Научная статья на тему 'Ключевые компетенции и результаты образования как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО'

Ключевые компетенции и результаты образования как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1155
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ/КОМПЕТЕНТНОСТИ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / results of formation / the state educational standard / the federal state educational standard / key competence / the formation maintenance / quality of formation

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сошникова А. В.

В статье рассмотрены основополагающие вопросы разработки и реализации новых образовательных стандартов в компетентностном формате, проанализированы предпосылки для пересмотра результатов образования в общем контексте мировых и отечественных тенденций, рассмотрено понятие ключевые компетенции, выделена их структура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KEY COMPETENCE AND RESULTS AS THE MAIN PURPOSES IN REALIZATION OF THE STATE EDUCATIONAL STANDARTS

In article basic questions of realisation and working out of new educational standards in a competence format are considered, preconditions for revision of results of formation in the general context of world and domestic tendencies are analysed, concepts key competence are considered, their structure is allocated.

Текст научной работы на тему «Ключевые компетенции и результаты образования как главные целевые установки в реализации ФГОС ВПО»

УДК 378

КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ГЛАВНЫЕ ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ В РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВПО

© 2010 А. В. Сошникова

соискатель каф. непрерывного профессионального образования e-mail: styshik@mail. ru

Курский государственный университет

В статье рассмотрены основополагающие вопросы разработки и реализации новых образовательных стандартов в компетентностном формате, проанализированы предпосылки для пересмотра результатов образования в общем контексте мировых и отечественных тенденций, рассмотрено понятие ключевые компетенции, выделена их структура.

Ключевые слова: результаты образования, государственный образовательный стандарт, федеральный государственный образовательный стандарт, ключевые

компетенции/компетентности, содержание образования, качество образования.

Перед системой образования всегда стояла задача подготовки граждан к эффективной деятельности. Принципиально разным был только спектр этой деятельности в системе экономики и организации государства. Этими

обстоятельствами и задавалось устройство и содержание образовательных ресурсов, которые выстраивались так, чтобы максимально полно удовлетворять потребности экономики и политики. В этом контексте следует отметить, что вне подготовленного массового сознания и компетенций развитие экономики нереально, а о социальной стабильности не может быть и речи. Как следствие этому возникает основополагающий вопрос - на базе чего следует построить национальную систему образования, поддерживающую государство, гражданина, общественные институты?

Ответ на этот вопрос заложен в анализе реалий современного общества, претерпевающего серьезные изменения на разных уровнях его функционирования.

Те изменения в устройстве и содержании экономики, которые сегодня происходят в мире, принято квалифицировать как переход к постиндустриальному обществу. Под этим понимают и глобализацию технологических пространств, и максимальный учет короткого времени жизни самых передовых технологий, и подавляющую роль информационных технологий, и глобализацию экономики вообще. Эксперты утверждают, что эффективная экономика, в которой изменения становятся постоянными, а конкурентоспособность определяется мерой удовлетворения рынка, задающего высокую планку конкуренции, должна быть устроена на основе иных принципов. Иных по сравнению с устройством экономики долгоживущих технологий, отсутствием серьезной конкуренции и диктатом производителя.

Сфера экономики и производства претерпела серьезные изменения, среди которых следует выделить основные, а именно:

- стал коротким жизненный цикл продукта;

- конкуренция потребовала быстрой смены технологий;

- изменения становятся постоянными;

- власть на рынках берет потребитель;

- непредсказуемость структуры делового цикла не позволяет делить его на составляющие.

К этому следует добавить всеобщую доступность глобальной информации и сделать вывод: в условиях, когда в хозяйственной среде нет ничего постоянного и предсказуемого, разделение деятельности на отдельные операции неэффективно, работа должна быть организована вокруг процессов, а не операций. Причем процессов с завершенным циклом, ориентированных на определенный результат, выводящий на потребителя, а не на смежника. В этом смысл организации производственной деятельности на основе процессов. Отсюда следуют необходимые для эффективной деятельности в этих условиях профессиональные качества участников и принципы их достижения.

