Научная статья на тему 'Ключевые понятия федеральных государственных образовательных стандартов'

Ключевые понятия федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
569
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / ПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ / SCHOOL SUBJECT / SUBJECT KNOWLEDGE AND SKILLS / INTERDISCIPLINARY / GENERAL ACADEMIC KNOWLEDGE AND SKILLS / METASUBJECT KNOWLEDGE AND SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жилина Алла Ивановна

В статье исследуются понятия, предложенные федеральными государственными образовательными стандартами в качестве ключевых для изучения и реализации в процессе освоения учебного материала. На основе выявления особенностей толкования этих понятий в словарях, некоторых научных исследованиях, в практике обучения предлагается логически обоснованное толкование этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key concepts of Federal state educational standards

The article explores the concept, proposed by the Federal government educational standards as a key for studying and implementing in the process of mastering of educational material. Based on the identification of features of interpretation of these concepts in dictionaries, some scientific research, in the practice of teaching offers a logically reasonable interpretation of these concepts.

Текст научной работы на тему «Ключевые понятия федеральных государственных образовательных стандартов»

УДК 378.12:378

А. И. Жилина

Ключевые понятия федеральных государственных образовательных стандартов

В статье исследуются понятия, предложенные федеральными государственными образовательными стандартами в качестве ключевых для изучения и реализации в процессе освоения учебного материала. На основе выявления особенностей толкования этих понятий в словарях, некоторых научных исследованиях, в практике обучения предлагается логически обоснованное толкование этих понятий.

The article explores the concept, proposed by the Federal government educational standards as a key for studying and implementing in the process of mastering of educational material. Based on the identification of features of interpretation of these concepts in dictionaries, some scientific research, in the practice of teaching offers a logically reasonable interpretation of these concepts.

Ключевые слова. Учебный предмет, предметные знания и умения, межпредметные, общеучебные знания и умения, метапредметные знания и умения.

Key words: school subject, subject knowledge and skills, interdisciplinary, General academic knowledge and skills, metasubject knowledge and skills.

Установленные ФГОС требования к результатам обучения и воспитания школьников вызывают необходимость в осмыслении педагогами ключевых понятий, которыми оперирует стандарт: «предметные знания и умения», «межпредметные, общеучебные знания и умения», «метапредметные знания и умения», «универсальные учебные действия», «личностные качества обучающихся».

Некоторые теоретики, а за ними и практики, заговорили о том, что «изменение содержания обучения на основе принципов метапредметности является условием достижения высокого качества образования, а учитель на этой основе должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний».

Правда, при этом никто не пояснил, что это за «принципы метапредметности» и почему на их основе учитель «должен стать конструктором новых педагогических ситуаций». Другие задались вопросами: Как контролировать «метапредметные знания и умения»? Что такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы? Как они соотносятся друг с другом? Что такое метапредметы? Где их взять (или как их разработать)? Кто их будет вести? Как изыскать возможность их

© Жилина А.И., 2015

41

включения в учебный план при сегодняшней перегрузке учащихся учебным материалом? и т.д. и т.п.

Однако эти авторы высказываются, мягко говоря, не на тему. Им предложено всего-навсего подумать над вопросом, что такое «метапредметные знания и умения»? Как нам представляется, - это и не метапредметность, не метадеятельность, не метазнания, не метаспособы, и, уж конечно, не метапредметы.

Очевидно, сначала надо определиться с понятиями «предмет», «учебный предмет», «знания и умения», «предметные знания и умения», «межпредметные, общеучебные знания и умения», «метапредметные знания и умения» в условиях обучения в системе образования. Необходимо понять, что такое «универсальные учебные действия», в каких отношениях находятся все, выше перечисленные, понятия с понятием «личностные качества обучающихся».

Этого требует от нас элементарная логика.

Начнём с того, что Большой энциклопедический словарь определяет «предмет» как всё то, что «может находиться в отношении или обладать каким-либо свойством». [1]. Современный толковый словарь русского языка (Т.Ф.Ефремова) даёт широкое толкование понятия «предмет» и рассматривает его как «любое конкретное материальное явление, воспринимаемое органами чувств». «Предмет - это и нечто существующее, вместилище каких-либо свойств и качеств. Это и вещь, обслуживающая определённую потребность человека, и явление действительности, событие, факт, и то, что является объектом, источником чьей-либо деятельности, мысли, чьего-либо чувства» [3].

Для нас в этом определении важно, что «предмет» - это и то, что изучается кем-либо, и тема, и содержание, и материал чего-либо. Это «определённый круг знаний, образующих особую дисциплину изучения», т.е. учебный предмет.

