КЛЮЧЕВЫЕ МОМЕНТЫ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ С XX ВЕКА ПО НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
А.П. Шмигельская, аспирант
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева (Россия, г. Красноярск)
DOI:10.24412/2500-1000-2021-5-1-242-248
Аннотация. В статье рассматриваются итоги анализа законодательной базы подготовки аспирантов, научной литературы по проблеме исследования и практики обучения аспирантов в вузе в определенном отрезке времени. Выявлены актуальные проблемы, касающиеся подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре и рассматривается в качестве решения разработка комплексного подхода к сопровождению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ВУЗа. Целью статьи является выявление и обоснование основных аспектов становления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре с XX века по настоящее время.
Ключевые слова: аспирантура, подготовка научно-педагогических кадров, комплексный подход, защита кандидатской диссертации.
Введение. Научная дискуссия о проблемах организации аспирантуры, начавшаяся с конца 1980-х гг., сразу же столкнулась с трудностью точного определения сущности, назначения и формы этого вида образования. Рефлексия об этом феномене продолжается до сегодняшнего дня. В прикладном аспекте, основные, наиболее ясно артикулированные проблемы аспирантуры, на решение которых направлены усилия современных западных стран, - это сокращение уровня отсева обучающихся и обеспечение их последующей востребованности на рынке труда [Вершинин, 2016, с. 151].
Совершенствование качества подготовки кадров высшей квалификации в настоящее время является одной из важнейших задач российской системы высшего образования и науки.
Результаты исследования. Традиционно вершиной системы высшего образования считалось обучение в аспирантуре. Аспирантура всегда была ориентирована на подготовку исследователей, основанной на традициях научного труда и ценностях познания, передачи культурного наследия и педагогического опыта. Оставаясь частью и неотъемлемой составляющей академического мира, подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре нуждается в пересмотре форм работы, а
также в адаптации к современным реалиям, обусловленных новыми социокультурными и экономическими условиями. Подготовка исследователей создает инфраструктуру инноваций как совокупность человеческого и социального капитала в рамках тех организаций, в которых проводится исследование той или иной научной проблемы. Также подготовка научно-педагогических кадров выполняет функции по созданию сообществ и связей, состоящих из людей, способных создать и воплотить новое знание в технологии, которые будут служить экономическому росту и общественному благу. При этом необходимо изучать исторический опыт развития системы подготовки научно-педагогических кадров, в том числе и опыт присуждения ученых степеней.
Присвоение научно-педагогическим кадрам «звания» аспиранта дает «Положение о порядке подготовки научных работников при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях», утвержденное Народным комиссариатом просвещения РСФСР (Наркомпрос) в июне 1925 г. В 1932 г. была введена оплата за научное руководство аспирантом.
В 1934 году вступает в силу Постановление правительства «О подготовке научных и научно-педагогических работников», где было сказано о практике и защи-
те диссертационной работы. Но в первую очередь проверялась успеваемость аспиранта, на основании этих результатов давался допуск к защите. Допуск заключался в трех кандидатских экзаменах: по своей специальности, по узкому направлению и иностранному языку.
В соответствии с постановлением СНК СССР 13 января 1934 г. и 20 марта 1937 г. «Об ученых степенях и званиях» в вузах были установлены две ученые степени -кандидат и доктор наук - и ученые звания ассистента, доцента и профессора. По результатам защиты диссертации ученая степень присваивалась советом вуза. С
1938 г. ученая степень присваивается Высшей аттестационной комиссией Всесоюзного комитета по делам высшей школы (ВКВШ) по предоставлению советов вузов. Данная система способствовала повышению квалификации и стимулировала привлечение молодых ученых в науку.
Первое советское Положение об аспирантуре, принятое СНК СССР 31 марта
1939 г., включало в себя принципы функционирования аспирантуры за это десятилетие, которые в основном сохраняются и в настоящее время. Выполнение индивидуального плана аспиранта и защита кандидатской диссертации - это и являлось показателем эффективности аспирантуры.
