Научная статья на тему 'Книжные клубы в молодежной среде'

Книжные клубы в молодежной среде Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1604
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Книжные клубы в молодежной среде»

Указатели в магазинах заметны покупателю, используются красный и белый цвета, удобные для восприятия, и активно привлекают внимание потребителей.

Нами проведено анкетирование, показавшее, что из 30 опрошенных более 50 % читают в основном деловые и учебные книги, также предпочтение отдается фантастике и фэнтези, детективам и публицистике. Особо интересными были ответы на вопрос о предпочтительных форматах чтения. Несмотря на все прогнозы и опасения относительно вытеснения традиционной книги электронной, 80 % респондентов предпочитают классические бумажные книги. И, наконец, несмотря на нехватку времени, связанную с ускорением темпов нашей жизни и необходимостью совмещать учебу и работу, 50 % респондентов сказали, что читают регулярно, 42 % - урывками, по дороге на работу или учебу, 8 % читают только во время отпуска, но все же читают. А это неплохие показатели.

Большинство опрошенных хотели бы получать дополнительные услуги, например, скидки постоянным клиентам, но не все могут позволить себе совершить единовременную покупку на необходимую сумму. Кроме того, больше половины опрошенных отметили как недостаток отсутствие букинистического отдела.

По результатам исследования нами сделаны следующие выводы: несмотря на экономический кризис, книга остается доступным и востребованным товаром; вопреки пессимистичным прогнозам, можно с определенной долей уверенности сказать, что традиционные бумажные книги еще долго будут пользоваться спросом.

Для оптимизации работы книготоргового предприятия, сокращения убытков, максимизации прибыли необходимо активно и своевременно изучать потребителя, нарабатывать клиентскую базу, периодически проводить стимулирующие покупательский спрос мероприятия (выставки, промоакции, встречи с авторами, презентации книг, различные рекламные кампании) и т. д.

Литература

1. Руденко, Н. В. Управление маркетинговой деятельностью в книготорговых предприятиях [Текст]: автореф. дис.... канд. пед. наук: 05.25.03: защищена 2004/ Руденко Наталья Владимировна. - Краснодар: КГУКИ, 2004. - 21 с.

2. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь [Текст]/ Б. А. Райзберг, Л. Ш. Лозовский, Е. Б. Стародубцева; под общ. ред. Б. А. Райзберга. - 6-е изд., перераб. и доп. -М.: ИНФРА-М, 2013. - 512 с.

3. Покупательский спрос [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. grandars. ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/pokupa-telskiy-spros. html. - Загл. с экрана. - Дата обращения: 10.02.15.

М. А. Дрозд

КНИЖНЫЕ КЛУБЫ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Специалисты книжной отрасли, культурологи, социологи, общественные деятели сошлись в общем мнении: чтение в молодежной среде пребывает в тревожном состоянии. Необходимо точно оценивать способы чтения и читательские приоритеты студентов. Специальные исследования показывают, что структура их чтения, постепенно сужаясь, становится либо «деловой», либо «развлекательной». Доминирующий мотив чтения - развлечение, желание прочесть что-либо легкое, не требующее больших интеллектуальных усилий [1]. Но ведь это лишь одно назначение из многофункционального влияния книги на личность.

Действующая государственная программа поддержки книги и чтения пробуждает различные инициативы в самой молодежной среде по популяризации художественной литературы. Разрабатываются и внедряются новые акции и формы стимулирования чтения как способа саморазвития молодого человека. Получает распространение такая форма читательского общения как книжные клубы.

Книжный клуб - это неформальное объединение любителей чтения и интеллектуального общения в разных городах и даже странах. Они существуют для тех, кому хочется обсудить литературные произведения, расширить свой гуманитарный кругозор. Достоинством клубных встреч завсегдатаи считают уютную, дружескую атмосферу.

