DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.115.1.075
КЛЮЧЕВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ В СФЕРЕ HR: ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В РОССИИ
Научная статья
Макарова Е.А.*
ORCID: 0000-0003-3076-2527, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Москва, Россия
* Корреспондирующий автор (emakarova-17-03[at]edu.ranepa.ru)
Аннотация
В России, как и в других странах мира, пандемия сильно ускорила технологический прогресс, что, в свою очередь, привело к необходимости быстрой адаптации компаний к современным реалиям. Все отрасли (функции) бизнеса подвержены появлению новых технологий, отдел управления персоналом или HR не стал исключением. Для того, чтобы идти в ногу со временем HR отделам необходимо интегрировать в свои бизнес-процессы инновационные инструменты. В данной статье анализируются различные способы цифровизации рутинных HR процессов в России, которые помогают компаниям более эффективно набирать, адаптировать и обучать персонал. Для того, чтобы понимать, какие тенденции есть в области HR по всему миру, был принят во внимание опыт международных консалтинговых и рекрутинговых компаний, которые осуществляют свою деятельность на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: цифровизация, трансформация, COVID-19, управление персоналом, тренды, цифровая трансформация сферы управления человеческими ресурсами, современные инструменты.
KEY TECHNOLOGIES OF DIGITAL TRANSFORMATION IN HR: TRENDS IN HR MANAGEMENT IN RUSSIA
Research article
Makarova E.A.*
ORCID: 0000-0003-3076-2527, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Moscow, Russia
* Corresponding author (emakarova-17-03[at]edu.ranepa.ru)
Abstract
As in other countries, in Russia, the pandemic greatly accelerated technological progress, which, in turn, led to the need for companies to quickly adapt to modern conditions. All branches (functions) of business are subject to the emergence of new technologies, HR departments are no exception. In order to stay current, HR departments need to integrate innovative tools into their business processes. The current article analyzes various ways to digitalize routine HR processes in Russia, which help companies recruit, adapt and train staff more effectively. In order to understand the existing global trends in the field of HR, the article includes the experience of international consulting and recruiting companies that operate in the Russian Federation.
Keywords: digitalization, transformation, COVID-19, personnel management, trends, digital transformation of human resource management, modern tools.
Ситуация пандемии COVID-19 спровоцировала многие страны, в частности Россию, ускорить темпы технологических изменений, а также подстегнула ускорение последствий долгосрочных трендов: исчезновение ряда устаревших профессий, появление прежде неизвестных специальностей, ведение бизнеса в условиях дистанционной работы, внедрение большего количества новых технологий в компании и многое другое [11]. В соответствии с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в целях сдерживания дальнейшего распространения вируса в России с 2020 года во всем мире были приняты многочисленные меры, которые включали в себя как физическое дистанцирование, закрытие предприятий и организаций, не относящихся к жизненно важным, так и изоляция целых городов в различных регионах [4]. В ответ на кризис и связанные с ним ограничения организации начали активно внедрять в рабочие процессы новые технологии и бизнес- модели, что привело к формированию новых трендов на рынке труда. Кризис пандемии ускорил процесс автоматизации и существенно повлиял на готовность компаний внедрять новые технологии. До пандемии успел сформироваться и удерживает высокую планку уровень внедрения облачных вычислений, аналитики больших данных и технологий электронной коммерции. Однако в настоящее время наблюдается увеличение интереса компаний к внедрению технологий искусственного интеллекта и робототехники. Согласно результатам исследования «Международные тенденции в сфере управления персоналом -2020» по России от ООО «Делойт Консалтинг» порядка 70% респондентов (В исследовании приняли участие 9 тыс. лидеров бизнес и HR-направлений из 119 стран мира, в России участниками исследования стали представители более 90 компаний [2]) в России и в других странах используют или изучают способы внедрения технологий на базе искусственного интеллекта в своих организациях. 80% компаний в России считают улучшение качества работы сотрудников ключевым преимуществом использования искусственного интеллекта и роботов. 58% компаний-респондентов в России используют искусственный интеллект и 48%- роботизацию для облегчения работы своих сотрудников [2].
Вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы для статьи. Целью является рассмотрение и анализ существующих цифровых технологий, которые активно внедряются и используются в сфере управления человеческими ресурсами на территории Российской Федерации. Для достижения поставленной цели, требуется рассмотреть теоретический и практический материалы цифровизации (digitalization), способы и инструменты технологической трансформации сферы управления человеческими ресурсами как в Российской Федерации, так и за
рубежом, а также то, как современные инструменты помогают оптимизировать HR-процессы. Объектом исследования является сфера управления человеческими ресурсами (human resources management), а предметом - современные технологии, используемые в области управления человеческими ресурсами в Российской Федерации.
