Научная статья на тему 'Развитие системы подготовки кадров высшей квалификации: исторический аспект'

Развитие системы подготовки кадров высшей квалификации: исторический аспект Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
218
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСПИРАНТУРА / НАУЧНЫЕ И НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КАДРЫ / ПОДГОТОВКА АСПИРАНТОВ / КАНДИДАТСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ / СОДЕРЖАНИЕ ПОДГОТОВКИ АСПИРАНТОВ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА / НОМЕНКЛАТУРА СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ / СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ / СОВЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / POSTGRADUATE STUDIES / SCIENTIFIC AND SCIENTIFIC-PEDAGOGICAL PERSONNEL / POSTGRADUATE TRAINING / POST-GRADUATE EXAMS / CONTENT OF POST-GRADUATE TRAINING / RESEARCH WORK / NOMENCLATURE OF SPECIALTIES / SOCIAL INSTITUTE / SOVIET EDUCATION / SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якимович Елена Петровна, Суржик Светлана Сергеевна, Доронина Нина Анатольевна, Семенова Дарья Владимировна

Система подготовки кадров высшей квалификации в России, призванная обеспечивать сохранение и развитие кадрового потенциала для науки и образования. имеет свои исторически сложившиеся особенности. В качестве объекта исследований авторский коллектив определяет трансформацию аспирантуры как социального института. В качестве предмета исследования выступают принципы функционирования системы подготовки кадров высшей квалификации. В качестве основной цели исследований авторы рассматривали изучение развития аспирантуры как основной формы научных и научно-педагогических кадров для вузов и научно-исследовательских учреждений. В работе кроме общенаучных методов и приемов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование) используются методы сравнительно исторического, концептуального и типологического анализа. Исследования проводились на основе анализа нормативных документов, регламентирующих подготовку научных и научно -педагогических кадров. Исторически аспирантура является основной формой подготовки кадров высшей квалификации. Авторами рассмотрены организационные вопросы подготовки аспирантов и функционирования аспирантуры как социального института в период с момента ее основания до вступления в силу Федерального закона об образовании № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», выявлены разные условия для аспирантур научноисследовательских учреждений и образовательных организаций. Авторами изучено как изменялись требования к поступающим в аспирантуру и к уровню подготовки аспиранта на выходе. В результате исследований было установлено, что аспирантура в СССР и России не рассматривалась как образовательная программа, а развитие шло в соответствии с «исследовательской» моделью, когда при подготовке центральное место занимало самостоятельное выполнение научной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Якимович Елена Петровна, Суржик Светлана Сергеевна, Доронина Нина Анатольевна, Семенова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the system of the training highly qualified workers: historical aspect

Aimed to provide the preservation and the developing of staff capacity for the science and education, the system of preparation of the highly qualified workers in Russia has its historically established particularities. The group of authors defines the transformation of post graduate institution as the object of the research. The subject is principles of operation of the training of the highly qualified workers. The aim of the research is the analysis of the developing of post graduate studies as the main form of the scientific and scientific-pedagogical personnel for higher education and research institutions. In addition to the common scientific methods and techniques (analysis, synthesis, analogy, generalization) methods of historical, conceptual and typological analysis are used. The research is based on analysis of normative documents, regulating the preparation of scientific and scientific-pedagogical personnel. Historically, post-graduate school is the main form of the preparation of highly qualified workers. The authors consider organizational issues of training post-graduate students and functioning of post-graduate school from its foundation till adoption of the Federal law on Education № 273-FZ “On Education in the Russian Federation”. The article also reveals different conditions for post-graduate schools of research institutions and educational ones. The changes in the requirements for entering students and for the level of training for graduating students are studied. The research has established that postgraduate studies in the USSR and Russia were not considered as an educational program, and development proceeded in accordance with the “research” model while the independent implementation of research took the central place.

