Д. А. Рубан
209
Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). С. 209-215.
Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2024. No. 1 (97). Pp. 209-215.
Научная статья УДК 001.11:378.4 EDN: RYSVFU
КНИЖНАЯ ПРОДУКЦИЯ В СУВЕРЕННОЙ НАУЧНОЙ СИСТЕМЕ Дмитрий Александрович Рубан
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Россия, ruban-d@mail.ru
Аннотация. Функционирование суверенной научной системы обеспечивает устойчивое развитие страны, что делает актуальным изучение отдельных его аспектов. В данной работе рассматривается ключевая проблематика научной книжной продукции в контексте ее значимости для такой системы. Основным методом при этом выступает концептуальный анализ. Показано, что книжная продукция имеет для суверенной научной системы значение не меньшее, чем периодические издания. Недостаток количества и качества данной продукции не является абсолютным и связан с организационной проблемой, имеющей две составляющие. Первая из них - ограниченная доступность значительной части книжной продукции научному сообществу, а вторая - дефицит информации о книжных новинках во всем их многообразии. Предлагается ряд решений указанной проблемы, в частности, создание особого рода электронной системы для научной книжной продукции и стимулирование массовых публикаций рецензий на книги в научных журналах. Государственный подход, лежащий в основе суверенной научной системы, должен помочь в реализации соответствующих инициатив.
Ключевые слова: библиографические базы, государственный подход, исследовательская деятельность, книги, культурная среда, маркетинг, традиционные ценности
Для цитирования: Рубан Д. А. Книжная продукция в суверенной научной системе // Вестник Прикамского социального института. 2024. № 1 (97). C. 209-215. EDN: RYSVFU.
Original article
BOOK PRODUCTS IN A SOVEREIGN SCIENTIFIC SYSTEM Dmitry A. Ruban
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russia, ruban-d@mail.ru
Abstract. Functioning of a sovereign scientific system facilitates sustainable development of the country, which makes urgent the studies of its particular aspects. This work considers some key problematic of the scientific book products in the context of its significance to this system. The main method is the conceptual analysis. It is shown that book products are not less important to the sovereign scientific system than periodic editions. The deficit of the quantity and the quality of these products is not absolute and linked to the organizational problem with two counterparts. The first of the latter is the limited accessibility of the significant part of book products to the scientific community, and the second is the deficit of the information about new books in all their diversity. Several solutions of the noted problem are proposed and, particularly, the creation of the special electronic system for book products and the stimulation of the mass publication of book reviews in scientific journals. The state approach, which is in the core of the sovereign scientific system, can help in the implementation of the related initiatives.
© Рубан Д. А., 2024
210
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
Keywords: bibliographical databases, state approach, research activity, books, cultural environment, marketing, traditional values
For citation: Ruban D. A. Book products in a sovereign scientific system. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2024, no. 1 (97), pp. 209-215. (In Russ.). EDN: RYSVFU.
Представления о суверенной науке востребованы в постглобализированном мире и отвечают приоритетам развития современного российского общества. Соответствующие частные вопросы рассмотрены в недавних статьях Ю. И. Караваевой [1], С. А. Кравченко [2], Д. А. Рубана [3]. Можно предположить, что основными отправными точками для истолкования понятия «суверенная наука» являются, во-первых, государственный подход к организации исследовательской деятельности, во-вторых, обеспечение эффективности последней в фундаментальных и прикладных направлениях на национальном уровне (в том числе для мировой конкурентоспособности и лидерства самой научной системы) и, в-третьих, идентификация и развитие научных традиций страны. При этом основной функцией суверенной научной системы является обеспечение устойчивого развития как самой исследовательской деятельности в национальном масштабе, так и страны в целом с акцентом на социально-экономический, культурно-нравственный прогресс. В таком случае эта функция имеет прямое отношение к вопросам безопасности, которая зависит от вышеотмеченной устойчивости.
