Научная статья на тему 'Книжные собрания монастырей Русского Севера XVII В. '

Книжные собрания монастырей Русского Севера XVII В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
382
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — А Н. Красиков

В настоящей статье предпринимается попытка анализа состава и структуры книжных фондов ряда монастырей Русского Севера XVII в. Указанный период является временем протекания важных модернизационных процессов в области книжной культуры России. На основе материала исторических источников массового характера в статье проводится анализ круга доступного монашеского чтения в средних и небольших монастырях региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COLLECTION OF BOOKS IN THE RUSSIAN NORTH MONASTERIES IN THE 17TH CENTURY

In the given article we attempt to analyse the structure and composition of book funds in a number of the Russian North monasteries in the 17th century. Many important processes took place in book culture of Russia at that time. On basis of the most popular sources of information we analyse in the article available books in the middle monasteries of the region.

Текст научной работы на тему «Книжные собрания монастырей Русского Севера XVII В. »

КНИЖНЫЕ СОБРАНИЯ МОНАСТЫРЕЙ РУССКОГО СЕВЕРА XVII В.

А.Н. Красиков

Вологодская государственная молочно-хозяйственная академия им Н.В. Верещагина ул. Шмидта, 2, пос. Молочное, Вологда, Россия, 160555

В настоящей статье предпринимается попытка анализа состава и структуры книжных фондов ряда монастырей Русского Севера XVII в. Указанный период является временем протекания важных модернизационных процессов в области книжной культуры России. На основе материала исторических источников массового характера в статье проводится анализ круга доступного монашеского чтения в средних и небольших монастырях региона.

Изучение различных аспектов истории духовной и материальной культуры России является одним из актуальных направлений современной исторической науки. Наибольший интерес для исследователей представляют переходные периоды, основное содержание которых состоит в протекании модернизационных процессов в различных областях культуры. Для книжной культуры таким модер-низационным периодом, безусловно, является XVII в. Основными факторами модернизации книжности в это время стали активное внедрение в повседневный обиход печатной книжной продукции и значительное вмешательство государства в процесс формирования и функционирования книжных фондов (прежде всего, в рамках реформ патриарха Никона).

В настоящей статье предпринимается попытка анализа состава, структуры и основных тенденций развития ряда монастырских библиотек Русского Севера в XVII в. Выбор в качестве региона исследования Севера России не случаен, именно здесь в результате монастырской колонизации XIV—XVI вв. сформировалась уникальная сеть больших и малых монастырей, получившая в литературе название «Северной Фиваиды». Проблемы истории книжной культуры Русского Севера неоднократно поднимались в исторической литературе. Особо следует отметить фундаментальную монографию М.В. Кукушкиной, в которой подробно проанализирована история библиотек Соловецкого, Антониево-Сийского и некоторых других монастырей Севера (1). Книжная культура монастырей Вологодско-Бело-зерского региона специально не исследовалась. Нами предпринимается попытка анализа книжности средних и небольших монастырей Вологодского и Белозерского уездов, их библиотеки становятся предметом специального исследования впервые.

Наше внимание именно к монастырским книжным собраниям обусловлено тем фактом, что книжная культура Русского Севера XVI—XVII вв. носила хри-стианско-теологический характер. Как и в других регионах страны, здесь наблюдалось преобладание богослужебных и богословских текстов в структуре книжности. Большая часть книжных богатств находилась во владении монастырей, приходских церквей и иерархов церкви.

На основании источников массового характера, в частности, описей монастырского имущества нами был произведен анализ состава книжного фонда 8 северных монастырей, его результаты приведены в таблицах 1 и 2.

Таблица 1

Состав книжных собраний монастырей Белозерского уезда XVII в. (2)

Группы книг Монастыри и даты описей

Кирилло-Новоезерский Троицкий-Устьшехонский Горицкий 1661 г. Ферапонтов 1665 г.

1657 г. 1660 г.

