Научная статья на тему 'Ключевые особенности заключения договоров в области информационных технологий между дочерними обществами одной компании'

Ключевые особенности заключения договоров в области информационных технологий между дочерними обществами одной компании Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
информационные технологии / правовое регулирование / договор / ИТ-сфера / ИТ-технологии / information technology / legal regulation / contract / sphere / IT-sphere / IT-technologies

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Курамшина А. М.

В статье рассматриваются вопросы об особенностях заключения договоров на оказание услуг в сфере информационных технологий в современном обществе. Автором анализируется общее значение ИТ-технологий для бизнеса, развития государства; рассматриваются особенности заключения таких договоров между компаниями, входящими в структуру одной корпорации; анализируются существенные условия подобных контрактов. В результате исследования автор приходит к выводу, что договор на оказание ИТ-услуг в свете развития ИТ-индустрии позволит компаниям применять такие технологии, что будет способствовать их эффективному бизнес-развитию и положительно отразится на совершенствовании в нашей стране информационных технологий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Key features of information technology contracts between subsidiaries of the same company

The article discusses the specifics of concluding contracts for the provision of services in the field of information technology in modern society. The author analyzes the overall importance of IT technologies for business, state development; we consider the peculiarities of concluding such contracts between companies that are part of the structure of one corporation; significant terms of such contracts are analyzed. As a result of the study, the author concludes that the contract for the provision of IT services in the light of the development of the IT industry will allow companies to use such technologies that will contribute to their effective business development and will positively affect the development of information technologies in our country

Текст научной работы на тему «Ключевые особенности заключения договоров в области информационных технологий между дочерними обществами одной компании»

УДК 346.32

Ключевые особенности заключения договоров в области информационных технологий между дочерними обществами одной компании

А.М. Курамшина

Уфа, Российская Федерация [email protected]

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы об особенностях заключения договоров на оказание услуг в сфере информационных технологий в современном обществе. Автором анализируется общее значение ИТ-технологий для бизнеса, развития государства; рассматриваются особенности заключения таких договоров между компаниями, входящими в структуру одной корпорации; анализируются существенные условия подобных контрактов. В результате исследования автор приходит к выводу, что договор на оказание ИТ-услуг в свете развития ИТ-индустрии позволит компаниям применять такие технологии, что будет способствовать их эффективному бизнес-развитию и положительно отразится на совершенствовании в нашей стране информационных технологий.

Ключевые слова: информационные технологии, правовое регулирование, договор, ИТ-сфера, ИТ-технологии.

Для цитирования: Курамшина А.М. Ключевые особенности заключения договоров в области информационных технологий между дочерними обществами одной компании // Право и государственность. 2024. № 1 (2). С. 83-87.

Key features of information technology contracts between subsidiaries of the same company

A.M. Kuramshina

Ufa, Russian Federation [email protected]

Abstract. The article discusses the specifics of concluding contracts for the provision of services in the field of information technology in modern society. The author analyzes the overall importance of IT technologies for business, state development; we consider the peculiarities of concluding such contracts between companies that are part of the structure of one corporation; significant terms of such contracts are analyzed. As a result of the study, the author concludes that the contract for the provision of IT services in the light of the development of the IT industry will allow companies to use such technologies that will contribute to their effective business development and will positively affect the development of information technologies in our country.

Keywords: information technology, legal regulation, contract, sphere, IT-sphere, IT-technologies.

For citation: Kuramshina A.M. Key features of information technology contracts between subsidiaries of the same company// Law and statehood. 2024. № 1 (2). P. 83-87.

В развитии государства, общества, бизнеса, каждого человека в отдельности в современных реалиях все большее значение приобретают информационные технологии в самом широком аспекте данной отрасли и связь [7, с. 198]. Сегодня сложно представить деятельность государственных, муниципальных органов, коммерческих предприятий и организаций без каждодневного использования таких технологий в их работе [1, с. 6]. В условиях стремительного развития сферы информационных технологий

(далее - ИТ, ИТ-сфера), применения новых либо обновленных форм сотрудничества и взаимодействия субъектов гражданских правоотношений все более актуальным становится использование ими договорной схемы в целях закрепления бизнес-процессов с использованием технологий в ИТ-периметре для продуктивного развития производственных процессов в коммерческой деятельности, что имеет высокую ценность для предприятий, так как это позволяет извлекать прибыль. Так, примером эф-

фективного использования ИТ-технологий для продуктивного развития бизнес-процессов является функционирование необанков [6, с. 41].

В рамках правового поля оказание услуг в сфере ИТ и связи выполняется на основании заключенных договоров в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как гражданско-правовой договор - это тот институт гражданского права, который является центральной основной для получения хозяйствующими субъектами необходимых ресурсов [4, с. 220]. Поскольку предметом таких договоров является ИТ-кластер, то следует дать определение такой категории, как информационные технологии, которая закреплено на законодательном уровне. Так, согласно статье 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационные технологии - это процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов1.