Современная российская наука демонстрирует исключительный потенциал. Речь идет о самостоятельном решении сложных и при этом прорывных исследовательских задач, о лидерстве в ряде важнейших (в том числе с практической точки зрения) научных тематик, а также о реализации масштабных проектов. В качестве примеров могут быть приведены уникальные генетические исследования [4], издание многотомных справочно-аналитических трудов по крупным областям знания (в частности, по всемирной истории [5]), проекты по переводу на русский язык известных зарубежных изданий (добавление комментариев отечественных специалистов делает эти издания более ценными, чем оригиналы) [6]. При этом очевидно, что публикация результатов исследований - одна из важнейших составляющих научной деятельности, и, следовательно, ей должно уделяться значительное внимание в суверенной научной системе.
В современной науке акцент делается на статьях в научных журналах, тогда как публикация книг оказывается как бы «в тени». При этом именно книжные издания и включающие их библиотеки сыграли огромную роль в цивилизационном развитии и составляют существенную часть историко-культурного наследия [7; 8; 9]. Их значение велико и в настоящее время, несмотря на вызывающие вопросы трансформации самого отношения общества к книжной продукции [10]. Вряд ли можно отрицать, что в отечественных научных традициях книгам уделяется особое внимание. Именно в них была представлена существенная часть важнейших результатов исследований в исторической перспективе. Следовательно, книги имеют прямое отношение к представлениям о суверенной науке. Однако для того, чтобы они выполняли соответствующие функции, требуется их правильное позиционирование в академической сфере. Целью настоящей работы является концептуальное рассмотрение ряда принципиальных вопросов, касающихся научной книжной продукции, с тем, чтобы она вносила вклад в устойчивое развитие суверенной научной системы.
Применительно к сфере науки понятие «книга» является не вполне корректным, так как может быть отнесено к разного типа изданиям, а именно монографиям, сборникам статей (по итогам научных мероприятий и (или) в рамках одной исследовательской темы - так называемые коллективные монографии зачастую являются именно тематическими сборниками), справочникам, энциклопедиям, библиографическим указателям, учебникам и учебным пособиям и т. д. В российской науке традиционно все они имели очень большое значение. В этой связи существуют две довольно разные точки зрения. Согласно первой из них, книги должны
Д. А. Рубан
211
вернуть себе приоритет в научной сфере в сравнении с периодическими изданиями и статьями в них. Однако с этим сложно согласиться, так как журнальные статьи способствуют более быстрому и широкому распространению новой научной информации в компактной форме, что соответствует высокой интенсивности и массовизации современной исследовательской деятельности. Вторая точка зрения прямо противоположна и указывает на маргинальность книжной продукции. Хотя именно такие процессы отчасти реализуются, согласиться с этим также вряд ли допустимо, так как книги позволяют распространять научную информацию в иной форме - предельно подробной, нестандартной, с возможностью более рельефно выражать авторскую точку зрения; более того, реализация образовательного процесса в вузах и исследовательской деятельности невозможна без должного обеспечения учебной и справочной литературой, которая практически не имеет аналогов в категории периодических изданий (справедливости ради стоит отметить, что в настоящее время некоторые журналы, такие как Earth-Science Reviews издательства Elsevier, публикуют обзорные статьи, подходящие и в учебно-справочных целях). Более того, вряд ли допустимо недооценивать исключительный вклад библиотек как основных локаций пользования книгами в формирование культурных пространств организаций высшего образования и науки [11; 12; 13], которые, в свою очередь, стимулируют приобщение к традиционным ценностям, улучшают качество их осознания. Таким образом, журналы и книги имеют по сути разную, но при этом одинаково большую ценность для суверенной научной системы, способствуя ее устойчивому развитию.
