Научная статья на тему 'Книгоношество в сельской местности Западной Сибири (конец XIX – начало XX века)'

Книгоношество в сельской местности Западной Сибири (конец XIX – начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тимофеева Ю. В.

В работе анализируется развитие разносной книжной торговли в сельской местности Западной Сибири в конце XIX – начале XX в. Характеризуется политика правительства имперской России в области книжной торговли. Выявляются различия судеб разносной книжной торговли в Сибири и европейской части страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Книгоношество в сельской местности Западной Сибири (конец XIX – начало XX века)»

Следует отметить, что на данном этапе основная сфера американо-греческих взаимодействий происходила в политической и экономической сферах. При этом характерной особенностью американской политики в отношении Греции было преимущественное использование формальных методов взаимодействий с представителями греческого государства: посредством переговоров на международных конференциях, официальных миссий и посольств. Неформальные методы также получили свое развитие, но применялись Соединенными Штатами не систематически, а в случаях крайней необходимости. Тем не менее, анализ данных взаимодействий позволяет утверждать, что с самого начала американо-греческие отношения имели несимметричный характер.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что на формирование политики США в отношении Греции оказывал влияние целый комплекс факторов: трансформация концептуальных основ внешней политики США в связи с началом «холодной войны», определенная интерпретация американских интересов, политические и дипломатические традиции, внутригосударственное и международное общественное мнение, однако определяющим являлся фактор советской угрозы. Именно политика СССР на Балканах и на Среднем Востоке послужила своего рода «катализатором» для пересмотра роли и места Греции во внешнеполитическом курсе США.

Список литературы:

1. Frazier R. Anglo-American relations with Greece. The coming of the Cold War, 1942-1947. - London: MACMILLAN, 1991. - P. 91.

2. Iatrides J.O. American Attitudes toward the Political System of Postwar Greece // Greek-American Relations. A Critical Review. - N.Y.: Pella, 1980. - P. 58.

3. Трофименко Г.А. США: политика, война, идеология. - М.: Мысль, 1976. - С. 33.

4. Iatrides J.O., Smith O.L., Baerentzen L. Perceptions of Soviet Involvement in the Greek Civil War 1945-1949 // Studies in the History of the Greek Civil War 1945-1949. - Copenhagen: Museum Tusculanurn Press, 1987. - P. 229.

5. Смирнова Н.Д. Средиземноморье в переходный период от войны к миру // Средиземноморье и Европа: исторические традиции и современные проблемы: сб. статей / Отв. ред. А.О. Чубарьян. - М.: Наука, 1986. - С. 100.

КНИГОНОШЕСТВО В СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (КОНЕЦ XIX - НАЧАЛО XX ВЕКА)

© Тимофеева Ю.В.*

Новосибирский областной колледж культуры и искусств, г. Новосибирск

В работе анализируется развитие разносной книжной торговли в сельской местности Западной Сибири в конце XIX - начале XX в. Ха-

* Преподаватель.

растеризуется политика правительства имперской России в области книжной торговли. Выявляются различия судеб разносной книжной торговли в Сибири и европейской части страны.

Книжное дело является своего рода индикатором масштабов и темпов социокультурного развития страны в целом и каждого региона в отдельности. Поэтому изучение книжного дела является актуальным направлением исторических, культурологических и краеведческих исследований. Основными элементами книжного дела являются создание, распространение и потребление печатной продукции. В рассматриваемый период в России существовали различные способы книгораспространения, главными из которых были библиотеки, стационарная и нестационарная книготорговля. Основной формой последней была разносная книжная торговля, характеристика которой и стала целью настоящей статьи. Территориальные рамки нашей работы ограничены Томской и Тобольской губерниями, составлявшими в указанное время Западную Сибирь.

В имперской России вся книжная торговля находилась под пристальным вниманием со стороны государства. Целый ряд постановлений, законов, правил, каталогов книг, допущенных к продаже, регламентировал книжную торговлю в стране.

На занятие книжной торговлей требовалось специальное разрешение местных властей, для получения которого необходимо было подать правильно составленное прошение с обязательным указанием лица (или лиц), ответственного за торговлю и ведущего ее. От подачи такого прошения до получения свидетельства на право книготорговой деятельности в среднем проходило несколько месяцев, а в отдельных случаях и целый год. Иногда полученным разрешением не представлялось возможным воспользоваться из-за смерти просителя или его переезда в другую губернию, в которой такое позволение надо было испрашивать заново. Подача ходатайства не гарантировала положительного решения вопроса. Основными причинами отказа на занятие книжной торговлей были политическая и религиозная неблагонадежность просителя (последняя могла определяться не только принадлежностью к какой-либо секте, но даже и к официально признанному в стране мусульманству), а также его безнравственное поведение, например, пьянство.

