Научная статья на тему 'Кое-что из информатики для не очень взрослых детей'

Кое-что из информатики для не очень взрослых детей Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
105
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Соседкина Наталья Валерьевна

Данная работа адресована детям 7-8 лет, изучающим информатику. Материал излагается в виде вопросов об устройстве компьютера и ответов на эти вопросы. Данную разработку можно применять для повторения темы или для упреждающего ознакомления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Кое-что из информатики для не очень взрослых детей»

школа

Соседкина Наталья Валерьевна

КОЕ-ЧТО ИЗ ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ НЕ ОЧЕНЬ ВЗРОСЛЫХ ДЕТЕЙ

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа адресована детям 7-8 лет, изучающим информатику. Начало этой работе положили несколько писем, которые я писала своей ученице, вынужденной пропускать занятия по причине серьезной болезни. Учебников по информатике для малышей в ту пору не было совсем, а отставать от одноклассников девочке не хотелось. Все это и определило метод изложения материала - он написан в стиле микрооткрытий, то есть некоего заочного диалога.

В дальнейшем оказалось удобным применять данную разработку также для повторения темы или упреждающего ознакомления

Моей целью было предложить ребенку систематизированную информацию по указанным темам, собрать воедино и расширить его знания об устройстве компьютера без особенного углубления в технические детали, задать базис знаний, который потом ребенок сможет развивать самостоятельно или же под руководством учителя. Предложенные разработки подкреплены «натурным» экспериментом в Муниципальной гимназии № 3, где автор преподает информатику и логику учащимся младших классов.

Дорогие ребята!

Добрый день. Эта статья не совсем обычная. Если хотите, будем считать ее диалогом на бумаге. С ее помощью вы сможете самостоятельно разобраться с некоторыми вопросами науки информатики. Однако придется потрудиться. Возьмите лист бумаги и закройте им весь текст, начиная с заголовка «Как выглядит компьютер снаружи». Двигайте лист вниз до строчки «* * * * *». Прочитайте. В конце обязательно увидите задание или вопрос. Постарайтесь на него ответить. Даже если не знаете точного ответа, порассуждайте, подумайте. И только потом открывайте ответ. Читайте следующий абзац и вновь пытайтесь ответить на вопрос. (Кстати, такой способ работы называется «микрооткрытия». Так что, желаю вам приятных маленьких открытий.)

КАК ВЫГЛЯДИТ КОМПЬЮТЕР СНАРУЖИ

В кабинете информатики много компьютеров. И я знаю ребят, которых это сбивает с толку. Много компьютеров они показать могут, а выделить из них один затрудняются. Но представьте себе, что учителю рисования на урок потребовался один единственный компьютер. Как вы думаете, что именно надо отнести в кабинет рисования?

Рисунок 1

Я думаю, что в первую очередь все вспомнят о предмете, похожем на телевизор (рисунок 1). Кстати, как он называется?

Дисплей. По-английски DISPLAY. А на русский это слово переводится как «выставка». При помощи дисплея компьютер выставляет напоказ текст, картинки, игры. А еще что возьмем с собой в кабинет рисования?

Клавиатуру. КЕУБОАЯО=КЕУ+БОАЯО. Без этой «доски с кнопками» нам сложно будет управлять компьютером. Надо еще что-нибудь брать?

А не понадобится ли нам большая металлическая коробка, на которой наш дисплей стоит (или которая стоит рядом с дисплеем)? В нее еще дискеты можно вставлять.

Еще как понадобится. Так как это и есть самая главная часть компьютера: мозг, память, центр управления. А как она называется?

Системный блок. Интересно, а если соединить проводом клавиатуру с дисплеем и включить в розетку, можно будет работать с таким «компьютером»?

Разумеется, нет. Без системного блока клавиатура с дисплеем ни пример не смогут решить, ни даже буковку напеча-

и' ' ■, ■,■■ тать. Да и игры никакой они не знают. Вот и надо в

кабинет рисования в первую очередь системный блок '■' - _ " нести. А также мышку не забыть. Как вы считаете,

учительнице будет удобнее мышкой рисовать или при помощи клавиатуры?

Мышь для этого дела годится лучше. Если только она компьютерная, а не живая. Итак, давайте еще раз повторим самое основное. Компьютер состоит из системного блока, дисплея, клавиатуры, мышки, причем системный блок - самый главный.

Кроме того, к компьютеру можно подключать другие полезные приборы: принтер, модем, джойстик, но об этом мы будем говорить в разделе «Устройства ввода и вывода».