Первые литературные кружки возникли еще в середине XVIII века. Так, в 30-40-е годы существовал кружок, созданный воспитанниками сухопутного шляхетского корпуса - военного учебного заведения, где всячески поощрялись занятия гуманитарными науками и интерес к литературе. Кружки не ограничивали свою деятельность только литературными беседами. В большинстве случаев его участники стремились к организации одного, а иногда нескольких журналов. Например, в Москве, по инициативе поэта М. М. Хераскова, был создан кружок студентов Московского университета, который, начиная с 1760, издавал журнал «Полезное увеселение», затем «Свободные часы», а в 70-е - «Вечера». Среди членов кружка - Д. И. Фонвизин, И. Ф. Богданович и другие.

После революции, гражданской войны, эмиграции многих деятелей культуры полностью исчезли условия свободного самовыражения личности, в том числе и литературные кружки [2].

В культурной жизни современной столицы укореняются разнообразные книжные и литературные группы. Можно выделить несколько видов. По тематике: нон-фикшн, художественная литература, отдельный автор. По целевой аудитории: массовые и элитарные. По формату встреч: обсуждение, дискуссии о литературных проблемах, лекция, авторские встречи, мастер-классы, реконструкция художественного стиля или произведения.

Среди массовых клубов наиболее популярный столичный клуб - «Цветок папоротника». Встречи проходят регулярно: раз в месяц в VIP-зале «Му-Му» на Кузнецком мосту. Небольшой разовый членский взнос, в который входит аренда помещения и «Coffee-Break». Доступ в клуб открытый, на встречах собираются от 30 до 40 человек, к тому же разных поколений. Разумеется, такое количество участников не позволяет подробно обсудить книгу с персональным участием каждого, приводит к тому, что встреча затягивается на несколько часов. Организаторами найдено верное решение этой проблемы — введена система кураторства. Все участники клуба принимают участие в голосовании для выбора книги месяца, и тот, чье предложение проходит, назначается куратором следующей встречи. Он является модератором и направляет дискуссию. Помимо обсуждения книжных новинок, они играют в игры, разыгрывают призы, пишут отчеты по прошедшим встречам и просто общаются. Примерно в том же формате действуют московский книжный клуб «Гараж» и питерский дискуссионный книжный клуб «Белый Кролик».

«Альтернативный московский книжный клуб», который выделился из клуба «Цветок папоротника», носит элитарность выбранной тематики и состава участников. На встречах собирается человек десять, дискуссия получается более предметна и интересна. У них нет конкретного места встреч, зато есть постоянный состав, который пополняется новыми книголюбами. Клуб имеет собственный сайт, откуда участники узнают о предстоящих встречах. Доступ открыт для всех желающих. Альтернативный клуб внедряет практику книгообмена, книжных подарков одноклубникам.

«Клуб любителей Джейн Остин и английской литературы» существует в Москве с 2008 года. Члены клуба узнают об анонсах из «Живого Журнала». Существует немало сообществ -почитателей разных авторов, но этот клуб отличается высокой активностью, ежемесячные встречи проходят в кафе, где обсуждаются любимые книги и экранизации по романам Д. Остин. Расширяются возможности, к примеру, одна из проходивших встреч посвящена деталям биографии писательницы - заметкам, книгам и фильмам, рассказывающим о ее жизни. Кроме того, этот клуб чередует разнообразные форматы встреч, смысл которых в реконструкции классических английских традиций: костюмированные рождественские вечера и летние пикники, беседы у камина, мастер-классы по танцам и многое другое. Кружок успешно привлекает многих любителей английской культуры [3].

В регионах становление клубной книжной жизни пока носит стихийный характер. Клубы появляются, исчезают или преобразуются, как в случае с краснодарским литературным клубом «Intentia». Главным вектором развития этого объединения является популяризация чтения в городской среде, актуализация внимания к современным авторам и их художественной идентичности. Организаторы клуба взаимодействуют с муниципальными и государственными властями и писательскими и другими общественными организациями, вузами и библиотеками, коммерческими структурами, средствами массовой информации с целью поддержки и развития художественных и эстетических вкусов читателей, организации диалога между современными авторами и читателями и межкультурного общения для реализации творческого

потенциала личности. Еженедельные встречи проходят в формате лекций, диспутов, обсуждений, творческих вечеров с последующим изданием сборников произведений участников клуба.

