Научная статья на тему 'КОГДА УЧЁБА И ПРЕСТИЖНА, И ИНТЕРЕСНА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВОЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНОБОРОНЫ РОССИИ'

КОГДА УЧЁБА И ПРЕСТИЖНА, И ИНТЕРЕСНА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВОЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНОБОРОНЫ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
100
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОСНОВЫ ВОЕННОЙ ПОДГОТОВКИ / СУВОРОВСКИЕ ВОЕННЫЕ УЧИЛИЩА / НАХИМОВСКОЕ ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ПРЕЗИДЕНТСКИЕ КАДЕТСКИЕ УЧИЛИЩА / КАДЕТСКИЕ КОРПУСА / ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муравлянников Игорь Алексеевич, Федоров Сергей Александрович

В статье раскрываются развитие системы довузовского военного образования, особенности организации деятельности довузовских учебных заведений, подведомственных Минобороны России, а также подготовки воспитанников к военной службе и поступлению в высшие военно-учебные заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Муравлянников Игорь Алексеевич, Федоров Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WHEN STUDY IS BOTH PRESTIGIOUS AND INTERESTING DEVELOPMENT OF A SYSTEM FOR PREPARING UNDERAGE STUDENTS FOR MILITARY OR OTHER PUBLIC SERVICE IN PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF DEFENSE

The article reveals the development of the system of pre-university military education, the features of organizing the activities of pre-university educational institutions subordinate to the Russian Ministry of Defense, as well as the preparation of pupils for military service and admission to higher military educational institutions.

Текст научной работы на тему «КОГДА УЧЁБА И ПРЕСТИЖНА, И ИНТЕРЕСНА РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВОЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНОБОРОНЫ РОССИИ»

И.А. МУРАВЛЯННИКОВ, I.A. MURAVLYANNIKOV,

С.А. ФЕДОРОВ S.A. FEDOROV

КОГДА УЧЁБА И ПРЕСТИЖНА, И ИНТЕРЕСНА

WHEN STUDY IS BOTH PRESTIGIOUS AND INTERESTING

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ВОЕННОЙ ИЛИ ИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ В ДОВУЗОВСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МИНОБОРОНЫ РОССИИ

DEVELOPMENT OF A SYSTEM FOR PREPARING UNDERAGE STUDENTS FOR MILITARY OR OTHER PUBLIC SERVICE IN PRE-UNIVERSITY EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF DEFENSE

Сведения об авторах: Муравлянников Игорь Алексеевич - начальник управления военного образования - заместитель начальника Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, генерал-майор, кандидат технических наук, доцент (г. Москва. E-mail: do.4otdel-dou@ mail.ru);

Федоров Сергей Александрович - заместитель начальника отдела - начальник группы отдела (общего, дошкольного образования и довузовской военной подготовки) управления (военного образования) Главного управления кадров Министерства обороны Российской Федерации, полковник (г. Москва. E-mail: [email protected]).

Аннотация. В статье раскрываются развитие системы довузовского военного образования, особенности организации деятельности довузовских учебных заведений, подведомственных Минобороны России, а также подготовки воспитанников к военной службе и поступлению в высшие военно-учебные заведения.

Ключевые слова: система довузовского образования, основы военной подготовки, суворовские военные училища, Нахимовское военно-морское училище, президентские кадетские училища, кадетские корпуса, профильное обучение.

Information about the authors: Igor Muravlyannikov - Head of the Department of Military Education - Deputy Head of the Main Directorate of Personnel of the Ministry of Defense of the Russian Federation, General Major, Candidate of Technical Sciences, Associate Professor (Moscow. E-mail: do.4otdel-dou@ mail.ru);

Sergey Fedorov - Deputy Head of Department - Head of the Group of the Department (general, preschool education and pre-university military training) of the Department (military education) of the Main Personnel Directorate of the Ministry of Defense of the Russian Federation, colonel (Moscow. E-mail: [email protected]).