Проблема оценки качества диссертационных исследований в педагогической науке относится к одной из малоразрабо-танных. В Московском исследовательском институте научной педагогики при МГУ в 30-х годах XX века был введен ряд показателей, позволяющих судить о результатах научных исследований и делать попытки оценки качества диссертационных исследований [Кириллова, 2017, с. 11].
В период Великой Отечественной войны институт аспирантуры продолжал действовать, кроме приема первых пару лет. Заметных изменений в работе института аспирантуры не наблюдалось.
Новым этапом после военной аспирантуры стало издание Приказа от 17 февраля 1948 г. «О мерах по улучшению подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру». Содержанием приказа являлось: улучшение образовательного и учеб-
ного процесса через введение ряда мероприятий, проходящих в аспирантуре. В это же время вводится автореферат диссертации, который разносился заинтересованным лицам и публиковался в количестве не менее 100 экземпляров.
Большое значение для развития аспирантур внесло Постановление СССР от 23 мая 1948 г. «О подготовке научно-педагогических и научных кадров через аспирантуру», в нем предлагаются варианты улучшения образовательного процесса через аспирантуру. Больших изменений по предлагаемым вариантам Постановления не произошло.
В ноябре 1957 г. произошли значительные изменения. Как и раньше аспиранты сдавали кандидатские экзамены, только теперь сдавался один по специальности. Разрешалось изучать только один иностранный язык, а не два, как было ранее. По плану аспирант должен был изучать основы педагогики и психологии, и обязательное прохождение педагогической практики при любом высшем ученом заведении. В обязанности входила также общественная деятельность. Выполнить в срок научную работу и предоставить ее в совет вуза, НИИ и предоставить к опубликованию в печать. Защита в срок кандидатской диссертации не является обязательной.
Следующим этапом кардинального изменения в работе аспирантуры приходится на 1987 г., когда приказом МВ и ССО СССР и ВАК при СМ СССР от 15 сентября 1987 г. было утверждено Положение о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе непрерывного образования. Вводятся новые дисциплины, необходимо было уметь пользоваться электроникой и математическим моделированием. Главным отличием считалось выполнение своего индивидуального плана аспиранта, на основании которого подтверждалось завершение аспирантуры. По окончании успешного завершения обучения аспирантуры присваивалась квалификационное звание «исследователь» по соответствующему профилю. С вручением диплома и преимущества при оформлении на должность научного работника и пре-
подавателя. Требовалось защитить диссертацию, чтобы в дальнейшем получить степень ученого.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. во всем мире наметились глобальные изменения в условиях, которые определяют формы и способы функционирования систем высшего и послевузовского профессионального образования. В советский период подготовка научно-педагогических кадров прошла определенные этапы развития. Созданный в 1921 г. институт научных сотрудников 2-го разряда в 1925 г. был реорганизован в аспирантуру при Наркомпроссе СССР. Созданная в 1948 г. система прикомандирования была реформирована в 1962 г. введением штатных должностей стажеров-исследователей, прикомандированных к крупным научно-исследовательским организациям сроком до 2-х лет, с предоставлением преимущественного права поступления в аспирантуру после окончания стажировки. В 1987 г. данная система была реформирована в современный институт докторантуры.
В целях обеспечения качественного отбора в аспирантуру были разработаны жесткие критерии для кандидатов. Обязательным условием поступления было наличие опыта практической работы не менее двух лет по специальности. Существовали возрастные ограничения: для очников - 35 лет, для заочников - 45 лет.
Анализ гендерного состава аспирантов по отраслевым группам показывает, что максимальная доля женщин, на уровне 7080%, наблюдается среди изучающих филологические, психологические и педагогические науки. Наиболее «мужскими» являются технические, физикоматематиче-ские и юридические науки. При этом в таких «мужских» отраслях наук, как физико-математические и технические, а также в сельскохозяйственных, экономических доля женщин сокращается, а в филологических, исторических, философских, юридических, медицинских науках - растет. Это свидетельствует о некоторой тенденции к усилению гендерной асимметрии среди аспирантов, а также об увеличении разброса отраслевых групп по гендерному составу аспирантов. Из всех выделенных
отраслей наук только относительно трех -химических, исторических и ветеринарных - можно говорить о гендерном паритете состава аспирантов в начале XXI в. Характер гендерного состава является одной из отличительных черт аспирантов в НИИ и вузах. И хотя различия не столь велики, четко прослеживается тенденция к их росту. Все большее опережение вузов по представительству женщин среди аспирантов проявляется, во-первых, в доле женщин среди всего состава аспирантов в вузах и НИИ, во-вторых, в гендерном составе приема в аспирантуру [Пугач, 2008, с. 51].
