Научная статья на тему 'КМВ в гештальт-терапии и трансакционном анализе'

КМВ в гештальт-терапии и трансакционном анализе Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
155
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬНЫЙ ВРЕД / ЕГО СОСТАВЛЯЮЩИЕ / КОМПЕНСАЦИЯ МОРАЛЬНОГО ВРЕДА / ФОРМУЛЫ ДЛЯ РАСЧЕТА / NON-PECUNIARY DAMAGE / ITS COMPONENTS / COMPENSATION OF MORAL HARM / THE FORMULA TO CALCULATE

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Черкунова А. В.

В работе приведены расчетные зависимости по определению размера компенсации морального вреда согласно требованию абз.7 ст.132 ГПК РФ в области гештальт-терапии и трансакционного анализа, даны условия перехода нравственных страданий в физические для уточнения редакции ст.151 ГК РФ и ст.ст.1099-1101 ГК РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КМВ в гештальт-терапии и трансакционном анализе»

Черкунова А.В. ©

Ведущий консультант АНО «Научно-юридическое агентство» и РОУ «LTSA» КМВ В ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИИ И ТРАНСАКЦИОННОМ АНАЛИЗЕ

Аннотация

В работе приведены расчетные зависимости по определению размера компенсации морального вреда согласно требованию абз.7 ст.132 ГПК РФ в области гештальт-терапии и трансакционного анализа, даны условия перехода нравственных страданий в физические для уточнения редакции ст.151 ГКРФ и ст.ст.1099-1101 ГКРФ.

Chw = pft3 А. Черкунова

Ключевые слова: моральный вред, его составляющие, компенсация морального вреда, формулы для расчета.

Keywords: non-pecuniary damage, its components, compensation of moral harm, the formula to calculate.

В работе А. Ревонсуо [1, 82-84, 309-318] показано, что гештальт-психология — это детище М. Вертгеймера, К. Коффки и В. Кёлера, которые критиковали структурализм за его атомистические представления о сознании и отстаивали концепцию его целостности, на основе которого создана гештальт-терапия, рассматривающая в качестве гештальтов потребности. Согласно эмерджентному материалистическому подходу, приведенному там же, сознание не является целостным и состоит из феноменального сознания (ощущение собственного существования человека), рефлексивного сознания (отражение сознания в мышлении) и самосознания. Согласно И.И. Юзвишину [2, 282-289] потребности — это информационные процессы, происходящие в организме человека и характеризующие их удовлетворение или неудовлетворение, позволяющие эффективно расходовать свою жизненную энергию, сохраняя или разрушая здоровье. Удовлетворение потребностей приводит к радости, неудовлетворение - к страданиям. Информационный процесс согласно В.К. Душину [3, 78] - это любой процесс, в котором присутствует хотя бы один из элементов: передача информации, ее прием, хранение, обработка, а информационная система (человек), реализующая или поддерживающая информационный процесс. Под информацией понимают сведения о каком-либо явлении, событии, объекте. Информация, выраженная в определенной форме, представляет собой сообщение. Сигнал является материальным носителем сообщения. В качестве сигнала можно использовать любой физический процесс, изменяющийся в соответствии с передаваемым сообщением. Сигналом является не сам физический процесс, а изменение отдельных параметров этого процесса. Перенос информации в пространстве и времени осуществляется сигналами. Сигналами называются физические процессы, параметры которых содержат информацию, т. е. сигналы являются материальными носителями информации. Математически сигнал представляется функцией времени. В качестве носителей информации могут быть постоянное состояние, гармоническое колебание, последовательность импульсов. Информация передается модуляцией (амплитудной, частотной, фазовой, амплитудно-импульсной и др.) данных носителей информации. Информация содержится в каждой из частей сознания. Согласно В.М. Жаринову [4, 8-23] сущностью всего живого является потребность, а специфической сущностью человека — духовная потребность. Но именно через них они выходят на связь со всем окружающим миром. Потребности различаются на духовные и материальные, связанные с наличием души (сознания) и тела. Имеются две формы сознания на основе биологических потребностей: первая обращена к телу, вторая — к внешней окружающей среде; это соответственно гигиеническая и экологическая формы сознания. Материальные потребности образуют экономическое сознание, социальные — политико-правовое сознание, интеллектуальные — научное сознание, нравственные и моральные — нравственное сознание, религиозные — религиозное сознание, философские — философское сознание. Человек генетически, от рождения предрасположен к потребностям. Дополняясь сознанием и идеями, потребности воплощаются в отдельных видах человеческого сознания. Поначалу сознание формируется как отражение внешнего мира. По мере своего наполнения оно выполняет все более значимую внутреннюю, аналитическую работу. Усложняется и мир личных переживаний.