В конце XIX - начале XX в. книжная торговля в Сибири, как и в стране в целом, развивалась по восходящей линии. В рассматриваемый период возросло число желающих заниматься разносной книжной торговлей.

В 1895 г. было испрошено и получено разрешение на торговлю книгами и картинами в Мариинске и его округе (Томская губерния) купеческим сыном Иосифом Трифоновичем Савельевым, членом торгового дома «Трифон Савельев и сыновья», который уже торговал здесь мануфактурными и другими товарами [4, л. 32]. В той же Томской губернии были удовлетворены следующие ходатайства о разрешении торговли печатной продукцией вразнос: в 1901 г. - запасного унтер-офицера М.К. Валова [5, л. 6]; в 1910 г. -

крестьянина Л.А. Шевелева, прежде торговавшего книгами и картинами в Саратовской губернии, и крестьянки А.Е. Врублевской, мещанина И.Д. Кудрина [6, л. 18-18 об.; 7, л. 6-6 об.; 8, л. 4]; в 1911 г. - крестьянина С.А. Гусакова [9, л. 10-10 об.]; в 1915 г. - крестьянина М.В. Бекаревича [10, л. 9].

При этом нужно иметь в виду, что стремившихся заниматься продажей печатной продукцией было больше, чем свидетельствуют приведенные примеры. Только в Государственном архиве Томской области нами выявлены и изучены еще десятки дел, в которых решался вопрос о разрешении на разносную книжную торговлю. Сходная ситуация наблюдалась и в соседней Тобольской губернии, где также значительно выросло число разрешений, выданных лицам разных сословий на торговлю дозволенными цензурою книгами. Исследование, проведенное К.Е. Зверевой и В.А. Зверевым, показало, что «только в июне 1913 г. разрешения на торговлю «разными книгами, дозволенными цензурою» были выданы в пределах Тобольской губернии крестьянину с. Емуртлинского Ялуторовского уезда Я. Рякишеву, крестьянам Ф. Новгородцеву (на торговлю в с. Юдине Ишимского уезда) и П. Кирилову (по всем городам и селениям губернии). Лица, занимавшиеся торговлей книгами на селе, единодушно констатировали повышение спроса на свой товар, надеялись с его помощью поправить свои пошатнувшиеся дела» [2, с. 83].

В случае разносной торговли, как и стационарной, распространение печатной продукции могло вестись наряду с продажей других товаров. Например, крестьянин Могилевской губернии, проживавший в тот момент на ст. Боготол, Михаил Васильев Бекаревич, прибывший из г. Владивостока, где был заведующим редакцией газеты «Дальняя окраина», занимался галантерейной торговлей вразнос, когда испрашивал еще и разрешение производить в Мариинском уезде торговлю книгами и календарями [10, л. 1, 3-3 об.]. Семья Савельевых, как уже говорилось выше, продавала мануфактурные и другие товары прежде, чем занялась еще и торговлей книгами.

Однако для некоторых книжная торговля становилась основным или даже единственным источником доходов, что свидетельствовало о превращении книги в ликвидный, а стало быть, и выгодный товар. Уже упоминавшийся крестьянин с. Верхне-Кулибинского Верхне-Тарской волости Каинского уезда Томской губернии Семен Анисимович Гусаков вообще рассчитывал за счет торговли книгами и картинами обеспечить себе средства к существованию, так как испытывал большие материальные трудности и не имел, кроме этой торговли, других источников дохода, о чем говорилось в его прошении [11, л. 1].

Любопытным является тот факт, что не все просьбы были удовлетворены. Ряд ходатайств по различным причинам, в том числе по религиозной и политической неблагонадежности просителя, непристойности его поведения был отклонен соответствующими инстанциями. Так, в 1909 г. было отказано в разрешении на право разносной торговлей книгами по деревням Томской губернии крестьянину дер. Балтинской Ояшинской волости Томского уезда и губернии Григорию Ивановичу Карпухину, так как

собранные о нем сведения показали, что поведения он неодобрительного: разъезжает по городам, собирает милостыню, по прибытии домой предается пьянству [12, л. 1, 7-7 об., 13 об.]. В 1911 г. кузнецкий уездный исправник отказал в выдаче разрешения «на право торговли в разностку религиозно-нравственных книг на четырех лиц, в Кузнецком уезде, сроком до 1 января 1912 г.» УЯ. Шевченковой, крестьянской девице 24 лет, и трем ее помощницам, тоже крестьянским девицам в возрасте от 18 до 26 лет, так как все четверо были из секты «Иоаннитов» [8, л. 2-2 об., 7-7 об., 13 об.].