Стоит отметить, что в предпринимательской практике используются схемы аутсорсинга, когда организация нанимает по результатам тендеров конкретную компанию для оказания и сопровождения услуг в ИТ-области в рамках комплексного договора, где имеется более одной услуги, а также на отдельную услугу с разными контрагентами. Но в то же время крупные компании, концерны используют модель внутреннего ИТ-интегратора, где специальное общество среди иных дочерних обладает спецификой оказания услуг именно в сфере ИТ, связи, предоставления собственного программного обеспечения и его сопровождения и т. п . У таких интеграторов, как правило, имеются соответствующие лицензии, аккредитации, сертификаты на право оказания подобных услуг. Такая организация оказывает услуги всем другим дочерним обществам крупной компании, поэтому последним не нужно искать сто-

ронних контрагентов в целях получения той или иной услуги. Поэтому в настоящей статье рассмотрим более подробно данную договорную схему заключения ИТ-договоров с ИТ-интеграторами, дочерними обществами крупной компании.

В самом начале договорных отношений подобного рода лежит понимание заказчика, какие услуги необходимы, то есть некий будущий, потенциальный предмет договора. Для реализации первого шага покупатель направляет продавцу письмо-запрос о рассмотрении возможности оказания определенных услуг и направлении подробного технико-коммерческого предложения с указанием цены за услуги, срока их оказания и общей стоимости договора.

Далее исполнитель, получая такой запрос, в первую очередь прорабатывает возможность оказания услуг, запрошенных заказчиком. На текущей стадии проверяется наличие соответствующих лицензий, иных разрешительных документов и т. п., проводится согласование с профильными специалистами, то есть теми, кто в будущем будет сопровождать услугу в комплексе, решать технические вопросы, оказывать техническую поддержку. Такие работники, как правило, называются сервис-менеджерами, ресурс-менеджерами в ИТ-кластере. После проведения согласования технической части архитектуры услуги, финансовых показателей стоимости услуг исполнителем направляется в адрес заказчика подписанное технико-коммерческое предложение, то есть оферта с конкретным сроком действия. В свою очередь, заказчик может согласиться либо отказаться от оказания части услуг, сократить их срок и т. п. При этом стороны, пока не достигнут соглашения по метрикам услуг, могут либо официально, либо в рабочем порядке проводить переговоры, переписку, согласование в целях достижения консенсуса. Но также не исключен вариант выражения акцепта заказчиком сразу после получения оферты.

После получения всех согласований заказчик приступает к проведению за-

1 Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (с изм. от 12 декабря 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 31 (ч. I). Ст. 3448.

купочной процедуры для последующего заключения договора на оказание ИТ-услуг. Тендерные процессы, как правило, в крупных компаниях регламентируются специальными локально-нормативными документами, описывающими данный бизнес-процесс. По итогам данной процедуры заказчик услуги получает одобрение закупочного органа в виде протокола и т. п., в случаях, установленных законодательством, - одобрение коллегиального органа, например, совета директоров компании, с правом дальнейшего заключения договора на оказание ИТ-услуг.

Важной составляющей подобной договорной схемы является проект договора. Он может быть подготовлен как исполнителем, так и заказчиком, но как правило, в крупных корпорациях разрабатываются специальные стандартные формы договоров [3, с. 268], которые должны применяться всеми обществами группы компании, например, стандартная форма договора на оказание услуг по технической поддержке программного обеспечения для электронных вычислительных машин. Выделим по предметной области наиболее часто встречающиеся виды договоров в ИТ-сфере. Это могут быть: договор на оказание ИТ-услуг между обществами группы, или внутригрупповой; договор на техническую поддержку программного обеспечения или оборудования; договор на внедрение, разработку, доработку проекта или отдельных элементов и др.

Необходимо выделить общую структуру таких договоров с точки зрения архитектуры:

1. Предмет договора. Это существенное условие всех контрактов, в рассматриваемом случае - четкое описание конкретной ИТ-услуги или комплекса таких услуг. Двусмысленности, недосказанности здесь быть не должно, так как в случае отсутствия предмета договор не будет считаться заключенным. В то же время допускается, если более подробная детализация ИТ-услуг отражается в приложениях к нему. В договоре возмездного оказания услуг решающее

значение имеют действия или деятельность исполнителя, а не достижение (создание) результата, в отличие, например, от договора подряда1.