© Черкунова А.В., 2013 г.

Оформляются новые, более высокие уровни духовных потребностей. Биологические и материальные потребности подчиняются осмысленной воле — новому слою сознания. Тем самым внутренняя жизнь человека становится все более значимой, возрастает ее удельный вес по сравнению с переживаниями, идущими извне. При этом внутренний мир все более контролирует характер внешних отношений. Но в зависимости от того, внешний или внутренний мир управляет человеком, сознание разделяется на обычное сознание и самосознание, т. е. не является целым вопреки утверждениям гештальт-теории. Сознание — это прежде всего внешнее восприятие и реакция на внешнее, т. е. внешнее восприятие и внешнее внушение (воздействие). Самосознание — это личное переосмысление и переоценка общего, внутренняя выработка на этой основе собственного отношения, собственной позиции. Это одна из форм самоуправления, высшая форма всеобщего развития, к которому идет бытие. При переходе от обычного сознания к самосознанию меняется суть отношений. В основе отношений заложены потребности. Но потребность может внутренне разделяться, дифференцироваться на отдельные типы близких, родственных отношений. Внутренний духовный мир зарождается, формируется и развивается на основе совести — сугубо личной, внутренней потребности самоуважения. Совесть — основа самосознания. Именно самосознание делает человека личностью. С учетом работы Д.А. Каменецкого [5, 26-31,37-46, 183-190] кроме сознания и самосознания существует бессознательное, совокупно представленное в теориях Г. Селье, И. Павлова, З. Фрейда, А. Адлера, К. Юнга и др. Согласно П.В. Симонову [6, 149-157] сознание — это знание вместе с кем-то, осознать — значит приобрести потенциальную возможность научить, передать свои знания другому. Подсознание возникло как средство защиты сознания от лишней работы и непереносимых нагрузок, подсознание освобождает сознание от психологических перегрузок. В подсознании содержатся автоматизированные навыки, инстинкты, рефлексы и вытесненные из сферы сознания конфликты и неудовлетворенные потребности. В сферу подсознания входят социальные нормы, регулирующая функция которых переживается как «голос совести», «зов сердца», «веление долга». К нему относится и интуиция, которая не связана с созданием новой информации. Второй разновидностью неосознаваемого является сверхсознание или надсознание. В отличие от подсознания, деятельность сверхсознания не сознается ни при каких условиях: на суд сознания подаются только результаты этой деятельности. К сфере сверхсознания относятся: гипотезы, творческие озарения. С учетом теории А.А. Ухтомского [7, 19-29] о доминанте сверхсознание (интуиция) всегда работает на удовлетворение потребности, устойчиво доминирующей в иерархии мотивов данного субъекта. Если подсознание защищает сознание от психологических перегрузок, то сверхсознание защищает сознание от преждевременного вмешательства сознания от давления ранее накопленного опыта. В сверхсознании содержится принципиально новая информация. Главным открытием А.А. Ухтомского принято считать разработанный им принцип доминанты — теорию, способную объяснить фундаментальные аспекты поведения и психических процессов человека. По существу у А.А. Ухтомского фигурой является доминанта, а фоном — внешние раздражители и учение его основано на нейрональных процессах, которые в настоящее время можно измерить. Учение А.А. Ухтомского о доминанте и учение И.П. Павлова о рефлексах переросли рамки физиологии и стали целым направлением в русской философской антропологии, они также используются в психологии и могут с учетом ментальности граждан России заменить гештальт-теорию.