Summary. The article reveals the development of the system of pre-university military education, the features of organizing the activities of pre-university educational institutions subordinate to the Russian Ministry of Defense, as well as the preparation of pupils for military service and admission to higher military educational institutions.

Keywords: system of pre-university education, fundamentals of military training, Suvorov military schools, Nakhimov naval school, presidential cadet schools, cadet corps, specialized training.

Воспитание и обучение подрастающего поколения, забота о детях, оказавшихся в сложных жизненных условиях, являются приоритетными направлениями

деятельности нашего государства и общества. Приоритетным оно является и для военного ведомства. В Минобороны России накоплен богатый опыт обучения

и воспитания детей в суворовских военных училищах и кадетских военных корпусах.

За период существования подведомственная система довузов-

ских учебных заведений показала себя как эффективная школа образования и воспитания патриотически настроенных граждан, которые посвящают себя делу служения Отечеству.

Суворовские военные, нахимовские военно-морские училища и кадетские корпуса воспитали более тысячи генералов и десятки тысяч офицеров. Многие из них стали Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации, Героями Социалистического Труда, видными военачальниками, учёными, космонавтами, творческими работниками и спортсменами.

Открытые в годы Великой Отечественной войны училища размещались в лучших зданиях, которые сохранились после боёв и налётов фашистской авиации. Всё лучшее, что имело государство в то военное время, оно отдавало детям.

С первого дня пребывания суворовцы и нахимовцы приобщались к дисциплине, постигали азы военного дела и службы. Воспитанники ходили в наряды и увольнения, выезжали в летние полевые лагеря и поднимались по тревоге, поддерживали порядок

в помещениях и на территории училища, сажали деревья. Много полезного, с точки зрения трудового воспитания, получал каждый суворовец и нахимовец в стенах училищ. От обычных интернатов и детских домов новые учебные заведения отличались тем, что здесь воспитывали совершенно новую категорию людей.

Но, пожалуй, самым главным было то, что офицеры-воспитатели, окружив детей заботой и добротой, становились для них отцами, а коллектив - семьёй.

Пик своего развития система довузовского образования достигла в 1955 году, когда функционировало 20 училищ.

По состоянию на 1991 год сеть довузовских учебных заведений Советского Союза состояла из 9 суворовских военных училищ, Нахимовского военно-морского училища и Московского военно-музыкального училища.

Все учебные заведения, располагавшиеся на территории нынешней Российской Федерации, были сохранены.

Кроме того, на базе существующих и ликвидированных вузов открылись новые кадетские корпуса:

• в Санкт-Петербурге: Военно-космический кадетский, Кадетский ракетно-артиллерийский, Военно-технический кадетский корпуса и Кадетский корпус Железнодорожных войск;

• в Кемерово - Кадетский корпус радиоэлектроники;

• в Кронштадте - Кронштадтский морской кадетский военный корпус;

• Омский кадетский военный корпус.

Согласно приказу Министра обороны Российской Федерации от 2001 года № 25 «О суворовских военных, Нахимовском военно-морском, Московском военно-музыкальном училищах и кадетских (морских кадетских) корпусах Министерства обороны Российской Федерации» деятельность этих учебных заведений регламентировалась аналогично воинской части, включая вопросы мобилизационной готовности, воинской дисциплины и командирской подготовки. В целом училища в повседневной деятельности руководствовались общевоинскими уставами Вооружённых Сил Российской Федерации.

Выпускники предназначались для дальнейшего обучения в про-

фильных военных образовательных учреждениях высшего образования и замещали в них, как правило, должности младших командиров курсантских подразделений.

В 2009 году, в условиях формирования нового облика Вооружённых Сил, должности военнослужащих из штатов училищ и кадетских корпусов были исключены.

Изменено было и предназначение училищ. Обучение в них стало рассматриваться как часть социального пакета военнослужащих. На обучение принимались, прежде всего, дети военнослужащих и гражданского персонала Вооружённых Сил Российской Федерации, а также дети-сироты и дети лиц, уволенных с военной службы.

