Ключевые институты организации научно-инновационного процесса постиндустриальной экономики в России и регионах*
Key Institutions for the Organization of a Scientific Innovation Process of Post-Industrial Economy in Russia and Regions
УДК 332.14
Гусаков Михаил Александрович
главный научный сотрудник Института проблем региональной экономики РАН (Санкт-Петербург), доктор экономических наук, профессор
190013, Санкт-Петербург, Серпуховская ул., д. 38
Mikhail A. Gusakov
Institute of Regional Economic Problems of the Russian Academy of Science Serpukhovskaya Str. 38, St. Petersburg, Russian Federation, 190013
Для осуществления постиндустриальной и неоиндустриальной инновационных стратегий требуется дополнительное институциональное обеспечение. Перспективные ключевые институты, способствующие формированию институциональной инновационной среды, адекватной постиндустриальной экономике, должны создаваться в соответствии со стратегиями социально-экономического развития макрорегионов России (федеральных округов). Определенный потенциал реализации прорывной и неоиндустриальной инновационной стратегии имеется как в части научных, так и в части инновационных результатов, но его не достаточно для сдвигов в инновационном развитии.
Цель. Обосновать необходимость развития институционального обеспечения для успешного перехода к постиндустриальной экономике. Задачи. Выявить основные проблемы, препятствующие ускоренному развитию экономики; выделить ключевые институты по признакам организации научно-инновационного процесса в стратегиях федеральных округов.
Результаты. Выделены основные институты инновационного развития, а среди них — ключевые институты и институциональные среды организации научно-инновационного процесса. Обоснована необходимость специального институционального обеспечения для реализации инновационных стратегий в России и макрорегионах
Ключевые слова: ключевые институты, научно-инновационный процесс, постиндустриальная экономика, потенциал реализации прорывной и неоиндустриальной инновационной стратегии, стратегии федеральных округов
The post-industrial and neo-industrial innovation strategies require additional institutions. Future-oriented key institutions facilitating the formation of an institutional innovative environment adequate to the post-industrial economy must be established according to the strategies for socio-economic development of the Russian macro-regions (federal districts). There is a certain potential for the implementation of a breakthrough and neo-industrial
<
о
innovative strategy partly in both scientific and innovative results, yet it is not enough for a substantial shift in the innovative development.
Aim. This study aims to substantiate institutional development for a successful transition to post-industrial economy.
Tasks. This study determines major problems preventing accelerated economic development; identifies key institutions according to the principles of scientific innovation process organization in the strategies of federal districts. Results. Key institutions of innovative development are identified, including key institutions and institutional environments for the organization of a scientific innovation process. It is substantiated that the implementation of innovative strategies in Russia and its macroregions requires special institutions.
Keywords: key institutions, scientific innovation process, post-industrial economy, potential for the implementation of a breakthrough neo-industrial innovative strategy, federal district strategies
Регулирование научно-инновационной деятельности в России осуществляется на основе законов о государственной научно-технической политике [1-3], стратегии научно-технологического развития РФ [4-7], а также нормативных актов об отдельных перспективных структурах научно-инновационного процесса. В соответствии с широким понятием научно-инновационного процесса он рассматривается как создание,освоение производства и распространение новых продуктов и технологий с целью повышения степени инновационного развития предприятий, регионов и экономики.
Правовая система регулирования научно-инновационного развития в целом отвечает требованиям основополагающих принципов. Однако она не является цельной из-за отсутствия в ней ряда важных нормативно-правовых актов. Эти лакуны обусловлены особенностями формирования рассматриваемой системы, она развивалась не по единому плану, а стихийно.
Институты носят общий характер для любого периода в развитии экономики, этапа инновационного развития, видов инновационной деятельности, особенностей научно-инновационного процесса и новизны инноваций. Порой существенные различия видов инновационного процесса требуют радикальных изменений субъектов реализации инновационной модернизации, отношений между ними, степени включенности бизнеса и средств государственного регулирования.
* При финансовой поддержке госпрограммы ФИ «Комплексное исследование пространственного развития регионов России: выявление тенденций и закономерностей региональной экономики в условиях трансформации социально-экономического пространства», № Г. Р. 01201452393.
