Научная статья на тему 'Физиологическое обеспечение целенаправленной деятельности студентов во время компьютерного тестирования уровня знаний'

Физиологическое обеспечение целенаправленной деятельности студентов во время компьютерного тестирования уровня знаний Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
241
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / АРТЕРИАЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ / СЕРДЕЧНЫЙ РИТМ / СЕНСОМОТОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COMPUTER TESTING / BLOOD PRESSURE / HEART RATE / SENSORY-MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Джебраилова Т. Д., Сулейманова Р. Г., Иванова Л. И., Иванова Л. В.

Исследовали физиологические и психофизиологические факторы, влияющие на результативность компьютерного тестирования уровня знаний студентов. Показано, что результат компьютерного учебного тестирования определяется не только уровнем знаний студентов, но и параметрами сенсомоторной деятельности и личностными характеристиками студентов, а также индивидуальными особенностями вегетативного обеспечения деятельности. Число правильных ответов в учебном тесте было больше у студентов с меньшим временем простой и сложной сенсомоторных реакций и с большим числом точных реакций на движущийся объект, а также у интровертов. У студентов показавших лучшие результаты компьютерного тестирования на фоне более выраженных парасимпатических влияний на сердечную деятельность наблюдалось значимое увеличение систолического и пульсового давления, а соответственно, и ударного объема кровообращения приуроченное непосредственно к этапу выполнения тестового задания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Джебраилова Т. Д., Сулейманова Р. Г., Иванова Л. И., Иванова Л. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Physiological Processes Underlying Purposeful Activityin the Students During Computer Testing

In experiment the role of physiological and psyhophysiological factors in successful passing for computer tests (MSQ) by students was investigated. It's significantly marked the correlation between test's results and student's personal characteristics, individual specific autonomic reactivity and parameters of sensory-motors reaction. It's established: the correct answers number is higher in the group of students with less time of simple and complex sensory-motor reactions. It was found that the student's group with best results in computer testing characterized by parasympathetic reactivity, provided evident changes in cardiac activity, stroke volume, systolic and pulse blood pressure.

Текст научной работы на тему «Физиологическое обеспечение целенаправленной деятельности студентов во время компьютерного тестирования уровня знаний»

2010 года, когда впервые обнаружила образование в правой молочной железе. Лечилась самостоятельно. В 2011 году отметила быстрый рост опухоли и обратилась в онкодиспансер по месту жительства. Затем поступила в отделение онкологии городской клинической больницы г. Мытищи в феврале 2011г.

При поступлении предъявила жалобы на наличии образования в правой молочной железе, на раздражительность, плаксивость, трудности при засыпании, снижение аппетита, чувство тяжести в правой подреберной области после приема пищи, слабость мышц ног голеней. При осмотре состояние больной ближе к удовлетворительному. Дыхание везикулярное, тоны сердца приглушены, тахикардия, АД=150/80 мм рт.ст. Физиологические отправления не изменены. Живот мягкий, при пальпации болезненный в эпигастрии. Результаты психологического тестирования по опроснику СМОЛ - увеличение высоты шкал. У больной отмечена анемия, снижение показателей иммунограммы. Локальный статус: в верхнем внутреннем квадранте правой молочной железы пальпируется плотная несмещаемая опухоль диаметром 8,0х7,6хб,0 см с намечающимся распадом и переходом на левую молочную железу.

Больной была назначена неоадьювантная полихимиотерапия по схеме САБ, на фоне которой больная получала быстродействующие адаптогены «Витавис». После завершения химиотерапии, обследования и предоперационной подготовки 25.03.2011г. больная была оперирована: удаление обширной опухоли обеих молочных желез в виде «лифчика». Огромная послеоперационная рана промывалась 2-3 минуты католитом, затем 23 минуты - анолитом, другие антисептики не использовались, а также больная получала по вышеуказанной схеме быстродействующие адаптогены «Витвис», что позволило оптимизировать ранний послеоперационный период. Послеоперационное течение гладкое, рана зажила первичным натяжением.

Положительная клиническая динамика была подтверждена результатами инструментальных и лабораторных исследований. По данным психологического тестирования имело место умеренное снижение высоты шкал опросника СМОЛ. Улучшились клинические и биохимические показатели крови, данные иммуннограммы. Послеоперационное течение гладкое, рана зажила первичным натяжением. Больная была выписана из стационара на 7 дней раньше положенного срока. Приступила к домашнему труду.

Таким образом, включения в схему лечения быстродействующих адаптогенов «Витавис» и ЭХА способствовало улучшению качества жизни больной, оказало корригирующее воздействие на состояние нервно-психической сферы и иммунитета пациентки, обеспечило улучшение показателей биохимического ана-

лиза крови, гемограммы, потенцировало действие химиопрепаратов, снизило их токсичность и оптимизировало ранний послеоперационный период.

Литература

1. Алясова, А.В. К вопросу использования озонотерапии в комплексном лечении ранка молочной железы / А.В. Алясова // Сборник научных работ.- Харьков.- 2001.- С. 92-94

2. Конторщикова, К.Н. Перекисное окисление липидов в норме и патологии / К.Н. Конторщикова // Метод рекомендации.-

Н. Новгород.- 2000.- С.24.