Согласно А.В. Черкуновой [7, 40; 8, 30-38; 9, 15; 11, 31] человек состоит из тела и души (сознания), что признано современной наукой [1, 65-70], причем само сознание заключено между подсознанием (бессознательным) и надсознанием (сверхсознанием), информационно-энергетические процессы в которых описываются уравнением:

Е = I2t = (1)

где Е — энергия; I - информация; S - энтропия; t — время.

Носителем энергии модулированных электромагнитных волн (электромагнитного поля) является мозг, а носителем информации в виде модулированных колебаний является сознание. Между сознанием и мозгом существуют отношения дополнительности. При изменении сознания изменяется мозг, как и изменение информационного поля приводит к изменению электромагнитного поля и обратно. Если информационное поле представлено вездесущим и универсальным электромагнитным полем, то представление научной картины мира упрощается. Отличие полей состоит в отличии частот их вращения, в том числе фрактальных, граница взаимопроникновения и обмена этих полей возможна при резонансе частот, при котором информация (энтропия) переходит в энергию и обратно за время t. Согласно А. Ревонсуо и А.В. Черкуновой сознание — это многоуровневая система, модель. По философу В. Соловьеву тело проявляет душу, а душа

проявляется в теле. Душа в настоящее время согласно научным исследованиям представляется светом, волной, полем, тонкими телами, управляющая уровнями (слоями) сознания, массой около 21 гр с информационной идентифицирующей емкостью около 1 ГГб. С философской точки зрения многоуровневая концепция сознания рассматривает, в частности, феноменальное осознание как эмерджментный биологический феномен, который возникает только в мозге. Активность мозга приводит к появлению сознания, как информационного процесса, что следует из формулы (1): энергия питательных веществ организма трансформируется в информацию мозга (сознания): I = (Е/t)12 = (Ею)1'2 = - S + const, т. е. информация равна корню квадратному из мощности или эффекта или из произведения энергии на частоту ю. Приравнивая энергию Е по формуле (1) к энергии Е = тс2, получаем: I = (m/t)1/2c = (тю)1/2с, т. е. информация превышает скорость света с на величину (m/t)12 или (тю)1/2, где ю — частота колебаний электромагнитного (информационного) поля, показывающая, что информационные и энергетические процессы могут иметь вращательный характер. Частоту ю можно измерить объективными методами, что позволяет обнаружить сознание, вычислить его энергию или информационное содержание, энтропию и время существования в осознанных или бессознательных и сверхсознательных состояниях, что позволяет установить различия между чистым феноменальным сознанием, рефлексивным сознанием и самосознанием и моделировать содержание сознания, определить около смертные переживания и объяснить место субъективности человека во Вселенной. Согласно [10, 15, 22-25, 26-28, 32] с учетом приоритетных работ З. Фрейда иерархическая структура сознания представлена подсознанием, сознанием, сверхсознанием. Без учета такой структуры сознания процедуры и результаты гештальт-терации, по моему мнению, не могут быть эффективными и могут причинять клиентам моральный вред. Определенные таким образом параметры служат цели точного расчета размера компенсации морального вреда (КМВ).

Вопросы компенсации морального вреда (КМВ) рассмотрены в работах А.В. Черкуновой [8, 9, 11- 13, 20].

Для расчета КМВ (эквивалент энергии страдания) от применения гештальт-терапии может быть применена формула:

КМВ = Ач I2 С t Ст = Ач I2 С t n (2)

где Ач - стоимость единицы страдания; I - информация в гештальт-процессе; С - ценность информации; t^ - время претерпевания страданий; t - время одной сессии; n - число сессий; Согласно закону Джоуля-Ленца:

Q = А I23 R t, (3)

где Q — количество теплоты (энергии); А — const; I3 — электроток; R — сопротивление; t —

время.

