Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ "ЗЕЛЕНЫХ" ФИНАНСОВ В РОССИИ'

КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ "ЗЕЛЕНЫХ" ФИНАНСОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
220
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕЛЕНЫЕ ФИНАНСЫ / ЗЕЛЕНЫЕ ОБЛИГАЦИИ / ЗЕЛЕНЫЕ КРЕДИТЫ / РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Перцева Светлана Юрьевна

Статья посвящена развитию зеленых финансов в России под влиянием современных мировых тенденций в области экологического финансирования. Особое внимание уделено инструментам зеленых финансов. Автор статьи рассматривает основные направления развития зеленой экономики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF "GREEN" FINANCE IN RUSSIA

The article is devoted to the development of green finance in Russia under the influence of modern global trends in the field of environmental finance. Particular attention is paid to green finance instruments. The author of the article examines the main directions of development of a green economy in Russia.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ "ЗЕЛЕНЫХ" ФИНАНСОВ В РОССИИ»

Раздел «Финансы»

Ключевые тенденции развития «зеленых» финансов в России

ПЕРЦЕВА Светлана Юрьевна

к.экон.н., доцент Кафедры международных финансов,

Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации,

Москва, Российская Федерация

E-mail: sup.05@mail.ru

Аннотация. Статья посвящена развитию зеленых финансов в России под влиянием современных мировых тенденций в области экологического финансирования. Особое внимание уделено инструментам зеленых финансов. Автор статьи рассматривает основные направления развития зеленой экономики в России.

Ключевые слова: зеленые финансы, зеленые облигации, зеленые кредиты, регулирование зеленой экономики.

z

В последние десятилетия вопросы, связанные с экологией, активно обсуждаются на международной арене. С середины 1980-ых годов уровень потребления природного капитала человеком, то есть его экологический след, начал превышать производительную мощность Земли1, а в настоящее время «спрос» в два раза превышает «предложение» Земли. Global Footprint Network, независимый аналитический центр, установил, что общая биоемкость Земли на 2019 г. составляла примерно 2 гектара на одного человека. Человечество должно задуматься о том, что останется после него для будущего поколения: грязь и нищета или «зеленая» и процветающая Земля. Цели устойчивого развития Организации Объединенных Наций призваны разрешить данный вопрос. В сентябре 2015 г. на саммите ООН 193 страны сформировали 17 основных целей устойчивого развития (ЦУР). Также в декабре 2015 г. было принято «Парижское соглашение по климату»2 в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. В 2016 г. в рамках G20 лидеры стран признали важность «озеленения» финансов и концепции «экологизации» финансовой системы, что привело к созданию Рабочей группы по изучению процессов «зеленого» финансирования (Green Finance Study Group G20).

Только глобальная целостность и сотрудничество в финансовых и «зеленых» вопросах позволит решить международные, региональные и национальные проблемы, связанные с экологией, с

1 Стиглиц Д., Сен А., Фитусси Ж.-П. (2016) Неверно оценивая нашу жизнь: Почему ВВП не имеет смысла? Доклад Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса. Москва. Издательство Института Гайдара. 216 с.

paris nov 2015/application/pdf/paris

30.01.2021)

agreement russian .pdf (дата обращения

помощью «озеленения» современной мировой финансовой системы посредствам использования «зеленых» инструментов, соответствующих общим международным стандартам. Такая сплоченность должна привести к «оздоровлению» как глобальных и национальных финансов, так и окружающей среды.

Россия, являясь неотъемлемым участником международной экологической повестки, включается в общий процесс формирования рынка «зеленых» финансов, реализуя экологический вектор развития. Это требует внимательного изучения накопленного зарубежного опыта в области перехода к «зеленым» финансам для формирования и реализации эффективной стратегии.

«Зеленые» финансы формируются на стыке финансовой области и экологической сферы, включающей в себя деятельность человека, начиная от организации производства и оказания услуг, заканчивая привлечением средств и стратегиями инвестирования. В с ов ре ме нной э кономичес ко й литер атуре не с ложило сь общепризнанного определения «зеленых» или «экологических» финансов (green finance).

