Научная статья на тему 'Книжная графика в литературных изданиях фонда «Юрятин»'

Книжная графика в литературных изданиях фонда «Юрятин» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Книжная графика в литературных изданиях фонда «Юрятин»»

сомнение в том, что фольклорные образы пропущены через восприятие

профессионального художника XX века, обогащенного знанием классического мирового искусства, нашедшего для воплощения образов коллективного народного творчества свой неповторимый авторский стиль.

Сборник «Камская вольница»

(малоформатное издание 1977-78 гг.,

сувенирное - 1993 г.) включает удалые песни и разбойничьи баллады, исторические песни, песни о Степане Разине, о Пугачеве, рекрутские и солдатские песни, фабрично-заводской фольклор, песни каторги и ссылки. Записаны они И.В.Зыряновым в экспедициях по различным регионам обширной Пермской области. Фольклорист нашел уникальные тексты, сохранившиеся в народной поэзии о татарском плене. Есть и исторические баллады, отразившие события Казанской войны XVI в. Характер иллюстраций подчеркивает молодецкую удаль, вольный характер персонажей. Здесь изменяется характер атрибутики, символики.

Маргарита Тарасова, создав серию книг прикамского фольклора, нашла для выражения образов народной поэзии - коллективного народного творчества - свой неповторимый узнаваемый авторский стиль. Она использовала достижения современного ей книжного дизайна, конструируя и создавая образ книги, где все элементы оформления - от суперобложки, иллюстраций до заставок, концовок - архитектоничны, соподчинены, содержательны.

Список литературы

Тарасова Маргарита. Книжная и станковая графика: каталог выставки. Пермь, 1984.

A.A. Сидякина (Пермь) КНИЖНАЯ ГРАФИКА В ЛИТЕРАТУРНЫХ ИЗДАНИЯХ ФОНДА «ЮРЯТИН»

Книгоиздание стало одной из важнейших составляющих культуртрегерской деятельности пермского общественного фонда культуры «Юрятин» (руководитель - В.В.Абашев). За годы существования (с 1993 г.) фондом было выпущено множество книг пермских и российских литераторов: Виталия Кальпиди, Нины Горлановой, Владимира Лаврентьева, Вячеслава Ракова, Анри Волохонского, Елизаветы Мнацакановой, Ины Близнецовой, Антона Колобянина, Григория Дане ко го и многих других. В целом книгоиздательская практика «Юрятина» сформировала несколько

О A.A. Сидякина, 2010

направлений, предполагающих стимулирование внутренней, пермской литературной среды, а также ее взаимодействие с региональным уральским и внешнекультурным контекстами. Эту концепцию поддерживали несколько инициированных книжных серий: «Ротонда» (сборники современных пермских поэтов и прозаиков), «Пенаты» (краеведческие и историко-литературные издания), «Сигнальный экземпляр» (первые книги начинающих пермских авторов), «Водолей: поэты русского зарубежья» (первые в России издания книг поэтов русского зарубежья). Общая культуротворческая установка на преодоление провинциальной замкнутости, активизацию и насыщение творческой среды, характерная для всей деятельности фонда «Юрятин» также выразилась во взаимодействии литературного и художественного кругов - совершенно осознанно для оформления книг фондом приглашались пермские художники.

Наиболее продуктивно в ходе издательской деятельности фонда «Юрятин» сложились отношения с пермскими графиками Аркадием Амирхановым, Вячеславом Смирновым, а впоследствии - с молодой пермской художницей и дизайнером Натальей Зубовой. Каждый из художников, бравшихся за «юрятинские» проекты, исходил из принципиально важного понимания, что книга

- это целостный и органичный

художественный объект, образ, воплощенный в единстве внутреннего авторского замысла и внешнего изобразительного и

полиграфического воплощения. Каждому из приглашенных фондом художников оказалось присуще чувство творческой сопричастности к литературному тексту, в высшей степени глубокое, тонкое и творческое осмысление вербального материала.