Из сравнения формул (2) и (3) следует, что информация распространяется в среде (поле) аналогично (изоморфно) движению электротока (разряда) по пути наименьшего сопротивления в рамках аналогичной задачи, решенной Н. Тесла. При снижении электрической активности мозга сознание (информация) за время t уменьшается. Это время в данной ситуации согласно христианской традиции составляет 3 дня, 40 дней и год. Однако информация в других уровнях сознания (бессознательное, сверхсознание) сохраняется, носителем и управляющим которой является душа (дух) уже независимо от времени t. Т. е., душа безвременна — вечна. Онтологически время t в этой теории играет роль Святого Духа, информация I (Слово [14, стихи 1, 2, 3, 14]) — Бог-Отец, а энергия Е— Бог-Сын. Это метафора и метафизическая основа бытия-существования. Действительно, в начале было Слово (Информация), и Слово было у Отца-Бога, и Слово стало у Сына-Бога за время t энергией (по формуле А. Черкуновой Е = I2t) и Слово стало плотию (материей с массой согласно формуле А. Эйнштейна т = Е/с2). Изложенное позволяет рассчитать КМВ через квадрат информации, как сущности частей сознания, и применять с учетом ментальности российских граждан учение А.А. Ухтомского с данными современных обобщенных научных знаний вместо гештальт-терапии.

В работе Э. Берна [15, 4-8] сказано, что основная цель трансакционного анализа — изучение состояний Эго (Я), которые являются единой системой идей и чувств, выражающихся в соответствующих моделях поведения. Эго человека имеет три типа состояний — Родитель (Р), Взрослый (В) и Ребенок (Ре). Под Р понимается прошлая информация, полученная от родителей. Ре — это информация, полученная в пренатальной жизни и в процессе рождения до появления самосознания. В — информация, приобретенная в результате собственного опыта. По Э. Берну вся человеческая деятельность запрограммирована жизненным сценарием. Качественные характеристики анализа получаются посредством игр. При встрече двух человек начинается взаимодействие состояний их Эго (их три для каждого) в «перемешивающем слое», т. е. n(n-1) = 6(6-1) = 30

взаимодействий, из них существенными являются те, которые приводят к страданиям и их моральной компенсации.

Согласно В. Келеру [16, 189-193] и А. Хоманскому [17, 26-31] между физическими и психофизическими явлениями существует изоморфизм — соответствие между структурами объектов. Полный изоморфизм - это соответствие всех элементов структуры. Две системы являются изоморфными друг другу, если каждому элементу первой системы соответствует лишь один элемент второй и каждой операции (связи) в одной системе соответствует операция (связь) в другой и обратно. С учетом этих положений установлен изоморфизм систем, приведенных в работе А.В. Черкуновой

«КМВ - математика страданий» [11, 56-200]. Т.е. КМВ = Q = Е. Иначе: КМВ изоморфно Q = Е. Знак

изоморфности = взят из ГОСТ Р 54521-2011.