Текст научной работы на тему «Развитие системы подготовки кадров высшей квалификации: исторический аспект»

Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com

2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html

URL статьи: https ://mir-nauki. co m/PDF/39PDMN618.pdf

Статья поступила в редакцию 01.11.2018; опубликована 21.12.2018

Ссылка для цитирования этой статьи:

Якимович Е.П., Суржик С.С., Доронина Н.А., Семенова Д.В. Развитие системы подготовки кадров высшей квалификации: исторический аспект // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/39PDMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Yakimovich E.P., Surzhik S.S., Doronina N.A., Semenova D.V. (2018). Development of the system of the training highly qualified workers: historical aspect. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki. com/PDF/39PDMN618.pdf (in Russian)

УДК 378.048.2(091) ГРНТИ 14.09.37

Якимович Елена Петровна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»

Филиал в г. Уссурийск, Россия Доцент кафедры «Географии, экологии и охраны здоровья детей»

Кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]

Суржик Светлана Сергеевна

ФГБНУ «Федеральный научный центр агробиотехнологий Дальнего Востока им. А.К. Чайки», Уссурийск, Россия

Заведующий аспирантурой E-mail: [email protected]

Доронина Нина Анатольевна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»

Филиал в г. Уссурийск, Россия Магистрант E-mail: [email protected]

Семенова Дарья Владимировна

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет»

Филиал в г. Уссурийск, Россия Магистрант E-mail: [email protected]

Развитие системы подготовки кадров высшей квалификации: исторический аспект

Аннотация. Система подготовки кадров высшей квалификации в России, призванная обеспечивать сохранение и развитие кадрового потенциала для науки и образования. имеет свои исторически сложившиеся особенности. В качестве объекта исследований авторский коллектив определяет трансформацию аспирантуры как социального института. В качестве предмета исследования выступают принципы функционирования системы подготовки кадров высшей квалификации. В качестве основной цели исследований авторы рассматривали изучение развития аспирантуры как основной формы научных и научно-педагогических кадров для вузов и научно-исследовательских учреждений. В работе кроме общенаучных методов и приемов (анализ, синтез, сравнение, абстрагирование) используются методы сравнительно-

https://mir-nauki.com

исторического, концептуального и типологического анализа. Исследования проводились на основе анализа нормативных документов, регламентирующих подготовку научных и научно -педагогических кадров. Исторически аспирантура является основной формой подготовки кадров высшей квалификации. Авторами рассмотрены организационные вопросы подготовки аспирантов и функционирования аспирантуры как социального института в период с момента ее основания до вступления в силу Федерального закона об образовании № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», выявлены разные условия для аспирантур научно-исследовательских учреждений и образовательных организаций. Авторами изучено как изменялись требования к поступающим в аспирантуру и к уровню подготовки аспиранта на выходе. В результате исследований было установлено, что аспирантура в СССР и России не рассматривалась как образовательная программа, а развитие шло в соответствии с «исследовательской» моделью, когда при подготовке центральное место занимало самостоятельное выполнение научной работы.

Ключевые слова: аспирантура; научные и научно-педагогические кадры; подготовка аспирантов; кандидатские экзамены; содержание подготовки аспирантов; научно-исследовательская работа; номенклатура специальностей; социальный институт; советское образование; научные исследования

По мнению исследователей, важнейшим целевым ориентиром развития России выступает формирование инновационной экономики - экономики знаний и высоких технологий, основанной на развитии науки и образования [1]. Поэтому система подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации, где центральное место занимает подготовка научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру, представляется важнейшей областью научно-образовательной деятельности. Однако, процессы, происходящие в современном мире и российском обществе, оказывают влияние на развитие образования на различных его уровнях [2]. В этой связи система воспроизводства кадров высшей квалификации не является исключением и подвержена реформированию на протяжении длительного периода времени.

Чтобы понять причины проводимых реформ и процессы, происходящие в настоящее время в системе подготовки научно-педагогических кадров через аспирантуру основываясь на общеметодологическом принципе историзма обратимся к опыту регулирования подготовки научных и научно-педагогических кадров в советский и послесоветский исторические периоды развития нашей страны.

В связи с этим целью настоящей работы является анализ развития аспирантуры как основной формы подготовки научных и научно-педагогических кадров для вузов и научно-исследовательских учреждений.