О! Мне в голову пришел чудесный коварный вопросик. Если к одному системному блоку подключить 2 дисплея, то можно ли считать, что теперь у нас 2 компьютера?

Нет. Компьютер все равно один.

ПРОЦЕССОР

Говорит ли вам о чем-нибудь слово «процессор»?

Возможно, вы слышали, что это весьма важная деталь компьютера.

А от какого слова могло произойти ее название?

Верно, верно, с «профессором» оно имеет слова «процесс».

По-английски это слово звучит почти так же,

Должно получиться PROCESS. Не огорчайтесь, если не получилось. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

А слышали ли вы когда-нибудь раньше это слово?

Я недавно нашла его в словаре и была просто потрясена тем, сколько всяких процессов придумано. Вот несколько примеров: умственные, распада, пищеварительные... Лично мне больше нравится процесс приготовления варенья, а еще лучше процесс поедания этого варенья.

А теперь вы назовите 2-3 примера процессов.

Химические процессы, судебный процесс, процесс выполнения домашнего задания, процесс выздоровления и т.д.

А какое все это имеет отношение к процессору?

Да самое прямое. Процессор - это командир, который руководит процессом. А часто еще и самую ответственную работу выполняет.

Вот решаете вы задачку по математике. Процессор дает команду глазам прочитать условие, приказывает памяти запомнить его, командует руке, чтобы она начала записывать условие и сам диктует, что именно писать. Так как же называется этот процессор?

Это наш мозг.

А вот у электронных приборов процессор - это микросхема (рисунок 2), эдакий прямоугольный «жучок на ножках».

Он командует часам, что пора менять цифры на табло, переключает каналы телевизора,

Рисунок 2

мало общего, а произошло оно от попробуйте написать.

когда мы нажимаем кнопки на пульте. Он есть в любом электронном устройстве, которому приходится обрабатывать информацию.

Как по-вашему, в зеркале и в ножницах есть процессор?

Конечно же, нет. А в калькуляторе?

А в калькуляторе именно процессор выполняет все расчеты и выводит результаты на дисплейчик.

А в мясорубке есть?

Нет. А в микроволновой печи? А в принтере?

Есть. Попробуйте сами назвать несколько приборов, в которых есть процессор.

В каждой части компьютера есть процессор: в клавиатуре, мышке, в дисплее.

И вот все эти устройства соединили вместе. У каждого свой командир. Мы нажмем на клавишу «Т», а дисплей сам себе командир, ему не хочется букву «Т» высвечивать, ему больше буква «Е» нравится. Мы мышку вправо переместили, а курсор на экране вверх убежал. Нравится такая сумасшедшая работа?

Но этого не происходит, потому что в системном блоке имеется еще один процессор. Называют его центральным процессором (рисунок 3) и он

1) является командиром командиров и

2) выполняет все вычисления (обрабатывает информацию).

ПАМЯТЬ КОМПЬЮТЕРА

Рисунок 2

Скажите, где расположена память у человека?

Разумеется, в голове. Точнее, в какой-то части мозга. А если человеку надо запомнить что-то очень важное или очень длинное, или сложное, что он делает?

Учит наизусть или записывает эту информацию, например, на бумагу, в компью-

тер. Вот вы какую информацию регулярно записываете, чтобы не хранить ее в голове постоянно, а при необходимости быстро отыскать?

Например, домашнее задание.

А если бы вам встретился человек с очень плохой памятью, что бы вы ему посоветовали?

Не знаю, что придумали вы, а я бы порекомендовала носить с собой записную книжку и тренировать память.

Так вот, некоторые процессоры обладают совсем крохотной памятью. Вы можете не поверить, но такое умное устройство способно «держать в уме» всего-то 3-4 числа или одну точку рисунка. Может ли ему помочь тренировка памяти?

Сомневаюсь. Поэтому и пользуется собственной «записной книжкой» под названием память.

Может ли у человека быть много записных книжек разного вида?

Да. Дневник, блокнотик, справочник.

И у процессора тоже есть много приспособлений, позволяющих хранить информацию. Это специальные микросхемы, дискеты, лазерные диски и т.д.

ВНУТРИ СИСТЕМНОГО БЛОКА

Вы когда-нибудь видели, как выглядит системный блок внутри? Если уменьшить человека до размера муравья и посадить в системный блок, то ему может казаться, что он попал в город с большими домами (вентилятором, дисководами), маленькими домами (микросхемами), дорожками и подвесными магистралями (проводами). Представили?