В [11, 35-36] приведен закон, определяющий процессы материализации-дематериализации: I = (т/Т)1/2с = (тю)1/2с и т = (1/с)2 t = (1/с)21/ю. При этом скаляр Черкуновой ^т = (1/5)¥ , где I — информация; £ — площадь, определяемая по формуле [9, 7], через которую переносится I; (3 — пространство времени, т. е. скаляр С^ равен произведению квадрата плотности информации р,2 = (!/5)2 на пространство времени. В мире Минковского имеется пространство времени, содержащее настоящее 4 (само-сознание), прошлое tn (бессознательное) и будущее tб (сверхсознание)времена и каждую область этого пространства пронизывает квадрат информации. Энергетические объекты в этом мире можно геометрически представить в виде пирамиды с площадью I2 и высотой t. Этот закон на основе изоморфизма позволяет определить переход нравственных страданий в физические, иначе, чем это приведено в ст.151 ГК РФ, через пространство времени, т. е., когда нравственные страдания информационной природы от вербальных (информационных) трансакций (взаимодействий) приводят к изменению массы (тела, органа человека) и частоты ее колебаний, что вызывает физические страдания как от невербальных (физических) трансакций. Изоморфизм задаёт отношение эквивалентности на классе множеств с их структурой. Объекты, между которыми существует изоморфизм, являются в определённом смысле одинаково (подобно) устроенными и они называются изоморфными. Термин "изоморфизм" определяется как дематериализация объектов материального мира в информацию как актуальную потребность и обратно: материализация информации как актуальной потребности в объекты материального мира. Согласно Е.И. Нефедову [20, 173] ю = 30...300 ГГц и тогда т = ^ I2 10-27, кг. Опуская промежуточные операции, получаем: I = (С^-1/2, где Ch — число Черкуновой, равное 3 х 10-4. То есть, единица информации на уровне микромира I = 0, 01732 и Етп = 0, 0003 t. Отсюда следует, что время t — это энергия, что подтверждает теорию Н. Козырева, а информация I безразмерна, т. е. не измеряется в битах. Из приведенной выше формулы следует, что с увеличением ю масса т уменьшается (эффект левитации и антигравитации). I взаимодействует с веществом (атомами), вызывая резонанс частот атомов вещества с частотой информационного воздействия. Отсюда, в частности, следует, что нравственная (нематериальная, информационная) составляющая морального вреда (ст.151 ГК РФ) первична и воздействует на физическую (вещественную, материальную) составляющую на информационном уровне, т. е. на физическое тело человека, что проявляется в его болезнях и создает предпосылки для КМВ.

Изучение механизма мышления применительно к задаче о КМВ является ключевой задачей не только психофизики, физики, но и юриспруденции, в частности, юридической психологии, и психологии согласно работам А.С. Холманского [17, 26-31]. Процессы формирования элементарных частиц и носителей смысла слова- мыслеформ (МФ) из энергоформ (ЭФ) эфира и квантов электромагнитного поля (ЭМП), по сути, родственны, изоморфны, поскольку подчиняются одним и тем же диалектическим законам (закон единства и борьбы противоположностей и подобия). Решение этой задачи в рамках физики мозга базируется на понимании физико-химических процессов, обеспечивающих фиксацию и преобразование мозгом внешних физических сигналов в электронно-полевые паттерны мозга, являющиеся материальными носителями смысла слова. Данные паттерны и есть мыслеформы или гештальты (потребности), к которым в психологии относят целостные и

динамичные структуры мозга, являющиеся посредниками между любым физическим полем и целостным восприятием и отражающие потребности. При этом полагается наличие соответствия или изоморфизма между ментальными и физическими процессами (между МФ и ЭФ на основе ЭМП) согласно закону Черкуновой [11, 56-200], и считается, что участие функций органических структур в процессах сознания адекватно отображается их гештальт-характеристиками. Мыслеформы и гештальты, как продукты информации и дематериализации объектов (материи), представляют собой динамичные системы квантов ЭМП или волновых функций электронно-ядерной системы всего мозга, которые выражаются через комбинации ЭФ. Формализм ЭФ удобен тем, что одинаково годится для описания физического состояния мозга и внешней среды одним языком квантовой механики: само созидание внутренних форм совершается лишь благодаря определенному внешнему воздействию -притоку внешней энергии, содержащейся в питательных веществах. Под квантовыми состояниями мозга понимаются комбинации ЭФ, моделирующие всем виды вегетативной и когнитивной активности мозга. Формализм ЭФ годится для описания физики мышления и для описания духовной жизни человека, в том числе страданий. Эти вопросы применительно к задаче о КМВ рассмотрены А.В. Черкуновой в работе [13, 23-32]. Можно сказать, что потребности — это совокупность МФ и ЭФ, удовлетворение которых приводит к радости, неудовлетворение - к страданиям. При этом информация — это дематериализация материальных объектов, МФ или ЭФ, содержащаяся в каждой из частей сознания (самосознание, подсознание-бессознательное, надсознание-сверхсознание). Через потребности человек выходит на связь со всем окружающим миром путем его дематериализацию. Потребности различаются на духовные и материальные, связанные с наличием души (многоуровневого сознания) и тела, взаимоотношения которых в каждый момент времени осуществляются по закону Черкуновой.

