Научная статья на тему 'КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ'

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
10
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетенции / стратегическое управление персоналом / ключевые компетенции / стратегический менеджмент / competence / strategic human resources management / core competencies / strategic management

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Е.О. Елистратова, Ю.И. Мокин, Е.Л. Соколова

Статья посвящена ключевым компетенциям, используемым в стратегическом управлении персоналом организации. Даны понятия ключевых компетенций и стратегического управления персоналом. Представлен перечень компетенций, используемых при осуществлении стратегического управления персоналом организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY COMPETENCES IN STRATEGIC MANAGEMENT OF ORGANIZATION PERSONNEL

The article is devoted to the key competencies used in the strategic management of the organization's personnel. The concepts of key competencies and strategic personnel management are given. The list of competencies used in the implementation of strategic management of the organization's personnel is presented.

Текст научной работы на тему «КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ»

УДК 331.44

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ОРГАНИЗАЦИИ

Е. О. Елистратова, Ю. И. Мокин Научный руководитель - Е. Л. Соколова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: ymokin12@gmail.com

Статья посвящена ключевым компетенциям, используемым в стратегическом управлении персоналом организации. Даны понятия ключевых компетенций и стратегического управления персоналом. Представлен перечень компетенции, используемых при осуществлении стратегического управления персоналом организации.

Ключевые слова: компетенции, стратегическое управление персоналом, ключевые компетенции, стратегический менеджмент.

KEY COMPETENCES IN STRATEGIC MANAGEMENT OF ORGANIZATION

PERSONNEL

E. O. Elistratova, Yu. I. Mokin Scientific supervisor - E. L. Sokolova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: ymokin12@gmail.com

The article is devoted to the key competencies used in the strategic management of the organization's personnel. The concepts of key competencies and strategic personnel management are given. The list of competencies used in the implementation of strategic management of the organization's personnel is presented.

Key words: competence, strategic human resources management, core competencies, strategic management.

Компетентностный подход в управлении персоналом требует от HR-специалиста большого количества знаний умений и навыков. Эффективность данного подхода неоднократно была доказана на практике, не смотря на большие сложности внедрения и поддержания её работоспособности.

Однако хотелось бы уделить внимание стратегическому управлению персоналом. А точнее ключевым компетенциям, которые используются в стратегическом управлении персоналом организации. Это имеет большой интерес в данное время, так как большинство успешных компаний продумывают будущее своих компаний в первую очередь в долгосрочной перспективе. Определение ключевых компетенций, используемых в данном процессе, позволяет более четко понять значимость данного подхода в управлении персоналом.

Изначально понятие ключевой компетенции было дано двумя авторами Гэри Хэмелом и Коимбатуром Парахаладом. Авторы определяют ключевые компетенции как

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2020. Том 3

«интегрированные наборы навыков, умений и технологий» [2, с. 3]. Такие компетенции представляют собой «сумму полученных знаний по всем отдельным наборам навыков и умений в отдельных организационных подразделениях» [2, с. 3]. Они не ограничиваются их наличием у отдельного человека или даже у небольшой команды и даже могут выходить за пределы отдельной маленькой организации.

Понятие ключевых компетенций специалиста также включает положения, выдвинутые авторами. Ключевые компетенции специалиста - соответствующие целям, задачам и реалиям знания, умения, навыки и мотивация.

Стратегическое управление персоналом - это процесс формирования трудового потенциала организации, способного на должном уровне конкурировать со смежными предприятиями в данной области. Формирование происходит, ориентируясь на текущие и предстоящие изменения организации во внутренней и внешней среде, что в свою очередь позволяет ей существовать, достигать долгосрочных целей и развиваться [1, с. 1].

Цель стратегического управления персоналом - контроль состояния внешней и внутренней среды, формирование конкурентоспособного трудового потенциала организации [2, с. 6].

Определив стратегическое управление персоналом, и сущность ключевых компетенций руководителя, можно выделить ряд компетенций, которые являются основными для осуществления данного вида деятельности.