А теперь я еще раз напомню, какие основные детали имеются в системном блоке компьютера: центральный процессор, память и дисковод.

УСТРОЙСТВА ВВОДА И ВЫВОДА

Мы уже говорили, что системный блок - самая важная часть компьютера. Знаете, в некоторых умных книжках именно системный блок и называют компьютером, не принимая во внимание дисплей, клавиатуру и прочую мелочь типа мышки и джойстика. Как вы думаете, почему?

Только в сказках. А зачем же тогда нужны дисплей, мышь, принтер и еще целая куча приборов? Для красоты?

Не для красоты, разумеется. Представьте: на вашем рабочем столе стоит только включенный в розетку «ящик» под названием «системный блок». А ну-ка, попробуйте решить с его помощью примерчик или напечатайте стихотворение. Хоть вы точно знаете, что в его памяти хранится номер телефона одноклассника, удастся ли выудить у него эту информацию?

Увы, ничего не получится. Почему же наш суперумный системный блок стал абсолютно бесполезным?

Потому, что мы не можем с ним общаться, не можем ввести (втолкнуть) в него информацию и получить от него ответ. Все равно что пытаться общаться с человеком, который не видит, не слышит, не говорит, ничего не чувствует и не шевелится в придачу, или выяснять, который час, глядя на часы без стрелок и циферблата. Скажите, а что есть у калькулятора для общения с нами?

Кнопочки и маленький дисплейчик. Кнопки позволяют нам дать калькулятору задание, а дисплейчик высвечивает ответ.

Все те приборы, которые позволяют нам сообщить информацию компьютеру, называются устройствами ввода, а те приборы, при помощи которых компьютер нам отвечает, называются устройствами вывода.

Подумайте, какие устройства ввода есть

* * * *

Клавиатура и мышь.

А какие вам известны устройства вывода?

Дисплей и принтер.

Я очень рада, если вам удалось припомнить и какие-либо другие устройства. На самом деле, люди придумали очень много всевозможных приборов, облегчающих общение с компьютером, и каждый год изобретают все новые. Назову некоторые из них:

устройства ввода

Системный блок

устройства вывода

у наших компьютеров?

?

Потому что системный блок - компьютерный мозг человека. Может ли человек жить без головы?

А компьютер без системного блока?

- все-равно что голова у

Рисунок 4

наушники, колонки, микрофон, модем, сканер, плоттер, дигитайзер, джойстик, трекбол, цифровой фотоаппарат. Голова еще кругом не идет?

На рисунке 4, например, помимо хорошо известных вам клавиатуры и мышки, изображены еще трекбол и джойстик. Мы не станем все их обсуждать, да и что говорить, надо показывать их по-настоящему, но про те, которые обычно есть в школе или часто встречаются в игровых компьютерных залах, немного поговорим.

СКАНЕР

Сканер (рисунок 5) можно назвать «глазом» компьютера. Положив картинку на прозрачную поверхность сканера и закрыв крышку, мы даем команду «увидеть» изображение. Несколько секунд - и картинка появляется на экране. Теперь можно ее сохранить в памяти, распечатать на принтере, изменить по желанию. Как вы думаете, а с той картинкой, которую мы вкладывали в сканер, что-нибудь случилось?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С ней все в порядке. Можно вынимать.

Очень удобно. Вы можете себе представить шофера, который рулит при помощи клавиатуры? А пилота, который управляет самолетом, двигая мышь?

ДЖОЙСТИК

Если вы хоть раз бывали в зале с игровыми компьютерами, то наверняка обратили внимание, что никакими клавиатурами и мышками там даже не пахнет. Огромный дисплей, крохотный системный блок и удобное кресло с рулем, штурвалом или рычагом, в зависимости от игры (рисунок 6). Для чего предназначены такие специальные компьютеры?

Разумеется, только для игр. Ни текст на нем набрать, ни электронное письмо послать нельзя. А играть удобно?

Рисунок 6

Странное и опасное занятие. Не хотела бы я оказаться в пассажирском кресле такого самолета.

Вот и в игре гораздо удобнее управлять рулем и штурвалом. Потому и снабдили игровой компьютер специальным приспособлением - манипулятором. Знаешь, как он

называется?

Джойстик. А по-английски?

JOYSTICK. ЮУ=радость, а STICK=палка. Но, как бы не выглядел джойстик, на нем обычно располагают одну, две, а иной раз и три кнопки. Догадайтесь для чего.