Современные тенденции в сфере российского образования и задачи, стоящие перед государством, вызывают необходимость переосмысления роли и функции аспирантуры в системе высшего образования, выработки новых подходов с их дальнейшим совершенствованием в условиях глобализации.
В связи с подписанием закона об усовершенствовании концепции обучения в аспирантуре (Федеральный закон от 30.12.2020 № 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступает в силу 01.09.2021 г.) актуальной задачей становится смещение акцента с формальной оценки соответствия программ аспирантуры федеральным государственным образовательным стандартам к оценке уровня научной работы аспиранта и ее результативности [ФЗ-№ 517, 2020, с. 1]. Согласно закону, интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности в высшем образовании в рамках реализации программ подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре будет обеспечиваться путем проведения итоговой аттестации в форме оценки диссертации на соискание ученой степени кандидата наук и последующего ее представления к защите. Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, которые будут включать в
себя предзащиту диссертации, будет выдаваться диплом об окончании аспирантуры.
До подписания закона было много суждений о том, что подход к организации обучения в аспирантуре трансформировался и стал в значительной степени образовательным. Результатом данного подхода стало окончание аспирантуры без привязки к защите диссертации. В новом законе эта коллизия нашла свое разрешение.
Теперь успешное окончание аспирантуры - это представление уже готовой к защите диссертации. Решение по рекомендации диссертации к защите или нет - в каждом конкретном случае будет принимать итоговая государственная комиссия. Если аспирант не представит работу, на которую будет дано положительное заключение итоговой государственной комиссии, он не получит диплом об успешном окончании аспирантуры, а получит лишь справку о том, что три года (три с половиной, в зависимости от формы обучения и направления подготовки) в ней обучался. Это ключевой момент. Он изначально настраивает аспиранта на занятие научно-исследовательской работой - то, за что боролись представители научного сообщества. А с другой стороны - повышает ответственность организации, при которой действует аспирантура.
Традиционно система подготовки научно-педагогических кадров находится в тесной взаимосвязи с наукой, так как системообразующим элементом подготовки выступает выполнение научно-исследовательской работы. В связи с этим аспирантура рассматривается как подсистема научно-исследовательской деятельности вуза [Никонова, 2010, с. 151].
В процессе научно-педагогического сопровождения аспирантов регулярно проводятся контроль и оценка уровня сфор-мированности ключевых компетенций, а также предполагается оценка самим аспирантом достижений в научно-исследовательской деятельности, по результатам которой вносятся коррективы в индивидуальный образовательный маршрут. Диагностика уровня сформированно-сти компетенций осуществляется с ис-
пользованием методов опроса преподавателей, беседы, анализа индивидуального плана, портфолио, программы саморазвития аспиранта, а также контент-анализа публикаций. Таким образом, реализуется процедура управления несоответствиями -определения наиболее оптимального пути достижения поставленных це-
лей [Сахарчук, 2014, с. 19].
В основу организации учебно-познавательной деятельности аспирантов положены основные принципы андрагоги-ки, предусматривающие создание условий для формирования субъектной позиции, активного и осознанного овладения новой информацией и способами деятельности. Этому в наибольшей мере способствуют проблемные лекции, деловые игры, семинары-практикумы, решение психолого-педагогических задач, анализ конкретных ситуаций, исследовательские задания и т.д. [Ветров, 2003, с. 102].