Сравнительно недавно в городе стартовал новый литературный клуб «Часть речи». Его аудитория - молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Клуб работает по двум традиционным направлениям: обсуждение прочитанных книг и уроки творческого мастерства для начинающих авторов. Планируется уделять отдельное внимание литературе для подростков. Проект курируется управлением по делам молодежи города Краснодара.

В регионе книжные клубы создаются при поддержке муниципальных органов и по инициативе отдельных студентов. В Краснодаре на базе Кубанского государственного университета в октябре 2012 года создан книжный клуб «Безумное чаепитие». Он довольно успешно функционирует. Участники ежемесячно собираются в аудитории университета, обсуждают прочитанные книги. В Краснодарском государственном университете культуры и искусств действует книжный клуб «Почитай-ка». Студенты информационно-библиотечного факультета каждый месяц обсуждают книжные новинки. Из участников назначается модератор, который рассказывает об авторе и произведении, проводит викторины, опросы, конкурсы, готовит презентации или показывает кадры из фильма. Самые активные читатели награждаются памятными призами. К сожалению, в нашем регионе формат таких встреч ограничен, отсутствует видовое разнообразие.

Проанализировав клубную жизнь в столице и регионе, можно выделить несколько организационных проблем: кратковременное существование и стихийный состав книжных клубов. Тогда как практика показывает, что устойчивая доля постоянных участников - залог популярности клуба среди молодых людей. Многие клубы устанавливают для посетителей правила и обязательства: заказ с определенной периодичностью, заказ определенного количества книг, заказ на определенную сумму и т. п. Обязательства обычно необременительны: заказ одной книги в квартал (или другой достаточно длительный промежуток времени), подписка на каталог или клубный журнал. Однако, клубы, работающие без требования о приобретении книг, гораздо более перспективны, что отражается на активности и заинтересованности молодежи. Читателей привлекают выгодные «вступительные» предложения и подарки, возможность приобрести эксклюзивные клубные издания, первыми познакомиться с новинками книжного рынка и поделиться мыслями с интересными людьми.

Книжные клубы - перспективный путь развития культуры чтения в молодежной среде.

Литература:

1. Прудинник, Т. Московские подростки не бросили читать ради Интернета/ Т. Прудин-ник [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://pro-books. ru/news/3/11038.

2. Аронсон, М. Литературные кружки и салоны [Текст] / М. Аронсон. С. Рейсер; ред. и пред. Б. М. Эйхенбаума. - Л.: Прибой, 1929. - 310 с.

3. Фоер, Е. От Гутенберга до Джейн Остин: книжные клубы Москвы / Е. Фоер [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://theoryandpractice. ru/posts/7345-ot-gutenberga-do-dzheyn-ostin-knizhnye-kluby-moskvy.

А. С. Рощупкина КНИГА В ДЕТСТВЕ И В СУДЬБЕ РУССКИХ ПИСАТЕЛЕЙ

История знает много примеров благотворного воздействия книги на нравственное и эстетическое развитие личности. С. Аксаков вспоминал: «Чтение было моей страстью с самых детских лет; оно доставило мне много сердечных наслаждений». Это типичное восприятие книги и детства для писателей XIX века.

В России традиции семейного чтения имеют давнюю и удивительную историю. Существовал уникальный период, когда семейное чтение было школой воспитания чувств и образования личности. Этот образец книжной культуры представлен в дворянских семьях XIX века. Высокая читательская культура дворянского общества стала важнейшим компонентом отечественной культуры.

В русских семьях было принято читать книги вслух - стихи, прозу, публицистику, критику, обмениваться мнением о прочитанном. Старшие обращали внимание младших на книги,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.