«Зеленые» финансы можно определить, как спектр инструментов финансирования компаний и проектов, деятельность которых направлена на защиту природы. «Зеленые» финансы также включают в себя экологически направленные финансовые продукты и услуги3. Также «зеленые» финансы могут быть рассмотрены со стороны «разновидностей финансовых услуг и продуктов, используемых при принятии решений о займах, мониторинге и

3 UN ESCAP (2012) Low carbon green growth roadmap for Asia and the Pacific. URL: https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/documents/Man-Dev-152.pdf (accessed: 30.01.2021)

управлении рисками с учетом экологических факторов и способствующих реализации экологически ориентированных инвестиций и низкоуглеродных технологий, проектов, производств и предприятий»4.

Таким образом, полагаем, что «зелеными финансами» можно назвать особые общественные отношения по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств, направляемых на реализацию программ в области экологии, защиты окружающей среды и социально значимых проектов.

«Зеленые» финансы включают в себя как разные отрасли финансов, так и различные виды финансовых продуктов и инструментов (рис. 1).

4 Lindenberg, N. (2014) Definition of Green Finance. German Development Institute. SSRN. URL: https://ssrn.com/abstract=2446496 (accessed: 30 January 2021)

• углеродные и экологические фонды

• экологические биржевые инвестиционные фонды

Рисунок 1. Инструменты «зеленых» финансов

Источник: составлено автором на основе данных: Noh, H. J. (2018) Financial Strategy to Accelerate Green Growth. ADBI Working Paper 866. Tokyo: Asian Development Bank Institute. URL: https://www.adb.org/publications/ financial-strategy-accelerate-green-growth (accessed: 30 January 2021)

Среди основных инструментов «зеленых» финансово принято выделять: «зеленые» облигации и «зеленое» кредитование.

«Зеленые» облигации (green bonds) - это особый вид облигаций, выпускаемый с целью реализации программ и проектов, направленных на развитие «зеленой» низкоуглеродной экономики, таких как развитие возобновляемых источников энергии, увеличение числа «чистого» транспорта, повышение энергоэффективности. На рис. 2 представлены сектора, являющиеся самыми крупными пользователями «зеленого» финансирования. В топ-3 вошли: энергетика, строительство и транспорт.

Рисунок 2. Распределение «зеленых» инвестиций по секторам

в 2019 г.

Источник: Climate Bonds Initiative (2020) 2019 Green Bond Market Summary. URL: https://www.climatebonds.net/files/reports/2019 annual highlights-final.pdf (accessed: 30 January 2021)

Всемирный Банк стал первым эмитентом «зеленых» облигаций в ноябре 2008 г., что положило начало создания современного рынка «green bonds»5. В 2010 г. была образована Climate Bonds Initiative -международная некоммерческая организация, которая производит анализ «зеленого» рынка анализ и разрабатывает стандарты и критерии «зеленых» облигаций. С 2014 г. в сфере green bonds стала работать Международная ассоциация рынков капитала (International Capital Market Association, ICMA), разработавшая «Принципы зеленых финансов» в целях устойчивого развития мировой экономики.

Как видно из рис. 3, востребованность «зеленых» облигаций ежегодно увеличивается. В 2019 г. рост выпуска облигаций по сравнению с 2018 г. составил 51%. При этом, согласно оценкам Climate

5 Всемирный банк (2019) 10 лет «зеленых» облигаций: формирование модели устойчивых инвестиций для всех рынков капитала. URL: https:// www.vsemirnyjbank.org/ru/news/immersive-story/2019/03/18/10-years-of-green-bonds-creating-the-blueprint-for-sustainability-across-capital-markets (дата обращения: 30.01.2021)

Bonds Initiative, в 2020 г. будет выпущено облигаций на сумму 350 млрд долл. На сегодняшний день лидерами-эмитентами «зеленых» облигаций являются: США, Китай, Франция, Германия и Нидерланды.

400 300 200 100 0

Рисунок 3. Эмиссия «зеленых» облигаций с 2014 по 2020 гг.

в млрд долл. США

Источник: составлено автором на основе данных: Climate Bonds Initiative. URL: https://www.climatebonds.net/.

Чрезвычайно востребованным инструментом на рынке

«зеленых» финансов является «зеленое» кредитование (green loans), которое в течение последних лет развивается параллельно рынку «зеленых» облигаций. «Зеленые» кредиты - это вид кредитного инструмента, который «предоставляется исключительно для финансирования или рефинансирования, полностью или частично, новых или уже существующих экологичных проектов»6.