Задача аспирантуры подготовить новое поколение научной смены, способное эффективно работать в сфере научных прорывов, гуманитарных и технологических инноваций. Задача руководителей образовательных программ аспирантуры привлекать к научному руководству аспирантами в первую очередь успешных ученых, в том числе зарубежных, оцениваемых по реальному вкладу в развитие той или иной научной отрасти. Важно повысить ответственность научных руководителей за своевременность разработки и качество научной новизны аспирантских диссертаций. В образовательных программах аспирантуры на сегодняшний день не хватает научных стажировок аспирантов в ведущих зарубежных образовательных и научных центрах [Пугачев, 2019, с. 62].
Аспирантура в современной системе российского образования за последние годы претерпела существенные изменения, что связано с особыми надеждами российского государства на кадры высшей квалификации и подготовку специалистов, способных решать задачи ускоренного развития российской экономики, образования, культуры [Тамарская, 2018, с. 84].
В ближайшей перспективе, эффективность подготовки аспирантов будет рас-
сматриваться прежде всего по результатам научно-исследовательской деятельности, отражающихся в защите диссертации в период обучения в аспирантуре. Показатели научной активности аспиранта, к которым относятся количество публикаций в рецензируемых научных изданиях, выступления на конференциях разного уровня, участие в конкурсах научно-исследовательских работ и проектной деятельности, а также подготовленная и защищенная в срок диссертация, в соответствии с требованиями действующего законодательства, выходят теперь на первый план и являются важнейшими составляющими при оценке результативности подготовки научно-педагогических кадров. Приоритетом современной образовательной политики РФ является обеспечение перехода от системы массового обучения, характерного для индустриальной экономики, к непрерывному индивидуализированному, доступному для всех образованию, необходимому для создания инновационного, социально ориентированного постиндустриального общества, в котором центральное место принадлежит творческой, социально ответственной личности [Игнатьева, 2017, с. 180].
С точки зрения идеального образа будущего исследователя можно выделить следующие личностные характеристики: высокая культура, глубокое знание предмета, владение ситуацией в своей отрасли науки, разносторонние знания по другим дисциплинам, в том числе психолого-педагогическим, мотивация на достижение научного результата и защиту кандидатской диссертации.
Несомненно, на результативность и успешность аспиранта влияет множество факторов - от качества доаспирантской подготовки до материально-технического обеспечения его исследований. Тем не менее, как представляется, именно научный руководитель играет ключевую роль в раскрытии творческого потенциала молодого учёного, в социализации своего подопечного в научной среде и в успешности защиты им кандидатской диссертации [Биричева, 2021, с. 12]. Для молодых людей обучение в аспирантуре ценно тем,
что позволяет удовлетворить потребность в профессиональном и личностном развитии через занятие наукой, интеллектуальное общение, углубление специально-предметной подготовки [Красинская, 2020, с. 29].
Формулировка выдаваемого на сегодняшний день диплома об окончании аспирантуры, включает в себя следующую аббревиатуру: Исследователь. Преподаватель - исследователь. Если же мы говорим о будущем исследователе, как в первую очередь о преподавателе, мы выделяем следующие основные задачи в развитии и формировании педагогического мастерства:
- формирование целостного системного понимания сущности профессионально-педагогической деятельности;
- подготовка к работе в условиях модернизации образования;
- формирование способности к творческому решению педагогических задач;
- постоянная вовлеченность в процесс самообучения и саморазвития;
- обучение техникам управления собственным психическим состоянием, недопущение эмоционального выгорания.
Вышеописанные задачи направлены на формирование компетентного специалиста, новаторски мыслящего, осуществляющего преподавательскую деятельность на основе индивидуальной образовательной траектории, умеющего общаться и договариваться с другими людьми и обладающего глубокими специальными знаниями.
