ИССЛЕДОВАНИЕ
Сапронова А.В.
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Ключевые показатели эффективности в контексте оценки профессиональной деятельности государственных
служащих
АННОТАЦИЯ:
В настоящей статье рассматриваются сущность, структура и содержание, а также функциональные особенности использования технологии ключевых показателей эффективности в аспектах оценки профессиональной деятельности государственных служащих.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственные служащие, профессиональная деятельность государственных служащих, оценка эффективности, технология оценки эффективности профессиональной деятельности государственных служащих, технология «ключевых показателей эффективности» (KRI) и ее основные характеристики
JEL: E20, E24 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:
Сапронова А.В. Ключевые показатели эффективности в контексте оценки профессиональной деятельности государственных служащих // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — с. 129-136. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/39/
Сапронова Анастасия Васильевна, аспирантка факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; советник Департамента Аппарата Правительства Российской Федерации ([email protected])
ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 02.12.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.01.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/39/
(с) Сапронова А.В. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"
Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский
Metadata in English is available.
For detailed information, please, visit
http://en.creativeconomy.ru/ioumals/index.php/rp/article/view/39/
Сапронова А.В. Ключевые показатели эффективности в контексте оценки профессиональной деятельности государственных служащих // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — с. 129-136. —
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/39/
Для того чтобы рассмотреть весь комплекс характеристических особенностей технологии «ключевых показателей эффективности» (KPI), для ее использования в процессе оценки профессиональной деятельности государственных служащих, необходимо, по мнению автора статьи, прежде всего, представить данную технологию в ее информационно-аналитическом аспекте. Раскрытие темы ведется в рамках следующей схемы логического ряда, а именно:
Определение понятия KPI Структура и содержание KPI Алгоритм создания KPI в пошаговом распределении — Основные принципы реализации KPI.
Приступая к описанию и характеристике первого компонента данного логического ряда, можно утверждать, что сущность самого понятия «Ключевые показатели эффективности» исходит от его этимологического (генезисно-лингвистического) основания, т.е. от английского «Key Performance Indicators», в абривиатуре - «KPI», и трактуется как совокупность результатов (промежуточных и итоговых) работы какой-либо категории служащих. В нашем конкретном случае -государственных служащих. Эти полученные и просчитанные результаты профессиональной деятельности данной категории служащих дают основание для анализа как стратегических, так и тактических процессов определенной структуры государственного учреждения (организации, предприятия, компании и т.д.). Результаты такого анализа служат для внесения определенных коррективных трансформационных изменений в процесс модернизации структуры и ее оптимизации для повышения эффективности профессиональной деятельности государственных служащих. И именно с помощью KPI возможна оценка профессиональной деловой инициативности государственных служащих как отдельных структурных подразделений (департаментов, комитетов, отделов, комиссий и т.д.), так и всей организационно-государственной структуры в целом [1, с. 233].
Особо нужно обратить внимание на тот факт, что само выражение - «Key Performance Indicators», в абривиатуре - «KPI», для которого применяется трактовка ключевых показателей эффективности (КПЭ), по сущности ошибочно, ибо если рассматривать KPI в его изначальном основании, то в дословном переводе мы имеем следующее:
Сапронова А.В. Ключевые показатели эффективности в контексте оценки профессиональной деятельности государственных служащих // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — с. 129-136. —
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/39/
- «key» - ключевой, характеризующий степень достижения какой-либо цели, существенный для работы одной из областей деятельности компании;
- «indicator» - индикатор, показатель;
- «performance» - условно - продуктивность, т.е., по сути дела, коэффициент полезного действия (КПД).
Чтобы толкование последнего слова было наиболее приближенным к оригиналу, воспользуемся «Стандартом ISO 9000:2008», который определяет его содержание посредством двойного перевода, а именно: результативность и эффективность. Исходя из этого, в данной статье в соответствии с темой транскрипция абривиатуры KPI примет такой вид: «ключевой показатель результата деятельности»[6, с. 3].
Рассматривая второй компонент логического ряда, а именно структуру и содержание KPI, можно констатировать его подразделение на 2 подгруппы.
Подгруппа №1 - «Запаздывающие», которые дают видение итогов профессиональной деятельности государственных служащих по завершению какого-либо темпорального (временного) периода и которые не в состоянии дать адекватную картину уровня эффективности работы отдельных подразделений и всей структуры в целом.
Подгруппа №2 - «Опережающие», использующие результаты в целях выстраивания процесса управления в тактическо-операционном текущем аспекте в рамках четкого временного интервала [6, с. 106].