^ При этом Россия существенно отстает в науч-
1 но-технологическом и инновационном развитии от х передовых стран (мы не касаемся текущей ситуации, ш кризисных явлений, санкций и т. п.), несмотря на ^ имеющиеся отдельные прорывные результаты в обла-х сти атомной энергетики, систем вооружений, заделы
2 в разработке ядерных двигателей, нано-био-инфо-^ когнитивных технологиях (НБИК) и т. д. Ситуация с
^ инновационным развитием остается неизменной на
го
к протяжении двух последних десятилетий, что говорит о коренных недостатках государственной научно-ин-^ новационной политики, национальной инновацион-^ ной системы и ее институтов, не вполне адекватных ^ нынешнему этапу научно-инновационного процесса ^ и многостороннему проявлению его результатов в
3 практике становления новой постиндустриальной модели экономики.
Отсюда важнейшей задачей является обновление композиции национальной инновационной системы (НИС) с учетом изменений в научно-инновационном развитии. Это позволило бы дополнить НИС, достроить ее институциональную среду, обеспечивающую долгосрочную инновационную стратегию.
При этом ключевым трендом современной стратегии инновационной модернизации экономики РФ, по нашему мнению, становится необходимость обеспечения. сбалансированности постиндустриальной инновационной стратегии и соответствующей ей ре-индустриализации. Стратегия технологического прорыва опирается на наличие значительного потенциала фундаментальной науки, собственных открытий и изобретений и возможности перехода к постиндустриальному развитию. Стратегия технологического заимствования, догоняющая модернизация является необходимой ввиду отставания в технологическом отношении. Ее осуществление предполагает наличие развитого технологического базиса как традиционных, так и высокотехнологических отраслей, соразмерность потенциалов сопряженных производств (по объему, по новизне, по уровню технологического развития). Реально формируется интегрированный технологический уклад.
Необходимо выяснить, на что должна быть нацелена институциональная среда обеспечения долгосрочной инновационной стратегии, что означает современное понимание постиндустриальной технологии и новой индустриальной технологии, на что нацелены постиндустриальная экономика и новая индустриальная экономика.
Шанс структурного преобразования промышленности, постепенного создания постиндустриальной экономики, сочетания векторов индустриального и постиндустриального был в 1990-е гг. Однако в погоне за ускоренной приватизацией это направление промышленной политики провалилось. Российская промышленность была во многом разрушена.
Была и объективная причина неудачи в решении задачи эффективной промышленной политики и, главное, структурной перестройки промышленности. Во времена СССР она имела принципиальный и существенный перекос в сторону оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Примерно 60-75% объема промышленного производства приходилось на ОПК, а 25-40% — на выпуск гражданской продукции. В 1990-е гг. правительство России поставило задачу изменить пропорции на прямо противоположные. Ее решение предполагало переход на рельсы цивилизованной экономики с приоритетом гражданской продукции, создание мощной гражданской экономи-
ки и построение на ее основе оборонной доктрины. Но попытки провести конверсию ОПК провалились, поскольку гражданская продукция имеет во многом иные требования. Пока же преобладает акцент на исследования и разработки в ОПК. На оборонные исследования и разработки из средств государственного бюджета еще недавно расходовалось 44,7% общего объема средств на НИОКР [8].
Для любой страны экономически выгоднее наращивать производство гражданской, а не военной продукции, так как потребность в первой неизмеримо выше, чем во второй. Общегосударственную политику и развитие ОПК целесообразнее строить на основе мощной «гражданской» экономики, а не наоборот. Соответствующая стратегия инновационной модернизации должна учитываться при реализации импор-тозамещения. Проблема последнего актуальна как в свете экономических санкций, так и в долгосрочном тренде, который состоит в увеличении экспортных возможностей гражданской продукции при развитии высокотехнологичных отраслей постиндустриальной экономики.
Основная задача современной постиндустриальной экономики состоит не в непрерывном росте валового внутреннего продукта, а в создании комфортных условий жизни населения. Изменяется понятие реальной экономики, открываются новые направления занятости (удовлетворение социальных потребностей разных слоев населения, персонифицированный контроль за здоровьем, непрерывное образование, «любительская» культура). Здесь уместно вспомнить мысль К. Маркса о том, что в будущем богатство населения будет выражаться количеством свободного времени у человека.