В связи с изменениями федерального законодательства приём на обучение в вузы стал осуществляться по результатам единого государственного экзамена, и с 2009 года выпускники суворовских училищ начали поступать в вузы на общих основаниях.

В этот период были переработаны соответствующие правовые акты Министерства обороны

«Учитель работает над самой ответственной задачей - он формирует человека».

М.И. Калинин, российский профессиональный революционер, советский государственный деятель, Герой Социалистического Труда

Российской Федерации, уставы учебных заведений и их локальные акты.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 24 марта 2010 г. № 265 был утверждён новый порядок приёма в училища и кадетские корпуса и отменён приказ Министра обороны Российской Федерации 2001 года № 25.

При этом уклад их жизнедеятельности в целом сохранился. Воспитателями назначались, как правило, офицеры запаса, имеющие необходимый служебный и жизненный опыт, продолжали соблюдаться элементы воинского порядка, но выпускники уже самостоятельно выбирали направление своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Сложившаяся ситуация послужила принятию дополнительных мер для формирования у воспитанников осознанного выбора будущей профессии, внедрения

новых образовательных программ, в том числе дополнительного образования, введения в штат учебных заведений педагогов-организаторов, психологов, методистов по социальной работе, культор-ганизаторов.

Одновременно стала активно проводиться работа по оснащению училищ и кадетских корпусов современной учебно-материальной базой, реализации новых подходов к обустройству территории и размещению воспитанников.

Первым довузовским учебным заведением «нового типа» и площадкой для внедрения инновационных образовательных проектов стал Московский кадетский корпус «Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации», созданный в 2008 году.

При его формировании приоритетной задачей ставились под-

3

СИСТЕМА ДОВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДО 2001 ГОДА

Г

1 сисгёма до&узовсного образований в 19^5 году включала 2о суворовских военных, нахимовское ВОЕННО-МОРСКОЕ УЧИЛИЩА И КАДЕТСКИЕ КОРПУСА И ЯВЛЯЛАСЬ САМОЙ МНОГОЧИСЛЕННОЙ В СССР

Сеть довузовских образа вательньгх организаций СССР (по состоянию нз 1991 год) 1 Созданы новые кадетские корпуса ¿с Ш1 по 2000 годы }

Гк^Н^ппиЧ^ уеорлп- ^«¡Юениос училищу Лвсм^градп«^ Г умники* ОТ ЧЙГ 1М-ЛГ учлп+идв Ил 11 исков Еуаоро1С№в в-вдннае ГЧЙЛМШе ПЛДМОЭЯП» <рпнйн-||< Цг-нннг. ЧНДСТСНЧЙ лгррнус

МЯЪЬ'АМ ,„| н01 iii.ii ..ни- КмшиЩш СУНИКЯШО!! 90ГЧ.Н0» учдочмщ* С'ГМ^еГНС* «Мнил: уцнпищр Ирркилйдичнй ■и ОрМОЙ И ЛДС гсн*1 н- сскиЛ риет-та- ЛрГЫЛЛВрИИСН К г*

■ ИУЧ «оячнк с ьв-ррс-- 11в»хл1скс к с|11однэкяда лсг«!1)»ш* УЧИ.ПЖЦ«! 1 н • 1 судерын-не? яден-ки уч-НЛ IIЦС ВрЛи ио- немниь-нсн л н нл^втсилЛ *оргтуг Кадетский корпус ■Кг' 114- 11' :'|Д- |Ю.-к|ч|.1 г пайсн

нашлть'нэ-' п-11цшг МОСКОВСКИ! нэ-иумлк-мьие* училищ* с удо!-! г- 1ви

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИЛИЩ И КАДЕТСКИХ КОРПУСОВ РЕГЛАМЕНТИРОВАЛАСЬ АНАЛОГИЧНО ВОИНСКОЙ ЧАСТИ, ВКЛЮЧАЯ ВОПРОСЫ МОБИЛИЗАЦИОННОЙ подготовки, воинской ДИСЦИПЛИНЫ И КОМАНДИРСКОЙ ПОДГОТОВКИ.