Вопрос о степени развития цифровых инструментов на российском рынке является популярным и обсуждается на уровне крупных компаний, охватывая разные сферы [2]. Наиболее обсуждаемой темой является степень и способы цифровой трансформации каждой функции в компании. Стоит также отметить, что цифровая трансформация закреплена в качестве одной из национальных целей развития страны на период до 2030 г. [7]. Именно поэтому степень изученности темы статьи достаточна высока. Теоретической и методологической основой статьи стали недавние аналитические отчеты исследований как международных, так и российских компаний. Наиболее подробно были рассмотрены исследования от СберУниверситета совместно с Институтом образования НИУ «Высшая школа экономики» [5], Deloitte [2] и HAYS [1].
Под цифровизацией (digitalization) понимают «процесс трансформации бизнеса от аналоговой формы к цифровой» [9]. Данный процесс коснулся практически всех сфер в России, есть сферы, которые цифровизируются быстрее, есть сферы, которые медленнее осваивают технологии, иногда это может быть связано со спецификой бизнеса. По результатам совместного исследования Digital Leader, PwC, IDC и КРОК, проведенного в 2020 году, наиболее подвержены изменениям и внедрению новых технологий следующие сферы: ИТ, маркетинг, поддержка пользователей и финансы (бухгалтерия) [6].
ИТ-деп артам ент Маркетинг
Поддержка пользователей/клиентов Фи н ансы/Бухгалтерия Продажи
Корпоративные коммуникации
Логистика и Supply chain operations management
Производственный департамент Риск-менеджмент
Закупки % |
Рис. 1 - Отделы (функции), подверженные трансформации, под воздействием новых технологий [2]
Однако, стоит отметить, что отдел управления персоналом также терпит изменения и с каждым годом в эту функцию внедряется множество новых технологий, которые помогают автоматизировать рутинные процессы, упростить подбор и найм персонала, а также более эффективно обучать персонал. Но подбор и управление персоналом никогда не будут автоматизированы полностью, так как в процессе оценивания, отказа в работе или найме должен принимать человек. Чуть меньше половины опрошенных HR-специалистов считают, что отдавать оценку соискателей искусственному интеллекту неэтично по отношению к самому кандидату. И половина респондентов считают, что в конечном итоге все равно решение о найме должно стоять за человеком [5].
Рис. 2 - Вопрос об этичности отношения к кандидату с точки зрения рассмотрения его кандидатуры
при найме искусственным интеллектом [5]
Основные процессы, которые могут быть эффективно цифровизированы в сфере управления человеческими ресурсами: поиск и подбор персонала (рекрутинг), внутренние коммуникации, адаптация персонала, кадровое делопроизводство, расчет заработных плат и премий, обучение персонала, оценка персонала, опросы и аттестация, увольнение. Основными способами (технологиями) цифровой трансформации функции HR являются: чат- боты, геймификация, УЯ и 360, HR-аналитика и дэшборды, корпоративные порталы, роботизация (RPA). Рассмотрим подробно «умные» НЯ-технологии, которые внедряются или уже активно используются на российском рынке на данный момент, и как они помогают автоматизировать рутинные процессы и более эффективно вести деятельность НЯ-отделов.
Чат-боты
Понятие «HR- бота» можно охарактеризовать как «программа, основанная на применении искусственного интеллекта (AI) и помогающая в решении основных задач HR подразделений (поиск, отбор, адаптация, наставничество и повышение эффективности кросс-функционального взаимодействия)». AI способен собирать и обрабатывать информацию о демографии, истории прохождения интервью с кандидатом, сопричастность с компанией (насколько человек подходит компании по личностным качествам) и на этой основе предсказывать, насколько хорошо он сможет выполнять свою работу [8]. Как же система чат-ботов может помочь в различных HR-процессах. Во-первых, чат-бот может использоваться на первичном отсеивании кандидатов, таким образом сокращая время рекрутера на просмотр резюме. Ссылка на чат-бот размещается на сайте работодателя или на сайтах по поиску работы, при переходе на которую, чат-бот задает базовые вопросы соискателям (например, знание иностранного языка, наличие судимости, опыт работы, наличие высшего образования), после чего формируется база резюме кандидатов, чьи критерии удовлетворяют ТЗ вакансии. Во-вторых, процесс адаптации может быть автоматизирован с помощью чат-ботов. Чат-бот будет сопровождать сотрудника весь адаптационный период: познакомит с компанией и бадди (наставником), политиками компании и должностной инструкцией, проведет необходимые тренинги и тестирования. Также чат-бот может служить эффективным инструментом для командообразования (teambuilding) и программ корпоративного обучения. С помощью искусственного интеллекта можно внедрять различные марафоны и вызовы (challenges). Помимо этого, чат-боты позволяют своевременно информировать сотрудников о новых приказах, изменениях графика работы, должностной инструкции, о предстоящих мероприятиях, важных собраниях, а также просто знакомить с новыми сотрудниками, которые только вступают в должность.