Количество ежегодно публикуемых научных книг довольно велико, а их содержание разнообразно, но дефицит научных знаний, представленных в книжной продукции, ощутим. Это особенно относится к отдельным областям знания, в том числе естественно-научным, предельно важным для развития страны. К примеру, поиск новых учебников по ряду геологических дисциплин (минералогии, учению о полезных ископаемых и т. п.) обнаруживает крайне небольшое их количество в широком доступе; при этом среди них оказываются переизданные «классические» советские учебники, которые хотя и предлагают удачное и систематическое изложение материала, но отражают знания по состоянию на середину XX в. (они не только во многом устарели, но и не соответствуют задачам современного развития страны - скажем, потребности в новых видах полезных ископаемых). Книги издаются широким спектром субъектов - прежде всего вузами и научными организациями, а также коммерческими издательствами (как специализирующимися на учебной и исследовательской литературе, так и общего профиля). Представляется, что отмеченная проблема может быть следствием объективной невозможности вузов и научных организаций обеспечить сферу науки должным количеством книг, а также отсутствием как четких ориентиров и специфического опыта, так и гарантированной прибыли для коммерческих издательств. Обозначенная ситуация в той или иной форме характерна для всего мира и должна истолковываться не столько в собственно издательской, сколько в организационной плоскости. Кажущиеся очевидными подходы (массовое издание только самых «ценных» или, наоборот, как можно большего числа научных книг) нереализуемы по причинам массовизации научного сообщества и качественной гомогенизации исследовательской деятельности в масштабах страны (отметим, что эти тенденции надо понимать не просто как данность, но и как приоритеты суверенной научной системы).
Суть проблемы обозначена, в частности, в недавней статье В. Г. Кузнецова [14], который отмечает появление должного качества учебных пособий для вузов, но при этом ограниченность доступа к ним широкой целевой аудитории. В библиотеки университетов и научноисследовательских институтов поступает ограниченный объем книжной продукции; более того, сами библиотеки претерпевают трансформацию и подчас сокращаются или упраздняются. В системе Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU книги представлены широко, однако далеко не всегда в полнотекстовом варианте. Наконец, в оффлайн- и онлайн-
212
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
магазинах также оказывается лишь часть книжной продукции, которая при этом еще и вынужденно смешана с научно-популярными, околонаучными и ненаучными изданиями. Иными словами, доступность книг научному сообществу ограничена, что, вероятно, оказывает дестимулирующее воздействие как на потенциальных авторов, так и на создателей / операторов различных систем оценки качества научной деятельности организаций и ученых. При этом ограниченная доступность - только одна составляющая проблемы. Ее вторая составляющая - дефицит информации о книжных новинках, что снижает спрос как на них самих, так и на инициативы по развитию каналов обеспечения доступа. С помощью поискового инструментария научной электронной библиотеки можно подобрать книжные издания по конкретной теме, но не узнать о них заранее, до начала ее разработки конкретным ученым. Отметим, что возможность очень подробной, нестандартной, авторской трактовки научной информации в книгах (см. также выше) активно формирует новую исследовательскую проблематику. Книжная продукция создает важные точки роста науки, и следовательно, суверенная научная система нуждается в возможностях широкого и регулярного ознакомления с ней и вне конкретных исследовательских проектов.
В совокупности две вышеотмеченные составляющие проблемы способствуют своего рода «мутации» культуры исследований, отрывая их от книжной продукции и нарушая связь с традициями отечественной науки. Такого рода изменения - вызов устойчивому развитию суверенной научной системы. Следовательно, решение проблемы, связанной с доступностью книжной продукции и распространением информации о ней, считаем предельно актуальным.