бор и комплектование учебного заведения квалифицированными преподавателями, способными внедрять в образовательный процесс современные технологии, обладающими высокой культурой, эрудицией, значительным творческим потенциалом.

Учебная программа Пансиона воспитанниц была разработана с учётом широкого спектра дополнительных образовательных программ, предусматривающих изучение нескольких иностранных языков на повышенном уровне, занятия танцами, различными видами спорта, игрой на музыкальных инструментах, вокальным искусством, искусством живописи, основ графического дизайна и скульптурой.

Всё это явилось залогом успешного личностного и профессионального роста воспитанниц, большинство которых являются дочерями военнослужащих, проходящих военную службу в различных регионах Российской Федерации, в том числе в отдалённых гарнизонах.

Учитывая положительный опыт Пансиона воспитанниц, результаты обучения суворовцев, нахимовцев и кадет по об-

новлённым учебным программам, их достижения в проектной и творческой деятельности, было принято решение о создании довузовских учебных заведений со специальным наименованием «президентское кадетское училище».

Во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 22 апреля 2009 г. Минобороны России была проведена работа по созданию таких учебных заведений во всех федеральных округах. Эта задача успешно выполнена. Созданы:

• в Приволжском федеральном округе - Оренбургское президентское кадетское училище - это первое президентское кадетское училище;

• в Южном - Краснодарское президентское кадетское училище;

• в Северо-Кавказском - Ставропольское президентское кадетское училище;

• в Уральском - Тюменское президентское кадетское училище;

• в Сибирском - Кызылское президентское кадетское училище;

• в Северо-Западном - Петрозаводское президентское кадетское училище.

Созданные в Дальневосточном федеральном округе (г. Владивосток) и в г. Севастополе президентские кадетские училища во исполнение решения Президента Российской Федерации от 19 февраля 2016 г. № Пр-342 реорганизованы в филиалы Нахимовского военно-морского училища.

Учебно-материальная база президентских кадетских училищ представлена самым инновационным оборудованием. Комплектация учебных аудиторий, лабораторий и кабинетов обеспечивает возможность углубленного изучения предметов, проведения лабораторных и практических занятий и практикумов на качественно новом уровне.

Учебные занятия в училищах нацелены на развитие у обучающихся повышенной мотивации на приобретение знаний и навыков. Этому способствует реализация передовых технологий обучения, обеспечивающих не только высокий уровень овладения учебной информацией, но и формирование интеллектуальных умений и опыта творческой деятельности.

Для довузовских образователь- < ных учреждений Минобороны I России знаковым стал 2013 год.

В этот год исполнилось 70 лет со дня создания суворовских военных училищ.

1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон № 273-Ф3 «Об образовании в Российской I Федерации», в котором впервые I в федеральном законодательстве ■ нормативно регулировались вопросы обучения по дополнительным образовательным програм- ■ мам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан ■ к военной или иной государственной службе и деятельности суворовских военных, нахимов- < ских военно-морских училищ и кадетских корпусов. <

В этот же год были возвращены их традиции и восстановлена военная подготовка суворовцев I и кадет.

Одним из первых решений, ■ принятых Министром оборо- ' ны Российской Федерации Героем России генералом армии С. К. Шойгу, было решение об участии суворовцев и нахимовцев в Параде Победы 9 мая 2013 г. 1

Прохождение в парадных колоннах обучающихся Москов- I

ского военно-музыкального, Московского суворовского военного, Нахимовского военно-морского училищ и принятого в ведение Минобороны России 8 мая 2013 г. Аксайского казачьего кадетского корпуса на Красной площади в Москве с благодарностью и воодушевлением было воспринято суворовцами, нахимовцами, кадетами, а также общественностью, ветеранскими организациями и послужило делу военно-патриотического воспитания молодёжи.