Известный пермский художник Аркадий Амирханов создал серии рисунков для нескольких «юрятинских» изданий - он оформил книги «Пермяки» (1996, сборник пермской газетной фельетонистики конца XIX

- начала XX вв.), «Прогулки по старой Перми» (1998, хроника и фельетоны со страниц «Пермских губернских ведомостей» начала XX в.), поэму А.Какорина «Священная седмерица святых просветителей Пермской страны» (1996), сборник прозы Нины Горлановой «Вся Пермь» (1997), первая кассета в серии «Сигнальный экземпляр». А.Амирханов -мастер тонкого ироничного жеста, с неподражаемым юмором, тщательным вниманием к деталям провинциального быта и повествовательным талантом он изобразил

картинки из жизни пермских обывателей, создал на страницах книг запоминающийся персонажный ряд. Необычайно бережным и лиричным стало его обращение к наивному тексту дореволюционного пермского священника Афанасия Какорина -придуманный художником еловый росточек в виде креста, пробившийся из земли на месте вырубленной св. Стефаном Великопермским священной языческой ели, стал трепетным символом сросшихся на пермской земле православной и языческой традиций.

Чрезвычайно важным также представляется и то, что мотивы и образы, представленные в книжной графике Аркадия Амирханова, пронизывают его творчество в целом -оформительский заказ оказывается вписан и вживлен в общую систему художественной образности этого выдающегося мастера.

В отличие от Аркадия Амирханова, которому оказался ближе сюжетно-

повествовательный литературный текст, график Вячеслав Смирнов предпочел работать с поэтическим образом - им практически целиком оформлена серия «Водолей: поэты русского зарубежья» (книги А.Очеретянского, Е.Мнацакановой, И.Близнецовой), а также поэтические сборники А.Колобянина, С.Стаканова, Г.Данского. Ассоциативной абстрактно-пластической манере В.Смирнова особенно родственной стала вербально-

визуальная поэзия проживающей в Австрии Елизаветы Мнацакановой. Ее книга «Vita breve», в образной основе которой лежит мысль о знаках судьбы, вызвала мощный резонанс в творческом сознании художника, и даже спровоцировала новый этап его художественной эволюции. Кроме графической серии к самой книге, В. Смирнов создал эффектный, будоражащий цикл «Реквием» по мотивам другой, одноименной, поэмы Е.Мнацакановой (цикл был экспонирован на выставочной площадке в Вене). Вячеслав

Смирнов - один из лидеров пермского литературно-художественного андеграунда 1980-х. Именно с этим, несмотря на поколенческую разницу, связано глубокое и раскрепощенное понимание им стихов молодых пермских поэтов 1990-х, каждый из которых - А.Колобянин, С. Стаканов, Д.Данской - так или иначе продолжали

неофициальную традицию «новой волны».

В последние годы - во второй половине 2000-х гг. среди авторов книгоиздательских проектов фонда «Юрятин» появилось новое имя - Наталья Зубова. Оформленная ею книга «Путешествие с доктором Живаго» (2010) творчески, оригинально и изобретательно воскрешает визуальный облик графики Александра Алексеева (Франция),

иллюстратора первого французского издания романа Б.Пастернака. А.Алексеев изобретатель «игольчатого экрана»,

позволившего добиваться необычайного

визуального эффекта в авторской книжной графике и анимации. Рисунки Н. Зубовой, выполненные с применением техники пуатилизма, лаконичными штрихами создают воздушный, пронизанный светотенью, и одновременно пластически ощутимый образ пространства, в котором оказались соединены реальный локус (места, связанные с пребыванием Б.Пастернака в Пермском

губернии) и окутавшая, преобразившая его литературная легенда.

Индивидуальный, творческий подход сотрудников фонда «Юрятин» к выбору художника-оформителя при реализации задуманного издательского проекта, установка на создание книги-артефакта - все это подпитывает традиционную книжную культуру, что представляется необычайно важным, как на фоне современного пермского книгоиздательского коллапса, так и в общей ситуации вытеснения книги электронным носителем текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.