350

2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020*

6 Luo, C., Fan, S., Zhang, Q. (2017) Investigating the Influence of Green Credit on Operational Efficiency and Financial Performance Based on Hybrid Econometric Models. International Journal of Financial Studies. 5(4):27. DOI: https://doi.org/ 10.3390/ijfs5040027 (accessed: 30 January 2021)

Рынок «зеленых» кредитов обладает большим потенциалам. Так, согласно оценкам Всемирного Банка, в 2019 г. было выдано «зеленых» кредитов на сумму около 60 млрд долл.7

В декабре 2018 г. Ассоциация кредитного рынка (Loan Market Association) совместно с ведущими финансовыми институтами разработала «Принципы зеленых займов» (Green Loan Principles, GLP), основанные на широко признанных « Принципах зеленых облигаций», о которых говорилось выше. GLP представляют из себя критерии определения кредита как « зеленого ». Кредиты, соответствующие принципам, помогают регулирующим и контролирующим органам применять критерии приемлемости для предоставления стимулов (грантов или налоговых льгот), что позволяет малым экологичным проектам, требующим небольших вложений, получить доступ к более дешевому финансированию. Если принципы Ассоциации будут приняты широко, то GLP будут способствовать развитию рынка «зеленого» финансирования благодаря согласованности на рынке «зеленого» кредитования. В то же время данные принципы позволят инвесторам более точно оценить полномочия «зеленого» инструмента на рынке капитала.

В 2019 г. произошел резкий скачок на рынке еще одного «зеленого» инструмента - «кредиты, привязанные к показателям устойчивого развития» (sustainability-linked loans). По данным агентства BloombergNEF в 2019 г. объем таких кредитов вырос на 168%

7 Hussain, F. I. (2020) Green loans: Financing the transition to a low-carbon economy. World Bank. URL: https://blogs.worldbank.org/climatechange/green-loans-financing-transition-low-carbon-

economy#:~:text=Banks% 2520and% 2520financial% 2520institutions% 2520can,US% 25246 0% 2520billion% 2520in% 25202018.

до 122 60 млрд долл.8 В целях развития рынка данных кредитов Ассоциацией кредитного рынка, Ассоциацией кредитного рынка Азиатско-Тихоокеанского региона и Ассоциацией синдикации и трейдинга кредита были разработаны и приняты стандарты -«Принципы кредитов, привязанных к показателям устойчивого развития».9 Суть документа заключается в том, что, если заемщик достигает своей «зеленой» цели экологической устойчивости, то ему предоставляются средства под более благоприятную процентную ставку. В противном случае - ставка будет более высокой.

Итак, «зеленые» финансы представляют собой формирующийся и быстро развивающийся сегмент финансового рынка. Несмотря на бурный рост таких устоявшихся на рынке «зеленых» инструментов как «зеленые» облигации и «зеленые» кредиты, возникают и новые возможности для развития «зеленого» финансирования. Поэтому потенциал «озеленения» сектора финансов весьма значителен, и его сложно недооценить.

8 Henze, V. (2020) Sustainable Debt Sees Record Issuance At $465Bn in 2019, Up 78% From 2018. BloombergNEF. URL: https://about.bnef.com/blog/sustainable-debt-sees-

record-issuance-at-465bn-in-2019-up-78-from-2018/ (accessed: 30 January 2021)

9115/4452/5458/741 January 2021)

Principles 12

pdf (accessed:

140

122

105

70

35

0

2017

2018

2019

Рисунок 4. Объем выданных кредитов, привязанных к показателям устойчивого развития в 2017 - 2019 гг. в млрд долл.

Источник: составлено автором на основе данных В1оошЬе^МБЕ

Российская Федерация, являясь неотъемлемой частью мирового сообщества, следует общим направлениям и тенденциям, одними из которых являются Цели устойчивого развития ООН, обеспечивающие комплексный баланс экономических, социальных и экологических компонентов. В связи с этим активное включение России в развитие современной экосистемы «зеленых» финансов является приоритетной задачей.

На сегодняшний день уже 132 страны, выделяющие 82% выбросов от мирового значения, приняли ряд национальных проектов и инициатив в области «зеленых» финансов.10 Страны, не участвующие в разработке стандартов, правил и регулирования, в итоге будут вынуждены принять условия, продиктованные им другими государствами. Таким образом, если Россия окажется «за бортом», не ускорится и не примет участие в актуальной повестке

10 Экспертный Совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России (2018) Зеленые Финансы: Повестка дня для России. Диагностическая записка. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/files/?file=5bb5ccdd3402a80b2d7e153d511e3ea1.pdf (дата обращения: 30.01.2021)

касательно эко-финансовой сферы, то в будущем она будет вынуждена «играть по чужим правилам». Однако отсутствие российского представительства в крупных международных организациях, например, в сфере «зеленого» инвестирования, затрудняет это процесс, не позволяя нашей стране в полной мере вносить свой вклад в разработку глобальных правил. Данная проблема может быть решена только совместными усилиями регулятора и национальными участниками рынка.