Р П Р П Р П Р П

Книги светского содержания — — — — — — 4 —

Гражданское и церковное право 4 3 4 2 1 1 9 6

Русская церковная публицистика XVI—XVII вв. — — — — — — 1 —

Сборники церковно- 3 1 6 — — 1 11 —

назидательного содержания

Патристическая литература 7 3 11 1 2 1 41 3

Агиография 5 3 11 2 5 2 71 2

Библейские книги 1 — 2 — — — 4 1

Толкования 1 2 6 1 3 2 14 2

Богослужебные книги 32 47 59 39 21 59 139 40

Итого 53 59 99 45 32 66 294 54

112 144 98 348

Таблица 2

Состав книжных собраний монастырей Вологодского уезда XVII в. (3)

Группы книг Монастыри и даты описей

Спасо- Корнильево- Лопотов Павло-

Каменный Комельский 1668 г. Обнорский

1628 г. 1657 г. 1683 г.

Р П Р П Р П Р П

Книги светского содержания 9 — 3 — — — 6 1

Гражданское и церковное право 36 3 9 5 2 3 4 5

Русская церковная публицистика XVI—XVII вв. 4 — — — 2 1 2 5

Сборники церковно- 22 — 6 2 — — 8 6

назидательного содержания

Патристическая литература 44 — 26 5 2 3 27 6

Агиография 44 — 37 5 6 5 25 10

Библейские книги 19 1 4 2 — 1 7 2

Толкования 9 — 10 5 1 4 3 3

Богослужебные книги 204 14 145 81 39 42 108 94

Без указания на содержание 48 — — — — — — —

Итого 439 18 240 105 52 59 190 132

457 345 111 322

Наибольшую часть монастырских книжных собраний составляла богослужебная литература. Доля богослужебных книг колебалась от 47,7% в Спасо-Ка-менном монастыре до 81,6% в Горицком. Данная ситуация объясняется необходимостью исполнения литургической и поминальной функции монастыря. Внутри группы следует отметить большое количество псалтирей, которые, по всей видимости, использовались не только для богослужения, но и для чтения. Псалтирь была одной из самых популярных и распространенных четьих книг в средневе-

ковой Руси. Состав этой группы достаточно стандартен, в нее входили Евангелия, Апостолы, Псалтири, Минеи, Служебники, Триоди, Требники, Часовники, Часословы, Трефологии, Ирмологии, Октоихи, Канонники и другие.

Анализируя роль евангельских текстов в церковно-монастырской книжной культуре Русского Севера, прежде всего необходимо обратить внимание на процесс их накопления в монастырских книгохранилищах. Так, за период с 1514 по 1657 гг. количество Евангелий в библиотеке Соловецкого монастыря увеличилось более чем в 10 раз — с 8 до 83 (4), а в библиотеке Кирилло-Новоезерского монастыря с 1581 по 1657 гг. — с 2 до 5 экземпляров (5). Процесс накопления Евангелий в монастырских библиотеках шел, в первую очередь, за счет печатных изданий. Так, с появлением первых печатных Евангелий в библиотеке Соловецкого монастыря между 1570 и 1597 гг. рост количества рукописных Евангелий прекращается, более того, число рукописных экземпляров имеет тенденцию к сокращению с 55 в 1597 г. до 39 в 1657 г. (6). Анализ книжных собраний 8 монастырей Вологодского и Белозерского уездов первой половины — середины XVII в. показывает, что в большинстве из них рукописные Евангелия преобладали над печатными, но в повседневном использовании приоритет, по возможности, отдавался последним.

Важной особенностью церковно-монастырской книжности региона стал дефицит богослужебной разновидности Евангелия — Евангелия-апракос. Большинство монастырей вынуждено было вести богослужение по не предназначенному для этой цели Евангелию-тетр. Во многих крупных и достаточно богатых монастырях Евангелие-тетр использовалось в качестве напрестольного. Так, например, в Соловецком монастыре по данным 1514 г. 2 из 3 Напрестольных Евангелий были тетры (7). В Кирилло-Белозерском монастыре по описи 1601 г. Евангелия-тетр находились на престолах нескольких храмов (8). На престоле в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря в 1665 г. находилось «Евангелие большое тетр» (9). Несмотря на то, что использованием Евангелия-тетр ведение богослужения вполне возможно (а некоторые авторы считают этот вариант Евангелия наиболее практичным), монастырские власти были заинтересованы в замене Напрестольных Евангелий с тетров на апракосы.

На протяжении XVII в. в монастырях Русского Севера происходит постепенный переход к использованию в качестве напрестольных Евангелий печатных экземпляров. Данная тенденция свидетельствует о стремлении монастырских властей сделать богослужение более практичным и удобным.

