения задания.
Имеются данные, что для индивидов, дос-
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 2 - P. 130-135
тигавших высоких результатов при выполнении сенсомоторного и учебного тестов, характерна лабильность вегетативных показателей, проявляющаяся в изменении абсолютных значений и соотношения характеристик сердечного ритма и гемодинамики [5]. В нашем исследовании у более результативных студентов после выполнения задания уменьшалось систолическое давление и несколько снижался тонус парасимпатической нервной системы. Очевидно, симпатические и парасимпатические влияния формируют достаточно сбалансированный эффект в деятельности сердечно-сосудистой системы.
Как известно, регуляция сердечного ритма и гемодинамики в системе кровообращения осуществляется посредством вегетативных центров, расположенных в различных отделах центральной нервной системы, включая лобную кору, ретикулярную формацию, гипоталамус, гиппокамп, миндалину и моторные ядра блуждающего нерва [2,12]. Имеются данные, указывающие на вовлечение вегетативных отделов центральной нервной системы в когнитивную, аффективную и вегетативную функции и, в частности, в регуляцию сердечного ритма [13]. С другой стороны, известно участие коры мозга в регуляции сердечного ритма [11]. Можно предположить наличие динамических связей между группами нейронов центров, контролирующих работу сердца и тонус кровеносных сосудов, а также нейронов, обеспечивающих психосоматическую сферу, в частности, психофизиологические реакции индивидуума. На последнее указывает как различие в числе связей простой сенсомоторной реакции, так и наличие противоположной направленности отдельных корреляционных связей данного показателя с другими в группах менее и более результативных студентов. Наличие подобных связей с нейронами коры большого мозга, формирующими когнитивную деятельность, направленную на решение учебного задания, будет сказываться на эффективности его выполнения. Именно на этом основании можно сделать предположение, что преобладание устойчивых сопряженных пар в исходном состоянии у более результативных испытуемых указывает на более широкое взаимосодействие
Литература
1. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980. 196 с.
2. Афтанас Л.И., Брак И.В., Рева Н.В., Павлов С.В.
Осцилляторные системы мозга и индивидуальная
центров, а значит потенциально лучшие возможности в осуществлении того уровня когнитивной деятельности, который необходим в решении ими интеллектуальной задачи. Изменение состава сопряженных пар после выполнения задания будет указывать на изменение уровня динамических связей между центральными нейронами.
Высказывается предположение, что любому заданному уровню функционирования целостного организма соответствует эквивалентный уровень функционирования аппарата кровообращения [4]. Целенаправленная познавательная деятельность человека определяется его индивидуальным когнитивным стилем, который представляет собой способ приема и обработки информации. Значение описанной динамики показателей сердечно-сосудистой системы студентов в процессе выполнения учебного задания заключается в обеспечении адекватного кровоснабжения структур мозга, ответственных за когнитивные функции. Можно предположить, что особенности сердечного ритма и гемодинамики определяются различиями метаболизма нервных центров лиц, обладающих разной эффективностью при достижении конечного полезного результата - выполнения компьютерного учебного задания.
Выводы:
1. У менее результативных студентов решение учебного компьютерного задания осуществлялось при отрицательной динамике большего числа показателей деятельности сердечно-сосудистой системы, чем у более результативных студентов.
2. Выявлены сопряженные пары, два компонента которых включали в себя физиологические показатели, время и эффективность выполнения учебного задания. При этом у более результативных испытуемых до выполнения задания имело место большее число устойчивых сопряженных пар.
3. Из исследованных психофизиологических параметров показатель простой сенсомо-торной реакции наиболее широко вовлечен в формирование сопряженных пар у более результативных студентов.
References
Anokhin PK. Nodal questions of the theory of functional systems. Moscow: Nauka; 1980. Russian. Aftanas LI, Brak IV, Reva NV, Pavlov SV. Oscillatory systems of the brain and individual variability of the
JOURNAL OF NEW MEDICAL TECHNOLOGIES - 2017 - V. 24, № 2 - P. 130-135
вариабельность оборонительного рефлекса сердца у человека // Российский физиологический журнал имени И.М.Сеченова. 2013. T. 99, №11. С. 13421356.
3. Ахмедова О.О., Овезгельдыева Г.О., Григорь-ян А.Г. Психофизиологическое состояние студентов - первокурстников с разным уровнем двигательной активности // Физиология человека. 2011. T. 37, №5. С. 84-90.
4. Баевский Р.М., Берсенева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина, 1997. 265 с.
5. Джебраилова Т.Д., Сулейманова Р.Г., Иванова Л.И., Иванова Л.В. Индивидуальные особенности вегетативного обеспечения целенаправленной деятельности студентов при компьютерном тестировании // Физиология человека. 2012. Т. 38, №5. С. 58-66.