Наиболее логичным решением видится размещение в Научной электронной библиотеке как можно большего количества книг в полнотекстовом доступе. Важность этого не вызывает сомнения, однако такое решение будет носить лишь частичный характер, как минимум, по трем причинам: во-первых, оно не сможет обеспечить эффективное распространение информации о книжных новинках, во-вторых, оно не способно охватить всю продукцию, так как часть книг (особенно учебного и справочного характера) предполагается для реализации в целях извлечения прибыли (покрытие соответствующих затрат издателям приведет к огромным расходам на содержание библиографической базы), и, наконец, в-третьих, оно негативно скажется на том несомненном культурном влиянии на ученых и студентов вузов, которое оказывает пользование печатными книгами. Гораздо более эффективным могло бы стать создание специальной, полностью поддерживаемой государством (в рамках финансирования науки) электронной библиографической системы, которая бы содержала информацию только о книжной продукции с двумя опциями: открытый доступ к полному тексту и (или) возможность приобретения печатной версии. Иными словами, такая система частично функционировала бы как онлайн-магазин научных книг. Для всех книг, тираж которых был полностью распродан, необходимо обеспечить платный или бесплатный доступ к полному тексту в электронном виде или возможность доиздания (это особо актуально в случае учебной литературы для вузовских библиотек). При этом важно сформировать условия и механизмы обязательного поступления в такую систему всех или хотя бы большинства издаваемых в стране книг, в том числе малотиражных, узкоспециализированных изданий научных организаций и вузов. Обсуждение возможности использования (полного или частичного) в этих целях уже существующих электронных и иных инструментов работы с научными изданиями лежит вне фокуса настоящей статьи и составляет вопрос для последующего изучения.
Вторая составляющая рассматриваемой проблемы, являющаяся даже более принципиальной, требует решений иного рода. Распространение информации о книжных новинках самими издательствами, безусловно, важно. Однако маркетинговые возможности и соответствующие компетенции сотрудников издательств вузов и научных организаций не могут не быть ограниченными. В итоге многие оригинальные и потенциально востребованные книги не получают должной маркетинговой поддержки. Средства электронных библиографиче-
Д. А. Рубан
213
ских систем, которые позволяют автоматически рассылать уведомления о новых источниках по заданной теме, также не подходят, так как ученый заранее не может предположить, как конкретная тема изменится в будущем; более того, наибольшее влияние на исследовательский процесс нередко оказывают книги по смежной или даже удаленной проблематике. В этой связи могут быть предложены два решения. Во-первых, это активная публикация научными журналами рецензий на книги в виде информационных и критических сообщений (приоритет должен быть отдан первым, так как вторые требуют специфических компетенций и наличия особого рода культуры в научном сообществе). В настоящее время соответствующие публикации часто появляются в отдельных отечественных периодических изданиях, однако по количеству явно уступают новым книгам. В этой связи представляются уместными регламентация механизмов предоставления в редакции журналов экземпляров новых книг для рецензирования, установление рекомендаций к журналам по наличию минимум одной рецензии в каждом номере с одновременным формированием механизмов стимулирования таких публикаций (в виде субсидирования, повышения статуса в системах оценки качества периодических изданий и т. п.), а также проведение мастер-классов по написанию рецензий для российских ученых. Этому должно предшествовать изучение текущего опыта опубликования рецензий на книги в журналах и определение наиболее удачных практик и активных рецензентов. Во-вторых, имеет смысл выпуск специализированного (вероятно, электронного) регулярного (еженедельного или, как минимум, ежемесячного) издания, выполняющего роль национального каталога научной книжной продукции. Оно должно быть доступным для научных организаций, вузов и отдельных ученых страны. При этом его содержание и дизайн призваны обеспечивать не столько поиск новой литературы, сколько ее продвижение в отечественном научном сообществе. Основным требованием должно стать включение туда как можно большего числа книг (особенно издаваемых вузами и научными организациями) в кратчайшие сроки.
Все предлагаемые выше решения требуют серьезной организационной поддержки и финансирования. Однако их актуальность для устойчивого развития суверенной научной системы, которая, в свою очередь, обеспечивает поступательное развитие страны и различные аспекты ее безопасности, делает соответствующие инициативы оправданными. Более того, лежащий в основе этой системы государственный подход к организации исследовательской деятельности видится вполне достаточным для их успешной реализации. Не стоит забывать и о той роли, которую способны играть современные библиотеки [15], в том числе научные.
В целом книжная продукция имеет принципиальное значение для суверенной научной системы, в том числе и в контексте сохранения присущей ей культурной среды и традиционных ценностей. Распространение ее самой и информации о ней составляет проблему, которая требует разнообразных решений в рамках государственного подхода к организации исследовательской деятельности. В перспективе видятся необходимыми, во-первых, проведение социологических исследований, направленных на всестороннее изучение значимости книг в современном российском научном сообществе, во-вторых, изучение перспектив и конкретных особенностей реализации предлагаемых в настоящей работе решений.