Важное место в структуре монашеских потребностей в чтении занимали комментарии (толкования) текстов Священного Писания. Однако группа толкований прослеживается достаточно слабо, только в Корнильево-Комельском и Ферапон-товом монастырях число книг, включенных в этот раздел, превышает 10 единиц. Во всех без исключения монастырских библиотеках было толковое Евангелие. Толкования на Псалтырь, Апостол, Апокалипсис встречаются нерегулярно. На основании этого можно сделать вывод о том, что круг чтения северорусского монашества в области толкования библейских текстов был весьма ограничен.

Патристика была представлена в монастырских библиотеках достаточно широко. Так, в библиотеке Ферапонтова монастыря по данным описи 1665 г. патристика составляла 12,6% от общего числа книг, уступая по количеству лишь богослужебной и агиографической литературе. Безусловно, самым популярным произведением в этой группе была «Лествица райская» Иоанна Лествичника, которая имелась во всех без исключения монастырях и чаще всего в нескольких экземплярах. Также в монастырских книжных собраниях достаточно часто встречаются труды Василия Кесарийского, Григория Богослова, Исаака Сирина, Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Дамаскина, Дионисия Ареопагита, Симеона Нового Богослова. Состав патристической литературы в монастырских книжных собраниях можно охарактеризовать как вполне достаточный для удовлетворения монашеских потребностей в чтении.

Еще одним не менее важным для иноков разделом христианской литературы была агиография. Внутри этого блока можно выделить два основных подраздела: сборники агиографического содержания (четьи-минеи, Прологи, Патерики, Ли-монарь, Лавсаик, Соборники) и жития отдельных святых. Жития в виде самостоятельных книг были весьма немногочисленны. Самым распространенным из них было Житие Николая Чудотворца, которое входило в состав многих монастырских библиотек в виде печатного издания. Переводная агиография представлена Житиями Иоанна Златоуста, Андрея Юродивого и некоторых других. Русская агиография существовала исключительно в рукописях и была весьма немногочисленна. Спектр встречающихся названий достаточно широк (Жития Сергия Радонежского, Кирилла Белозерского, Кирилла Новоезерского, Ферапонта и Мартини-ана Белозерских, Павла Обнорского, Димитрия Прилуцкого, Стефана Пермского, Зосимы и Савватия Соловецких, Антония Сийского, Александра Свирского и т.д.), но большинство житий имелись в единственных экземплярах в 1—2 из рассматриваемых библиотек. Некоторые описи монастырских библиотек не содержат указаний на самостоятельные списки житий их собственных основателей; скажем, в описи библиотеки Павло-Обнорского монастыря за 1683 г. Житие Павла Обнорского не упоминается. Иногда жития встречаются в виде приписок к неагиографическим произведениям, например, в описи библиотеки Троицкого-Устьше-хонского монастыря указана «книга Правила святых отец, да в неи же приписано Житие Дмитрия Прилуцкаго в полдесть» (10). Есть сведения о тематических агиографических сборниках: «Вологодских чудотворцев» в библиотеке Павло-Обнорского монастыря и «Ростовских чудотворцев» в библиотеке Троицкого-Усть-шехонского монастыря. Таким образом, учитывая хорошую укомплектованность монастырских библиотек сборниками агиографического содержания, можно говорить о достаточной обеспеченности иноков житийной литературой, но в виде сборников, а не самостоятельных текстов.

Группа книг церковно-назидательного содержания по данным описей прослеживается во всех рассматриваемых книжных собраниях, за исключением Ло-потова монастыря. В этот раздел входят Зерцало, Диоптра, Златая Цепь, Златоуст, Златоструй, Маргарит, Измарагд, Цветник, Пчела, Старчества и некоторые другие.

Юридическая литература занимает особое место в монастырской библиотеке, она не предназначена для непосредственного монашеского чтения, но без нее невозможно нормальное функционирование обители. Репертуар юридических памятников в монастырских книжных собраниях стандартен. Во всех монастырях имелся Устав, во многих Кормчая, святоотеческие и апостольские правила, Пандекты Никона Черногорца. Светское право представлено слабо, имеются упоминания о Судебнике (о каком именно, установить невозможно), в двух из рассматриваемых книжных собраний имелось издание Соборного Уложения 1649 г.