В условиях короткоживущих знаний и технологий столь же короток век видов деятельности на всех уровнях и отраслях организации общественного производства услуг и товаров. Значит, способам деятельности нельзя обучить раз и навсегда. Позиция «образование на всю жизнь» заменяется позицией «образование в течение всей жизни». Имеется в виду необходимость постоянного обучения новым технологиям, видам деятельности, быстро сменяющихся в сфере любого производства. Правильная мысль и четко сформулированный лозунг. Вопрос в том, как превратить этот лозунг в способ организации образовательной деятельности, результатом которой были бы адекватно подготовленные кадры. Как организовать ресурсы, содержание и технологии в интересах поставленной задачи. Сегодня уже очевидно, что система образования, сформированная для работы в условиях директивной экономики, не может эффективно действовать в условиях рыночных отношений. Необходимо предложить иные образовательные результаты, задающие основу успешности людей в новых условиях жизни и деятельности. И эти новые образовательные результаты должны быть положены в основу нового поколения образовательных стандартов [Голуб, Коган, Прудникова 2007].

Система образования служит развитию самого главного ресурса - человеческого потенциала. Образование - это особая отрасль производства, и продукт ее тоже особый. В любой стране образование производит гражданское сознание и готовность жить и работать в этой стране. Задачи, стоящие перед страной, задают цели образования ее граждан. И уже из них формируются содержание и методы образования, структура всей системы, способы ее организации. Так и должно быть, если государство использует образование как способ ускорить развитие страны, повысить уровень жизни своих граждан. Адекватное задачам государства образование позволяет гражданам быстрее и эффективнее включиться в экономическую жизнь страны, продуктивнее разрешать социальные проблемы, меньше расходовать средств на адаптацию людей к меняющимся условиям в стране, в мире, на производстве. Ориентированные в завтра люди инициируют развитие тех сфер жизни, в которых они участвуют. Хорошо организованное образование залог устойчивого развития общества. Все, что хочет общество заложить в своих граждан, оно формирует как социальный заказ, который специалисты превращают в государственный образовательный стандарт,

регламентирующий устройство системы образования, содержание обучения и требования к учащемуся, позволяющие исполнить этот заказ.

На сегодняшний момент проблема разработки новых образовательных стандартов в отечественной высшей школе неразрывно связано с реализацией и внедрением в образовательный процесс компетентностного подхода. Иными словами, проблема современного поколения образовательных стандартов рассматривается в новом, компетентностном формате.

Освоение компетентностного подхода современной российской школой неразрывно связано с необходимостью модернизации содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением целей и результатов образования. Сущность нового подхода состоит в целенаправленном развитии ключевых компетенций, основанных на готовности студентов использовать усвоенные знания и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.

Отечественные исследователи, изучающие тенденции развития современного образования (Г.Б Голуб, Е.Я Коган, В. А. Прудникова и др.) отмечают, что в первую очередь результаты образования в новом компетентностном формате выражаются в овладении обучающимися определенным набором (меню) способов деятельности по отношению к определенному предмету воздействия. Его значение состоит в том, что, овладевая каким-либо способом деятельности, учащийся получает опыт присвоения деятельности, формируется персональный «ресурсный пакет», набор осваиваемых способов деятельности является социально востребованным и позволяет оказываться адекватным типичным ситуациям. Именно такой набор осваиваемых способов деятельности и является предметом запроса рынка труда и социальных практик, он может быть актуален на протяжении определенного времени, а затем должен корректироваться в соответствии с изменением социально-экономической ситуации.

Особенность компетентности как результата образования состоит в том, что в сравнении с другими результатами образования она:

- является интегрированным результатом;

- позволяет решать целый класс задач (в отличие от элемента функциональной грамотности);

- существует в форме деятельности, а не информации о ней (в отличие от знания);

- переносима (связана с целым классом предметов воздействия), совершенствуется не по пути автоматизации и превращения в навык, а по пути интеграции с другими компетентностями - через осознание общей основы деятельности наращивается компетенция, а сам способ действия включается в базу внутренних ресурсов (в отличие от умения);

- проявляется осознанно (в отличие от навыка).

Ключевые компетенции как результат образования становятся основой для формирования компетентности человека, которая состоит в его готовности эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения поставленной цели. Таким образом, компетентность проявляется в субъективно новой деятельности, когда необходимо выполнять неалгоритмизированные действия. Овладевая деятельностью, человек начинает управлять ею, и, следовательно, в основе компетентности лежит самоуправление (самоменеджмент). Говоря о внутренних ресурсах субъекта, следует упомянуть его знания, умения, навыки, элементы функциональной грамотности и его ценности, психологические свойства личности. К внешним ресурсам можно отнести информацию, материальные объекты (другими словами, технологии их использования), социальное окружение (люди, организации).