3. Александровский, Ю.А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский // М.: Медицина.- 2000.-С. 496.

4. Афонина, Г.Б. Роль свободнорадикального окисления мембранных липидов лимфоцитов в развитии иммунологической недостаточности и ее коррекция а-токоферолом / Г.Б. Афонина,

B.Г. Бордонос // Иммунология.- 1990.- №4.- С. 33-35.

5. Алясова, А.В. Клинико-нейрофизиологическая и нейро-иммунологическая характеристика больных раком молочной железы / А.В. Алясова // Дисс. д-ра мед. наук.- Иваново, 2004.- С.42

6. Александровский, Ю. А. Пограничные психические расстройства / Ю.А. Александровский.- М.: Медицина.- 2000.-

C. 496.

7. Новиков, В.В. Растворимые дифференцировочные антигены. Иммунотерапия рака: Материалы Европейской школы онкологов / В.В. Новиков.- М., 1999.- С.1-8

8. Гречко, А.Т. Тяжелая травма мозга, дистресс, комплексная адаптивная и симптоматическая фармакотерапия на этапах лечения и эвакуации пострадавших / А.Т.Гречко, Ю.К.Янов, Л.А.Глазников // Проблемы реабилитации.- №1.- 1999.- С. Петербург.- С.43-49

9. Вторенко, В.Н. Физиологическое обоснование применения электрически активированной воды и водных растворов электролитов (ЭХА) в медицинской практике / В.Н.Вторенко, В.М. Бахир // VII Международный симпозиум - Информационно-техническое и медицинское обеспечение защиты населения и охрана окружающей среды в чрезвычайных ситуациях. Тезисы докладов М.- 2000.- С.224-225.

10. Hadden, J.W. Jhe immunology and immunotherapy of breast cancer: an update / J.W. Hadden // Intern J. Of Immunol.-1999.- Vol.21.- P.79-101.

УДК 612.821

ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ КОМПЬЮТЕРНОГО

ТЕСТИРОВАНИЯ УРОВНЯ ЗНАНИЙ

Т.Д. ДЖЕБРАИЛОВА*, Р.Г. СУЛЕЙМАНОВА*, Л.И. ИВАНОВА**,

Л.В. ИВАНОВА**

* Учреждение Российской академии медицинских наук НИИ нормальной физиологии им. П.К.Анохина, ул. Моховая, д. 11, строение

4, г. Москва, 125009

Первый Московский государственный медицинский университет им. ИМ.Сеченова, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2, г. Москва, 119991

Исследовали физиологические и психофизиологические факторы, влияющие на результативность компьютерного тестирования уровня знаний студентов. Показано, что результат компьютерного учебного тестирования определяется не только уровнем знаний студентов, но и параметрами сенсомоторной деятельности и личностными характеристиками студентов, а также индивидуальными особенностями вегетативного обеспечения деятельности. Число правильных ответов в учебном тесте было больше у студентов с меньшим временем простой и сложной сенсомоторных реакций и с большим числом точных реакций на движущийся объект, а также у интровертов. У студентов показавших лучшие результаты компьютерного тестирования на фоне более выраженных парасимпатических влияний на сердечную деятельность наблюдалось значимое увеличение систолического и пульсового давления, а соответственно, и ударного объема кровообращения приуроченное непосредственно к этапу выполнения тестового задания.

Ключевые слова: компьютерное тестирование, артериальное давление, сердечный ритм, сенсомоторная деятельность.

PHYSIOLOGICAL PROCESSES UNDERLYING PURPOSEFUL ACTIVITYIN THE STUDENTS DURING COMPUTER TESTING T.D. DZHEBRAILOVA, R.G. SULEJMANOVA, L.I. IVANOVA, L.V. IVANOVA

Research Institute of Normal Physiology named after P.K. Anokhin, Russian Academy of Medical Sciences, Moscow, 125009 Russia.

I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

Abstract: in experiment the role of physiological and psyhophysiological factors in successful passing for computer tests (MSQ) by students was investigated. It's significantly marked the correlation between test's results and student's personal characteristics, individual specific autonomic reactivity and parameters of sensory-motors reaction.

It's established: the correct answers number is higher in the group of students with less time of simple and complex sensory-motor reactions. It was found that the student's group with best results in computer testing characterized by parasympathetic reactivity, provided evident changes in cardiac activity, stroke volume, systolic and pulse blood pressure.

Key words: computer testing, blood pressure, heart rate, sensory-motor activity.

Современная организация образовательного процесса уже невозможна без широкого использования компьютерных технологий, открывающих новые перспективы, как в плане освоения информационного пространства, так и контроля эффективности процесса обучения. В настоящее время в высшей школе с целью быстрой и объективной оценки уровня знаний студентов широко используются методы компьютерного тестирования. Однако как в отечественной, так и в зарубежной литературе приводятся многочисленные данные о том, что работа на компьютере связана с эмоциональным напряжением, вызывающим физиологические, психологические и поведенческие изменения, имеющие при этом выраженную индивидуальную вариабельность [10,13]. Однако, остается практически неисследованной проблема влияния психоэмоционального напряжения на результативность компьютеризированных форм целенаправленной деятельности, в том числе и тестирования уровня знаний. В этой связи актуальным является исследование именно индивидуальных особенностей физиологического обеспечения целенаправленной деятельности студентов во время компьютерного тестирования уровня знаний.