Возникновение системы подготовки научно-педагогических кадров в России относят к становлению первых государственных университетов и развивалась она в виде профессорских стипендий, когда наиболее талантливые выпускники оставались в университетах для дальнейшего обучения в виде прикрепления к профессору на 7-9 лет [3]. Однако, после Великой Октябрьской социалистической революции ее развитие было прервано: с 01 октября 2018 г. все дореволюционные ученые степени и звания были отменены и введено единое звание ученого специалиста («профессора») [4, с. 13; 5]. Результатом данных преобразований явилось то, что существовавшая до революции система подготовки кадров для вузов и науки была разрушена, однако вместо нее ничего не было подготовлено, что нанесло значительный урон высшему образованию и качеству подготовки специалистов [4, с. 14].

https://mir-nauki.com

Считается, что аспирантура, как основная форма подготовки высоко квалифицированных научно-педагогических работников, в СССР появилась 21 января 1925 г. Однако, данная дата не подтверждается официальными документами. Дата 21 января связана, скорее всего, с Декретом Совнаркома СССР от 21 января 1924 г.1, утвердившем Положение о научных работниках высших учебных заведений, но в июне 1925 г. Народный комиссариат просвещения РСФСР утвердил Положение о порядке подготовки научных работников при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях, Постановлениями Государственного ученого совета от 24 июня и 3 июля 1925 г. был утвержден перечень организаций СССР, имеющих право вести подготовку аспирантов [6].

Хотя общие черты нового социального института были сформированы уже в 1925 г., нормативные документы, определяющие формы, методы организации обучения в аспирантуре, основные принципы научного руководства и ответственность за подготовку аспирантов появились только в 1930-х гг. Именно этот период выделяют исследователи (Цеховой Н.П., Бочкова Е.В., Авдеева Е.А., Кузнецова Е.Л., Матиевская А.В., Кононова С.В., Меркулова А.М.) как период формирования системы подготовки научных и научно-педагогических кадров [4; 6;

Существенной особенностью сформировавшейся системы являлось то, что она была полностью государственной. На аспирантуру в начале ее существования возлагалась важнейшая идеологическая роль проведения политики советизации и пролетаризации высшей школы, в целях изменения социального и партийного состава студенчества и профессорско-преподавательского корпуса вузов [7].

Кононова С.В. в своем исследовании отмечает, что в Советском Союзе была сформирована мощная правовая база подготовки научных кадров для НИИ и преподавательских для Вуза. Она утверждает, что «в период 1918-1991 гг. в СССР было принято 239 ведомственных нормативных правовых актов в сфере подготовки научных и научно-педагогических кадров через аспирантуру», в период 1992-2004 гг. по данным Кононовой С.В принято 32 закона и подзаконных акта, регламентирующих подготовку кадров высшей научной квалификации [9].

Основным нормативно-правовыми актами, регулирующими подготовку научных и научно-педагогических кадров, в разные годы выступали «Положения об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях» в 1934, 1939, 1950, 1957, 1962, 1980 гг. и «Положениями о подготовке научно-педагогических и научных кадров» 1987, 1995, 1998 гг. (до момента принятия Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)2.

1 Положение о научных работниках высших учебных заведений: Декрет СНК РСФСР от 21.01.1924 // СУ РСФСР. - 1924 - № 7. - Ст. 44.

2 Постановление Совета народных комиссаров СССР от 13.01.1934 г. № 78 «О подготовке научных и научно-педагогических работников» - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/sssr/15534.

Постановление СНК СССР № 415 от 31.03.1939 г. «Об утверждении Положения об аспирантуре» - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=ESU&n=33625#06135123226334027.

Приказ Министерства высшего образования СССР от 25 ноября 1950 г. № 2074 «О введении в действие нового Положения об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях» // Бюллетень Министерства высшего образования СССР. 1950. № 12. С. 4.

Приказ Министерства высшего образования СССР от 10 июня 1957 г. № 636 «О введении в действие Положения об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях» // Бюллетень Министерства высшего образования СССР. 1957. № 12. С. 4.

Страница 3 из 9

7; 8; 9; 10].

39PDMN618

Анализ перечисленных документов выявил, что в качестве основной формы подготовки научных и научно-педагогических кадров была установлена аспирантура. Обучение в аспирантуре на протяжении всего исследуемого периода в разные сроки имело следующие формы:

• обучение с отрывом от производства (Положения 1950, 1957, 1962, 1980, 1987) / очное (Положения 1995, 1998);

• обучение без отрыва от производства (Положения 1950, 1957, 1962, 1980, 1987) / заочное (Положения 1995, 1998);

• прикомандирование в аспирантуру (Положение 1950);

• целевая аспирантура (Положения 1962, 1980);

• годичная аспирантура (Положения 1957, 1962, 1980).