VR/AR-технологии
Технологии виртуальной и дополненной реальности или VR/AR как инструмент используется в HR для интерактивного знакомства сотрудников с офисом компании, заводами, магазинами и т.д. Данная технология набирает популярность в современных реалиях, так как позволяет познакомиться с офисом заранее, сокращая время адаптации нового персонала. При этом этот инструмент может содержать в себе интерактивные элементы, такие как тесты, видео, что позволяет вовлечь сотрудников посредством геймификации. Также VR в подборе персонала (рекрутменте) может использоваться для трансляции лучших сторон, инновационности HR-бренда и, таким образом, привлекать лучших специалистов на рынке посредством симуляции работы, то есть предлагать потенциальным сотрудником окунуться в бизнес-процессы уже на этапе отбора. Помимо этого, технологии виртуальной реальности позволяют проверить компетенции как потенциальных сотрудников, так и своих сотрудников. Нередко такие VR-симуляции создаются в форме игры для того, чтобы человек максимально погрузился в атмосферу и в поставленную задачу и проявил свои сильные стороны на деле, а HR-специалист сможет проверить соответствуют ли красивые слова в резюме реальности.
Внутренние корпоративные порталы (геймификация обучения)
Корпоративный портал представляет собой единую платформу для более эффективной и удобной HR-коммуникации с сотрудниками (согласование отпусков, выгрузка больничных листов, расчетных листов), а также для
предоставления интерактивных курсов, тестирований, информации о жизни компании, хранения документов (облако). Данная технология позволит сократить время на адаптацию персонала, кросс-функциональное и внутреннее взаимодействие, обучение и оценку персонала.
HR-аналитика, дэшборды
Под HR-аналитикой понимают «процесс системного сбора и анализа информации в области человеческого капитала для выработки управленческих решений» [10]. HR-аналитика для российских компаний является относительно новым направлением, для составления отчетов многие компании используют Excel, который, являясь простым инструментов, довольна-таки ограничен в возможностях визуализации и автоматизации. Более современным способом ведения аналитики является технология интерактивной, графической панели с важной информацией (отслеживание укомплектованности, производительности и результативности, рабочего времени и текучести персонала) или дэшборд (dashboard). В современном мире HR-специалистам важно не только следить за статистикой по различным бизнес-процессам, но и пытаться спрогнозировать и принимать важные решения на основе данных. Хорошая визуализации, несомненно, помогает более эффективно следить за статистикой и, основываясь на аналитических данных, можно оптимизировать набор талантов, повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников, удержать специалистов.
Заключение
Таким образом, используя методы изучения, анализа и описания, рассмотрев теоретический материал как зарубежных, так и российских компаний, проанализировав информацию о современных инструментах, которые помогают упрощать бизнес-процессы, был сделан вывод, что цифровизированный HR — это тренд в современном мире, который продолжает набирать обороты. Уровень развития HR-отраслей неоднородный: есть отрасли, в которых не обойтись без автоматизации и где активно применяются лучшие мировые практики и технологии: искусственный интеллект, машинное обучение, дэшборды, а есть области, где внедрение технологий происходит очень медленно, либо вовсе не происходит. Для того, чтобы поддерживать высокий уровень конкурентоспособности, компаниям необходимо максимально быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде, что, в свою очередь, приведет к более эффективному ведению бизнеса. По результатам исследования международной рекрутинговой компании HAYS большинство компаний стремятся к автоматизации и активно используют вышеперечисленные технологии, так из 4 87 опрошенных компаний (58% российские, 42% международные) 78% компаний уже автоматизировали кадровый учет и администрирование, 54% - внутренние коммуникации, 45% - внедрили системы учета рабочего времени, 41% -рекрутмент, 40% - компенсацию и льготы, 34% автоматизировали HR-аналитику, 34% - оценку, адаптацию, обучение и развитие [3].
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. ИТ - технологии в HR: результаты исследования: OOO «Хейз Спешиалист Рекрутмент». — Р., 2020 — 30 с. URL: https://hays.ru/research/issledovanie-hays-it-v-hr/ (дата обращения 24.11.2021).
2. Международные тенденции в сфере управления персоналом: результаты исследования: ООО «Делойт Консалтинг». — Р., 2020 — 47 с. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/human-capital/russian/hc-trends-2020-Russia.pdf (дата обращения 24.11.2021).