ДИНАМИК

Скажите, откуда выходит звук у магнитофона?

Из колонок (усилителей) или наушников. А что внутри у колонок и наушников?

Небольшое устройство, под названием динамик. Именно из него и выходит звук.

А у телевизора где находится динамик?

Прямо в корпусе телевизионном, по бокам, и прорези сделаны, чтобы лучше слышно было.

А у компьютера откуда может выходить звук?

Оттуда, где есть динамик. Иногда из отдельно стоящих колонок, иногда из наушников, а бывает, что прямо из дисплея или системного блока. Для простоты, чтобы не перечислять все эти устройства, будем говорить, что звук компьютер выводит через динамик.

В заключение я прошу вас внимательно посмотреть на схему и запомнить, какие устройства являются устройствами ввода, а какие - вывода.

( \

ввод Системный вывод

клавиатура блок V ) дисплей

мышь принтер

джойстик динамик

сканер

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ

1. Подчеркните те устройства, в которых есть процессор: телевизор, кастрюля, компьютер, молоток, сотовый телефон, лампочка, калькулятор.

2. А в каких еще приборах имеется процессор?

3. От какого слова произошло слово «процессор»? ,

4. Почему процессор в системном блоке ■-—— называется «центральным»?

5. Каково назначение центрального процессора?

6. Подчеркните те детали компьютера, которые располагаются в системном блоке: память, принтер, дисковод, центральный процессор,

пылесос, клавиши, мышь, котлеты.

7. Обведите номер самого правильного ответа.

1) Процессор - это

а) жучок на ножках;

б) очень умный дяденька;

в) устройство, управляющее работой компьютера;

г) сор (мусор), который появляется в процессе работы.

2) Процессор выглядит как

а) кусок мыла;

б) человек;

в) маленький прямоугольный пластмассовый жучок с ножками;

г) провод.

3) Центральный процессор

а) управляет работой всех на свете процессоров;

б) управляет работой всех частей компьютера и выполняет все вычисления;

в) быстро решает примеры;

г) сочиняет стихи.

4) Принтер - это

а) устройство ввода информации в компьютер;

б) устройство вывода информации из компьютера;

в) джентльмен, который печатает на печатной машинке;

г) спортсмен, бегущий короткую дистанцию.

5) Нарисовать цветочек на экране компьютера удобнее

а) принтером;

б) клавиатурой;

в) мышкой.

6) Сканер - это

а) «глаз» компьютера;

б) «хвост» компьютера;

в) «уши» компьютера;

г) «мозг» компьютера.

8. Выпишите номера тех устройств, которые вводят информацию в компьютер:

1) мышь 4) принтер 7) сканер

2) отвертка 5) динамик 8) мясорубка

3) джойстик 6) дисплей 9) клавиатура А теперь выпишите номера устройств вывода.

9. Напишите, о какой части компьютера идет речь в каждом пункте, например: его название переводится как «палочка удовольствий» - джойстик.

а) она катается на шарике;

б) он печатает текст на бумаге;

в) она запоминает все необходимое;

г) он похож на телевизор;

д) «глаз» компьютера;

е) ее удобно использовать для ввода текста;

10. Напишите устройством ввода или вывода является: принтер - мышь -

джойстик - клавиатура -

дисплей - динамик -

11. Напишите, какими устройствами ввода и вывода удобно воспользоваться, чтобы

а) управлять в компьютерной игре летящим самолетом;

б) нарисовать облако на экране дисплея;

в) решить пример при помощи компьютера;

г) скопировать картинку из книги на экран компьютера;

д) прослушать сочиненную компьютерную музыку;

е) напечатать картинку, хранящуюся в компьютере?

Литература.

1. Кетков Ю.Л., Кетков А.Ю., Шапошников Д.Е. Персональный компьютер. М.: БРЭ/ Дрофа, 1997.

2. Никеров В.А. Мой первый компьютер. Как подружиться с ПК. М.: АСТ, 1997.

3. Петроченков А.В. Hardware: компьютер и периферия. Популярно об устройстве персонального компьютера и периферийного оборудования. М.: Манускрипт, 1995.

4. Зарецкий А.В., Труханов А.В., Зарецкая М.О. Мой друг - компьютер. М.: Рон'С, 1994.

© Наши авторы, 2001. Our authors, 2001

Соседкина Наталья Валерьевна, младший научный сотрудник Института систем информатики им. А.П. Ершова, учитель информатики муниципальной гимназии № 3 в Академгородке, Новосибирск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.