6. Зарипов В.Н., Баринова М.О. Изменение показателей кардиоинтервалографии и вариабельности сердечного ритма у студентов с разным уровнем психоэмоционального напряжения и типом темперамента во время зачетной недели // Физиология человека. 2008. T. 34, №4. С. 73-79.
7. Мартынова О.В., Роик А.О., Иваницкий Г.А. Изменение некоторых показателей функционирования сердечно-сосудистой системы при различных сосудистых операциях // Физиология человека. 2011. T. 37, №6. С. 35-41.
8. Панкова Н.Б., Надоров С.А., Карганов М.Ю. Анализ вариабельности сердечного ритма и артериального давления при разных функциональных пробах у женщин и мужчин // Физиология человека. 2008. T. 34, №4. С. 64-72
9. Стоянов З., Вартанян И., Николаева П. Психофизиологическая реактивность и личностные черты леворуких и праворуких во время интенсивной умственной нагрузки // Физиология человека. 2011. T. 37, №6. С. 42-45.
10. Судаков К.В. Избранные труды. Том 1. Развитие теории функциональных систем. Москва: РАМН, 2007. С. 294-315.
11. Posner M.I., Raichle M.E. Images of Mind. New York: Scientific American Library, 1994. 257 p.
12. Skinner J. Psychosocial stress and sudden cardiac death:brain mecyanisms // In R.E. Beamish, P.K. Sin-gal, M.S. Dhalla (Eds) Stress and Heart Disease. Boston: Martinus Nijhoff Publishing, 1985. P. 44-59.
13. Thayer J.F., Johnsen B.H. Autonomic Nervous system activity and its relationship to attention and working memory In. In: Monitoring metabolic status: predicting decrements in physiological and cognitive performance. Washington, D.C.: National Academic Press, 2004. P. 366-371.
defensive reflex of the heart in humans. Rossiyskiy fiziologicheskiy zhurnal imeni I.M. Sechenova. 2013;99(11):1342-56. Russian.
Akhmedova OO, Ovezgel'dyeva GO, Grigor'yan AG. Psychophysiological state of students - first-year students with different levels of motor activity. Fiziolo-giya cheloveka. 2011;37(5):84-90. Russian.
Baevskiy RM, Berseneva AP. Assessment of adaptive capabilities of the body and the risk of developing diseases. Moscow: Meditsina; 1997. Russian. Dzhebrailova TD, Suleymanova RG, Ivanova LI, Ivanova LV. Individual features of vegetative maintenance of purposeful activity of students at computer testing. Fiziologiya cheloveka. 2012;38(5):58-66. Russian.
Zaripov VN, Barinova MO. Izmenenie pokazateley kar-diointervalografii i variabel'nosti serdechnogo ritma u studentov s raznym urovnem psikhoemotsional'nogo napryazheniya i tipom temperamenta vo vremya za-chetnoy nedeli [Changes in cardiointervalography and heart rate variability in students with different levels of psychoemotional stress and temperament type during the test week]. Fiziologiya cheloveka. 2008;34(4):73-9. Russian.
Martynova OV, Roik AO, Ivanitskiy GA. Izmenenie nekotorykh pokazateley funktsionirovaniya serdech-no-sosudistoy sistemy pri razlichnykh sosudistykh operatsiyakh [Change in some indicators of the functioning of the cardiovascular system in various vascular operations]. Fiziologiya cheloveka. 2011;37(6):35-41. Russian.
Pankova NB, Nadorov SA, Karganov MYu. Analiz variabel'nosti serdechnogo ritma i arterial'nogo davle-niya pri raznykh funktsional'nykh probakh u zhensh-chin i muzhchin [Analysis of variability of heart rate and blood pressure for different functional tests in women and men]. Fiziologiya cheloveka. 2008;34(4):64-72. Russian.
Stoyanov Z, Vartanyan I, Nikolaeva P. Psikhofiziologi-cheskaya reaktivnost' i lichnostnye cherty levorukikh i pravorukikh vo vremya intensivnoy umstvennoy na-gruzki [Psychophysiological reactivity and personality traits of left-handed and right-handed people during an intense mental load]. Fiziologiya cheloveka. 2011;37(6):42-5. Russian.
Sudakov KV. Izbrannye trudy. Tom 1. Razvitie teorii funktsional'nykh sistem [Selected works. Volume 1. Development of the theory of functional systems]. Moscow: RAMN; 2007. Russian.
Posner MI, Raichle ME. Images of Mind. New York: Scientific American Library; 1994. Skinner J. Psychosocial stress and sudden cardiac death:brain mecyanisms. In R.E. Beamish, P.K. Singal, M.S. Dhalla (Eds) Stress and Heart Disease. Boston: Martinus Nijhoff Publishing; 1985. Thayer JF, Johnsen BH. Autonomic Nervous system activity and its relationship to attention and working memory In. In: Monitoring metabolic status: predicting decrements in physiological and cognitive performance. Washington, D.C.: National Academic Press; 2004.