Другими формами подготовки кадров высшей научной квалификации в Положениях 1987, 1995, 1998 гг. выступали:

• докторантура - как высшая ступень в единой системе непрерывного образования в стране;

• перевод кандидатов наук, работающих в высших учебных заведениях, на должности научных сотрудников для подготовки ими докторских диссертаций;

• соискательство - форма самостоятельной работы специалистов над кандидатскими диссертациями.

Все рассматриваемые нормативные акты устанавливали, что подготовка аспирантов (также, как и аттестация) осуществлялась по отраслям наук и специальностям в соответствии с действующей номенклатурой специальностей научных работников.

Первоначально в Положении 1934 г. продолжительность обучения в аспирантуре составляла «2-3 года»3. Однако уже в Положении 1939 г. впервые был установлен срок обучения в аспирантуре с отрывом от производства - 3 года. Срок обучения в аспирантуре без отрыва от производства в начале был такой же как в аспирантуре без отрыва от производства (3 года) и только в положении 1950 г. был увеличен до 4 лет. Данные нормативы оставались неизменными вплоть до вступления в силу Федерального закона об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ с 01 сентября 2013 г.

Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 284 от 31.07.1962 г. «Об утверждении Положения об аспирантуре».

Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 700 от 19.09.1980 г. «Об утверждении Положения об аспирантуре при высших учебных заведениях и научно-исследовательских учреждениях».

Приказ Министерства высшего и среднего специального образования СССР № 637; Высшей аттестационной комиссии при Совете министров СССР № 63 от 15.09.1987 г. «О подготовке научно-исследовательских и научных кадров в системе непрерывного образования».

Постановление Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию № 3 от 31.05.1995 г. «Об утверждении положения о подготовке научно-педагогических кадров в Российской Федерации».

Приказ Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27.03.1998 г. № 814 «Об утверждении положения о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации».

3 Постановление Совета народных комиссаров СССР от 13.01.1934 г. № 78 «О подготовке научных и научно-педагогических работников» - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/sssr/15534.

Отметим, что в момент появления аспирантуры по Положению 1925 г. в ввиду острой кадровой нехватки в аспирантуру было разрешено принимать лиц в возрасте от 20 до 35 лет, «как окончивших вузы, так и не окончивших вуз вовсе», но обладающих необходимыми для аспиранта знаниями, однако начиная с 1934 г. в аспирантуру могут поступать лица, имеющие законченное высшее образование.

В советский период обучение в аспирантуре имело ограничение по возрасту. В очную аспирантуру могли поступать лица (трудящиеся, граждане СССР) в возрасте до 35 лет (до 40 лет по положению 1950 г.), с отрывом от производства - до 45 лет. Поступающие должны были иметь опыт работы на производстве по избранной специальности. Возрастное ограничение было снято в положениях 1995 и 1998 гг. Однако, данный стереотип оказался настолько силен, что даже спустя 25 лет многие считают, что в поступление в аспирантуру возможно только для лиц, моложе 35 лет.

В изучаемых документах определены условия и процедура открытия аспирантур в Вузах и НИИ. Основным критерием для открытия аспирантуры в организации было наличие научно-технической (лабораторной) базы для проведения научных исследований, а также наличие высококвалифицированных научных кадров для осуществления научного руководства. Открытие аспирантур осуществлялось по ходатайству Ученого совета учреждения и представлением соответствующего Министерства или ведомства и оформлялось приказом Министерства высшего и среднего образования для Вузов и Академией наук для научно-исследовательских институтов (1962, 1980, 1987); открывалась в вузах имеющих государственную аккредитацию и в НИИ, имеющих государственную лицензию на право ведения образовательной деятельности (1995, 1998).

Отдельно хочется отметить, что контингенты (контрольные цифры) аспирантов для вузов формировались Министерством образования, а контингенты (контрольные цифры) аспирантов для НИИ - Академией наук. Данный факт свидетельствует о том, что финансирование подготовки кадров высшей квалификации велось из разных источников.