Список источников
1. Караваева Ю. И. О необходимости административной регламентации вопроса категоризации отечественных научных периодических изданий // Административное право и процесс. 2023. № 9. С.29-32.
2. Кравченко С. А. Диагностика рисков становления новой России: запрос на интегральное и суверенное знание в сфере социально-политических наук // ПОЛИС. Политические исследования. 2023. № 3. С. 165-180.
3. Рубан Д. А. Некоторые общие вопросы организации высшего образования в устойчивых суверенных системах // Вестник Прикамского социального института. 2023. № 1 (94). С. 168-174.
214
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ
4. Nikitin M. P. Non-complementary strand commutation as a fundamental alternative for information processing by DNA and gene regulation // Nature Chemistry. 2023. Vol. 15. Pp. 70-82. https://doi.org/10.1038/s41557-022-0n 11-y.
5. Всемирная история : в 6 т. 2-е изд., испр. и доп. М. : Наука, 2019.
6. Кембриджская история древнего мира. Т. VII. Ч. 1. Эллинистический мир. М. : Ладомир, 2023. 766 с.
7. Зарецкий Ю. П. Первые русские печатные учебники // Вопросы образования. 2022. № 2. С. 140-154. https://doi.org/10.17323/1814- 9545-2022-2-140-154.
8. Campbell J. W. P., Pryce W. The Library: A World History. Chicago : University of Chicago Press, 2013. 320 p.
9. Schmidtke A. PDF und Schluss? Wissenschafts- und Buchgeschichte, 18.-20. Jahrhundert // NTM Zeitschrift fur Geschichte der Wissenschaften, Technik und Medizin. 2019. Vol. 27. S. 95-106. https://doi.org/10.1007/s00048-019-00206-x.
10. Щербинина Ю. В. Книга как иллюзия: Тайники, лжебиблиотеки, арт-объекты. М. : Альпина нон-фикшн, 2023. 376 с.
11. Гаврилова В. А. Библиотеки Кемеровского государственного университета культуры и искусств: чтение как важнейший элемент культуры // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2009. № 9. С. 54-58.
12. Иноземцева Н. В. Формирование читательского опыта обучающегося в информационной образовательной среде // Вестник Оренбургского государственного университета. 2022. № 3 (235). С. 38-44.
13. The library in the research culture of the university: A case study of Victoria University Library / R. Kiel, F. O’Neil, A. Gallagher, C. Mohammad // IFLA Journal. 2015. Vol. 41. Pp. 40-52.
14. Кузнецов В. Г. Учебные пособия по литологии карбонатных пород // Известия высших учебных заведений. Геология и разведка. 2023. № 5. С. 96-98. https://doi.org/10.32454/0016-7762-2023-65-5-96-98.
15. Редькина Н. С. Библиотеки и ресурсы открытого доступа: угрозы vs возможности // Научные и технические библиотеки. 2023. № 6. С. 94-112. https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-6-94-112.
References
1. Karavaeva Yu. I. O neobkhodimosti administrativnoy reglamentatsii voprosa kategorizatsii ote-chestvennykh nauchnykh periodicheskikh izdaniy [On the need for administrative regulation on the issue of categorizing Russian scientific periodicals]. Administrative Law and Process, 2023, no. 9, pp. 29-32. (In Russ).
2. Kravchenko S. A. Diagnostika riskov stanovleniya novoy Rossii: zapros na integral’noe i suveren-noe znanie v sfere sotsial’no-politicheskikh nauk [Diagnostics of risks to the formation of new Russia: the demand for integral and sovereign knowledge of socio-political sciences]. POLIS. Politicheskie issledo-vaniya, 2023, no. 3, pp. 165-180. (In Russ.).