Следующим значимым событием для суворовских военных училищ и кадетских корпусов было издание приказа Министра обороны Российской Федерации от 26 февраля 2013 г. № 152 «О мерах по совершенствованию руководства образовательными учреждениями Министерства обороны Российской Федерации», в соответствии с которым с 1 марта 2013 г. довузовские образовательные организации подчинили заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами и командующим родами войск Вооружённых Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов в соответствии с направ-

ленностью военной подготовки воспитанников. Это позволило осуществлять целенаправленную подготовку суворовцев и кадет к поступлению в профильные высшие военно-учебные заведения.

Кроме того, в 2013 году была скорректирована содержательная часть обучения. Согласно решению статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации Н. А. Панкова в учебные планы училищ были внесены изменения, предусматривающие изучение суворовцами, нахимовцами и кадетами основ тактики, РХБЗ, огневой подготовки, строевой подготовки и других военных дисциплин.

В июле 2014 года издан приказ Министра обороны Российской Федерации № 515, которым утверждены Порядок осуществления образовательной деятельности в подведомственных довузовских образовательных организациях и приёма в них.

Приказом было нормативно закреплено изучение воспитанниками предмета «Основы военной подготовки» («Основы военно-морской подготовки»), проведение по окончании учебно-

го года летней практики (практических полевых занятий, морской практики).

Также было возвращено распределение воспитанников на период обучения по ротам и взводам и возможность применения к ним мер дисциплинарного воздействия.

Новым Порядком приёма было предусмотрено определение уровня физической подготовленности кандидатов на поступление в училища (в 2010-2013 годах при поступлении её уровень определялся на основании оценки, выставленной в табеле успеваемости по предмету «Физическая культура» по итогам учебного года).

С 2014 года проверка физической подготовленности кандидатов мужского пола стала осуществляться в соответствии с утверждёнными начальником Управления физической подготовки и спорта Вооружённых Сил Российской Федерации Методическими рекомендациями по трём упражнениям, а с 2015 года и в отношении кандидатов женского пола.

Кроме того, в 2015 году были внесены изменения в 515 приказ в части, касающейся требований

к состоянию здоровья. К поступлению и обучению в довузовских учебных заведениях стали допускаться кандидаты, отнесённые по результатам медицинского осмотра, проведённого в соответствии с приказом Минздрава России 2012 года № 1346н «О порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них», к I или II группам здоровья.

После принятия этого решения количество выпускников, которые не могут продолжить обучение в военно-учебных заведениях по медицинским показаниям, значительно снизилось.

Также была проведена работа по возвращению в училища символов и атрибутов армейской (флотской) жизни и воинских ритуалов.

Получили нормативное закрепление наличие знамён в довузовских образовательных организациях Минобороны России и использование изображения Государственного герба Российской Федерации на знамёнах и военных геральдических знаках президентских кадетских училищ.

Кроме того, для обучающихся президентских кадетских училищ в 2016 году введена форма одежды с погонами, а в 2017 году воспитанники всех довузовских учебных заведений были обеспечены новыми образцами парадной формы (воротник со стойкой).

Начиная с 2019 года в училищах и корпусах стали создаваться музеи кадетства, в которых представлены элементы реконструкции исторических событий, эпох развития кадетского движения, в том числе в географическом контексте.

В каждом музее имеется зона с экспозицией Великой Отечественной войны, позволяющая познакомиться не только с суровыми буднями военного времени, но и подвигами подростков, ставших суворовцами и посвятивших свою жизнь служению Отечеству.

Оформлены и экспозиции международной кадетской дружбы, освещающие процесс обучения в довузовских образовательных организациях Минобороны России несовершеннолетних граждан иностранных государств, посещение обучающимися училищ и корпусов по взаимному обмену иностранных образо-

вательных учреждений, других мероприятий международного сотрудничества.