Цель исследования — изучение физиологических и психофизиологических факторов, влияющих на результативность компьютерного тестирования уровня знаний студентов. В соответствии с теорией функциональных систем исследование физиологических функций у студентов проводилось в условиях реальной учебной деятельности с учетом достигаемых результатов [1,9].

Материалы и методы исследвоания. В обследовании на основе добровольного информированного согласия приняли участие 26 студентов мужчин в возрасте 19-21 года (процедура обследования одобрена комиссией по этике НИИНФ им. П. К. Анохина РАМН).

Оценивали личностные особенности студентов по Г. Айзенку и личностную тревожность по Ч.Д.Спилбергеру.

У студентов регистрировали ЭКГ (III ст. отв.) и пневмограмму (с помощью прибора «Полиспектр 8Е» фирмы «Нейрософт» (Россия, 2008), а также АД и ЧСС (с помощью автоматического тонометра) в спокойном состоянии, во время психофизиологического тестирования (простая и сложная сенсомоторная реакция, реакция на движущийся объект) и контрольного учебного тестирования (15 вопросов).

По результатам тестирования, проводившегося на компьютере, для каждого студента определяли время простой (ВПР) и сложной (ВСР) сенсомоторной реакции, число ошибок, допущенных в сложной реакции выбора (СРош), число точных реакций на движущийся объект, время выполнения учебного теста и число правильных ответов. Результаты сопоставляли с оценкой, полученной студентами на экзамене, который проходил примерно через два месяца после проведения обследования.

По результатам измерения АД и ЧСС рассчитывали пульсовое давление (ПД), ударный (УО, по формуле Старра) и минутный объем (МОК) кровообращения.

Обработку ЭКГ и пневмограммы проводили с использованием пакета программ «Поли-Спектр-Ритм» фирмы «Нейрософт». В соответствии с рекомендациями «Международного стандарта» и литературными данными анализировали статистические характеристики и результаты спектрального анализа сердечного ритма [2,7,11,12]:

И-ИХМ (мс) - средняя длительность ЯЯ-интервалов;

СУ - коэффициент вариации длительности ЯЯ-интервалов;

ТР (мс2/Гц) - общая мощность спектра (0,003-0,40 Гц);

ИР (мс2/Гц) - спектральная мощность в высокочастотном диапазоне (0,15-0,40 Гц);

ЬР (мс2/Гц) - спектральная мощность в низкочастотном диапазоне (0,04-0,15 Гц);

УЬР (мс2/Гц) - спектральная мощность в очень низкочастотном диапазоне (0,003-0,04Гц);

ИРпогт (н. ед.) - мощность в диапазоне 0,15-0,40 Гц в нормализованных единицах;

ЬРпогт (н. ед.) - мощность в диапазоне 0,04-0,15 Гц в нормализованных единицах;

ЬР/ИР (отн. ед.) - соотношение нормализованной мощности;

%УЬР - мощность очень низкочастотного компонента в % от суммарной мощности спектра;

%ЬР мощность низкочастотного компонента в % от суммарной мощности спектра;

%НР мощность высокочастотного компонента в % от суммарной мощности спектра;

По пневмограмме рассчитывали частоту дыхания (ЧД).

Динамику вегетативных показателей анализировали в соответствии с этапами деятельности студентов (Фоні - исходное состояние; Тесті - психофизиологическое тестирование; Фон2 -перед учебным тестом; Тест2 - учебный тест; Фон3 - после учебного теста). Эпоха анализа в пределах каждого этапа составляла 5 минут. Для оценки динамики вегетативных показателей у каждого студента вычисляли разницу (5) значений вегетативных показателей при выполнении теста (Тесті или Тест2) и в исходном состоянии (Фоні или Фон2 соответственно).

Статистическая обработка результатов проводилась методами корреляционного и дисперсионного анализов пакета программ “8ТЛТІ8ТІСЛ у.б” [8].

При нормальном распределении анализируемых признаков вычисляли среднее значение (М) и стандартную ошибку среднего (т). Достоверность различий анализируемых показателей оценивали по критерию Стьюдента. Анализ взаимосвязи признаков проводили с помощью корреляционного и регрессионного анализов.

В случае распределения, отличного от нормального, в оценке показателя использовали медиану и интерквартильный размах в виде 25 и 75% перцентилей. Достоверность различий оценивали по непараметрическим критериям Манна-Уитни и Уилкоксона. Проводили корреляционный анализ по Спирмену.

Результаты и их обсуждение. Корреляционный анализ показал, что результаты выполнения учебного теста положительно коррелировали с оценкой, полученной на экзамене (г=0,486; р=0,011), и были связаны с психофизиологическими и вегетативными характеристиками студентов (табл. і).