Особенно актуальным, на наш взгляд, для монашества разделом религиозной литературы была русская церковная публицистика. К сожалению, данный раздел немногочислен и прослеживается только в библиотеках Павло-Обнорского, Спа-со-Каменного, Ферапонтова и Лопотова монастырей. Наиболее богатым в этом отношении было книжное собрание Спасо-Каменного монастыря, в его описи упоминаются «Духовная грамота» Иосифа Волоцкого, труды Максима Грека, полемический трактат против новгородских еретиков. В описях других монастырских библиотек упоминаются рукописные произведения Нила Сорского, «Просветитель» Иосифа Волоцкого.

Библейские книги по имеющимся в нашем распоряжении данным были представлены в монастырских библиотеках крайне слабо. Полная Библия имелась только в половине из рассматриваемых книжных собраний. В основном, для монашеского чтения был доступен только Новый Завет. Из Ветхого Завета чаще всего встречаются Бытие, книга Иисуса Навина и сборники пророчеств. Повсеместно для чтения была доступна Псалтирь, о чем уже говорилось выше. Все указанные в описях Библии — печатные, это свидетельствует о неразвитости библейской рукописной традиции в регионе. Итак, круг библейского чтения иноков севернорусских монастырей был весьма ограничен.

Особенный интерес для исследователей монастырских библиотек представляет раздел светской литературы. Он прослеживается только в 4 из 8 рассматриваемых монастырей — Спасо-Каменном, Корнильево-Комельском, Павло-Обнорском и Ферапонтовом — и не превышает 2% от общего числа книг. Все книги этого раздела рукописные, кроме одной Грамматики, имевшейся в Павло-Обнорском монастыре. Большинство книг этого раздела исторического содержания — Летописцы, Хронографы, Хроника Георгия Амартола, Троя, «Шестоднев» Иоанна экзарха Болгарского, пасхалии. Пожалуй, единственным географическим сочинением является «Христианская топография» Козьмы Индикоплова. Особо следует отметить обнаруженную в описи Спасо-Каменного монастыря 1628 г. книгу «Данилово хожение, в четь» (11). Здесь имеется в виду один из величайших памятников древнерусской литературы «Хождение» Даниила в Святую Землю, относящееся к началу XII в. Этот факт свидетельствует о том, что северорусскому монашеству были доступны некоторые памятники древнерусской литературы.

В течение XVII в. репертуар монастырских библиотек достаточно интенсивно расширялся. Так, за период с 1638 по 1665 гг. репертуар библиотеки Ферапонтова монастыря вырос на 29% — с 55 до 71 наименования, а рост репертуара библиотеки Лопотова монастыря за 1645—1668 гг. составил 57% — с 21 до 33 наи-

менований. При этом следует отметить, что репертуар богослужебной литературы никаких серьезных изменений не претерпевал, поскольку формирование его основного ядра происходит на начальном этапе развития библиотеки, что объясняется необходимостью данных книг в процессе литургической деятельности. Во всех остальных разделах библиотек заметны большие или меньшие пополнения. Иногда они происходят за счет приобретения печатных книг (Библия, Житие Николая Чудотворца, Кормчая, Соборное Уложение), в ряде случаев — в результате поступления рукописей (Хронограф, Жития Александра Свирского, Стефана Пермского, Феодосия Печерского, митрополита Филиппа и некоторые другие книги). Можно отметить отдельные (крайне редкие) случаи исчезновения некоторых наименований книг из состава библиотек. В целом, развитие репертуаров монастырских библиотек Русского Севера в середине XVII в. шло быстрыми темпами в направлении расширения круга доступной для чтения литературы.

Итак, подведем итоги. В составе книжных собраний белозерских и вологодских монастырей XVII в. был представлен широкий спектр религиозной литературы. Наблюдается явное преобладание книг богослужебного характера, но при этом репертуар патристической, агиографической и церковно-назидательной литературы весьма широк. В монастырских библиотеках явно ощущается недостаток библейских книг и толкований на них, что значительно обедняло круг монашеского чтения. Русская религиозная публицистика и светская литература представлены слабо и не во всех монастырях. Этот факт в какой-то мере компенсируется наличием некоторых редких литературных памятников.