Особо следует отметить, что данные структурно-содержательные компоненты представляют собой элемент упорядоченной совокупности (системы) «сбалансированных показателей» (Balanced Scorecard). Этот элемент характеризуется наличием сформированных причинно-следственных
взаимозависимостей между основными расчетными итоговыми показателями и прогностическими текущими показателями. Эти взаимозависимости позволяют устанавливать определенные закономерности и взаимные факторы, оказывающие заметное воздействие одних показателей на другие [4, с.128-135].
Третий компонент нашего логического ряда характеризуется взаимозависимостью основных шагов алгоритма создания KPI, что видно на нижеследующей схеме, разработанной автором данной статьи на основе информационно-аналитических материалов М.М. Панова в
Сапронова А.В. Ключевые показатели эффективности в контексте оценки профессиональной деятельности государственных служащих // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — с. 129-136. —
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/39/
исследовании «Оценка деятельности и система управления компанией на основе КР1», изданной в Москве в издательстве «Инфра-М», в 2013 году (см. рис.).
Шаг N01 Шаг - Шаг -^ Шаг №4
-1?
11 г
(1-а) (2-а) 4-№ (3-а) <-► (4-а)
(1-6) (2-6) (3-6) И-б)
(1-в) (2-в) (3-в) И-в)
И-0
(1-г) (2-Г) (3-Г)
t_>1
Рисунок. Алгоритм создания КР1 в пошаговом распределении
В данном рисунке отображены следующие взаимосвязанные и взаимозависимые шаги алгоритма при разработке и создании КР1:
Шаг №1 - «Организационно-подготовительные мероприятия».
(1-а) - предоставление заявки и приобретение разрешения на разработку и создание КР1 от вышестоящего руководства.
(1-б) - подготовка полного и развернутого плана проектной деятельности по разработке и созданию КР1.
(1-в) - работа по организации инициативной группы по разработке и созданию КР1.
(1-г) - обоснование и организация начального (констатирующего) этапа по разработке и созданию КР1.
Шаг №2 - «Научно-теоретическое обоснование методологических основ создаваемой КР1».
(2-а) - оптимизация структуры в организационном аспекте.
(2-б) - формирование модели создаваемой КР1 в методическом аспекте.
(2-в) - проектирование менеджмента государственной структуры на основе разрабатываемой КР1.
(2-г) - подготовка нормативно-методической совокупности документов в рамках создаваемой КР1.
Шаг №3 - «Формирование информационно-аналитической совокупности компонентов создаваемой КР1».
Сапронова А.В. Ключевые показатели эффективности в контексте оценки профессиональной деятельности государственных служащих // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — c. 129-136. —
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/39/
(3-а) - подготовка технического задания для систематизации программно-информационного блока создаваемой КР1.
(3-б) - процесс программирования информационной системы создаваемой КР1.
(3-в) - организация процесса обучения пользователей создаваемой КР1.
(3-г) - осуществление процесса опытно-экспериментального этапа создаваемой КР1.
Шаг №4 - «Реализация разработанной и сформированной КР1».
(4-а) - трансформация профессиональной этики государственных служащих посредством определенной генеральной стратегией вектора эволюции КР1.
(4-б) - объяснение кадровому составу государственного органа значимости внедряемой технологии КР1.
(4-в) - определение системных КР1 для всей структуры государственного органа в контексте создания новой системы отчетности для служащих разных категорий.
(4-г) - мониторинг адекватности внедрения разработанной технологии КР1 внешним и внутренним факторам профессиональной деятельности государственного органа.
Переходя к характеристике последнего, четвертого, компонента логического ряда, рассмотрим основные принципы реализации КР1, а именно:
- Принцип I. Контроль управленческого процесса на всех уровнях структуры государственного органа.
- Принцип II. Организация и осуществление профессиональной деятельности государственных служащих всех категорий и уровней на основе партнерства.
- Принцип III. Организация и осуществление профессиональной деятельности государственных служащих в соответствии с основным системообразующим вектором развития государственного органа.
- Принцип IV. Внедрение технологии оценки показателей эффективности профессиональной деятельности государственных служащих в зависимости от показателей оптимизации их работы.
- Принцип V. Обеспечение взаимосогласованности показателей профессиональной активности государственных служащих с главными стратегическими целями государственной структуры [6, с. 81].
Сапронова А.В. Ключевые показатели эффективности в контексте оценки профессиональной деятельности государственных служащих // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — c. 129-136. —
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/39/
Как мы видим, КР! представляют собой совокупность количественных показателей, спрогнозированных, выявленных и, самое главное, являющихся адекватным отображением позитивной картины деятельности какого-либо государственного органа. С точки зрения реализации стратегических целей кадровой политики государственной организации или учреждения, такого рода отображения несут в себе итоги (результаты) профессиональной деятельности государственных структур и их элементов. Тем самым они являются выражением и определением уровня эффективности профессиональной деятельности различных категорий государственных служащих. На сегодняшний день насущная необходимость использования технологий KPI определяется надобностью создания и развития общедоступной для каждого гражданина нашей страны системы показателей эффективности профессиональной деятельности государственных служащих всех уровней и категорий. И для того, чтобы разработать и внедрить технологию KPI в рамках современной российской действительности, нужно, на взгляд автора данной статьи, приобрести знания, умения и, особенно, навыки в процессе оценки основных и производных условий жизнедеятельности государственных учреждений [3].