Таблица 1

Корреляция числа правильных ответов в учебном тесте с вегетативными характеристиками студентов на этапах целенаправленной деятельности (г — коэффициент корреляции; р — уровень значимости)

Показатели Исходное состояние (фон1) Фон 2 Учебный тест Фон 3

r p r p r p r p

CV (%) 0,435 0,033 0,494 0,014 0,460 0,022

HF (мс2/Гц) * 0,518 0,009 0,435 0,034 0,576 0,003 0,485 0,019

%HF* 0,553 0,005 0,510 0,010

LF/HF (отн. ед.) -0,469 0,021 -0,574 0,003

АДс.(мм рт.ст. 0,446 0,029

ПД (мм рт. ст) 0,574 0,003

УО (мл) 0,433 0,035

Примечание: * - корреляция по Спирмену

Количество правильных ответов при тестировании уровня знаний отрицательно коррелировало с интро-экстраверсией (г=-0,433; р=0,027), а также со временем простой (г=-0,446; р=0,029) и сложной (г=-0,549; р=0,005) сенсомоторных реакций при положительной корреляции с числом точных реакций на движущийся объект (г =0,492; р=0,015).

В исходном состоянии (фон 1) у студентов, достигавших более высоких результатов тестирования, наблюдались большие значения коэффициента вариации Я-Я-интервалов ЭКГ, большая спектральная мощность в высокочастотном диапазоне сердечного ритма (выраженная как в мс2/Гц, так и в нормализованных единицах) и большая доля высокочастотного компонента в структуре спектра (НР, %) при меньшей мощности низкочастотного компонента (ЬР, нормализованные единицы). Корреляционной взаимосвязи результата учебного теста с исходным уровнем АД не обнаружено.

По данным корреляционного анализа более высокий результат наблюдался у индивидов с большими значениями систолического и пульсового АД и ударного объема кровообращения при выполнении учебного теста. При этом имела место прямая корреляция результата с увеличением ПД (г =0,487; р=0,016) и

УО (г =0,515; р=0,010) при выполнении теста по сравнению с исходным состоянием. Сохранялась прямая корреляция результата с коэффициентом вариации Я-Я-интервалов ЭКГ и мощностью высокочастотного компонента сердечного ритма (НБ, мс2/Гц).

Корреляция результата с характеристиками исходного состояния студентов позволила получить прогностическую регрессионную модель, в которой зависимой переменной являлось число правильных ответов в учебном тесте, а в качестве независимых рассматривались психофизиологические характеристики и вегетативные показатели испытуемых в исходном состоянии (фон 1). Использовали алгоритм пошаговой процедуры множественного регрессионного анализа (табл. 2).

Таблица 2

Результаты построения прогностической регрессионной модели для зависимой переменной — число правильных ответов в учебном тесте

Независимые переменные Cтандартизованные коэффициенты регрессии (beta) Регрессионные коэффициенты (Б) p-level

Константа 12,703 0,0007

1. %HF 0,478 0,137 0,0038

2. bCP -0,407 -0,021 0,0052

3. ИЭ -0,401 -0,272 0,0078

4. Оценка 0,208 0,596 0,1433

Примечание: коэффициент множественной корреляции (Я)=0,858. Коэффициент детерминации (Я2)= 0, 736. _р<0,00005. Стандартная ошибка оценки=1,73

Высокие значения коэффициентов множественной корреляции и детерминации при p<0,00005 позволяют считать, что полученная модель достаточно адекватно описывает взаимосвязь рассматриваемых переменных. Приведенный в таблице список стандартизованных коэффициентов регрессии (beta) в порядке убывания их абсолютных значений позволяет судить о степени влияния прогностических (независимых) переменных на зависимую переменную, в данном случае - результат выполнения учебного теста [8]. Из полученного списка следует, что результат выполнения учебного компьютерного теста был детерминирован переменными, характеризующими исходный тип вегетативной регуляции (%HF), результативность сенсомоторной деятельности (ВСР), личностные особенности (интро-экстраверсия) и уровень знаний студентов, индикатором которого явилась экзаменационная оценка.

В целом независимые переменные, коррелировавшие с результатом учебного теста, а также вошедшие в регрессионную модель могут быть отнесены к четырем типам показателей: личностные характеристики испытуемых, параметры сенсомоторной деятельности, оценка, полученная на экзамене, и, наконец, физиологические характеристики испытуемых на этапах деятельности.

Выделение групп студентов с наибольшим (1 группа, 8 человек) и наименьшим (2 группа, 9 человек) числом правильных ответов при выполнении учебного теста позволило выявить особенности динамики вегетативных показателей, связанные с различной результативностью деятельности.

В исходном состоянии (Фон 1 и Фон 2) значимых различий показателей АД и УО между студентами выделенных групп не наблюдалось. При выполнении обоих тестов у студентов 1 группы отмечалось увеличение АД систолического, которое становилось достоверно более высоким, чем у студентов 2 группы. При выполнении учебного теста у индивидов, показавших лучшие результаты (1 группа) наблюдался значимый рост ПД и УО, которые становились достоверно большими, чем у студентов 2 группы (табл. 3).

Практически на всех этапах деятельности у индивидов, вошедших в 1 группу, наблюдались достоверно большие значения коэффициента вариации R-R-интервалов ЭКГ и спектральной мощности в высокочастотном диапазоне сердечного ритма (HF, мс2/Гц) (табл. 4). При этом во время выполнении обоих тестов у студентов 1 группы происходило достоверное снижение показателя HF (при выполнении Теста 1 р= 0,036; Теста 2 р=0,043). В исходном состоянии (Фон 1 и Фон 2) у индивидов 2 группы были достоверно выше показатели соотношения нормализованной мощности в низко- и высокочастотных диапазонах (LF/HF) сердечного ритма.