Основополагающим аспектом подготовки воспитанников к военной службе является содержание образовательных программ. Несмотря на то, что с 2013/14 учебного года все училища и кадетские корпуса приступили к обучению по новым учебным планам и в учебных заведениях начали реализовываться программы военной подготовки, существенным недостатком на тот период времени являлось отсутствие единства подходов к планированию и преподаванию предмета «Основы военной подготовки».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В училищах предусматривались различные объёмы часов, разное место предмета в учебном плане, разные сроки начала изучения и так далее.

Поэтому в целях повышения эффективности системы довузовской подготовки в 2015 году было создано Учебно-методическое объединение федеральных государственных общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации, которое включает в себя три секции, в том числе

секцию по вопросам реализации в довузовских учебных заведениях дополнительных образовательных программ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной службе, а также получение ими начальных знаний об обороне государства и воинской обязанности граждан.

Для выработки единых подходов к реализации дополнительных общеразвивающих программ, имеющих целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной службе, Главным управлением кадров Минобороны России были разработаны «Требования к уровню подготовленности обучающихся по основам военной подготовки по годам обучения», а Учебно-методическим объединением в период с 2016 по 2017 годы - подготовлены и согласованы с Российской академией образования единые программы учебных предметов «Основы военной подготовки» и «Основы военно-морской подготовки». К обучению по ним приступили с 2018/19 учебного года.

Следующим вопросом, который потребовалось решить, - это разработка и утверждение норм

снабжения довузовских учебных заведений военно-учебным имуществом для реализации программ учебных предметов «Основы военной подготовки» и «Основы военно-морской подготовки».

Соответствующие приказы Министра обороны Российской Федерации, которыми утверждены нормы снабжения военно-учебным имуществом, а также регламентирована организация замены и дальнейшая поставка имущества, в 2020 году изданы.

В интересах дальнейшего повышения престижа системы довузовского военного образования, мотивации обучающихся к овладению профессией офицера, проведения воинских ритуалов и мероприятий, предусмотренных распорядком дня, Министром обороны Российской Федерации 24 ноября 2021 г. принято решение об обеспечении предметами формы одежды начальников училищ, их заместителей, персонал учебных курсов (старших воспитателей, воспитателей и младших воспитателей и педагогов-организаторов), а также музыкантов военных оркестров, которые введены в штаты учебных заведений.

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ И ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методическое объединение общеобразовательных организаций Минобороны России |

Ээдг чи у МО общеобразовательных организаций Минобороны России

П Р'.'ПгГ: ."С Н И Г РЛ(! роп рнятн и по пны ш сияю метчдачав? хит М,1ЙТН']Л;ГЙ.'1 пр*ПОДА-на гелем и воспитателен V ' 1 методические сопровок-дени<? реализации феде:... 1П1. Ч. 1 л государственны* пбрншад гельны* стандарт ■ по общсо ^нбрааованип 1111 ^ м ш' мероприятий по во^оосаи совер-штсттзниц системы Обинйн! йй^ЗОШНЙ*, оЛНмпрлД и кон кур* о о ^__ Г1 летие в разработке «отерианов дп» оценки умений, навыков и уровнп г фирыцрл адшюсти ийнпстай^м обучающихся

Состэ« УМ О общеобразовательных орга^иэ д ци и Минобороны России

стация р*. 1 сШция п.. ?

1/ СОШАрШеНСТЯИЫШИ ойг-чмоатблы+ого процесс)

еодкрррнпЙЯ , , ,1г„„,.„1,„пЛ,„.г„„,И| / ПнЫШс+мв уровня яинплтпичи ц««1 1 «н«м юмной поягаич 1 и_ ] м;....................... ч

■■■ й I кдрекне и развитие иЦНоМмисйщИ ТехАЬПоМй

- ¡тробиция фори' и меткой АОСПИТЦНЧЧ

«Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до значительной глубины»

Протагор, древнегреческий философ

Предусмотрено обеспечение: повседневной формой одежды (в личное пользование), парадной формой одежды (работникам, принимающим участие в официальных мероприятиях) и полевой формой одежды.