Главными и стратегическими задачами реализации технологии ключевых показателей эффективности в систему оценки профессиональной деятельности государственных служащих, по мнению автора статьи, предстают следующие, а именно:
Задача 1 - повышение эффективности и качества работы государственных служащих за счет разработанных систем стимулирования.
Задача 2 - организация и проведение аналитических операций, ставящих своей целью определение уровня приближения реальной модели деятельности государственных служащих к идеальной модели в аспекте служения обществу.
Задача 3 - разработка иерархической совокупности компонентов триединого взаимозависимого отношения по типу: «Государственный служащий» - «Общество» - «Гражданин».
Задача 4 - рост показателей, так называемой «прозрачности» и открытости профессиональной деятельности государственных
служащих с точки зрения общества и рядовых граждан [7].
Сапронова А.В. Ключевые показатели эффективности в контексте оценки профессиональной деятельности государственных служащих // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — с. 129-136. —
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/39/
Очевидно, что системная реализация технологии КР1 в практику работы государственных органов в масштабах страны, естественно, повысит уровень и качество контрольных функций общества за деятельностью как государственных учреждений, так и самих государственных служащих всех уровней и категорий.
Необходимо отметить, что результаты как промежуточные, так и итоговые работы персонала государственных органов в свете модернизации всей системы государственного управления, должны стать доступными обществу и гражданам нашей страны, а внедрение технологии КР1 и даст такую возможность. На данный момент в РФ констатируется ряд основных вопросов по управлению государственными служащими в рамках государственной службы, которые возможно систематизировать следующим образом, а именно:
- Главный вопрос совокупности первого уровня сказывается, прежде всего, в крайне низкой профессиональной квалификации государственных служащих.
- Главный вопрос совокупности второго уровня определяется в достаточно низком общекультурном уровне служащих государственного сектора.
- Главный вопрос совокупности третьего уровня определяется финансовой выгодностью государственных служащих по сравнению с общей массой равнозначных специалистов негосударственного сектора [2].
С точки зрения прогнозируемых решений вышеприведенных основных вопросов видятся следующие основные векторные направления усилий:
- Создание и реализация такой технологии КР1 в рамках управления государственными служащими, при внедрении которой в полном объеме будет воплощена государственная кадровая стратегическая политика.
- Воплощение в практику реальной повседневной профессиональной деятельности государственных служащих интеграционной кадровой политики посредством КР1.
- Реформирование всей системы организации и функционирования кадровых служб государственных органов и систем повышения уровня квалификации их работников.
Сапронова А.В. Ключевые показатели эффективности в контексте оценки профессиональной деятельности государственных служащих // Российское предпринимательство. — 2015. — № 1 (271). — c. 129-136. —
http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/rp/article/view/39/
- Модернизация существующих систем оплаты труда государственных служащих с помощью KPI [5].
Технологии KPI дают реальную возможность сформировать у категории государственных служащих основные понятийные системы о сущности, структуре и содержании их профессиональной деятельности и системы оценки ее эффективности. И однозначно можно утверждать, что единая система оценки результатов такой деятельности, которая особым образом влияет и на оплату труда государственных чиновников, покажет значительный и стабильный рост позитивной динамики ее итогов. Итак, в данной статье автор рассмотрел ключевые показатели эффективности в контексте оценки профессиональной деятельности государственных служащих, что и являлось целью ее написания.
ИСТОЧНИКИ:
1. David Parmenter. Key Performance Indicators: Developing. Implementing and Using Winning
KPI's. — New Jersey, USA: John Wiley & Sons, inc., 2007.
2. Introducing KPI in the government sector. Possible futures for the HR functions. David Owens
and Anne Keegan, 2008.
3. Бурганова Э.О. Внедрение ключевых показателей эффективности // Персонал Микс. -
2005. - N 6.
4. Ильясов Ф. Н. Тарифная сетка. система грейдов на основе закона Вебера // Мониторинг
общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2012. - №6. -С. 128-135.
5. Мейер М.В. Оценка эффективности бизнеса. Пер. с англ. - М.: Изд-во "Вершина", 2008.
6. Панов М.М. Оценка деятельности и система управления компанией на основе KPI. - М.:
Инфра-М, 2013. - 255 с.
7. Широкова Г.В. Управление организационными изменениями. - СПб: Изд. дом Санкт-
Петербургского государственного университета, 2007.