На протяжении всех этапов деятельности средние значения ЧСС у студентов 1 группы практически не изменялись (табл. 3). У индивидов, вошедших во 2 группу, значения ЧСС были несколько большими, чем у студентов 1 группы, однако значимого уровня эти

различия достигали только во время выполнения учебного теста, после чего ЧСС достоверно уменьшалась (р=0,007).

В нашем исследовании выявлена взаимосвязь результата компьютерного тестирования уровня знаний со степенью интро-версии студентов. Следует сказать, что в литературе имеются противоречивые данные о соотношении интро-экстраверсии и успеваемости студентов. С одной стороны, показано, что более высокая успеваемость характерна для студентов, обладающих высокой ригидностью и интроверсией [6]. Результаты другого исследования не подтверждают наличие взаимосвязи экзаменационной оценки и интроверсии у обследованных студентов [4]. В настоящей работе мы также не обнаружили корреляции экзаменационной оценки и интро- экстраверсии студентов. С нашей точки зрения, наблюдаемые противоречия связаны с тем, что успеваемость определяется многими взаимосвязанными факторами, в первую очередь такими, как способности и мотивация студентов. Вероятно, роль интроверсии как личностного фактора, влияющего на успеваемость студентов, может быть обнаружена при большом объеме выборки, как например, в работе, в которой обследовано более 200 человек [6].

Таблица 3

Значения вегетативных показателей на этапах деятельности у студентов с наибольшим (1 группа) и наименьшим (2 группа) числом правильных ответов при выполнении учебного теста (Ы±п)

Группа Фон1 Тест 1 p Ф1- Т1 Фон 2 Тест 2 Фон 3 p Ф2- Т2

АД систолическое (мм рт. ст.)

1 группа 139,0+4,8 152,1+6,4 0,018 139,0+4,7 146,0+5,8 137,8+4,6 0,020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 группа 130,0+2,5 134,1+3,2 127,9+3,8 129,0+3,5 126,9+3,7

p (1 -2 гр.) 0,020 0,022

Пульсовое давление (ПД, мм рт. ст.)

1 группа 53,6±3,9 62,9±5,8 51,3±2,1 59,8±3,1 50,6±3,2 0,011

2 группа 49,7±3,0 50,1±3,0 47,1±2,9 45,9±2,7 47,0±3,7

p (1 -2 гр.) 0,004

Ударный объем (УО, мл)

1 группа 63,6±3,2 66,1±3,8 62,7±2,3 68,2±2,2 61,3±2,3 0,022

2 группа 65,1+2,6 63,3+2,2 63,8+1,3 61,7+1,2 64,2+2,3

p (1 -2 гр.) 0,015

Коэффициент вариации R-R-интервалов (CV, %)

1 группа 10,7+1,1 11,5+1,1 10,6+1,1 9,8+1,4 10,9+1,3

2 группа 7,2+1,1 7,2+1,2 7,4+1,1 6,1+0,9 7,2+1,2

p (1 -2 гр.) 0,045 0,020 0,039 0,048

4CC в минуту

1 группа 71,8+5,8 74,4+5,0 72,3+7,6 71,1+4,4 73,1+5,1

2 группа 82,3+3,7 81,6+4,0 82,0+4,0 83,7+3,6 76,2+4,2

p (1 -2 гр.) 0,042

Таблица 4

Значения вегетативных показателей на этапах деятельности у студентов с наибольшим (1 группа) и наименьшим (2 группа) числом правильных ответов при выполнении учебного теста (медиана, 25% перцентиль, 75% перцентиль)

Группа Фон1 Тест 1 Фон 2 Тест 2 Фон 3

HF (мс2/Гц)

1 группа 2326 (1552, 4799) 1659 (1183, 2091) 1878 (907, 3655) 1120 (747, 1733) 1428 (918, 3337)

2 группа 799 (488, 1221) 556 (417, 680) 684 (376, 1159) 440 (220, 496) 459 (359, 930)

p (1-2 гр.) 0,016 0,009 0,054 0,007 0,059

LF/HF (отн. ед.)

1 группа 0,99 (0,65; 1,45) 1,16 (0,73; 1,36) 1,01 (0,57; 1,21) 1,33 (0,76; 2,09) 1,66 (1,03; 2,92)

2 группа 1,82 (1,47; 2,04) 2,25 (1,46; 2,71) 1,90 (1,66; 3,33) 2,60 (1,56; 2,88) 2,04 (1,59; 2,45)

p (1-2 гр.) 0,043 0,009

Обращала на себя внимание тесная взаимосвязь результатов компьютерного теста с параметрами сенсомоторной деятельности студентов. Число правильных ответов в учебном тесте было больше у студентов с меньшим временем простой и сложной сенсомоторных реакций и с большим числом точных реакций на движущийся объект.