Закупка предметов форменной одежды осуществляется за счёт бюджетных средств, выделенных на вещевое обеспечение Вооружённых Сил Российской Федерации.

Учитывая, что всё большее внимание в училищах уделяется военной составляющей, роль воспитателей и преподавателей из числа офицеров запаса в настоящее время возрастает.

В целях поощрения наиболее отличившихся работников училищ и повышения их статуса в 2021 году было принято решение о присвоении очередных воинских званий по запасу офицерам из числа воспитателей (преподавателей), уволенным с военной службы и зачисленным в запас.

Соответствующие приказы Министра обороны издаются дважды - ко Дню учителя и ко Дню защитника Отечества.

Минобороны России продолжает уделять значительное внимание развитию сети училищ и кадетских корпусов, осуществляет поиск новых решений для совершенствования их деятельности, в том числе в вопросах подготовки педагогического состава, обустройства учебно-лабораторной базы, системы материально-технического обеспечения, обслуживания их фондов.

В настоящее время сеть довузовских учебных заведений включает 32 училища и кадетских корпуса. В 2023 году открывается Иркутское суворовское военное училище.

В основе реализуемых в училищах стратегий образования и воспитания находится принцип гармонизации многовекторных потенциальных возможностей и талантов обучающегося.

Важно не только подготовить будущие кадры для военной или иной государственной службы, но и развивать у обучающихся компетенции, отвечающие требованиям современного общества.

Достижению указанных задач во многом способствует профильное обучение.

О необходимости обновления национальной образовательной системы в 2018 году в Послании к Федеральному Собранию отметил Президент Российской Федерации В. В. Путин: «...Нужно переходить к принципиально новым, в том числе индивидуальным технологиям обучения, уже с ранних лет прививать готовность к изменениям, к творческому поиску, учить работе в команде, что очень важно в современном мире, навыкам жизни в цифровую эпоху...».

Системой довузовского военного образования эта задача воплощена в учебной деятельности.

В соответствии с характеристиками образовательных возможностей и потребностей каждого обучающегося, с учётом оценки их информационной подготовленности в отношении жиз-

ненного и профессионального самоопределения, общего уровня самопознания и опыта социального взаимодействия, в училищах созданы все необходимые условия для обучения в условиях профильности, функционируют профильные классы, ведётся про-фориентационная работа.

Созданная в училищах модель непрерывного профильного образования позволяет достичь следующих целей:

• обеспечить углубленное изучение отдельных предметов общеобразовательной программы;

• создать условия для дифференциации содержания обучения воспитанников с широкими и гибкими возможностями построения индивидуальных образовательных программ;

• расширить возможности социализации обучающихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, подготовить выпускников к освоению программ высшего образования;

• помочь выпускникам достичь высокого качества образовательной и профильной подготовки;

• сформировать у обучающихся в процессе овладения знаниями

творческую самостоятельность и критическое мышление, элементы исследовательских умений и навыков, основ научного мировоззрения;

• способствовать развитию качеств инициативной личности, позволяющих обучающимся свободно ориентироваться в окружающей действительности, быть готовыми принимать самостоятельные решения, связанные с личным участием в социальной жизни общества.

Анализ учебной деятельности училищ и корпусов, в том числе результаты государственной итоговой аттестации, показывают, что система довузовских образовательных организаций обладает значительными возможностями и потенциалом для достижения высоких результатов в образовательной деятельности, а уровень профессиональных компетенций преподавательского состава соответствует самым высоким требованиям.

Для нас очень ценен труд педагогов и воспитателей, которые раскрывают способности и таланты воспитанников, готовят их к поступлению в профильные вузы, формируют у них чувства

верности воинскому долгу, дисциплинированности, стремления к овладению профессией офицера.