1930-е гг. являлись годами становления института подготовки кадров высшей научной квалификации, в это время вырабатывались механизмы отбора поступающих. В начале отбор кандидатов осознавался на дореволюционном опыте оставления при кафедрах для дальнейшей подготовки, в Положении 1934 г. отбор проводился из студентов последнего курса за полгода до окончания ими обучения. Кандидатуры утверждались Учеными советами Вузов, согласовывались соответствующими наркоматами, после выпуска отбывали для работы по специальности в соответствии с распределением в течение двух лет. В течение этих двух лет Вузы вели наблюдение как будущий аспирант показал себя на производстве. Через два года происходило зачисление, и аспирант возвращался в вуз для обучения в аспирантуре. Однако, Положение 1939 г. внесло существенные изменения в порядок приема на обучение в аспирантуре, и с этого момента прием в аспирантуру производился на основании вступительных испытаний, которые включали следующие экзамены:

1. Специальная дисциплина (в соответствии с научной специальностью).

2. Иностранный язык.

3. Социально-гуманитарная дисциплина, которая в разные годы называлась: «Основы марксизма-ленинизма» (1939); «История КПСС» (1962, 1980); «Марксизм-ленинизм» (1987); «Философия» (1995, 1998).

Основным документом, регламентирующим подготовку аспирантов на протяжении всего исследуемого периода, выступал индивидуальный план подготовки аспиранта. Индивидуальный план аспиранта утверждался Ученым советом образовательного или

научного учреждения. В таблице 1 представлен сравнительный анализ содержания образовательной подготовки в разные годы.

Таблица 1

Содержание подготовки аспирантов, установленное нормативными документами разных лет

1939 г. 1962 г. 1980 г.

Теоретические занятия по одной из социально-экономических дисциплин; Теоретические занятия по 2 иностранным языкам; Теоретические занятия по 2 специальным дисциплинам; Участие в методической работе кафедры, посещение лекций и занятий опытных преподавателей; Самостоятельное выполнение научной работы; Прохождение научно-производственной практики после 1-го года обучения; Подготовка и защита диссертации. Сдача кандидатских экзаменов по диалектическому и историческому материализму, 1 иностранному языку, специальной дисциплине; Прохождение педагогической практики; Самостоятельное выполнение научной работы; Защитить или представить к защите кандидатскую диссертацию. Сдача кандидатских экзаменов по диалектическому и историческому материализму, 1 иностранному языку, специальной дисциплине; Самостоятельное изучение основ психологии и педагогики; Прохождение педагогической практики; Самостоятельное выполнение научной работы.

1987 г. 1995 г. 1998 г.

Овладение методологией проведения научных исследований; Сдача кандидатских экзаменов по марксистко-ленинской философии, иностранному языку, специальной дисциплине; Самостоятельное выполнение научной работы; Изучение дисциплин: педагогика, психология, экономика, овладение методами применения вычислительной техники и сдать экзамены. Сдача кандидатских экзаменов по философии, иностранному языку, специальности; Самостоятельное выполнение научной работы; Завершение работы над диссертацией, включая проведение предварительной экспертизы. Сдать кандидатские экзамены по философии (с 2005 г. - по истории и философии науки), иностранному языку, специальности; Самостоятельное выполнение научной работы; Завершение работы над диссертацией, включая проведение предварительной экспертизы.

Составлено авторами

Представленные в таблице 1 данные показывают, что центральное место в образовательной подготовке аспирантов занимало самостоятельное выполнение научной работы. При подготовке аспирантов делался акцент на изучение иностранных языков. При этом Положение 1939 г. предусматривало изучение двух иностранных языков, а все последующие -одного. Отметим, что положение 1939 г. единственное из анализируемых документов устанавливает проведение занятий для аспирантов и перечень дисциплин. Таким образом, в начале своего существования модель аспирантуры в СССР была «образовательной». Однако, учитывая небольшой срок обучения в аспирантуре, вызванный необходимостью срочной подготовки новых кадров для Вузов и НИИ, образовательная подготовка отнимала время от проведения самостоятельных научных исследований и вела к снижению эффективности аспирантуры [6; 7]. Поэтому дальнейшее развитие аспирантуры пошло по пути сокращения образовательной подготовки и трансформировалось в «исследовательскую» модель. Предпринятые попытки увеличения образовательной подготовки в 1980 и 1987 гг. успехом не увенчались.

Начиная с 1962 г. вместо теоретических занятий появляется понятие «сдача кандидатских экзаменов», при этом механизм подготовки к кандидатским экзаменам ни в Положении 1962 г., ни в дальнейших положениях прописан не был.