Наличие прямой корреляции между результатами учебного компьютерного теста и экзамена было ожидаемым. Очевидно, что число правильных ответов в компьютерном тесте должно быть связано с уровнем знаний студентов в качестве индикатора которого мы использовали оценку, полученную студентами на экзамене, проводившемся в традиционной форме. Однако обращает на себя внимание тот факт, что при наличии прямой значи-

мой корреляции в регрессионную модель экзаменационная оценка вошла с коэффициентом регрессии (beta) меньшим, чем другие независимые переменные. Соответственно, более высокие значения стандартизованных коэффициентов регрессии свидетельствуют о большей степени влияния на результат компьютерного тестирования исходного типа вегетативной регуляции, параметров сенсомоторной деятельности и личностных характеристик студентов.

Корреляционный анализ и сопоставление значений вегетативных показателей у студентов выделенных групп показали, что у студентов, допустивших меньше ошибок при выполнении компьютерного теста наблюдались более высокие значения коэффициента вариации R-R-интервалов ЭКГ (CV) и спектральной мощности в высокочастотном диапазоне сердечного ритма (HF, мс2/Гц) как в исходном состоянии, так и при выполнении теста. По данным литературы коэффициент вариации рассматривается как интегральный показатель соотношения симпатических и парасимпатический влияний на синусный узел, а высокочастотные колебания сердечного ритма сопряжены с дыханием и отражают преимущественно парасимпатические влияния на деятельность сердца [7,11]. Таким образом, индивиды, достигавшие более высоких результатов в учебном тесте, характеризовались большей степенью влияния на сердечную деятельность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы, как в исходном состоянии, так и во время тестирования.

Большая относительная мощность высокочастотного компонента (%HF) и меньшие значения соотношения (LF/HF) нормализованной мощности в низко- и высокочастотных диапазонах ритма свидетельствуют о более высоком относительном уровне активности парасимпатического звена регуляции в исходном состоянии у индивидов, показавших лучшие результаты в учебном тесте [2,7].

Во время тестирования у индивидов, достигавших высоких результатов наблюдалось увеличение систолического, пульсового давления и УО, которое очевидно связано с усилением симпатических влияний на сердечную деятельность. Одновременно у этих студентов наблюдалось снижение спектральной мощности в высокочастотном диапазоне сердечного ритма (HF, мс2/Гц), которая тем не менее оставалась более высокой, чем у индивидов 2 группы.

Используя методы компьютерного тестирования, необходимо принимать во внимание тот факт, что его результаты отражают не только уровень знаний, но и индивидуальнотипологические психофизиологические и физиологические особенности студентов.

При обобщении полученных данных можно видеть, что более высокого результата тестирования достигали индивиды, у которых как в исходном состоянии, так и при выполнении теста наблюдалась большая, чем у студентов 2 группы степень влияния на сердечную деятельность парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. На этом фоне во время выполнения компьютерного теста у этих студентов наблюдалось достоверное усиление симпатических влияний, проявляющееся в увеличении АД и УО, а также соотношения LF/HF. У студентов, не достигавших высоких результатов, усиление симпатических влияний проявлялось в увеличении ЧСС, которое носило тонический характер и наблюдалось на всех этапах, начиная с исходного состояния, уменьшение ЧСС отмечалось только после окончания тестирования.

Рост ЧСС при снижении вариабельности R-R-интервалов ЭКГ и редукции дыхательной модуляции сердечного ритма рассматриваются как проявления оборонительного рефлекса в составе когнитивной деятельности, с преобладанием которого связано большее количество ошибок при выполнении арифметических действий [3]. Другой тип изменения характеристик сердечного ритма (снижение ЧСС и увеличение CV) рассматривается как проявление ориентировочного рефлекса в структуре деятельности, преобладанию которого, по данным авторов, соответствует меньшее число ошибок в счете. С этих позиций наблюдаемые в нашем исследовании у студентов, допустивших большое число ошибок в учебном тесте, высокая ЧСС и меньшая вариабельность R-R-интервалов ЭКГ могут быть интерпретированы как свидетельство преобладания у них в структуре когнитивной деятельности оборонительного поведения.

Ранее в наших исследованиях [5] было показано, что альтернативой оборонительной форме поведения в условиях эмоционального напряжения является мобилизующая форма поведе-

ния, направленного на достижение высокого результата целенаправленной деятельности. С учетом этих положений комплекс изменений вегетативных показателей, характерный для студентов, допускавших мало ошибок в учебном тесте (увеличение АД и УО в соответствии с этапами деятельности при более высоких значениях СУ и спектральной мощности в высокочастотном диапазоне сердечного ритма) может рассматриваться как свидетельство преобладания в структуре деятельности мобилизующей формы поведения.

Выводы:

1. Проведенное исследование показало, что результат компьютерного учебного тестирования определяется не только уровнем знаний студентов, но и параметрами сенсомоторной деятельности и личностными характеристиками студентов, а также индивидуальными особенностями вегетативного обеспечения деятельности. Число правильных ответов в учебном тесте было больше у студентов с меньшим временем сенсомоторных реакций и с большим числом точных реакций на движущийся объект, а также у интровертов.