Задача формирования ключевых компетенций предусматривает не столько пересмотр предметного содержания, сколько изменение технологий образовательного процесса. Принципиально технология формирования ключевых компетенций представляет собой формирование более (компетентностно-ориентированное задание) или менее (применение метода проектов) формализованных образовательных ситуаций, в которых обучающиеся ставят или присваивают и достигают те или иные цели. Именно для того, чтобы достичь поставленной цели, необходимо наличие

определенного набора информации, которую можно почерпнуть либо из внутренних (собственные знания), либо из внешних источников. Другими словами, ценность того или иного знания определяется тем, в какой степени оно позволяет достичь поставленную цель. Знание важно не само по себе, но как ресурс достижения цели, решения поставленной задачи. К тому же мотивация в освоении знаний, непосредственно обслуживающих цели, становится осмысленной.

В контексте рассматриваемой проблемы коснемся вопроса определения сущности понятия «ключевые компетенции», а также определения ключевых компетенций для различных ступеней образования.

Согласно И. А. Зимней, ключевые - это те обобщенно представленные основные компетенции/компетентности, которые обеспечивают нормальную жизнедеятельность человека в социуме. В этом контексте компетентность трактуется как основывающаяся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленная социально-профессиональная жизнедеятельность человека [Зимняя 2004].

Теоретической основой выделения групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения:

- человек есть субъект общения, познания, труда (Б. Г. Ананьев);

- человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В. Н. Мясищев);

- профессионализм включает компетентности (А. К. Маркова);

С этих позиций И. А. Зимней были разграничены три основные группы компетентностей, каждая из которых включает в себя специализированные компетенции.

1. Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности:

- компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

- компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире; ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны, религии;

- компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширение, приращение накопленных знаний;

- компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание символов государства и гордость за них (герб, флаг, гимн);

- компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; профессиональное развитие: языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетентности, относящиеся к социальному взаимодействию человека с другими людьми:

- компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью,

коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие других людей (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

- компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросскультурное

общение; деловая переписка: делопроизводство, бизнес-язык: иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетентности, относящиеся к деятельности человека,

проявляющиеся во всех ее типах и формах:

- компетенция познавательной деятельности: постановка и решение

познавательных задач, нестандартные решения, проблемные ситуации, их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование,

интеллектуальная деятельность;

- компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности; планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

- компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность.

Все перечисленные компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся его личностными качествами, свойствами.

Если представить эти компетенции как актуальные компетентности, то очевидно, что последние будут включать такие характеристики, как а) готовность к проявлению компетентности (мотивационный аспект); б) владение знанием содержания компетентности (когнитивный аспект); в) опыт проявления компетентности в разнообразных стандартных и нестандартных ситуациях (поведенческий аспект); г) отношение к содержанию компетентности и объекту ее приложения (ценностносмысловой аспект); д) эмоционально-волевая регуляция процесса и результата проявления компетентности.

С этих позиций можно сделать вывод, что результаты обучения - это усвоенные знания и освоенные компетенции [Байденко 2005]. Таким образом, результаты образования, рассмотренные в рамках формирования ключевых компетенций по-новому ставят вопрос о проектировании государственных образовательных программ. «Результаты обучения... возможно, формируют важную часть подходов двадцать первого столетия к высшему образованию и ревизии насущных вопросов, а именно: что, кому, как и когда мы преподаем и что, когда, как, где и когда мы оцениваем. Самый характер и роль образования подвергается сомнению, теперь больше, чем когда-либо прежде и результаты обучения являются тем важным инструментом, который делает итоги обучения понятными для студента, гражданина, работодателя и педагога. С точки зрения проектирования и разработки учебных планов результаты обучения находятся в центре деятельности по реформированию образования. Они представляют собой изменение акцента от “преподавания” к “обучению”, который символизируется принятием студентоцентрированного подхода в противоположность традиционному, ориентированному на преподавателя, подходу. Студентоцентрированное обучение помещает в фокус отношение “преподавание-обучение-оценивание” и

фундаментальные связи между проектированием, поставкой и измерением обучения» [Болонский процесс: Бергенский этап 2005: 95-95].

Согласно позиции В. И. Байденко, Н. А. Селезневой, реализация

компетентностного подхода понимается как метод моделирования результатов образования и их представления как норм качества высшего образования. В рамках компетентностного подхода охватываются все три составляющие российского образовательного стандарта: минимум содержания, требования к выпускникам и максимум учебной нагрузки.