2. Цена договора. Поскольку деятельность любого хозяйствующего субъекта в гражданских правоотношениях предполагает извлечение прибыли, выгоды, то и стоимость услуг должна быть полноценно, подробно отражена в договоре. Цена может быть изложена как общая стоимость договора или расписана подробно по каждой услуге, если это, например, договор на несколько схожих ИТ-услуг. Финансовая сторона сделки также должна предусматривать налогооблагаемую часть, которая отражается в договоре. Немаловажным является фиксирование порядка проведения оплаты за оказанные услуги [2, с. 1758]. Стороны самостоятельно определяют эти условия, так как расчеты могут быть: частичные, полные, комбинированные, оплата по факту или авансирование.

3. Срок оказания услуг. В данном элементе договора необходимо определить некий временной отрезок, условно выражаясь, «от точки А до точки Б». Существенное значение здесь имеет начало, окончание оказания услуг. Вместе с этим ряд договоров может предусматривать промежуточные этапы оказания услуг, например, договор на внедрение, разработку или доработку проекта в ИТ-сфере. Поэтому этапность услуг необходимо отразить либо в самом договоре, либо в отдельном приложении к нему.

4. Права и обязанности сторон. Так как договоры в ИТ-сфере подразумевают возмездность, то у сторон сделки возникают взаимные обязанности и ряд прав. Самый простой пример - обязанность исполнителя оказать услуги и обязанность заказчика оплатить данные услуги в установленные договором сроки.

Вместе с этим, помимо обязательных условий договора оказания услуг в области ИТ, речь о которых шла выше, существуют дополнительные существенные условия. Отметим, что они формируются с учетом при-

1 Постановление Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2010 г. № 18140/09 по делу № А56-59822/2008 // Сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. URL: http://www.arbitr.ru (дата обращения: 04.02.2024).

роды услуги, ее особенностей, критериев, деталей. И несмотря на то, что это дополнительные условия, без них договор в данной сфере не будет законченным и полноценным: например, наличие в договоре условий об уровне сервиса услуги, то есть некие метрики, которые присущи конкретной услуге, такие как период обслуживания техники с конкретным указание часов, время реагирования на технические инциденты, срок выезда на объект, техническое задание и т. п.

Таким образом, содержание всех вышеупомянутых условий в договоре на оказание ИТ-услуг позволит исполнителю оказать их эффективно, в установленный срок, а заказчику - получить качественную услугу. Одним из главных и значимых этапов в рассматриваемой договорной схеме является проведение согласования договора - как у исполнителя, так и у заказчика. Как правило, в крупных компаниях такое согласование происходит в специальных информационных системах, которые внедрены в обществах, например, 1С и т. п. Поскольку договор - это тот продукт, который порождает возникновение, изменение и прекращение гражданских правоотношений, то согласование должно проводиться несколькими службами организации, такими как финансовый блок, юридическая служба, иные заинтересованные профильные отделы. Важность согласования договора необходима для минимизации и в целом исключения риска претензий друг к другу сторонами сделки, тем более обществ групп, находящихся в периметре крупной компании, концерна.

Дальнейшим, итоговым этапом контрактования является подписание контракта и его заключение. Со стремительным развитием информационных технологий в нашей стране организации, независимо от уровня бизнеса - крупный или мелкий - предпочитают подписывать договоры электронно с применением защищенного сертификата электронной подписи. Например, в бизнесе широко используется российская система «Контур.Диадок», кото-

рая позволяет также обмениваться первичными бухгалтерскими документами. Стоит отметить, что электронная подпись имеет полноценную юридическую силу, так как согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-Ф3 «Об электронной подписи» информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, и может применяться в любых правоотношениях в соответствии с законодательством Российской Федерации, кроме случая, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном носителе1. Законодательное закрепление такой возможности позволяет снизить трудозатраты сотрудников на печать договора, его парафирование, проставление печати организации и т. д., и если смотреть глобально, то позволяет сохранить природные ресурсы. К тому же, осуществление ИТ должно найти обеспечительную поддержку со стороны публичных органов власти и их должностных лиц [5, с. 115]. Также на практике встречаются случаи, когда в силу объективных причин подписание договора возможно только на бумажном носителе. Но в том и другом формате договор считается заключенным с момента подписания последней стороной. Далее на основании заключенного договора специалисты исполнителя приступают к оказанию ИТ-услуг.

Таким образом, можем сделать вывод о том, что ИТ-индустрия широка и многогранна, стремительно развивается и на сегодняшний день без ИТ-технологий представить работу бизнеса невозможно, так как с каждым днем появляются новые разработки. Заключение такого специфичного договора с соблюдением описанных в статье условий позволит сделать деятельность компаний эффективной, прибыльной с учетом интересов организации и принесет пользу государству.

1 Об электронной подписи : Федеральный закон Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ (с изм., вступ. в силу с 1 сентября 2023 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 15. Ст. 2036.