Важное место в подготовке к защите кандидатской диссертации занимали (и продолжают занимать) кандидатские экзамены. Об их центральном месте в подготовке аспирантов свидетельствует то, что типовые программы кандидатских экзаменов разрабатывались и утверждались Высшей аттестационной комиссией. В состав кандидатских экзаменов входили: иностранный язык, специальность и дисциплина социально-гуманитарного цикла (исторический материализм (1962, 1980); марксистко-ленинская философия (1987); философия (1995, 1998); история и философия науки (с 2005))4.

Руководство научно-исследовательской работой аспирантов в организации осуществлялось руководителем, назначаемым приказом. В обязанности научного руководителя входило оказание помощи аспиранту. Требования к научному руководителю впервые были установлены в положении 1939 г. Руководителями назначались сотрудники организации, имеющие ученую степень доктора наук или профессора. С 1962 г. в исключительных случаях руководство аспирантами разрешалось кандидатам наук. В начале разрешение на право научного руководства кандидату наук давалось Министерством высшего и среднего образования СССР, однако с 1987 г. право научного руководства кандидатом наук стало предоставляться Ученым советом организации.

В обязанности научных руководителей входило консультирование аспирантов по научной работе, контроль за выполнением аспирантом его индивидуального плана и ответственность за качественное выполнение диссертационной работы.

Ответственность за подготовку аспирантов и общее руководство аспирантами возлагалось на соответствующе кафедры (1934); на заведующего кафедрой (1939); на руководителей учреждений, в которых обучаются аспиранты и Ученые советы (1962, 1980); на Ученые советы (1987). То есть с течением времени ответственность за подготовку аспирантов стала носить общественный, а не персональный характер.

Результатом обучения в аспирантуре являлось подготовка и защита кандидатской диссертации, а документом, это подтверждающим - диплом кандидата наук. Присвоение квалификации по окончании аспирантуры было предусмотрено только в положении 1987 г. В соответствии с этим положением, окончившим аспирантуру присваивалась квалификация «Исследователь» соответствующего профиля (инженер-исследователь, экономист-исследователь и т. д.) с выдачей диплома установленного образца. Следовательно, подготовка кадров не рассматривалась как образовательная программа.

Таким образом, появление института аспирантуры было вызвано острой потребностью Советского Союза в подготовке научных и преподавательских кадров. Становление и оформление аспирантуры как социального института заняло 14 лет (с 1925 по 1939 гг.), основные принципы функционирования системы подготовки кадров высшей квалификации были сформулированы в Положении об аспирантуре 1939 г. и существовали до вступления в силу 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Основной задачей аспирантуры являлось ускоренное воспроизводство научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, поэтому строк обучения в советской аспирантуре был установлен значительно меньше, чем у ее дореволюционного предшественника и у зарубежных аналогов. Исследования

4 Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.02.2004 г. № 696 «Об утверждении перечня кандидатских экзаменов» http://www.k204.ru/kadry/696_697.htm (дата обращения: 27.05.2018).

Приказ Министерства образования Российской Федерации от 17.02.2004 г. № 697 «Об утверждении программ кандидатских экзаменов» http://www.k204.ru/kadry/696_697.htm (дата обращения: 27.05.2018).

показали, что, несмотря на то, аспирантура была создана в соответствии с образовательной моделью, однако ее эволюция развивалась в сторону исследовательски-ориентированной модели, при которой практически отсутствовала образовательная составляющая, так как продолжительность образовательной подготовки не позволяла совместить значительное количество образовательной подготовки и выполнение научных исследований. Обучение в аспирантуре в целом рассматривалось не как образовательная программа, а как научно -исследовательская, поэтому не было предусмотрено документа об уровне образования и о квалификации.

Система подготовки научно-педагогических кадров была работоспособной и позволила решить проблему кадрового обеспечения высших учебных заведений и научно -исследовательских учреждений, однако процессы, происходящие в современной экономике и образовании, изменение требований к профессиональной деятельности исследователей, включение России в Болонский процесс, потребовали ее реформирования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяков, И.И. Оценка инновационной среды вузов / И.И. Дьяков, Н.А. Третьяк, К.С. Грищенко // Современное образование. 2018. № 1. С. 22-34.