Кроме этого, нельзя не учитывать тот факт, что российский финансовый рынок недостаточно развит и ликвиден. В этой связи проблемы дальнейшего развития национального финансового рынка и его «зеленого» сегмента являются чрезвычайно актуальными с позиции перспектив развития российской экономики. Развитие « зеленого » ф инансир ов ания обус лов ит ро ст « зе лено й» промышленности, будет содействовать созданию и внедрению новых технологий, а значит и новых возможностей для компаний и финансовой индустрии.

Российской экономике крайне важно успевать за изменениями, происходящими на мировом финансовом рынке. Сегодня мировой рынок финансов находится в процессе перехода к стратегии экологически устойчивого развития, а международные институты и организации проявляют высокий интерес к появлению новых «зеленых» инструментов. Многие страны уделяют большое внимание экологии и энергоэффективности, а эко-компании пользуются значительным спросом со стороны инвесторов.

Целесообразно выделить основные предпосылки развития рынка «зеленых» финансов в РФ (см. таблицу 1).

Таблица 1. Ключевые аспекты развития «зеленых» финансов в России

№ Аспект Описание

1. Социальный аспект Современное поколение крайне озабочено проблемой чистоты природы и влияния экономических процессов на окружающую среду.

2. Экологический аспект Приверженность компаний и инвесторов к «зеленым» инструментам и поддержка государства «зеленых» проектов оказывают положительное влияние на состояние окружающей среды.

3. Экономический аспект Сегодня создаются общемировые стандарты в сфере «зеленых» финансов. Если страна не участвует в этом процессе и ее инструменты не соответствуют международным принципам, то это может привести к неконкурентоспособности экономики и товаров на мировом рынке. Кроме того, реализация «зеленых» проектов - это возможность не только вырваться вперед, но и привлечь иностранные инвестиции в Россию.

4. Репутационный аспект В связи с высокой вовлеченностью стран мира в «озеленение» национальной и мировой экономики, «зеленые» инвестиции могут быть исключены из санкционных списков. На отмену санкционных ограничений могут повлиять и зарубежные инвесторы, владеющие российскими «зелеными» ценными бумагами.

Источник: составлено автором.

Таким образом, формирование эко-финансов в России - одно из приоритетных направлений, которое окажет существенное влияние на место страны на международной арене.

Как уже было сказано выше, сфера «зеленых» финансов в России, как и «озеленение» экономики, находится на начальном этапе развития.

Важно рассмотреть основные российские проекты, связанные с развитием рынка «зеленых» инструментов (см. таблицу 2).

Таблица 2. Российские эмитенты «зеленых» облигаций

№ Эмитент Отрасль, регион Объем выпуска Дата и место размещения

1. «Ресурсосбережение ХМАО» ЖКХ, обращение с отходами; Ханты-Мансийский автономный округ, Югра 1,1 млрд рублей (15,1 млн долл. США) 09.12.2018 Московская биржа

2. «РЖД», RZD CAPITAL PLC Железнодорожная транспортная инфраструктура; Россия 500 млн евро (585 млн долл. США) 03.05.2019 Ирландская биржа

3. КБ «Центр-Инвест» Возобновляемые источники энергии, экологичный транспорт; Краснодарский край 250 млн рублей (3,4 млн долл. США) 05.11.2019 Московская биржа

4. « Коммерческая недвижимость ФПК «Гарант-Инвест» Коммерческая недвижимость, зелёные технологии; г. Москва 500 млн рублей (6,9 млн долл. США) 17.12.2019 Московская биржа

5. «СФО РуСол 1» Зелёная энергетика, солнечные электростанции; Астраханская область 4,7 млрд руб., 900 млн руб., 100 млн руб. (78,1 млн долл. США) 13.02.2020 -14.02.2020 Московская биржа

6. «РЖД», RZD CAPITAL PLC Железнодорожная транспортная инфраструктура; Россия 250 млн шв. фр. (264 млн долл. США) 11.03.2020 Швейцарская биржа