Постиндустриальные технологии включают уже внедряемые технологии НБИК (на основе концепции конвергентной технологии М. Кастельса), природо-подобные технологии [9], технологии наступающей четвертой промышленной революции, а в будущем — производственные технологии, позволяющие использовать непосредственно силы природы (по выражению К. Маркса). В отношении этих технологий используется обобщающее понятие «высокие (более сложные) технологии производства товаров и услуг».
Новое осмысление, новые черты и направленность приобретает и современная реиндустриализация. Она должна проводиться с учетом формирования новых приоритетов постиндустриальных высокотехнологичных отраслей, а не просто обновления традиционного производства на инновационной основе. Отсюда более верно называть ее неоиндустриализацией.
В настоящее время для ускоренного развития экономики нам недостает потенциала — интеллектуального, промышленного, технологического, инфраструктурного, институционального. Россия по многим показателям качества жизни и индустриального развития, безусловно, может быть отнесена к развитым странам. Но по ряду важнейших составляющих наша страна относится, скорее, к категории развивающихся. Имеются в виду такие показатели, как уровень развития инфраструктуры, комфортность среды обитания, безопасность, уровень коррупции, альтернативы в бизнесе и общественно-политической жизни.
Страна способна производить конкурентные товары и услуги на внутреннем и мировом рынках настолько, насколько это позволяют ее конкурентные преимущества. Только тогда можно говорить о реальных, а не
о потенциальных преимуществах. Надо вписаться в контекст конкуренции с развитыми странами, в глобализацию, с выявлением своих конкурентных преимуществ. Важным для российской экономики является выбор своей ниши в рамках разделения труда по странам, а также расширение сектора индустрии в сфере услуг и социальных отраслей.
Одним из первых условий постиндустриальной и неоиндустриальной инновационной стратегии является отчетливый посыл к переходу от автаркии к глобализации, в том числе в научно-инновационном и технологическом развитии.
К сожалению, существует достаточно распространенное мнение [10], что в России имеют место особые условии производства. Наша страна якобы является «зоной рискованной экономики», где издержки производства любой продукции (особенно в обрабатывающей промышленности и сельском хозяйстве) заведомо выше, чем в развитых странах, из-за климатических условий и огромной территории. Поэтому Россия заведомо неконкурентоспособна в мировой экономике, на мировом рынке и ей необходимо не интегрироваться в мировой рынок, а существенно ограничить торговые связи и запретить вывоз капитала (частичная автаркия).
Однако данная концепция не учитывает реалий современной экономики, опирающейся все более на малоресурсоемкие (не считая трудового ресурса, человеческого капитала) информационные технологии, постиндустриальный уклад, а также на существенное удорожание продукции так называемых ресурсных отраслей из-за относительной нехватки энергии в развитых странах. Наша нефтяная и газовая отрасли вполне конкурентоспособны и привлекают иностранные инвестиции. Надо бы лучше использовать достаточно обширные южные районы страны для производства сельскохозяйственной продукции. Как ни «странно», конкурентоспособны и сборочные производства автомобильной отрасли, не говоря о продукции оборонно-промышленного комплекса, которая успешно торгуется на мировых рынках. Высокотехнологичные отрасли вообще слабо зависят от климата и расстояний между научными работниками, разработчиками и производствами.
Главное, необходимо принятие комплекса решений, чтобы найти новую модель экономики, новую ее структуру, определить свою нишу в мировом разделении труда, модель импортозамещения с учетом новых направлений экспорта товаров и технологий. При этом мы должны помнить, что становление постиндустриального развития экономики, основанного на опережающих темпах роста науки, инженерии и образования, опирается на высокотехнологичные производства и услуги.
Определенный потенциал реализации прорывной и неоиндустриальной инновационной стратегии имеется как в части научных, так и в части инновационных результатов (рост на четверть числа заявок на выдачу патентов РФ на изобретения и на треть — передовых производственных технологий в 2000-2011 гг. [11]), в развитии отрасли нанотехнологий и информационно-коммуникационных технологий в последние 4 года [12; 13]. Но его недостаточно для сдвигов в инновационном развитии. Поэтому требуется дополнительное институциональное обеспечение, способное сыграть ключевую роль в осуществлении обеих инновационных стратегий.