Заключение. На сегодняшний день существует ряд актуальных проблем, касающихся подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, мы выделяем следующие из них:
- недостаточно проработанные и современные требования на этапе приема в аспирантуру (поступая в аспирантуру, будущие исследователи зачастую не имеют плана научной работы, опубликованных статей и тезисов);
- низкая мотивация аспирантов для написания и защиты кандидатской диссертации (результаты опроса аспирантов пер-
вого года очной формы обучения показа- сим: существующие требования приема в ли, что на первом месте у молодых людей аспирантуру не способствуют отбору бо-стоят иные задачи, включая избежание лее перспективных аспирантов; низкая мо-призыва в армию); тивация аспирантов к защите диссертаций;
- недостаточная системность работы не- недостаточная системность работы неко-которых научных руководителей с аспи- торых научных руководителей с аспиран-рантами; тами; дефицит бюджетных мест в аспи-
- недостаток бюджетных мест в аспи- рантуре и высокая стоимость обучения; рантуре и высокая стоимость получения недостаток помощи со стороны ВУЗа в ор-образовательной услуги, особенно по оч- ганизации опытно-экспериментальной раной форме обучения; боты и проектной деятельности. Решение
- отсутствие возможности проведения данных проблем возможно посредством опытно-экспериментальной работы (аспи- разработки комплексного подхода сопро-ранты работают не в той сфере деятельно- вождения подготовки научности, которая позволяла бы им качественно педагогических кадров в аспирантуре, провести научное исследование). адекватного новым условиям и учитыва-
Таким образом, к наиболее актуальным ющего цели и потребности всех участни-проблемам подготовки аспирантов отно- ков данного процесса.
Библиографический список
1. Вершинин И.В. Дискуссия об аспирантуре за рубежом: основные проблемы и тенденции // Наука. Инновации. Образование. - 2016. - №2. - С. 133-155.
2. Кириллова Т.В. Основные проблемы контроля качества образования научно-педагогических кадров // Международный пенитенциарный журнал. - 2017. - №1. - С. 1115.
3. Пугач В.Ф. Послевузовское профессиональное образование в России на рубеже XX-XXI веков: тенденции развития (статистико-социологический анализ): Монография / Пре-дисл. А.И. Субетто. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2008. - 140 с.
4. Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 30.12.2020 г. № 517-ФЗ.
5. Никонова З.В. Аспирантура как образовательная система подготовки компетентных научно-педагогических кадров // Вестник МГУКИ. - 2010. - №2 (34). - С. 148-154.
6. Сахарчук Е.И., Лосева М.С. Научно-педагогическое сопровождение в управлении качеством подготовки аспирантов // Известия ВГПУ. - 2014. - №6 (91). - С. 17-20.
7. Ветров Ю., Игропуло И. Подготовка педагога в аспирантуре // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. - С. 101-104.
8. Пугачёв И.Н., Шабельникова Е.А. Развитие подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ТОГУ// Проблемы высшего образования. - 2019. - С. 62.
9. Тамарская Н.В., Бокарев М.Ю., Мамонова А.В. Интерактивные технологии формирования компетенций аспирантов // Ярославский педагогический вестник. - 2018. - №1. -С. 84-89.
10. Игнатьева Г.А., Тулупова О.В. Научно-проектный консалтинг как инновационный формат постдипломного образования // Образование и наука. - 2017. - № 1. - С. 177-197. DOI: 10.17853/1994-563 9-2017-1-177-197
11. Биричева Е.В. Фаттахова З.А. Эффективность взаимодействия научного руководителя и аспиранта в вузе и в академии наук // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30. № 1. - С. 9-22. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-1-9-22.
12. Красинская Л.Ф., Климова А.С. Аспирантура в ожидании перемен: насколько к ним готовы аспиранты и их научные руководители? // Высшее образование в России. - 2020. -№3. - С. 24-36. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-3-24-36
- nedazozunecKue HayKU-
KEY POINTS OF TRAINING SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL STAFF IN POSTGRADUATE SCHOOL FROM XX CENTURY TO PRESENT
A.P. Shmigelskaya, Postgraduate
Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafieva (Russia, Krasnoyarsk)
Abstract. The article discusses the results of the analysis of the legal framework for the training of graduate students, scientific literature on the problem of research and practice of teaching graduate students at a university in a certain period of time. Revealed urgent problems concerning the training of scientific and pedagogical personnel in graduate school and considered as a solution to the development of an integrated approach to support the training of scientific and pedagogical personnel in graduate school. The purpose of the article is to identify and substantiate the main aspects of the formation of the training of scientific and pedagogical personnel in graduate school from the 20th century to the present.
Keywords: postgraduate study, training of scientific and pedagogical personnel, an integrated approach, defense of a Ph.D. thesis.