2. Дьяков И.И. Роль маркетинговых исследований в обеспечении конкурентоспособности вуза / И.И. Дьяков, И.С. Вологин, И.Э. Островская // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 19-23.

3. Сергачева Е.В. Историко-теоретические предпосылки и этапы развития аспирантуры в техническом вузе / Е.В. Сергачева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6. URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26033 (дата обращения: 23.05.2018).

4. Матиевская А.В. Становление института аспирантуры в системе послевузовской подготовки научно-педагогических кадров в советский период / А.В. Матиевская // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. - 2011. - Т. 12. - № 3. -С. 13-19.

5. Миронин С. Два способа развития науки и история диссертационного дела / С. Миронин // Биометрика. URL: http://www.biometrica.tomsk.ru/naukoved/ mironin.htm (дата обращения: 23.05.2018).

6. Цеховой Н.П. Организационно-правовое оформление системы советской аспирантуры: основные этапы и особенности / Н.П. Цеховой // Вестн. Том. гос. ун-та. 2012. №362. URL: https://cyberieninka.m/artide/n/organizatsionno-pravovoe-oformlenie-sistemy-sovetskoy-aspirantury-osnovnye-etapy-i-osobennosti (дата обращения: 23.05.2018).

7. Цеховой Н.П. Становление и развитие института аспирантуры в советский период отечественной истории (на примере Томского государственного университета). URL: http://ist-konkurs.ru/raboty/2011/1371-stanovlenie-i-razvitie-instituta-aspirantury-v-sovetskij-period-otechestvennoj-istorii-na-primere-tomskogo-gosudarstvennogo-universiteta (дата обращения: 23.05.2018).

8. Бочкова Е.В. Эволюция института аспирантуры в России / Е.В. Бочкова, Е.А. Авдеева, Е.Л. Кузнецова // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 52-5. - С. 90-96.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Кононова С.В. Становление и развитие государственной системы подготовки научных кадров через аспирантуру в России: 1918-2004: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Невинномысск, - 2005. - 281 c.

10. Меркулова А.М. Особенности реформирования гуманитарного образования в СССР в 1930-е гг. URL: http://www.oboznik.ru/?p=51147 (дата обращения 23.05.2018 г.).

https://mir-nauki.com

Yakimovich Elena Petrovna

Far eastern federal university Ussuriysk (branch), Russia E-mail: [email protected]

Surzhik Svetlana Sergeevna

Federal research center of agricultural biotechnology of the far east named after A.K. Chaiki, Ussuriysk, Russia

E-mail: [email protected]

Abstract. Aimed to provide the preservation and the developing of staff capacity for the science and education, the system of preparation of the highly qualified workers in Russia has its historically established particularities. The group of authors defines the transformation of post graduate institution as the object of the research. The subject is principles of operation of the training of the highly qualified workers. The aim of the research is the analysis of the developing of post graduate studies as the main form of the scientific and scientific-pedagogical personnel for higher education and research institutions. In addition to the common scientific methods and techniques (analysis, synthesis, analogy, generalization) methods of historical, conceptual and typological analysis are used. The research is based on analysis of normative documents, regulating the preparation of scientific and scientific-pedagogical personnel. Historically, post-graduate school is the main form of the preparation of highly qualified workers. The authors consider organizational issues of training post-graduate students and functioning of post-graduate school from its foundation till adoption of the Federal law on Education № 273-FZ "On Education in the Russian Federation". The article also reveals different conditions for post-graduate schools of research institutions and educational ones. The changes in the requirements for entering students and for the level of training for graduating students are studied. The research has established that postgraduate studies in the USSR and Russia were not considered as an educational program, and development proceeded in accordance with the "research" model while the independent implementation of research took the central place.

Keywords: post-graduate studies; scientific and scientific-pedagogical personnel; postgraduate training; post-graduate exams; content of post-graduate training; research work; nomenclature of specialties; social institute; Soviet education; scientific research

Doronina Nina Anatolievna

Far eastern federal university Ussuriysk (branch), Russia E-mail: [email protected]

Semenova Daria Vladimirovna

Far eastern federal university Ussuriysk (branch), Russia E-mail: [email protected]

Development of the system of the training highly qualified workers: historical aspect

39PDMN618

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.