Перспективные ключевые институты, способствующие формированию институциональной иннова-
ционной среды, адекватной постиндустриальной ^ экономике, должны создаваться в соответствии со =п стратегиями социально-экономического развития х макрорегионов России (федеральных округов). ш
Типы макрорегионов и регионов, их относительно х более высокий научный или инновационный потен- ^ циал, ориентация на экспорт и другие конкурентные ^ преимущества предопределяют некоторые особенности наличия и формирования ключевых институ- ^ тов организации научно-инновационного процесса к постиндустриальной экономики в пространственном =Ц контексте. Ключевые институты могут быть выделены, < несмотря на существенные недостатки формиро- ^ вания региональных стратегий, такие как разнобой ^ в горизонтах и в базовых принципах, отсутствие ^ какой-то ни было инновационной стратегии и опи- 2 сания источников выполнения пост- и неоиндустриализации, проведение в основном отраслевого, а не пространственного, регионального и межрегионального анализа.
Вместе с тем объективизация выявления ключевых институтов может быть проведена по признакам особенностей организации реализующего стратегии постиндустриальной экономики современного научно-инновационного процесса (НИП), его структуры, степени новизны, участия основных субъектов в его выполнении.
Таким образом, из разделов стратегий социально-экономического развития федеральных округов, относящихся к научно-технологическому развитию округов и их субъектов федерации (СФ), удается выявить институты инновационного развития, а среди них — ключевые институты и институциональные среды организации научно-инновационного процесса (табл. 1) [14-21].
На основе опыта научно-технологического развития федеральных округов возможно построение базовой институциональной инновационной системы, составленной из институциональных сред, обеспечивающих организацию многообразия научно-инновационного процесса, которая могла бы служить дополнением композиции существующей НИС и инновационных систем федеральных округов (рис. 1).
Федеральные округа существенно различаются между собой по степени инновационного развития. К более продвинутым в организации научно-инновационного процесса для реализации постиндустриальной и неоиндустриальной инновационной стратегии можно отнести Центральный, Северо-Западный и Приволжский округа, а также с некоторыми оговорками — Уральский и Сибирский округа. В них сосредоточены необходимые ключевые институты и институциональные среды для выполнения указанной задачи. В первых двух из перечисленных выше округов сформированы полноценные научно-инновационные системы, в трех других разворачиваются интеграционные процессы для сосредоточения научно-технологического потенциала, проводится его локализация в зонах развития, активизация обеспечения продвижения результатов ФИ и организации этапов НИОКР, коммерциализации и освоения инноваций.
Остальные округа относятся к числу догоняющих. В них создаются наукограды, отраслевые НИИ и лаборатории, происходит технологическое развитие территорий и т. д. При этом каждый макрорегион может быть использован опыт других.
В целом весьма заметны намечаемая реструктуризация научно-инновационной системы и ее раз-
Таблица 1
Ключевые институты и институциональные среды организации научно-инновационного процесса в стратегиях
федеральных округов
Округа
Признаки организации НИП Центральный Северо-Западный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Обеспечение Создание зон Создание Интегра-
целостного инновацион- 26 зон ция инно-
НИП ного развития и инфраструктуры инновационной системы опережающего роста вационных систем СФ округа, создание зон опережающего роста
Поддержка Создание Содержа- Развитие Создание Развитие
Фундамен- системы тельная венчурных высоко- системы
тальных ис- служб и и струк- фондов произ- научных
следований и венчурных турная води- центров,
ускоренного фондов перестрой- тельной наукогра-
продвижения (в том числе ка науч- вычисли- дов, ву-
их результатов пяти центров активизации инновационных процессов) но-иннова-ционного комплекса и профобразования тельной базы округа зовских и отраслевых НИИ
Обеспечение Создание осо- Создание Раз- Создание Развитие
этапов НИП- бой экономи- кластеров витие специали- отрасле-
НИОКР, ческой зоны по НИП, иннова- зированных вых ин-
коммерци- технико-вне- иннова- ционно- научно- ститутов
ализации дренческого ционных ориен- производ- и испыта-
и освоения типа «Зелено- сетей тиро- ственных тельных
инноваций град» ванных кластеров и технологических территорий лабораторий
Активизация Создание Развитие Раз- Создание Выделение
приоритетных технологиче- научных витие и рекон- приори-
направлений ских плат- школ, ведущих струкция тетных