Поэтому вопросы дальнейшего предназначения выпускников, сохранения их в системе Минобороны России, предоставления им преимуществ при поступлении в высшие военно-учебные заведения являются приоритетными для военного ведомства.

По данному вопросу приняты очень важные решения.

Во исполнение решения Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2021 г. приём выпускников довузовских учебных заведений в военные образовательные организации высшего образования Минобороны России с 2022 году осуществляется в особом порядке - в рамках целевого приёма. Целевой приём предполагает заключение с желающими поступать в военные вузы выпускниками училищ и кадетских корпусов договоров о целевом обучении в избранных вузах Минобороны России по программе высшего образования с обязательством о прохождении военной службы по контракту после завершения обучения.

В этой связи во время обучения в училищах с выпускниками предусмотрено проведение мероприятий по предварительному медицинскому освидетельствованию, профессиональному психологическому отбору и оценке уровня физической подготовленности.

В 2022 году изъявили желание поступать в военные вузы на таких условиях более 75% от общего количества выпускников.

Наиболее востребованными стали командные вузы Сухопутных войск, Рязанское гвардейское высшее воздушно-десантное командное училище, специальности лётного, инженерного профиля и плавсостава Военно-Морского Флота.

Реализация такого подхода обеспечивает гарантированное зачисление в военные вузы выпускников училищ.

Соответствующие приказы Министра обороны Российской

Федерации по личному составу в 2022 году были объявлены одновременно с вручением выпускникам аттестатов о среднем общем образовании на торжественной церемонии выпуска из довузовского учебного заведения.

В настоящее время Министерством обороны Российской Федерации многое делается в области довузовского образования, реализуется большое количество новых проектов.

Эти мероприятия проводятся в целях развития системы раннего выявления и поддержки талантливых воспитанников.

Всестороннее развитие личности воспитанников и воспитанниц, формирование ключевых «базовых» компетенций и навыков создают прочный фундамент для их успешного самоопределения в будущей профессии.

Именно в детстве и юности закладывается уважение к старшим, к истории своей страны,

стремление к овладению знаниями, отношение к своему здоровью, увлечённость спортом и ещё одна очень важная характеристика - образ поведения, который определяет успех каждого человека.

Особое внимание при этом мы уделяем воспитанию характера, командного духа, всему, что сплачивает коллектив, что позволяет узнать цену взаимовыручки.

Кроме того, мы делаем всё, чтобы увлечь воспитанников интересными проектами, где каждый из них может реализовать свои способности и таланты в том направлении, которое ему по душе -в спорте, творчестве, военном деле или научно-исследовательской деятельности.

Поэтому сегодня учиться в суворовских, президентских, нахимовских училищах и кадетских корпусах Минобороны России - не только престижно и перспективно, но и очень интересно.

НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ

А.В. Леопа, О.В. Фельде, К.В. Волчок

Информационно-психологическая война в философском и лингвистическом осмыслении

Монография / Под общ. ред. Е. Н. Гарина. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2022. - 152 с.

Монография подготовлена учёными Военного учебного центра им. Героя России генерала армии Дубынина В.П. и Института филологии и языковой коммуникации Сибирского федерального университета. Представлено трансдисциплинарное исследование феномена информационно-психологической войны, развязанной в настоящее время против России. Подробно проанализированы с философской, исторической, лингвистической точек зрения спорные тексты, в которых дискредитируются такие духовные ценности современного российского общества, как победа СССР в Великой Отечественной войне, Русская православная церковь и православие. Рекомендована работникам образования, журналистам, политикам - всем, кто профессионально интересуется вопросами информационно-психологических войн. Полезна она будет также студентам различных вузов и колледжей, поскольку содержит аргументированную оценку спорного интернет-контента, содержание которого нацелено, прежде всего, на переформатирование ценностной картины мира молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.