Источник: составлено автором на основе данных: Центр компетенций и зеленой экспертизы Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (2020) Годовой доклад Зелёные финансы в России -2020. URL: https:// investinfra.ru/ frontend/ images/PDF/ Zelenie invecticii 2020 web.pdf (дата обращения: 30.01.2021)

Согласно данным таблицы 2 пять российских эмитентов разместили «зеленые» облигации в рублях, евро и швейцарских франка на общую сумму 952,5 млн долл. Целями эмиссии эко-

облигаций являлись проекты в областях ЖКХ, энергетики, транспорта и недвижимости.

Что касается рынка «зеленых» кредитов, то он еще менее развит, чем рынок «зеленых» облигаций, хотя история этого инструмента в России началась намного раньше. Так, кредитный банк «Центр-инвест» выдает «зеленый» кредиты с 2005 г. на «зеленые» проекты МСБ в сфере энергоэффективности. Сумма выданных кредитов банком за 14 лет составила 16,5 млрд руб. Такие кредиты демонстрируют большой вклад в борьбе с загрязнением природы: ежегодное сокращение выбросов СО2 составило 186 тыс. т, что эквивалентно сохранению 7,3 млн деревьев.

Единственным банком в России, предоставляющим кредиты, привязанные к показателям устойчивого роста, является банк ИНГ, который подписал два уникальных кредитных соглашения с российскими компаниями: горнорудной компанией «Полиметалл» и горно-металлургическим холдингом «Металлоинвест».

Медленное развитие рынка «зеленых» кредитов связано с незаинтересованностью российских банков темой экологии и климатическими изменениями, невысокой доходностью вложений, а также с отсутствием утвержденной методики оценки «зеленых» проектов с точки зрения рисков.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важно изучить меры государственной поддержки «зеленых» проектов и взаимосвязи «зеленых» финансов с Целями устойчивого развития России.

Ключевое место в развитии рынка «зеленых» облигаций и «зеленого» кредитования занимает Министерство промышленности и торговли РФ. Минпромторг субсидирует эмиссию «зеленых»

облигаций для реализации проектов в области перехода

17

промышленности на экологические технологии.11 По данной программе с 01.01.2019 г. государство возмещает компаниям от 70 до 90% выплачиваемого ими купонного дохода по облигациям (не превышающие 30 млрд руб.), выпущенные с целью реализации инвестиционных проектов по снижению отходов и выбросов.

В 2020 г. Минпромторг принял решение о расширении программы поддержки «зеленых» проектов.12 Помимо «зеленых» облигаций правительство планирует поддерживать выдачу «зеленых» кредитов с помощью компенсации процентной ставки, если привлеченные средства пойдут на приобретение российской продукции и технологий для «озеленения» предприятий.

Помимо поддержки со стороны государства, в России уже начали формироваться как нормативная база, так и проекты в сфере экологии, направленные на реализацию мер в области смягчения изменений климата и адаптации к климатическим изменениям. Опубликован указ «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации»13, утверждено обязательство по выполнению «Парижского соглашения по климату», а в ноябре 2020 г. Президент подписал указ, направленный на сокращение на 30% выбросов парниковых газов к 2030 г. (по сравнению с уровнем 1990 г.).

11 Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 г. № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий». URL: https://www.garant.ru/ products/ipo/prime/doc/72137248/ (дата обращения: 30.01.2021)

12 Казарновский П., Бурмистрова С. (2020) «Зеленым» кредитам дают зеленый свет. РБК. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/02/25/5e4f9b4c9a7947c073db340f (дата обращения: 30.01.2021)

13 Указ Президента России от 13.05.2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации». URL: https:// minenergo.gov.ru/system/download-pdf/14766/96941 (дата обращения: 30.01.2021)

18

В соответствии с «Парижским соглашением», утвержден «Национальный план мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г.»14 и «Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 г.».15 Правительством были опубликованы «правила субсидирования затрат на выплату купонов по «зеленым» облигациям»16 и «правила отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление «зеленых» инвестиционных проектов»17, а также ряд других нормативных актов в области «экологических» финансов.