форм научно-образовательных центров вузов с развитой инновационной инфра-структурой образовательных учреждений, федерального университета отраслей
Стимулирова- Создание Развитие Комплек- Создание Развитие Развитие
ние высоко- высокотех- иннова- сирование научно- научно- высоко-
технологич- нологических ционно- СФ по производ- производ- техноло-
ных отраслей кластеров техноло- высоко ствен- ственных гичных
гических техноло- ного и центров и произ-
центров гичному проекту исследовательского комплекса «Екатеринбург» инноваци-онно-техно-логических комплексов водств
Конструиро- Разработка Создание Локализа- Создание Создание Развитие
вание сбалан- алгоритма локальных ция эконо- иннова- террито- инфра-
сированных взаимодей- кластеров мических ционно- риально- струк-
отношений ствия с ин- и центров и техноло- производ- производ- туры
субъектов ститутами развития гических ственных ственных наземных
НИП развития РФ СФ функций комплексов комплексов инновационной системы и морских перевозок
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Обеспечение Разработка Разработ- Развитие
равенства комплекса ка мер по иннова-
доступа к ресурсам субъектов НИП мер по государственной поддержке малого и среднего бизнеса стимулированию интеграции крупного и малого бизнеса ционно-сервисных производств
о о
о о со
<
Примечание: курсивом выделены институциональные среды для всех регионов, полужирным курсивом — ключевые институты только для науконасыщенных регионов.
о
g витие в направлении обеспечения многообразного I научно-инновационного процесса на перспективу х перехода к постиндустриальной экономике и нео-ш индустриализации.
х Теоретико-методологический подход на тех же х основаниях объективизации выявления ключевых s институтов представляет инновационные среды как I существующие в отечественной практике, так и пред-v лагаемые для разработки с учетом зарубежного опыта к [22]. К ним могут относиться, например:
• создание фонда для поиска прорывных инноваци-^ онных технологий для поддержки ФИ и ускоренного ^ продвижения их результатов. В России предложено ^ создание аналогичного фонда для нужд ОПК. По g нашему мнению, аналогичные фонды должны соз-s даваться в науконасыщенных регионах;
• развитие НИИ, КБ и научно-инновационных подразделений корпораций для продвижения особо важных в постиндустриальной экономике научных результатов, новшеств, инноваций и технологий (по нашим примерным расчетам, после 1995 г. в оборонной, аэрокосмической и атомной промышленности сохранились 50-80% от общего количества научно-исследовательских институтов и 40-60% конструкторских бюро, а также 20% проектных организаций [23]);
• использование института рамочных программ (конкурсный отбор наиболее эффективных научных предложений в рамках тематических направлений в соответствии с установленными государством приоритетами в сфере науки и технологий на определенный период времени).
Все перечисленные выше меры, по нашему мнению, позволят осуществить обновление композиции НИС с учетом дополнения ее особенными ключевыми институтами и институциональными средами для реализации инновационной стратегии постиндустриальной экономики.
Литература
1. О науке и государственной научно-технической политике: Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: ИП:р://минобрна-уки.рф/с1осите^8/817ДПе/2369/96.08.23-127.рс11:.
2. О науке и государственной научно-технической политике (с изменениями на 23 мая 2016 г.): Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9028333.
3. О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 27 сентября 2013 г. № 253-ФЗ:[Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152351/.
4. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года / Утв. Межведомственной комиссией по научно-инновационной политике (протокол от 15 февраля 2006 г. № 1): [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://k1.osu.ru/dept/nauch/ osnov_doc/strategiya_razvit.pd1.
5. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://minsvyaz.ru/common/upload/2227-pril.pd1.
6. Стратегия научно-технологического развития России. Концепция (проект), 2015: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://www. labrate. ru/20151 229/20151215_ strategija-ntr-concept-ras.pdf.
7. О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочный период: Проект указа Президента Российской Федерации / Подг. Минобрнауки
России 21 июня 2016 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/56574109/.
8. Наука России в цифрах: 2003: Стат. сб. М.: ЦИСН, 2003. 198 с.
9. Доклад Президента РФ на заседании Совета по науке и образованию на тему: «Новые вызовы и приоритеты развития науки и технологий в Российской Федерации». 24 июня 2015 г.: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/councils/49755.