2. У студентов, показавших лучшие результаты компьютерного тестирования, на фоне более выраженных парасимпатических влияний на сердечную деятельность наблюдалось значимое увеличение систолического и пульсового давления, а соответственно, и ударного объема кровообращения приуроченное непосредственно к этапу выполнения тестового задания при одновременном снижении дыхательной модуляции сердечного ритма. Можно полагать, что такая динамика показателей отражает мобилизацию вегетативного обеспечения интеллектуальной целенаправленной деятельности, способствующую достижению более высокого результата.

3. У студентов, допустивших большее число ошибок в компьютерном тесте, ЧСС была повышена уже в исходном состоянии, сохранялась высокой на всех этапах деятельности и снижалась после завершения тестирования. Можно полагать, что тонический характер повышения ЧСС при меньшей вариативности Я-Я-интервалов ЭКГ отражает преобладание оборонительной формы поведения.

Литература

1. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П.К. Анохин.- М.: Медицина, 1975.- 448 с.

2. Баевский, РМ. Проблема оценки и прогнозирования функционального состояния организма и ее развитие в космической медицине / Р. М. Баевский //Успехи физиологических наук .2006.- Т. 37.- № 3.- С. 42-57.

3. Данилова, Н.Н. Изменения вариабельности сердечного ритма при информационной нагрузке / Н.Н. Данилова, С.В. Астафьев // Журн. высш. нервн. деят.- 1999.- Т. 49.- № 1.- С. 28-37.

4. Дегтярев, В.П. Результативная целенаправленная деятельность и ее вегетативное обеспечение у студентов с разными индивидуально-типологическими особенностями в условиях межмотивационных взаимодействий / В.П. Дегтярев, Н.В. Кли-мина //Вестник новых медицинских технологий.- 2001.- Т. У111.-№ 4.- С. 87-90.

5. Джебраилова, Т.Д. Индивидуально-типологические особенности физиологического обеспечения целенаправленного поведения студентов в условиях экзаменационного эмоционального напряжения / Т.Д. Джебраилова, И.И. Коробейникова, Н.В. Климина, Е.А. Умрюхин //Физиологические механизмы учебной деятельности студентов.- М.: Издательский дом «Русский врач», 2007.- С. 27-108.

6. Залилов, Р.Ю. Специфика адаптации студентов к условиям образовательного процесса и результативность их учебной деятельности в зависимости от состояния физиологических функций и личностных особенностей / Р.Ю. Залилов //Физиологические основы здоровья студентов. Труды МНС по экспериментальной и прикладной физиологии.- 2001.- Т.10.- С. 69-83.

7. Михайлов, ВМ. Вариабельность ритма сердца: опыт практического применения метода / В.М. Михайлов.- Иваново: Иван. гос. мед. академия, 2002.- 290 с.

8. Реброва, О.Ю. Статистический анализ медицинских данных. Применение пакета прикладных программ 8ТЛТ18Т1СЛ / О.Ю. Реброва.- М.: МедиаСфера, 2006.- 312 с.

9. Судаков, К.В. Психическая деятельность человека с позиций теории функциональных систем / К.В. Судаков

//Избранные труды. Т.1. М.: ГУ НИИ нормальной физиологии им. П.К. Анохина РАМН.- 2007.- С. 294-315.

10. Фатхутдинова, ЛМ. Индивидуальные факторы риска вегетативных нарушений у пользователей видеодисплейных терминалов /Л.М. Фатхутдинова // Медицина труда и пром. экология.- 2004.- № 5.- С. 44^7.

11. Чуян, Е.Н. Физиологические механизмы вариабельности сердечного ритма (Обзор литературы) / Е.Н. Чуян, Е.А. Бирюкова, М. Ю. Раваева //Ученые записки Таврического нацио-

нального университета им. В.И.Вернадского. Серия «Биология, химия».- 2008.- Т. 21 (60).- № 3.- С. 168-189.

12. Heart rate variability. Standards of Measurement. Physiological Interpretation and Clinical Use. Task Force of the European Society of Cardiology and the North American Society of Pacing and Electrophysiology //Circulation.- 1996.- V. 93.- № 5.- P. 1043-1065.

13. Travers, P.H. Office workers and video display terminals: physical, psychological and ergonomic factors / P.H. Travers, B.A. Stanton // AAOHN J.- 2002.- Vol. 50.- № 11.- P. 489-493.

УДК 616.12-005.4-125-008.318

МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ ЧАСТОТЫ СЕРДЕЧНЫХ СОКРАЩЕНИЙ У БОЛЬНЫХ ФИБРИЛЛЯЦИЕЙ

ПРЕДСЕРДИЙ

Л.Ф. БАРТОШ*, Ф.Л.БАРТОШ**, С.А.ШКАДОВ***, Т.П. СМИРНОВА*, Л.В. МЕЛЬНИКОВА*, Т.С. АДОНИНА***

* ГБОУ ДПО «Пензенский институт усовершенствования врачей» Министерства здравоохранения и социального развития Российской

Федерации, ул. Стасова д. 8 А, г. Пенза ФГБУ «Федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, ул. Стасова д. 6, г. Пенза ГБУЗ «Пензенская городская клиническая больница №4», ул. Светлая д. 1, г. Пенза

Аннотация: в статье приведено обоснование методики определения оптимальной частоты сердечных сокращений у больных постоянной формой фибрилляции предсердий, разработанной на основе данных анализа частотозависимых изменений показателей внутрисер-дечной гемодинамики, а также формы и выраженности их связи с продолжительностью предшествующего и текущего сердечного циклов. Подтверждена её эффективность и показана возможность оценки состояния некоторых механизмов компенсации сердечной недостаточности у больных с фибрилляцией предсердий.