3. Ruban D. A. Nekotorye obshchie voprosy organizatsii vysshego obrazovaniya v ustoychivykh su-verennykh sistemakh [Some general questions of organizing higher education is sustainable sovereign systems]. Bulletin of Prikamsky Social Institute, 2023, no. 1 (94), pp. 168-174. (In Russ.).
4. Nikitin M. P. Non-complementary strand commutation as a fundamental alternative for information
processing by DNA and gene regulation. Nature Chemistry, 2023, vol. 15, pp. 70-82.
https://doi.org/10.1038/s41557-022-01111-y.
5. Vsemirnaya istoriya [World history]. Moscow, Nauka, 2019. (In Russ.).
6. Kembridzhskaya istoriya drevnego mira [The Cambridge Ancient History]. Vol. 7. Part 1. The Hellenistic World. Moscow, Ladomir, 2023, 766 p. (In Russ.).
7. Zaretskiy Yu. P. Pervye russkie pechatnye uchebniki [The First Russian Printed Textbooks]. Vo-
prosy obrazovaniya / Educational Studies Moscow, 2022, no. 2, pp. 140-154. (In Russ.).
https://doi.org/10.17323/1814- 9545-2022-2-140-154.
8. Campbell J. W. P., Pryce W. The Library: A World History. Chicago, University of Chicago Press, 2013, 320 p.
Д. А. Рубан
215
9. Schmidtke A. PDF und Schluss? Wissenschafts- und Buchgeschichte, 18.-20. Jahrhundert. NTM
Zeitschrift fur Geschichte der Wissenschaften, Technik und Medizin, 2019, vol. 27, s. 95-106. https://doi.org/10.1007/s00048-019-00206-x.
10. Scherbinina Yu. V. Kniga kak illyuziya: Tayniki, lzhebiblioteki, art-ob’’ekty [The book is like an illusion. Caches, false libraries, art objects]. Moscow, Alpina non-fiction, 2023, 376 p. (In Russ.).
11. Gavrilova V. A. Biblioteki Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta kul’tury i iskusstv: chtenie kak vazhneyshiy element kul’tury [The library of Kemerovo State University of culture and arts: reading as the major culture element]. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, 2009, no. 9, pp. 54-58. (In Russ.).
12. Inozemtseva N. V. Formirovanie chitatel’skogo opyta obuchayushchegosya v informatsionnoy obrazovatel’noy srede [Student’s reading experience formation in the information educational environment]. Vestnik of the Orenburg State University, 2022, no. 3 (235), pp. 38-44. (In Russ.).
13. Kiel R., O’Neil F., Gallagher A., Mohammad C. The library in the research culture of the university: A case study of Victoria University Library. IFLA Journal, 2015, vol. 41, pp. 40-52.
14. Kuznetsov V. G. Uchebnye posobiya po litologii karbonatnykh porod [Textbooks on lithology of carbonate rocks]. Proceedings of higher educational establishments. Geology and Exploration, 2023, no. 5, pp. 96-98. (In Russ.). https://doi.org/10.32454/0016-7762-2023-65-5-96-98.
15. Redkina N. S. Biblioteki i resursy otkrytogo dostupa: ugrozy vs vozmozhnosti [The library and open access resources: Threats vs opportunities]. Scientific and Technical Libraries, 2023, no. 6, pp. 94-112. (In Russ.). https://doi.org/10.33186/1027-3689-2023-6-94-112.
Информация об авторе
Д. А. Рубан - Philosophiae Doctor, кандидат геолого-минералогических наук, магистр государственного и муниципального управления, доцент, доцент Института туризма, сервиса и креативных индустрий Южного федерального университета.
Information about the author
D. A. Ruban - Philosophiae Doctor, Candidate of Geological-Mineralogical Sciences, Master of State and Municipal Governance, Docent, Associate Professor of the Institute of Tourism, Service and Creative Industries of the Southern Federal University.
Статья поступила в редакцию 02.02.2024; одобрена после рецензирования 26.02.2024; принята к публикации 28.02.2024.
The article was submitted 02.02.2024; approved after reviewing 26.02.2024; accepted for publication 28.02.2024.