10. Паршев А. П. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. М.: Астрель (АСТ), 2007. 352 с.
11. Наука России в цифрах: 2012: Стат. сб. М.: ЦИСН, 2012. 226 с.
12. Индикаторы инновационной деятельности: 2013: Стат. сб. М.: НИУ «Высшая школа экономики», 2013. 472 с.
13. Индикаторы информационного общества: 2015: Стат. сб. / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, М. А. Кевеш и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2015. 312 с.
14. Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 года / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2011 г. № 1540-р. Разд. III, подразд. 14: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ StrategTerPlanning/komplstplanning/strategSTPlanning.
15. Стратегия социально-экономического развития СевероЗападного федерального округа на период до 2020 года / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2011 г. № 2074-р. Разд. III, подразд. 12: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/StrategTer-Planning/komplstplanning/strategSTPlanning.
16. Стратегия социально-экономического развития Приволжского федерального округа на период до 2020 года / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 165-р. Разд. III, подразд. 3; разд. V, подразд. 11: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/StrategTerPlanning/ komplstplanning/strategSTPlanning.
17. Стратегия социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2011 г. № 1757-р. Разд. III, подразд. 11: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy. gov.ru/minec/activity/sections/StrategTerPlanning/kompl-stplanning/strategSTPlanning.
18. Стратегия социально-экономического развития Сибири до 2020 года / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2010 г. № 1120-р. Разд. IV, подразд. Развитие инновационной системы: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/StrategTerPlanning/komplstplanning/strateg-STPlanning.
19. Стратегия социально-экономического развития Южного федерального округа на период до 2020 года / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 г. № 1538-р. Разд. III, подразд. 17; разд. V: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ StrategTerPlanning/komplstplanning/strategSTPlanning.
20. Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. № 2094-р. Разд. V, подразд.: Высокие технологии: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ StrategTerPlanning/komplstplanning/strategSTPlanning.
21. Стратегия социально-экономического развития СевероКавказского федерального округа на период до 2025 года / Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2010 г. № 1485-р. Разд. IV, подразд. 2: Развитие образования и науки: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ StrategTerPlanning/komplstplanning/strategSTPlanning.
22. Гусаков М. А. Институциональные условия инновационной модернизации // Экономика и управление. 2015. № 11 (121). С. 94-99.
23. Индикаторы науки: 2016: Стат. сб. / Н. В. Городникова, Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский и др.: НИУ «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ, 2016. 304 с.
References
1. On science and state science and technology policy. Federal Law of August 23, 1996 № 127-FZ. Available at: http:// минобрнауки.рф/с1оситег^8/817ДПе/2369/96.08.23-127. pdf. (in Russ.).
2. On science and state science and technology policy (with amendments on May 23, 2016). Federal Law of August 23, 1996 № 127-FZ. Available at: http://docs.cntd.ru/docu-ment/9028333. (in Russ.).
3. On the Russian academy of sciences, the reorganization of the state academies of sciences and amendments to certain legislative acts of the Russian Federation. Federal Law № 253-FZ of September 27, 2013. Available at: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_152351 /. (in Russ.).
4. The strategy of the development of science and innovation in the Russian Federation for the period up to 2015 (approved by the Interdepartmental Commission for Research and Innovation Policy (Minutes of February 15, 2006 № 1)). Available at: http://kf.osu.ru/dept/nauch/osnov_doc/strate-giya_razvit.pdf. (in Russ.).
5. RF innovation development strategy for the period up to 2020 (approved by the Russian Federation Government on December 8, 2011 № 2227-r). Available at: http://minsvyaz. ru/common/upload/2227-pril.pdf. (in Russ.).
6. Strategy of scientific and technological development of Russia. Concept (draft), 2015. Available at: http://www. labrate.ru/20151229/20151215_strategija-ntr-concept-ras. pdf. (in Russ.).
7. Draft Decree of the President of Russian Federation "On the strategy of the Russian Federation scientific and technological development in the long term" (prepared by Russian Ministry of Education and Science on June 21, 2016). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/56574109/. (in Russ.).
8. Nauka Rossii v tsifrakh: 2003. Stat. sb. [Russian science in figures: 2003. Stat. coll.]. Moscow, Center for Science Research and Statistics Publ., 2003. 198 p.