При этом высокие темпы развития репертуаров монастырских библиотек ярко свидетельствуют о стремлении монастырских властей к расширению круга доступного монашеского чтения и ликвидации недостатка книг некоторых тематических блоков в книжных собраниях.

ПРИМЕЧАНИЕ

(1) Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки Русского Севера. Очерки по истории книжной культуры XVI—XVП вв. — Л., 1977.

(2) Условные обозначения: «Р» — рукописные книги, «П» — печатные книги. Источники: Опись строения и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 г. (публикация Т.В. Сазоновой) // Белозерье: Краеведческий альманах. — Вологда, 1998. — Вып. 2. — С. 139—165; 1660 г. — Отписная книга Троицкого Устьшехонского монастыря отписчика сына боярского Вологодского архиерейского дома Федора Блинова игумену Иоанну (публикация Ю.С. Васильева) // Белозерье: Краеведческий альманах.— Вологда, 1994. — Вып. 1 — С. 93—104; 1661 г., мая 31. — Отписная книга Воскресенского Горицкого девичьего монастыря отписчиков Кириллова монастыря черного попа Матвея и старца Герасима Новгородца игуменье Марфе Товарищевых (публикация Ю.С. Васильева) // Кириллов. Историко-краеведческий альманах. — Вологда, 1994. — Вып. 1. — С. 261—287; Библиотека Ферапонтова монастыря в 1665 г. // Книжные центры Древней Руси XI— XVI вв. Разные аспекты исследования. — СПб., 1991. — С. 112—118.

(3) Условные обозначения: «Р» — рукописные книги, «П» — печатные книги. Источники: Опись Спасо-Каменного монастыря // Памятники письменности в музеях Вологодской области. Каталог-путеводитель / Под ред. П.А. Колесникова. — Ч. 4. — Вологда, 1985. — Вып. 1. Документы дореволюционного периода. — С. 163—209; Отписная книга Вве-

денского Корнильево-Комельского монастыря переписи В.Г. Данилова-Домнина, составленная при передаче монастыря игумену Рафаилу и келарю Александру 2 декабря 1657 г. (публикация Ю.С. Васильева) // Городок на Московской дороге. Историко-кра-еведческий сборник. — Вологда, 1994. — С. 130—169; ОР РНБ. № 397; Опись Павло-Обнорского монастыря Вологодской епархии 1683 г. (Публикация Н. Суворова) // Известия Императорского Археологического общества. — 1864. — Вып. 3. — С. 162— 190; Вып. 4. — С. 260—308.

(4) Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки... — С. 169—171.

(5) Карбасова Т.Б. Библиотека Кирилло-Новоезерского монастыря XVI — первой половины XVII вв. // Опыты по источниковедению. Древнерусская книжность. Сборник статей в честь В.К. Зиборова. — СПб., 1997. — С. 27—36; Опись строения и имущества Кирилло-Новоезерского монастыря 1657 г. — С. 139—165.

(6) Кукушкина М.В. Монастырские библиотеки... — С. 169—171.

(7) Описи Соловецкого монастыря XVI в. / Сост. З.В. Дмитриева, Е.В. Крушельницкая, М.И. Мильчик. — СПб., 2003. — С. 29—33.

(8) Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского монастыря 1601 г. Комментированное издание / Сост. З.В. Дмитриева, М.Н. Шаромазов. — СПб., 1998. — С. 95 и след.

(9) Библиотека Ферапонтова монастыря в 1665 году... — С. 112.

(10) 1660 г. — Отписная книга Троицкого Устьшехонского монастыря... — С. 98.

(11) Опись Спасо-Каменного монастыря 1628 г... — С. 192.

COLLECTION OF BOOKS IN THE RUSSIAN NORTH MONASTERIES IN THE 17th CENTURY

A.N. Krasikov

The Vologda State Dairy Farming Academy named after N.W. Wereshchagin Shmidt Str., 2, Vologda, Molochnoye, Russia, 160555

In the given article we attempt to analyse the structure and composition of book funds in a number of the Russian North monasteries in the 17th century. Many important processes took place in book culture of Russia at that time. On basis of the most popular sources of information we analyse in the article available books in the middle monasteries of the region.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.