В России создаются специализированные организации, основная деятельность которых направлена на «озеленение» экономики и финансов. В 2015 г. была образована Национальная ассоциация концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ), цель которой - формирование и развитие в России рынка долгосрочного инвестирования в инфраструктуру. Являясь

14 Распоряжение Правительства России от 25.12.2019 г. № 3183-р. URL: http:// static.government.ru/media/files/OTrFMr1Z1sORh5NIx4gLUsdgGHyWIAqy.pdf (дата обращения: 30.01.2021)

15 Распоряжение Правительства России от 18.12.2012 г. № 2423-р. URL: http:// static.government.ru/media/files/TdjRwbzMrCgoSzo3zdL5CxFygLU1O2n2.pdf (дата обращения: 30.01.2021)

16 Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 г. № 541...

30.01.2021)

108319/6c15a87033735aa95f0ca0b3f03cc9a0376ae8c8/ (дата обращения

партнером Международной ассоциации ответственного инвестирования, НАКДИ разрабатывает рекомендации в области устойчивого развития и «зеленого» инвестирования. Ассоциация публикует ежеквартальные обзоры «Устойчивого развития и зеленые инвестиции», а также ежегодные доклады «Зеленые финансы в России».

Банком России была создана «Рабочая группа по вопросам ответственного финансирования (ББС-йпапсе), в том числе «зеленого финансирования». Также огромное значение для российского рынка «зеленых» финансов имеет ВЭБ.РФ - государственная корпорация развития. Как одну из своих стратегических целей устойчивого развития ВЭБ.РФ выдвигает «зеленое финансирование». В декабре 2020 г. корпорация совместно с Московской биржей провела цифровую конференцию «Настоящее и будущее «зеленых» финансов в России», на которой было заявлено, что к июлю 2021 г. ВЭБ.РФ будет запущена национальная система «зеленого» финансирования. Она будет включать в себя методологические рекомендации, перечень утвержденных верификаторов и процесс получения «зеленого» статуса для финансовых инструментов.

Для развития системы «зеленых» финансов и функционирования рынка с учетом ЦУР необходимо создание национального центра, который бы занялся разработкой единых прин ципов и стан дартов для « зелен ых» ин струмен тов, соответствующих как международным, так и национальным требованиям. Как показывает практика, огромная роль в формировании «зеленых» финансов отведена именно государству, поэтому России необходим такой орган, основная деятельность которого была бы направлена на «озеленение» финансов.

20

Предлагается создать Национальный совет по «зеленому» финансированию и устойчивому развитию, как координационный орган между регуляторами и министерствами. Основным направлением деятельности Совета должно является общее руководство формированием и развитием сферы «зеленых» финансов в России. На Совет будут возложены задачи по определению стратегии и приоритетных направлений развития системы «зеленых» финансов в России. В качестве рабочей группы нового органа может быть назначена уже существующая организация, как например ВЭБ.РФ, или создана новая.

Данный новый орган в виде Национального совета по «зеленому» финансированию и устойчивому развитию и его рабочей группы позволит создать условия для разработки единых правил и принципов для национального рынка «зеленых» финансов и даст возможность привлечь дополнительные инвестиции для реализации «зеленых» проектов. То есть достичь тех целей, которые необходимы на начальном этапе «озеленения».

Таким образом, в России уже заложен фундамент развития «зеленых» финансов» путем создания необходимой нормативной базы и формирования «зеленых» институтов.

На сегодняшний день «зеленые» финансы являются одной из приоритетных задач национального плана восстановления экономики, в целях «озеленения» экономики страны и обеспечения развития рынков «зеленых» инструментов. Усилия таких организаций и госорганов как Минпромторг, ЦБ, ВЭБ.РФ, НАКДИ, по созданию системы «зеленого» финансирования в России очень важны для того, чтобы капитал направлялся в экологически устойчивые проекты. И,

возможно, создание нового органа в виде Национального совета по

21

«зеленому» финансированию и устойчивому развитию позволит

России преуспеть в мире «зеленых» финансов.

Список литературы

1. Всемирный банк (2019) 10 лет «зеленых» облигаций: формирование модели устойчивых инвестиций для всех рынков капитала. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/immersive-story/ 2019/03/18/10-years-of-green-bonds-creating-the-blueprint-for-sustainability-across-capital-markets.

2. Казарновский П., Бурмистрова С. (2020) «Зеленым» кредитам дают зеленый свет. РБК. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/ 2020/02/25/5e4f9b4c9a7947c073db340f.

3. ООН (2015) Парижское соглашение. URL: https://unfccc.int/files/ meetings / paris nov 2015 /application /pdf/ paris agreement russian .pdf.