Исходя из более общего понятия, Большой энциклопедический словарь [1] так определяет учебный предмет: «Учебный предмет (учебная дисциплина) - это система знаний, умений и навыков, отобранных из определённой отрасли науки, техники, искусства, производственной деятельности для изучения в учебном заведении. По содержанию учебный предмет бывает общеобразовательным (общенаучным) или специальным, определяющим профиль подготовки специалиста».

Теперь обратим внимание на главное для педагога. Предмет - «это определённый круг знаний, образующих особую дисциплину изучения». «Учебный предмет (учебная дисциплина) - это система знаний, умений и навыков, отобранных из определённой отрасли науки», которые могут быть «общеобразовательными (общенаучными) или специальными» [1].

Для организации усвоения отдельных учебных предметов в процессе обучения необходимо понять, что они содержат предметные знания,

42

которым соответствуют учебные действия, формирующие операции, умения и навыки для выполнения специфических задач этого предмета.

Согласимся, что все учебные знания, умения и навыки, формируемые в каком-либо учебном предмете, можно разделить на две категории: предметные и межпредметные. Предметные (специфические, узкопредметные) - это знания, умения и навыки, которые формируются у учащихся только в процессе обучения данному учебному предмету. Они применяются, главным образом, в этом предмете, но часть из них применяется и в смежных предметах, где мы можем говорить о «межпредметном» характере их изучения и применения. Отсюда вытекает определение межпредметных знаний, умений и навыков, которые формируются не только при изучении данного предмета, но и в процессе обучения другим предметам. Они применяются во многих учебных предметах и повседневной жизненной практике.

Хотя среди учёных и нет ясного понимания того, что такое «общеучебные» знания, умения и навыки, педагогу давно известно, что в ходе освоения предметных и межпредметных знаний формируются общеучебные умения и навыки, при помощи которых учащиеся выполняют действия и в процессе обучения многим предметам, и в реальной жизни. Например, такие как знания, умения и навыки письма, чтения, устной речи (русский язык, литература, все другие предметы, изучаемые в классе). Или числа и действия над ними (математика, физика, естественно-научные дисциплины и др.). Эти, вначале предметные знания и умения, относящиеся к языковой подготовке и математике, затем превращаются в знания и умения, широко используемые не только для осуществления различных разговорных, письменных, математических действий, но и для действий во многих других предметах, и в повседневной жизненной практике. Поэтому эти знания, умения и навыки являются общеучебными.

Таким образом, знания, умения, навыки в обучении понимают как основные компоненты предметной и межпредметной общенаучных областей. Они позволяют человеку решать конкретные учебные, научные, практические, жизненно важные проблемы. Отсюда можем сделать вывод: предметные, межпредметные, общеучебные знания, умения и навыки - это компоненты учебных предметов, изучаемых дисциплин, обозначенных в учебных планах образовательных учреждений.

Однако Федеральные образовательные стандарты поставили перед педагогами и учёными, в том числе, вопрос о необходимости формировать «метапредметные знания и умения». Скажем прямо, это вызвало массу интерпретаций и непонимания на разных уровнях.

Вдруг оказалось, что метапредметные знания и умения - это «сформированные у обучающихся межпредметные понятия и универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные, которые обеспечивают самоорганизацию учебной деятельности,

43

выявление, постановку и решение проблемы». У разных авторов всё запутывается окончательно. Ответа на вопрос, что такое «метапредметные знания и умения» мы не получили, но ещё и перепутали их с межпредметными понятиями и познавательными, коммуникативными, регулятивными универсальными учебными действиями, хотя и здесь не понятно: универсальные - это только коммуникативные? Или познавательные? Или какие? Или всё-таки универсальные, включающие все остальные? и пр.

Исследование понятий «метапредметные знания и умения» мы начнем с рассмотрения частицы сложных слов - «мета», обозначающей абстрагированность, обобщенность, промежуточность, следование за чем-либо или нахождение над чем-либо. [4]. В разных словарях эта часть сложного слова - «мета» - означает разные положения следующих за ним определений. Так, итальянское - «пополам», греческое -«переход», «перемена», «вне», «за пределами», «между», «пере», «после», «через», «над», «выше». Например, итальянское a meta - сделка за совместный счет, греческое «метабазис» - прием подмены тезиса в споре; «метагалактика» - вне, за пределами галактики; «метагенез» -одна из форм чередования, перемены поколений и т.д.