Список литературы

1. Курамшина А.М., Шайхуллин М.С. Полномочия муниципальных органов власти в области связи // Евразийский юридический журнал. 2007. № 2 (2). С. 5-9.

2. Theoretical and practical questions of the payment card's use as a payment method is Russia and abroad / A.A. Galushkin, V.V. Grebennikov, I.M. Potashnik [и др.] // American Journal of Applied Sciences. 2014. Т. 11. № 10. С. 1757-1760.

3. Шайхуллин М.С., Живодрова Н.А. Использование бизнес-структурами идейных и консолидационных возможностей инновационных научно-исследовательских учреждений в сфере права // Модернизационные процессы в современной России : сборник статей V Международной научно-практической конференции. Пенза, 2021. С. 268-272.

4. Шайхуллин М.С. Проблемы правового регулирования эффективности использования материальных и иных ресурсов местного самоуправления // Права человека в диалоге государственной власти и гражданского общества : сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной Дню прав человека. В 2-х частях / отв. ред. Е.О. Тулупова. 2020. С. 220-225.

5. Миннигулова Д.Б., Шайхуллин М.С. Оценка гражданами эффективности деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления: постановка проблемы // Право и управление. 2023. № 1. С. 114-120.

6. Миннигулова Д.Б., Валишина Н.Р. Правовое регулирование деятельности необанков // Банковское право. 2023. № 4. С. 41-47.

7. Миннигулова Д.Б., Мусина А.И. Цифровая трансформация государственного сервиса // Конституционно-правовое развитие современной России: тенденции, приоритеты, проблемы : материалы Международной научно-практической конференции / Администрация Главы Республики Башкортостан, ГБОУ ВО «Башкирская академия государственной службы и управления при Главе Республики Башкортостан», Академия управления при Президенте Республики Беларусь, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан. 2022. С. 191-198.

References

1. Kuramshina A.M. Shaikhullin M.S. Polnomochiya municipalnyh organov vlasti v oblasti svyazi // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. 2007. № 2 (2). S. 5-9.

2. Theoretical and practical questions of the payment card's use as a payment method is Russia and abroad / A.A. Galushkin, V.V. Grebennikov, I.M. Potashnik [i dr.] // American Journal of Applied Sciences. 2014. T. 11. № 10. S. 1757-1760.

3. Shaikhullin M.S., Zhivodrova N.A. Ispol'zovanie biznes-strukturami idejnyh i konsolidacionnyh vozmozhnostej innovacionnyh nauchno-issledovatel'skih uchrezhdenij v sfere prava // Modernizacionnye processy v sovremennoj Rossii : sbornik statej V Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Penza, 2021. S. 268-272.

4. Shaikhullin M.S. Problemy pravovogo regulirovaniya effektivnosti ispol'zovaniya material'nyh i inyh resursov mestnogo samoupravleniya // Prava cheloveka v dialoge gosudarstvennoj vlasti i grazhdanskogo obshchestva : sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, posvyashchennoj Dnyu prav cheloveka. V 2-h chastyah / otv. red. E.O. Tulupova. 2020. S. 220-225.

5. Minnigulova D.B., Shaikhullin M.S. Ocenka grazhdanami effektivnosti deyatel'nosti organov i dolzhnostnyh lic mestnogo samoupravleniya: postanovka problemy // Pravo i upravlenie. 2023. № 1. S. 114-120.

6. Minnigulova D.B., Valishina N.R. Pravovoe regulirovanie deyatel'nosti neobankov // Bankovskoe pravo. 2023. № 4. S. 41-47.

7. Minnigulova D.B., Musina A.I. Cifrovaya transformaciya gosudarstvennogo servisa // Konstitucionno-pravovoe razvitie sovremennoj Rossii: tendencii, prioritety, problem : materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Administraciya Glavy Respubliki Bashkortostan, GBOU VO «Bashkirskaya akademiya gosudarstvennoj sluzhby i upravleniya pri Glave Respubliki Bashkortostan», Akademiya upravleniya pri Prezidente Respubliki Belarus', Akademiya gosudarstvennogo upravleniya pri Prezidente Respubliki Kazahstan. 2022. S. 191-198.

Информация об авторе (авторах): Курамшина Альбина Мидехатовна (450059, Россия, Уфа, ул. Р. Зорге, 20, оф. 7), кандидат юридических наук.

Information about the author(s): Kuramshina Albina Midekhatovna (450059, Russia, Ufa, R. Zorge str., 20, of. 7), Candidate of Law.

Статья поступила в редакцию 12.02.2024; одобрена после рецензирования 16.03.2024; принята к публикации 08.05.2024.

The article was submitted to the editorial office of the 12.02.2024; approved after 16.03.2024 review; accepted for publication 08.05.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.