9. Report of the President of the Russian Federation at a meeting of the Council for Science and Education, on the theme "New challenges and priorities for the development of science and technology in the Russian Federation". June 24, 2015. Available at: http://www.kremlin.ru/events/ councils/49755. (in Russ.).
10. Parshev A. P. Pochemu Rossiya ne Amerika. Kniga dlya tekh, kto ostaetsya zdes' [Why Russia is not America. The book for those who remain here]. Moscow, Astrel' (AST) Publ., 2007. 352 p.
11. Nauka Rossii v tsifrakh: 2012. Stat. sb. [Russian science in figures: 2012. Stat. coll.]. Moscow, Center for Science Research and Statistics Publ., 2012. 226 p.
12. Indikatory innovatsionnoy deyatel'nosti: 2013. Stat. sb. [Indicators of innovation activity: 2013. Stat. coll.]. Moscow, NRU "Higher School of Economics" Publ., 2013 . 472 p.
13. Abdrakhmanova G. I., Gokhberg L. M., Kevesh M. A. et al. Indikatory informatsionnogo obshchestva: 2015. Stat. sb.
[Indicators of the Information Society: 2015. Stat. coll.]. m Moscow, NRU "Higher School of Economics" Publ., 2015. m 312 p.
14. Strategy for socio-economic development of the Central Federal District for the period up to 2020 (approved by ol the Russian Government on September 6, 2011 № 1540-r). g Section III, sub-section 14. Available at: http://economy.gov. x ru/minec/activity/sections/StrategTerPlanning/komplstplan- ^ ning/strategSTPlanning. (in Russ.). i
15. Strategy for socio-economic development of the North- 2 West Federal District up to 2020 (approved by the Russian ® Government on November 18, 2011 № 2074-r). Section III, | sub-section 12. Available at: http://economy.gov.ru/minec/ ^ activity/sections/StrategTerPlanning/komplstplanning/strat- m egSTPlanning. (in Russ.). ^
16. Strategy for socio-economic development of the Volga ^ Federal District for the period up to 2020 (approved by ^ the Russian Government on February 7, 2011 № 165- § r.) Section III, subsection 3, Section V, subsection 11. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/ StrategTerPlanning/komplstplanning/strategSTPlanning. (in Russ.).
17. Strategy for socio-economic development of the Urals Federal District for the period up to 2020 (approved by the Russian Government on October 6, 2011 № 1757-r). Section III, sub-section 11. Available at: http://economy.gov. ru/minec/activity/sections/StrategTerPlanning/komplstplan-ning/strategSTPlanning. (in Russ.).
18. Strategy for socio-economic development of Siberia up to 2020 (approved by the Russian Government on July 5, 2010 № 1120-r). Section IV, subsection Development of innovative system. Available at: http://economy.gov.ru/minec/ activity/sections/StrategTerPlanning/komplstplanning/strat-egSTPlanning. (in Russ.).
19. Strategy for socio-economic development of the Southern Federal District for the period up to 2020 (approved by the Russian Government on September 5, 2011 № 1538-r). Section III, sub-section 17, Section V. Available at: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/StrategTerPlanning/ komplstplanning/strategSTPlanning. (in Russ.).
20. Strategy for socio-economic development of the Far East and the Baikal region for the period up to 2025 (approved by the Russian Government on December 28, 2009 № 2094-r). Section V, sub-section High-Tech. Available at: http:// economy.gov.ru/minec/activity/sections/StrategTerPlanning/ komplstplanning/strategSTPlanning.
21. Strategy for socio-economic development of the North Caucasus Federal District up to 2025 (approved by the Russian Government on September 6, 2010 № 1485-r). Section IV, Subsection 2 Development of education and science. Available at: http://economy.gov.ru/minec/activ-ity/sections/StrategTerPlanning/komplstplanning/strategST-Planning. (in Russ.).
22. Gusakov M. A. Institutsional'nye usloviya innovatsionnoy modernizatsii [Institutional conditions for innovative modernization]. Ekonomika i upravlenie, 2015, no. 11 (121), pp. 94-99.
23. Gorodnikova N. V., Gokhberg L. M., Ditkovskiy K. A. et al. Indikatory nauki: 2016. Stat. sb. [Science indicators: 2016. Stat. coll.]. Moscow, NRU "Higher School of Economics" Publ., 2016. 304 p.