Есть и другие определения. Например, «Метафизика» - то, что выше физики, над нею. (В.И. Даль). То, что после физики. (Ф.А. Брокгауз и И.А. Ефрон). «Метатеория» - «над»теория, изучающая систему понятий другой теории. «Метаязык» - исследует условия формализации научных теорий, синтаксические и семантические свойства формализованных языков, т.е. язык «над» языками (Философский словарь). «Метаинформация» - «над» информация о способах переработки информации или о том, где ее найти (Экономико-математический словарь). «Метазнания» - знания о знании, т. е. «знание над знанием» о том, как оно устроено и структурировано. Знания о получении знаний, т. е. о приёмах и методах познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним и т. д. Пожалуй, мы не станем здесь рассматривать понятий «метадеятельность», «метаспособы», «метаумения». Это совсем не то, о чём нас спросили в ФГОС. Нам надо понять, что такое «метапредметные знания и умения», а это значит - определиться с понятием «надпредметные знания и умения» в процессе обучения человека. Мы должны сначала понять, что это за «надпредмет», которого мы до сих пор в обучении учащихся замечать не хотели, а он, оказывается, есть, да ещё и «составляет центральную проблему учения»[2, 5]. Нам представляется, что этот «надпредмет» - это интеллектуальное знание и умение мыслить, собственно то, для чего и организуется любой процесс обучения. Этот процесс не может осуществляться без освоения конкретных предметных, межпредметных и других знаний и умений. Но если мы не научим мыслить, т. е. осуществлять анализ, синтез, интерпретацию, экстрапо-

44

ляцию, оценку, аргументацию и др., вряд ли это даст возможность овладеть всеми другими видами знаний и умений.

Умение определять понятия, делать обобщение, систематизацию, осуществлять классификацию, доказательство, комбинировать известные способы деятельности с новыми и т.п. - вот это и есть метапредметные знания и умения.

Именно об этом идёт речь в теории поэтапного формирования умственных действий, созданной П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной.

Эта теория пока нашла слабое применение в практике современного образовательного процесса, скорее всего, из-за мощного сопротивления учёных-педагогов, создававших на протяжении ХХ в. «бездетную» дидактику и педагогику школьного обучения.

В основе теории поэтапного формирования умственных действий лежит новая методология управления процессом познания, управления знаниями на основе системно-деятельностного подхода. Она сегодня требует коренной перестройки традиционных представлений педагогов о переводе внешнеучебной деятельности ученика (форм, методов, технологий, содержания обучения) в процессы, протекающие в умственных действиях, в сознании обучающегося человека (осознание, понимание, конкретизация, дифференциация, обобщение и т. д.), т. е. в формирование тех самых метапредметных (надпредметных) знаний, умений и навыков, получаемых, присваиваемых личностью в ходе освоения всех других предметных, межпредметных, общеучебных знаний, умений и навыков.

В этапах формирования умственных действий раскрыты учёными основные знания, умения и навыки умственного, интеллектуального развития учащихся, т.е. метапредметные (надпредметные) знания и умения - вычленять главное, анализировать, обобщать, классифицировать, абстрагироваться и т.д. Именно они обеспечивают становление мышления, развитие сознания и осознанности применения изучаемого материала в практической деятельности учащихся.

Нам важно понять, в чём суть мыслительных операций, которые являются неотъемлемой составляющей каждого учебного процесса: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение, конкретизация. Не вдаваясь в подробности, кратко назовём их характеристики в надежде, что они помогут нам более глубоко понять суть «метапредметных знаний и умений».

Итак, сравнение - выявление сходства или различия между вещами, предметами, явлениями. Результатом сравнения является классификация. Например, определение предметов по их сходному качеству. Анализ - мысленное расчленение объекта на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез - объединение отдельных компонентов в целое. Обычно следует за анализом. Абстрагирование -выделение одной стороны предмета или явления, которая в реальности

45

как отдельная не существует. Обобщение - выделение общих существенных свойств сравниваемых объектов, вывод. Конкретизация - операция, обратная обобщению, выделение у предмета или явления характерных именно для него черт, не связанных с чертами, общими для класса предмета или явления.

Но заметим для себя: эти мыслительные операции человек может осуществлять только в процессе познания конкретных предметов и явлений окружающего мира, в том числе и предоставляемых ему в учебном предмете в процессе обучения. Мы уверены, что именно этим «метапредметным» мыслительным операциям следует учить при изучении каждого конкретного школьного предмета.

Список литературы

1. Большой Энциклопедический словарь: философия, социология, религия, политэкономия / гл. н. ред. и сост. С.Ю. Солодовников. - Мн.: МФЦП,2002.

2. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. - М.: МГУ, 1985.

3. Ефремова Т.Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка. DOC. - М.: Русский язык, 2000.

4. Современный толковый словарь. - М.: Большая Советская Энциклопедия, 1970.

5. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. - М.: МГУ, 1975.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.