Кроме того, бывали случаи, когда получившие разрешение не использовали их в силу определенных обстоятельств, например, смены места жительства. Не всегда начатая книготорговая деятельность бывала успешной, и потому по прошествии времени она могла быть прекращена. Тем не менее, увеличение числа прошений от представителей разных сословий, в том числе крестьян, на разрешение книжной торговли в городах и селах Западной Сибири свидетельствовало о росте спроса на эту продукцию. Книга становилась выгодным товаром. Ее распространители надеялись за счет этой деятельности обеспечить себе, как минимум, средства к существованию. Растущий в изучаемый период спрос на печатную продукцию был обусловлен, прежде всего, модернизационными процессами, протекавшими в стране.

Книгоноши торговали преимущественно сказками, самоучителями, календарями, песенниками, сонниками, анекдотами. Запасной унтер-офицер из крестьян Вятской губернии Михаил Козьмич Валов, о котором уже шла речь выше, планировал торговать вразнос по Томской губернии книгами Священного писания на русском и славянском языках, издаваемых по благословению Святейшего Правительствующего Синода, а также изданиями Британского и Иностранного Библейского Общества по каталогу, одобренному Духовную цензурою 9 февраля 1900 г.; при этом ему был оговорен запрет на торговлю другими книгами и ведение религиозных прений [5, л. 1, 6]. Упоминавшаяся девица Анна Егоровна Врублевская, 22 лет от роду, вела в Томской губернии собиралась вести разносную книжно-иконную торговлю [7, л. 1].

Особенностью сибирской книжной торговли рассматриваемого периода было не только сохранение разносной торговли, но и значительный рост числа книгонош, в то время как в Европейской России земские книжные склады и стационарные книготорговые предприятия практически вытеснили офень с книжного рынка, чему также способствовало более широкое, чем в Сибири, железнодорожное и библиотечное строительство. Упадок книгоношества в центральной части страны отразили в своих исследованиях А.В. Буганов [1, с. 317], авторы «Истории книги» [3, с. 236-237]. Последние утверждали: «Развитие сети железных дорог и улучшение сети сообщений, особенно в центральных и южных районах России, содействовали улучшению снабжения книгами отдаленных населенных пунктов. Это преимущество было немедленно использовано издателями, которые большое внимание уделяли продаже печатной продукции. Налаженная система сбыта и квалифицированный аппа-

рат распространителей составили серьезную конкуренцию торговцам-одиночкам, особенно офеням, чей промысел был практически сведен на нет» [3, с. 238]. В Сибири же основной формой книготорговли в сельской местности продолжала оставаться разносная и мелочная торговля, в том числе и через офеней, поставлявших в деревню лубочную литературу, азбуки и календари.

Согласно данным архивных источников, книгоношами были представители обоего пола, люди разного возраста - в среднем от 20 до 65 лет, выходцы из разных социальных групп, в том числе крестьяне, мещане, отставные солдаты и унтер-офицеры. Интересен тот факт, что среди желавших заниматься разносной книжной торговлей были в числе прочих малограмотные и даже безграмотные люди. За них прошения по их просьбе составляли другие.

Таким образом, при малочисленности стационарных книготорговых предприятий в западносибирской деревне основной формой книжной торговли в сельской местности региона была разносная торговля. В конце XIX - начале XX в. в Западной Сибири в десятки раз выросло число желающих торговать печатной продукцией вразнос. Книгоношество в регионе в указанный период набирало обороты, в отличие от центральной части страны, где офени были вытеснены стационарной книжной торговлей, активно производимой в том числе и из земских книжных складов, отсутствовавших в Сибири. Тем не менее, огромные расстояния, неразвитость путей сообщения в регионе и другие сложности придавали книжной торговле в западносибирском селе нерегулярный, а то и случайный характер.

Список литературы:

1. Буганов А.В. Духовная книжность и письменность русских крестьян XIX в. // Православная жизнь русских крестьян Х1Х-ХХ вв.: итоги этнографических исследований / Отв. ред. Т.А. Листова. - М.: Наука, 2001. - С. 316-332.

2. Зверева К.Е., Зверев В.А. Круг чтения крестьянства Сибири в период капитализма (80-е гг. XIX в. - 1917 г.) // Распространение книги в Сибири (конец XVIII - начало XX в.): сб. науч. тр. / Отв. ред. В.Н. Волкова. - Новосибирск: Акад. наук СССР, Сиб. отд-ние; Гос. публ. науч.-техн. б-ка, 1990. - С. 78-96.

3. Андреева О.В., Волкова Л.Л., Говоров А.А и др. История книги / Под ред. А.А. Говорова, Т.Г. Куприяновой. - М.: Светотон, 2001. - 400 с.

4. Государственный архив Томской области. Ф. 3 (Томское губернское управление). Оп. 2. Д. 3322.

5. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 4989.

6. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6550.

7. ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 2697.

8. ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 2756.

9. ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 2757.

10. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6904.

11. ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 2757.

12. ГАТО. Ф. 3. Оп. 2. Д. 6511.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.