Государственный образовательный стандарт, с точки зрения компетенций, является:

- высказыванием о предметных и универсальных компетенциях, установленных в сотрудничестве разработчиков стандартов с представителями специальных групп (с использованием корректных методов анализов рынков труда, мнений и запросов работодателей, выпускников и профессорско-преподавательского состава)

- обоснованием результатов образования, сформулированных в форме активных глаголов действия;

- содержанием образования, необходимым и достаточным для достижения результатов и формирования компетенций, оценивающих средств;

- положением о признании личных достижений студентов/выпускников

В этом контексте проектирование образовательного стандарта с позиций компетентностного подхода означает следующее:

- в ГОС ВПО отражен в системном и целостном представлении образ результата образования по завершении образовательной программы;

- результаты образования сформулированы в виде признаков готовности студента/выпускника продемонстрировать соответствующую структуру знаний, умений, ценностей;

- в образовательном стандарте задается структура компетенций, которые должны быть приобретены студентом/выпускником и которые составляют «каркас» всего многообразия результатов обучения.

Таким образом, главным признаком (критерием) компетентностного подхода выступает преимущественная направленность стандарта на результаты образования с содержательным обеспечением.

Вместе с тем образовательный стандарт компетентностного формата предполагает новое проектирование результатов обучения. Он призван очертить квалификации бакалавра/специалиста/магистра с точки зрения рабочей нагрузки, уровня, результатов обучения, компетенций и профиля. Именно в данном пункте принципиальная новизна образовательного стандарта. Компетентностный подход означает существенный сдвиг в сторону студентоцентрированного обучения, попытку перейти от предметной дифференциации к междисциплинарной интеграции [Байденко, Селезнева 2005].

Компетенции и результаты образования рассматриваются как главные целевые установки в реализации ГОС ВПО нового поколения как интегрирующие начала «модели» выпускника. Сама компетентностная модель выпускника, с одной стороны, охватывает квалификацию, связывающую будущую его деятельность с предметами и объектами труда, с другой - отражает междисциплинарные требования к результату образовательного процесса. При этом, разрабатывая ГОС ВПО нового поколения и идентифицируя результаты образования и компетенции, надо стремиться к тому, чтобы они выходили за рамки целей трудоустройства выпускников. Высшее образование сегодня призвано работать на будущее и в силу этого должно опережать систему требований, предъявляемых «здесь и сейчас». «Образование для трудоустройства не должно рассматриваться в отрыве от образования для воспитания гражданина, от необходимости развития личности и формирования общественной ответственности» [Колер 2004: 58].

В связи с этим Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) рассматриваются как федеральные (общестрановые) комплексные нормы качества высшего образования по уровням «бакалавр-специалист-магистр» соответствующих направлений подготовки, отвечающие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, а также международным нормам качества высшего образования в тех или иных областях подготовки.

Согласно Н. А. Селезневой, ФГОС ВПО представляет собой норму качества образования, которое признается центральной задачей болонских реформ. Комплексная норма здесь понимается как норма качества результата образования, образовательного процесса, образовательной среды и образовательной системы в целом [Селезнева 2005].

ФГОС ВПО на основе результатов образования призваны обеспечить усиление конкурентоспособности высшего образования России, прозрачность, сравнимость, сопоставимость и совместимость отечественных квалификаций и дипломов, а также содействовать формированию согласованных с европейскими подходами систем аттестации и аккредитации.

Таким образом, сказанное выше позволяет предложить понимание ГОС ВПО, а также ФГОС ВПО нового поколения как принципиально нового типа проектирования нормы качества современного высшего образования, вызванного к жизни необходимостью повышения адекватности и адаптивности отечественного высшего образования стратегическим задачам социально-экономического развития России, мировым и европейским тенденциям реформирования высшей школы.

Библиографический список

Байденко В. И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): метод. пособ. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2005. 114 с.

Байденко В. И., Селезнева Н. А. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения в свете болонского процесса: метод. пособ. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2005. 35 с.

Болонский процесс: Бергенский этап / под науч. ред. В. И. Байденко. М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 2005. 125 с.

Голуб Г. Б., Коган Е. Я, Прудникова В. А. Парадигма актуального образования // Вопросы образования. 2007. № 2. 68 с.

Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. М.: Высшее образование сегодня, 2004. 43 с.

Колер Ю. Обеспечение качества, аккредитация и признание квалификаций как контрольные механизмы Европейского пространства высшего образования // Высшее образование в Европе. 2005. № 3. 123 с.

Селезнева Н. А. Размышления о качестве образования: международный аспект // Высшее образование сегодня. 2004. №4. 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.