По представлению Д.А. Каменецкого [5, 190-195] теория Э. Берна рассматривает человека с готовым жизненным сценарием и терапией в виде изменения человеком событий (потребностей — А.Ч.) этого заданного сценария. Главные составляющие трансакционного анализа: структурный анализ, определяющий структуру личности (души); анализ трансакций, определяющий вербальные (информационные) и невербальные (физические) взаимодействия между людьми. Согласно Л.А. Секлитовой [18, 178, 198-204] программа (жизненный сценарий) заранее спланирована и запрограммирована, человек не может выйти за рамки сценария (программы). С учетом закона единства и борьбы противоположностей и подобия (изоморфизма) программа жизни представляет собой информационно-энергетический колебательный процесс потребностей с той или иной степенью гармоничности, при этом энергия есть хранитель и носитель информации, т. е. энергия — это сама информация. Если принять для простоты трансакции двух человек (Р-Р1, В-В1, Ре-Ре1), как «горизонтальные» взаимодействия двух программ в виде сложения двух гармонических колебаний одинаковой частоты х1 = А1 cos юt и х2 = А2 cos юt , то результирующее колебание будет описываться выражением х = х1 + х2 = (А1 + А2) cos юt, т. е. с увеличенной амплитудой, что приводит к увеличению энергии (информации) и КМВ согласно формулам [9, 6-7; 11, 35-37]: Е = I2t и КМВ = Ач I2 С tст. Если программы противоположны (разность начальных фаз слагаемых колебаний равна пк, n = 1, 2, 3...), то А1 = А2 , программы гасят друг друга и КМВ = О. Если программы представляются гармоническими колебаниями с разными частотами, то это приводит к «биению» и гармоническому изменению КМВ (от max. до min.). В этом случае, по Э. Берну, необходима терапия с изменением программы (жизненного сценария, как совокупности потребностей). На самом деле программы представляют собой сложные колебания потребностей, описываются рядом Фурье и являются модулированными. Помимо взаимодействия программ, взаимодействуют и их носители, т. е. люди, представленные моделью А.В. Черкуновой [13, 16; 19, 10]. При «перекрестных» трансакциях двух человек (Р-В1, Р-Ре1, В-Ре1 и др.) возможно с учетом изоморфизма т. н. «короткое замыкание», при котором происходит резко и многократно возрастание информации (особенно при эскалации конфликта) и затрат энергии питания, что приводит к страданиям с возможным требованием КМВ добровольно или через суд.

Вопросы компенсации морального вреда (КМВ) с конкретными моделями и примерами расчета размера КМВ при разных случаях и обстоятельствах подробно рассмотрены в названных работах А.В. Черкуновой. Приведенный скаляр Черкуновой Chm, определяющий трансформацию нравственных страданий, которые первичны, в физические страдания, которые вторичны и производны от нравственных страданий, позволяет уточнить методики расчета КМВ и усовершенствовать гештальт-подход Ф. Перлза и трансакционный анализ Э. Берна, что позволяет уточнить редакцию ст.ст.151, 1099-1101 ГК РФ в их естественно-научном содержании. Вопреки ст.151 ГК РФ, нравственные страдания (НС) и физические страдания (ФС) взаимосвязаны: ФС = f (НС) и

НС = f (ФС), пересечение которых на поле [КМВ и С (страдания)] образует своего рода «Крест Маршалла» в юриспруденции. Точка пересечения (КМВ^; Copt) свидетельствует о том, что для адаптации необходимы некоторое оптимальное значение Copt (необходимый уровень стресса) и оптимальное значение KMBopt (необязательно в денежных единицах).