Первой ключевой компетенцией является стратегическое мышление. Стратегическое мышление - это возможность проведения связей между долгосрочной концепцией развития организации и текущей работой, которая в свою очередь определяет результаты данного взаимодействия в будущей перспективе. На нижних уровнях данная компетенция определяется в понимании общей стратегии организации. Высшие уровни предполагают учёт внешних и внутренних факторов при реализации стратегии и связь повседневных действий с долгосрочными целями [3, с. 6].

Стратегическое мышление, как любая компетенция, базируется на способностях человека, а значит, может присутствовать в той или иной мере уже изначально у любого руководителя. От компании требуется не только оценить наличие компетенции, но и создать условия для ее развития и применения.

Второй ключевой компетенцией является разработка корпоративной стратегии. Данная компетенция включает в себя решение трех основных задач: определение бизнес-направлений компании; определение роли корпоративного центра в управлении бизнесами и какую степень самостоятельности будет иметь каждый из этих бизнесов в отдельности; определение вектора развития персонала организации.

Третьей стрежневой компетенцией выступает стратегический анализ. Данная компетенция предполагает умение исследования положений организации, для чего изучаются изменения во внешней среде организации и оцениваются преимущества и недостатки ресурсов организации, которые она может иметь при данных изменениях. Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение организации [3, с. 7].

Данный метод широко используется при работе с персоналом, так как его развитие, в стратегическом ключе, во многом зависит от положения организации в настоящем и будущем.

Четвертой компетенцией выступает владение концепциями и инструментами стратегического менеджмента. Данная компетенция подразумевает владение навыками стратегического и системного мышления, гибкости реагирования на новые ситуационные факторы и обстоятельства; разработки и анализа стратегических альтернатив, принятия стратегических решений; анализа и разработки корпоративных стратегий, стратегий бизнеса, функциональных стратегий; разработки проектов и мероприятий, направленных на

реализацию стратегий организации; разработка систем развития персонала организации [4, с. 4].

Пятая компетенция определяется как владение используемой в компании методикой разработки стратегии. Предполагает знание основных правил формулировки стратегического видения и миссии организации; основных требований к стратегическим целям организации; типологию стратегий организации;

Последней стержневой компетенцией является аналитические мышление. Аналитическое мышление подразумевает последовательный анализ данных и ситуаций с тем, чтобы увидеть причину и следствие и использовать это для принятия эффективных решений.

Компетенции, применяемые в стратегическом управлении персоналом, определяют особенности данной деятельности. Четкое понимание компетенций и их развитие позволяют повысить эффективность и производительность специалиста, занимающегося стратегическим управлением, что позволяет подготовить узконаправленного высококвалифицированного специалиста, который выполняет свою работу с полной отдачей и высоким качеством.

Библиографические ссылки

1. Климов H.A., Чиркова Л. Л. Стратегическое управление персоналом в организациях // Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral». 2019. №2. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/strategicheskoe-upravlenie-personalom-v-organizatsiyah

2. Ломовцева О. А., Мордвинцев А. П. Ключевые компетенции в формулировании стратегии корпоративного управления // Вестник ВолГУ. Серия 3: Экономика. Экология. 2016. №9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7klyuchevye-kompetentsii-v-formulirovanii-strategii-korporativnogo-upravleniya

3. Ломовцева O.A., Прядко С.Н. Использование квалиметрического подхода для оценки стержневых компетенций научно-образовательных организаций // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2016. №16 (237). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-kvalimetricheskogo-podhoda-dlya-otsenki-sterzhnevyh-kompetentsiy-nauchno-obrazovatelnyh-organizatsiy

4. Пономарев A.C. Компетенции менеджмента и разработка функциональных стратегий компаниями-производителями // Финансовые исследования. 2017. №1 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kompetentsii-menedzhmenta-i-razrabotka-funktsionalnyh-strategiy-kompaniyami-proizvoditelyami

©Елистратова Е. О., МокинЮ. И., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.