3. ООО «Хэдхантер». «Как автоматизирован рекрутмент в российских компаниях». - [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/article/26288 (дата обращения 24.11.2021).
4. Официальный сайт Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). [Электронный ресурс]. URL: https://www.who.int/ru (дата обращения 24.11.2021).
5. Переподготовка как ответ на вызовы нового мира работы: аналитический отчет: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка». — М., 2021 — 78 с. URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/abc/Report_reskilling.pdf (дата обращения 24.11.2021).
6. Тренды & технологии 2030: результаты исследования: нетворкинг-платформа «Digital Leader». — Р., 2020 — 30 с. URL: https://clck.ru/amUBh (дата обращения 24.11.2021).
7. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (дата обращения 24.11.2021).
8. AI and Automation in HR: Impact, Adoption and Future Workforce. [Electronic resource]. URL: https://www.aihr.com/blog/ai-in-hr-impact-adoption-automation/#author (accessed: 24.11.2021).
9. Gartner: "Gartner Glossary: Digitize". [Electronic recource]. URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/glossary/digitization (accessed: 24.11.2021).
10. HR аналитика: основные тенденции, вызовы и практика. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/hr-analytics.pdf (дата обращения 24.11.2021).
11. McKinsey — "The future of work after COVID-19", 2021. [Electronic resource]. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/the-future-of-work-after-covid-19 (accessed: 24.11.2021).
Список литературы на английском языке / References in English
1. IT - tehnologii v HR: rezul'taty issledovanija: OOO «Hejz Speshialist Rekrutment» [IT technologies in HR: report: LLC "HAYS Specialist Recruitment"]. — R., 2020 — 30 p. URL: https://hays.ru/research/issledovanie-hays-it-v-hr/ (accessed: 24.11.2021). [in Russian]
2. Mezhdunarodnye tendencii v sfere upravlenija personalom: rezul'taty issledovanija: OOO «Delojt Konsalting» [International trends in the human resources management: report: LLC "Deloitte Consulting"]. — R., 2020 — 47 p. URL: https://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/ru/Documents/human-capital/russian/hc-trends-2020-Russia.pdf (accessed: 24.11.2021). [in Russian]
3. OOO «Hjedhanter». «Kak avtomatizirovan rekrutment v rossijskih kompanijah» [LLC "HeadHunter". How is recruitment automated in Russia] [Electronic resource]. URL: https://hh.ru/article/26288 (accessed: 24.11.2021). [in Russian]
4. Oficial'nyj sajt Vsemirnoj organizacii zdravoohranenija (VOZ) [Official website of World Health Organization (WHO)] [Electronic resource]. URL: https://www.who.int/ru (accessed: 24.11.2021). [in Russian]
5. Perepodgotovka kak otvet na vyzovy novogo mira raboty: analiticheskij otchet: ANO DPO «Korporativnyj universitet Sberbanka» [Retraining for a new world of work: report: Autonomous Non-Commercial Organization for Further Training and Development Sberbank Corporate University]. — M., 2021 — 78 p. URL: https://sberuniversity.ru/upload/iblock/abc/Report_reskilling.pdf (accessed: 24.11.2021). [in Russian]
6. Trendy & tehnologii 2030: rezul'taty issledovanija: netvorking-platforma «Digital Leader» [Trends & technologies 2030: report: networking platform Digital Leader]. — R., 2020 — 30 p. URL: https://clck.ru/amUBh (accessed: 24.11.2021). [in Russian]
7. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 ijulja 2020 g. № 474 «O nacional'nyh celjah razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2030: Decree of the President of the Russian Federation №204 of 21.07.2020] [Electronic resource] URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202007210012 (accessed: 24.11.2021). [in Russian]
8. AI and Automation in HR: Impact, Adoption and Future Workforce. [Electronic resource]. URL: https://www.aihr.com/blog/ai-in-hr-impact-adoption-automation/#author (accessed: 24.11.2021).
9. Gartner: "Gartner Glossary: Digitize". [Electronic recource]. URL: https://www.gartner.com/en/information-technology/glossary/digitization (accessed: 24.11.2021).
10. HR analitika: osnovnye tendencii, vyzovy i praktika [HR analytics: trends, challenges and practice] [Electronic resource]. URL: https://www.pwc.ru/ru/publications/hr-analytics.pdf (accessed: 24.11.2021). [in Russian]
11. McKinsey — "The future of work after COVID-19", 2021. [Electronic resource]. URL: https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/the-future-of-work-after-covid-19 (accessed: 24.11.2021).