В заключение уместно ответить на вопрос: почему математическое моделирование является необходимым элементом междисциплинарного исследования? Этот вопрос имеет методологическое значение. Во-первых, многие явления изоморфны, что позволяет увидеть общее во множестве различных явлений. При вербальном феноменологическом описании явлений уловить изоморфизм нельзя. Во-вторых, математика позволяет описать суть явления максимально просто, отделив его от второстепенных и несущественных подробностей. В-третьих, математическое представление явлений красиво, эстетично и экономично. Следовательно, применение универсального математического языка при описании явлений, в частности, в юриспруденции при определении КМВ, является частью культуры исследования. В следующих работах будут развиты некоторые положения настоящей работы и предложены уточненные зависимости для расчета размера компенсации морального вреда (КМВ), как того требует абз.7 ст.132 ГПК РФ.

Литература

1. Ревонсуо А. Психология сознания. - СПб.: Питер, 2013. - С. 82-84, 309- 318.

2. Юзвишин И.И. Основы информациологии. - М.: Высшая школа, 2001. - С. 282- 289.

3. Душин В.К. Теоретические основы информационных процессов и систем. - М.: ИТК «Дашков и Ко», 2006 — С. 7, 8.

4. Жаринов В.М. Философские науки. - М.: ПРИОР, 2000. - С. 8 — 23.

5. Каменецкий Д.А. Неврозология и психотерапия. - М.: Гелиос АРВ, 2001. - С. 37- 46, 183-190-195.

6. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознания // Бессознательное: природа, функции, методы исследования / Под общ. Ред. А.С. Прангишвили. - Тбилиси.-Мецниереба, 1985. - С. 149-150, 151-157.

7. Ухтомский А.А. Доминанта и интегральный образ. - 1924.

8. Черкунова А.В. Методика расчета компенсации морального вреда. - Н. Новгород: Гладкова О.В., 2010. - С. 3-15.

9. Черкунова А.В. Вред сознанию и его моральная компенсация (обобщенная модель компенсации страданий). - Н. Новгород: Гладкова О.В., 2010. - С.7-25.

10. Вопросы психологии. - 1991. - № 2. - С. 15, 22-25, 26-28, 3211. Черкунова А.В. Компенсация морального вреда - математика страданий. - Н. Новгород: Изд. Гладкова

О.В., 2009. - С. 56-200.

12. Черкунова А.В. Расчет компенсации морального вреда. - Н. Новгород: Гладкова О.В., 2008. - С. 56-57.

13. Черкунова А.В. Модель морального вреда. - Н. Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2006. - С. 19, 23-32.

14. Библия. Новый завет. От Иоанна святое благовествование. Глава 1, стихи 1, 2, 3, 14.

15. Берн Э. Люди, которые играют в игры. - Мн.: Современный литератор, 2004. - С. 4-8.

16. Kohler W. Die physische Gestalten in Ruhe und stazioneren Zustand. - Brunswick: Vieweg, 1920.- S. 189-193.

17. Холманский А.С. Дихотомия правого и левого // Сознание и физическая реальность, 13(2), С. 26 - 31. 2008; Холманский А.С. Начала Теофизики. М.: Палея, 1999.

18. Секлитова Л.А. Становление души или парадоксальная философия. Т.2. - М.: Амрита-Русь, 2003. - С. 178, 198- 204.

19. Черкунова А.В. Энтропия морального вреда. -Н. Новгород: Гладкова О.В., 2008. - С. 9-10.

20. Нефедов Е.И. Взаимодействие физических полей с биологическими объектами. - Тула: Изд-во Тульск. гос. ун-та, 2005. - С. 173.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.