Ключевые слова: фибрилляция предсердий, частота сердечных сокращений, оптимизация, сердечная недостаточность, механизм Франка-Старлинга-Штрауба.

THE TECHNIQUE OF OPTIMAL HEART RATE DETERMINATION IN THE PATIENTS WITH ATRIAL FIBRILLATION

L.F. BARTOSH, F.L. BARTOSH, S.A. SHKADOV, T.P. SMIRNOVA,

L.V. MELNIKOVA , T.S. ADONINA

Penza State Institute for Medical Postgraduate Education, Penza, Russia Federal cardiovascular surgery Centre, Penza, Russia Penza City Clinical Hospital # 4, Penza, Russia

Abstract: the substantiation of technique of optimal heart rate determination in the patients with permanent form of atrial fibrillation was shown in this article. The technique was devised on the data basis of analysis of heart rate-dependent changes of intracardiac hemodynamics as well as form and evidence of their connection with duration of previous and current cardiac cycles. The efficiency of this technique was confirmed and possible of estimation of condition of some mechanisms of cardiac insufficiency compensation in the patients with atrial fibrillation was shown.

Key words: atrial fibrillation, heart rate, optimization, cardiac insufficiency, Frank-Starling-Straub mechanism.

Фибрилляция предсердий (ФП) является одним из самых распространённых видов нарушений ритма. Выбор стратегии и тактики лечения во многом определяется формой ФП. В соответствии с рекомендациями Всероссийского научного общества кардиологов и Всероссийского научного общества аритмологов по диагностике и лечению фибрилляции предсердий и рекомендациями Европейского общества кардиологов по диагностике и лечению фибрилляции предсердий больным с пароксизмальной формой ФП необходимо восстановление синусового ритма [1,2]. В исследованиях по изучению стратегий контроля ритма и частоты сердечных сокращений (ЧСС) у больных с персистирую-щей формой ФП, не было выявлено разницы в общей смертности или частоте инсульта между двумя стратегиями [3,4], а также разницы в качестве жизни [5]. Стратегия контроля частоты желудочковых ответов не уступала стратегии контроля ритма по эффективности профилактики сердечно-сосудистой смертности и заболеваемости [6]. Частота вторичных исходов, включая смерть от любых причин или нарастания сердечной недостаточности, также были сопоставимы при обеих стратегиях [7,8]. Однако сохранение синусового ритма предотвращает развитие таких тяжёлых осложнений, как сердечная недостаточность, тромбоэмболии и других [9]. Пациентам с постоянной формой ФП требуется контроль частоты сердечных сокращений. При этом обсуждается два режима контроля: режим строгого и режим мягкого контроля. Режим строгого контроля предусматривает достижение ЧСС в покое 60-80 уд/мин и при умеренной нагрузке 90-115 сокращений в минуту. Менее жёсткий контроль определяет ЧСС в покое менее 110 желудочковых ответов в минуту.

При выборе стратегии «контроль ритма» или «контроль частоты сердечных сокращения», как правило, недостаточно учитываются индивидуальные особенности состояния патокинетических механизмов, также как и при выборе варианта режима

контроля ЧСС. Так, в рандомизированном исследовании Atrial Fibrillation аnd Congestive Heart Failure критериями включения были: фракция выброса левого желудочка (ЛЖ) <35%, анамнез застойной сердечной недостаточности и анамнез фибрилляции предсердий, подтверждённый электрокардиографически [3]. Никакие другие гемодинамические и морфометрические показатели не учитывались при отборе больных в исследование.

Высокая вариабельность продолжительности сердечных циклов приводит к снижению фракции выброса левого желудочка и к повышению конечного диастолического давления в его полости, что неизбежно способствует развитию хронической сердечной недостаточности (ХСН), значительно снижающей как качество жизни больных, так и её продолжительность. Наряду с развивающимися при этом нейрогуморальными и морфометрическими механизмами компенсации сердечной недостаточности число сердечных сокращений и закон Франка-Старлинга-Штрауба также играют существенную роль в компенсации сердечной деятельности. Кроме того, при выборе тактики лечения очень важно оценить состояние не только систолической, но и диастолической функции миокарда. На разных этапах развития ХСН действуют различные механизмы как компенсации, так и декомпенсации, и без учёта их роли в конкретной ситуации определение адекватной частоты сердечных сокращений невозможно. Как известно, интеграл линейной скорости диастолического трансмитрального потока отражает объём крови, поступающей в желудочек во время диастолы. При функционировании закона Франка-Старлинга-Штрауба этот объём должен зависеть от продолжительности предшествующей диастолы, а, следовательно, и от продолжительности предшествующего сердечного цикла.

Цель исследования - изучить эффективность определения оптимальной частоты сердечных сокращений у больных фибрилляцией предсердий на основе анализа связи вариабельности ин-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.