4. Постановление Правительства России от 14.12.2010 г. № 1016 (ред. от 07.06.2017) «Об утверждении Правил отбора инвестиционных проектов и принципалов для предоставления государственных гарантий Российской Федерации по кредитам либо облигационным займам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов». URL: http://www.consultant.ru/document/

cons doc law 108319/6c15a87033735aa95f0ca0b3f03cc9a0376ae8c8/.

5. Постановление Правительства РФ от 30.04.2019 г. № 541 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению наилучших доступных технологий». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 72137248/.

6. Распоряжение Правительства России от 18.12.2012 г. № 2423-р. URL: http: / / static.government.ru / media / files/ TdjRwbzMrCgoSzo3zdL5CxFygLU1O2n2.pdf.

7. Распоряжение Правительства России от 25.12.2019 г. № 3183-р. URL: http: / / static.government.ru / media / files/ OTrFMr1Z1sORh5NIx4gLUsdgGHyWIAqy.pdf.

8. Стиглиц Д., Сен А., Фитусси Ж.-П. (2016) Неверно оценивая нашу жизнь: Почему ВВП не имеет смысла? Доклад Комиссии по измерению эффективности экономики и социального прогресса. Москва. Издательство Института Гайдара. 216 с.

9. Указ Президента России от 13.05.2019 г. № 216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации». URL: https://minenergo.gov.ru/system/download-pdf/14766/96941.

10. Центр компетенций и зеленой экспертизы Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (2020) Годовой доклад Зелёные финансы в России - 2020. URL: https:// investinfra.ru/frontend/images/PDF/Zelenie invecticii 2020 web.pdf.

11. Экспертный Совет по рынку долгосрочных инвестиций при Банке России (2018) Зеленые Финансы: Повестка дня для России. Диагностическая записка. URL: https://xn--90ab5f.xn--p1ai/files/? file=5bb5ccdd3402a80b2d7e153d511e3ea1.pdf.

12.Climate Bonds Initiative (2020) 2019 Green Bond Market Summary. URL: https://www.climatebonds.net/files/reports/2019 annual highlights-final.pdf.

13.Henze, V. (2020) Sustainable Debt Sees Record Issuance At $465Bn in 2019, Up 78% From 2018. BloombergNEF. URL: https://about.bnef.com/blog/ sustainable-debt-sees-record-issuance-at-465bn-in-2019-up-78-from-2018/.

14. Hussain, F. I. (2020) Green loans: Financing the transition to a low-carbon economy. World Bank. URL: https://blogs.worldbank.org/climatechange/ green-loans-financing-transition-low-carbon-economy#:~:text=Banks%2520and%2520financial%2520institutions%2520c an,US% 252460% 2520billion% 2520in% 25202018.

15. Lindenberg, N. (2014) Definition of Green Finance. German Development Institute. SSRN. URL: https://ssrn.com/abstract=2446496.

16.Loan Market Association (2018) Green Loan Principles. URL: https:// www.lma.eu.com/ application / files/ 9115/4452/5458/741 LM Green Loan Principles Booklet V8.pdf.

17.Luo, C., Fan, S., Zhang, Q. (2017) Investigating the Influence of Green Credit on Operational Efficiency and Financial Performance Based on Hybrid Econometric Models. International Journal of Financial Studies. 5(4):27. DOI: https://doi.org/10.3390/ijfs5040027.

18.Noh, H. J. (2018) Financial Strategy to Accelerate Green Growth. ADBI Working Paper 866. Tokyo: Asian Development Bank Institute. URL: https://www.adb.org/publications/financial-strategy-accelerate-green-growth.

19. UN ESCAP (2012) Low carbon green growth roadmap for Asia and the Pacific. URL: https://portals.iucn.org/library/sites/library/files/ documents/Man-Dev-152.pdf.

Key trends in the development of «green» finance in Russia

Svetlana Yu. PERTSEVA

PhD, associate Professor, Department of International Finance

Moscow State Institute of International Relations (University) of the Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation,

Moscow, Russian Federation

E-mail: sup.05@mail.ru

Abstract. The article is devoted to the development of green finance in Russia under the influence of modern global trends in the field of environmental finance. Particular attention is paid to green finance instruments. The author of the article examines the main directions of development of a green economy in Russia.

Keywords: green finance, green bonds, green loans, green economy regulation.

-z_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.